Коррекционно-развивающее занятие «Я и другие»
Коррекционно-развивающее занятие
на развитие социального интеллекта обучающихся 3-5 классов
«Я и другие»
Составила:
педагог-психолог
МОУ СОШ №3 Филимонова А.В.
Цель занятия:
1. Формирование учебных умений, повышение самооценки.
2. Развитие способности понимать эмоциональное состояние
окружающих людей, тренировка умения владеть своими
эмоциями.
3. Обучение способам эффективного общения, снятие барьеров в
общении, коррекция поведения.
Материалы: - плакат со схематичным изображением эмоций;
- карточки с заданиями, бланки с названиями
эмоций;
- мяч, игрушка.
Время проведения: 1 занятие 40 мин
2 занятия по 20 - 30 мин
Ход занятия
I. Ритуал приветствия
Встать в круг. Положить руки друг другу на плечи. Приветливо посмотреть друг на друга и поздороваться.
II. Разминка
Игра «Назови соседа справа»
Каждый участник по очереди называет своего соседа справа.
Упражнение «Нос, пол, потолок».
III. Основная часть
1. Игра «Я могу, я умею» (приложение 1)
Ребята в быстром темпе перебрасываются мячом.
Тот, кому в руки попадает мяч, быстро называет какое - либо свое умение (например, «Я умею петь», «Я умею бегать», «Я умею смеяться» и т.п.)
2. Упражнение «Ассоциации» (приложение 2)
Водящий выходит за дверь.
Оставшиеся в комнате договариваются между собой, кого из присутствующих участников они «задумывают».
Водящий входит и начинает спрашивать: «Если бы этот человек был деревом (домом, картиной, погодой, цветком. едой и т.п), то каким?»
Тот, к кому он обратился, отвечает ему, высказывая своё мнение. Можно угадывать до трёх раз.
Когда у водящего возникает ощущение, что он знает, кого загадали, то он называет его.
3. Упражнение «Поиск противоположных предметов»
Называется какой-либо предмет, например «дом».
Надо назвать как можно больше других предметов, противоположных данному. При этом следует ориентироваться на различные признаки предмета и систематизировать его противоположности (антиподы) по группам.
Например: «сарай», противоположность по размеру и степени комфорта): «поле» (открытое или закрытое пространство), «вокзал» (чужое или свое помещение) и т. д.
Побеждает тот, кто указал наибольшее количество групп противоположных предметов, четко аргументировав при этом ответы.
4. Опрос по кругу:
- Ребята, вспомните, какое настроение чаще всего было за неделю?
После обсуждения подвести ребят к выводу:
- Все люди иногда бывают злыми и раздражительными, а иногда добрыми и веселыми, «внутри нас живут» наши друзья и наши враги – эмоции.
Эмоции – это выражение нашего отношения (чувства) к происходящему вокруг нас или внутри нас.
4.1. Упражнение «Узнавание эмоций» (приложение 3)
Каждый ребенок по очереди задумывает эмоцию и показывает ее с помощью мимики. Остальные должны узнать эмоцию.
Каждый ребенок выбирает себе одну карточку с изображением какого-либо эмоционального состояния и рассказывает, когда, в какой ситуации он бывает таким («Я радуюсь, когда…», «Я злюсь, когда ... », «Я огорчаюсь, когда ...» и т. д.).
Дети вспоминают что-нибудь веселое, стараются выразить это мимикой, жестами, пластикой - всех телом. Наблюдают, как это делают другие.
Дети вспоминают что-нибудь печальное.
Дети вспоминают что-нибудь, вызывающее злость.
5. Опрос по кругу:
- Ребята, как вы считаете, почему люди ссорятся?
После обсуждения подвести ребят к выводу:
- Все люди иногда ссорятся, т.к. не понимают друг друга, не владеют своими эмоциями, не принимают чужого мнения, не считаются с правами других, не умеют слушать других, хотят умышленно обидеть других и т.п.
Очень важно уметь владеть собой при общении с другими людьми.
Однако очень трудно бывает фиксировать своё состояние.
5.1. Упражнение «Попроси игрушку» - вербальный вариант
Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т.п.
Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет.
Инструкция участника 1:
«Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая, очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя её просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать её только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать».
Инструкция участника 2:
«Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе её отдали».
Затем участники 1 и 2 меняются ролями.
5.2. Упражнение «Попроси игрушку» - невербальный вариант
Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т.д).
После проведения обоих его вариантов можно обсудить упражнение.
Дети по кругу могут поделить своими впечатлениями и ответить на вопросы:
- «Когда было легче просить игрушку (или другой предмет)?»;
- «Когда тебе действительно хотелось её отдать?»;
- «Какие нужно было произносить слова?».
Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни), она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия (вырабатывается и формируется модель и манера поведения).
IV. Рефлексия
Получение обратной связи.
Дети обмениваются своими переживаниями, впечатлениями о занятии.
V. Ритуал прощания
Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания!»
Приложение 1
Игра «Я могу, я умею»
Ребята в быстром темпе перебрасываются мячом.
Тот, кому в руки попадает мяч, быстро называет какое - либо свое умение (например, «Я умею петь», «Я умею бегать», «Я умею смеяться» и т.п.)
Приложение 2
Упражнение «Ассоциации»
Водящий выходит за дверь.
Оставшиеся в комнате договариваются между собой, кого из присутствующих участников они «задумывают».
Водящий входит и начинает спрашивать: «Если бы этот человек был деревом (домом, картиной, погодой, цветком. едой и т.п), то каким?»
Тот, к кому он обратился, отвечает ему, высказывая своё мнение. Можно угадывать до трёх раз.
Когда у водящего возникает ощущение, что он знает, кого загадали, то он называет его.
Приложение 3
Упражнение «Узнавание эмоций»
Каждый ребенок по очереди задумывает эмоцию и показывает ее с помощью мимики. Остальные должны узнать эмоцию.
Каждый ребенок выбирает себе одну карточку с изображением какого-либо эмоционального состояния и рассказывает, когда, в какой ситуации он бывает таким («Я радуюсь, когда…», «Я злюсь, когда ... », «Я огорчаюсь, когда ...» и т. д.).
Дети вспоминают что-нибудь веселое, стараются выразить это мимикой, жестами, пластикой - всех телом. Наблюдают, как это делают другие.
Дети вспоминают что-нибудь печальное.
Дети вспоминают что-нибудь, вызывающее злость.
Могут – ли эмоции нанести людям вред? ( ответ: Да…. )
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей