Программа спецкурса "Химические элементы в живых организмах"
- расширение знаний учащихся о применении химических элементов и их соединений в медицине, химической промышленности и в повседневной жизни;
- детальное рассмотрение нарушений баланса химических элементов у человека под влиянием внешних и внутренних неблагоприятных факторов;
- решение сложных вопросов, что помогает учащимся при подготовке выбору профиля дальнейшего образования;
- подготовка учащихся к районным и городским олимпиадам по химии и биологии;
- предоставить учащимся возможность реализовывать интерес к химии, биологии и экологии, применять свои знания о химических элементах и их соединениях в повседневной жизни,
- совершенствовать экспериментальные умения;
- развивать познавательные интересы, мыслительные процессы, склонности и способности учащихся самостоятельно добывать знания;
- закрепление и повторение теоретических знаний по неорганической химии и биологии.
Содержание программы. Требования к уровню подготовки учащихся. Тема 1. Введение.
Химические элементы в окружающей среде и их роль в жизнедеятельности человека (5 часов).
Учение о биосфере. Химические элементы и их биологическая классификация. Взаимодействие химических элементов в организме. Взаимодействия между макро- и микроэлементами. Взаимодействие минеральных элементов с другими нутриентами. Поступление и распределение химических элементов в организме человека. Регуляция баланса химических элементов между внутренней и внешней средами организма человека. Учащиеся должны знать/уметь:
- микро- и макроэлементы, биологические реакции на изменение содержания химических элементов в среде; роль химических элементов в питании животных и человека;
- взаимодействие между микро- и макроэлементами, метаболические взаимосвязи жизненно необходимых элементов и их взаимодействие;
- пути поступления химических элементов в организм человека;
- объяснять физиологические механизмы обмена химических элементов;
- объяснять регуляцию баланса химических элементов между внутренней и внешними средами организма человека.
Учение о биотиках. Микроэлементозы.
Учащиеся должны знать/уметь:
- все термины данной главы — биосубстраты, биотики, антибиотики, популяции, микроэлементозы, техногенные микроэлементозы;
- классифицировать микроэлементов и методы определения химических элементов.
Тема 3. Химические элементы — органогены (2 часа).
Кислород. Углерод. Азот.
Учащиеся должны знать и уметь объяснять:
- применение кислорода и его соединений, основные эколого-физиологические данные кислорода, физиологическую роль кислорода;
- применение углерода и его соединений в промышленности и медицине, физиологическую роль углерода;
- применение азота и его соединений, физиологическая роль азота, основные эколого-физиологические данные азота, обмен азота в организме человека.
Тема 4. Химические элементы — макроэлементы (3 часа).
Кальций. Фосфор. Калий. Натрий. Магний.
Учащиеся должны знать и уметь объяснять:
- применение макроэлементов и их соединений в промышленности и медицине, основные эколого-физиологические данные, физиологическую роль в организме человека.
Железо. Цинк. Медь. Марганец. Молибден. Кобальт. Хром. Селен. Йод.
Учащиеся должны знать и уметь объяснять:
- физиологическую роль жизненно необходимых элементов, их основные эколого-физиологические данные, обмен в организме человека; применение.
Тема 6. Химические элементы — условно жизненно необходимые элементы (5 часов).
Фтор. Бор. Кремний. Никель. Ванадий. Бром. Мышьяк. Литий.
Учащиеся должны знать и уметь объяснять:
- физиологическую роль условно жизненно необходимых элементов, их основные эколого-физиологические данные, обмен в организме человека; применение.
Олово. Серебро. Стронций. Титан. Алюминий. Свинец. Кадмий. Ртуть. Таллий. Висмут. Бериллий.
Учащиеся должны знать и уметь объяснять:
- основные эколого-физиологические данные токсичных микроэлементов, физиологическую роль в организме человека.
Учебно-тематический план
№ п/п | наименование темы | количество часов | из них | |
теория | практика | |||
1 | Введение. Химические элементы в окружающей среде и их роль в жизнедеятельности человека | 5 | 5 | - |
2 | Химические элементы в современной медицине | 3 | 3 | - |
3 | Химические элементы — органогены | 2 | 1 | 1 |
4 | Химические элементы — макроэлементы | 3 | 3 | - |
5 | Химические элементы — жизненно необходимые элементы | 7 | 6 | 1 |
6 | Химические элементы — условно жизненно необходимые элементы | 5 | 5 | - |
7 | Химические элементы — токсичные микроэлементы | 8 | 8 | - |
8 | Подведение итогов спецкурса | 2 | 2 | - |
Итого: | 35 ч | 33ч | 2ч |
- Глинка Н.Л. Общая химия. — Л.: Химия, 1983.
- « Сборник задач по химии для поступающих в вузы» Г. П. Хомченко, И. Г. Хомченко. — М: « Издательство Новая Волна» 2004 г;
- Агаджанян Н.А., Сусликов В.Л., Ермакова Н.В., Капланова А.Ш. Эколого — биогеохимические факторы и здоровье человека // Экология человека. 2000.- №1.
- Глинка Н.Л. Общая химия. — Л.: Химия, 1983.
- Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. 2400 задач для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999.
- Ресурсы интернета: http://school-collection.edu.ru/
http://www.openclass.ru/
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | дата | тема |
час |
планируемые результаты обучения | |
план |
факт | ||||
Тема 1. Введение. Химические элементы в окружающей среде и их роль в жизнедеятельности человека (5 часов). | |||||
1 | 07.09 | Учение о биосфере. Биологическая классификация химических элементов. | 1 | Иметь представление о биосфере, знать классификацию химических биоэлементов. | |
2 | 14.09 | Взаимодействия между макро- и микроэлементами. | 1 | Уметь комментировать пути взаимодействия между макро- и микроэлементами. | |
3 | 21.09 | Поступление и распределение химических элементов в организме человека. | 1 | Знать схему поступления и распределения химических элементов в организме человека. | |
4 | 28.09 | Взаимодействие минеральных элементов с другими нутриентами. | 1 | Иметь представление о взаимодействии минеральных элементов с другими нутриентами; знать элементы – антагонисты. | |
5 | 05.10 | Регуляция баланса химических элементов между внутренней и внешней средами организма человека. | 1 | Изучить механизмы регуляции баланса химических элементов между внутренней и внешней средами организма человека. | |
Тема 2. Химические элементы в современной медицине (3 часа). | |||||
6 | 12.10 | Учение о биотиках. | 1 | Иметь представление о биотиках и антибиотиках; знать значение этих веществ в природе и для живых организмов. | |
7 | 19.10 | Микроэлементозы. | 1 | Иметь представление о микроэлементозах; биосубстратах, популяции, техногенных микроэлементозах; уметь классифицировать микроэлементов и методы определения химических элементов | |
8 | 26.10 | Зачетная работа №1 (по темам 1 и 2) | 1 | ||
Тема 3. Химические элементы — органогены (2 часа). | |||||
9 | 02.11 | Кислород. Углерод. Азот. | 1 | Знать применение кислорода, углерода, азота и их соединений, основные эколого-физиологические данные, физиологическую роль. | |
10 | 16.11 | Практическая работа 1. Качественное определение углерода в молекулах органических веществ | 1 | Уметь проводить качественную реакцию на содержание углерода в органических молекулах | |
Тема 4. Химические элементы — макроэлементы (3 часа). | |||||
11 | 23.11 | Кальций. Фосфор. | 1 | Знать и уметь комментировать применение макроэлементов и их соединений в промышленности и медицине, основные эколого-физиологические данные, физиологическую роль в организме человека | |
12 | 30.11 | Калий. Натрий. | 1 | Знать и уметь комментировать применение макроэлементов и их соединений в промышленности и медицине, основные эколого-физиологические данные, физиологическую роль в организме человека | |
13 | 07.12 | Магний. | 1 | Знать и уметь комментировать применение макроэлементов и их соединений в промышленности и медицине, основные эколого-физиологические данные, физиологическую роль в организме человека | |
Тема 5. Химические элементы — жизненно необходимые элементы (7часов). | |||||
14 | 14.12 | Железо. Цинк. | 1 | Знать и уметь комментировать физиологическую роль жизненно необходимых элементов на примере железа и цинка, их основные эколого-физиологические данные, обмен в организме человека; применение. | |
15 | 21.12 | Практическая работа 2. Качественное определение катионов железа. | 1 | Уметь проводить качественную реакцию на определение катионов железа (II) и (III). | |
16 | 28.12 | Марганец. Медь. | 1 | Знать и уметь комментировать физиологическую роль жизненно необходимых элементов на примере марганца и меди, их основные эколого-физиологические данные, обмен в организме человека; применение. | |
17 | 11.01 | Молибден. Хром. | 1 | Знать и уметь комментировать физиологическую роль жизненно необходимых элементов на примере молибдена и хрома, их основные эколого-физиологические данные, обмен в организме человека; применение. | |
18 | 18.01 | Селен. | 1 | Знать и уметь комментировать физиологическую роль жизненно необходимых элементов на примере селена, его основные эколого-физиологические данные, обмен в организме человека; применение. | |
19 | 25.01 | Йод. | 1 | Знать и уметь комментировать физиологическую роль жизненно необходимых элементов на примере йода, его основные эколого-физиологические данные, обмен в организме человека; применение. | |
20 | 01.02 | Зачетная работа №2 (по темам 3,4,5) | 1 | ||
Тема 6. Химические элементы — условно жизненно необходимые элементы (5 часов). | |||||
21 | 08.02 | Фтор. Бор. | 1 | Знать и уметь комментировать физиологическую роль условно жизненно необходимых элементов на примере фтора и бора, их основные эколого-физиологические данные, обмен в организме человека; применение. | |
22 | 15.02 | Кремний | 1 | Знать и уметь комментировать физиологическую роль условно жизненно необходимых элементов на примере кремния, его основные эколого-физиологические данные, обмен в организме человека; применение. | |
23 | 22.02 | Никель. Ванадий | 1 | Знать и уметь комментировать физиологическую роль условно жизненно необходимых элементов на примере никеля и ванадия, их основные эколого-физиологические данные, обмен в организме человека; применение. | |
24 | 01.03 | Мышьяк. | 1 | Знать и уметь комментировать физиологическую роль условно жизненно необходимых элементов на примере мышьяка, его основные эколого-физиологические данные, обмен в организме человека; применение. | |
25 | 15.03 | Литий. | 1 | Знать и уметь комментировать физиологическую роль условно жизненно необходимых элементов на примере лития, его основные эколого-физиологические данные, обмен в организме человека; применение. | |
Тема 7. Химические элементы — токсичные микроэлементы (8 часов). | |||||
26 | 22.03 | Олово. | 1 | Знать и уметь комментировать основные эколого-физиологические данные токсичных микроэлементов на примере олова, физиологическую роль в организме человека. | |
27 | 05.04 | Серебро. | 1 | Знать и уметь комментировать основные эколого-физиологические данные токсичных микроэлементов на примере серебра, физиологическую роль в организме человека. | |
28 | 12.04 | Стронций. Титан. | 1 | Знать и уметь комментировать основные эколого-физиологические данные токсичных микроэлементов на примере стронция и титана, физиологическую роль в организме человека. | |
29 | 19.04 | Алюминий. | 1 | Знать и уметь комментировать основные эколого-физиологические данные токсичных микроэлементов на примере алюминия, физиологическую роль в организме человека. | |
30 | 26.04 | Свинец. | 1 | Знать и уметь комментировать основные эколого-физиологические данные токсичных микроэлементов на примере свинца, физиологическую роль в организме человека. | |
31 | 03.05 | Кадмий. Ртуть. | 1 | Знать и уметь комментировать основные эколого-физиологические данные токсичных микроэлементов на примере кадмия и ртути, физиологическую роль в организме человека. | |
32 | 10.05 | Висмут. Бериллий. | 1 | Знать и уметь комментировать основные эколого-физиологические данные токсичных микроэлементов на примере висмута и бериллия, физиологическую роль в организме человека. | |
33 | 17.05 | Зачетная работа №3 (по темам 6,7) | 1 | ||
Подведение итогов спецкурса (2 часа) | |||||
34 | 24.05 | Защита проектов. Итоговое занятие | 2 | Подвести итоги изучения курса. | |
Итого: |
35 ч. |
Приложение. Примерная тематика исследовательских работ (рефератов): 1. Утилизация промышленных отходов: проблемы и противоречия. 2. Безотходные технологии: вперед, в будущее. 3. Металл или пластик? 4. Современная биотехнология.
Пояснительная записка
Спецкурс «Химические элементы в живых организмах» предназначен для учащихся 9-х классов основной школы и рассчитан на 35 часов (по одному часу в неделю). Он ориентирован на углубление и расширение знаний, на развитие любознательности, интереса учащихся к химии и биологии, обучение умению успешного решения задач по улучшению качества жизни.
Цели и задачи программы спецкурса:
-
расширение знаний учащихся о применении химических элементов и их соединений в медицине, химической промышленности и в повседневной жизни;
-
детальное рассмотрение нарушений баланса химических элементов у человека под влиянием внешних и внутренних неблагоприятных факторов;
-
решение сложных вопросов, что помогает учащимся при подготовке выбору профиля дальнейшего образования;
-
подготовка учащихся к районным и городским олимпиадам по химии и биологии;
-
предоставить учащимся возможность реализовывать интерес к химии, биологии и экологии, применять свои знания о химических элементах и их соединениях в повседневной жизни,
-
совершенствовать экспериментальные умения;
-
развивать познавательные интересы, мыслительные процессы, склонности и способности учащихся самостоятельно добывать знания;
-
закрепление и повторение теоретических знаний по неорганической химии и биологии.
При реализации программы спецкурса использованы следующие формы и методы работы: лекция, беседа, поисковая деятельность, самостоятельная работа по дифференцированным заданиям, демонстрационный эксперимент, практические работы. Защита исследовательской работы (проекта) является приоритетной формой промежуточной аттестации.
Содержание программы.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Тема 1. Введение.
Химические элементы в окружающей среде и их роль в жизнедеятельности человека (5 часов).
Учение о биосфере. Химические элементы и их биологическая классификация. Взаимодействие химических элементов в организме. Взаимодействия между макро- и микроэлементами. Взаимодействие минеральных элементов с другими нутриентами. Поступление и распределение химических элементов в организме человека. Регуляция баланса химических элементов между внутренней и внешней средами организма человека.
Учащиеся должны знать/уметь:
-
микро- и макроэлементы, биологические реакции на изменение содержания химических элементов в среде; роль химических элементов в питании животных и человека;
-
взаимодействие между микро- и макроэлементами, метаболические взаимосвязи жизненно необходимых элементов и их взаимодействие;
-
пути поступления химических элементов в организм человека;
-
объяснять физиологические механизмы обмена химических элементов;
-
объяснять регуляцию баланса химических элементов между внутренней и внешними средами организма человека.
Тема 2. Химические элементы в современной медицине (3 часа).
Учение о биотиках. Микроэлементозы.
Учащиеся должны знать/уметь:
-
все термины данной главы - биосубстраты, биотики, антибиотики, популяции, микроэлементозы, техногенные микроэлементозы;
-
классифицировать микроэлементов и методы определения химических элементов.
Тема 3. Химические элементы - органогены (2 часа).
Кислород. Углерод. Азот.
Учащиеся должны знать и уметь объяснять:
-
применение кислорода и его соединений, основные эколого-физиологические данные кислорода, физиологическую роль кислорода;
-
применение углерода и его соединений в промышленности и медицине, физиологическую роль углерода;
-
применение азота и его соединений, физиологическая роль азота, основные эколого-физиологические данные азота, обмен азота в организме человека.
-
Практическая работа 1. Качественное определение углерода в молекулах органических веществ.
Тема 4. Химические элементы - макроэлементы (3 часа).
Кальций. Фосфор. Калий. Натрий. Магний.
Учащиеся должны знать и уметь объяснять:
-
применение макроэлементов и их соединений в промышленности и медицине, основные эколого-физиологические данные, физиологическую роль в организме человека.
Тема 5. Химические элементы - жизненно необходимые элементы (7часов).
Железо. Цинк. Медь. Марганец. Молибден. Кобальт. Хром. Селен. Йод.
Учащиеся должны знать и уметь объяснять:
-
физиологическую роль жизненно необходимых элементов, их основные эколого-физиологические данные, обмен в организме человека; применение.
-
Практическая работа 2. Качественное определение катионов железа.
Тема 6. Химические элементы - условно жизненно необходимые элементы (5 часов).
Фтор. Бор. Кремний. Никель. Ванадий. Бром. Мышьяк. Литий.
Учащиеся должны знать и уметь объяснять:
-
физиологическую роль условно жизненно необходимых элементов, их основные эколого-физиологические данные, обмен в организме человека; применение.
Тема 7. Химические элементы - токсичные микроэлементы (8 часов).
Олово. Серебро. Стронций. Титан. Алюминий. Свинец. Кадмий. Ртуть. Таллий. Висмут. Бериллий.
Учащиеся должны знать и уметь объяснять:
-
основные эколого-физиологические данные токсичных микроэлементов, физиологическую роль в организме человека.
Тема 8. Подведение итогов спецкурса (2 часа)
Учебно-тематический план
№ п/п |
наименование темы |
количество часов |
из них |
|
теория |
практика |
|||
1 |
Введение. Химические элементы в окружающей среде и их роль в жизнедеятельности человека |
5 |
5 |
- |
2 |
Химические элементы в современной медицине |
3 |
3 |
- |
3 |
Химические элементы - органогены |
2 |
1 |
1 |
4 |
Химические элементы - макроэлементы |
3 |
3 |
- |
5 |
Химические элементы - жизненно необходимые элементы |
7 |
6 |
1 |
6 |
Химические элементы - условно жизненно необходимые элементы |
5 |
5 |
- |
7 |
Химические элементы - токсичные микроэлементы |
8 |
8 |
- |
8 |
Подведение итогов спецкурса |
2 |
2 |
- |
|
Итого: |
35 ч |
33ч |
2ч |
Учебно-методическое обеспечение
Список литературы для учащихся:
-
Глинка Н.Л. Общая химия. - Л.: Химия, 1983.
-
« Сборник задач по химии для поступающих в вузы» Г. П. Хомченко, И. Г. Хомченко. - М: « Издательство Новая Волна» 2004 г;
Список литературы для учителя:
-
Агаджанян Н.А., Сусликов В.Л., Ермакова Н.В., Капланова А.Ш. Эколого - биогеохимические факторы и здоровье человека // Экология человека. 2000.- №1.
-
Глинка Н.Л. Общая химия. - Л.: Химия, 1983.
-
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. 2400 задач для школьников и поступающих в вузы. – М.:Дрофа, 1999.
-
Ресурсы интернета: http://school-collection.edu.ru/
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
дата |
тема |
час |
планируемые результаты обучения |
|
план |
факт |
||||
Тема 1. Введение. Химические элементы в окружающей среде и их роль в жизнедеятельности человека (5 часов). |
|||||
1 |
07.09 |
|
Учение о биосфере. Биологическая классификация химических элементов. |
1 |
Иметь представление о биосфере, знать классификацию химических биоэлементов. |
2 |
14.09 |
|
Взаимодействия между макро- и микроэлементами. |
1 |
Уметь комментировать пути взаимодействия между макро- и микроэлементами. |
3 |
21.09 |
|
Поступление и распределение химических элементов в организме человека. |
1 |
Знать схему поступления и распределения химических элементов в организме человека. |
4 |
28.09 |
|
Взаимодействие минеральных элементов с другими нутриентами. |
1 |
Иметь представление о взаимодействии минеральных элементов с другими нутриентами; знать элементы – антагонисты. |
5 |
05.10 |
|
Регуляция баланса химических элементов между внутренней и внешней средами организма человека. |
1 |
Изучить механизмы регуляции баланса химических элементов между внутренней и внешней средами организма человека. |
Тема 2. Химические элементы в современной медицине (3 часа). |
|||||
6 |
12.10 |
|
Учение о биотиках. |
1 |
Иметь представление о биотиках и антибиотиках; знать значение этих веществ в природе и для живых организмов. |
7 |
19.10 |
|
Микроэлементозы. |
1 |
Иметь представление о микроэлементозах; биосубстратах, популяции, техногенных микроэлементозах; уметь классифицировать микроэлементов и методы определения химических элементов |
8 |
26.10 |
|
Зачетная работа №1 (по темам 1 и 2) |
1 |
|
Тема 3. Химические элементы - органогены (2 часа). |
|
||||
9 |
02.11 |
|
Кислород. Углерод. Азот. |
1 |
Знать применение кислорода, углерода, азота и их соединений, основные эколого-физиологические данные, физиологическую роль. |
10 |
16.11 |
|
Практическая работа 1. Качественное определение углерода в молекулах органических веществ |
1 |
Уметь проводить качественную реакцию на содержание углерода в органических молекулах |
Тема 4. Химические элементы - макроэлементы (3 часа). |
|||||
11 |
23.11 |
|
Кальций. Фосфор. |
1 |
Знать и уметь комментировать применение макроэлементов и их соединений в промышленности и медицине, основные эколого-физиологические данные, физиологическую роль в организме человека |
12 |
30.11 |
|
Калий. Натрий. |
1 |
Знать и уметь комментировать применение макроэлементов и их соединений в промышленности и медицине, основные эколого-физиологические данные, физиологическую роль в организме человека |
13 |
07.12 |
|
Магний. |
1 |
Знать и уметь комментировать применение макроэлементов и их соединений в промышленности и медицине, основные эколого-физиологические данные, физиологическую роль в организме человека |
Тема 5. Химические элементы - жизненно необходимые элементы (7часов). |
|||||
14 |
14.12 |
|
Железо. Цинк. |
1 |
Знать и уметь комментировать физиологическую роль жизненно необходимых элементов на примере железа и цинка, их основные эколого-физиологические данные, обмен в организме человека; применение. |
15 |
21.12 |
|
Практическая работа 2. Качественное определение катионов железа. |
1 |
Уметь проводить качественную реакцию на определение катионов железа (II) и (III). |
16 |
28.12 |
|
Марганец. Медь. |
1 |
Знать и уметь комментировать физиологическую роль жизненно необходимых элементов на примере марганца и меди, их основные эколого-физиологические данные, обмен в организме человека; применение. |
17 |
11.01 |
|
Молибден. Хром. |
1 |
Знать и уметь комментировать физиологическую роль жизненно необходимых элементов на примере молибдена и хрома, их основные эколого-физиологические данные, обмен в организме человека; применение. |
18 |
18.01 |
|
Селен. |
1 |
Знать и уметь комментировать физиологическую роль жизненно необходимых элементов на примере селена, его основные эколого-физиологические данные, обмен в организме человека; применение. |
19 |
25.01 |
|
Йод. |
1 |
Знать и уметь комментировать физиологическую роль жизненно необходимых элементов на примере йода, его основные эколого-физиологические данные, обмен в организме человека; применение. |
20 |
01.02 |
|
Зачетная работа №2 (по темам 3,4,5) |
1 |
|
Тема 6. Химические элементы - условно жизненно необходимые элементы (5 часов). |
|||||
21 |
08.02 |
|
Фтор. Бор. |
1 |
Знать и уметь комментировать физиологическую роль условно жизненно необходимых элементов на примере фтора и бора, их основные эколого-физиологические данные, обмен в организме человека; применение. |
22 |
15.02 |
|
Кремний |
1 |
Знать и уметь комментировать физиологическую роль условно жизненно необходимых элементов на примере кремния, его основные эколого-физиологические данные, обмен в организме человека; применение. |
23 |
22.02 |
|
Никель. Ванадий |
1 |
Знать и уметь комментировать физиологическую роль условно жизненно необходимых элементов на примере никеля и ванадия, их основные эколого-физиологические данные, обмен в организме человека; применение. |
24 |
01.03 |
|
Мышьяк. |
1 |
Знать и уметь комментировать физиологическую роль условно жизненно необходимых элементов на примере мышьяка, его основные эколого-физиологические данные, обмен в организме человека; применение. |
25 |
15.03 |
|
Литий. |
1 |
Знать и уметь комментировать физиологическую роль условно жизненно необходимых элементов на примере лития, его основные эколого-физиологические данные, обмен в организме человека; применение. |
Тема 7. Химические элементы - токсичные микроэлементы (8 часов). |
|||||
26 |
22.03 |
|
Олово. |
1 |
Знать и уметь комментировать основные эколого-физиологические данные токсичных микроэлементов на примере олова, физиологическую роль в организме человека. |
27 |
05.04 |
|
Серебро. |
1 |
Знать и уметь комментировать основные эколого-физиологические данные токсичных микроэлементов на примере серебра, физиологическую роль в организме человека. |
28 |
12.04 |
|
Стронций. Титан. |
1 |
Знать и уметь комментировать основные эколого-физиологические данные токсичных микроэлементов на примере стронция и титана, физиологическую роль в организме человека. |
29 |
19.04 |
|
Алюминий. |
1 |
Знать и уметь комментировать основные эколого-физиологические данные токсичных микроэлементов на примере алюминия, физиологическую роль в организме человека. |
30 |
26.04 |
|
Свинец. |
1 |
Знать и уметь комментировать основные эколого-физиологические данные токсичных микроэлементов на примере свинца, физиологическую роль в организме человека. |
31 |
03.05 |
|
Кадмий. Ртуть. |
1 |
Знать и уметь комментировать основные эколого-физиологические данные токсичных микроэлементов на примере кадмия и ртути, физиологическую роль в организме человека. |
32 |
10.05 |
|
Висмут. Бериллий. |
1 |
Знать и уметь комментировать основные эколого-физиологические данные токсичных микроэлементов на примере висмута и бериллия, физиологическую роль в организме человека. |
33 |
17.05 |
|
Зачетная работа №3 (по темам 6,7) |
1 |
|
Подведение итогов спецкурса (2 часа) |
|||||
34 |
24.05 |
|
Защита проектов. Итоговое занятие |
2 |
Подвести итоги изучения курса. |
|
|
|
Итого: |
35 ч. |
|
Приложение.
Примерная тематика исследовательских работ (рефератов):
-
Утилизация промышленных отходов: проблемы и противоречия.
-
Безотходные технологии: вперед, в будущее.
-
Металл или пластик?
-
Современная биотехнология.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»