Программа гражданско-патриотического воспитания «Я рождён в России»
Краткое описание
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Описание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение
Программа гражданско-патриотического воспитания «Я – гражданин России» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005г», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2012г», локальными правовыми актами – Законом РФ «Об образовании»; Конвенцией о правах ребёнка; Декларацией прав ребёнка; Конституцией РФ.
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Программа представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических воздействий.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодёжи
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способностей к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Муниципальное учреждение образования детей, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует дополнительного образования детей содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Цель и задачи Программы
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Её достижение становится возможным через решение следующих задач:
· Проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;
· Формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
· Утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
· Привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
Ресурсное обеспечение Программы
Кадровое обеспечение
Возраст детей, участвующих в организации Программы. Сроки реализации Программы
Программа «Я – рождён в России» рассчитана на 3 года. Программа ориентирована на все возрастные группы учащихся, коллектив педагогов и родителей муниципального образовательного учреждения.
Основными исполнительными мероприятий Программы являются педагоги, учащиеся и родители.
Форма реализации Программы
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Принципы, положенные в основу массовых мероприятий
Патриотическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга.
Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Этапы реализации Программы
Iэтап: проектный
Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
2. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
IIэтап: практический
Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин России».
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
3. Расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования детей и культуры, спортивными школами города.
4. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
5. Проводить мониторинг реализации программы.
6. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
IIIэтап: аналитический
Цель: анализ итогов реализации учреждения.
Задачи:
1. Обобщить результаты работы учреждения.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3. Спланировать работу на следующий период.
Механизм реализации Программы
Для решения поставленных задач используются сложившиеся социально-педагогическое пространство МАОУ «СОШ п.Витим» сотрудничает с музеем, библиотеками, общественными организациями.
Воспитательная работа строится с учётом возрастного критерия.
При планировании работы учитывается традиционные, институциональные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения институциональных, муниципальных, региональных, федеральных конкурсах.
Оценка эффективности реализации Программы
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
· Умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
· Знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
· Умение принимать и защищать свои решения;
· Готовность к участию в общественных делах;
· Готовность к образованию.
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
· Патриотизм и любовь к Родине;
· Права и свобода человека и гражданина;
· Символика Российской Федерации;
· Национальное самосознание;
· Уважение чести и достоинства граждан;- гражданственность.
Количественные параметры:
— включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
— качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к учреждению, к педагогу, объединению, совместными делами);
— отсутствие детей с девиантным поведением;
— участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
— проведение мероприятий.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации Программы ожидается:
1. В учреждении, как в образовательной системе:
· Создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
· Обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
· Вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
2. В образе выпускника:
· В познавательной сфере: развитие способностей:
· В историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений:
· В социальной:способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции, знание и соблюдение норм правового государства;
· В духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Формы подведения итогов реализации Программы При подведении итогов реализации Программы проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почётными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно-прикладными и техническими работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа включает в себя следующие направления:
1. Направление «Связь поколений»
Цель: Осознание обучающимися ценности и причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвящённые памятным датам.
2. Направление «Растим патриота и гражданина России»
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
2. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
3. Направление «Мой край родной»
Цель: воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
1. Изучать историю родного края.
2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин России».
3. Формировать экологическое поведение.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
4. Направление «Я и семья»
Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
1. Знаниевый компонент, основанный на предметном начале для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.
2. Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.
3. Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий.
4. Участие в тематических конкурсах, выставках.
5. Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями.
Формы занятий и подведение итогов планируемых по каждому направлению
Мероприятия по реализации программы гражданско-патриотического воспитания «Я рождён в России» учащихся
Используема литература:
1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В.Видякин. – Волгоград: «Учитель», 2006.
2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе.
// Преподавание истории и обществознания в школе. – 2001. — №9.
3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников. – 2002. — №7.
4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. — №9.
5. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. — №9.
6. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М.Кумицкая. – М.: 5 за знания, 2006.
7. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
8. Патриотическое воспитание. Системы работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А.Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
Фестиваль «Открытый урок», Москва, 2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение
Программа гражданско-патриотического воспитания «Я – гражданин России» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005г», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2012г», локальными правовыми актами – Законом РФ «Об образовании»; Конвенцией о правах ребёнка; Декларацией прав ребёнка; Конституцией РФ.
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Программа представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических воздействий.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодёжи
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способностей к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Муниципальное учреждение образования детей, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует дополнительного образования детей содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Цель и задачи Программы
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Её достижение становится возможным через решение следующих задач:
· Проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;
· Формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
· Утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
· Привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
Ресурсное обеспечение Программы
Кадровое обеспечение
Группа | Функции | Состав |
Административно-координационная |
Осуществление общего контроля и руководства. Руководство деятельностью коллектива. Анализ ситуации и внесение корректив. |
Директор учреждения |
Консультативная |
Координация реализации программы. Проведение семинаров, консультаций. Подготовка и издание методических рекомендаций. |
Заместитель директора по УВР, методист по программному обеспечению, методист по УВР |
Педагоги учреждения дополнительного образования |
Реализация программы в системе воспитательной работы. Использование современных воспитательных технологий. |
Педагоги дополнительного образования, педагог-организатор |
Специалисты, сотрудничающие с учреждением (социум) |
Организация профессиональной помощи педагогам. Проведение тренингов, круглых столов, встреч. Диагностика. Участие в мероприятиях учреждения |
Методисты, педагоги, дополнительного образования, специалисты |
Программа «Я – рождён в России» рассчитана на 3 года. Программа ориентирована на все возрастные группы учащихся, коллектив педагогов и родителей муниципального образовательного учреждения.
Основными исполнительными мероприятий Программы являются педагоги, учащиеся и родители.
Форма реализации Программы
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Формы организации Программы |
Институциональные, муниципальные, региональные, федеральные |
Индивидуальные, групповые, массовые |
Теоретические | практические |
· Беседы; · Сообщения; · Встречи с интересными людьми (художниками, туристами, мастерами спорта); · Экскурсии (по приглашениям, на природу, на выставки); · Просмотр наглядных пособий или слайдов. |
· Конкурсы; · Выставки объединений декоративно-прикладного и технического творчества; · Соревнования; · Показательные выступления танцевальных коллективов; · Праздники; · Викторины |
Принципы, положенные в основу массовых мероприятий
Патриотическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга.
Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Этапы реализации Программы
Iэтап: проектный
Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
2. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
IIэтап: практический
Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин России».
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
3. Расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования детей и культуры, спортивными школами города.
4. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
5. Проводить мониторинг реализации программы.
6. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
IIIэтап: аналитический
Цель: анализ итогов реализации учреждения.
Задачи:
1. Обобщить результаты работы учреждения.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3. Спланировать работу на следующий период.
Механизм реализации Программы
Для решения поставленных задач используются сложившиеся социально-педагогическое пространство МАОУ «СОШ п.Витим» сотрудничает с музеем, библиотеками, общественными организациями.
Воспитательная работа строится с учётом возрастного критерия.
При планировании работы учитывается традиционные, институциональные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения институциональных, муниципальных, региональных, федеральных конкурсах.
Оценка эффективности реализации Программы
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
· Умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
· Знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
· Умение принимать и защищать свои решения;
· Готовность к участию в общественных делах;
· Готовность к образованию.
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
· Патриотизм и любовь к Родине;
· Права и свобода человека и гражданина;
· Символика Российской Федерации;
· Национальное самосознание;
· Уважение чести и достоинства граждан;- гражданственность.
Количественные параметры:
— включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
— качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к учреждению, к педагогу, объединению, совместными делами);
— отсутствие детей с девиантным поведением;
— участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
— проведение мероприятий.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации Программы ожидается:
1. В учреждении, как в образовательной системе:
· Создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
· Обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
· Вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
2. В образе выпускника:
· В познавательной сфере: развитие способностей:
· В историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений:
· В социальной:способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции, знание и соблюдение норм правового государства;
· В духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Формы подведения итогов реализации Программы При подведении итогов реализации Программы проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почётными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно-прикладными и техническими работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа включает в себя следующие направления:
1. Направление «Связь поколений»
Цель: Осознание обучающимися ценности и причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвящённые памятным датам.
2. Направление «Растим патриота и гражданина России»
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
2. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
3. Направление «Мой край родной»
Цель: воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
1. Изучать историю родного края.
2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин России».
3. Формировать экологическое поведение.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
4. Направление «Я и семья»
Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
1. Знаниевый компонент, основанный на предметном начале для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.
2. Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.
3. Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий.
4. Участие в тематических конкурсах, выставках.
5. Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями.
Формы занятий и подведение итогов планируемых по каждому направлению
№ | Название направления | Формы занятий | Подведение итогов |
1 |
«Связь поколений» |
Тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники посвященные памятным датам. | |
2 |
«Растим патриота и гражданина России» |
Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты. |
Техническая выставка и соревнования, анкетирование посёлка. |
3 |
«Мой край родной» |
Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, встречи с интересными людьми, акции, диспуты. | |
4 |
«Я и моя семья» |
Беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения. |
Анкетирование детей и родителей. |
Мероприятия по реализации программы гражданско-патриотического воспитания «Я рождён в России» учащихся
№ | Название мероприятия | Направление программы | Ответственные |
I. Разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное время | |||
1 |
Проведение факультативных курсов по военно-патриотической тематике |
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе | |
2 |
экскурсии |
Педагоги дополнительного образования | |
II. Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у учащихся | |||
2.1. Проведение массовых мероприятий учреждения | |||
1 |
Мероприятия, посвящённые Дню Победы в Великой Отечественной войне | 1 |
Заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор, методист по УВР |
2 |
Проведение ме6сячника военно-патриотической и оборонно-массовой работы, посвящённого Дню защитника Отечества | 2 |
Заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор, методист по УВР |
3 |
Организация и проведение соревнований по военно-прикладным и техническим видам спорта | 2 |
Педагог-организатор, педагог дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, заведующий техническим отделом |
4 |
Создание выставочных экспозиций: «Они сражались за Родину», «Ничто не забыто, никто не забыт» | 1 |
Заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор, заведующий музеем |
5 |
Привлечение родительской общественности к проведению массовых мероприятий | 4 |
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог-организатор |
6 |
Проведение операции «Забота»: · Поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и труда; · Концерты для ветеранов; | 1 |
Заместитель директора по воспитательной работе, совет ветеранов, педагог-организатор, методист по УВР |
7 |
Встречи с участниками Великой Отечественной войны и героями тыла | 1 |
Заместитель директора по воспитательной работе, совет ветеранов, педагог-организатор, методист по УВР, заведующий музеем |
2.2. Экскурсионно-туристическая деятельность | |||
1 |
Организация экскурсий | 3 |
Педагоги дополнительного образования детей туристическо-краеведческой направленности, педагог-организатор |
2.3. Физкультурно-оздоровительная и военно-спортивная деятельность | |||
1 |
Проведение игр на местности «Учимся выживать» | 2 |
Педагог-организатор, педагог дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности |
2 |
Проведение спортивной эстафеты «А ну-ка, парни!» 2 |
Педагог-организатор, педагог дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности | |
3 |
Проведение соревнований по мини-футболу | 2 |
Педагог-организатор, педагог дополнительного образования физкультурно-спортивной и спортивно-технической направленности |
2.4. Краеведение | |||
1 |
Проведение тематических мероприятий «Почётные граждане посёлка» | 3 |
Педагоги дополнительного образования детей, заведующий музеем |
2 |
Встречи с замечательными людьми посёлка | 3 |
Заместитель директора по воспитательной работе, совет ветеранов, педагог-организатор, заведующий музеем |
3 |
Проведение конкурсов сочинений, рисунков, викторин на темы: · «Моя родословная»; · «Я в Витиме рождён. Витим я в тебя влюблён»; · Есть такая профессия – Родину защищать» | 3 |
Заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор, методист по УВР, педагоги дополнительного образования детей |
4 |
Организация походов по родному краю | 3 |
Педагоги дополнительного образования детей туристическо-краеведческой направленности |
2.5. Общественно полезный труд | |||
1 |
Проведение на самый чистый и уютный кабинет |
Заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по АХЧ | |
2 |
Ремонт мебели в кабинетах |
Педагоги дополнительного образования, зам.директора по УВР, заместитель директора по АХЧ | |
3 |
Благоустройство территории учреждения |
Педагоги дополнительного образования, зам.директора по УВР, заместитель директора по АХЧ | |
4 |
Организация работы трудовых отрядов в летнее время |
Педагоги дополнительного образования, зам.директора по УВР, заместитель директора по АХЧ | |
5 |
Ремонт оборудования кабинетов |
Педагоги дополнительного образования, родительская общественность, заместитель директора по АХЧ | |
2.6. Методическое обеспечение | |||
1 |
Создание кино-, видеофонда для проведения тематических мероприятий посвящённых: · Дню защитника Отечества; · Дню Победы; |
Зам.директора по УВР, методист по УВР, педагог-организатор | |
2 |
Создание CD— и аудифона |
Методист по УВР, педагог-организатор | |
3 |
Организация подписки на периодические издания |
Методист по программному обеспечению | |
4 |
Разработка сценариев традиционных праздников: · «День знаний»; · «День посёлка»; · Открытая олимпиада по начально-техническому моделированию, посвящённая Дню защитника Отечества; · «День Памяти»; |
Зам.директора по УВР, методист по УВР, педагог-организатор, педагоги дополнительного образования | |
5 |
Разработка положений о различных спортивных и военно-спортивных соревнованиях |
Зам.директора по УВР, методист по УВР, педагог-организатор | |
6 |
Разработка инструкций по охране труда при проведении экскурсий, походов, экспедиций |
Зам.директора по УВР, методист по УВР | |
7 |
Освещение опыта работы учреждения в средствах массовой информации |
Зам.директора по УВР, методист по УВР, педагог-организатор |
Используема литература:
1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В.Видякин. – Волгоград: «Учитель», 2006.
2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе.
// Преподавание истории и обществознания в школе. – 2001. — №9.
3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников. – 2002. — №7.
4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. — №9.
5. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. — №9.
6. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М.Кумицкая. – М.: 5 за знания, 2006.
7. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
8. Патриотическое воспитание. Системы работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А.Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
Фестиваль «Открытый урок», Москва, 2
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Классный руководитель, воспитатель
Планирование работы, программы
27 марта 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Возможности использования спичек в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Творчество М. А. Шолохова: аккумуляция и ретрансляция культурного кода»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
С уважение Дулатова Н.И.