В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Трудные времена на Русской земле. окружающий мир 4 класс.

Трудные времена на Русской земле. окружающий мир 4 класс.

Елена Епифанова
Тип материала: Урок
просмотров: 14602
Краткое описание
    Сформировать у учащихся представление о военном деле на Руси.•    Ознакомить с героическими  страницами истории Отечества.
Описание
Предмет: окружающий мир, изучение новой темы. Тема: « Трудные времена на Русской земле»
Класс: 4 УМК « Школа России»
Учебник: А.А. Плешакова Е.А. Крючковой « Мир вокруг нас»
Учитель: Епифанова Елена Петровна Курловской МКОУ СОШ
Цели:
· Сформировать у учащихся представление о военном деле на Руси.
· Ознакомить с героическими страницами истории Отечества.
· Развивать умение работать с картой, устную речь, мышление, расширять кругозор;
·  Прививать интерес к истории Отечества, воспитывать умение слушать товарищей.

Оборудование:
1. набор иллюстраций
2. опорные схемы
3. электронная презентация, подготовленная учащимися
4. учебник.
Ход урока. · Создание ситуации успеха Звенит, заливается школьный звонок,
Вас ждет интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и прелестно дается учение!

II. Проверка домашнего задания. (работа с первым слайдом)
1. Фронтальный опрос.
— Что такое летопись? -Где и кем велись эти записи. — Назовите самую известную летопись древней Руси. — Кто её написал? — Как дошли до нас древние книги? — Кто трудился над созданием рукописной книги? — Что использовали для письма до 15 века. — Что такое пергамент? -Как украшали книги? — Что служило обложкой книги? 2. Соедините слова из левого столбика с их понятиями из правого столбика.( 1-2 слайд) Работа над новым материалом. Сегодня мы с вами поговорим о трудных временах, которые настали на Русской земле в 13 веке.
Группа ребят нашего класса подготовили проектно-исследовательскую работу по теме
« Трудные времена на русской земле».

Защита группой учащихся исследовательской работы на тему: «Трудные времена на Русской земле»
Выступление первого ученика( Слайды 4 -5)
— В ходе нашего исследования мы искали ответы на вопросы:
1.Какие испытания обрушились на Русь в ХIII веке?
2. Кто такие монголо-татары?
3. Чем они занимались? Где жили?
4. Кто возглавил войско монголо-татар?
5.Чем отличались русские воины от монгольских?
6.Какой первый русский город оказался на пути монголо-татар?
7. Какие города еще заняли монголо-татары?
8.Какой город оказал Батыю серьезное сопротивление и как его за это стали называть?
9. Что случилось с Киевом?
10.Почему же Русь покорилась монголо-татарам?
11.Что стало с Русской землей после нашествия войск Батыя?
12.Что платили жители Руси монголам?
13. Какая появилась новая угроза для Руси?
14. Кто выступил против шведов, и где произошло сражение?
15.Какое прозвище получил князь Александр за победу на реке Неве?
16. Кто появился через два года в Русских землях?
17.Сражение на Чудском озере.
Сообщение ученика о том, кто такие монголо-татары. ( слайды 6-11)
В ХШвеке на Русь обрушились тяжелые испытания. С юга пришло монголо-татарское войско. Кто же такие монголо-татары? Это кочевые (переезжающие с места на место) монгольские племена. Они занимались разведением скота: лошадей, верблюдов, коров, овец и коз. Скоту нужны пастбища, поэтому монголы переходили с места на место в поисках новых пастбищ. Монголы жили в юртах – легких домах из жердей и войлока. При переездах юрты разбирали и грузили в повозки. Монголы были неприхотливым и очень терпеливым народом. Они могли не есть по два-три дня и легко переносили холод. Даже между собой они редко жили в мире и согласии, а уж с другими племенами и народами и подавно постоянно враждовали. О них ходила молва как о жестоких и свирепых людях. По словам древнего историка, они имели «мужество львиное, терпенье собачье». Кочевая жизнь делала из каждого монгола искусного наездника и умелого воина. Мужчины много времени проводили на охоте, упражнялись в стрельбе из лука. Дети с двух-трех лет начинали ездить верхом на лошади и учиться стрелять без промаха. Женщины тоже были прекрасными наездницами и не хуже мужчин умели обращаться с оружием, которое всегда было при них.
Чингисхан собрал огромное войско. Эта армия была построена на основе родственных
Связях -в десяток входили братья, в сотню -представители одного рода, в тысячу -племени. Если с поля бежал воин- казнили весь десяток. Основу войска составляла конница.
Рассмотрите рисунки воинов: русских и монгольских: Сравните. Монгольские воины имеют лучшее снаряжение.
Сообщение ученика о нападение монголо-татар на Русь. ( слайды
Поздней осенью 1237 года внук Чингисхана Батый привел к русским границам огромное войско. На его пути лежало Рязанское княжество. У Рязанцев не было сил, чтобы дать отпор такому сильному врагу. Рязанский князь Юрий Игоревич обратился за помощью к владимирскому и черниговскому князьям, но те не откликнулись на его призыв о помощи. Пять дней держалась Рязань, на шестой – пала. Все жители погибли. В феврале 1238 года полчища Батыя осадили город Владимир. Княжеские семейства и многие бояре затворились в храмах. Последние защитники Владимира погибли в пламени пожара в Успенском соборе.
Вслед за Владимиром монголо-татары заняли Коломну, Москву, Тверь. Завоеватели разрушили и сожгли прекрасные русские города. Маленький город Козельск враги штурмовали семь недель. 4000 вражеских воинов легли под стенами Козельска, но и защитники города погибли. Врагам достались одни развалины, но и их хан Батый приказал стереть с лица земли. С тех пор монголы стали называть Козельск «злым городом». В 1240 году был разрушен и разорен город Киев. Войско монголов было так огромно и так шумно, что киевляне не могли услышать друг друга. Всюду раздавался скрип телег, рев верблюдов и крики людей. Упорно защищали жители родной Киев, но итак инее смогли его отстоять: слишком неравны были силы. Киев был разграблен и разорен. Сообщение ученика на тему: « Почему Русь покорилась монголо-татарам»
Почему же Русь покорилась монголо-татарам? Когда пришла беда, между русскими князьями не было мира и согласия. Вместо того, чтобы объединиться и действовать заодно, они продолжали соперничество так как каждый хотел стать главным среди всех.
И как бы ни было сильно каждое княжество в отдельности — его военная сила ни шла ни в какое сравнение с необъятной силой монголов…
Страшное опустошение и разорение принесли Русской земле полчища Батыя. На месте городов оставались развалины и пожарища. Теперь русские князья могли править только с разрешения ордынского хана. Они обязаны были ездить к нему на поклон, приносить богатые подарки. Жители Руси платили монголам дань. Сначала это были продукты питания, ремесленные изделия, потом деньги. У кого ничего не было, у того забирали жену и детей или самого должника. Сборщиков дани называли баскаками.
Так Русь стала зависеть от орды. Эта зависимость продолжалась больше 200 лет. Столько потребовалось русским людям, чтобы собрать силы и прогнать врага со своей земли.

Сообщение ученика на тему: « Князь Александр Невский».
Народная мудрость гласит: одна беда не приходит. Новая угроза появилась на северо-западных рубежах Руси. Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестоносцев. В 1240 году шведские корабли бросили якорь в устье реки Невы.
Собирать силы было некогда. Александр сказал своей дружине: «Нас не много, а враг силен. Но Бог не с силе, а в правде: идите следом за вашим князем», — и неожиданно напал на шведов 15 июля 1240 года. С рассвета до темноты длился бой. Сам Александр бился с Биргером и ранил его в лицо. Дружинник Савва подрубил столб шатра Биргера, шатер упал, шведы дрогнули и побежали к кораблям, на которых приплыли. Русские воины преследовали шведов до самых кораблей. Весть о победе на Неве разнеслась по всей Руси. Александру за эту битву дали прозвище Невский. А было князю Александру Ярославовичу всего 20 лет. В 1242 году в русских землях вновь появились рыцари–крестоносцы. Они уже овладели Псковом и стали продвигаться к Новгороду. Решающее сражение произошло на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года, которое в историю вошло как Ледовое побоище. В бою рыцари строились клином. Его удар был так силен, что пробивал самую крепкую оборону. Пешие воины находились внутри и позади клина. Обычно они довершали разгром противника. Зная об этом приеме врага, Александр по краям поставил конницу, а в центре – бойцов, вооруженных луками, мечами и крючьями, чтобы стаскивать рыцарей лошадей. Упорно дрались русские воины. Трудно было сдерживать натиск рыцарей, закованных в тяжелые доспехи. Но получилось так, что рыцари, сумев смять центр русских сил, сами же оказались в западне. Сбитые в кучу, они стали легкой добычей. Как вихрь, налетела с боков русская конница. Рыцари дрогнули и начали отступать. Многие из-за своих тяжелых доспехов утонули в озере, уходя под лед вместе с лошадьми. 50 пленных рыцарей были с позором проведены по улицам Новгорода. Именем Александра Невского был назван сначала русский в 1725, а затем советский в 1942 орден для офи­церов—от командира взвода до командира дивизии за руководство успешной операцией, в результате которой врагу наносился большой урон. В 1995 году день 5 апреля объявлен Днем воинской славы России. Выступление учащегося с выводами из исследовательской работы.
1.В ХШ веке на Русь обрушились тяжелые испытания. С юга пришло монголо-татарское войско
2.Монголо-татары — это кочевые (переезжающие с места на место) монгольские племена.
3. Поздней осенью 1237 года внук Чингисхана Батый привел к русским границам огромное войско.
4. Первым на его пути лежало Рязанское княжество. Город Рязань пал на шестой день.
5.Вслед за Рязанью монголо-татары заняли в феврале 1238 года Владимир, затем Коломну, Москву, Тверь.
6. Маленький город Козельск враги штурмовали семь недель. Монголы стали называть Козельск «злым городом».
7. В 1240 году был разрушен и разорен город Киев.
8.Русь покорилась монголо-татарам, потому что когда пришла беда, между русскими князьями не было мира и согласия.
9.Жители Руси платили монголам дань. А русские князья могли править только с разрешения ордынского хана. Они обязаны были ездить к нему на поклон, приносить богатые подарки.
10. Новая угроза появилась на северо-западных рубежах Руси. Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестоносцев.
11. Новгородский князь Александр, которому тогда было 19 лет, после внезапной атаки выбил немцев из захваченных городов на реке Неве.
12. В 1242 году от шведских и немецких рыцарей началась новая угроза.
13.. Решающее сражение произошло на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года, которое в историю вошло как Ледовое побоище. Под предводительством Александра Невского.
Работа с учебником с59- 63.
Рефлексия.
-Кто напал на Русь в 13 веке?
— Кто возглавлял поход на Русь
-какой первый русский народ оказался на их пути?
-Сколько дней оборонялись Рязанцы?
— Какой город оказал Батыю серьёзное сопротивление?
— Что случилось с Киевом?
- Как стало называться государство монголо-татар?
— Какая появилась новая угроза?
-Кто выступил против них?
-Как ему удалось разбить шведов?
-Какое прозвище он получил за эту победу?
— Под каким названием вошла в историю битва на льду Чудского озера?
-Как строились крестоносцы?
— Чем закончилась битва 5 апреля 1242 года?
Подведение итогов урока.
Какие испытания обрушились на Русь в13 веке?
Домашнее задание:
 Прочитать текст ответить на вопросы « Проверь себя» ( с 59 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Тудные времена на Русской земле.docx Скачать
трудные времена на русской земле.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос