Летний лагерь - дело серьёзное.
и в смысле укрепления физических сил,
и в смысле роста сознательности,
а можно только устать и поглупеть
(Н.К.Крупская.)
МКОУ «Большереченская СОШ №2», Омская обл.
Щербакова Елена Яковлевна,
старшая вожатая
МКОУ «Большереченская СОШ №2».
ЛЕТНИЙ ЛАГЕРЬ – ДЕЛО СЕРЬЁЗНОЕ.
Есть отдых, который может дать много
и в смысле укрепления физических сил,
и в смысле роста сознательности,
а можно только устать и поглупеть
(Н.К.Крупская.)
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Организация оздоровительных лагерей дневного пребывания при школе – одна из интереснейших форм работы с детьми в летний период. Ведь лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за учебный год напряжения, восполнения израсходованных сил. Это хорошая возможность дать детям отдохнуть, оздоровить и закалить свой организм. Пребывание ребенка в оздоровительном детском лагере (даже при школе) целесообразно рассматривать как этап в его жизни, предполагающий создание условий не только для физического оздоровления, но и для личностного роста ребенка.
Вот уже несколько лет подряд на базе МКОУ «Большереченская средняя общеобразовательная школа №2» во время летних каникул работает лагерь дневного пребывания «СТАРТ». Каждый год разрабатываются программы, которые соответствуют возрасту, мобильности и потребности ребят. Так, например:
Лето 2005 - «Лето звёздное, будь со мной», модель лагеря «Солнечная телепланета». На протяжении всей смены работает продюсерский центр, а каждый отряд – это телекомпания.
Лето-2006 - «Здоровым быть классно». В течение всей смены ребята - это жители Волшебной страны, которые собирают жемчужины в ожерелье здоровья.
Лето-2007 – «Наш Цветочный город». В основе лежит сюжетно-ролевая игра “Здравствуй, Цветочный город”, построенная на легенде. Каждый отряд-округ. Цель игры: в конце весёлой смены здесь будет город- сад.
Лето – 2009 –«Экологическая тропа». Цель: создание плана экологической тропы нашего посёлка, где указаны уголки природной гармонии и места экологического бедствия.
Лето – 2010 - «Перекрёсток». Программа профильного лагеря ЮИД. Цель: формирование у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, пропаганда ПДД.
Лето – 2011 - «Планета друзей». Путешествуя в космическом пространстве, космонавты (дети) открывают каждый день новую, неизведанную ранее планету.
Лето – 2012 – «Олимпийские надежды».
Данная программа комплексная, т.е. включают в себя разноплановую деятельность, объединяют различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях лагеря дневного пребывания. Многофункциональность программы дает основание для создания условий самореализации детей разного возраста и особенностей характера, помогает детям найти своё место в детском коллективе, развить свое творчество, укрепить здоровье.
Коллектив педагогов нашего лагеря рассматривает здоровье детей в разных аспектах:
Социальный аспект здоровья – способность ребенка оптимально адаптироваться к социальным условиям, стремление постоянно повышать уровень коммуникативной компетентности, обретение чувства принадлежности ко всему человечеству.
Творческий аспект здоровья – способность ребенка к созидающей активности, стремление творчески выражать себя в жизнедеятельности.
Эмоциональный аспект здоровья – способность ребенка адекватно выражать свои чувства, понимать и принимать чувства других.
Физический аспект здоровья – способность развивать физическую составляющую здоровья.
Интеллектуальный аспект здоровья – способность ребенка развивать интеллект и уметь им пользоваться (ум – это инструмент, которым надо уметь пользоваться «с умом»).
Личностный аспект здоровья – способность ребенка к самореализации, умение ставить цели и достигать их, выбирая приемлемые средства.
Духовный аспект здоровья – способность развивать духовную природу, выражать высшие ценности в жизни.
Цель программы: укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта, пропаганда здорового образа жизни.
Девиз лагеря: «Путь к медалям олимпийским начинается с зарядки».
Основные направления деятельности по реализации программы:
-спортивно-оздоровительное;
С помощью спорта и физкультуры в нашем лагере решаются задачи физического воспитания детей. Ежедневная утренняя зарядка, хождение босиком по траве, полоскание горла и обливание ног способствуют развитию двигательных качеств, закаливанию и укреплению молодого организма. Игры на свежем воздухе, соревнования, физические упражнения, полноценное питание, часы здоровья помогут ребятам окрепнуть, восстановить силы к новому учебному году.
-творческо-познавательное;
-нравственно-этическое;
-художественно-эстетическое;
-эколого-краеведческое;
-гражданско-патриотическое и правовое.
ЛДП «СТАРТ» на 18 дней превращается в Центр подготовки чемпионов. Руководство осуществляет Олимпийский Комитет. В него входят по 3 представителя от каждого отряда. Возглавляет Олимпийский Комитет - учитель физической культуры и спорта. Главная задача Комитета – развитие спорта в своих отрядах: внутренние состязания, подготовка команд на межлагерные соревнования, проведение общелагерных мероприятий. Ежедневно Олимпийский Комитет выявляет чемпиона дня по итогам игр. Награждение происходит на общелагерной линейке.
В течение смены работает «Город мастеров» (кружки и студии МКОУ ДОД «Центр детского творчества ЦСПСД Большереченского района).
Понедельник, пятница – дни посещений комнаты психологической разгрузки и тренажерного зала в Центре социальной помощи семье и детям.
Среда – общепоселковые мероприятия для лагерей посёлка.
Ежедневно - общелагерная линейка-построение со сдачей рапорта начальнику лагеря, подведение итогов, награждение и ознакомление с планом работы на день.
В конце каждого дня заполняется экран настроения, и радуга отношения к делу. Участие и успех отрядов в общелагерных делах отмечается символами. Данные являются одним из показателей успешности (или наоборот) работы отряда и лагеря в целом.
В начале каждой смены работы лагеря, медицинский работник измеряет рост, взвешивает детей, а в конце смены проводится повторный осмотр ребят. Дети подрастают, прибавляют в весе, и мы взрослые радуемся этой положительной динамике. Значит, наша работа проходит не зря, ведь лето в лагере равняется иногда году в жизни ребёнка, после него он и на год, и на класс становится взрослее.
Лагерь дневного пребывания - территория активной жизни ребят. Каждый день, каждый час жизни в лагере удивителен и неповторим. Каждый день в нашем лагере – тематический. Тематический день имеет название, программу содержательной деятельности детей и взрослых вокруг определённой темы.
Каждый день пребывания ребенка в лагере насыщен самыми разными мероприятиями, интересными развлекательными программами, конкурсами, играми и спортивными занятиями на свежем воздухе. Важнейшим направлением в работе лагеря в эту смену стало активное приобщение детей к физкультуре, спорту, олимпийским традициям и здоровому образу жизни.
Для подготовки и проведения мероприятий привлекаются специалисты других ведомств и организаций, т.е. используется весь ресурс посёлка, появляются новые социальные партнёры областного центра.
Учитывая опыт прошлых лет, можно с уверенностью сказать, что программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания, построенная в форме игры, дает положительные результаты.
Ребята, посещающие летний лагерь, становятся, более коммуникабельны, и активны в школьной жизни, физически выносливы, раскрываются таланты.
Желающих, посещать лагерь из года в год много, это говорит о том, что работа ведется в правильном направлении.
Конечно же, готового рецепта "Яркого лета "не существует, но в нашей школе накопился богатый методический материал по работе лагеря дневного пребывания.
Делать отдых детей содержательным помогают разработки КВН, юморин, игр-путешествий по станциям, посвящение в отдыхающие, игры «Найди клад», Дней здоровья, физкультурника, велосипедиста, бегуна, Дня театра и эстрады, Дня права, праздника песни и танца, праздника цветов, викторин, хороводов друзей, рыцарских турниров, литературных рингов, эрудит- шоу, фестивалей искусств, экологического марафона, спортивно-конкурсной программы «Мы - за здоровый образ жизни», Школы светофорных наук и многих других.
Содержание дел было достаточно полезным, организация четкой, дети активны и реализовали себя. В итоге реализации программы в конце смены дети получили грамоты и благодарственные письма, подарки.
С поставленными задачами педагогический коллектив ЛДП справился, в лагере были созданы комфортные условия для детей, где каждый имел возможность проявить себя.
Проведенное в конце лагерной смены анкетирование воспитанников было направлено на оценку работы вожатых и воспитателей, выявление степени удовлетворенности детей от пребывания в лагере. Общий уровень удовлетворенности детей жизнью в лагере высокий - 84 %. Ребята нашли новых друзей, принимали активное участие в мероприятиях, участвовали в конкурсах и эстафетах, получили умения и навыки работы в коллективе и группе, сняли физическое и психологическое напряжение, укрепили здоровье, что говорит о положительной динамике процесса в целом. Полученные и представленные результаты соответствуют поставленным педагогическим целям и задачам.
В процессе деятельности особую актуальность приобретает наличие обратной связи, т.е. регулярное изучение мнения родителей о работе лагеря.
Система работы по организации лагеря дневного пребывания (в течение 2-х лет ,старшая вожатая – освождённая от работы на отряде), программно- методическое обеспечение, сочетающее развитие, воспитание и оздоровление детей, использование здоровьесберегающих технологий дают позитивный результат.
Ежегодная разработка программ организации каникулярного отдыха вызвана :
-
повышением спроса родителей и детей на организованный и активный отдых школьников в условиях посёлка;
-
обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
-
модернизацией старых форм работы и введением новых;
-
необходимостью использования богатого творческого потенциала детей и педагогов ОУ в реализации цели и задач программ.
Реализация программы возможна с помощью обеспечения:
-
Педагогическими кадрами: воспитатели и вожатые, педагог-организатор, педагоги физической культуры.
-
Квалифицированными педагогами дополнительного образования.
-
Организации качественного питания и медицинской помощи (зарядка, оздоровительные и закаливающие процедуры, купание проводятся только с разрешения и под наблюдением фельдшера).
-
Специалистами социума.
-
Техническими средствами.
Ежегодно авторы и разработчики программ летнего оздоровления принимают участие в смотрах-конкурсах «Лето - детям» муниципального и регионального уровня. Имеют Благодарственные письма, Дипломы и сертификаты лауреатов и победителей.
Ход реализации программы «Олимпийские надежды» освещался СМИ: на школьном сайте, « Большеречье. РУ», сайте Омской региональной общественной организации «Центр развития общественных инициатив», «Омская губерния», районной газетой «Наша Иртышская правда».
Все мероприятия программы приурочены к Году здоровья детей в Омской области и областному спортивно-культурному сельскому празднику «Королева спорта «Большеречье-2012».
Независимо от смены, и программы самым важным результатом является – благополучие ребёнка.
К битвам спортивным все мы готовы
Каждый уверен в силе своей.
И побеждает на финише снова
Дружба и сила команды моей.
Использованная литература:
-
«Школьная площадка» А.Н. Никульников, Новосибирск- 2006.
-
«С игрой круглый год» М.С. Коган. Сибирское университетское издательство. Новосибирск - 2006.
-
Серия: «Праздник в школе». Минск. «Красико-Принт». 2000- 2010.
-
Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», №2 – 2008.
-
Н.Е. Щуркова «За гранью урока». – М.: ЦГЛ, 2004г.
-
Б.В. Куприянов; М.И. Рожков; «Организация и методика проведения игр с подростками». – М.: ВЛАДОС, 2001г.
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Творчество М. А. Шолохова: аккумуляция и ретрансляция культурного кода»
- Вебинар «Возможности использования спичек в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей