В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Программа кружка "Юный химик"

Программа кружка "Юный химик"

Ольга Шарафутдинова
Тип материала: Программа
Рейтинг: 12345 голосов:2просмотров: 14033 комментариев: 1
Краткое описание
Программа кружка  знакомит учеников 8 класса с характеристикой веществ, окружающих нас в быту. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства.
Описание
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 25» Нижнекамского муниципального района РТ УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ
«Гимназия № 25»
________________
(С.В.Гаранина)
«____»______2012 г. (С.В.Гаранина)

Программа кружка по предмету «химия», 8 класс «Юный химик» на 2012– 2013 учебный год

Разработчик: Шарафутдинова Ольга Николаевна, учитель химии первой квалификационной категории
Согласовано Рассмотрено на заседании
Заместитель директора кафедры естественнонаучных
___________________ дисциплин
(В.В.Долгашева) Протокол № _________
Протокол от «___» ___________ 2012 г.
педагогического совета №___
от «____» __________2012г.

г. Нижнекамск 2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка Программа кружка «Юный химик» объемом 35 часов ориентирована на учащихся 8-х классов. Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, веществами, из которых сделаны посуда, спички, карандаши, бумага и т. п. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и предоставляет возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы. Цели и задачи программы:
  • расширение и углубление знаний учащихся по химии;
  • развитие познавательных интересов и способностей, повышение творческой активности, расширение кругозора знаний об окружающем мире;
  • формирование и закрепление полученных умений и навыков при демонстрации и проведении практических работ;
  • изучить характеристику веществ, используемых человеком, их классификацию, происхождение, номенклатуру, получение, применение, свойства;
  • научить грамотно и безопасно обращаться с веществами;
  • научно обосновать важность ведения здорового образа жизни, развивать интерес к предмету;
  • развитие учебной мотивации школьников на выбор профессии.

В программе используются следующие формы организации образовательного процесса: проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов, создание презентаций, выполнение экспериментальных работ, творческая работа по конструированию и моделированию. Реализация программы осуществляется на основе межпредметных связей химии, биологии, физики, экологии.
Содержание программы Вводное занятие (1 ч.)  Цели и назначение кружка, знакомство с оборудованием рабочего места. Значимость химических знаний в повседневной жизни человека, представление об основном методе науки – эксперименте. Тема 1.Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности (1 ч.) Основные требования к учащимся (ТБ). Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты. Базовые понятия: правила техники безопасности. Базовые умения: оказание первой помощи, использование противопожарных средств защиты. Тема 2. Знакомство с лабораторным оборудованием (1 ч.) Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ. Базовые понятия: лабораторное оборудование. Базовые умения: навыки работы с химическими реактивами и лабораторным оборудованием, использование по назначению химического лабораторного оборудования. Тема 3. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту (6 ч.) Вода в масштабе планеты. Физические свойства, парадоксы воды. Строение молекулы. Круговорот воды в природе. Экологическая проблема чистой воды. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни. Базовые понятия: раствор, насыщенные и перенасыщенные растворы.  Базовые умения: приготовление растворов и использование их в жизни. Демонстрации: 1.образцы солей. 2. Просмотр фрагмента фильма ВВС «Тайна живой воды». § Практическая работа №1. Приготовление насыщенных и перенасыщенных растворов. Составление и использование графиков растворимости. § Практическая работа №2. Растворение оконного стекла в воде. Тема 4. Ядовитые соли и работа с ними (2 ч.) Ядовитые вещества в жизни человека. Как можно себе помочь при отравлении солями тяжелых металлов. Базовые понятия: ядовитые соли (цианид, соли кадмия и т.д.). Базовые умения: первая помощь при отравлениях ядовитыми солями. Демонстрации: образцы солей. § Практическая работа №3. Осаждение тяжелых ионов с помощью химических реактивов. Тема5. Химия и пища (6 ч.) Поваренная соль. Роль NaCl в обмене веществ, солевой баланс. Очистка NaCl от примесей. «Продуктовая этикетка», пищевые добавки, нитраты в пище человека. Значение возможных загрязнителей пищи. Как правильно соблюдать диету? Влияние на организм белков, жиров, углеводов. Витамины: как грамотно их принимать. «В здоровом теле – здоровый дух». Базовые понятия: краситель, консерванты, антиоксиданты, эмульгаторы, ароматизаторы, актифламинги; обмен веществ в организме, диета. Базовые умения: расшифровывать коды веществ, классифицировать их, записать формулы; выявлять продукты с запрещенными в РФ добавками; определять безопасность продуктов (по нитратам); выбрать полезный витаминный комплекс в аптеке; рассчитать суточный рацион питания, познакомить с мерами профилактики загрязнения пищевых продуктов. Демонстрации: образцы солей, употребляемых в пищевой промышленности, разложение карбоната аммония, денатурация белка. § Практическая работа №4. Гашение соды. § Практическая работа №5.Очистка загрязненной поваренной соли. Выращивание кристаллов поваренной соли.
Тема 6.Химия в быту(8 ч.)  Ознакомление с видами бытовых химикатов. Использование химических материалов для ремонта квартир. Разновидности моющих средств. Влияние вредных факторов на зубную эмаль. Вещества, используемые для окрашивания волос, дезодорантов и косметических средств. Современные лаки. Спички. История изобретения спичек. Бумага. От пергамента и шёлковых книг до наших дней. Стекло. Из истории стеклоделия. Виды декоративной обработки стекла. Керамика. Виды керамики. История фарфора. Базовые понятия: детергенты, гидрофильная и гидрофобная части ПАВ, оптические отбеливатели, парфюмерная добавка. Базовые умения: расшифровка международных символов, обозначающих условия по уходу за текстильными изделиями; экспертиза зубной пасты «Бленд-а-мед», чистящего порошка «Комет», чистящего средства «Окноль». Демонстрация: образцы средств ухода за зубами, декоративной косметики. § Практическая работа №6. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира. Тема 7. Химия лекарств (5 ч.) Лекарства и яды в древности. Антибиотики и сильнодействующие лекарственные препараты. Классификация и спектр действия на организм человека. Аспирин: за и против. Исследование лекарственных препаратов (антидепрессанты). Понятие о фитотерапии. Базовые понятия: лекарственный препарат, антибиотики; антидепрессанты и их влияние на организм человека; дозировка, показания, противопоказания, качественная реакция, профилактика гриппа и ОРЗ. Базовые умения: экспериментально определять качественный состав седативных препаратов. Демонстрации: образцы лекарственных препаратов, в том числе сильнодействующих и седативных. § Практическая работа №7. Исследование лекарственных препаратов методом «пятна» (вязкость). Тема 8. Влияние вредных привычек на организм человека (4 ч.) Токсическое действие этанола на организм человека. Курить – здоровью вредить! Наркомания – опасное пристрастие. Базовые понятия: наркомания, токсикомания, алкоголизм, табакокурение, отравления, разрушение организма, денатурация белка.
Базовые умения: поставить лабораторный эксперимент по токсическому действию этанола на белок; моделировать последствия токсического действия веществ на организм, орган, ткань, клетку. § Практическая работа №8. Действие этанола на белок. Итоговое занятие (1ч.)
Учебно-тематический план
п/п наименование темы количество часов из них
теория практика
1 Вводное занятие
1 1 -
2 Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности
1 1 -
3 Знакомство с лабораторным оборудованием
1 1 -
4 Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту
6 4 2
5 Ядовитые соли и работа с ними
2 1 1
6 Химия и пища
6 4 2
7 Химия в быту
8 7 1
8 Химия лекарств
5 4 1
9 Влияние вредных привычек на организм человека
4 3 1
10 Итоговое занятие
1 1 -
Итого:
35 ч 27ч
Требования к уровню подготовки учащихся В ходе освоения курса учащиеся должны знать/понимать:
  • правила безопасной работы в кабинете химии;
  •  правила обращения с веществами;
  •  правила работы с лабораторным оборудованием;
  •  порядок организации рабочего места.
уметь:
  • выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами;
  • оказывать меры первой помощи;
  • определять цель, выделять объект исследования;
  • наблюдать и изучать явления и свойства;
  • описывать результаты наблюдений;
  • создавать необходимые приборы;
  • представлять результаты исследований в виде таблиц и графиков;
  • составлять отчет;
  • делать выводы;
  • обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии, уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • осуществлять проектную деятельность.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • для объяснения химических явлений, происходящих в природе и быту;
  •  экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами,
    лабораторным оборудованием;
  • формирования высокой культуры отношения к природе;
  • критической оценки достоверности химической информации,
    поступающей из разных источников.


Учебно-методическое обеспечение Список литературы  для учащихся: 1. Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1999г. 2. Здешнева Г.Ф., Мирзабекова М.А., Прус Н.Н. Классификация неорганических соединений, 8 класс.- М.: Чистые пруды, 2006г. 3. Муллинс Т. Химия загрязнения воды//Химия окружающей среды. М.: Химия,1982. С.276-345.
для учителя: 1. Валединская О.Р. Экологическая химия азота. – М.: Чистые пруды, 2006.- 36с.
2. Глинка Н.Л. Общая химия: Учебное пособие для вузов.- Л.: Химия, 1985г
3. Пак М. Алгоритмы в обучении химии: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1993.- 76с.
4. Муллинс Т. Химия загрязнения воды//Химия окружающей среды. М.: Химия,1982. С.276-345.
5. Популярный энциклопедический иллюстрированный словарь. Европедия. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.- 1168с., ил

Ресурсы интернета: http://school-collection.edu.ru/
http://www.xumuk.ru/
http://www.openclass.ru/
http://www.vokrugsveta.ru/
http://ru.wikipedia.org/wiki/
Календарно-тематический план
п/п дата тематика занятий час планируемые результаты
план факт
Вводное занятие (1 ч.) 
1 07.09 Химические знания в повседневной жизни человека
1 Познакомиться с целями и назначением кружка, оборудованием рабочего места. Обсудить значимость химических знаний в повседневной жизни человека, иметь представление об основном методе науки – эксперименте.
Тема 1.Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности (1 ч.)
2 14.09 Изучение правил техники безопасности
1 Изучить правила по технике безопасности при работе в кабинете химии
Тема 2. Знакомство с лабораторным оборудованием (1 ч.)
3 21.09 Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ.
1 Знать виды лабораторного оборудования для выполнения практических работ по химии
Тема 3. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту (6 ч.)
4 28.09 Вода в масштабе планеты.
1 Иметь представление о значении воды для жизни на планете Земля; уметь описывать круговорот воды в природе
5 05.10 Экологическая проблема чистой воды.
1 Иметь представление о проблеме чистой воды как глобальной проблеме человечества. Знать о свойствах и «аномалиях» воды
6 12.10 Растворение
1 Знать и понимать сущность процессов растворения веществ в воде. Понимать роль воды как универсального растворителя
7 19.10 Роль растворов в природе и жизни человека
1 Знать и понимать значение растворов в природе и жизни человека. Знать основные типы растворов
8 26.10 Практическая работа №1. Приготовление насыщенных и перенасыщенных растворов.
Составление и использование графиков растворимости.
1 Закреплять практические навыки. Уметь приготавливать насыщенные и перенасыщенные растворы,
составлять графиков растворимости и использовать их при решении задач
9 02.11 Практическая работа №2. Растворение оконного стекла в воде.
1 Закреплять практические навыки. Уметь доказывать свойство воды как универсального растворителя на примере растворения оконного стекла
Тема 4. Ядовитые соли и работа с ними (2 ч.)
10 16.11 Ядовитые вещества в жизни человека
1 Знать примеры ядовитых веществ, иметь представление об оказании мер первой помощи при отравлении солями тяжелых металлов.
11 23.11 Практическая работа №3.
Осаждение тяжелых ионов с помощью химических реактивов.
1 Закреплять практические навыки. Иметь представление об ионах тяжелых металлов и уметь проводить опыты по их осаждению
Тема5. Химия и пища (6 ч.)
12 30.11 Поваренная соль, ее роль в обмене веществ; солевой баланс.
1 Иметь представление о роли поваренной соли в обмене веществ живых организмов; знать последствия нарушения солевого баланса для живых клеток и организма в целом
13 07.12 Влияние на организм белков, жиров, углеводов.
1 Изучить влияние белков, жиров, углеводов на организм. Знать о последствиях нарушения баланса этих веществ в организме.
14 14.12 Витамины: как грамотно их принимать
1 Иметь представление о витаминах: классификацию, физиологическое действие. Знать и уметь объяснять понятия «гиповитаминоз» и «гипервитаминоз»
15 21.12 Практическая работа №4.
Гашение соды.
1 Закреплять практические навыки. Уметь проводить и комментировать процесс гашения соды
16 28.12 Практическая работа №5.
Очистка загрязненной поваренной соли. Выращивание кристаллов поваренной соли.
1 Закреплять практические навыки. Знать способы разделения смесей, уметь применять эти знания для очистки поваренной соли
17 18.01 Зачет №1 (по темам 1-5)
1
Тема 6.Химия в быту (8 ч.)
18 25.01 Виды бытовых химикатов
1 Ознакомиться с видами бытовых химикатов; уметь характеризовать их с позиций пользы и вреда
19 01.02 Разновидности моющих средств
1 Знать классификацию моющих средств; иметь представление о действии СМС на окружающую среду
20 08.02 Спички и бумага: от истории изобретения до наших дней
1 Знать исторические аспекты изобретений человечества на примере создания спичек и бумаги. Уметь характеризовать значение этих изобретений для жизни человека
21 15.02 История стеклоделия.
1 Знать исторические аспекты изобретений человечества на примере создания стекла; виды декоративной обработки стекла.
22 22.02 Керамика: от истории изобретения до наших дней
1 Знать исторические аспекты изобретений человечества на примере создания керамических изделий. Знать об истории фарфора.
23 01.03 Химия и косметические средства
1 Знать роль химии в создании косметических средств; уметь называть положительные и отрицательные аспекты этого вопроса
24 07.03 Практическая работа №6.
Выведение пятен ржавчины, чернил, жира
1 Закреплять практические навыки. Уметь проводить опыты по выведению пятен ржавчины, чернил, жира
25 15.03
Зачет №2 (по теме 6)

Тема 7. Химия лекарств (5 ч.)
26 22.03 Лекарства и яды в древности
1 Иметь представление о способах применения лекарственных средств в древности, знать о способах их получения
27 05.04 Аспирин: за и против.
1 Уметь характеризовать физиологическое действие аспирина как лекарственного средства. Иметь представление о двояком действии на организм.
28 12.04 Понятие о фитотерапии
1 Иметь представление о фитотерапии; уметь характеризовать роль растений в получении лекарственных средств как альтернативе синтетических препаратов
29 19.04 Практическая работа №7. Исследование лекарственных препаратов методом «пятна» (вязкость).
1 Закреплять практические навыки. Уметь исследовать лекарственные препараты методом «пятна» (вязкость).
30 26.04 Зачет №3 (по теме 7)
1
Тема 8. Влияние вредных привычек на организм человека (4 ч.)
31 03.05 Курить – здоровью вредить!
1 Иметь представление об истории появления табака в России. Знать о вреде курения
32 10.05 Наркомания – опасное пристрастие.
1 Иметь представление о физиологическом воздействии наркотических средств на организм, знать о вреде наркомании как опасном пристрастии
33 17.05 Практическая работа №8.
Действие этанола на белок.
1 Закреплять практические навыки. Иметь представление о денатурации белка. Уметь доказывать опытным путем действие этанола на белок.
34 24.05 Зачет№4 (по теме 8)
1
Итоговое занятие (1ч.)
35 31.05 Защита исследовательских работ
1 Подведение итогов курса, защита исследовательских работ
Итого:
35ч
Приложение Примерные темы для подготовки сообщений.
  1. Чудесный мир бумаги.
  2. Много ли соли в солонках страны?
  3. «Соляные бунты» в России.
  4. Физиологический раствор в медицинской практике.
  5. Имеет ли вода память?
  6. Влажность воздуха и самочувствие человека.
  7. Выводим пятна со страниц книги.
  8. Синтетическая бумага — альтернатива целлюлозной бумаге.
  9. История бумажных денег.
  10. Вода в космосе.

Примерные темы исследовательских работ (проектов, рефератов)
  1. Очистные сооружения городского водоканала.
  2. История спички.
  3. Экологические проблемы акватории Татарстана.
  4. Бумага — материальный носитель различных видов искусства
(презентация в программе Power Point).

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Кружок в 8 классе.doc Скачать

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 25»

Нижнекамского муниципального района РТ





УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

«Гимназия № 25»

________________

(С.В.Гаранина)

«____»______2012 г. (С.В.Гаранина)





Программа кружка

по предмету «химия», 8 класс

«Юный химик»


на 2012– 2013 учебный год



Разработчик:

Шарафутдинова Ольга Николаевна,

учитель химии

первой квалификационной категории




Согласовано Рассмотрено на заседании

Заместитель директора кафедры естественнонаучных

___________________ дисциплин

(В.В.Долгашева) Протокол № _________

Протокол от «___» ___________ 2012 г.

педагогического совета №___

от «____» __________2012г.








г. Нижнекамск

2012 – 2013 учебный год









Пояснительная записка


Программа кружка «Юный химик» объемом 35 часов ориентирована на учащихся 8-х классов.

Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, веществами, из которых сделаны посуда, спички, карандаши, бумага и т. п. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и предоставляет возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.


Цели и задачи программы:


  • расширение и углубление знаний учащихся по химии;

  • развитие познавательных интересов и способностей, повышение творческой активности, расширение кругозора знаний об окружающем мире;

  • формирование и закрепление полученных умений и навыков при демонстрации и проведении практических работ;

  • изучить характеристику веществ, используемых человеком, их классификацию, происхождение, номенклатуру, получение, применение, свойства;

  • научить грамотно и безопасно обращаться с веществами;

  • научно обосновать важность ведения здорового образа жизни,  развивать интерес к предмету;

  • развитие учебной мотивации школьников на выбор профессии.


В программе используются следующие формы организации образовательного процесса: проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов, создание презентаций, выполнение экспериментальных работ, творческая работа по конструированию и моделированию. Реализация программы осуществляется на основе межпредметных связей химии, биологии, физики, экологии.


Содержание программы


  Вводное занятие  (1 ч.) 

 Цели и назначение кружка, знакомство с оборудованием рабочего места.

Значимость химических знаний в повседневной жизни человека, представление об основном методе науки – эксперименте.

Тема 1. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности (1 ч.)

Основные требования к учащимся (ТБ). Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.

Базовые понятия: правила техники безопасности.

Базовые умения: оказание первой помощи, использование противопожарных средств защиты.

Тема 2. Знакомство с лабораторным оборудованием (1 ч.)

Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ.

Базовые понятия: лабораторное оборудование.

Базовые умения: навыки работы с химическими реактивами и лабораторным оборудованием, использование по назначению химического лабораторного оборудования.

Тема 3. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту (6 ч.)

Вода в масштабе планеты. Физические свойства, парадоксы воды. Строение молекулы. Круговорот воды в природе. Экологическая проблема чистой воды. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни.

Базовые понятия: раствор, насыщенные и перенасыщенные растворы.

 Базовые умения: приготовление растворов и использование их в жизни.

Демонстрации: 1.образцы солей. 2. Просмотр фрагмента фильма ВВС «Тайна живой воды».

  • Практическая работа №1. Приготовление насыщенных и перенасыщенных растворов. Составление и использование графиков растворимости.

  • Практическая работа №2. Растворение оконного стекла в воде.

Тема 4. Ядовитые соли и работа с ними (2 ч.)

Ядовитые вещества в жизни человека. Как можно себе помочь при отравлении солями тяжелых металлов.

Базовые понятия: ядовитые соли (цианид, соли кадмия и т.д.).

Базовые умения: первая помощь при отравлениях ядовитыми солями.

Демонстрации: образцы солей.

  • Практическая работа №3. Осаждение тяжелых ионов с помощью химических реактивов.

Тема5. Химия и пища (6 ч.)

Поваренная соль. Роль NaCl в обмене веществ, солевой баланс. Очистка NaCl от примесей. «Продуктовая этикетка», пищевые добавки, нитраты в пище человека. Значение возможных загрязнителей пищи. Как правильно соблюдать диету? Влияние на организм белков, жиров, углеводов. Витамины: как грамотно их принимать. «В здоровом теле – здоровый дух».

Базовые понятия: краситель, консерванты, антиоксиданты, эмульгаторы, ароматизаторы, актифламинги; обмен веществ в организме, диета.

Базовые умения: расшифровывать коды веществ, классифицировать их, записать формулы; выявлять продукты с запрещенными в РФ добавками; определять  безопасность продуктов (по нитратам); выбрать полезный витаминный комплекс в аптеке;  рассчитать суточный рацион питания, познакомить с мерами профилактики загрязнения пищевых продуктов.

Демонстрации: образцы солей, употребляемых в пищевой промышленности, разложение карбоната аммония, денатурация белка.

  • Практическая работа №4. Гашение соды.

  • Практическая работа №5.Очистка загрязненной поваренной соли.  Выращивание кристаллов поваренной соли.

Тема 6. Химия в быту(8 ч.)

Ознакомление с видами бытовых химикатов. Использование химических материалов для ремонта квартир. Разновидности моющих средств. Влияние вредных факторов на зубную эмаль. Вещества, используемые для окрашивания волос, дезодорантов и косметических средств. Современные лаки.

Спички. История изобретения спичек.

Бумага. От пергамента и шёлковых книг до наших дней.

Стекло. Из истории стеклоделия. Виды декоративной обработки стекла.

Керамика. Виды керамики. История фарфора.

Базовые понятия: детергенты, гидрофильная и гидрофобная части ПАВ, оптические отбеливатели, парфюмерная добавка.

Базовые умения:  расшифровка международных символов, обозначающих условия по уходу за текстильными изделиями; экспертиза зубной пасты «Бленд-а-мед», чистящего порошка «Комет», чистящего средства «Окноль».

Демонстрация: образцы средств ухода за зубами, декоративной косметики.

  • Практическая работа №6. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира.

Тема 7. Химия лекарств (5 ч.)        

Лекарства и яды в древности. Антибиотики и сильнодействующие лекарственные препараты. Классификация и спектр действия на организм человека. Аспирин: за и против. Исследование лекарственных препаратов (антидепрессанты). Понятие о фитотерапии.

Базовые понятия: лекарственный препарат, антибиотики; антидепрессанты и их влияние на организм человека; дозировка, показания, противопоказания, качественная реакция, профилактика гриппа и ОРЗ.

Базовые умения: экспериментально определять качественный состав седативных препаратов.

Демонстрации: образцы лекарственных препаратов, в том числе сильнодействующих и седативных.

  • Практическая работа №7. Исследование лекарственных препаратов методом «пятна» (вязкость).

Тема 8.  Влияние вредных привычек на организм человека (4 ч.)

Токсическое действие этанола на организм человека. Курить – здоровью вредить! Наркомания – опасное пристрастие.

Базовые понятия: наркомания, токсикомания, алкоголизм, табакокурение, отравления, разрушение организма, денатурация белка.

Базовые умения: поставить лабораторный эксперимент по токсическому действию этанола на белок; моделировать последствия токсического действия веществ на организм, орган, ткань, клетку.

  • Практическая работа №8. Действие этанола на белок.

Итоговое занятие (1ч.)


Учебно-тематический план


п/п

наименование темы

количество часов

из них

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности

1

1

-

3

Знакомство с лабораторным оборудованием

1

1

-

4

Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту

6

4

2

5

Ядовитые соли и работа с ними

2

1

1

6

Химия и пища

6

4

2

7

Химия в быту

8

7

1

8

Химия лекарств

5

4

1

9

Влияние вредных привычек на организм человека

4

3

1

10

Итоговое занятие

1

1

-


Итого:

35 ч

27ч



Требования к уровню подготовки учащихся


В ходе освоения курса учащиеся должны

знать/понимать:

  • правила безопасной работы в кабинете химии;

  •  правила обращения с веществами;

  •  правила работы с лабораторным оборудованием;

  •  порядок организации рабочего места.

уметь:

  • выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами;

  • оказывать меры первой помощи;

  • определять цель, выделять объект исследования;

  • наблюдать и изучать явления и свойства;

  • описывать результаты наблюдений;

  • создавать необходимые приборы;

  • представлять результаты исследований в виде таблиц и графиков;

  • составлять отчет;

  • делать выводы;

  • обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии, уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении;

  • осуществлять проектную деятельность.


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • для объяснения химических явлений, происходящих в природе и быту;

  •  экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами,
    лабораторным оборудованием;

  • формирования высокой культуры отношения к природе;

  • критической  оценки достоверности  химической  информации,
    поступающей из разных источников.



Учебно-методическое обеспечение


Список литературы

для учащихся:

  1. Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1999г.

  2. Здешнева Г.Ф., Мирзабекова М.А., Прус Н.Н. Классификация неорганических соединений, 8 класс.- М.: Чистые пруды, 2006г.

  3. Муллинс Т. Химия загрязнения воды//Химия окружающей среды. М.: Химия,1982. С.276-345.


для учителя:

  1. Валединская О.Р. Экологическая химия азота. – М.: Чистые пруды, 2006.- 36с.

  2. Глинка Н.Л. Общая химия: Учебное пособие для вузов.- Л.: Химия, 1985г

  3. Пак М. Алгоритмы в обучении химии: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1993.- 76с.

  4. Муллинс Т. Химия загрязнения воды//Химия окружающей среды. М.: Химия,1982. С.276-345.

  5. Популярный энциклопедический иллюстрированный словарь. Европедия. – М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2004.- 1168с., ил


Ресурсы интернета: http://school-collection.edu.ru/

http://www.xumuk.ru/

http://www.openclass.ru/

http://www.vokrugsveta.ru/

http://ru.wikipedia.org/wiki/



Календарно-тематический план


п/п

дата

тематика занятий

час

планируемые результаты

план

факт

Вводное занятие  (1 ч.) 

1

07.09


Химические знания в повседневной жизни человека

1

Познакомиться с целями и назначением кружка, оборудованием рабочего места. Обсудить значимость химических знаний в повседневной жизни человека, иметь представление об основном методе науки – эксперименте.

Тема 1. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности (1 ч.)

2

14.09


Изучение правил техники безопасности

1

Изучить правила по технике безопасности при работе в кабинете химии

Тема 2. Знакомство с лабораторным оборудованием (1 ч.)

3

21.09


Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ.

1

Знать виды лабораторного оборудования для выполнения практических работ по химии

Тема 3. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту (6 ч.)

4

28.09


Вода в масштабе планеты.

1

Иметь представление о значении воды для жизни на планете Земля; уметь описывать круговорот воды в природе

5

05.10


Экологическая проблема чистой воды.

1

Иметь представление о проблеме чистой воды как глобальной проблеме человечества. Знать о свойствах и «аномалиях» воды

6

12.10


Растворение

1

Знать и понимать сущность процессов растворения веществ в воде. Понимать роль воды как универсального растворителя

7

19.10


Роль растворов в природе и жизни человека

1

Знать и понимать значение растворов в природе и жизни человека. Знать основные типы растворов

8

26.10


Практическая работа №1. Приготовление насыщенных и перенасыщенных растворов. 

Составление и использование графиков растворимости.

1

Закреплять практические навыки. Уметь приготавливать насыщенные и перенасыщенные растворы, 

составлять графиков растворимости и использовать их при решении задач

9

02.11


Практическая работа №2. Растворение оконного стекла в воде.

1

Закреплять практические навыки. Уметь доказывать свойство воды как универсального растворителя на примере растворения оконного стекла

Тема 4. Ядовитые соли и работа с ними (2 ч.)

10

16.11


Ядовитые вещества в жизни человека

1

Знать примеры ядовитых веществ, иметь представление об оказании мер первой помощи при отравлении солями тяжелых металлов.

11

23.11


Практическая работа №3. 

Осаждение тяжелых ионов с помощью химических реактивов.

1

Закреплять практические навыки. Иметь представление об ионах тяжелых металлов и уметь проводить опыты по их осаждению

Тема5. Химия и пища (6 ч.)

12

30.11


Поваренная соль, ее роль в обмене веществ; солевой баланс.

1

Иметь представление о роли поваренной соли в обмене веществ живых организмов; знать последствия нарушения солевого баланса для живых клеток и организма в целом

13

07.12


Влияние на организм белков, жиров, углеводов.

1

Изучить влияние белков, жиров, углеводов на организм. Знать о последствиях нарушения баланса этих веществ в организме.

14

14.12


Витамины: как грамотно их принимать

1

Иметь представление о витаминах: классификацию, физиологическое действие. Знать и уметь объяснять понятия «гиповитаминоз» и «гипервитаминоз»

15

21.12


Практическая работа №4.

Гашение соды.

1

Закреплять практические навыки. Уметь проводить и комментировать процесс гашения соды

16

28.12


Практическая работа №5.

Очистка загрязненной поваренной соли.  Выращивание кристаллов поваренной соли.

1

Закреплять практические навыки. Знать способы разделения смесей, уметь применять эти знания для очистки поваренной соли

17

18.01


Зачет №1 (по темам 1-5)

1


Тема 6. Химия в быту (8 ч.)

18

25.01


Виды бытовых химикатов

1

Ознакомиться с видами бытовых химикатов; уметь характеризовать их с позиций пользы и вреда

19

01.02


Разновидности моющих средств

1

Знать классификацию моющих средств; иметь представление о действии СМС на окружающую среду

20

08.02


Спички и бумага: от истории изобретения до наших дней

1

Знать исторические аспекты изобретений человечества на примере создания спичек и бумаги. Уметь характеризовать значение этих изобретений для жизни человека

21

15.02


История стеклоделия.

1

Знать исторические аспекты изобретений человечества на примере создания стекла; виды декоративной обработки стекла.

22

22.02


Керамика: от истории изобретения до наших дней

1

Знать исторические аспекты изобретений человечества на примере создания керамических изделий. Знать об истории фарфора.

23

01.03


Химия и косметические средства

1

Знать роль химии в создании косметических средств; уметь называть положительные и отрицательные аспекты этого вопроса

24

07.03


Практическая работа №6. 

Выведение пятен ржавчины, чернил, жира

1

Закреплять практические навыки. Уметь проводить опыты по выведению пятен ржавчины, чернил, жира

25

15.03


Зачет №2 (по теме 6)



Тема 7. Химия лекарств (5 ч.)

26

22.03


Лекарства и яды в древности

1

Иметь представление о способах применения лекарственных средств в древности, знать о способах их получения

27

05.04


Аспирин: за и против.

1

Уметь характеризовать физиологическое действие аспирина как лекарственного средства. Иметь представление о двояком действии на организм.

28

12.04


Понятие о фитотерапии

1

Иметь представление о фитотерапии; уметь характеризовать роль растений в получении лекарственных средств как альтернативе синтетических препаратов

29

19.04


Практическая работа №7. Исследование лекарственных препаратов методом «пятна» (вязкость).

1

Закреплять практические навыки. Уметь исследовать лекарственные препараты методом «пятна» (вязкость).

30

26.04


Зачет №3 (по теме 7)

1


Тема 8.  Влияние вредных привычек на организм человека (4 ч.)

31

03.05


Курить – здоровью вредить!

1

Иметь представление об истории появления табака в России. Знать о вреде курения

32

10.05


Наркомания – опасное пристрастие.

1

Иметь представление о физиологическом воздействии наркотических средств на организм, знать о вреде наркомании как опасном пристрастии

33

17.05


Практическая работа №8.

Действие этанола на белок.

1

Закреплять практические навыки. Иметь представление о денатурации белка. Уметь доказывать опытным путем действие этанола на белок.

34

24.05


Зачет№4 (по теме 8)

1


Итоговое занятие (1ч.)

35

31.05


Защита исследовательских работ

1

Подведение итогов курса, защита исследовательских работ


Итого:

35ч




Приложение


Примерные темы для подготовки сообщений.

  1. Чудесный мир бумаги.

  2. Много ли соли в солонках страны?

  3. «Соляные бунты» в России.

  4. Физиологический раствор в медицинской практике.

  5. Имеет ли вода память?

  6. Влажность воздуха и самочувствие человека.

  7. Выводим пятна со страниц книги.

  8. Синтетическая бумага — альтернатива целлюлозной бумаге.

  9. История бумажных денег.

  10. Вода в космосе.


Примерные темы исследовательских работ (проектов, рефератов)

  1. Очистные сооружения городского водоканала .

  2. История спички.

  3. Экологические проблемы акватории Татарстана.

  4. Бумага — материальный носитель различных видов искусства

(презентация в программе Power Point).


Кружок в 8 классе.rar Скачать
Обсуждение материала
Ирина Стрельникова
9.08.2013 04:16
Уважаемая, Ольга! Благодарю за программу кружка. Желаю успехов в новом учебном году!
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос