Кислоты неорганические и органические
Прогнозировать возможные химические реакции кислот с использованием ряда напряжений металлов и таблицы растворимости;
Установить закономерности и отработать умения писать уравнения реакций взаимодействия кислот с основаниями, основными оксидами, металлами и солями;
Отработать навыки работы с лабораторным оборудованием.
Группа 1
1.М. В.Ломоносов в статье, опубликованной в 1745 г., писал: «При растворении какого – либо неблагородного металла, особенно железа, в кислотах из отверстия склянки вырывается горючий пар». Что это за вещество?
2.Выбери правильный ответ.
А-1
С какими из приведённых веществ не будет взаимодействовать соляная кислота:
а) Al
б) Hg
в) Zn
А-2
В какой цвет окрасится лакмус в растворе соляной кислоты:
а) синий
б) малиновый
в) красный
А-3
Реакция взаимодействия кислот со щелочами называется:
а) замещения
б) нейтрализации
в) соединения
А -4
В результате взаимодействия соляной кислоты с нитратом серебра выпадает :
а) чёрный осадок
б) красный осадок
в) белый осадок
А -5
За общие свойства кислот отвечает:
а) ион водорода
б) ион металла
в) ион кислотного остатка.
3.Тест «Улыбка»
1. С какими веществами реагирует уксусная кислота:
А) оксид магния б) углекислый газ в) соляная кислота
2.Реакция этерификации – взаимодействие кислоты с
А) металлом б) спиртом в) основанием
3 первые представители кислот при н.у. по агрегатному состоянию
А)твердые б)газы в) жидкости
4.кислотные остатки карбоновых кислот имеют заряд
А)-2 б)+1 в)-1
5.Кислотам изомерны
А)спирты б)сложные эфиры в) альдегиды
6.самая сильная предельная одноосновная кислота
А)муравьиная б)уксусная в) пропионовая
Группа 2
1.Семен Исаакович Вольфкович (1896 – 1980) в одной из лабораторий Московского университета на Моховой получал это вещество в электрической печи при электротермической возгонки фосфоритов. Когда он поздно возвращался домой по почти не освещенным в то время улицам Москвы, его одежда излучала голубоватое свечение, а из – под ботинок высекались искры. Вскоре среди жителей Моховой улицы стали передаваться рассказы о «светящемся монахе». Назовите вещество, которое получал Вольфкович
2.Выбери правильный ответ.
А-1
С какими из приведённых веществ не будет взаимодействовать соляная кислота:
а) Al
б) Hg
в) Zn
А-2
В какой цвет окрасится лакмус в растворе соляной кислоты:
а) синий
б) малиновый
в) красный
А-3
Реакция взаимодействия кислот со щелочами называется:
а) замещения
б) нейтрализации
в) соединения
А -4
В результате взаимодействия соляной кислоты с нитратом серебра выпадает :
а) чёрный осадок
б) красный осадок
в) белый осадок
А -5
За общие свойства кислот отвечает:
а) ион водорода
б) ион металла
в) ион кислотного остатка.
3.Тест «Улыбка»
1. С какими веществами реагирует уксусная кислота:
А) оксид магния б) углекислый газ в) соляная кислота
2.Реакция этерификации – взаимодействие кислоты с
А) металлом б) спиртом в) основанием
3 первые представители кислот при н.у. по агрегатному состоянию
А)твердые б)газы в) жидкости
4.кислотные остатки карбоновых кислот имеют заряд
А)-2 б)+1 в)-1
5.Кислотам изомерны
А)спирты б)сложные эфиры в) альдегиды
6.самая сильная предельная одноосновная кислота
А)муравьиная б)уксусная в) пропионовая
Группа 3
1.Шведский химик так описал один свой опыт, выполненный в 1774 г.: «Я поместил смесь черной магнезии (оксид марганца) с муриевой кислотой (соляной) в реторту, к горлышку которой присоединил пузырь, лишенный воздуха, и поставил ее на песчаную баню. Пузырь наполнился газом. Газ имел желто-зеленный цвет, пронзительный запах». Назовите этот газ.
2.Выбери правильный ответ.
А-1
С какими из приведённых веществ не будет взаимодействовать соляная кислота:
а) Al
б) Hg
в) Zn
А-2
В какой цвет окрасится лакмус в растворе соляной кислоты:
а) синий
б) малиновый
в) красный
А-3
Реакция взаимодействия кислот со щелочами называется:
а) замещения
б) нейтрализации
в) соединения
А -4
В результате взаимодействия соляной кислоты с нитратом серебра выпадает :
а) чёрный осадок
б) красный осадок
в) белый осадок
А -5
За общие свойства кислот отвечает:
а) ион водорода
б) ион металла
в) ион кислотного остатка.
3.Тест «Улыбка»
1. С какими веществами реагирует уксусная кислота:
А) оксид магния б) углекислый газ в) соляная кислота
2.Реакция этерификации – взаимодействие кислоты с
А) металлом б) спиртом в) основанием
3 первые представители кислот при н.у. по агрегатному состоянию
А)твердые б)газы в) жидкости
4.кислотные остатки карбоновых кислот имеют заряд
А)-2 б)+1 в)-1
5.Кислотам изомерны
А)спирты б)сложные эфиры в) альдегиды
6.самая сильная предельная одноосновная кислота
А)муравьиная б)уксусная в) пропионовая
Группа 4
1.У Куртуа был любимый кот, который во время обеда сидел обычно на плече своего хозяина. Куртуа часто обедал в лаборатории. В один из дней во время обеда кот, чего-то испугавшись, прыгнул на пол, но попал на бутылки, стоявшие около стола. В одной из бутылок находилась суспензия золы водорослей, а в другой – концентрированная серная кислота. Бутылки разбились и с пола стали подниматься клубы сине-фиолетового пара, которые оседали на окружающих предметах в виде черно-фиолетовых кристаллов с металлическим блеском. Так был открыт новый элемент…
2.Выбери правильный ответ.
А-1
С какими из приведённых веществ не будет взаимодействовать соляная кислота:
а) Al
б) Hg
в) Zn
А-2
В какой цвет окрасится лакмус в растворе соляной кислоты:
а) синий
б) малиновый
в) красный
А-3
Реакция взаимодействия кислот со щелочами называется:
а) замещения
б) нейтрализации
в) соединения
А -4
В результате взаимодействия соляной кислоты с нитратом серебра выпадает :
а) чёрный осадок
б) красный осадок
в) белый осадок
А -5
За общие свойства кислот отвечает:
а) ион водорода
б) ион металла
в) ион кислотного остатка.
3.Тест «Улыбка»
1. С какими веществами реагирует уксусная кислота:
А) оксид магния б) углекислый газ в) соляная кислота
2.Реакция этерификации – взаимодействие кислоты с
А) металлом б) спиртом в) основанием
3 первые представители кислот при н.у. по агрегатному состоянию
А)твердые б)газы в) жидкости
4.кислотные остатки карбоновых кислот имеют заряд
А)-2 б)+1 в)-1
5.Кислотам изомерны
А)спирты б)сложные эфиры в) альдегиды
6.самая сильная предельная одноосновная кислота
А)муравьиная б)уксусная в) пропионовая
Группа 5
1. Какой неметалл ценится дороже золота, и когда платят деньги за то, чтобы от него избавиться?
Группа 4
2.Выбери правильный ответ.
А-1
С какими из приведённых веществ не будет взаимодействовать соляная кислота:
а) Al
б) Hg
в) Zn
А-2
В какой цвет окрасится лакмус в растворе соляной кислоты:
а) синий
б) малиновый
в) красный
А-3
Реакция взаимодействия кислот со щелочами называется:
а) замещения
б) нейтрализации
в) соединения
А -4
В результате взаимодействия соляной кислоты с нитратом серебра выпадает :
а) чёрный осадок
б) красный осадок
в) белый осадок
А -5
За общие свойства кислот отвечает:
а) ион водорода
б) ион металла
в) ион кислотного остатка.
3.Тест «Улыбка»
1. С какими веществами реагирует уксусная кислота:
А) оксид магния б) углекислый газ в) соляная кислота
2.Реакция этерификации – взаимодействие кислоты с
А) металлом б) спиртом в) основанием
3 первые представители кислот при н.у. по агрегатному состоянию
А)твердые б)газы в) жидкости
4.кислотные остатки карбоновых кислот имеют заряд
А)-2 б)+1 в)-1
5.Кислотам изомерны
А)спирты б)сложные эфиры в) альдегиды
6.самая сильная предельная одноосновная кислота
А)муравьиная б)уксусная в) пропионовая
Тема урока: Кислоты неорганические и органические.
Цель: Изучение и закрепление знаний о кислотах и их свойствах.
Задачи:
Образовательные:
Выработать представление о наличие общих химических свойств кислот;
Закрепить умения пользоваться рядом напряжения металлов и таблицей растворимости.
Развивающие:
Выяснить причины общности химических свойств кислот;
Прогнозировать возможные химические реакции кислот с использованием ряда напряжений металлов и таблицы растворимости;
Установить закономерности и отработать умения писать уравнения реакций взаимодействия кислот с основаниями, основными оксидами, металлами и солями;
Отработать навыки работы с лабораторным оборудованием.
Воспитательные;
Осознание учащимися места неорганических кислот в системе естествознания наряду с организмами;
Понимание взаимосвязи полученных знаний о химических свойствах кислот с функционированием организма человека, применение в быту.
Оборудование: микролаборатория для химического эксперимента, лаборатория систем мультимедиа, влажные салфетки, аскорбиновая кислота, лимон.
Ход урока
1.На протяжении ряда уроков мы изучали неметаллы, вы готовили презентации и сообщения по ним. Теперь проверим, как же вы хорошо слушали своих товарищей.
Работа в группах «Маска откройся», пока работают в группах, проводится «Неметаллическая дуэль».
2.Если ты проглотил аскорбинку,
Твой организм получил витаминку.
Она закрывает болезни врата –
Аскорбиновая кислота.
Вы простудились – болит голова,
Вас аспирин выручает всегда.
Ну, и бесспорно, полезен лимон,
Кислотою, лимонной наполнен он.
Жуйте лимон, если горло болит,
Сок чудотворный вас исцелит.
Яблоко ешь – кислый вкус, красота,
В яблоке яблочная кислота.
Яблочный уксус по ложечке пейте,
Вы обязательно похудеете.
Уксус в столовой на кухне хранится
Для консервации он пригодится.
Ну и компресс из него помогает,
Быстро он жар при простуде снижает.
Фрукты и овощи, щавель, крапива
Содержат кислоты – это не диво.
Есть в муравьях и крапиве – невинная,
С пользой для нас кислота муравьиная.
Жжёт она кожу, но есть в ней и прок-
Ваш ревматизм она вылечит в срок.
Лучше не жуйте косточки вишни,
Косточки сливы – это всё лишнее.
Будет вам плохо – диагноз такой:
Отравились синильной вы кислотой.
Изучение нового материала.
Учитель: О чём сегодня на уроке пойдёт речь?
Определение темы урока, чтение эпиграфа.
2.Сейчас мы с вами выступим в роли криминалистов.
Нужно составить портрет кислоты.
Я задаю вопросы, вы отвечаете, зарабатывая баллы.
1. Дать определение кислоты. ТЭД записать уравнение.
2. По происхождению кислоты бывают
3. Кислоты содержатся в организмах животных.
4. По агрегатному состоянию
5.По содержанию кислорода
6.По количеству атомов водорода.
7. По растворимости в воде:
8. По летучести:
9. По степени электролитической диссоциации:
10. По стабильности:
11. Кислоты применяются в медицине.
12.Кислоты применяются в кулинарии.
13. Образование кислотных дождей в природе.
Слайды об органических кислотах
А, что мы ещё знаем о кислотах.
Свойства.
Техника безопасности по виртуальной лаборатории
Проведение опытов
-
По слайдам
Вывод: Общие свойства
-
Диссоциация
-
Взаимодействие с индикаторами
-
Взаимодействие с металлами
-
Взаимодействие с основными оксидами
-
Взаимодействие с основаниями
-
Взаимодействие с солями.
Есть ли у нас не решенные вопросы?
А есть ли у них отличие?
Да, есть, и их мы будем рассматривать на следующем уроке.
Сейчас работа с тестами.
А кто-то в виртуальной лаборатории себя испытает.
Выполнение теста «Фотография».
Задание на дом.
Индивидуальный лист
Фамилия Имя ___________________________________
Критерии для оценивания ответов |
Баллы |
Ваши баллы |
1. Устный полный ответ |
2 |
|
2. Неполный устный ответ |
1 |
|
3. Молекулярное уравнение, составленное без ошибок |
2 |
|
4. Молекулярное уравнение, составленное с одной или двумя ошибками (неверно поставлен индекс или коэффициент) |
1 |
|
5. Ионное уравнение, составленное без ошибок |
3 |
|
6. Ионное уравнение, составленное с 1 или 2 ошибками (не написан или неверно записан заряд, индекс, коэффициент) |
2 |
|
7. Ионное уравнение, составленное с 3 или 4 ошибками (не написан или неверно записан заряд, индекс, коэффициент) |
1 |
|
8. При выполнении опыта соблюдение всех требований техники безопасности и правил обращения с оборудованием |
2 |
|
9. Правильная формулировка вывода |
2 |
|
10. Неудачная формулировка вывода |
1 |
|
11. Недостатки в оформлении |
- 1 |
|
12.Тест №1 |
5-нет ошибок |
|
4-1 ошибка |
|
|
3-2 ошибка |
|
|
13.Тест№2 |
5-нет ошибок |
|
4-1 ошибка |
|
|
3-2 ошибка |
|
|
Итого 20 баллов- отлично 18 баллов- хорошо 12 баллов- удовлетворительно |
|
|
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Методика решения расчетных и экспериментальных задач по химии (ФГОС)
- Организация внеурочной деятельности по химии как условие реализации новых образовательных стандартов
- Формирование метапредметных универсальных учебных действий на уроках химии в свете ФГОС ООО
- Метапредметный подход в обучении химии в соответствии с ФГОС ОО