В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Урок "Алюминий"

Урок "Алюминий"

Ольга Сикорская
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 3501
Краткое описание
материал содержит развернутый конспект урока, презентацию и интерактивные тесты для проверки знаний учащихся.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
алюминий.doc Скачать

Алюминий

Сикорская О.Э.

5










Сикорская Ольга Эдуардовна

РСО-Алания г. Владикавказ

МБОУ СОШ № 36

Химия


























ЦЕЛЬ УРОКА:

  • Продолжить формирование системы знаний о строении и свойствах металлов.

  • Расширить знания учащихся об алюминии, как элементе и веществе.

  • Способствовать закреплению понимания взаимосвязи строения, свойств и применения веществ.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Обучающие

  • Рассмотреть строение атома алюминия.

  • Изучить нахождение алюминия в природе, способы получения и открытие этого элемента, физические и химические свойства, а также применение.

Развивающие

  • Развить умения формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку.

  • Продолжить формирование умений обрабатывать и анализировать экспериментальные данные, делать выводы о свойствах вещества.

Воспитывающие

  • Формировать потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям.

  • Воспитать культуру общения через работу в парах "ученик - ученик", "учитель - ученик".

  • Воспитать у учащихся наблюдательность, внимание, пытливость, инициативу и культуру эксперимента.

ТИП УРОКА: комбинированный урок с демонстрационными и лабораторными опытами, направлен на объяснение нового материала.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

  • компьютерная презентация,

  • коллекция "Алюминий",

  • рабочие листы.

ХОД УРОКА

Сегодня нам предстоит познакомиться с веществом хорошо знакомым вам с детства. Давайте попытаемся определить, о каком веществе пойдет речь:

    1. Официально открыл его нем. ученый Велер и датск. физик Эрнстед в 1825г.

    2. Из-за трудности его получения оно стоило в 1500 раз дороже железа, а через 30 лет кг этого вещества стоил дороже золота.

    3. А в XIX веке на императорских приёмах посуда, изготовленная из этого вещества, была самой престижной. Наполеон III устроил однажды банкет, на котором особо почётным гостям выдали ложки и вилки из этого вещества. Гости попроще удостоились обычными для императорского двора золотыми и серебряными приборами. К тому же, только у сына Наполеона III была дорогая по тем временам погремушка, изготовленная из этого вещества».

    4. Однажды к древнеримскому императору Тиберию правившему Римом в 14–27 гг. н. э., пришёл ремесленник и принёс чашу невиданной красоты, изготовленную из серебристого и на удивление лёгкого материала. На вопрос императора что это ремесленник ответил, что материал получен им из…глины и пока не имеет названия. “Дальновидный” император, испугавшись, что новый материал, который можно получать из обыкновенной глины, обесценит серебро и подорвёт могущество Рима, повелел: чашу уничтожить, ремесленника обезглавить, а его мастерскую сравнять с землёй!”


    Вы уже догадались, о каком веществе идёт речь? (Алюминий)

    Вопрос: Что бы вы сказали, если бы после окончания школы за отличную учёбу и примерное поведение Вас бы премировали алюминиевой кружкой?

    Теперь, когда мы определили что этот металл- Al, мы с вами дадим характеристику этого химического элемента по положению в ПС.

    Итак, рассмотрим строение атома алюминия. Предлагаю вам определить пропущенные слова в тексте, который имеется у вас в рабочих листах.

    • Порядковый номер алюминия - _______.

    • Алюминий - элемент __________группы, __________ подгруппы

    • Заряд ядра атома алюминия равен ______

    • В ядре атома алюминия __________протонов.

    • В ядре атома алюминия _________нейтронов.

    • В атоме алюминия ________ электронов.

    • Атом алюминия имеет _________энергетических уровня.

    • Электронная оболочка имеет строение __________.

    • На внешнем уровне в атоме алюминия _________ электронов.

    • Степень окисления атома алюминия в соединениях равна ________.

    • Простое вещество алюминий является ____________.

    • Оксид и гидроксид алюминия имеют ___________________ характер.


    Теперь попытаемся определить физические свойства алюминия.

    Лабораторная работа по теме: “Физические свойства алюминия”.

    Работу выполняют в группах. Работают по инструктивным карточкам. (Самостоятельная работа учащихся с образцами алюминия по инструктивной карточке.)

    Рассмотрите алюминиевую пластинку, ответьте на вопросы:

    1. Каково агрегатное состояние алюминия?

    2. Каков цвет алюминия?

    3. Имеется ли блеск?

    4. Какова плотность алюминия?

    5. Обладает ли алюминий пластичностью?

    6. Лёгкий ли это металл?

    7. Прочный ли металл алюминий?

    8. Наблюдается ли растворение алюминия в воде?

    9. Обладает ли алюминий теплопроводностью? А электропроводностью?

    10. Обладает ли алюминий магнитными свойствами?

    Учитель

    (обобщает). Алюминий легкий металл, серебристо – белого цвета, с металлическим блеском. Плотность – 2,7г/см3,твердость – 2,9, пластичный, обладает высокой теплопроводностью и электропроводностью, не обладает магнитными свойствами, t0пл =6600С.

    Благодаря чему алюминий обладает такими свойствами? (Благодаря строению кристаллической решетки)

    ? А какова кристаллическая решетка алюминия (металлическая)
    ? Какова химическая связь в металле? (металлическая)

    Химические свойства алюминия.

    Учитель

    Какими химическими свойствами должен обладать алюминий, исходя из его положения в периодической системе Д.И. Менделеева, и сравнивая строение атомов элементов III периода?

    Ответы:

    В периоде с увеличением заряда ядра атома уменьшается радиус атома и способность элемента отдавать электроны тоже уменьшается, поэтому алюминий проявляет более слабые восстановительные (металлические) свойства, чем натрий и магний, он относится к переходным металлам и занимает промежуточное положение между металлами и неметаллами, его соединения являются амфотерными.

    Учитель: Поверхность алюминия покрыта защитной оксидной плёнкой, которая защищает металл от воздействия компонентов воздуха и воды.

    Взаимодействие алюминия с неметаллами, кислотами и щелочами.

    Ученики записывают уравнения реакции: 4Al + 3O2 →2Al2O3

    2Al +3Cl2 → 2AlCl3

    2Al + 3S → Al2S3

    2Al + N2 → 2AlN

    В уравнениях реакций ученики отмечают степени окисления алюминия до и после реакции и делают вывод, что алюминий в реакциях является восстановителем как и другие металлы.

    Взаимодействие алюминия со сложными веществами.

    Работа с виртуальной лабораторией.

    Учитель: если с алюминия удалить оксидную пленку, то алюминий должен проявлять свойства аналогичные щелочноземельным металлам. Ученики пишут уравнение реакции взаимодействия алюминия с водой по аналогии со щелочными и щелочноземельными металлами и отмечают условия реакции (удалить с поверхности металла оксидную пленку)

    2Al + 6H2O → 2Al(OH)3 + 3H2

    Учитель:

    Запомните, что в обычных условиях оксидная пленка защищает алюминий от разрушения(коррозии).

    Алюминий будет вытеснять водород, т.к. в ряду напряжения металлов он стоит правее водорода.

    Учитель:

    Действительно алюминий взаимодействует с растворами кислот с выделением водорода. А концентрированные серная и азотная кислоты пассивируют поверхность алюминия, образуя на его поверхности прочную оксидную пленку, которая препятствует дальнейшему протеканию реакции. Поэтому эти кислоты перевозят в алюминиевых цистернах.

    Запишите уравнение реакции взаимодействия алюминия с соляной кислотой в рабочих листах.

    Основываясь на то, что алюминий - переходный металл, подумайте, с какими еще сложными веществами может взаимодействовать алюминий? С растворами щелочей.

    Учитель:

    Давайте вместе запишем уравнение реакции взаимодействия алюминия с раствором гидроксида натрия.

    Учитель:Что такое алюминотермия?

    Ученик: Алюминотермия - это способ восстановления многих металлов из их оксидов с помощью алюминия, если в электрохимическом ряду напряжения металл расположен после алюминия.

    Учитель: Как вы думаете, будет ли протекать следующая реакция?

    Al + Fe3O4 = ?

    Итак, алюминий находится в начале ряда напряжений сразу после щелочных и щелочноземельных металлов, поэтому он проявляет высокую химическую активность.

    Алюминий является активным металлом, реагирует с простыми веществами- неметаллами. Из сложных соединений алюминий восстанавливает ионы водорода и ионы менее активных металлов. Однако при комнатной температуре на воздухе алюминий не изменяется, так как покрыт защитной оксидной пленкой.

    Мы с вами рассмотрели строение, физические и химические свойства металла. На следующем уроке мы познакомимся с получением и применением этого металла.

    В заключении урока учащиеся выполняют тест.

    Домашнее задание.

    параграф 13 до стр.60; Вопросы 1,2,3 на стр. 62.


    Использованная литература.


    1. Дидактические игры при обучении химии / Г.И. Штремплер, Г.А.Пичугина. 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2005.

    2. Леенсон И.А. 100 вопросов и ответов по химии. Учебное пособие. М., ООО «Издательство АСТ», 2002.

    3. П. Бенеш и др 111 вопросов по химии… для всех. Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1994.

    4. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. М., Дрофа, 2004.

    5. Венецкий С. И. В мире металлов. М.: Металлургия, 1988, с. 168.

    6. Габриелян О. С. Химия. Методическое пособие 8-9 классы, М.: Дрофа, 1998, 126 с.

    7. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия 9 класс, М.: Дрофа,2003, 398 с.











    рабочий лист.docx Скачать

    Заполните пропуски:


    • Порядковый номер алюминия - _______.

    • Алюминий - элемент __________группы, __________ подгруппы

    • Заряд ядра атома алюминия равен ______

    • В ядре атома алюминия __________протонов.

    • В ядре атома алюминия _________нейтронов.

    • В атоме алюминия ________ электронов.

    • Атом алюминия имеет _________энергетических уровня.

    • Электронная оболочка имеет строение __________.

    • На внешнем уровне в атоме алюминия _________ электронов.

    • Степень окисления атома алюминия в соединениях равна ________.

    • Простое вещество алюминий является ____________.

    • Оксид и гидроксид алюминия имеют ___________________ характер.


    Лабораторная работа.

    Рассмотрите алюминиевую пластинку, ответьте на вопросы:

    1. Каково агрегатное состояние алюминия?

    2. Каков цвет алюминия?

    3. Имеется ли блеск?

    4. Какова плотность алюминия?

    5. Обладает ли алюминий пластичностью?

    6. Лёгкий ли это металл?

    7. Прочный ли металл алюминий?

    8. Наблюдается ли растворение алюминия в воде?

    9. Обладает ли алюминий теплопроводностью? А электропроводностью?

    10. Обладает ли алюминий магнитными свойствами?





    алюминий.zip Скачать
    Обсуждение материала
    Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
    Образовательные вебинары
    Подписаться на новые Расписание вебинаров
    Задать вопрос