Что бы лучше играть в волейбол
Подготовительные и специальные упражнения объединены мной в специальную систему обучения.
Цель данной работы – обосновать важность созданной системы для более углубленного изучения программы по волейболу.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Теликовка Духовницкого района Саратовской области»
Работу подготовил:
Булыкин Андрей Александрович
учитель физической культуры
высшей квалификационной категории
2013 год
План
-
Волейбол в школьной программе:
а) значение занятий волейболом……………………………………….3
б) формы занятий волейболом…………………………………………3
2. Техника и тактика игры:
а) техника и тактика игры в нападении………………………………..4
б) техника и тактика игры в защите…………………………………..13
3. Разнообразие средств и методов при обучении волейболу
а) групповые и индивидуальные упражнения, применяемые при
обучении технике и тактике волейбола.………………………….27
б) правила обучения, выведенные опытным путем………………...34
4. Используемая литература……………………………………………...36
Правильно организованные занятия по волейболу являются прекрасным средством всестороннего физического развития занимающихся и способствуют решению важных воспитательных задач. Объясняется это большой эмоциональностью игры, а также несложным оборудованием: небольшая площадка, мяч, сетка. Немного времени уходит на то, чтобы усвоить суть и правила игры. Но нельзя смешивать внешний характер игры, ее сущность и правила с процессом овладения навыками игры.
В своей работе я практикую опережающее обучение волейболу в каждом классе. Большое подспорье оказывают занятия волейболом на спортивной секции, которую я веду 2 раза в неделю. Начиная со 2 класса я обучаю учащихся азам волейбола, постепенно, из года в год совершенствуя технику игры в волейбол.
Нападающий удар и блокирование являются наиболее сложными в техническом отношении приемами игры в волейбол. Обучение этим элементам занимает на уроке очень много времени. С каждым учеником нужно работать индивидуально, своевременно исправлять ошибки, закреплять и совершенствовать полученные навыки. Исходя из своего опыта работы, я объединил подготовительные и специальные упражнения в единую систему по обучению нападающему удару и блокированию. В результате ученики разучивают эти приемы значительно быстрее и без ошибок в технике. Овладение техникой и тактикой в совершенстве – процесс весьма сложный и трудоемкий, он требует больших совместных усилий учителя и занимающихся.
Основной формой занятий волейболом является групповой урок. У меня он традиционно состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. В водную часть каждого занятия я включаю общеразвивающие упражнения в движении и на месте, использую фрагменты разученных подвижных игр. А специальные подготовительные упражнения, направленные на овладение техникой, я разучиваю как в вводной, так и в основной части урока. Последовательность этих упражнений такова: вначале идут упражнения на быстроту реакции, наблюдательность, координацию движений, быстроту ответных действий и перемещений; затем эти же упражнения выполняются в условиях приближенным к игровым и, наконец, в игре.
В основной части урока волейбола я решаю задачи освоения, закрепления и совершенствования техники игры, ввожу новые подготовительные и подводящие упражнения, которые повышают интерес у занимающихся. На каждом уроке сообщаю краткие сведения по основам техники и тактики игры, разъясняю нюансы правил игры. На уроке обычно решаются 2-3 задачи, одна из которых – главная: либо обучение техническому приему или тактическим действиям, либо совершенствование навыка выполнения технического приема или тактических умений. В зависимости от этого произвожу подбор средств и распределение времени на отдельные упражнения.
В задачу заключительной части урока входит организованное завершение занятий. Применяю в своей практике медленную ходьбу, игры и задания на внимание. Например, игра «Класс, смирно!». В конце урока подвожу его итоги, разбираю допущенные ошибки, задаю домашнее задание.
Чтобы добиться успехов в волейболе, необходимо, прежде всего, в совершенстве овладеть техникой игры. Технику волейбола составляют специальные технические приемы, которые волейболисты применяют в процессе игры. Основные приемы техники волейбола следующие: стойки, перемещения, подачи, прием и передачи мяча, нападающие удары и блокирование. Каждый прием содержит несколько вариантов его выполнения. Мастерство волейболиста и определяется тем, насколько разнообразна и совершенна его техника.
Обучение волейболу подчинено общим педагогическим принципам и осуществляется на основе трех взаимосвязанных компонентов: сообщение знаний, освоение техники и развитие специальных физических качеств. В соответствии с этим на этапе обучения я применяю следующие методы:
- объяснение основных приемов игры в волейбол и их показ;
- разучивание (расчлененное и целостное);
- исправление ошибок, закрепление и совершенствование изученного технического приема.
При непосредственном обучении техническому приему вначале знакомлю обучающихся с его общей структурой, затем идет выполнение подготовительных упражнений, разучивание приема в облегченных условиях, в условиях приближенных к игровым, и только потом закрепляем в игре.
Техника игры в волейбол тесно связана с тактикой. Никакой замысел в игре не может быть осуществлен без совершенного владения техническими приемами игры. Например, при подаче надо направить мяч на игрока, только что вошедшего на площадку в результате замены. Этого требует тактика подачи. Но игрок никогда не выполнит эту задачу, если не владеет в совершенстве навыком точной подачи.
Основным содержанием тактических действий в нападении является нападающий удар и тактика подач. Самыми распространенными являются прямой нападающий удар и удар с переводом в сторону.
Нападающие действия можно условно разделить на три группы:
1) полноценные атакующие удары
2) кистевые удары
3) скидки
Обучение технике прямого нападающего удара я осуществляю расчлененным методом, выделяя фазы занятия позиции, разбега, прыжка, замаха, удара по мячу и приземление.
Разбег это один из основополагающих моментов удара, так как при неправильном разбеге игрок не нанесет хорошего результативного удара.
На рисунке схематически нарисован разбег игрока 4 зоны. Разбег происходит из аута по дуге к месту атаки (конечно, разбег может варьироваться в зависимости от передачи). В конечном положении (перед ударом) игрок должны находиться либо перпендикулярно к сетке, либо несколько развернуты "в площадку". Объясняю занимающимся почему. В исходном положении лицом к сетке у игрока много возможностей нанести удар - "блок аут", "в линию", "по ходу". Если же вы при разбеге сильно разворачиваетесь, то сами себя загоняете в неудобное положение, когда сам удар будет наноситься исключительно "в ход", который, в основном, и закрывается блоком (зональный блок закрывает 6 зону).
Обучение разбегу начинаю в обратной последовательности, т.е. вначале изучаем перекат с пятки на носок с последующим выпрыгиванием, а затем соответственно последний, второй и первый шаги разбега. Обязательно акцентирую внимание учеников на то чтобы после выпрыгивания вверх стараться приземляться на то же место, от которого произвели отталкивание. Это позволяет избежать ошибок в последующей игре (таких, как касание сетки, заступ за линию). Средний или второй шаг – это самый длинный шаг. Обращаю внимание на то, чтобы стопы перед отталкиванием были параллельны. Первый шаг корректирует движение по отношению к летящему мячу. Нужно предугадать траекторию полета мяча, сделать первый шаг именно в эту сторону. Самое сложное в этом техническом приеме состоит в том, что игрок должен очень точно рассчитать свои действия в соответствии с высотой и направлением полета мяча и произвести удар по мячу в высшей точке прыжка. Из опыта работы выяснилось, что большинство ошибок происходит от неумения занимающихся своевременно выйти на мяч: игрок прыгает слишком рано или запаздывает с прыжком. В результате неточно рассчитанного прыжка для удара, мяч оказывается сзади игрока, далеко впереди или в сторону от него. Такие недостатки затрудняют овладение правильным движением при ударе по мячу и надолго затягивают процесс формирования двигательного удара.
Техника выполнения атакующего удара
Возьмем для примера нападение "просто" из четвертой зоны.
В момент приема мяча игроками задней линии, нападающий занимает позицию в ауте, примерно в районе средней линии, чтобы иметь возможность разбегаться по дуге. После того как пошел пас, следует оценить его траекторию и соответствующим образом скорректировать и наметить скорость разбега, высоту и направление прыжка. Прыжок должен быть произведен с таким расчетом, чтобы мяч в момент нанесения удара находился перед игроком и на высоте вытянутой руки с тем, чтобы можно было его накрыть (захлестнуть) кистью сверху. Итак, пошел разбег, далее руки отводятся назад, и тело сгибается в полуприсяде, затем идет резкий взмах рук вверх и прыжок (руками машут, чтобы выше взлететь), обе руки при этом вытянуты вверх. Далее бьющая рука сгибается в локте и отводится за голову, плечо также отводится назад, игрок выглядит выгнувшимся, локоть при этом находится на уровне головы. Потом следует сокращение мышц брюшного пресса, придающее движение верхней части туловища вперед, и одновременно оставшаяся вверху небьющая рука резко уходит вниз, импульс движения продолжает небольшое перемещение плеча бьющей руки вперед, и затем следует завершающее движение - рука разгибается и захлестывает мяч на подобно плети, локоть не опускается ниже головы до касания мяча кистью - самая частая ошибка - когда локоть в момент удрара согнут и получается "удар от уха". Локоть опускается после удара - рука провожает мяч и уходит к туловищу вправо или влево так, чтобы не задеть сетку. Направление удара определяет кисть, а точнее то, с какой стороны она ляжет на мяч, например, сверху и слева (мяч, естественно, летит вправо).
Смотри фото ниже (тренировка нападающего удара на спортсекции).
2) Кистевые удары используются на коротких и быстрых пасах. Быстрые пасы часто пасуются близко к сетке или даже на саму сетку, и в таких случаях использование кистевых ударов позволяет произвести атакующий удар, не задев при этом сетку. Рука вытянута вверх, кисть отведена назад, затем резко посылается вперед и накрывает мяч сверху и с соответствующей стороны. Смотри фото ниже.
3) Скидки (сбросы) используются нападающими, когда пас неудобен настолько, что обычные атакующие удары с неизбежностью попадут в блок. Можно эффективно скинуть в первую линию также, когда соперниками выстроен, к примеру, тройной блок, а оставшиеся игроки находятся глубоко на задней линии. Скидки используют также связующие c высокого и точного приема. Как правило, в этом участвует нападающий первого темпа, на которого прыгает блок, связующий с прыжка имитируется пас, и далее резко одной рукой мяч направляется вниз.
Вот почему при обучении нападающему удару так велика роль специальных упражнений (подготовительных и подводящих)
В своей практике я использую следующие подготовительные упражнения для обучения нападающему удару (упражнения даны по мере возрастания сложности)
В своей практике я использую следующие подготовительные упражнения для обучения нападающему удару (упражнения даны по мере возрастания сложности)
1. С собственного подбрасывания удары кистью по мячу, направляя его в пол – стенку. Это упражнение можно разнообразить - становиться не лицом к стенке, а полубоком и, кистью разворачивая мяч.
-
Серийные удары кистью по мячу у стенки (смотри фото ниже).
-
Нападающий удар по мячу, закрепленного на тренажёре (смотри фото ниже).
-
Броски теннисного мяча через сетку с места.
-
Броски теннисного мяча через сетку с разбега.
-
С собственного подбрасывания нападающий удар с места через сетку.
-
С собственного подбрасывания нападающий удар с одного, двух, трех шагов разбега. Нападение на сетке со своего наброса – очень эффективное упражнение.
-
Нападающий удар после передачи мяча партнером.
На разминке, когда вы бьете мяч в пол, необходимо не просто ударить по нему со всей силы так, чтобы он до потолка подпрыгнул, а нанести удар как бы с "протяжкой" вперед, чтобы он отскочил от пола почти перед партнером. Затем это же можно повторить, но уже разворачиваясь к партнеру боком и подбрасывая мяч перед собой. Наносить удар нужно таким же способом, только стараясь кистью развернуть мяч к партнеру. Смысл упражнения - развить чувство мяча и научиться наносить удар по задней линии.
-
Атакующие удары по ходу из зоны 4 после передач из зоны 3. Высота передач 3-4 метра. Началом разбега служит момент, когда мяч начинает отрываться от рук пасующего игрока.
-
Нападающий удар из зоны 2 после передачи из зоны 3. Высота полета мяча уменьшается, расстояние разбега постепенно сокращается.
-
Удар из зоны 2,3,4 после передач различной высоты.
-
Нападающий удар по встречному мячу из зоны 3.
-
Атакующий удар против одного блокирующего.
-
Атакующий удар из глубины площадки.
-
Атакующий удар при двойном блоке с переводом мяча вправо-влево.
В своей практике я использую следующие подготовительные упражнения для обучения нападающему удару (упражнения даны по мере возрастания сложности)
1. С собственного подбрасывания удары кистью по мячу, направляя его в пол – стенку. Это упражнение можно разнообразить - становиться не лицом к стенке, а полубоком и, кистью разворачивая мяч.
-
Серийные удары кистью по мячу у стенки (смотри фото ниже).
-
Нападающий удар по мячу, закрепленного на тренажёре (смотри фото ниже).
-
Броски теннисного мяча через сетку с места.
-
Броски теннисного мяча через сетку с разбега.
-
С собственного подбрасывания нападающий удар с места через сетку.
-
С собственного подбрасывания нападающий удар с одного, двух, трех шагов разбега. Нападение на сетке со своего наброса – очень эффективное упражнение.
-
Нападающий удар после передачи мяча партнером.
На разминке, когда вы бьете мяч в пол, необходимо не просто ударить по нему со всей силы так, чтобы он до потолка подпрыгнул, а нанести удар как бы с "протяжкой" вперед, чтобы он отскочил от пола почти перед партнером. Затем это же можно повторить, но уже разворачиваясь к партнеру боком и подбрасывая мяч перед собой. Наносить удар нужно таким же способом, только стараясь кистью развернуть мяч к партнеру. Смысл упражнения - развить чувство мяча и научиться наносить удар по задней линии.
-
Атакующие удары по ходу из зоны 4 после передач из зоны 3. Высота передач 3-4 метра. Началом разбега служит момент, когда мяч начинает отрываться от рук пасующего игрока.
-
Нападающий удар из зоны 2 после передачи из зоны 3. Высота полета мяча уменьшается, расстояние разбега постепенно сокращается.
-
Удар из зоны 2,3,4 после передач различной высоты.
-
Нападающий удар по встречному мячу из зоны 3.
-
Атакующий удар против одного блокирующего.
-
Атакующий удар из глубины площадки.
-
Атакующий удар при двойном блоке с переводом мяча вправо-влево.
-
Атакующий удар при двойном блоке с переводом мяча вправо-влево.
Нападающий удар – это, пожалуй, самое привлекательное в технике игры в волейбол. Он вызывает восторг зрителей и доставляет огромное удовольствие самим волейболистам. При обучении этого элемента, некоторые занимающиеся стараются ударить по мячу как можно сильнее. Я же все время предостерегаю от этого. Самое главное – согласованность движений и точность попаданий, а сила удара будет нарастать в процессе совершенствовании техники.
Основой тактикой игры в нападении у начинающих волейболистов является тактика нападения со второй передачи, которую выполняет игрок линии нападения. Если рассматривать процентное соотношение между количеством передач, отдаваемых в 3 и в 4 зону, то соотношение будет приблизительно 30% к 70%, что говорит о том, что гораздо больше передач отдается для атаки вторым темпом. Это закономерность становится очевидной, если понять, какие по разновидности передачи отдаются в зону 3 и в зону 4. В 3 основной комбинацией является "взлет", который возможно сыграть только при хорошей доводке мяча. А, соответственно, почти все остальное дается в 4 зону. Соответственно, к игроку 4-ой зоны предъявляются достаточно жесткие требования, так как от его игры зависит львиная доля очков, набираемых командой.
У более опытных волейболистов нападающий удар выполняют игроки передней линии со второй передачи, выполняемой игроком задней линии, вышедшим к сетке. Преимущество здесь в том, что все три игрока передней линии могут принять участие в завершающем ударе. Существует ещё тактика нападения с первой передачи, т.е. когда принимая мяч от противника, игроки направляют его для нападающего удара игрокам линии нападения. Элемент внезапности играет здесь большую роль:
команда или сразу выигрывает мяч, или значительно затрудняет защитные действия противника. Применяя эту тактику, игроки должны обязательно овладеть навыками передачи мяча в прыжке – «откидной». В том случае, если противник готов поставить блок при ударе с первой передачи, нападающий в прыжке делает «откидку» своему партнёру, который и производит завершающий удар.
Удар в линию. Это самый часто употребляемый удар. Его необходимо наносить в 8-9 метр, так как игроку стоящему "в линию" данный удар будет приходиться на уровне лица или груди (в зависимости от того как он стоит), а принять такой удар нелегко. Объясняю ребятам - если вы видите, что блокирующие не успели "сомкнуться", то разумно нанести удар "между блоком" как можно сильнее - в итоге мяч полетит в ту зону, которую должен был закрывать блок и игроки будут не готовы "поднять" такой мяч.
При очень плохой передаче, когда мяч падает возле самого троса, но вы еще можете сыграть его, нужно перевести мяч кулаком.
Передача. Как правило, игру команды определяет связующий, так как он является диспетчером и организатором атакующих действий своих партнеров, а также должен в доли секунды определять в каком направлении пойдет пас в зависимости от расположения блокирующих соперника.
Ниже приведены основные виды передач, используемые связующими. |
№ |
Название |
Описание |
Общепринятая символика пасующего |
1 |
"Просто" |
Обыкновенный высокий пас в зону 4-го или 2-го номера |
Движение ладонью параллельно сетки в направлении будущего паса |
2 |
"Душка" |
Пас идет ниже и главное быстрее чем "просто", пасуется на антенну, нападающий должен находится на завершающей стадии разбега и быть готов к прыжку в момент касания мяча связующим |
Ладонь прикладывается к груди. |
3 |
"Метр" |
Пас идет в зону 3-го номера на высоту, примерно, метра от сетки. |
Указательный палец вытянут, остальные сжаты в кулак. |
4 |
"Метр сзади" |
Пас идет за спину связующего, нападающий первого темпа имитирует разбег для нападения в зоне 3-го номера, затем огибает пасующего и нападает из зоны между 3-м и 2-м номерами, как правило, косым ударом. |
Указательный палец вытянут, большой отведен в сторону |
5 |
"Взлет" |
Пас в зону третьего номера, короткий и быстрый, в момент касание мяча связующим нападающий должен быть уже в воздухе с рукой готовой для нанесения удара либо резкой скидки, связующий должен "вложить" мяч в ладонь нападающего, пас очень сложный, требует мастерства связующего и чаще играется с хороших высоких приемов на пас в прыжке. |
Сжатый кулак |
6 |
"Взлет сзади" |
Пас такой же как "взлет", но играется за спиной, "на голове" связующего, в зоне между 3-м и 2-м номерами , и нападающей бежит чуть с опозданием, как на "стопку". Для того, чтобы такое сыграть, надо до автоматизма наработать связку, для того, чтобы связующий чувствовал когда, где и на какую высоту прыгнет нападающий, потому как пас часто отдается "вслепую". |
Сжатый кулак, большой палец отведен в сторону |
7 |
"Стопка" |
То же самое, что и "взлет", играется в 3-й зоне, но мяч не "швыряется" связующим с силой в руку нападающему, а подвешивается над сеткой на высоте 20-40 см от нее, и пасуется практически на сторону соперника, часто бьется кистевым ударом. Нападающий при этом бежит чуть с задержкой.. Однако, следует учесть, что блокировать "стопку легче", так как есть время подняться в воздух блокирующим, особенно высоким. |
Указательный и большой палец об-разуют полукольцо, остальные сжаты в кулак |
8 |
"Стрелка" |
Передача "швыряется" в зону 4-го номера или между 3-м и 4-м номерами аналогично "взлету", с той лишь разницей, что траектория полета мяча практически параллельна полу и нападающий прыгает на расстоянии от связующего. В момент касания мяча связующим нападающий также уже находится в прыжке и готов нанести атакующий удар |
Указательный и средний пальцы вытянуты и сведены, большой отведен в сторону |
Одним из основных средств нападения сейчас является и подача. В
тактике подач я выделяю такие основные моменты.
-
подача на точность (в уязвимое место площадки);
-
на определённого игрока (только что вышедшего на замену, слабого в технике приёма);
-
на «силу»;
-
планирующие подачи (их применили впервые в 70-х годах японские волейболистки, наделавшие в то время много шума и доставившие их противникам много неприятностей).
При обучении тактике игры в волейбол применяю следующие методы и комбинации.
Групповые тактические действия игроков в нападении складываются из индивидуальных действий, которые выполняются в строгой последовательности: первая передача - начало атаки, вторая передача - развитие атаки, нападающий удар - собственно атака. В зависимости от количества игроков, принимающих участие в атаке в групповых тактических действиях нападения, тактические построения (комбинации) делятся на:
- одноступенчатые, где атака производится одним игроком после второй передачи партнера;
- двухступенчатые, где атакующие действия выполняются двумя - четырьмя игроками в две очереди после второй передачи.
Если в нападении участвуют два атакующих игрока, где атакующий первой очереди действует рядом с передающим (связующим) игроком, а атакующий второй очереди - дальше от него, такие действия называются "прямыми".
Если рядом с передающим (связующим) игроком действует игрок второй очереди атаки, такие действия называются "обратными".
Если рядом с передающим игроком оба атакующих (первой и второй очереди) действуют рядом - такие действия называются "смешанными".
Всего установлено четыре типа моделей групповых тактических построений в нападении, при этом один нападающий игрок атакует в первую очередь с низкой скоростной (ускоренной) передачи, другой - во вторую очередь с высокой (средней) передачи (рис. ниже).
Волна: выход к сетке игроков первой и второй очереди атаки характерен наличием параллельных путей перемещения. Комбинация построена на обыгрывании блока соперника по фронту с использованием всей длины сетки или по разнице времени атаки двух игроков (первой и второй очереди).
Крест: выход к сетке игроков первой и второй очереди атаки характерен наличием пересечения пути перемещения этих игроков. Комбинация построена на обыгрывании блока соперника по разнице времени атаки игроков первой и второй очереди.
Эшелон: выход к сетке атакующих игроков характерен определенной последовательностью и их расположением. Игрок первой очереди атаки выходит непосредственно к сетке и демонстрирует выполнение нападающего удара. Игрок второй очереди атаки выходит на место, несколько отдаленное от сетки, "за спину" игрока первой очереди, откуда и производит атаку. Комбинация построена на обыгрывании блока соперника по разнице времени атаки игроков первой и второй очереди.
Возврат: выход к сетке игрока первой очереди атаки производится по обычной схеме. Игрок второй очереди атаки демонстрирует выход к сетке по типу комбинации "крест" или "обратная волна", но в заключительной части возвращается в свою зону атаки и в ней выполняет нападающий удар. Комбинация построена на стремлении "увести" блокирующего обманным перемещением из зоны возможной атаки.
Одним из важных факторов, определяющих структуру групповых тактических построений в нападении и их применение в игровом процессе, является место действия игроков атаки из начального состояния - либо в своей, либо в соседней зоне. При одном атакующем на линии атаки игрок может выполнять нападающий удар с любой по высоте и длине передачи связующего игрока (из любой зоны), как в своей зоне (например, в зоне 4), так и в соседней зоне (например, в зоне 3). При двух атакующих на линии атаки каждый игрок строго регламентирует свои действия в составе групповой комбинации.
Если один из двух игроков атаки действует в своей зоне, а другой - в соседней, то типичной комбинацией здесь может быть "крест" (прямой или обратный), "волна" (прямая или обратная) или "эшелон" оба игрока начинают действовать в своих зонах (3 и 4), затем игрок зоны 4 действует в соседней зоне 3 в первую очередь атаки, а игрок зоны 3 - в своей зоне во вторую очередь атаки.
Во всех случаях согласование действий между партнерами в групповых тактических построениях осуществляется в парах: связующий - атакующий первой очереди, связующий - атакующий второй очереди, атакующий второй очереди - атакующий первой очереди.
Нападающим игрокам я всегда повторяю некоторые «хитрости» атакующего.
ВЫБОР МОМЕНТА
Готовьтесь к нападающему удару. Прыгайте как только мяч отрывается от рук связующего и дайте ему "почувствовать вас". В момент "съема" находитесь на максимальной высоте своего прыжка.
ДИСТАНЦИЯ
Мяч должен находиться на некотором расстоянии от сетки. Таким образом вы должны выпрыгивать на таком расстоянии от сетки чтобы видеть блок и мяч перед собой. Прыгайте на расстоянии 2-ух стоп от связующего.
НЕОБХОДИМО
Необходимо прыгать при каждой передаче, таким образом, вы будете отвлекать на себя центрального блокирующего и вам партнер будет наносить удар с одиночным блоком.
НАПРАВЛЕНИЕ
При ударе смотрите на положение блокирующих игроков и cтарайтесь направлять мяч в незащищенную блоком зону. "Разворачивайте" мяч влево и вправо от центрального блокирующего.
Обучая тактике игры в нападении, на мой взгляд, нужно одновременно изучать и защитные действия. Особенно это касается связки «нападающий удар – блокирование». Групповые тактические действия в защите представляют собой взаимодействие двух и более игроков. Они слагаются из блокирования, страховки, приёма мяча. Применяя блокирование, решаются следующие задачи:
1) защита отдельных участков площадки (закрывается определённый участок – зонный блок),
2) защита всей площадки (ловящий блок).
По количеству игроков задействованных в постановке блока он бывает одиночный и групповой.
Блок
Блок - технический прием защиты, с помощью которого преграждают путь мячу, летящему после нападающего удара или подачи противника. Выполняют его в подавляющем большинстве случаев после перемещения. Игрок стоит около сетки, лицом к ней; ноги на одном уровне на ширине плеч, согнуты в коленях, стопы параллельны. Руки согнуты в локтях, кисти перед грудью. Перемещаются к предполагаемому месту встречи с мячом на расстояние до 2 м скачком, на 2-3 м - приставными шагами, более 3 м - обычным бегом, поворачиваясь затем к сетке лицом. Последний шаг выполняют как напрыгивающий и стопорящий (по типу разбега к нападающему удару). Если при нападающем ударе стопор приходится на пятку, то в блоке стопорящее движение осуществляется внутренней частью стопы.
После перемещения бегом игрок предварительно поворачивается к сетке, а затем выполняет стопорящее движение. Другую ногу приставляет на ширине плеч, затем приседает и одновременно несколько опускает локти.
Движение во время прыжка начинают руки, затем ноги. Отрываясь от опоры, игрок выносит руки над сеткой так, чтобы они остались согнутыми в локтях. Предплечья имеют небольшой наклон по отношению к сетке, пальцы рук разведены и оптимально напряжены, ладони параллельны сетке. При блоке у края сетки ладонь одной руки, ближней к краю сетки, повернута под углом; это также относится к блокированию ударов с переводом. При приближении мяча руки разгибают в локтевых суставах и двигают вперед-вверх. Одновременно кисти сгибают в лучезапястных суставах; пальцы двигаются вперед-вниз. При ударе по мячу кисти амортизируют удар и направляют мяч вперед-вниз, на сторону противника. После завершения блока кисти поднимают вверх, игрок опускается и приземляется на согнутые ноги.
Важными элементами блока являются выбор места и времени для прыжка и постановки рук над сеткой. При выполнении блока против нападающего удара место выбирают так, чтобы блокирующий располагался на воображаемом продолжении линии разбега нападающего игрока. Блокирование нападающих ударов с переводом, как правило, осуществляют при групповом блоке; в этом случае место для прыжка выбирает игрок, блокирующий удар по ходу, а другой игрок "пристраивается" к нему. При выполнении блока против подачи блокирующий игрок выбирает место так, чтобы рука подающего игрока, выполняющего ударное движение подачи, двигалась в направлении этого места.
Выбор момента прыжка блокирующего игрока определяется действиями нападающего или подающего игрока. Конкретными ориентирами могут служить:
при скоростном ударе с передачи, направленной близко к сетке, - пересечение рукой вертикали при замахе нападающего игрока;
при скоростном ударе с передачи, отдаленной от сетки, - начало ударного движения руки нападающего игрока;
при скоростном ударе с низкой ускоренной передачи ("метр", полупрострел) - момент отрыва ног от опоры или вынос рук над головой при отталкивании нападающего игрока;
при скоростном ударе с передачи скоростной (взлет, прострел) - одновременно с нападающим игроком;
при боковом нападающем ударе - начало ударного движения руки нападающего игрока;
при подаче - приближение мяча к сетке (примерно к линии нападения).
Следует отметить, что все ориентиры для начала прыжка блокирующего против нападающего удара эффективны при условии, если нападающий и блокирующий примерно одного роста. Блокирующему игроку более низкого роста следует прыгать несколько раньше, более высокого - позже. В каждом отдельном случае такие поправки следует вносить независимо от условий игры и индивидуальных особенностей нападающих игроков.
Техника выполнения блока.
Техническая подготовка должна включать в себя тренировку ног, рук и кистей вкупе с тренировкой прыжка и приземления. Я считаю, что львиная доля успеха зависит от техники и скорости перемещений вдоль сетки, а так же от расстояния, которое придется преодолеть прежде чем игрок поставит блок. При блокировании игрок должен оценить возможность нанесения нападающего удара соперника, по качеству приема подачи предугадать вероятную зону удара, своевременно переместится в эту зону и поставить блок. В процессе обучения постановке блока учащихся следует располагать непосредственно у сетки. Ноги немного согнуты в коленях, руки согнуты в локтях, кисти находятся на уровне головы ладонями к сетке. Выпрыгивая, игрок поднимает руки вверх так, чтобы кисти могли подняться над верхним краем сетки и, преградив путь полёту мяча после нападающего удара остановить его на стороне соперника. В момент касания рук с мячом пальцы расставлены, расстояние между кистями такое, чтобы не пролетел мяч (см. ниже фото 2). После выполнения блокирования руки, сгибаясь в локтевых суставах, опускаются вдоль сетки до уровня головы (как в исходном положении), и игрок принимает стойку готовности.
Необходимо внимательно следить
за нападающим игроком и стараться
предугадать его действия. Для этого даю
игрокам несколько советов:
- Правильно
выбирать место для постановки блока
(перед непосредственно блокированием
вы должны занять основную стойку
блокирующего.
- Для того чтобы успеть
вовремя переместиться для блокирования,
необходимо разворачивать стопы в то
направление, куда вы собираетесь
перемещаться, перемещаться надо не
приставным шагом, а шаг – поворот. Такое
движение - 98% успешности блока. Эти
движения показаны на фотографиях 3-5.
-
Перемещайтесь параллельно сетке.
- Вы
должны держать корпус прямо.
- Перед
прыжком необходимо занять исходное
положение блокирующего.
- Старайтесь
всегда играть "в мяч".
Смысл этих советов сводится к тому, чтобы игрок перед блокированием занял правильное положение. Основное положение блокирующего, это когда ваши руки находятся по ходу движения нападающего игрока (если вы крайний блокирующий, то необходимо сместиться так чтобы ваша рука (правая, если вы крайний блокирующий в 2 и левая если в 4) ставилась прямо по ходу разбега нападающего. Фотографии 3-5 показывают правильное перемещение к месту блокирования, а фото 2 - блокирование прямого удара.
Движение руки и кистей зависит
от конкретного момента. Если вы правильно
выпрыгнули и в момент удара находитесь
в наивысшей точке вашего прыжка, то
выполняйте следующие правила:
·
Блокируйте напряженными, разведенными
в разные стороны пальцами
· Старайтесь
не высоко поднять руки, а перенести их
на сторону соперника
· При блокировании
следите, чтобы мяч попадал прямо вам в
руки, а не просто касался их.
· Если вы не успеваете поставить блок, то необходимо тогда подключаться к защитным действиям. На фото 2 показано блокирование прямого удара.
· Приземляйтесь на обе ноги.
Хотелось бы отметить: " При обучении детей, приземление на обе ноги это очень важный момент, так как в противном случае возможны травмы коленей и голеностопов. Я уделяю достаточно много времени правильности самого прыжка и приземления. Стараюсь следить, чтобы действия игрока не повлекли за собой травмы соперника и партнера. Так как при действиях возле сетки ошибки (заступ на сторону соперника, толчок партнера) способны травмировать игрока".
При обучении блокированию я применяю следующие подготовительные упражнения.
-
Пара игроков на противоположных сторонах сетки. Один держит нижний край сетки вытянутыми руками, другой (напротив) с расстояния 2-3 метра бросает мяч в сетку на уровне лица.
Упражнение необходимо для того, чтобы игроки при постановке блока не закрывали глаза.
-
Один игрок стоит на скамейке и держит мяч над сеткой, другой выполняет блокирование.
-
Один игрок с расстояния 2- 3 метра выполняет передачу сверху через сетку вблизи от её верхнего края, другой ставит блок.
-
Обучение групповому блоку. Те же упражнения выполняют две пары игроков.
-
Блокирование нападающих ударов, выполняемых в определённом направлении, по ходу, по линии, с переводом.
-
Блокирование ударов, производимых с разных по характеру передач.
-
Блокирование атакующих ударов, выполняемых с разных зон.
По структуре обучения мы изучаем блокирование расчленённым методом:
-
вынос и постановка кистей рук над сеткой;
-
вертикальный прыжок у сетки с места;
-
блокирование после перемещения.
Одновременно с обучением блокированию, объясняю тактику постановки блока. Указываю учащимся на своевременность постановки блока, на обязательную подстраховку блокирующего. При взаимодействии страхующие и принимающие игроки ориентируются на действия своих блокирующих.
Ни для кого не секрет, что нападающего игрока своей команды надо страховать, потому как есть вариант, что он попадет в блок, и тогда мяч, с такой же силой с какой он его ударил, вернется обратно. И тут-то его и надо поднимать… В этом деле главное правильно занять положение относительно блока. Известно, что угол падения равен углу отражения. Вот и нужно рассчитать и, соответственно, занять положение относительно блока.
(на рисунке черный прямоугольник - блок, красный круг - ваш нападающий, зеленый круг - вы).
Надо встать так, чтобы траектория мяча после отскока проходила через страхующего (а упадет он ближе или дальше не так важно и страшно). Главное в этом деле не "переборщить", то есть не подойти слишком близко или далеко… Стоять надо где-то 1,5 -2 метра от блока, тогда игрок сможет достать практически все, что отскакивает от блока…(существует вариант, что от блока мяч может отскочить на заднюю линию, но это не слишком сложный мяч). Вообще-то, по хорошему, страховать должна вся команда. Оставшиеся 5 человек должны быть готовы к отскоку мяча от блока.
Стандартная страховка выглядит примерно так как на данном рисунке. Все игроки команды как бы должны быть развернуты к блоку лицом и наблюдать за отскоком (на среднем уровне игры отскок может быть достаточно непредсказуемым: от первой линии до 9 метров.
Прием подачи является одним из главнейших элементов в волейболе. Именно в хорошем приеме и доводке мяча до связующего заключен один из залогов хорошей игры команды. Не для кого не секрет, что в защите в основном играется "ногами"… Одним из составляющих успешного приема является правильный выход "под мяч". При таком выходе следует находиться так, чтобы мяч попадал прямо в игрока, а не куда-то сбоку. Руки должны быть перед игроком, а не где-то рядом. Нет, конечно же, иногда невозможно принять мяч иначе как "сбоку", но это скорее редкость, чем правило. Прежде чем принимать надо постараться выйти под мяч. При подаче это сделать не так уж сложно, хотя здесь, как и в любом деле необходим опыт.
Первое на что следует обратить внимание, это то - какую подачу будет подавать подающий игрок: силовую, планирующую, "короткую". Необходимо занять исходную стойку волейболиста (возможно также "сесть" - то есть согнуть ноги в коленях - поглубже) руки должны находиться на уровне груди, так как сразу не ясно, как придется принимать подачу. Следует расположиться по ходу разбега подающего, если он подает в прыжке и просто находиться лицом к лицу к подающему, если еще не видно как он будут подавать.
Во время самого полета мяча остается только переместиться "под мяч"… Вообще перемещения во время полета мяча в то место, где он должен приземлиться - великое искусство, приходящее с опытом. Перед самим приемом следует остановиться, так как в движении принимать гораздо сложнее, чем в статичном положении.
При приеме подачи возникает вопрос как лучше принимать "снизу" или "сверху". Сейчас, когда первый прием не слишком строго судится, то как-то точнее доводить мяч до связующего "сверху", однако вроде силовую подачу сверху принимать очень трудно. Необходимо владеть ими одинаково (при приеме достаточно сильной подачи "сверху" есть маленькая хитрость - сам прием должен быть жестким, участвуют одни кисти, так как в противном случае мяч может "провалиться" через руки, или после касания улететь в неизвестном направлении, а не совсем туда, куда вы хотели чтобы он полетел).
Прием силовой подачи сопряжен с одной трудностью, это необходимость "смягчения" мяча. Для этого необходимо просто "подставить" под него руки. И в момент касания мяча просто слегка притянуть их к себе, но только совсем чуть-чуть, а то произойдет что-нибудь неприятное.
Одной из сложнейших для приема является планирующая подача. Амплитуда колебания мяча достигает 1 метра. Ее принимать очень сложно. Для приема планирующей подачи зачастую используют прием "сверху", так как при планирующей подаче мяч летит не с такой большой скоростью, как при силовой (совет по поводу приема мяча "сверху" приведен выше). Если мяч почти весь свой путь летел в одного игрока, но потом вдруг стал уходить вправо или лево, то это по-прежнему его мяч и принимать следует именно этому игроку, а не партнеру.
Своим игрокам повторяю одно главное правило - "не дергаться" во время приема: не подпрыгивать, не "подсекать" мяч руками. На примере лучших игроков волейбола обучаю основным приемам игры в защите.
Прием в падении вперед
Вот одно из правил игры в защите - никогда не поздно принять мяч. Это верно на 100% в том случае, когда подача "обрывается" прямо в нескольких шага от вас.
На данной фотографии продемонстрирован прием в падении вперед. Этим способом возможно принять "мертвый" мяч.
Играя данным способом, следует обратить внимание на то, что ноги и руки должны касаться площадки примерно одновременно. Сосредоточьтесь на том, чтобы успеть "подложить" руки под мяч.
Прием в падении
Вот та самая эффективная разновидность приема, которую применяют мастера.
Действия игрока заключаются в том, чтобы максимально быстро переместиться к мячу и успеть подбить его кулаком вверх. Чтобы применять такой тип приема, необходимо уметь падать на грудь (или перекатом).
Возврат мяча
Один из наиболее сложных приемов защитника, это возврат уходящего мяча "в площадку". Но этот прием является необходимым, чтобы оставить в игре мяч уходящий за приделы площадки после касания блока или же просто после ошибки.
Здесь главным является правильно выбрать руку. Необходимо чтобы рука делала движение в сторону площадки. Так как если бы игрок отображенный на фотографии доставал этот мяч правой рукой, то вряд ли бы он вернул этот мяч в игру.
Прием в падении в сторону…
Не стоит все время принимать в падении. Падая, вы частично теряете контроль над мячом. Данный прием следует использовать как крайнее средство.
Если вам необходимо принять мяч, летящий (падающий) в стороне от вас, то данный прием будет незаменим.
На фотографии отражено основное положение при таком приеме. Главное, что бы руки были сведены и в момент касания с мячом имели некоторую скорость (иначе вы просто не доведете мяч до связующего игрока).
Прием удара "в игрока"
Одним из моментов игры является прием удара прямо "в вас". У многих игроков возникают с этими ударами проблемы, которые в принципе возможно решить.
На данной фотографии вы видите, как осуществляется прием такого мяча. Необходимо успеть перенести вес "на одну ногу" а руки выставить на встречу мячу. Так как высота удара может варьироваться, так и вы должны изменять своё положение в зависимости от удара. Можно принять в падении (как на фотографии), а возможно просто в полуприседе.
Прием одной рукой в падении
Еще один способ достать "мертвый мяч". Конечно же необходимо принимать двумя руками, но когда это невозможно то на помощь приходит данный прием. Здесь так же как и в случае с возвратом мяча в площадку необходимо правильно выбрать руку, так как от этого будет зависеть успех вашего приема.
Весь этот элемент должен выполняться достаточно быстро. Вы должны как бы "подстелиться" под мяч. Здесь (как впрочем и во всех элементах приема в падении) необходимо успеть подложить руку между мячом и площадкой). Завершать данный прием следует перекатом, чтобы не получить травму от просто падения о площадку.
При обучении ребят тактическим действиям, я объясняю в основном две основные системы игры в защите.
1.Защита «углом назад» (игрок зоны 6 располагается ближе всех к задней линии площадки) со страховкой крайнего игрока при блоке в зоне 2 и 4. Страхующими являются игроки задней линии 1 или 5 (рис.1).
Рис. 1
2. Защита «углом вперёд» (игрок зоны 6 выдвинут вперёд) со страховкой центрального игрока. При блоке в любой зоне (2,3,4) страховку осуществляет центральный игрок зоны 6 (рис.2).
Рис. 2
При обучении тактике игры в защите, обе команды выполняют сначала определённые задания в условиях, приближённых к игровым.
Например, при нападающем ударе из зоны 4, блокирование выполняет игрок зоны 3, закрывающий зону 6. Игрок зоны 1 располагается ближе к боковой линии, готовясь принимать мяч от удара с переводом. Игрок зоны 6 осуществляет страховку в зоне 3, ближе к зоне 4. Игрок зоны 2 помогает играть на страховке, а игрок зоны 4 оттягивается назад на случай, если удар пройдёт мимо блока в зону 4.
Игрок зоны 5 выходит слева от блока, защищая свою зону (рис. № 3). Это тактика игры в защите «углом вперёд», хотя возможны ещё варианты в зависимости от подготовленности игроков.
Рис. 3
В соответствии с тактикой игры в защите, избранной командой, игроки применяют индивидуальные и групповые тактические действия. Разнообразие техники напрямую зависит от технической подготовленности игроков. На своих уроках волейбола я систематически даю такие упражнения, где чередуются групповые действия, входящие в различные системы защиты. Но основой являются навыки игроков в индивидуальных действиях. Этим упражнением на уроке уделяется много времени. Приведу примеры некоторых упражнений, которые выполняют ребята на тренировке.
Упражнение 1
Рис 1. А и В находятся лицом друг к другу и играют в режиме пас-удар-прием. Варианты: - играть с определенным количеством касаний мяча - при выполнении нападающего удара игрок должен подпрыгнуть - игрок, выполняющий защитные действия, должен смещаться вправо или влево, а нападающий должен пробить прямо в него. После выполнения защитного действия игрок должен выполнить падение или кувырок - один игрок только нападет, другой только играет в защите.
Упражнение 2
Отработка приема сверху.
Рис. 2 А и В играют используя только прием сверху, но при этом А двигается вперед, В пятится назад
Упражнение 3
Рис. 3 После каждого касания мяча, игроки касаются руками ближней к ним линии, (лицевой или средней) после чего возвращаются на исходную позицию.
Упражнение 4
Рис. 4 Игроки отдают передачи друг другу, при этом двигаются вправо и влево и должны не позволять мячу упасть. Отрабатываются приемы сверху и снизу.
Упражнение 5
Рис. 5 А играет, находясь у сетки и отдает передачи по всей площадке, В старается возвратить мяч приемом сверху точно в зону, где находится А.
Упражнение 6
Игра в защите
Рис. 6 А и В играют от сетки до лицевой в режиме удар-прием-пас, затем удар-прием-удар-…
Упражнение 7
Рис. В находится на расстоянии 4 м от А. А кидает мяч на заднюю линию, В должен быстро отбежать назад и выполнить прием снизу. Повторить по 8 раз.
Варианты
Игрок А бросает мяч на заднюю линию, игрок В вместо приема снизу отбегает назад и принимает сверху
Игрок А не кидает а не сильно бьет накатом на заднюю линию, В отбегает и играет в защите
Упражнение 8
Выполнение паса
Не обращая внимания на специализацию, каждый игрок должен уметь отдать передачу для нападения, к примеру, когда связующий сыграл в защите.
Рис. 8 Я кидаю мяч куда-либо в площадку, игрок должен успеть к мячу и отдать передачу в 4-ю зону, где мяча ждет другой игрок, который ловит мяч, отдает его мне и встает в очередь
Упражнение 9
Рис. 9 Все игроки находятся на одной стороне площадки. Я с другой стороны кидаю мячи через сетку в разные зоны. Игрок из очереди должен добежать до мяча и довести его до связующего, который отдает передачу в 4-ю зону. Игрок, находящийся в 4-ой зоне ловит мяч, отдает его тренеру и встает в очередь, а игрок, сыгравший в приеме, идет в позицию 4.
Варианты
Принимающий доводит мяч сразу в 4-ю зону (без связующего).
После приема связующий отдает передачу и принимающий должен выполнить атакующий удар без блока.
Упражнение 10
Рис. 10 Игроки поделены на команды по три человека в каждой и находятся за лицевой линией. Я по очереди ввожу мяч на половину поля одной из команд, при этом варьируя удары - сильные атакующие, скидки, броски в аут и т.д. Один игрок должен принять мяч, другой отдать передачу, третий произвести атакующий удар в первую линию (3-х метровую зону). Команды играют на счет.
Упражнение 11
Для отработки нападающего удара.
№ |
Схема |
Название и краткое описание |
1 |
"Волна" с 3-мя нападающими Очень удобная для связующего комбинация, который видит всех нападающих и имеет возможность зряче отдать передачу в зависимости от расположения блокирующих соперника. 2-ка бежит на "взлет", 3-ка на "метр", 4-ка - "просто". |
|
2 |
"Волна" с 2-мя нападающими В данной комбинации 2-ка играет за спиной пасующего в своей зоне, "метр сзади" или "просто", 3-ка играет "взлет", 4-ка за ним "метр" |
|
3 |
"Крест" Названа так из-за того, что пути нападающих пересекаются, позволяя столкнуть блокирующих соперника. Связующий пасует "метр" или "взлет" в зависимости опять же от расположения блокирующих. Если связующий видит, что обоих могут "закрыть", то всегда остается возможность прокинуть пас в четверку. 3-ка бежит на "взлет", 2-ка на "метр", а 4-ка нападает "душку" или "просто" |
|
4 |
"Крест" с участием 3-ки и 4-ки Смысл тот же, только в данном случае 4-ка бежит на "взлет", а 3-ка на "метр". Если блокирующие закрывают обоих, пас прокидывается в 2-ку на "метр сзади" или "просто" |
|
5 |
Крест сзади Все то же самое, только сам крест играется за спиной связующего, 2-ка бежит на "взлет сзади", 3-ка на "метр сзади", пас прокидывается в 4-ку, если оба задних закрываются. |
|
6 |
Обратный крест Заключается в том, что участники креста нападают по разные стороны от пасующего, 2-ка бежит на "взлет" или "стрелку", 3-ка за ним на "метр сзади", если что, пас опять же прокидывается в 4-ку. |
В целях экономии учебного времени при совершенствовании технических приёмов, я часто применяю круговую тренировку. Группа учащихся на определённых станциях выполняет за несколько минут заданные упражнения. Затем переходят на следующую станцию, где получают другое задание и т.д. Это позволяет отрабатывать практически все технические действия за минимальное время. Ребята с интересом занимаются по станциям, стараются выполнить точнее и лучше своих товарищей. Приведу пример отработки техники различных упражнений по станциям, которую я применяю на уроке.
Пример отработки техники различных упражнений по станциям, которую я применяю на уроке.
Станция № 1 – верхняя подача мяча в стену, таким образом, чтобы мяч отлетал прямо в руки игроку.
Станция № 2 – верхняя передача мяча в стену, прием мяча снизу над собой.
Станция № 3 – с собственного наброса, прием мяча снизу над собой, после отскока от сетки.
Станция № 4 – совершенствование приемов мяча снизу и сверху, не выходя из круга.
Станция № 5 – нападающий удар по мячу, закрепленного на тренажере.
Станция № 6 – тренировка нападающего удара, пол - стена.
При проведении двусторонних учебных игр, я даю задания применять все тактические варианты в защите и нападении в зависимости от действий игроков команды соперников. Использование на уроках различной тактики волейбола делает занятия более напряжёнными и интересными, что усиливает их развивающий и оздоровительный эффект, повышает интерес к волейболу.
Из опыта своей работы я вывел такие правила при обучении волейболу:
1. Если мяч летит между игроками, принимает тот, чья правая рука ближе к мячу.
2. Если пошел на мяч для приема - иди до конца и принимай, даже если уже понял, что мяч не твой, скажи "Я!" и приучи партнеров разбегаться в таком случае. Это, правда, не означает, что можно бегать из двойки в пятерку с криком "Я!"
3. Второй пас всегда связующего (если, конечно он не принимал). Когда, правда, прием уж совсем никакой и связующий не успевает, то тот, кому ближе, отдает передачу для нападения.
4. В момент приема подачи не дергайся, если принимать не будешь, иначе партнер может решить, что ты именно бежишь на прием. (см. также правило № 2).
5. Чем ниже позиция принимающего, и чем ближе к полу "ловиться" мяч, тем легче его обработать. Сверху подачи не принимают, или принимают очень опытные игроки, да и то, когда подача "парашютом".
6. Перед тем, как поставить блок, смотри в момент разбега нападающему в глаза, часто по направлению взгляда можно узнать, куда он будет бить.
7. Прыжок блокирующих следует чуть позже нежели блокируемого нападающего, поскольку второй с разбега прыгнет выше, "перевисит" блок и ударит поверх него.
8. При выборе позиции при блокировании, крайние блокирующие располагаются таким образом, чтобы в момент отрыва от земли плечо, обращенное к ближайшей боковой линии (скажем, в двойке это правое), находилось на одной линии с правым же плечом нападающего, которого ты будешь блокировать.
9. Самый мобильный, умный, психологически устойчивый с лидерскими качествами игрок - это связующий, команда начинается с него, поэтому сначала в команду надо искать или воспитывать связующего, а потом всех остальных
10. Мы играем таким образом, что скидки соперника на первую линию страхуют игроки первой же линии, т.е. свободный от блока игрок выходит за спину блокирующим.
11. Последний мяч, который переводится не ударом, из нескольких одновременно успевающих игроков играет тот, кто находится лицом к сетке
12. Подачу стоит подавать в самого слабого из принимающих, кто это, обычно становится ясно уже в первой партии. Если же все принимают ровно или слабый принимающий вышел на первую линию, подавать следует в первую зону, чтобы затруднить пас связующему.
Многолетняя работа с ребятами и девушками по изучению и совершенствованию техники волейбола дает свои результаты.
В нашей школе очень сильны традиции волейбола. Мой отец – Заслуженный учитель РФ, (сам большой любитель волейбола) в свое время привил любовь к игре многим своим ученикам, в том числе и мне. Мужская команда нашего округа бессменный волейбольный лидер района. На протяжении многих лет ребята и девушки являются чемпионами и призерами районных соревнований по волейболу. Ребята с интересом занимаются на уроках и спортивной секции, им нравится играть в волейбол. Уже в младших классах я предлагаю ученикам подвижные игры с волейбольными мячами, с элементами волейбола (смотри приложение). В средних классах идёт опережающее обучение волейболу, а в старших классах – в основном совершенствование техники и тактики игры. Юноши набираются мастерства, играя против команды мужчин на спортсекции. Благодаря продуманно спланированному обучению, ученики успешно овладевают сложными техническими приемами
Я считаю, что система подготовительных упражнений, разработанных мной (смотри приложение), помогает учащимся в этом. В настоящее время в волейбольной секции занимаются 48 человек, что составляет 60% от общего количества учащихся в школе. Команды юношей и девушек в районных соревнованиях всегда занимают призовые места. В прошлом учебном году юноши боролись в финале, но чуть не хватило опыта – 2 место. В 1989, 1991 и 1993 годах юноши принимали участие в зональных соревнованиях в г. Марксе по волейболу. Очень жаль, что в связи с отсутствием финансовых средств, вот уже несколько лет наш район не выезжает на соревнования областного уровня. Я уверен, мы показали бы хорошие результаты.
Используемая литература.
-
Кунст-Германеску «Волейбол» - «ФиС», Москва 1989 г.
-
С.А.Васильков «Преподавание волейбола» - министерство Просвещения, Москва 1991 г.
-
«Методика физического воспитания школьников» - министерство Просвещения, Москва 1989 г.
-
«Физическая культура в школе» - № 1 1995 г, № 1,3 1996 г, № 2, 4, 5 2001 г.
-
«Играйте в волейбол» - «Ф и С», Москва 1996 г.
-
М.В.Кочетков «Волейбол в играх и эстафетах» - «ФиС», Москва 1992 г.
-
Учебник по волейболу – г.Краснодар 2001 г.
Обучающая программа.
Обучение нападающему удару.
Задачи
-
Создать целостное представление о технике нападающего удара.
-
Объяснить и показать технику нападающего удара (целостно и по частям) для создания зрительного образа о пространственно-временных параметрах движений.
-
Опробовать технику нападающего удара.
-
Разучить отдельные фазы техники (ударное движение по мячу, разбег и отталкивание от опоры).
-
Выполнять в целом технику нападающего удара (в специальных упражнениях и учебных играх).
-
Проверить успешность овладения техникой нападающего удара.
Содержание учебных заданий.
Первая серия
1. Просмотр игр команд мастеров с акцентом на технику выполнения нападающего удара.
1. Объяснение и показ техники нападающего удара (целостно и по частям).
1. Выполнение подводящих прыжковых упражнений, имитирующих фазы разбега, отталкивания от опоры и прыжка.
2. То же при ударах по подвесному мячу.
3. Удары по мячу в опорном положении (подводящее упражнение, подобное выполнению верхней прямой подачи мяча).
4. Удары через сниженную сетку, стоя на возвышении.
5. Нападающие удары через обычную сетку с передачи из зоны 3. Выполнение нападающих ударов в условиях учебно-тренировочных игр.
Вторая серия
1. Показ и объяснение техники нападающего удара.
1. Выполнение подводящих упражнений предыдущей серии.
2. Выполнение подводящего упражнения предыдущей серии.
3. Удары через сетку после передачи тренера или вылета мяча из катапульты.
1. Проверка успешности освоения техники нападающего удара.
4. Нападающие удары через сетку с передачи из зоны 3 в зону 4.
1. Выполнение нападающих ударов в условиях учебных игр.
Третья серия
1. Показ и объяснение техники-нападающего удара.
1. Выполнение подводящих упражнений 1-2 первой серии.
2. Удары в стенку и в пол, стоя в опорном положении.
3. Удары через сетку при второй передаче из зоны 3.
1. Выполнение техники нападающих ударов в учебных играх.
Вторая и третья серии (с некоторыми вариантами) могут повториться еще несколько раз в зависимости от длительности освоения техники нападающего удара обучающимися.
Игры и эстафеты на уроках волейбола.
1. «Мяч в воздухе» - 6-12 игроков размещаются по кругу диаметром 3-4 м.
Перемещаясь по кругу бегом, передают мяч над собой не высоту 2-3 м.
Правила - мяч должен находиться все время на одном месте. Способы
перемещения задаются учителем (бегом, спиной вперед, приставными
шагами). Игрок, выполнивший неточную передачу, или потерявший мяч, выбывает из игры или выполняет определенное штрафное задание и снова включается в игру на свое место.
2. «Мяч среднему» — 6-8 игроков размешается по кругу диаметром 4-6 м. В центре круга – водящий. Он выполняет передачу каждому игроку по очереди, а игроки возвращают мяч водящему. Обойдя круг водящий меняется. Вариант - играющие в кругу перемещаются по кругу.
3. «Передай и займи его место»: несколько игроков размещаются по кругу или квадрату, или треугольнику и передают мяч любому игроку, а затем
перемещаются и занимают его место, а этот игрок в свою очередь после
передачи перемещается на место игрока, которому он выполнял передачу.
4. «Передал – садись»: эстафета: в игре участвуют несколько команд, которые выстраиваются в колонны на расстоянии 1,5-2 м. Капитаны команд становятся напротив своей колонны на определенное расстояние (2-3 м). По команде капитан начинает выполнять передачи своим игрокам по очереди, а игроки, выполнив обратную передачу, садятся на пол или приседают. Игра заканчивается тогда, когда все игроки выполняют заданную передачу.
Правила: при потере мяча, игра возобновляется с игрока потерявшего мяч.
5. «Перехвати мяч» — игроки делятся на две команды, которые располагаются по линиям в двух кругах один в другом, находящимся на расстоянии 0,5-0,8 м. Команда, расположенная за линией второго (наружного) круга, выполняет передачи сверху друг другу через круг. Вторая команда, расположенная внутри второго круга, старается перехватить мяч в прыжке, не выходя из своего круга. Правила: перехват выполнять обозначенным учителем способом (ловля, передача сверху, отбивание, касание или др.). Нельзя заходить в зону между линиями игрокам обеих команд. При потере мяча команды меняются местами.
6. «Не потеряй мяч» – две команды делятся пополам и выстраиваются во встречные колонны перекрестно на одинаковом расстоянии. Обе команды одновременно начинают передачи сверху с перемещением в конец своей колонны или встречной (по заданию). Игра длится определенное учителем время или до потери мяча. В первом случае выигрывает та команда, которая меньшее количество раз потеряла мяч; во втором случае, проигрывает та команда, которая первой потеряла мяч. Правила: если мячи сталкиваются, то обеим командам засчитывается потеря мяча; игроки перемещаются в правую сторону; нельзя одному игроку касаться дважды подряд.
7. «Вызов номеров» - игроки (любое количество) размешаются по кругу,
рассчитавшись по порядку. Первый номер ~ в центре, выполнив высокую
передачу над собой громко называет любой номер (по числу игроков), а сам становится в окружность. Вызванный номер принимает мяч и тоже назвав номер, выходит из центра круга и т.д. Правила: игрок, потерявший мяч или не успевший принять его, выбывает из игры. Игра проводится до тех пор, пока не останутся два человека, затем игра возобновляется.
Вариант: игроки не выбывают из игры, а выполняют штрафное задание.
8. «Охотники и утки» - игроки делятся на две команды. Одна располагается
по кругу (квадрату или в две встречные шеренги) на расстоянии 6-8 метров.
Вторая команда произвольно располагается внутри круга, квадрата, шеренг.
Задача первой – используя волейбольный прием выбить мячом игроков второй команды. Задача второй — увернуться от осаливания или принять мяч и передать своему же игроку.
Правила: осаленные игроки выбывают из игры; при правильном приеме мяча командой, стоящей внутри круга - смена мест; игра продолжается до тех пор, пока в кругу останется 1 игрок, затем команды - меняются местами.
9. «Салки с мячом» - игра проводится на двух половинах площадки (мальчики и девочки или по подготовленности учащихся). У каждого игрока по мячу (любому). Один игрок - "Салка". Перемещаясь в пределах площадки и выполняя верхнюю передачу над собой, все игроки убегают от "Салки", а "Салка" догоняет, стираясь коснуться любого игрока. Осаленный игрок или игрок, потерявший мяч, становится "Салкой". Игра продолжается определенное учителем время с небольшими перерывами на отдых. Осаливать можно мячом, рукой или мячом и рукой.
10. «Встречная эстафета» - играет любое количество команд. Команды
выстраивается в колонну по одному, капитаны - напротив на расстоянии 3-6 м. Мячи у направляющих. По команде учителя направляющие передают мяч капитану и быстро перемешаются на его место. Капитан принимает и передает мяч следующему игроку в колонне и становится в конец ее. Выигрывает та команда, которая первой заканчивает игру.
Вариант: игра заканчивается тогда, когда последняя команда теряет мяч.
11. «Эстафета – не потеряй мяч!» - играет любое количество команд. Команды стоят в колоннах по одному, по сигналу направляющие начинают передачу над собой с перемещением вперед до определенного места, а возвращаются, перемещаясь спиной вперед. Передачу мяча следующему игроку выполнять передачей без ловли. В случае потери мяча возобновлять игру с места потери.
12. «Займи свое место» - играет любое количество команд. Команды строятся по кругу и по сигналу игрок с мячом выполняет передачу своему соседу (по часовой или против), а сам обегает круг в том же направлении и занимает свое же место. Следующий игрок делает тоже самое. Выигрывает та команда, которая первой заканчивает полный круг.
13. «Гонка по кругу» – играют 2-4 команды, которые размещаются в шеренгах по радиусам очерченного круга на равном расстоянии и в одном направлении. У направляющих - мячи. По сигналу игроки выполняют высокую передачу над собой и обегают круг, становясь в конец своей шеренги. Мяч принимает и снова посылает вверх следующий игрок, переместившийся на его место. Выигрывает команда, первой закончившая упражнение.
Правила: При потере мяча игра возобновляется с места потери; если игрок
догоняет своего соперника, то обходит его, не мешая ему.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Психология профессионального образования: общая характеристика