Урок биологии в 8 классе "Строение и функции тканей организма человека"
Развивать умения использовать информационно-коммуникативные технологии, анализировать этапы своей работы
Выводится изображение на экран. 3.Как называются складки внутренней мембраны митохондрий? (кристы). 4.Назовите органоиды клетки человека, имеющие двойную мембрану (митохондрии, ядро, пластиды). 5.Какой органоид участвует в биосинтезе белка? Каково его строение и местоположение в клетке? (рибосома, состоит из двух субъединиц, немембранный органоид, находится в цитоплазме клетки и на мембране шероховатой эндоплазматической сети). 6.Какую функцию выполняет ядро клетки? (хранение и передача наследственной информации). 7.Каково строение ядра? ( двухмембранный органоид, между наружной и внутренней мембраной перинуклеарное пространство, в мембране имеются поры, внутреннее содержимое –кариоплазма, содержит хромосомы). 8.Какой органоид изображен на слайде? Каковы его строение и функции? Выводится изображение на экран. (комплекс Гольджи,состоит из: уплощенных цистерн, которые имеют вид дискообразных полостей, расположенных группами (диктиосомы). Диаметр цистерн колеблется от 0,2 до 0,65 мкм; образует вакуоли. Функции: образование лизосом, упаковка и накопление синтезированных в клетке веществ, полимеризация веществ, образование и регенерация мембран)
9.Какой органоид изображен на слайде и каковы его функции?
(эндоплазматическая сеть, формирование и отпочковывание пузырьков, содержащих продукты метаболизма). II.Изучение нового учебного материала. Ход этапа урока Учитель просит учеников дать определение ткани и известные им типы тканей растений и животных(опора на курсы биологии 6 и 7 классов). Примерный ответ ученика: ткань-совокупность группы клеток и межклеточного вещества, клетки которой имеют сходное строение и выполняют общие функции. Ответы сопровождаются демонстрацией таблиц. Проблемный вопрос:«Почему в организмах ткани представлены несколькими типами и их видами? Может ли мышечная ткань какого- либо органа выполнять функции сердечной мышечной ткани? С чем это связано?». Выслушиваются несколько предположений учеников. Примерные ответы обучающихся: «Каждый из органов в нашем организме выполняет определенную функцию. Например, одни органы отвечают за переваривание пищи, другие за движение. Функция ткани и её строение взаимосвязаны. Вероятно, заменить сердечную мышечную ткань не может заменить другая мышечная ткань. Но строение сердечной мышцы нам пока неизвестно. Поэтому назвать отличия в строении сердечной мышечной ткани от другой мышечной ткани мы пока не можем ». Учитель: «Полные ответы на заданные вопросы можно получить, изучив особенности каждого из типов тканей. Сегодня вы познакомитесь со строением и функция ми тканей организма человека» Ученики записывают число, тему урока.
Учитель напоминает обучающимся, что в организме человека и животных выделяют четыре типа тканей. Далее выводится схема на экран, которую обучающиеся оформляют в своих тетрадях.
Типы тканей животных и человека Эпителиальная Мышечная Соединительная Нервная
Знакомство со строением тканей начнем с выполнения лабораторной работы. Работа обучающихся с инструктивной карточкой к лабораторной работе. Выполнение лабораторной работы «Изучение микроскопического строения тканей». Работа выполняется со световым микроскопом. Учителем выводится изображение объектов, находящихся на предметном столе цифрового микроскопа. Обучающиеся сравнивают полученные изображения. В процессе изучения тканей ученики делают необходимые записи – логически опорный конспект и делают выводы об особенностях строения каждого типа ткани. Рассматривание эпителиальной ткани под микроскопом. Примерная запись обучающихсяв тетради об особенностях данного типа ткани: небольшое количество межклеточного вещества, плотное прилегание клеток друг к другу. Знакомство с видами тканей и их функциями – работа с текстом учебника параграфа. Плоский эпителий
Далее обучающиеся рассматривают микропрепарат крови человека, гиалинового хряща, рыхлой соединительной ткани и делают запись об особенностях данного типа ткани. Примерная запись в тетради ученика:соединительная ткань содержит много межклеточного вещества.
Кровь человека 150х
Гиалиновый хрящ 150х
Рыхлая соединительная ткань 600х Затем рассматривается микропрепарат мышечной ткани. Примерная запись в тетрадях: Мышечная ткань образована мышечными волокнами, содержащими белковые нити актин и миозин.
Поперечно-полосатые мышцы 150х http://www.shvedun.ru/levenhug20.htm Вопрос ученикам:чем отличается строение поперечно-полосатой мышечной ткани от гладкой мышечной ткани? (волокно поперечно-полосатой мышечной ткани содержит много ядер, волокно вытянуто в форме ленты, визуально под микроскопом кажется «исчерченным полосами»). Учитель добавляет информацию о строении и функции сердечной мышечной ткани: работает автономно, как гладкая мышечная ткань, по строению –поперечно-полосатая мышечная ткань. Знакомство со строением и функциями нервной ткани. Работа с учебником:рассматривание рисунка «Строение нервной клетки». Отметить особенности клетки: тело, дендриты, аксон, наличие только одного аксона в нервной клетке и проведение импульсов от тела по аксону, а к телу по дендритам. Затем сравниваются функции мышечной и нервной тканей. Вопрос: «Как по функциям различаются мышечная и нервная ткани?» (мышечная ткань выполняет функции раздражимости и сократимости, а нервная ткань – возбудимости и проводимости.) III. Закрепление новых знаний. Ответить устно на вопросы к § 4. IV. Рефлексивная деятельность Работа с опросником по итогам проведения урока. — как ты оцениваешь свою работу на уроке? -что у тебя получилось хорошо при выполнении заданий? -с чем ты не справился во время урока? -кто из одноклассников, по твоему мнению, заслуживает отличной оценки за работу на уроке? -понравился ли тебе урок? V.Выставление оценок и информация о домашнем задании. 1.Изучить материал § 4 учебника. Выполнение индивидуальных заданий. 2.Сообщение по теме «Виды нейронов» (задание повышенной сложности). Выполняется по желанию. 3.Творческое задание: составить ребусы или кроссворд по теме урока (по желанию). Список литературы: 1.Бабарыкина Т.С. «Популярный биологический словарь», Издательство: Феникс, торговый дом, 2009. 2.Зверев И. Д. «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиена человека».−М.: Просвещение 1983 3.Муртазин Г.М.« Активные формы и методы обучения биологии: Человек и его здоровье»: Кн. для учителя: Из опыта работы.− М.: Просвещение, 1989. Интернет-ресурсы: http://www.shvedun.ru/levenhug20.htm
Методическая разработка урока
Автор: Соловьева Ольга Геннадьевна
г.Волгоград
Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия №6 Красноармейского района г.Волгограда
Предмет: биология
Учебник, по которому ведется обучение: Драгомилов А.Г., Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.:Вентана-Граф, 2006;
Тема: Строение и функции тканей организма человека"
Класс: 8
Продолжительность урока -45 минут
Использование информационных технологий: пока слайдов «Органоиды клетки», схема «Типы тканей», «Строение тканей»
Методическая разработка урока биологии в 8 классе по теме "Строение и функции тканей организма человека"
Класс: 8
Тип урока: урок комплексного применения ЗУН обучающимися
Цель урока: расширить знания обучающихся о тканях, познакомить с видами тканей, их особенностями строения и функций.
Развивать умения использовать информационно-коммуникативные технологии, анализировать этапы своей работы
Формируемые компетенции: знать типы тканей и их виды;
определять некоторые такни на микропрепаратах, а также по рисунку;
называть функции тканей и особенности строения в связи с выполняемыми функциями;
использовать информационную среду для поиска необходимой информации по определенной теме;
анализировать свою деятельность
Техническое оснащение: цифровой микроскоп марки Digital Blue QX5 фирмы Intel, световые микроскопы на каждую парту, ПК, проектор, набор постоянных микропрепаратов тканей человека, таблица «Ткани».
Этапы урока
-
Проверка знаний изученного учебного материала.
II. Изучение нового учебного материала.
III. Закрепление новых знаний.
IV. Рефлексивная деятельность
V. Выставление оценок и информация о домашнем задании.
Ход урока:
-
Проверка знаний изученного учебного материала.
Проверка освоения учебного материала по теме «Строение и функции клетки».
Во время проведения данного этапа проводится индивидуальная работа и фронтальный опрос обучающихся.
Индивидуальная работа с карточками – заданиями по теме «Клетка» ( для слабых обучающихся задание включает описание органоида клетки по предложенному рисунку).
Для остальных обучающихся проводится фронтальный опрос. Во время опроса используются слайды с изображением органоидов клетки.
Вопросы:
1.Назовите основную функцию лизосом (расщепление органических веществ в клетке)
2.Какой органоид изображен на слайде и каковы его функции? (митохондрия, участвует в энергетическом обмене веществ, образование АТФ).
Выводится изображение на экран.
3.Как называются складки внутренней мембраны митохондрий? (кристы).
4.Назовите органоиды клетки человека, имеющие двойную мембрану (митохондрии, ядро, пластиды).
5.Какой органоид участвует в биосинтезе белка? Каково его строение и местоположение в клетке? (рибосома, состоит из двух субъединиц, немембранный органоид, находится в цитоплазме клетки и на мембране шероховатой эндоплазматической сети).
6.Какую функцию выполняет ядро клетки? (хранение и передача наследственной информации).
7.Каково строение ядра? ( двухмембранный органоид, между наружной и внутренней мембраной перинуклеарное пространство, в мембране имеются поры, внутреннее содержимое –кариоплазма, содержит хромосомы).
8.Какой органоид изображен на слайде? Каковы его строение и функции?
Выводится изображение на экран.
(комплекс Гольджи, состоит из: уплощенных цистерн, которые имеют вид дискообразных полостей, расположенных группами (диктиосомы). Диаметр цистерн колеблется от 0,2 до 0,65 мкм; образует вакуоли. Функции: образование лизосом, упаковка и накопление синтезированных в клетке веществ, полимеризация веществ, образование и регенерация мембран)
9.Какой органоид изображен на слайде и каковы его функции?
(эндоплазматическая сеть, формирование и отпочковывание пузырьков, содержащих продукты метаболизма).
II.Изучение нового учебного материала.
Ход этапа урока
Учитель просит учеников дать определение ткани и известные им типы тканей растений и животных (опора на курсы биологии 6 и 7 классов).
Примерный ответ ученика: ткань-совокупность группы клеток и межклеточного вещества, клетки которой имеют сходное строение и выполняют общие функции.
Ответы сопровождаются демонстрацией таблиц.
Проблемный вопрос: «Почему в организмах ткани представлены несколькими типами и их видами? Может ли мышечная ткань какого- либо органа выполнять функции сердечной мышечной ткани? С чем это связано?».
Выслушиваются несколько предположений учеников.
Примерные ответы обучающихся: «Каждый из органов в нашем организме выполняет определенную функцию. Например, одни органы отвечают за переваривание пищи, другие за движение. Функция ткани и её строение взаимосвязаны. Вероятно, заменить сердечную мышечную ткань не может заменить другая мышечная ткань. Но строение сердечной мышцы нам пока неизвестно. Поэтому назвать отличия в строении сердечной мышечной ткани от другой мышечной ткани мы пока не можем ».
Учитель: «Полные ответы на заданные вопросы можно получить, изучив особенности каждого из типов тканей. Сегодня вы познакомитесь со строением и функция ми тканей организма человека»
Ученики записывают число, тему урока.
Учитель напоминает обучающимся, что в организме человека и животных выделяют четыре типа тканей.
Далее выводится схема на экран, которую обучающиеся оформляют в своих тетрадях.
Типы тканей животных и человека
Эпителиальная Мышечная Соединительная Нервная
Знакомство со строением тканей начнем с выполнения лабораторной работы.
Работа обучающихся с инструктивной карточкой к лабораторной работе. Выполнение лабораторной работы «Изучение микроскопического строения тканей». Работа выполняется со световым микроскопом. Учителем выводится изображение объектов, находящихся на предметном столе цифрового микроскопа. Обучающиеся сравнивают полученные изображения. В процессе изучения тканей ученики делают необходимые записи – логически опорный конспект и делают выводы об особенностях строения каждого типа ткани.
Рассматривание эпителиальной ткани под микроскопом.
Примерная запись обучающихся в тетради об особенностях данного типа ткани: небольшое количество межклеточного вещества, плотное прилегание клеток друг к другу.
Знакомство с видами тканей и их функциями – работа с текстом учебника параграфа.
Плоский эпителий
Далее обучающиеся рассматривают микропрепарат крови человека, гиалинового хряща, рыхлой соединительной ткани и делают запись об особенностях данного типа ткани.
Примерная запись в тетради ученика: соединительная ткань содержит много межклеточного вещества.
Кровь человека 150х
Гиалиновый хрящ 150х
Рыхлая соединительная ткань 600х
Затем рассматривается микропрепарат мышечной ткани.
Примерная запись в тетрадях: Мышечная ткань образована мышечными волокнами, содержащими белковые нити актин и миозин.
Поперечно-полосатые мышцы 150х
http://www.shvedun.ru/levenhug20.htm
Вопрос ученикам: чем отличается строение поперечно-полосатой мышечной ткани от гладкой мышечной ткани? (волокно поперечно-полосатой мышечной ткани содержит много ядер, волокно вытянуто в форме ленты, визуально под микроскопом кажется «исчерченным полосами»).
Учитель добавляет информацию о строении и функции сердечной мышечной ткани: работает автономно, как гладкая мышечная ткань, по строению –поперечно-полосатая мышечная ткань.
Знакомство со строением и функциями нервной ткани.
Работа с учебником: рассматривание рисунка «Строение нервной клетки». Отметить особенности клетки: тело, дендриты, аксон, наличие только одного аксона в нервной клетке и проведение импульсов от тела по аксону, а к телу по дендритам.
Затем сравниваются функции мышечной и нервной тканей.
Вопрос: «Как по функциям различаются мышечная и нервная ткани?» (мышечная ткань выполняет функции раздражимости и сократимости, а нервная ткань – возбудимости и проводимости.)
III. Закрепление новых знаний.
Ответить устно на вопросы к § 4.
IV. Рефлексивная деятельность
Работа с опросником по итогам проведения урока.
- как ты оцениваешь свою работу на уроке?
-что у тебя получилось хорошо при выполнении заданий?
-с чем ты не справился во время урока?
-кто из одноклассников, по твоему мнению, заслуживает отличной оценки за работу на уроке?
-понравился ли тебе урок?
V.Выставление оценок и информация о домашнем задании.
1.Изучить материал § 4 учебника.
Выполнение индивидуальных заданий.
2.Сообщение по теме «Виды нейронов» (задание повышенной сложности). Выполняется по желанию.
3.Творческое задание: составить ребусы или кроссворд по теме урока (по желанию).
Список литературы:
1.Бабарыкина Т.С. «Популярный биологический словарь», Издательство: Феникс, торговый дом, 2009.
2.Зверев И. Д. «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиена человека».−М.: Просвещение 1983
3.Муртазин Г.М.« Активные формы и методы обучения биологии: Человек и его здоровье»: Кн. для учителя: Из опыта работы.− М.: Просвещение, 1989.
Интернет-ресурсы:
http://www.shvedun.ru/levenhug20.htm
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
Интересная, грамотная разработка, с хорошо подобранным материалом, доступным объяснением темы для учащихся. Спасибо!
С уважением, С.А. Колодин.