Трудные времена на Русской земле. окружающий мир 4 класс.
Краткое описание
Сформировать у учащихся представление о военном деле на Руси.• Ознакомить с героическими страницами истории Отечества.
Описание
Предмет: окружающий мир, изучение новой темы. Тема: « Трудные времена на Русской земле»
Класс: 4 УМК « Школа России»
Учебник: А.А. Плешакова Е.А. Крючковой « Мир вокруг нас»
Учитель: Епифанова Елена Петровна Курловской МКОУ СОШ
Цели:
· Сформировать у учащихся представление о военном деле на Руси.
· Ознакомить с героическими страницами истории Отечества.
· Развивать умение работать с картой, устную речь, мышление, расширять кругозор;
· Прививать интерес к истории Отечества, воспитывать умение слушать товарищей.
Оборудование:
1. набор иллюстраций
2. опорные схемы
3. электронная презентация, подготовленная учащимися
4. учебник.
Ход урока. · Создание ситуации успеха Звенит, заливается школьный звонок,
Вас ждет интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и прелестно дается учение!
II. Проверка домашнего задания. (работа с первым слайдом)
1. Фронтальный опрос.
— Что такое летопись? -Где и кем велись эти записи. — Назовите самую известную летопись древней Руси. — Кто её написал? — Как дошли до нас древние книги? — Кто трудился над созданием рукописной книги? — Что использовали для письма до 15 века. — Что такое пергамент? -Как украшали книги? — Что служило обложкой книги? 2. Соедините слова из левого столбика с их понятиями из правого столбика.( 1-2 слайд) Работа над новым материалом. Сегодня мы с вами поговорим о трудных временах, которые настали на Русской земле в 13 веке.
Группа ребят нашего класса подготовили проектно-исследовательскую работу по теме
« Трудные времена на русской земле».
Защита группой учащихся исследовательской работы на тему: «Трудные времена на Русской земле»
Выступление первого ученика( Слайды 4 -5)
— В ходе нашего исследования мы искали ответы на вопросы:
1.Какие испытания обрушились на Русь в ХIII веке?
2. Кто такие монголо-татары?
3. Чем они занимались? Где жили?
4. Кто возглавил войско монголо-татар?
5.Чем отличались русские воины от монгольских?
6.Какой первый русский город оказался на пути монголо-татар?
7. Какие города еще заняли монголо-татары?
8.Какой город оказал Батыю серьезное сопротивление и как его за это стали называть?
9. Что случилось с Киевом?
10.Почему же Русь покорилась монголо-татарам?
11.Что стало с Русской землей после нашествия войск Батыя?
12.Что платили жители Руси монголам?
13. Какая появилась новая угроза для Руси?
14. Кто выступил против шведов, и где произошло сражение?
15.Какое прозвище получил князь Александр за победу на реке Неве?
16. Кто появился через два года в Русских землях?
17.Сражение на Чудском озере.
Сообщение ученика о том, кто такие монголо-татары. ( слайды 6-11)
В ХШвеке на Русь обрушились тяжелые испытания. С юга пришло монголо-татарское войско. Кто же такие монголо-татары? Это кочевые (переезжающие с места на место) монгольские племена. Они занимались разведением скота: лошадей, верблюдов, коров, овец и коз. Скоту нужны пастбища, поэтому монголы переходили с места на место в поисках новых пастбищ. Монголы жили в юртах – легких домах из жердей и войлока. При переездах юрты разбирали и грузили в повозки. Монголы были неприхотливым и очень терпеливым народом. Они могли не есть по два-три дня и легко переносили холод. Даже между собой они редко жили в мире и согласии, а уж с другими племенами и народами и подавно постоянно враждовали. О них ходила молва как о жестоких и свирепых людях. По словам древнего историка, они имели «мужество львиное, терпенье собачье». Кочевая жизнь делала из каждого монгола искусного наездника и умелого воина. Мужчины много времени проводили на охоте, упражнялись в стрельбе из лука. Дети с двух-трех лет начинали ездить верхом на лошади и учиться стрелять без промаха. Женщины тоже были прекрасными наездницами и не хуже мужчин умели обращаться с оружием, которое всегда было при них.
Чингисхан собрал огромное войско. Эта армия была построена на основе родственных
Связях -в десяток входили братья, в сотню -представители одного рода, в тысячу -племени. Если с поля бежал воин- казнили весь десяток. Основу войска составляла конница.
Рассмотрите рисунки воинов: русских и монгольских: Сравните. Монгольские воины имеют лучшее снаряжение.
Сообщение ученика о нападение монголо-татар на Русь. ( слайды
Поздней осенью 1237 года внук Чингисхана Батый привел к русским границам огромное войско. На его пути лежало Рязанское княжество. У Рязанцев не было сил, чтобы дать отпор такому сильному врагу. Рязанский князь Юрий Игоревич обратился за помощью к владимирскому и черниговскому князьям, но те не откликнулись на его призыв о помощи. Пять дней держалась Рязань, на шестой – пала. Все жители погибли. В феврале 1238 года полчища Батыя осадили город Владимир. Княжеские семейства и многие бояре затворились в храмах. Последние защитники Владимира погибли в пламени пожара в Успенском соборе.
Вслед за Владимиром монголо-татары заняли Коломну, Москву, Тверь. Завоеватели разрушили и сожгли прекрасные русские города. Маленький город Козельск враги штурмовали семь недель. 4000 вражеских воинов легли под стенами Козельска, но и защитники города погибли. Врагам достались одни развалины, но и их хан Батый приказал стереть с лица земли. С тех пор монголы стали называть Козельск «злым городом». В 1240 году был разрушен и разорен город Киев. Войско монголов было так огромно и так шумно, что киевляне не могли услышать друг друга. Всюду раздавался скрип телег, рев верблюдов и крики людей. Упорно защищали жители родной Киев, но итак инее смогли его отстоять: слишком неравны были силы. Киев был разграблен и разорен. Сообщение ученика на тему: « Почему Русь покорилась монголо-татарам»
Почему же Русь покорилась монголо-татарам? Когда пришла беда, между русскими князьями не было мира и согласия. Вместо того, чтобы объединиться и действовать заодно, они продолжали соперничество так как каждый хотел стать главным среди всех.
И как бы ни было сильно каждое княжество в отдельности — его военная сила ни шла ни в какое сравнение с необъятной силой монголов…
Страшное опустошение и разорение принесли Русской земле полчища Батыя. На месте городов оставались развалины и пожарища. Теперь русские князья могли править только с разрешения ордынского хана. Они обязаны были ездить к нему на поклон, приносить богатые подарки. Жители Руси платили монголам дань. Сначала это были продукты питания, ремесленные изделия, потом деньги. У кого ничего не было, у того забирали жену и детей или самого должника. Сборщиков дани называли баскаками.
Так Русь стала зависеть от орды. Эта зависимость продолжалась больше 200 лет. Столько потребовалось русским людям, чтобы собрать силы и прогнать врага со своей земли.
Сообщение ученика на тему: « Князь Александр Невский».
Народная мудрость гласит: одна беда не приходит. Новая угроза появилась на северо-западных рубежах Руси. Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестоносцев. В 1240 году шведские корабли бросили якорь в устье реки Невы.
Собирать силы было некогда. Александр сказал своей дружине: «Нас не много, а враг силен. Но Бог не с силе, а в правде: идите следом за вашим князем», — и неожиданно напал на шведов 15 июля 1240 года. С рассвета до темноты длился бой. Сам Александр бился с Биргером и ранил его в лицо. Дружинник Савва подрубил столб шатра Биргера, шатер упал, шведы дрогнули и побежали к кораблям, на которых приплыли. Русские воины преследовали шведов до самых кораблей. Весть о победе на Неве разнеслась по всей Руси. Александру за эту битву дали прозвище Невский. А было князю Александру Ярославовичу всего 20 лет. В 1242 году в русских землях вновь появились рыцари–крестоносцы. Они уже овладели Псковом и стали продвигаться к Новгороду. Решающее сражение произошло на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года, которое в историю вошло как Ледовое побоище. В бою рыцари строились клином. Его удар был так силен, что пробивал самую крепкую оборону. Пешие воины находились внутри и позади клина. Обычно они довершали разгром противника. Зная об этом приеме врага, Александр по краям поставил конницу, а в центре – бойцов, вооруженных луками, мечами и крючьями, чтобы стаскивать рыцарей лошадей. Упорно дрались русские воины. Трудно было сдерживать натиск рыцарей, закованных в тяжелые доспехи. Но получилось так, что рыцари, сумев смять центр русских сил, сами же оказались в западне. Сбитые в кучу, они стали легкой добычей. Как вихрь, налетела с боков русская конница. Рыцари дрогнули и начали отступать. Многие из-за своих тяжелых доспехов утонули в озере, уходя под лед вместе с лошадьми. 50 пленных рыцарей были с позором проведены по улицам Новгорода. Именем Александра Невского был назван сначала русский в 1725, а затем советский в 1942 орден для офицеров—от командира взвода до командира дивизии за руководство успешной операцией, в результате которой врагу наносился большой урон. В 1995 году день 5 апреля объявлен Днем воинской славы России. Выступление учащегося с выводами из исследовательской работы.
1.В ХШ веке на Русь обрушились тяжелые испытания. С юга пришло монголо-татарское войско
2.Монголо-татары — это кочевые (переезжающие с места на место) монгольские племена.
3. Поздней осенью 1237 года внук Чингисхана Батый привел к русским границам огромное войско.
4. Первым на его пути лежало Рязанское княжество. Город Рязань пал на шестой день.
5.Вслед за Рязанью монголо-татары заняли в феврале 1238 года Владимир, затем Коломну, Москву, Тверь.
6. Маленький город Козельск враги штурмовали семь недель. Монголы стали называть Козельск «злым городом».
7. В 1240 году был разрушен и разорен город Киев.
8.Русь покорилась монголо-татарам, потому что когда пришла беда, между русскими князьями не было мира и согласия.
9.Жители Руси платили монголам дань. А русские князья могли править только с разрешения ордынского хана. Они обязаны были ездить к нему на поклон, приносить богатые подарки.
10. Новая угроза появилась на северо-западных рубежах Руси. Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестоносцев.
11. Новгородский князь Александр, которому тогда было 19 лет, после внезапной атаки выбил немцев из захваченных городов на реке Неве.
12. В 1242 году от шведских и немецких рыцарей началась новая угроза.
13.. Решающее сражение произошло на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года, которое в историю вошло как Ледовое побоище. Под предводительством Александра Невского.
Работа с учебником с59- 63.
Рефлексия.
-Кто напал на Русь в 13 веке?
— Кто возглавлял поход на Русь
-какой первый русский народ оказался на их пути?
-Сколько дней оборонялись Рязанцы?
— Какой город оказал Батыю серьёзное сопротивление?
— Что случилось с Киевом?
- Как стало называться государство монголо-татар?
— Какая появилась новая угроза?
-Кто выступил против них?
-Как ему удалось разбить шведов?
-Какое прозвище он получил за эту победу?
— Под каким названием вошла в историю битва на льду Чудского озера?
-Как строились крестоносцы?
— Чем закончилась битва 5 апреля 1242 года?
Подведение итогов урока.
Какие испытания обрушились на Русь в13 веке?
Домашнее задание:
Прочитать текст ответить на вопросы « Проверь себя» ( с 59
Класс: 4 УМК « Школа России»
Учебник: А.А. Плешакова Е.А. Крючковой « Мир вокруг нас»
Учитель: Епифанова Елена Петровна Курловской МКОУ СОШ
Цели:
· Сформировать у учащихся представление о военном деле на Руси.
· Ознакомить с героическими страницами истории Отечества.
· Развивать умение работать с картой, устную речь, мышление, расширять кругозор;
· Прививать интерес к истории Отечества, воспитывать умение слушать товарищей.
Оборудование:
1. набор иллюстраций
2. опорные схемы
3. электронная презентация, подготовленная учащимися
4. учебник.
Ход урока. · Создание ситуации успеха Звенит, заливается школьный звонок,
Вас ждет интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и прелестно дается учение!
II. Проверка домашнего задания. (работа с первым слайдом)
1. Фронтальный опрос.
— Что такое летопись? -Где и кем велись эти записи. — Назовите самую известную летопись древней Руси. — Кто её написал? — Как дошли до нас древние книги? — Кто трудился над созданием рукописной книги? — Что использовали для письма до 15 века. — Что такое пергамент? -Как украшали книги? — Что служило обложкой книги? 2. Соедините слова из левого столбика с их понятиями из правого столбика.( 1-2 слайд) Работа над новым материалом. Сегодня мы с вами поговорим о трудных временах, которые настали на Русской земле в 13 веке.
Группа ребят нашего класса подготовили проектно-исследовательскую работу по теме
« Трудные времена на русской земле».
Защита группой учащихся исследовательской работы на тему: «Трудные времена на Русской земле»
Выступление первого ученика( Слайды 4 -5)
— В ходе нашего исследования мы искали ответы на вопросы:
1.Какие испытания обрушились на Русь в ХIII веке?
2. Кто такие монголо-татары?
3. Чем они занимались? Где жили?
4. Кто возглавил войско монголо-татар?
5.Чем отличались русские воины от монгольских?
6.Какой первый русский город оказался на пути монголо-татар?
7. Какие города еще заняли монголо-татары?
8.Какой город оказал Батыю серьезное сопротивление и как его за это стали называть?
9. Что случилось с Киевом?
10.Почему же Русь покорилась монголо-татарам?
11.Что стало с Русской землей после нашествия войск Батыя?
12.Что платили жители Руси монголам?
13. Какая появилась новая угроза для Руси?
14. Кто выступил против шведов, и где произошло сражение?
15.Какое прозвище получил князь Александр за победу на реке Неве?
16. Кто появился через два года в Русских землях?
17.Сражение на Чудском озере.
Сообщение ученика о том, кто такие монголо-татары. ( слайды 6-11)
В ХШвеке на Русь обрушились тяжелые испытания. С юга пришло монголо-татарское войско. Кто же такие монголо-татары? Это кочевые (переезжающие с места на место) монгольские племена. Они занимались разведением скота: лошадей, верблюдов, коров, овец и коз. Скоту нужны пастбища, поэтому монголы переходили с места на место в поисках новых пастбищ. Монголы жили в юртах – легких домах из жердей и войлока. При переездах юрты разбирали и грузили в повозки. Монголы были неприхотливым и очень терпеливым народом. Они могли не есть по два-три дня и легко переносили холод. Даже между собой они редко жили в мире и согласии, а уж с другими племенами и народами и подавно постоянно враждовали. О них ходила молва как о жестоких и свирепых людях. По словам древнего историка, они имели «мужество львиное, терпенье собачье». Кочевая жизнь делала из каждого монгола искусного наездника и умелого воина. Мужчины много времени проводили на охоте, упражнялись в стрельбе из лука. Дети с двух-трех лет начинали ездить верхом на лошади и учиться стрелять без промаха. Женщины тоже были прекрасными наездницами и не хуже мужчин умели обращаться с оружием, которое всегда было при них.
Чингисхан собрал огромное войско. Эта армия была построена на основе родственных
Связях -в десяток входили братья, в сотню -представители одного рода, в тысячу -племени. Если с поля бежал воин- казнили весь десяток. Основу войска составляла конница.
Рассмотрите рисунки воинов: русских и монгольских: Сравните. Монгольские воины имеют лучшее снаряжение.
Сообщение ученика о нападение монголо-татар на Русь. ( слайды
Поздней осенью 1237 года внук Чингисхана Батый привел к русским границам огромное войско. На его пути лежало Рязанское княжество. У Рязанцев не было сил, чтобы дать отпор такому сильному врагу. Рязанский князь Юрий Игоревич обратился за помощью к владимирскому и черниговскому князьям, но те не откликнулись на его призыв о помощи. Пять дней держалась Рязань, на шестой – пала. Все жители погибли. В феврале 1238 года полчища Батыя осадили город Владимир. Княжеские семейства и многие бояре затворились в храмах. Последние защитники Владимира погибли в пламени пожара в Успенском соборе.
Вслед за Владимиром монголо-татары заняли Коломну, Москву, Тверь. Завоеватели разрушили и сожгли прекрасные русские города. Маленький город Козельск враги штурмовали семь недель. 4000 вражеских воинов легли под стенами Козельска, но и защитники города погибли. Врагам достались одни развалины, но и их хан Батый приказал стереть с лица земли. С тех пор монголы стали называть Козельск «злым городом». В 1240 году был разрушен и разорен город Киев. Войско монголов было так огромно и так шумно, что киевляне не могли услышать друг друга. Всюду раздавался скрип телег, рев верблюдов и крики людей. Упорно защищали жители родной Киев, но итак инее смогли его отстоять: слишком неравны были силы. Киев был разграблен и разорен. Сообщение ученика на тему: « Почему Русь покорилась монголо-татарам»
Почему же Русь покорилась монголо-татарам? Когда пришла беда, между русскими князьями не было мира и согласия. Вместо того, чтобы объединиться и действовать заодно, они продолжали соперничество так как каждый хотел стать главным среди всех.
И как бы ни было сильно каждое княжество в отдельности — его военная сила ни шла ни в какое сравнение с необъятной силой монголов…
Страшное опустошение и разорение принесли Русской земле полчища Батыя. На месте городов оставались развалины и пожарища. Теперь русские князья могли править только с разрешения ордынского хана. Они обязаны были ездить к нему на поклон, приносить богатые подарки. Жители Руси платили монголам дань. Сначала это были продукты питания, ремесленные изделия, потом деньги. У кого ничего не было, у того забирали жену и детей или самого должника. Сборщиков дани называли баскаками.
Так Русь стала зависеть от орды. Эта зависимость продолжалась больше 200 лет. Столько потребовалось русским людям, чтобы собрать силы и прогнать врага со своей земли.
Сообщение ученика на тему: « Князь Александр Невский».
Народная мудрость гласит: одна беда не приходит. Новая угроза появилась на северо-западных рубежах Руси. Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестоносцев. В 1240 году шведские корабли бросили якорь в устье реки Невы.
Собирать силы было некогда. Александр сказал своей дружине: «Нас не много, а враг силен. Но Бог не с силе, а в правде: идите следом за вашим князем», — и неожиданно напал на шведов 15 июля 1240 года. С рассвета до темноты длился бой. Сам Александр бился с Биргером и ранил его в лицо. Дружинник Савва подрубил столб шатра Биргера, шатер упал, шведы дрогнули и побежали к кораблям, на которых приплыли. Русские воины преследовали шведов до самых кораблей. Весть о победе на Неве разнеслась по всей Руси. Александру за эту битву дали прозвище Невский. А было князю Александру Ярославовичу всего 20 лет. В 1242 году в русских землях вновь появились рыцари–крестоносцы. Они уже овладели Псковом и стали продвигаться к Новгороду. Решающее сражение произошло на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года, которое в историю вошло как Ледовое побоище. В бою рыцари строились клином. Его удар был так силен, что пробивал самую крепкую оборону. Пешие воины находились внутри и позади клина. Обычно они довершали разгром противника. Зная об этом приеме врага, Александр по краям поставил конницу, а в центре – бойцов, вооруженных луками, мечами и крючьями, чтобы стаскивать рыцарей лошадей. Упорно дрались русские воины. Трудно было сдерживать натиск рыцарей, закованных в тяжелые доспехи. Но получилось так, что рыцари, сумев смять центр русских сил, сами же оказались в западне. Сбитые в кучу, они стали легкой добычей. Как вихрь, налетела с боков русская конница. Рыцари дрогнули и начали отступать. Многие из-за своих тяжелых доспехов утонули в озере, уходя под лед вместе с лошадьми. 50 пленных рыцарей были с позором проведены по улицам Новгорода. Именем Александра Невского был назван сначала русский в 1725, а затем советский в 1942 орден для офицеров—от командира взвода до командира дивизии за руководство успешной операцией, в результате которой врагу наносился большой урон. В 1995 году день 5 апреля объявлен Днем воинской славы России. Выступление учащегося с выводами из исследовательской работы.
1.В ХШ веке на Русь обрушились тяжелые испытания. С юга пришло монголо-татарское войско
2.Монголо-татары — это кочевые (переезжающие с места на место) монгольские племена.
3. Поздней осенью 1237 года внук Чингисхана Батый привел к русским границам огромное войско.
4. Первым на его пути лежало Рязанское княжество. Город Рязань пал на шестой день.
5.Вслед за Рязанью монголо-татары заняли в феврале 1238 года Владимир, затем Коломну, Москву, Тверь.
6. Маленький город Козельск враги штурмовали семь недель. Монголы стали называть Козельск «злым городом».
7. В 1240 году был разрушен и разорен город Киев.
8.Русь покорилась монголо-татарам, потому что когда пришла беда, между русскими князьями не было мира и согласия.
9.Жители Руси платили монголам дань. А русские князья могли править только с разрешения ордынского хана. Они обязаны были ездить к нему на поклон, приносить богатые подарки.
10. Новая угроза появилась на северо-западных рубежах Руси. Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестоносцев.
11. Новгородский князь Александр, которому тогда было 19 лет, после внезапной атаки выбил немцев из захваченных городов на реке Неве.
12. В 1242 году от шведских и немецких рыцарей началась новая угроза.
13.. Решающее сражение произошло на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года, которое в историю вошло как Ледовое побоище. Под предводительством Александра Невского.
Работа с учебником с59- 63.
Рефлексия.
-Кто напал на Русь в 13 веке?
— Кто возглавлял поход на Русь
-какой первый русский народ оказался на их пути?
-Сколько дней оборонялись Рязанцы?
— Какой город оказал Батыю серьёзное сопротивление?
— Что случилось с Киевом?
- Как стало называться государство монголо-татар?
— Какая появилась новая угроза?
-Кто выступил против них?
-Как ему удалось разбить шведов?
-Какое прозвище он получил за эту победу?
— Под каким названием вошла в историю битва на льду Чудского озера?
-Как строились крестоносцы?
— Чем закончилась битва 5 апреля 1242 года?
Подведение итогов урока.
Какие испытания обрушились на Русь в13 веке?
Домашнее задание:
Прочитать текст ответить на вопросы « Проверь себя» ( с 59
31 марта 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»