В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Урок биологии в 8 классе "Строение и функции тканей организма человека"

Урок биологии в 8 классе "Строение и функции тканей организма человека"

Ольга Соловьева
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:2просмотров: 31563 комментариев: 2
Краткое описание
расширить знания обучающихся о тканях, познакомить с видами тканей, их особенностями строения и функций.
Развивать  умения использовать информационно-коммуникативные технологии, анализировать этапы своей работы
Описание
Методическая разработка урока биологии в 8 классе по теме «Строение и функции тканей организма человека» Соловьева Ольга Геннадьевна, учитель биологии Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №6 Красноармейского района г.Волгограда Класс: 8 Тип урока:урок комплексного применения ЗУН обучающимися Цель урока:расширить знания обучающихся о тканях, познакомить с видами тканей, их особенностями строения и функций. Развивать умения использовать информационно-коммуникативные технологии, анализировать этапы своей работы Формируемые компетенции:знать типы тканей и их виды; определять некоторые такни на микропрепаратах, а также по рисунку; называть функции тканей и особенности строения в связи с выполняемыми функциями; использовать информационную среду для поиска необходимой информации по определенной теме; анализировать свою деятельность Техническое оснащение:цифровой микроскоп марки Digital Blue QX5 фирмы Intel, световые микроскопы на каждую парту, ПК, проектор, набор постоянных микропрепаратов тканей человека, таблица «Ткани». Этапы урока I. Проверка знаний изученного учебного материала. II. Изучение нового учебного материала. III. Закрепление новых знаний. IV. Рефлексивная деятельность V. Выставление оценок и информация о домашнем задании. Ход урока: I. Проверка знаний изученного учебного материала. Проверка освоения учебного материала по теме «Строение и функции клетки». Во время проведения данного этапа проводится индивидуальная работа и фронтальный опрос обучающихся. Индивидуальная работа с карточками – заданиями по теме «Клетка» ( для слабых обучающихся задание включает описание органоида клетки по предложенному рисунку). Для остальных обучающихся проводится фронтальный опрос. Во время опроса используются слайды с изображением органоидов клетки. Вопросы: 1.Назовите основную функцию лизосом ( расщепление органических веществ в клетке) 2.Какой органоид изображен на слайде и каковы его функции? (митохондрия, участвует в энергетическом обмене веществ, образование АТФ).
Выводится изображение на экран. 3.Как называются складки внутренней мембраны митохондрий? (кристы). 4.Назовите органоиды клетки человека, имеющие двойную мембрану (митохондрии, ядро, пластиды). 5.Какой органоид участвует в биосинтезе белка? Каково его строение и местоположение в клетке? (рибосома, состоит из двух субъединиц, немембранный органоид, находится в цитоплазме клетки и на мембране шероховатой эндоплазматической сети). 6.Какую функцию выполняет ядро клетки? (хранение и передача наследственной информации). 7.Каково строение ядра? ( двухмембранный органоид, между наружной и внутренней мембраной перинуклеарное пространство, в мембране имеются поры, внутреннее содержимое –кариоплазма, содержит хромосомы). 8.Какой органоид изображен на слайде? Каковы его строение и функции? Выводится изображение на экран. (комплекс Гольджи,состоит из: уплощенных цистерн, которые имеют вид дискообразных полостей, расположенных группами (диктиосомы). Диаметр цистерн колеблется от 0,2 до 0,65 мкм; образует вакуоли. Функции: образование лизосом, упаковка и накопление синтезированных в клетке веществ, полимеризация веществ, образование и регенерация мембран)
9.Какой органоид изображен на слайде и каковы его функции?
(эндоплазматическая сеть, формирование и отпочковывание пузырьков, содержащих продукты метаболизма). II.Изучение нового учебного материала. Ход этапа урока Учитель просит учеников дать определение ткани и известные им типы тканей растений и животных(опора на курсы биологии 6 и 7 классов). Примерный ответ ученика: ткань-совокупность группы клеток и межклеточного вещества, клетки которой имеют сходное строение и выполняют общие функции. Ответы сопровождаются демонстрацией таблиц. Проблемный вопрос:«Почему в организмах ткани представлены несколькими типами и их видами? Может ли мышечная ткань какого- либо органа выполнять функции сердечной мышечной ткани? С чем это связано?». Выслушиваются несколько предположений учеников. Примерные ответы обучающихся: «Каждый из органов в нашем организме выполняет определенную функцию. Например, одни органы отвечают за переваривание пищи, другие за движение. Функция ткани и её строение взаимосвязаны. Вероятно, заменить сердечную мышечную ткань не может заменить другая мышечная ткань. Но строение сердечной мышцы нам пока неизвестно. Поэтому назвать отличия в строении сердечной мышечной ткани от другой мышечной ткани мы пока не можем ». Учитель: «Полные ответы на заданные вопросы можно получить, изучив особенности каждого из типов тканей. Сегодня вы познакомитесь со строением и функция ми тканей организма человека» Ученики записывают число, тему урока.
Учитель напоминает обучающимся, что в организме человека и животных выделяют четыре типа тканей. Далее выводится схема на экран, которую обучающиеся оформляют в своих тетрадях.
Типы тканей животных и человека
Эпителиальная Мышечная Соединительная Нервная
Знакомство со строением тканей начнем с выполнения лабораторной работы. Работа обучающихся с инструктивной карточкой к лабораторной работе. Выполнение лабораторной работы «Изучение микроскопического строения тканей». Работа выполняется со световым микроскопом. Учителем выводится изображение объектов, находящихся на предметном столе цифрового микроскопа. Обучающиеся сравнивают полученные изображения. В процессе изучения тканей ученики делают необходимые записи – логически опорный конспект и делают выводы об особенностях строения каждого типа ткани. Рассматривание эпителиальной ткани под микроскопом. Примерная запись обучающихсяв тетради об особенностях данного типа ткани: небольшое количество межклеточного вещества, плотное прилегание клеток друг к другу. Знакомство с видами тканей и их функциями – работа с текстом учебника параграфа. Плоский эпителий
Далее обучающиеся рассматривают микропрепарат крови человека, гиалинового хряща, рыхлой соединительной ткани и делают запись об особенностях данного типа ткани. Примерная запись в тетради ученика:соединительная ткань содержит много межклеточного вещества.
Кровь человека 150х
Гиалиновый хрящ 150х
Рыхлая соединительная ткань 600х Затем рассматривается микропрепарат мышечной ткани. Примерная запись в тетрадях: Мышечная ткань образована мышечными волокнами, содержащими белковые нити актин и миозин.
Поперечно-полосатые мышцы 150х http://www.shvedun.ru/levenhug20.htm Вопрос ученикам:чем отличается строение поперечно-полосатой мышечной ткани от гладкой мышечной ткани? (волокно поперечно-полосатой мышечной ткани содержит много ядер, волокно вытянуто в форме ленты, визуально под микроскопом кажется «исчерченным полосами»). Учитель добавляет информацию о строении и функции сердечной мышечной ткани: работает автономно, как гладкая мышечная ткань, по строению –поперечно-полосатая мышечная ткань. Знакомство со строением и функциями нервной ткани. Работа с учебником:рассматривание рисунка «Строение нервной клетки». Отметить особенности клетки: тело, дендриты, аксон, наличие только одного аксона в нервной клетке и проведение импульсов от тела по аксону, а к телу по дендритам. Затем сравниваются функции мышечной и нервной тканей. Вопрос: «Как по функциям различаются мышечная и нервная ткани?» (мышечная ткань выполняет функции раздражимости и сократимости, а нервная ткань – возбудимости и проводимости.) III. Закрепление новых знаний. Ответить устно на вопросы к § 4. IV. Рефлексивная деятельность Работа с опросником по итогам проведения урока. — как ты оцениваешь свою работу на уроке? -что у тебя получилось хорошо при выполнении заданий? -с чем ты не справился во время урока? -кто из одноклассников, по твоему мнению, заслуживает отличной оценки за работу на уроке? -понравился ли тебе урок? V.Выставление оценок и информация о домашнем задании. 1.Изучить материал § 4 учебника. Выполнение индивидуальных заданий. 2.Сообщение по теме «Виды нейронов» (задание повышенной сложности). Выполняется по желанию. 3.Творческое задание: составить ребусы или кроссворд по теме урока (по желанию). Список литературы: 1.Бабарыкина Т.С. «Популярный биологический словарь», Издательство: Феникс, торговый дом, 2009. 2.Зверев И. Д. «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиена человека».−М.: Просвещение 1983 3.Муртазин Г.М.« Активные формы и методы обучения биологии: Человек и его здоровье»: Кн. для учителя: Из опыта работы.− М.: Просвещение, 1989. Интернет-ресурсы: http://www.shvedun.ru/levenhug20.htm

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
методразработка урока Типы тканей Соловьева О.Г. г.Волгоград.doc Скачать














Методическая разработка урока



Автор: Соловьева Ольга Геннадьевна

г.Волгоград

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия №6 Красноармейского района г.Волгограда

Предмет: биология

Учебник, по которому ведется обучение: Драгомилов А.Г., Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.:Вентана-Граф, 2006;

Тема: Строение и функции тканей организма человека"

Класс: 8

Продолжительность урока -45 минут

Использование информационных технологий: пока слайдов «Органоиды клетки», схема «Типы тканей», «Строение тканей»











Методическая разработка урока биологии в 8 классе по теме "Строение и функции тканей организма человека"


Класс: 8

Тип урока: урок комплексного применения ЗУН обучающимися

Цель урока: расширить знания обучающихся о тканях, познакомить с видами тканей, их особенностями строения и функций.

Развивать умения использовать информационно-коммуникативные технологии, анализировать этапы своей работы

Формируемые компетенции: знать типы тканей и их виды;

определять некоторые такни на микропрепаратах, а также по рисунку;

называть функции тканей и особенности строения в связи с выполняемыми функциями;

использовать информационную среду для поиска необходимой информации по определенной теме;

анализировать свою деятельность

Техническое оснащение: цифровой микроскоп марки Digital Blue QX5 фирмы Intel, световые микроскопы на каждую парту, ПК, проектор, набор постоянных микропрепаратов тканей человека, таблица «Ткани».

Этапы урока

  1. Проверка знаний изученного учебного материала.

II. Изучение нового учебного материала.

III. Закрепление новых знаний.

IV. Рефлексивная деятельность

V. Выставление оценок и информация о домашнем задании.

Ход урока:

  1. Проверка знаний изученного учебного материала.

Проверка освоения учебного материала по теме «Строение и функции клетки».

Во время проведения данного этапа проводится индивидуальная работа и фронтальный опрос обучающихся.

Индивидуальная работа с карточками – заданиями по теме «Клетка» ( для слабых обучающихся задание включает описание органоида клетки по предложенному рисунку).

Для остальных обучающихся проводится фронтальный опрос. Во время опроса используются слайды с изображением органоидов клетки.

Вопросы:

1.Назовите основную функцию лизосом (расщепление органических веществ в клетке)

2.Какой органоид изображен на слайде и каковы его функции? (митохондрия, участвует в энергетическом обмене веществ, образование АТФ).

Выводится изображение на экран.

3.Как называются складки внутренней мембраны митохондрий? (кристы).

4.Назовите органоиды клетки человека, имеющие двойную мембрану (митохондрии, ядро, пластиды).

5.Какой органоид участвует в биосинтезе белка? Каково его строение и местоположение в клетке? (рибосома, состоит из двух субъединиц, немембранный органоид, находится в цитоплазме клетки и на мембране шероховатой эндоплазматической сети).

6.Какую функцию выполняет ядро клетки? (хранение и передача наследственной информации).

7.Каково строение ядра? ( двухмембранный органоид, между наружной и внутренней мембраной перинуклеарное пространство, в мембране имеются поры, внутреннее содержимое –кариоплазма, содержит хромосомы).

8.Какой органоид изображен на слайде? Каковы его строение и функции?

Выводится изображение на экран.

(комплекс Гольджи, состоит из: уплощенных цистерн, которые имеют вид дискообразных полостей, расположенных группами (диктиосомы). Диаметр цистерн колеблется от 0,2 до 0,65 мкм; образует вакуоли. Функции: образование лизосом, упаковка и накопление синтезированных в клетке веществ, полимеризация веществ, образование и регенерация мембран)

9.Какой органоид изображен на слайде и каковы его функции?

(эндоплазматическая сеть, формирование и отпочковывание пузырьков, содержащих продукты метаболизма).

II.Изучение нового учебного материала.

Ход этапа урока

Учитель просит учеников дать определение ткани и известные им типы тканей растений и животных (опора на курсы биологии 6 и 7 классов).

Примерный ответ ученика: ткань-совокупность группы клеток и межклеточного вещества, клетки которой имеют сходное строение и выполняют общие функции.

Ответы сопровождаются демонстрацией таблиц.

Проблемный вопрос: «Почему в организмах ткани представлены несколькими типами и их видами? Может ли мышечная ткань какого- либо органа выполнять функции сердечной мышечной ткани? С чем это связано?».

Выслушиваются несколько предположений учеников.

Примерные ответы обучающихся: «Каждый из органов в нашем организме выполняет определенную функцию. Например, одни органы отвечают за переваривание пищи, другие за движение. Функция ткани и её строение взаимосвязаны. Вероятно, заменить сердечную мышечную ткань не может заменить другая мышечная ткань. Но строение сердечной мышцы нам пока неизвестно. Поэтому назвать отличия в строении сердечной мышечной ткани от другой мышечной ткани мы пока не можем ».

Учитель: «Полные ответы на заданные вопросы можно получить, изучив особенности каждого из типов тканей. Сегодня вы познакомитесь со строением и функция ми тканей организма человека»

Ученики записывают число, тему урока.

Учитель напоминает обучающимся, что в организме человека и животных выделяют четыре типа тканей.

Далее выводится схема на экран, которую обучающиеся оформляют в своих тетрадях.

Типы тканей животных и человека

Эпителиальная Мышечная Соединительная Нервная


Знакомство со строением тканей начнем с выполнения лабораторной работы.

Работа обучающихся с инструктивной карточкой к лабораторной работе. Выполнение лабораторной работы «Изучение микроскопического строения тканей». Работа выполняется со световым микроскопом. Учителем выводится изображение объектов, находящихся на предметном столе цифрового микроскопа. Обучающиеся сравнивают полученные изображения. В процессе изучения тканей ученики делают необходимые записи – логически опорный конспект и делают выводы об особенностях строения каждого типа ткани.

Рассматривание эпителиальной ткани под микроскопом.

Примерная запись обучающихся в тетради об особенностях данного типа ткани: небольшое количество межклеточного вещества, плотное прилегание клеток друг к другу.

Знакомство с видами тканей и их функциями – работа с текстом учебника параграфа.

Плоский эпителий

Далее обучающиеся рассматривают микропрепарат крови человека, гиалинового хряща, рыхлой соединительной ткани и делают запись об особенностях данного типа ткани.

Примерная запись в тетради ученика: соединительная ткань содержит много межклеточного вещества.


Кровь человека 150х


Гиалиновый хрящ 150х

 

Рыхлая соединительная ткань 600х




Затем рассматривается микропрепарат мышечной ткани.

Примерная запись в тетрадях: Мышечная ткань образована мышечными волокнами, содержащими белковые нити актин и миозин.


Поперечно-полосатые мышцы 150х

http://www.shvedun.ru/levenhug20.htm

Вопрос ученикам: чем отличается строение поперечно-полосатой мышечной ткани от гладкой мышечной ткани? (волокно поперечно-полосатой мышечной ткани содержит много ядер, волокно вытянуто в форме ленты, визуально под микроскопом кажется «исчерченным полосами»).

Учитель добавляет информацию о строении и функции сердечной мышечной ткани: работает автономно, как гладкая мышечная ткань, по строению –поперечно-полосатая мышечная ткань.

Знакомство со строением и функциями нервной ткани.

Работа с учебником: рассматривание рисунка «Строение нервной клетки». Отметить особенности клетки: тело, дендриты, аксон, наличие только одного аксона в нервной клетке и проведение импульсов от тела по аксону, а к телу по дендритам.

Затем сравниваются функции мышечной и нервной тканей.

Вопрос: «Как по функциям различаются мышечная и нервная ткани?» (мышечная ткань выполняет функции раздражимости и сократимости, а нервная ткань – возбудимости и проводимости.)

III. Закрепление новых знаний.

Ответить устно на вопросы к § 4.

IV. Рефлексивная деятельность

Работа с опросником по итогам проведения урока.

- как ты оцениваешь свою работу на уроке?

-что у тебя получилось хорошо при выполнении заданий?

-с чем ты не справился во время урока?

-кто из одноклассников, по твоему мнению, заслуживает отличной оценки за работу на уроке?

-понравился ли тебе урок?

V.Выставление оценок и информация о домашнем задании.

1.Изучить материал § 4 учебника.

Выполнение индивидуальных заданий.

2.Сообщение по теме «Виды нейронов» (задание повышенной сложности). Выполняется по желанию.

3.Творческое задание: составить ребусы или кроссворд по теме урока (по желанию).

Список литературы:

1.Бабарыкина Т.С. «Популярный биологический словарь», Издательство: Феникс, торговый дом, 2009.

2.Зверев И. Д. «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиена человека».−М.: Просвещение 1983

3.Муртазин Г.М.« Активные формы и методы обучения биологии: Человек и его здоровье»: Кн. для учителя: Из опыта работы.− М.: Просвещение, 1989.

Интернет-ресурсы:

http://www.shvedun.ru/levenhug20.htm


Соловьева О.Г. биология г.Волгоград.zip Скачать
Обсуждение материала
Сергей Колодин
13.04.2013 16:05
Уважаемая Ольга Геннадьевна!

Интересная, грамотная разработка, с хорошо подобранным материалом, доступным объяснением темы для учащихся. Спасибо!

С уважением, С.А. Колодин.
Ольга Соловьева
15.04.2013 18:17
Спасибо за комментарий.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос