Урок русского языка «Правописание местоимений с предлогами»
Конспект
урока русского языка Т. Г. Рамзаевой в
4 классе
Тема урока: «Правописание местоимений с предлогами»
Место урока в теме: шестой урок из одиннадцати
Тип урока: открытие новых знаний
Вид урока: проблемный урок
Цель урока: добиться у учащихся понимания, как пишутся местоимения с предлогами.
Задачи урока:
предметные
1) актуализировать знания о местоимениях и предлогах как частях речи;
2) автоматизация учебных действий написания местоимений с предлогами;
3) формирование предметных действий написания местоимений с предлогами;
метапредметные
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
2) освоение способов решения проблемы;
3) овладение умственными действиями сравнения, синтеза, обобщения;
4) излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
личностные
1) формирование уважения к иному мнению;
2) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
3) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Организа-ционный момент (психологи-ческий настрой) |
Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. - Для чего нам нужно выполнять эти правила? - Ребята, перед тем как мы начнем наш урок, покажите, пожалуйста, своё настроение.
|
Ответы детей. У детей смайлики: Дети показывают своё настроение. |
2.Актуализация знаний 3.Чистописание 4.Выход к учебной проблеме 5.Решение учебной проблемы 6.Творческое воспроизведе-ние |
На доске карточки со словами: (без) р.кеты, (для) него, (с) ф.милией, (без) тебя, (с) ней, (к) гор.ду, (для) п.беды, (к) нему. - Прочитайте написанные на карточках слова. Подумайте и разделите их на две группы. Объясните принцип группировки. - На минутке чистописания вы запишите несколько букв. Первая находится в личном местоимении 2-го лица единственного числа родительного падежа и обозначает в нём парный глухой мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится? - Вторая буква находится в предлоге, который употребляется только с родительным падежом и обозначает в нём парный звонкий мягкий согласный звук. - Третья буква есть во всех местоимениях. Какая это буква? - Составьте цепочку букв так, чтобы в ней после каждой строчной буквы, которые мы сейчас определили, стояла следующая за ней в алфавите буква. - Напишите эту цепочку до конца строки, наращивая при каждом повторе за последней буквой следующую букву алфавита. - Назовите имеющиеся в данных словах орфограммы. - Какая орфограмма вам неизвестна? Сформулируйте тему урока. - Запишите имена существительные с предлогами в один столбик, а местоимения с предлогами в другой. - Как написать предлоги с именами существительными? - Какая часть речи употребляется вместо имени существительного? - Подумайте, как надо писать местоимения с предлогами? - Давайте проверим. Найдите и прочитайте правило на странице 53. - Сделайте вывод, как пишутся местоимения с предлогами? Учитель предлагает проверить ученика, работающего у доски. - Что нового вы узнали из правила? |
- Данные слова можно разделить на две группы в зависимости от части речи: существительные с предлогами и местоимения с предлогами. В первую группу войдут слова: без ракеты, с фамилией, к городу, для победы (помещают слова в первый столбик). Во вторую группу войдут слова: без тебя, с ней, к нему, для него (помещают слова во второй столбик).
- Это буква т. Она находится в личном местоимении 2-го лица единственного числа родительного падежа тебя и обозначает в нём парный глухой мягкий согласный звук [т,].
- Это буква б. Она находится в предлоге без и обозначает в нём парный звонкий мягкий согласный звук [б,]. - Это буква е. Дети пишут: ту бв её . Дети пишут: туф бвг еёж … - Здесь имеются слова с непроверяемой безударной гласной в словах: ракеты, фамилией – пишется буква а; в словах: городу, победы – о. - Следующая орфограмма – правописание существительных с предлогами. Слова: без ракеты, для победы, к городу пишутся раздельно. - Сегодня мы будем говорить о правописании местоимений с предлогами. 1 ученик работает на откидной доске. - Предлоги с именами существительными пишутся раздельно. - Вместо имени существительного употребляется местоимение. Дети предполагают, что местоимения с предлогами пишутся раздельно. Дети читают правило. Местоимения с предлогами пишутся раздельно. Дети проверяют и записывают к себе в тетради. - Предлоги с местоимениями пишутся раздельно. |
7.Физкульт-минутка 8.Закрепление. Продуктивные задания на воспроизведе-ние полученных знаний 9.Домашнее задание 10.Итог |
- Сегодня физкультминутку вы будете проводить сами. Девочки будут по очереди называть местоимения с предлогами и без предлогов. Остальные приседают, если будет названо местоимение без предлога, и подпрыгивают, если будет названо местоимение с предлогом. Постарайтесь сосчитать, сколько местоимений с предлогом будет названо. 1) Работа по учебнику на странице 57 упр. 389. 2) Составьте словосочетания с местоимениями. Задание на карточке Прочитать о ком? + местоимение 1 лица множественного числа; подойти к кому? + местоимение 1 лица единственного числа; играть с кем? + местоимение 2 лица единственного числа; рассказывать о ком? + местоимение 2 лица множественного числа. 3) Творческая работа. - Спишите текст, заменяя по необходимости имена существительные местоимениями. Задание на карточке Медвежонок живёт в зоопарке. По утрам Маша водит медвежонка в специальный бассейн. Медвежонок бухается в воду, ныряет, фыркает. За медвежонком с интересом наблюдают дети. - Выучите правило в учебнике на странице 53 и выполните упражнение 387. - Какое новое знание открыли? - С каким настроением заканчиваете урок? Оцените его с помощью смайликов. |
Две девочки называют местоимения, остальные выполняют движения. Дети по одному записывают предложения на доске и выполняют синтаксический разбор этих предложений. Самостоятельная работа с последующей проверкой. Дети записывают словосочетания: прочитать о нас, подойти ко мне, играть с тобой, рассказывать о вас. Дети пишут: Медвежонок живёт в зоопарке. По утрам Маша водит его в специальный бассейн. Он бухается в воду, ныряет, фыркает. За ним с интересом наблюдают дети. Записывают задание в дневник. - Предлоги с местоимениями пишутся раздельно. Показывают смайлики: |
- Международный вебинар «Нейропсихологическое обследование детей с нарушениями психомоторного и речевого развития»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Нейродинамическая гимнастика для детей дошкольного возраста: повышаем согласованность полушарий, улучшаем речевые навыки, развиваем мелкую и крупную моторику, корректируем эмоционально-волевую сферу»
- Вебинар «Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм»
- Вебинар «Пальчиковая живопись как нетрадиционная изобразительная техника в работе с дошкольниками и младшими школьниками»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей