Урок "Три склонения имён существительных"
Задачи: 1.Учить распознавать тип склонения по окончанию и роду.
2.Развивать орфографическую зоркость, логику, умение анализировать, выбирать главное.
3.Воспитывать аккуратность, прилежание.
Тема урока |
Три склонения имён существительных (общее понятие) |
Предмет |
Русский язык |
Класс |
Четвёртый |
Название темы или раздела |
Тема: «Имя существительное» |
Автор урока (Ф.И.О., должность) |
Казанцева Ирина Александровна учитель начальных классов |
Образовательное учреждение |
МБОУ « Гимназия №5», Алтайский край, г.Камень-на-Оби |
УМК |
УМК « Школа России», учебник Т.Г.Рамзаевой |
Тип урока |
Урок изучения нового материала |
Вид урока |
Урок-исследование |
Цель урока |
Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе |
Задачи урока |
1.Учить распознавать тип склонения по окончанию и роду. 2.Развивать орфографическую зоркость, логику, умение анализировать, выбирать главное. 3.Воспитывать аккуратность, прилежание. |
Оборудование |
Компьютер, проектор, учебник Т.Г.Рамзаевой |
Содержание дидактического материала |
Презентация Слайд 1Число, тема урока Слайд 2Вопросы, требующие ответа в ходе урока Слайд 3Предложение, в словах которого нужно вставить окончание, определить род и падеж. Коллективная проверка. Слайд 4Проблемный вопрос. Почему в словах разные окончания? Слайд 5Даны слова. Прочитать слова, определить, что между ними общего. Слайд 6Общее — единственное число Слайд 7Разделить слова, данные в таблице на группы, ориентируясь на указания Слайд 8 Коллективная проверка. Определение признака групп существительных Слайд 9Правило «Три склонения имён существительных» Слайд 10 Памятка «Как определить склонение существительных» Слайд 11Даны слова. Определить склонение существительных, записав в три строчки. Слайд 12Коллективная проверка Слайд 13Домашнее задание Слайд 14Молодцы! |
Подробный конспект урока
Организационный момент |
Начинаем урок русского языка. Сегодня мы вновь отправляемся по стране «Русский язык», чтобы приобрести новые знания. |
Ход и содержание урока Минутка чистописания Цель: развивать орфографическую зоркость, умение выполнять разбор слова Актуализация опорных знаний Цель: повторение понятия «Имя существительное», умение исключать лишнее, умение определять род имён существительных Усвоение новых знаний Формулировка темы урока и постановка задач Цель: определить тему урока, поставить задачи, требующие решения Постановка проблемы Работа над предложением Цель: на основе наблюдения выявить проблему, Задать проблемный вопрос Ознакомление с типами склонения Работа над словами Цель: в ходе работы со словами узнать три типа склонения имён существительных Работа по учебнику Цель: умение работать с правилом, узнать как определить склонение Решение проблемы Цель: найти окончательное решение проблемы на основе наблюдения Формирование умений и навыков Первичное закрепление Цель: отработка умения распознавать склонение Работа по учебнику Итог урока. Рефлексия Цель: оценить свою работу на уроке Домашнее задание Литература |
На доске записаны слова: . зык, вдру., л. пата, горо., к. пуста — Какие это слова? (словарные) — Что знаете о написании словарных слов? (написание их нужно запомнить) — Все ли словарные слова требуют запоминания? (нет, есть слова, написание которых можно проверить) Задание: вставить пропущенные буквы, объяснить орфограмму. Работа выполняется устно. А теперь, если мы правильно вставили буквы, из них должно получиться слово. Назовите его (ягода) Повторим написание данного слова. (Учитель пишет на доске) Разбор слова (ударение, орфограмма, кол-во букв, звуков, значение слова) Запись слова учащимися в тетрадь. Запишите число, тему урока Слайд 1 — Какой раздел мы сейчас изучаем? (имя существительное) Вернёмся к словарным словам. Найдите лишнее слово (вдруг) — По какому признаку вы определили, что оно лишнее? (это наречие) — Какой частью речи являются остальные слова? (существительные) Докажите. — Что знаете о существительном? ( отвечает на вопросы кто? что?, обозначает предмет, изменяется по родам, числам, падежам) Записать в тетрадь и определить род этих существительных. — Какие три рода знаете? Как определить род существительного? Проверка: язык (м.р.), лопата ( ж.р.), город ( м.р.), капуста ( ж.р.) Что вспомнили, выполняя это задание? ( как определить род сущ-го) Прочитайте ещё раз тему урока. — Знакома ли вам данная тема? ( нет) — Какое слово знакомо? ( склонение) — Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? ( ответы уч-ся) Предлагаю вам вопросы, на которые должны ответить в течение урока. Слайд 2 — На какой вопрос вы можете ответить? ( на первый) Склонение – это изменение существительных по падежам. Прочитайте предложение: Слайд 3 Старая женщина волновалась о сестр… и дочер.. Запишите предложение, вставьте окончание, определите род и падеж этих существительных. Проверка. Слайд 3 — Что было трудно? ( вставить окончание) — Что заметили? ( род и падеж одинаковые) — Какой вопрос возникает? — Почему? Слайд 4 Возникла проблема. Что нам нужно сделать, чтобы её решить? ( узнать что-то новое) Даны слова: конь, вода, Юра, земля, дочь, море, дядя, стол — Прочитайте слова, определите, что между ними общего.Слайд 5 ( Все слова – существительные в ед. числе.) Слайд 6 — Давайте разделим эти имена существительные на группы, ориентируясь на указания. Слайд 7 Самостоятельная работа в тетрадях Проверка Слайд 8 — По каким признакам мы сгруппировали существительные?(по роду и окончанию.) — С помощью рода и окончания можно определить склонение. Существительные бывают I, IIи IIIсклонения. Слайд 9 ВЫВОД: -к Iсклонению относятся существительные мужского и женского рода с окончаниями -а, -я. — ко IIсклонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е. — к IIIсклонению относятся существительные женского рода с ь на конце — Что узнали, выполняя данное задание? На какой вопрос можем ответить? ( на 2, 3, 4, 5) Откройте учебник на стр.88, прочитайте правило. — Кто может рассказать? Прочитайте вопрос Почемучки. — Можете ли на него ответить? Изучим памятку.Вопр.6 Слайд 10 — Можем ли ответить на проблемный вопрос? ( почему разные окончания у сущ-х в предложении) Ещё нет. Выполним устно упражнение 165. — Что дано в таблице? ( склонение имён существительных) — Какого склонения существительное сестра, дочь? Одинаковые ли окончания имеют существительные 1 и 3 склонения? ( нет) Сделайте вывод. Разные окончания у существительных в предложении потому, что они относятся к разным склонениям. Упражнение « Определите склонение» Слайд 11 Самостоятельная работа Проверка Слайд 12 Чему учились, выполняя это задание? ( определять склонение) Выполнение упр. 166 ( 3 ученика выполняют у доски) Проверка — Чему учились? Выполнение упр.168 ( самостоятельная работа) — Чему учились? — Что нового узнали на уроке? — Кому было легко работать? — У кого возникли трудности? В чём? Правило стр.88, памятка стр.89, упр.169 Учебник Т.Г.Рамзаевой «Русский язык», 4кл. 1 часть Поурочные планы по учебнику Т.Г.Рамзаевой, авт. Е.Е.Гугучкина |
Организационная информация
Тема урока |
Три склонения имён существительных (общее понятие) |
Предмет |
Русский язык |
Класс |
Четвёртый |
Название темы или раздела |
Тема: «Имя существительное» |
Автор урока (Ф.И.О., должность) |
Казанцева Ирина Александровна учитель начальных классов |
Образовательное учреждение |
МБОУ « Гимназия №5», Алтайский край, г.Камень-на-Оби |
УМК |
УМК « Школа России», учебник Т.Г.Рамзаевой |
Методическая информация
Тип урока |
Урок изучения нового материала |
Вид урока |
Урок-исследование |
Цель урока |
Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе |
Задачи урока |
1.Учить распознавать тип склонения по окончанию и роду. 2.Развивать орфографическую зоркость, логику, умение анализировать, выбирать главное. 3.Воспитывать аккуратность, прилежание. |
Оборудование |
Компьютер, проектор, учебник Т.Г.Рамзаевой |
Содержание дидактического материала |
Презентация Слайд 1 Число, тема урока Слайд 2 Вопросы, требующие ответа в ходе урока Слайд 3 Предложение, в словах которого нужно вставить окончание, определить род и падеж. Коллективная проверка. Слайд 4 Проблемный вопрос. Почему в словах разные окончания? Слайд 5 Даны слова. Прочитать слова, определить, что между ними общего. Слайд 6 Общее - единственное число Слайд 7 Разделить слова, данные в таблице на группы, ориентируясь на указания Слайд 8 Коллективная проверка. Определение признака групп существительных Слайд 9 Правило «Три склонения имён существительных» Слайд 10 Памятка «Как определить склонение существительных» Слайд 11 Даны слова. Определить склонение существительных, записав в три строчки. Слайд 12 Коллективная проверка Слайд 13 Домашнее задание Слайд 14 Молодцы! |
Подробный конспект урока
Организационный момент |
Начинаем урок русского языка. Сегодня мы вновь отправляемся по стране «Русский язык», чтобы приобрести новые знания. |
Ход и содержание урока Минутка чистописания Цель: развивать орфографическую зоркость, умение выполнять разбор слова Актуализация опорных знаний Цель: повторение понятия «Имя существительное», умение исключать лишнее, умение определять род имён существительных Усвоение новых знаний Формулировка темы урока и постановка задач Цель: определить тему урока, поставить задачи, требующие решения Постановка проблемы Работа над предложением Цель: на основе наблюдения выявить проблему, Задать проблемный вопрос Ознакомление с типами склонения Работа над словами Цель: в ходе работы со словами узнать три типа склонения имён существительных Работа по учебнику Цель: умение работать с правилом, узнать как определить склонение Решение проблемы Цель: найти окончательное решение проблемы на основе наблюдения Формирование умений и навыков Первичное закрепление Цель: отработка умения распознавать склонение Работа по учебнику Итог урока. Рефлексия Цель: оценить свою работу на уроке Домашнее задание Литература |
На доске записаны слова: . зык, вдру. , л. пата, горо. , к. пуста - Какие это слова? (словарные) - Что знаете о написании словарных слов? (написание их нужно запомнить) - Все ли словарные слова требуют запоминания? (нет, есть слова, написание которых можно проверить) Задание: вставить пропущенные буквы, объяснить орфограмму. Работа выполняется устно. А теперь, если мы правильно вставили буквы, из них должно получиться слово. Назовите его (ягода) Повторим написание данного слова. (Учитель пишет на доске) Разбор слова (ударение, орфограмма, кол-во букв, звуков, значение слова) Запись слова учащимися в тетрадь. Запишите число, тему урока Слайд 1 - Какой раздел мы сейчас изучаем? (имя существительное) Вернёмся к словарным словам. Найдите лишнее слово (вдруг) - По какому признаку вы определили, что оно лишнее? (это наречие) - Какой частью речи являются остальные слова? (существительные) Докажите. - Что знаете о существительном? ( отвечает на вопросы кто? что?, обозначает предмет, изменяется по родам, числам, падежам) Записать в тетрадь и определить род этих существительных. - Какие три рода знаете? Как определить род существительного? Проверка: язык (м.р.), лопата ( ж.р.), город ( м.р.), капуста ( ж.р.) Что вспомнили, выполняя это задание? ( как определить род сущ-го) Прочитайте ещё раз тему урока. - Знакома ли вам данная тема? ( нет) - Какое слово знакомо? ( склонение) - Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? ( ответы уч-ся) Предлагаю вам вопросы, на которые должны ответить в течение урока. Слайд 2 - На какой вопрос вы можете ответить? ( на первый) Склонение – это изменение существительных по падежам. Прочитайте предложение: Слайд 3 Старая женщина волновалась о сестр.. и дочер.. Запишите предложение, вставьте окончание, определите род и падеж этих существительных. Проверка. Слайд 3 - Что было трудно? ( вставить окончание) - Что заметили? ( род и падеж одинаковые) - Какой вопрос возникает? - Почему? Слайд 4 Возникла проблема. Что нам нужно сделать, чтобы её решить? ( узнать что-то новое) Даны слова: конь, вода, Юра, земля, дочь, море, дядя, стол - Прочитайте слова, определите, что между ними общего. Слайд 5 ( Все слова – существительные в ед. числе.) Слайд 6 - Давайте разделим эти имена существительные на группы, ориентируясь на указания. Слайд 7 Самостоятельная работа в тетрадях Проверка Слайд 8 - По каким признакам мы сгруппировали существительные? (по роду и окончанию.) - С помощью рода и окончания можно определить склонение. Существительные бывают I, II и III склонения. Слайд 9 ВЫВОД: -к I склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончаниями -а, -я. - ко II склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е. - к III склонению относятся существительные женского рода с ь на конце - Что узнали, выполняя данное задание? На какой вопрос можем ответить? ( на 2, 3, 4, 5) Откройте учебник на стр.88, прочитайте правило. - Кто может рассказать? Прочитайте вопрос Почемучки. - Можете ли на него ответить? Изучим памятку.Вопр.6 Слайд 10 - Можем ли ответить на проблемный вопрос? ( почему разные окончания у сущ-х в предложении) Ещё нет. Выполним устно упражнение 165. - Что дано в таблице? ( склонение имён существительных) - Какого склонения существительное сестра, дочь? Одинаковые ли окончания имеют существительные 1 и 3 склонения? ( нет) Сделайте вывод. Разные окончания у существительных в предложении потому, что они относятся к разным склонениям. Упражнение « Определите склонение» Слайд 11 Самостоятельная работа Проверка Слайд 12 Чему учились, выполняя это задание? ( определять склонение) Выполнение упр. 166 ( 3 ученика выполняют у доски) Проверка - Чему учились? Выполнение упр.168 ( самостоятельная работа) - Чему учились? - Что нового узнали на уроке? - Кому было легко работать? - У кого возникли трудности? В чём? Правило стр.88, памятка стр.89, упр.169 Учебник Т.Г.Рамзаевой «Русский язык», 4кл. 1 часть Поурочные планы по учебнику Т.Г.Рамзаевой, авт. Е.Е.Гугучкина |
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Нейропсихологическое обследование детей с нарушениями психомоторного и речевого развития»
- Вебинар «Нейродинамическая гимнастика для детей дошкольного возраста: повышаем согласованность полушарий, улучшаем речевые навыки, развиваем мелкую и крупную моторику, корректируем эмоционально-волевую сферу»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Пальчиковая живопись как нетрадиционная изобразительная техника в работе с дошкольниками и младшими школьниками»
- Вебинар «Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм»