Обучение грамоте в 1 классе (1-4) /чтение слов с буквой й / проект урока
2. Продолжить работу над формированием навыка плавного слогового чтения.
3. Развивать устную речь обучающихся; учить их выразительному чтению.
4. Предоставить возможность для творческого развития и воображения.
5. Повторить правила дорожного движения.
6. Воспитывать любовь к животным, чувство сострадания, уважения к родителям.
Ход урока:
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Предположительный результат | |||||||||||||||||||
I. Оргмомент. |
Настроить детей на рабочий ритм в доброжелательной обстановке, проверить готовность рабочего места учеников. | ||||||||||||||||||||
Здравствуйте, ребята. Приведите все в порядок на парте. Проверьте: азбука, тетрадь, ручка, карандаш. |
Дети встали у парт. Проверили каждый готовность к уроку. | ||||||||||||||||||||
II. Сообщение темы и цели урока. |
Активизировать мыслительную деятельность детей. В игровой форме заинтересовать детей и нацелить на вдумчивую, сосредоточенную работу на уроке; привлечь внимание на выполнение задания. Включить зрительную память у детей при использовании наборного полотна. Использовать загадку как форму словесно-логического упражнения. | ||||||||||||||||||||
а). Послушайте загадку: Без хвоста и головы Перед тобою слово. На помощь ты приди скорей, Хвост и голову пришей. Пришел ты в школу первый раз, Принес его ты в первый класс. |
Дети отвечают «Азбука» Ученик идет к доске, находит в разрезной азбуке нужные недостающие буквы (а, з, к, а) и дополняет ими наборное полотно | ||||||||||||||||||||
. | . | б | у | . | . | ||||||||||||||||
б) Беседа: Принцесса Азбука шлет вам, ребята, привет и приглашает на урок- праздник, посвященный «Дню Матери». Пригласительными билетами будут служить доброта, любовь, умение читать по слогам, правильные ответы на вопросы, хорошее поведение. |
Дети слушают учителя. |
В доступной форме познакомить детей с целями урока, используя сказочный персонаж – принцессу. Развивать фантазию и воображение. | |||||||||||||||||||
в) Из истории слова: — Откуда появилось название слова «Азбука»? |
Древнерусская первая буква алфавита называлась «аз», вторая «буки». Вот и получилось аз-буки, или азбука. |
Расширить кругозор детей, обогатить словарный запас. | |||||||||||||||||||
III. Повторение изученного материала. | |||||||||||||||||||||
Для чего нужна речь? |
Чтобы понимать друг друга, рассказывать о чем-либо. |
Систематизировать знания детей о речи и ее функциях. | |||||||||||||||||||
Какая бывает речь? |
Устная и письменная. | ||||||||||||||||||||
Что называется устной речью? |
То, что мы говорим, то что мы слышим. | ||||||||||||||||||||
Что называется письменной речью? |
То, что мы пишем. | ||||||||||||||||||||
Из чего состоит наша речь? |
Наша речь состоит из предложений. | ||||||||||||||||||||
Из чего состоят предложения? |
Предложения состоят из слов. | ||||||||||||||||||||
Ребята, а как бы вы назвали страну, в которой живет принцесса Азбука? |
Страна Знаний. |
Развивать логическое мышление: подведение к умозаключению. | |||||||||||||||||||
Принцесса Азбука хотела всем детям сегодня помочь узнать что-то новое. Но нашему празднику грозит беда! Родная сестра принцессы – колдунья Лень обманула Азбуку и усыпила ее. Теперь Лень ходит по стране Знаний и заманивает детей к себе в Сонный Дворец. Те ребята, которые не хотят учиться, попадут в сети колдуньи. Есть ли в нашем классе ребята, которые не хотят учиться? |
Ответы детей. |
Проблемная ситуация помогает решить познавательные задачи. | |||||||||||||||||||
Кто же нам поможет? Слушаем загадку: (текст напечатан на доске) Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей, И однажды бегемота Вытащил он из болота. Он известен, знаменит. Это — …. |
Хорошо читающий ученик читает с доски загадку, класс отвечает: Это – доктор Айболит. |
Активизировать мыслительную деятельность детей: загадка – одна из форм словесно-логического упражнения. Развивать навык плавного слогового чтения. | |||||||||||||||||||
IV. Закрепление изученного материала Задание №1 Распознавание звука [й] в словах. -В какой части слова слышите звук [й]? -Какой буквой обозначен этот звук? -Какой звук обозначает буква и-краткая? -Может ли звук [й] образовать слог? |
-В слове Айболит в середине слова. -Буква и-краткая. -Всегда мягкий, звонкий (сонорный). -Нет. |
Учить сравнивать, устанавливать различие между буквой и звуком. Сравнение – аналитическая работа ума. | |||||||||||||||||||
Задание №2 (дифференцирование по уровню творчества) Прочитать слово АЙБОЛИТ тихо-громко, медленно-быстро, с ударением на 1 слог-с ударением на 2 слог. Составить схему слова (звуко-буквенный анализ) и дать характеристику звуку[й]. Словарная работа: Какой звук мы слышим во втором слоге после буквы «Б»? Правило: Если гласная вызвала сомнение, ты ее немедленно поставь под ударение. |
Слышим звук [а], но пишем букву «о». В слове Айболит орфограмма: безударная гласная «о» во втором слоге. Проверочное слово «боль». |
Развивать навык выразительного чтения. Подвести детей к выводу, итогу: правильно делать фонетический разбор слов. Использовать дедуктивный метод обучения – расхождение в произношении и написании слов. Введение элементов опережающего обучения по методу С. Н. Лысенковой (проверка безударной гласной путем подбора проверочного слова) | |||||||||||||||||||
Беседа. Вы правильно ответили на все вопросы, помогли Айболиту освободить принцессу ото сна. Теперь она вместе с Айболитом будет вам помогать узнавать много нового. Физкультминутка Шел король по лесу(3р). Нашел себе принцессу (3р), Давай с тобой попрыгаем(3р), Ножками подрыгаем (3р), Ручками похлопаем (3р), Ножками потопаем (3р). |
На доке появляется изображение принцессы и Айболита. Дети повторяют слова и делают движения ногами, руками, соответствующие словам. |
Формировать положительные эмоции в связи с тем, что проблемная ситуация завершилась благополучно. Помочь детям снять накопившееся мышечное напряжение, усталость. | |||||||||||||||||||
Работа по учебнику с. 63 «Азбуки» -Из какого произведения взяты эти строки? -Что случилось? |
-Это сказка «Айболит» К. И. Чуковского а) чтение сильным учеником б) чтение по цепочке |
Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывая его каждый раз с новым заданием. Осуществить дифференцированный подход к обучению чтению, выяснить понимание прочитанного. | |||||||||||||||||||
Воспитательный момент: Что можно сказать о маме? Каким нужно быть, чтобы не огорчать маму? И вы, ребята, должны быть внимательными на дороге, стараться соблюдать правила дорожного движения. Ваши родители заботятся о вас и хотят видеть вас здоровыми. |
Дети отвечают на вопросы. Нужно быть внимательным на дороге. Дети рассматривают плакат по правилам дорожного движения |
Воспитывать чувство ответственности, внимание к своему здоровью и бережному отношению к своим родителям. | |||||||||||||||||||
Вывод: Чем закончилась история про зайку? |
Дети читают из книги «Айболит» с. 52 Вывод: Айболит спас зайчика, он его вылечил. |
Развивать навык чтения 1.Чтение вполголоса. 2.Чтение, нахождение отрывка к рисунку. 3.Чтение, ответы на вопросы. 4. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. | |||||||||||||||||||
V. Итог урока: А) Лечит кто? |
Врач – специалист с законченным высшим медицинским образованием. Синонимы (доктор врачеватель, лекарь, медик, целитель, эскулап; дантист; знахарь, костоправ, фельдшер. Доктор медицины. Лейб-медик, хирург. |
Познакомить с профессией врача. Расширить кругозор (подобрать слова-синонимы) | |||||||||||||||||||
Б) Игра. Зеленый свет — спокойно иди! Желтый – подожди! Красный свет – стой! |
На обратной стороне карточек дети читают слова. |
В) На какой звук оканчиваются все три слова (читай, изучай, знай). Характеризуем его.
Урок окончен. Спасибо за совместную работу.
Звук [й]- согласный, всегда мягкий, всегда звонкий (он сонорный).
Закрепить знания о согласном звуке [й].
Самоанализ урока. Это второй урок по теме «Звук [й], обозначение на письме буквой Йй». Тип урока – закрепление изученного. Формирование отношений сотрудничества на уроке, простора фантазии, творчества, самостоятельности и познавательной активности обучающихся позволило реализовать все поставленные задачи. Время на уроке было распределено рационально. Дети начали урок в доброжелательной обстановке. Это помогло настроить детей на рабочий лад. Атмосфера торжественности, праздника была сохранена в течение всего урока. Дети познакомились с задачами урока в игровой форме. Эта работа нацелила на повторение ранее изученного материала. Уже в начале урока была представлена возможность для фантазии, используя героев урока-праздника (принцесса Азбука и колдунья Лень). Логический вывод, заключение о стране Знаний помог создать эмоциональный настрой к предстоящей работе на уроке. Использование знаковой наглядности, иллюстрации героев урока, наборного полотна помогло развитию интереса к чтению, устойчивого внимания, активизации мыслительной деятельности от конкретного к абстрактному. Положительный результат урока обеспечила и физкультминутка. Так, накопившееся мышечное напряжение было снято через использование стихотворной формы (ритма). Герои урока-праздника были участниками и на этом этапе урока. Для закрепления материала (чтение слогов и слов с буквой Й) выбрала текст, который позволил организовать большую воспитательную работу на уроке (воспитание доброты, отзывчивости, чуткости). Знакомство с книгой К.И. Чуковского «Айболит» приобщает детей к чтению, расширяет кругозор, помогает подготовиться к уроку внеклассного чтения. При работе с текстом учебника вспомнили правила дорожного движения. Запомнили, что трамвай надо обходить впереди! В игровой форме завершили урок, повторили знания о звуке [й]. Дети на уроке показали свою работоспособность, организованность. На уроке использовались разнообразные формы работ: коллективная, индивидуальная, работа с таблицами. При подготовке к уроку и подборе материала использовала теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, Н.Ф.Талызиной, теорию развития познавательных интересов Г.И.Щукина. Исходила не только из интересов ребенка, но и из перспектив его развития. Реализую гуманистический подход к воспитанию и обучению детей. Учитывая психологические, возрастные и индивидуальные особенности детей, применяла на этапе закрепления материала дифференцированный подход с целью развития творческого мышления, твердого освоения учебного материала.
Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная
школа №23»
Проект
урока обучения
грамоте в 1 классе (1-4) по
теме «Чтение слов с буквой Й» учителя
начальных классов высшей
квалификационной категории
Маняк
Татьяны Алексеевны
2012-2013
учебный год город
Дзержинск Нижегородской
области
Диагностика
исходных знаний, умений, навыков.
знаниями:
-
Знакомы с единицами: речь и ее функции; предложение; слово; неречевые и речевые звуки;
-
Гласные и согласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки; звонкие и глухие согласные звуки; слог; ударение;
-
Гласные звуки [а], [о], [у], [э], [ы], [и], их обозначение буквами Аа, Оо, Уу, Ээ, ы, Ии.
-
Звуки [л], [л ], [м], [м], [н], [н], [р], [р], [й], их обозначение буквами Л, М, Н, Р, й.
-
Читают слоги, слова с изученными буквами, составляют небольшие рассказы по иллюстрациям.
Тема: «Чтение слов с буквой Йй»
Тип урока: закрепление изученного.
Цели:
-
Закрепить умение читать слоги и слова с буквой Й; закрепить знания о согласном звуке [й] и умение распознавать звук [й] в словах – на конце слогов и слов.
-
Продолжить работу над формированием навыка плавного слогового чтения.
-
Развивать устную речь обучающихся; учить их выразительному чтению.
-
Предоставить возможность для творческого развития и воображения.
-
Повторить правила дорожного движения.
-
Воспитывать любовь к животным, чувство сострадания, уважения к родителям.
Оборудование.
Для учителя:
- разрезная азбука;
- образец букв;
- наглядное пособие «Звукоград», «Буквоград» (знаковая система для обозначения звуков и букв);
- картинки сказочных героев;
- книга К. И. Чуковского «Айболит», портрет писателя;
- таблица по правилам дорожного движения.
Для детей:
- азбука Бетеньковой Н. М.;
- тетради по печатанию;
- карточки для индивидуальной работы по звуковому анализу слов.
План урока:
I. Оргмомент – 0,5 мин
II. Сообщение темы и цели урока – 2,5 мин
III. Повторение изученного материала – 7 мин
IV. Закрепление изученного материала – 24 мин
а ) повторение по теме – 3 мин
б) физкультминутка – 1 мин
в) работа по учебнику – 20 мин
V. Итог урока – 1 мин
Всего: 35 мин
Ход урока:
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Предположительный результат |
|||||||||||||||||||||
I. Оргмомент. |
|
Настроить детей на рабочий ритм в доброжелательной обстановке, проверить готовность рабочего места учеников. |
|||||||||||||||||||||
Здравствуйте, ребята. Приведите все в порядок на парте. Проверьте: азбука, тетрадь, ручка, карандаш. |
Дети встали у парт. Проверили каждый готовность к уроку. |
||||||||||||||||||||||
II. Сообщение темы и цели урока. |
|
Активизировать мыслительную деятельность детей. В игровой форме заинтересовать детей и нацелить на вдумчивую, сосредоточенную работу на уроке; привлечь внимание на выполнение задания. Включить зрительную память у детей при использовании наборного полотна. Использовать загадку как форму словесно-логического упражнения. |
|||||||||||||||||||||
а). Послушайте загадку: Без хвоста и головы Перед тобою слово. На помощь ты приди скорей, Хвост и голову пришей. Пришел ты в школу первый раз, Принес его ты в первый класс. |
Дети отвечают «Азбука» Ученик идет к доске, находит в разрезной азбуке нужные недостающие буквы (а, з, к, а) и дополняет ими наборное полотно |
||||||||||||||||||||||
. |
. |
б |
у |
. |
. |
|
|
||||||||||||||||
б) Беседа: Принцесса Азбука шлет вам, ребята, привет и приглашает на урок- праздник, посвященный «Дню Матери». Пригласительными билетами будут служить доброта, любовь, умение читать по слогам, правильные ответы на вопросы, хорошее поведение. |
Дети слушают учителя. |
В доступной форме познакомить детей с целями урока, используя сказочный персонаж – принцессу. Развивать фантазию и воображение. |
|||||||||||||||||||||
в) Из истории слова: - Откуда появилось название слова «Азбука»? |
Древнерусская первая буква алфавита называлась «аз», вторая «буки». Вот и получилось аз-буки, или азбука. |
Расширить кругозор детей, обогатить словарный запас. |
|||||||||||||||||||||
III. Повторение изученного материала. |
|
|
|||||||||||||||||||||
Для чего нужна речь? |
Чтобы понимать друг друга, рассказывать о чем-либо. |
Систематизировать знания детей о речи и ее функциях. |
|||||||||||||||||||||
Какая бывает речь? |
Устная и письменная. |
||||||||||||||||||||||
Что называется устной речью? |
То, что мы говорим, то что мы слышим. |
||||||||||||||||||||||
Что называется письменной речью? |
То, что мы пишем. |
||||||||||||||||||||||
Из чего состоит наша речь? |
Наша речь состоит из предложений. |
||||||||||||||||||||||
Из чего состоят предложения? |
Предложения состоят из слов. |
||||||||||||||||||||||
Ребята, а как бы вы назвали страну, в которой живет принцесса Азбука? |
Страна Знаний. |
Развивать логическое мышление: подведение к умозаключению. |
|||||||||||||||||||||
Принцесса Азбука хотела всем детям сегодня помочь узнать что-то новое. Но нашему празднику грозит беда! Родная сестра принцессы – колдунья Лень обманула Азбуку и усыпила ее. Теперь Лень ходит по стране Знаний и заманивает детей к себе в Сонный Дворец. Те ребята, которые не хотят учиться, попадут в сети колдуньи. Есть ли в нашем классе ребята, которые не хотят учиться? |
Ответы детей. |
Проблемная ситуация помогает решить познавательные задачи. |
|||||||||||||||||||||
Кто же нам поможет? Слушаем загадку: (текст напечатан на доске) Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей, И однажды бегемота Вытащил он из болота. Он известен, знаменит. Это - … . |
Хорошо читающий ученик читает с доски загадку, класс отвечает: Это – доктор Айболит. |
Активизировать мыслительную деятельность детей: загадка – одна из форм словесно-логического упражнения. Развивать навык плавного слогового чтения. |
|||||||||||||||||||||
IV. Закрепление изученного материала Задание №1 Распознавание звука [й] в словах. -В какой части слова слышите звук [й]? -Какой буквой обозначен этот звук? -Какой звук обозначает буква и-краткая? -Может ли звук [й] образовать слог? |
-В слове Айболит в середине слова. -Буква и-краткая. -Всегда мягкий, звонкий (сонорный). -Нет. |
Учить сравнивать, устанавливать различие между буквой и звуком. Сравнение – аналитическая работа ума. |
|||||||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||||||
Задание №2 (дифференцирование по уровню творчества) Прочитать слово АЙБОЛИТ тихо-громко, медленно-быстро, с ударением на 1 слог-с ударением на 2 слог. Составить схему слова (звуко-буквенный анализ) и дать характеристику звуку[й]. Словарная работа: Какой звук мы слышим во втором слоге после буквы «Б»? Правило: Если гласная вызвала сомнение, ты ее немедленно поставь под ударение. |
[й]- согласный, мягкий, звонкий (сонорный) Слышим звук [а], но пишем букву «о». В слове Айболит орфограмма: безударная гласная «о» во втором слоге. Проверочное слово «боль». |
Развивать навык выразительного чтения. Подвести детей к выводу, итогу: правильно делать фонетический разбор слов. Использовать дедуктивный метод обучения – расхождение в произношении и написании слов. Введение элементов опережающего обучения по методу С. Н. Лысенковой (проверка безударной гласной путем подбора проверочного слова) |
|||||||||||||||||||||
Беседа. Вы правильно ответили на все вопросы, помогли Айболиту освободить принцессу ото сна. Теперь она вместе с Айболитом будет вам помогать узнавать много нового. Физкультминутка Шел король по лесу(3р). Нашел себе принцессу (3р), Давай с тобой попрыгаем(3р), Ножками подрыгаем (3р), Ручками похлопаем (3р), Ножками потопаем (3р). |
На доке появляется изображение принцессы и Айболита. Дети повторяют слова и делают движения ногами, руками, соответствующие словам. |
Формировать положительные эмоции в связи с тем, что проблемная ситуация завершилась благополучно. Помочь детям снять накопившееся мышечное напряжение, усталость. |
|||||||||||||||||||||
Работа по учебнику с. 63 «Азбуки» -Из какого произведения взяты эти строки? -Что случилось? |
-Это сказка «Айболит» К. И. Чуковского а) чтение сильным учеником б) чтение по цепочке |
Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывая его каждый раз с новым заданием. Осуществить дифференцированный подход к обучению чтению, выяснить понимание прочитанного. |
|||||||||||||||||||||
Воспитательный момент: Что можно сказать о маме? Каким нужно быть, чтобы не огорчать маму? И вы, ребята, должны быть внимательными на дороге, стараться соблюдать правила дорожного движения. Ваши родители заботятся о вас и хотят видеть вас здоровыми. |
Дети отвечают на вопросы. Нужно быть внимательным на дороге. Дети рассматривают плакат по правилам дорожного движения |
Воспитывать чувство ответственности, внимание к своему здоровью и бережному отношению к своим родителям. |
|||||||||||||||||||||
Вывод: Чем закончилась история про зайку? |
Дети читают из книги «Айболит» с. 52 Вывод: Айболит спас зайчика, он его вылечил. |
Развивать навык чтения 1.Чтение вполголоса. 2.Чтение, нахождение отрывка к рисунку. 3.Чтение, ответы на вопросы. 4. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. |
|||||||||||||||||||||
V. Итог урока: А) Лечит кто? |
Врач – специалист с законченным высшим медицинским образованием. Синонимы (доктор врачеватель, лекарь, медик, целитель, эскулап; дантист; знахарь, костоправ, фельдшер. Доктор медицины. Лейб-медик, хирург. |
Познакомить с профессией врача. Расширить кругозор (подобрать слова-синонимы) |
|||||||||||||||||||||
Б) Игра. Зеленый свет - спокойно иди! Желтый – подожди! Красный свет – стой! |
На обратной стороне карточек дети читают слова. - читай - изучай ПДД - знай |
В игровой форме повторить ПДД. Развивать внимание. |
|||||||||||||||||||||
В) На какой звук оканчиваются все три слова (читай, изучай, знай). Характеризуем его. Урок окончен. Спасибо за совместную работу. |
Звук [й]- согласный, всегда мягкий, всегда звонкий (он сонорный). |
Закрепить знания о согласном звуке [й]. |
Это второй урок по теме «Звук [й], обозначение на письме буквой Йй». Тип урока – закрепление изученного. Формирование отношений сотрудничества на уроке, простора фантазии, творчества, самостоятельности и познавательной активности обучающихся позволило реализовать все поставленные задачи. Время на уроке было распределено рационально.
Дети начали урок в доброжелательной обстановке. Это помогло настроить детей на рабочий лад. Атмосфера торжественности, праздника была сохранена в течение всего урока. Дети познакомились с задачами урока в игровой форме.
Эта работа нацелила на повторение ранее изученного материала. Уже в начале урока была представлена возможность для фантазии, используя героев урока-праздника (принцесса Азбука и колдунья Лень). Логический вывод, заключение о стране Знаний помог создать эмоциональный настрой к предстоящей работе на уроке. Использование знаковой наглядности, иллюстрации героев урока, наборного полотна помогло развитию интереса к чтению, устойчивого внимания, активизации мыслительной деятельности от конкретного к абстрактному.
Положительный результат урока обеспечила и физкультминутка. Так, накопившееся мышечное напряжение было снято через использование стихотворной формы (ритма). Герои урока-праздника были участниками и на этом этапе урока.
Для закрепления материала (чтение слогов и слов с буквой Й) выбрала текст, который позволил организовать большую воспитательную работу на уроке (воспитание доброты, отзывчивости, чуткости). Знакомство с книгой К.И. Чуковского «Айболит» приобщает детей к чтению, расширяет кругозор, помогает подготовиться к уроку внеклассного чтения. При работе с текстом учебника вспомнили правила дорожного движения. Запомнили, что трамвай надо обходить впереди! В игровой форме завершили урок, повторили знания о звуке [й].
Дети на уроке показали свою работоспособность, организованность. На уроке использовались разнообразные формы работ: коллективная, индивидуальная, работа с таблицами.
При подготовке к уроку и подборе материала использовала теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, Н.Ф.Талызиной, теорию развития познавательных интересов Г.И.Щукина. Исходила не только из интересов ребенка, но и из перспектив его развития.
Реализую гуманистический подход к воспитанию и обучению детей. Учитывая психологические, возрастные и индивидуальные особенности детей, применяла на этапе закрепления материала дифференцированный подход с целью развития творческого мышления, твердого освоения учебного материала.
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Нейродинамическая гимнастика для детей дошкольного возраста: повышаем согласованность полушарий, улучшаем речевые навыки, развиваем мелкую и крупную моторику, корректируем эмоционально-волевую сферу»
- Международный вебинар «Нейропсихологическое обследование детей с нарушениями психомоторного и речевого развития»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Пальчиковая живопись как нетрадиционная изобразительная техника в работе с дошкольниками и младшими школьниками»
- Вебинар «Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм»