Рабочая программа по предмету "Химия" для 11 класса (профильный уровень)
Габриелян О.С. Химия, 11кл. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова.-- М: Дрофа, 2009 г.
- освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;
- овладение умениями характеризовать вещества, материалы и химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в технический процесс цивилизации; сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии;
- воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений;
- применение полученных знаний и умений для: безопасного использования веществ и материалов в лаборатории, быту, сельском хозяйстве и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессий, связанных с химией.
- Вычисление массы или объема продуктов реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.
- Вычисление массы исходного вещества, если известен практический выход и массовая доля его от теоретически возможного.
- Вычисления по химическим уравнениям реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.
- Определение молекулярной формулы вещества по массовым долям элементов.
- Определение молекулярной формулы газообразного вещества по известной относительной плотности и массовым долям элементов.
- Нахождение молекулярной формулы вещества по массе (объему) продуктов сгорания.
- Комбинированные задачи.
- Получение, собирание, распознавание газов и изучение их свойств (2 часа)
- Скорость химической реакции, химическое равновесие (1 час)
- Сравнение свойств неорганических и органических соединений (1 час)
- Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз» (1 час)
- Решение экспериментальных задач по неорганической химии (1 час)
- Решение экспериментальных задач по органической химии (1 час)
- Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ (2 часа)
- Решение экспериментальных задач по определению пластмасс и волокон (1 час)
Тема 6. Химия в жизни общества (12 ч.) Методы научного познания Научные методы исследования химических веществ и превращений. Роль химического эксперимента в познании природы. Моделирование химических явлений. Взаимосвязь химии, физики, математики и биологии. Естественнонаучная картина мира Химия и производство. Химическая промышленность, химическая технология, общие принципы химической технологии. Сырье для химической промышленности, природные источники химических веществ. Вода в химической промышленности. Энергия для химического производства. Научные принципы химического производства. Химические реакции, лежащие в основе получения серной кислоты и аммиака. Черные и цветные металлы, способы их получения. Сплавы. Защита окружающей среды и охрана труда при химическом производстве. Основные стадии химического производства (аммиака и метанола). Сравнение производства этих веществ. Природные источники углеводородов: природный газ, нефть, каменный уголь. Переработка нефти. Представление о коксохимическом производстве. Промышленный органический синтез. Новые вещества и материалы в технике. Химия и сельское хозяйство. Химизация сельского хозяйства и ее направления. Растения и почва, почвенный поглощающий комплекс (ППК). Минеральные (азотные, фосфорные, калийные) и органические удобрения. Химические средства защиты растений. Отрицательные последствия применения пестицидов и борьба с ними. Химизация животноводства. Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды, его последствия. Охрана гидросферы, почвы, атмосферы, флоры и фауны от химического загрязнения. Биотехнология и генная инженерия. Роль химической науки в решении экологических проблем. Химия и повседневная жизнь человека. Химические процессы в живых организмах. Биологически активные вещества. Химия и здоровье. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Домашняя аптечка. Бытовые поверхностно-активные соединения. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с бытовыми насекомыми. Средства личной гигиены и косметики. Органические растворители. Бытовые аэрозоли. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в современной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества Химия и пища. Маркировка упаковок пищевых продуктов и промышленных товаров и умение их читать. Экология жилища. Химия и генетика человека. Демонстрации. Модели производства серной кислоты и аммиака. Коллекция удобрений и пестицидов. Образцы средств бытовой химии и лекарственных препаратов. Коллекция средств гигиены и косметики, препаратов бытовой химии. Лабораторные опыты. 14. Ознакомление с коллекцией удобрений и пестицидов. 15. Ознакомление с образцами средств бытовой химии и лекарственных препаратов, изучение инструкций к ним по правильному и безопасному применению. Контрольная работа №4 по теме «Итоговая по курсу общей химии»
Учебно-тематический план
№ п/п | тема | количество часов | из них | лабораторных опытов | |
контрольных работ | практических работ | ||||
1 | Строение атома (9 ч.) | 9 | — | — | — |
2 | Строение вещества. Дисперсные системы | 15 | 1 | — | 2 |
3 | Химические реакции | 21 | 1 | — | 4 |
4 | Вещества и их свойства | 33 | 1 | — | 7 |
5 | Химический практикум | 10 | — | 8 | — |
6 | Химия в жизни общества | 12 | 1 | — | 2 |
Итого: |
100(+2резерв) | 4 | 8 | 15 |
В результате изучения химии напрофильном уровне ученик должен
знать/понимать:
· роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-,p-,d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, электролитическая диссоциация, истинные растворы, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, тепловой эффект реакции, энтропия, энтальпия, теплота образования, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет. функциональная группа, структурная и пространственная изомерия, гомология, индукционный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
-
основные законы химии: закон сохранения массы веществ, постоянства
состава вещества, периодический закон, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике; - основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации кислот и оснований, строения органических соединении (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
- классификацию и номенклатуру: неорганических и органических соединений;
- природные источники углеводородов и способы их переработки;
- важнейшие вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, этанол, метанол, фенол, анилин, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла, моющие средства;
- называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения химического равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
- характеризовать: s-,p-.d-элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева, общие химические свойства металлов и неметаллов, основных классов неорганических соединений;
- объяснять: зависимость свойствхимического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И.Менделеева. зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу и способы образования химической связи, зависимость скорости реакции от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
- проводить: расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
· понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве:
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий:
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
- распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
- оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Учебно-методическое обеспечение Рабочая программа ориентирована на использование учебника Габриелян О.С. Химия, 11кл. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова.-- М: Дрофа, 2009 г., а также дополнительных пособий:
для учителя:
1. Габриелян О.С. «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений». М.: Дрофа, 2008;
2. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. «Химия. Методическое пособие. Профильный уровень. 11 класс .- М.: Дрофа, 2006);
3.« Настольная книга учителя. Химия. 11класс: В 2 ч.», О. С. Габриелян, Г. Г. Лысова, А. Г. Введенская. М.: Дрофа 2003;
4.Лидин Р.А. Химия: «Расчетные задания». –М.: Астрель;2012
5. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. 2400 задач для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999.
6. Примерные программы по учебным предметам. Химия. 10-11 классы: проект.- М.: Просвещение, 2011.-88с. – (Стандарты второго поколения).
для учащихся:
1. « Сборник задач по химии для поступающих в вузы» Г. П. Хомченко, И. Г. Хомченко. — М: « Издательство Новая Волна» 2006 г;
Интернет-ресурсы: http://school-collection.edu.ru/
http://www.xumuk.ru/
http://www.openclass.ru/
Календарно-тематический план (102ч)
Календарно-тематический план ориентирован на учебник О.С. Габриелян .Химия, 11кл. Профильный уровень.- М: Дрофа 2009 г. Всего по плану 102 часа, из них контрольных работ – 4 часа, практических работ – 10 часов.
№п/п |
дата |
Тема урока. |
Планируемые результаты обучения |
Информационно методическое обеспечение. Эксперимент. |
|
|
план |
факт |
|
||
Тема 1. Строение атома (9
ч.) |
|||||
1 |
|
|
Инструктаж по ТБ. Атом сложная частица. |
Характеризовать строение
атома, строение электронных оболочек
элементов малых и больших периодов,
изотопы. |
Д. Демонстрация моделей атомов, таблиц. п1,упр1-4(с5) |
2 |
|
|
Изотопы. |
Характеризовать строение атома, строение электронных оболочек элементов малых и больших периодов, изотопы. Иметь представление о нуклидах и нуклонах. |
Д.Демонстрация моделей атомов, таблиц, ПСХЭ Задача2 (в тетр) |
3 |
|
|
Состояние электронов в атоме. |
Знать и уметь объяснять
основные закономерности заполнения
электронами атомных орбиталей элементов
малых периодов. |
Таблица №1. Периодическая система Д. И. Менделеева. п2,упр1-4(с12) |
4 |
|
|
Квантовые числа. |
Знать квантовые характеристики
электронов на основе четырех квантовых
чисел и основные закономерности
заполнения электронами атомных
орбиталей элементов малых периодов.
|
Периодическая система Д. И. Менделеева п2,упр5-7(с12) |
5 |
|
|
Электронные конфигурации атомов химических элементов. |
Уметь составлять электронные
и графические схемы строения электронных
слоев атомов элементов |
Таблица №1. Карточки-задания, тексты . Периодическая таблица. п3,упр1,2(с23) |
6 |
|
|
Понятие о s,p,d.f-элементах |
Уметь характеризовать
s,p,d.f-элементы
по их положению в ПС, составлять
электронные и графические схемы
строения электронных слоев атомов
элементов № 1-38. |
Таблица №2. Карточки-задания, тесты. Периодическая таблица. п3(с16-22),упр4,5(с23) |
7 |
|
|
Валентные возможности атомов химических элементов. |
Уметь определять валентность
и степень окисления хим. элементов.
Уметь определять валентные возможности
атомов элементов малых периодов,
комментировать периодическое изменение
валентности и радиусов атомов. |
Проверочные
тесты. п4,упр5-7(с26) |
8 |
|
|
Периодический закон, периодическая система химических элементов и строение атома |
Объяснять закономерности периодической системы химических элементов, знать формулировки периодического закона (современную и данную Д.И.Менделеевым), уметь комментировать изменения свойств элементов, простых веществ и их соединений в зависимости от положения в ПСХЭ. |
ПСХЭ, таблица «Формы электронных облаков» http://www.xumuk.ru/ п5,упр1-5(с41),повт.п1-4 |
9 |
|
|
Зачетная работа по теме «Строение атома» |
|
Проверочные тесты |
Тема 2. Строение вещества.
Дисперсные системы (15ч.) |
|||||
10 |
|
|
Химическая связь.
|
Называть виды хим. связей,
типы кристаллических решеток в
веществах с различным видом связи,
уметь определять вид хим. связи и тип
кристаллической решетки по формуле
в неорганических и органических
веществах. Объяснять способы образования
всех видов связей и зависимость
физических и хим. свойств веществ от
типа кристаллической решетки. |
Таблица №12. Д. Модели кристаллических решеток веществ с различным типом связи. Электронная таблица « Химическая связь» п6(с42-50),упр4,5(с55) |
11 |
|
|
Межмолекулярное взаимодействие. Единая природа химической связи. |
Объяснять способы образования
всех видов связей и зависимость
физических и химических свойств
веществ от типа кристаллической
решетки. Уметь приводить примеры
веществ с межмолекулярным взаимодействием,
показывать влияние на свойства. Уметь
объяснять единую природу химической
связи, переход одного вида связи в
другой, разные виды связей в одном
веществе. |
Электронная
таблица п6(с50-54),упр6,7(с55) |
12 |
|
|
Свойства ковалентной химической связи. |
Уметь характеризовать свойства
ковалентной связи |
Электронная
таблица п7(с55-56),упр2(с62) |
13 |
|
|
Гибридизация атомных орбиталей. Пространственное строение молекул. |
Уметь объяснять геометрию
молекул органических и неорганических
веществ. Определять вид гибридизации
электронных облаков атомов углерода.
|
Д. Модели молекул различной геометрической конфигурации. п7,упр3,4(с62) |
14 |
|
|
Теория строения химических соединений А.М.Бутлерова. |
Называть основные положения
ТСБ. Уметь определять виды изомерии,
называть изомеры по международной
номенклатуре. Знать ключевые
понятия: изомерия, гомология, аллотропия,
изотропия, стереорегулярность |
Д. Модели структурных и пространственных изомеров. п8(с62-72),упр4(с76) |
15 |
|
|
Развитие ТХС. |
Знать основные направления развития ТХС в свете развития химической науки. Иметь представление о индукционном и мезомерном эффектах, приводить примеры влияния на свойства веществ. |
Компьютерная презентация. ЛО №1. Свойства гидроксидов элементов 3-го периода п8(с72-76),упр2,3(с76) |
16 |
|
|
Диалектические основы общности двух ведущих теорий химии. |
Уметь сравнивать философские основы общности двух ведущих теорий химии: теории периодичности Д. И. Менделеева и теории хим. строения А. М. Бутлерова ( работы предшественников, накопление фактов, участие в съездах, русский менталитет.) |
Компьютерная презентация Повт.п8,упр1(с76) |
17 |
|
|
Полимеры органические |
Называть и характеризовать
основные методы синтеза ВМС,
классификацию органических полимеров,
их строение, свойства, получение и
применение. |
Д. Коллекции пластмасс, каучуков и волокон. Модели молекул белков и ДНК. п9,упр5,6(с90) |
18 |
|
|
Полимеры неорганические |
Называть и характеризовать
основные методы синтеза ВМС, классификацию
неорганических полимеров, их строение,
свойства, получение и применение. |
Д. Образцы неорганических полимеров, модели кристаллических решеток алмаза и графита. ЛО №2. Ознакомление с образцами органических и неорганических полимеров. п9,упр4(с90) |
19 |
|
|
Дисперсные системы, их классификация. |
Характеризовать все виды
дисперсных систем и их значение в
природе и жизни человека. |
Д. Образцы различных дисперсных систем; Д. Эффект Тиндаля. Электронная таблица « Виды дисперсных систем». п10(с90-95),упр2-4(с98) |
20 |
|
|
Растворы, их практическое значение |
Уметь характеризовать все виды растворов, их значение в природе и жизни человека. Различать чистые вещества и смеси, истинные растворы. Иметь представление о методах разделения смесей и очистке веществ, химических методах разделения смесей.Знать ключевые понятия: кристаллизация, экстракция, дистилляция. |
Д. Образцы различных дисперсных систем (растворов) п10(с95-98),упр5,6(с98) |
21 |
|
|
Способы выражения концентрации веществ. Решение расчетных задач. |
Знать и уметь применять при решении задач способы выражения концентрации веществ (молярную, моляльную, массовую долю растворенного вещества) |
Раздаточные таблицы «Задачи часть В9» Повт.п10 |
22 |
|
|
Решение расчетных задач на разбавление и смешивание растворов. |
Знать и уметь применять при решении задач способы выражения концентрации веществ (молярную, моляльную, массовую долю растворенного вещества) |
Раздаточные таблицы «Задачи часть В9», «Задачи часть С4,С5» Повт.п1-10 |
23 |
|
|
Контрольная работа №1 по теме «Строение атома. Строение вещества» |
|
|
24 |
|
|
Анализ контрольных работ. Работа над ошибками. |
|
|
Тема 3. Химические реакции
( 21 ч.) |
|||||
25 |
|
|
Классификация химических
реакций в органической и неорганической
химии |
Называть типы хим. реакций
по всем признакам их классификации,
объяснять их сущность. |
Компьютерная
поддержка п11,упр1,2(с117) |
26 |
|
|
Почему
идут химические реакции |
Уметь объяснять закон
сохранения массы веществ |
п12,упр1(с129) |
27 |
|
|
Условия протекания и условия возникновения химических реакций |
Уметь предсказывать возможность протекания реакции в зависимости от изменения энергии и энтропии. Уметь проводить вычисления с применением закона Гесса, использовать данные справочной таблицы «Основные термодинамические величины» |
Справочная таблица «Основные термодинамические величины» п12, упр7(с130) |
28 |
|
|
Скорость химических реакций. |
Знать определения понятий
«скорость химической реакции»,
«катализ», «энергия активации». |
Таблица
№14. Проверочный тест п13(с130-136),упр1(с144) |
29 |
|
|
Факторы, влияющие на скорость химической реакции. |
Уметь объяснять зависимость скорости реакции от различных факторов: природы реагирующих веществ; температуры (закон Вант-Гоффа); концентрации (основной закон химической кинетики). Знать: закон действующих масс; катализаторы. Гомогенный и гетерогенный катализ, механизм действия катализаторов. Ферменты, сравнение с неорганическими катализаторами. Ферментативный катализ, его механизм. Ингибиторы и каталитические яды. Зависимость скорости реакции от поверхности соприкосновения реагирующих веществ. Создание проекта « Закономерности протекания химических реакций» |
Таблица
№14. Компьютерная поддержка п13(с137-144),упр6,8,9(с145) |
30 |
|
|
Решение расчетных задач по теме «Скорость химических реакций» |
Уметь применять теоретические знания при решении расчетных задач по теме урока; делать расчет средней скорости реакции по концентрациям реагирующих веществ (используя закон действующих масс), по изменению температуры (по закону Вант-Гоффа) |
ЛО №3. Получение кислорода разложением пероксида водорода и (или) перманганата калия. Раздаточные таблицы по теме урока; «Задачи часть А,В» упр3,5(с145) |
31 |
|
|
Обратимость химических реакций. Химическое равновесие и его смещение. |
Называть условия смещения
химического равновесия. |
Таблица
№15. Проверочный тест п14,упр1,2(с152) |
32 |
|
|
Зачетная работа по теме «Скорость химических реакций. Химическое равновесие» |
|
Проверочные тесты |
33 |
|
|
Электролитическая диссоциация. |
Называть основные положения
ТЭД. Объяснять сущность реакции
ионного обмена. Уметь составлять
уравнения электролитической
диссоциации кислот, щелочей, солей,
уравнения реакции ионного обмена в
полном и сокращенном ионном виде.
|
Таблица
№13. ЛО №4. Реакции,
идущие с образованием осадка, газа
или п15(с153-155),упр1,2(с163) |
34 |
|
|
Константа диссоциации электролитов. |
Знать примеры сильных и слабых электролитов. Иметь представление о константе диссоциации электролитов. Уметь записывать уравнения реакций ступенчатой диссоциации веществ, определять константу диссоциации веществ. Иметь представление о произведении растворимости, кислотно-основных взаимодействиях в растворах, амфотерности |
Справочная таблица «Значение констант диссоциации некоторых электролитов» Д. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления. Сравнение свойств 0,1Н растворов серной и сернистой кислот; муравьиной и уксусной кислот; гидроксидов лития, натрия и калия с156-157,упр5(с163) |
35 |
|
|
Водородный показатель |
Иметь представления о
количественных характеристиках
кислотной, щелочной и нейтральной
средах водных растворов, водородном
показателе. |
Таблица №12.
Д. Индикаторы и
изменение их окраски в различных индикаторной бумаги для определения рН слюны, желудочного сока и других соков организма. с157-159,упр6,7(с163) |
36 |
|
|
Ионные реакции. Произведение растворимости. |
Знать и уметь объяснять сущность реакций ионного обмена, знать условия протекания их до конца. Уметь составлять уравнения РИО. Иметь представление о произведении растворимости, уметь производить расчеты с использованием понятия «Произведение растворимости» |
Таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде. Д. Проведение реакций, протекающих с выделением газа, осадка или воды. с160-162, упр3,4(с163) |
37 |
|
|
Гидролиз. |
Знать и уметь объяснять
сущность реакции гидролиза солей,
составлять уравнения реакции гидролиза
различных солей. |
Д. Гидролиз
карбонатов, ЛО №6.
Разные случаи гидролиза солей. п16,упр1,2(с182) |
38 |
|
|
Константа гидролиза |
Иметь представления о
практическом значении гидролиза,
знать сущность понятия «константа
гидролиза», уметь применять полученные
знания при решении практических и
расчетных задач |
Презентация «Биологическое значение гидролиза» упр5,6(с182-183) |
39 |
|
|
Практическое значение гидролиза. |
Знать и уметь доказывать при помощи уравнений способы подавления и усиления гидролиза. Иметь представления о практическом значении гидролиза в живой и неживой природе, в жизни общества. |
Проверочные тесты по теме урока. упр12(с183) |
40 |
|
|
Окислительно- восстановительные
реакции |
Уметь определять степень окисления элементов в бинарных и сложных соединениях, окислитель, восстановитель. Знать классификацию ОВР |
Таблица
№6. Карточки-задания
разного с107-110 |
41 |
|
|
Метод электронного баланса |
Знать классификацию ОВР, составлять ОВР методом электронного баланса с учетом влияния среды на протекание ОВР |
Карточки-задания
разного Составить ОВР в тетр. |
42 |
|
|
Метод полуреакций |
Знать классификацию ОВР, составлять ОВР методом полуреакций (электронно-ионным) с учетом влияния среды на протекание ОВР |
Карточки-задания
разного Составить ОВР в тетр. |
43 |
|
|
Практическое значение ОВР |
Уметь называть примеры практического применения окислительно-восстановительных реакций. |
Тест часть С1. Повт.п11-16 |
44 |
|
|
Контрольная работа №2 по теме «Химические реакции» |
|
|
45 |
|
|
Анализ контрольных работ. Работа над ошибками |
|
|
Тема 4. Вещества и их свойства (33 ч.) Осваивать систему знаний о классах неорганических и органических веществ , взаимосвязи и взаимообусловленности состава, строения и свойств веществ, о строении металлов и неметаллов и их важнейших соединений ( оксидов и гидроксидов). Наблюдать химические реакции и описывать их с помощью естественного (русского языка) и языка химии. Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменения свойств металлов и неметаллов и их соединений в периодах и группах периодической системы. Объяснять взаимосвязи между нахождением в природе, свойствами, биологической ролью и областями применения изучаемых веществ. Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям. Прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе. Совершенствовать коммуникативную, рефлексивную, смыслопоисковую компетенций при обобщении и расширении представлений учащихся о коррозии металлов и способах защиты от нее, при раскрытии единства органических и неорганических веществ, их взаимосвязи, актуализации понятий « генетический ряд», « генетическая связь». Воспитывать убежденность в том, что химия – мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений. |
|||||
46 |
|
|
Классификация
неорганических веществ. |
Знать основные признаки
классификации неорганических в-в,
уметь определять принадлежность в-в
к соответствующему классу а) по
химическим формулам; б) по характерным
хим. свойствам, называть в-ва по
тривиальной и международной
номенклатуре. |
Компьютерная
поддержка: «Классификация неорганических
и органических веществ» ЛО №7.
Ознакомление с образцами различных
классов неорганических веществ. п17(с184-189) |
47 |
|
|
Классификация органических веществ. |
Знать основные признаки
классификации органических веществ,
уметь определять принадлежность
веществ к соответствующему классу а)
по химическим формулам; б) по характерным
хим. свойствам, называть вещества по
тривиальной и международной
номенклатуре. |
Д. Образцы
представителей классов органических
веществ. Д. Возгонка бензойной п17(с190-200),упр1,8(с201) |
48 |
|
|
Металлы, общая характеристика. |
Характеризовать свойства
металлов, и их важнейших соединений
(оксидов и гидроксидов). Уметь объяснять
закономерности изменения свойств
металлов в зависимости от их положения
в периодической таблице Д. М. Менделеева
и в электрохимическом ряду напряжений.
|
Д. Образцы металлов, модели кристаллических решеток металлов. ЛО №9.
Ознакомление с коллекцией руд. п18(с201-207),упр1-4(с257) |
49 |
|
|
Физические и химические свойства металлов. |
Уметь объяснять закономерности
изменения свойств металлов в зависимости
от их положения в периодической таблице
Д. М. Менделеева и в электрохимическом
ряду напряжений. |
Д.
Образцы металлов, модели кристаллических
решеток металлов. с207-219,упр5,6(с258) |
50 |
|
|
Соединения металлов. |
Характеризовать свойства важнейших соединений металлов (оксидов и гидроксидов). Уметь объяснять закономерности изменения свойств соединений металлов в зависимости от их положения в периодической таблице Д. М. Менделеева |
Д.
Образцы металлов, модели кристаллических
решеток металлов. с219-221, упр10(с258) |
51 |
|
|
Коррозия металлов. |
Знать виды коррозии металлов
( химическая, электрохимическая)
способы предупреждения коррозии. |
Д .Изделия,
подвергшиеся коррозии. с221-227,упр 14-17(с259) |
52 |
|
|
Решение задач по теме «Свойства металлов» |
Уметь применять полученные знания при решении расчетных задач на: вычисление массы или объема продуктов реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси, вычисление массы исходного вещества, если известен практический выход и массовая доля его от теоретически возможного. |
Сборники задач Упр30,33(с260) |
53 |
|
|
Общие способы получения металлов. |
Знать основные способы
получения металлов из природного
сырья. Иметь представление о рудах и
их классификации, о металлургической
промышленности. |
с227-230,упр 12(с258) |
54 |
|
|
Электролиз. |
Уметь объяснять сущность электролиза расплавов солей, его значение для народного хозяйства. Уметь объяснять сущность электролиза растворов солей, кислот и щелочей. |
Комплект проверочных тестов по теме «Электролиз» с230-236,упр24(с260) |
55 |
|
|
Решение задач по теме «Электролиз» |
Уметь применять полученные знания при решении расчетных задач |
Сборники тестов часть В упр26,27(с260) |
56 |
|
|
Зачетная работа по теме «Общая характеристика металлов» |
|
Проверочные тесты. |
57 |
|
|
Металлы побочных подгрупп. Серебро и медь. |
Объяснять особенности
строения атомов, физические и химические
свойства, получение и применение.
Оксиды и гидроксиды этих металлов,
зависимость свойств от степени
окисления. Важнейшие соли переходных
элементов. Комплексные соли этих
металлов. |
Д.
Образцы металлов и их соединений.
с236-241,упр13(6)с259 |
58 |
|
|
Цинк и ртуть. |
Объяснять особенности
строения атомов, физические и химические
свойства, получение и применение.
Оксиды и гидроксиды этих металлов,
зависимость свойств от степени
окисления. Важнейшие соли переходных
элементов. |
Д.
Образцы металлов и их соединений.
с241-245,упр13(5)с259 |
59 |
|
|
Хром и марганец. |
Объяснять особенности
строения атомов, физические и химические
свойства, получение и применение.
Оксиды и гидроксиды этих металлов,
зависимость свойств от степени
окисления. Важнейшие соли переходных
элементов. |
Д. Оксиды
и гидроксиды хрома, их получение и
свойства. Переход хрома в бихромат и
обратно. с245-251,упр13(4)с259 |
60 |
|
|
Железо. |
Объяснять особенности строения атомов, физические и химические свойства, получение и применение. Оксиды и гидроксиды этих металлов, зависимость свойств от степени окисления. Важнейшие соли переходных элементов. |
Д.
Образцы металлов и их соединений,
коллекция черных руд. Качественная
реакция на фенол. с251-257,упр34(с260) |
61 |
|
|
Решение задач по теме «Металлы» |
Уметь применять полученные
знания при решении расчетных задач,
выполнять задания разного уровня
сложности. Уметь решать задачи на:
вычисления по химическим уравнениям
реакций, если одно из реагирующих
веществ дано в избытке |
Задания разного уровня сложности, сборник задач по теме урока. Повт.п18(с236-257) |
62 |
|
|
Зачетная работа по теме «Металлы побочных подгрупп» |
|
Проверочные тесты |
63 |
|
|
Неметаллы, их общая характеристика. |
Характеризовать общие
свойства неметаллов), способы получения
неметаллов. |
Д. Модели
кристаллических решеток графита,
алмаза. п19(с261-264),упр3,4(с276) |
64 |
|
|
Простые вещества-неметаллы. |
Характеризовать общие свойства важнейших соединений неметаллов на примере водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода и кремния(оксидов, гидроксидов), способы получения неметаллов. Иметь представление о благородных газах. |
Компьютерная поддержка « Химия неметаллов» http://www.xumuk.ru/ с264-270,упр5(с276) |
65 |
|
|
Водородные соединения, оксиды и гидроксиды неметаллов |
Объяснять основные способы
получения водородных соединений
неметаллов синтезом и косвенно. Уметь
объяснять строение молекул и кристаллов,
физические свойства, отношение к воде,
изменение кислотно-основных свойств
в периодах и группах. |
Д. Получение и свойства хлороводорода, соляной кислоты и аммиака. ЛО №10. Сравнение свойств кремниевой, фосфорной, серной кислот. Компьютерная поддержка « Химия неметаллов» http://www.xumuk.ru/ с270-275,упр6,7(с276) |
66 |
|
|
Урок-упражнение по теме «Неметаллы» |
Закреплять полученные
знания. Уметь выполненять упражнений
и заданий разного уровня сложности |
Задания разного уровня сложности, тесты (часть А,В) упр8(4),12 (с277) |
67 |
|
|
Решение задач по теме «Неметаллы» |
Уметь применять полученные знания при решении расчетных задач на: определение молекулярной формулы вещества по массовым долям элементов; определение молекулярной формулы газообразного вещества по известной относительной плотности и массовым долям элементов; нахождение молекулярной формулы вещества по массе (объему) продуктов сгорания. |
Задания разного уровня сложности упр9(1,2)с277 |
68 |
|
|
Кислоты органические и неорганические. |
Уметь определять принадлежность
веществ к органическим или неорганическим
кислотам, составлять уравнения реакций
характеризующих их свойства. |
Электронная
таблица «Классификация кислот».
Комплект заданий разного
уровня сложности. п20(с279-282),упр1(в),2,3(с286) |
69 |
|
|
Свойства кислот. |
Уметь объяснять относительность понятия « кислота» и «основание», иметь представление о протонной теории кислот и оснований .Уметь составлять уравнения реакций в ионном виде .Объяснять особенности свойств серной ( конц.) азотной кислоты, уксусной и муравьиной кислот. |
Электронная таблица «Классификация кислот». Д. Окислительные свойства концентрированной серной и азотной кислот на примере взаимодействия с металлами. ЛО №11. Свойства соляной, серной (разб) и уксусной кислот. с282-286,упр4,5(с286) |
70 |
|
|
Решение задач по теме «Кислоты» |
Уметь применять полученные знания при решении расчетных задач на: вычисление массы или объема продуктов реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси, вычисление массы исходного вещества, если известен практический выход и массовая доля его от теоретически возможного, вычисления по химическим уравнениям реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке, комбинированные задачи. |
Д. Взаимодействие аминокислот с кислотами и щелочами. Задания разного уровня сложности, справочная таблица «Константы диссоциации некоторых электролитов» упр9(с287) |
71 |
|
|
Основания органические и неорганические. |
Уметь определять принадлежность
веществ к органическим и неорганическим
основаниям, составлять уравнения
реакций характеризующих их свойства,
знать способы получения. Уметь
составлять уравнения реакций в
молекулярном и ионном виде. |
Электронная
таблица «Классификация
оснований».
п21(с287-289),упр2(с293) |
72 |
|
|
Свойства оснований. |
Уметь определять принадлежность
веществ к органическим и неорганическим
основаниям, составлять уравнения
реакций характеризующих их свойства,
знать способы получения. Уметь
составлять уравнения реакций в
молекулярном и ионном виде. |
Электронная
таблица «Классификация
оснований».
с289-293,упр6,7(с293) |
73 |
|
|
Амфотерные органические соединения. |
Уметь определять принадлежность веществ к органическим амфотерным соединениям, составлять уравнения реакций характеризующих их свойства, способы получения . Уметь объяснять свойства амфотерных соединений в свете протолитической теории. |
Проверочный
тест : Цепочка превращений. п22,упр2(у)с297 |
74 |
|
|
Амфотерные неорганические соединения. |
Уметь определять принадлежность веществ к неорганическим амфотерным соединениям, составлять уравнения реакций характеризующих их свойства, способы получения . Уметь объяснять свойства амфотерных соединений в свете протолитической теории. |
Д. Амфотерные свойства гидроксида алюминия. п22,упр3(с297) |
75 |
|
|
Генетическая связь
между
классами органических и
неорганических соединений |
Уметь характеризовать взаимосвязь между основными классами веществ в неорганической и органической химии через генетические связи с помощью уравнений реакций. Объяснять единство и взаимосвязь органических и неорганических веществ. |
Д. Практическое осуществление переходов на примере: P→P2O5→H3PO4→Ca3(PO4)2 Ca→CaO→Ca(OH)2. Задания разного уровня сложности п23,упр1(д), 2(в)с304 |
76 |
|
|
Обобщение и систематизация знаний по теме «Вещества и их свойства». Решение задач. |
Повторить, обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы. Подготовиться к контрольной работе. Уметь применять полученные знания при решении расчетных задач на: вычисление массы или объема продуктов реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси, вычисление массы исходного вещества, если известен практический выход и массовая доля его от теоретически возможного; вычисления по химическим уравнениям реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке, комбинированные задачи. |
ЛО №13. Разложение гидроксида меди (II). Получение гидроксида алюминия и изучение его амфотерных свойств. Задания разного уровня сложности Повт.п17-23,упр3(с304) |
77 |
|
|
Контрольная работа №3 « Вещества и их свойства» |
|
|
78 |
|
|
Анализ контрольных работ. Работа над ошибками. |
|
|
Тема 5. Химический
практикум (10 ч.) |
|||||
79,80 |
|
|
Получение, собирание, распознавание газов и изучение их свойств. Практическая работа №1 |
Уметь выполнять химический эксперимент по получению собиранию и изучению свойств газов, формулировать полученные результаты, соблюдать правила техники безопасности. |
Раздаточные таблицы «Практические работы по химии 11 класс» для работы в парах , наборы реактивов |
81 |
|
|
Скорость химической реакции, химическое равновесие. Практическая работа №2 |
Уметь доказывать влияние различных факторов на скорость хим. реакции с помощью хим. эксперимента. Уметь выполнять химический эксперимент по распознаванию анионов кислотных остатков и катионов металлов, по определению органических и неорганических веществ, формулировать полученные результаты. |
Раздаточные таблицы «Практические работы по химии 11 класс» для работы в парах, наборы реактивов |
82 |
|
|
Сравнение свойств неорганических и органических соединений. Практическая работа №3 |
Уметь доказывать и сравнивать свойства неорганических и органических веществ путем хим. эксперимента. |
Раздаточные таблицы «Практические работы по химии 11 класс» для работы в парах, наборы реактивов |
83 |
|
|
Решение экспериментальных
задач по теме |
На основании проведенного эксперимента уметь объяснять результаты гидролиза неорганических и органических соединений |
Раздаточные таблицы «Практические работы по химии 11 класс» для работы в парах, наборы реактивов |
84 |
|
|
Решение экспериментальных задач по неорганической химии. Практическая работа №5 |
Уметь выполнять химический эксперимент по распознаванию анионов кислотных остатков и катионов металлов |
Раздаточные таблицы «Практические работы по химии 11 класс» для работы в парах, наборы реактивов |
85 |
|
|
Решение экспериментальных задач по органической химии. Практическая работа №5 |
Уметь выполнять химический эксперимент по распознаванию анионов кислотных остатков, распознавать непредельные углеводороды, многоатомные спирты, глюкозу, белки. Уметь формулировать полученные результаты. |
Раздаточные таблицы «Практические работы по химии 11 класс» для работы в парах, наборы реактивов |
86,87 |
|
|
Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ. Практическая работа №7 |
Уметь осуществлять генетические превращения с помощью химических реакций, объяснять полученные результаты |
Раздаточные таблицы «Практические работы по химии 11 класс» для работы в парах, наборы реактивов |
88 |
|
|
Решение экспериментальных задач по определению пластмасс и волокон. Практическая работа №8 |
С помощью хим. эксперимента уметь определять различные пластмассы и волокна |
Раздаточные таблицы «Практические работы по химии 11 класс» для работы в парах, наборы реактивов |
Тема 6. Химия в жизни общества(12ч.) Развивать и совершенствовать познавательную, информационную, коммуникативную компетенции учащихся при решении практических задач в повседневной жизни, предупреждении явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде, при проведении исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией, использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве. Объяснять: зависимость форм нахождения веществ в природе и их применение человеком от химических свойств; способы защиты окружающей среды и человека от промышленных загрязнений; условия проведения химических реакций, лежащих в основе получения изучаемых веществ. Описывать химические реакции, лежащие в основе получения изучаемых веществ, с использованием естественного (русского языка) и языка химии. Проводить расчеты по химическим уравнениям и формулам. Прогнозировать последствия нарушений правил безопасной работы со средствами бытовой химии. Различать основные минеральные (азотные, калийные, фосфорные) удобрения и способы их применения. Характеризовать общие принципы химического производства. |
|||||
89 |
|
|
Методы научного познания |
Характеризовать научные методы исследования химических веществ и превращений. Знать роль химического эксперимента в познании природы. Иметь представление о моделировании химических явлений, взаимосвязи химии, физики, математики и биологии. Знать и понимать естественнонаучную картину мира |
Компьютерная поддержка http://school-collection.edu.ru/ Приготовить презентации по теме урока |
90 |
|
|
Химия и производство. |
Характеризовать закономерности
протекания хим. реакций, оптимальные
условия осуществления промышленных
хим. процессов, научные принципы хим.
производства. Понимать глобальные
проблемы, стоящие перед человечеством:
экологические, энергетические,
сырьевые. |
Д. Модели производства серной кислоты и NH3; таблица22(учебник с316-319) п24(с305-309),упр 1,2(с315) |
91 |
|
|
Вода и энергия. |
Защита проектов. Уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, владеть основными видами публичных выступлений, следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. |
Защита рефератов, презентация проектных работ с309-311,упр4(с315) |
92 |
|
|
Защита окружающей среды. |
Защита проектов. Уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, владеть основными видами публичных выступлений, следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. |
Защита рефератов, презентация проектных работ с311-315 |
93 |
|
|
Химия и сельское хозяйство. Удобрения. |
Характеризовать хим. средства
защиты растений, виды удобрений,
характеризовать способы борьбы с
отрицательными последствиями применения
пестицидов. Уметь оценивать влияние
химического загрязнения окружающей
среды на организм человека и другие
живые организмы. |
Д.. Коллекция удобрений и пестицидов. Электронный проект « Химия в жизни общества» ЛО №14. Ознакомление с коллекцией удобрений и пестицидов. п25(с320-329),упр1-6(с339) |
94 |
|
|
Химическая мелиорация почв. |
Характеризовать хим. средства защиты растений, виды удобрений, характеризовать способы борьбы с отрицательными последствиями применения пестицидов. Уметь оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы. |
Защита рефератов, презентация проектных работ с329-336,упр7,8(с339) |
95 |
|
|
Химизация животноводства. |
Характеризовать хим. средства защиты растений, виды удобрений, характеризовать способы борьбы с отрицательными последствиями применения пестицидов. Уметь оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы. |
Защита рефератов, презентация проектных работ с337-338,упр10(с339) |
96 |
|
|
Химия и экология. |
Уметь характеризовать хим.
загрязнение окружающей среды как
следствие производственных процессов
и неправильного использования веществ
в быту, сельском хозяйстве. Предлагать
способы защиты окружающей среды.
|
Электронный
проект п26(с339-341),упр1(с351) |
97 |
|
|
Охрана атмосферы от химического загрязнения. |
Защита проектов. Уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, владеть основными видами публичных выступлений, следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. |
Защита рефератов, презентация проектных работ с341-345,упр2-5(с351) |
98 |
|
|
Охрана водных ресурсов. |
Защита проектов. Уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, владеть основными видами публичных выступлений, следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. |
Защита рефератов, презентация проектных работ с345-350,упр6-8(с351) |
99 |
|
|
Химия и повседневная жизнь человека. Химия и пища. |
Уметь применять знания по
химии в повседневной жизни |
Д. Образцы средств бытовой химии и лекарственных препаратов. Коллекция средств гигиены и косметики, препаратов бытовой химии. Электронный проект «Химия и жизнь». Защита рефератов, презентация проектных работ ЛО №15. Ознакомление с образцами средств бытовой химии и лекарственных препаратов, изучение инструкций к ним по правильному и безопасному применению. п27(с351-381),упр1-4,10,11 (с382) |
100 |
|
|
Контрольная работа №4 «Итоговая за курс общей химии» |
|
|
101 |
|
|
Повторение по теме «Химия и повседневная жизнь человека» |
Повторить, обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы «Химия и повседневная жизнь человека» |
Повт.п27 |
102 |
|
|
Повторение по теме «Химия в жизни общества» |
Повторить, обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы «Химия в жизни общества» |
упр14(с382) |
Итого: 102 часа |
|
|
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
Представленная разработка является авторским материалом, рассчитанным на учителей химии. Автор рассматривает вопросы, связанные с качеством и методикой преподавания предмета «Химия» на профильном уровне. Предложенный автором материал актуален для школ, где учебным планом предусмотрено профильное обучение, так как способствует более глубокому усвоению знаний учащихся и дает возможность подготовиться к сдаче экзамена по данному предмету. Содержание программы соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
Новизна работы.
Изменения в учебном плане, где сокращены часы на обучение некоторым предметам (в том числе и химии) создают некоторые сложности с подготовкой учащихся к сдаче ЕГЭ и последующему поступлению в ВУЗ. Данная программа разработана с учетом требований к знаниям выпускников, планирующих поступать в профильные высшие учебные заведения.
Практическая значимость.Предложенная разработка полностью соответствует заявленной теме. Автор всесторонне рассматривает методику преподавания предмета с точки зрения представленной методики. В предложенной разработке в чёткой логической последовательности изложены все этапы изучения темы. Предложенный автором опыт работы может быть с успехом применён в классах профильного обучения. Методическая разработка соответствует заявленной автором цели и Требованиям к материалам, загружаемым в библиотеку Портала. Работа написана грамотно, без орфографических, грамматических и речевых ошибок.