В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Урок "Рок - музыка вчера и сегодня"

Урок "Рок - музыка вчера и сегодня"

Ольга Бажина
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:2просмотров: 7128 комментариев: 2
Краткое описание
Формирование представлений об основах рок-музыки как об остросовременном явлении, отражающем окружающий мир с позицией общечеловеческих ценностей
Описание

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
рок-музыка.doc Скачать









Тема урока: Рок - музыка вчера и сегодня

8 класс. Урок закрепления знаний, умений и навыков.



Бажина Ольга Витальевна

учитель музыки высшей категории

МБОУ СОШ №7

Г. Конаково Тверская область























Тема урока: Рок - музыка вчера и сегодня

8 класс. Урок закрепления знаний, умений и навыков.

Тема урока: «Рок - музыка вчера и сегодня» (форма урока - дискуссия)
Цель урока: Формирование представлений об основах рок-музыки как об остросовременном явлении, отражающем окружающий мир с позицией общечеловеческих ценностей.
Задачи:
Обучающая - познакомить учащихся с различными направлениями рок-музыки. Учить детей рассуждать, логически мыслить. Сформировать позитивное отношение к рок-музыке.
Развивающая - развивать познавательный интерес к рок-музыке, через творческое самовыражение, проявляющиеся в размышлениях о музыке. Учить детей сопоставлять, анализировать, обобщать произведения различных направлений рок-музыки. Развивать свои музыкально-творческие способности. Развивать навыки исследовательской деятельности.
Воспитывающая - воспитывать чувства эмоционального удовлетворения, воспитывать музыкальную культуру, музыкальный вкус к разным направлениям рок-музыки.
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемного обучения, исследовательский, метод самостоятельной познавательной деятельности, частично-поисковый, репродуктивный.

Приемы: беседа, наглядно-практический, научного обучения, личностно-ориентировочного подхода.
Методическое обеспечение: ИКТ, презентация.

Время проведения урока 45 минут

План урока:
Музыкальный эпиграф.
Песня «Город», группа «Аквариум». Раскрытие темы и общей цели.
Завязка. Беседа на материале высказываний, постановка проблем.
Экспозиция. Историческая справка. Изучение нового материала.
Разработка. Содержание песен рок-музыки. Сценический образ, культурная роль.
Кульминация. Дискуссия. Проникновение рок-музыки во все сферы жизни, отражение социальных конфликтов и негативные явления, сопутствующие року.
Углубление в тему урока.
Кода. Беседа, сравнение с настоящим временем «Где музыка - плохого быть не может» (Сервантес). Подведение итогов.

План урока

Сценарий урока

Оргмомент.

Музыкальный эпиграф.

Актуализация знаний. Рок ли это?

Метод: объяснительно - иллюстративный.

Прием: беседа

Форма: Фронтальная



Тема урока: Рок-музыка вчера и сегодня.
Цель нашего урока: Формирование представлений об основах рок-музыки как об остросовременном явлении, отражающем окружающий мир с позицией общечеловеческих ценностей.
Сегодня мы собрались для того, чтобы поразмышлять о таком явлении, как рок-музыка.

Слайд №3. Что мы знаем о рок-музыке? Только что прозвучала песня в исполнении Бориса Гребенщикова «Город золотой».
Вы можете спросить: рок ли это вообще? Группе свыше тридцати лет. Были триумфы и были провалы. Была хула и хвала. Полные запреты сменялись всеобщим признанием. Время все внешнее и лишнее отметает.
Остается дух, мелодия, слово и их воплощение. Песни и альбомы. О них сегодня наш разговор.

Работа по теме урока

Завязка. Беседа на материале высказываний, постановка проблем.


Метод: частично - поисковый
Форма работы: фронтальная


Как узнается рок? Чем рок-музыка отличается от других разновидностей музыки (поп музыки). Главный признак поп-музыки - танцевальность. Главный признак джаза -
импровизация.

Рок узнается по характерной ритмике. В рок-музыке есть свои принципы и развития. Как вы думайте, откуда такое грозное название «рок»? (судьба, фатум) Есть ли взаимосвязь между рок-музыкой и судьбой? (нет) Мы часто встречаем слова, которые имеют несколько значений.
Например, какой смысл мы вкладываем в слово мир? (отсутствие войны, наша планета).
Глубокой взаимосвязи между роком и рок-музыкой нет. Но беспорен тот факт, что рок- музыка популярна, и это явление музыкального искусства требует особого осмысления.
Начнем с небольшой исторической справки.

Экспозиция.

Изучение нового материала.

Историческая справка.

Методы: исследовательский, объяснительно - иллюстративный

Приёмы: наглядный, научного обучения, личностно - ориентированного подхода
Форма: групповая

Историческая справка о появлении рок- музыки.
В 50-е годы появляется новый и необычный стиль музыки рок-н-ролл. Самая яркая фигура и проповедник этого стиля Элвис Пресли. Слайд №4. Он стал «королем рок-н-ролла».
Историческая справка.

Звучит песня «Рок-н-ролл» в исполнении Элвиса Пресли. Слайда№5
Рок-н-ролл исполняется в быстром темпе, как бы отражает быстроту нашего времени, современные ритмы.
Слайда №6 группа «The Beatles». Вы узнали эту супер группу?
Историческая справка. ( Готовит учитель или ученики)
«The Beatles» обладали даром чувствовать настроение молодежи, их заслуга состоит в том, что они сделали рок более осмысленным. «The Beatles» создали специфический циклический жанр, который называется «Альбом».
Звучит песня «Вчера». Слайд №7

Разработка.

Изучение нового материала

Содержание песен рок- музыки. Сценический образ, культурная речь.

Методы: исследовательский, объяснительно-иллюстративный

Приёмы: наглядный, научного обучения, личностно - ориентированного подхода

Форма: групповая

Рок- музыка, сложное явление и нельзя его сводить к творчеству нескольких выдающихся музыкантов или групп. Сегодня мы начали с группы «The Beatles» так как эта музыка нам знакома. Но мы не можем сегодня не вспомнить о таком стиле рок-музыки, как хард-рок
«классический рок» так как с него начинается эволюция, и развитие рока.

Историческая справка.
В песнях хард-рока основная форма куплетная. Но в отличие от поп-музыки во втором куплете песен хард-рока существует джазовая импровизация. Это кульминация песни.
Слушатели всегда ждут эту живую импровизацию. Если же в песне она отсутствует, значит музыканты не умеют играть или же они играют не рок-музыку.
Звучит песня в исполнении группы «Дип Перпл». (Показ слайдов № 8,9,10).
Иногда бывает сложно воспринимать рок-музыку, так как тексты песен на английском языке. Можно конечно слушать музыку поверхностно, не понимая, о чем она.

Но текст, содержание песен является важной стороной рок-музыки. Особую роль на текст песен обращала группа «Наутилус Помпилиус».

Сейчас это группа называется «Ю – Питер» с новым составом музыкантов.
Слайд №11. Лидер группы В. Бутусов по-новому, в современной трактовке напоминает нам о вечных истинах. Певец во время своих песен практически неподвижен. У каждого рок-певца индивидуальная манера держаться на сцене, определенная сценическая или культурная речь.

Роль В. Бутусова — это «трагический герой»
Исполнение песни «Я хочу быть с тобой». Слайд №12.
Давайте и мы поговорим не только о популярности рок-музыки, но и постараемся выявить негативные стороны этого музыкального направления.

Углубление в тему урока











Кульминация







Методы: эвристический, проблемного изложения, эмоциональной драматургии


Приемы: беседа, научного обучения


Формы: групповая, коллективная












Проникновение рок музыки во все сферы жизни отражения социальных конфликтов и негативные явления, сопутствующие рок музыке.










































Кода.

Беседа, сравнение с настоящим временем.


Подведение итогов.


Дискуссия. Класс делится на две группы: защитники (З) и критики (К). Учитель ведет дискуссию.
Почему появилась рок-музыка?
З. Было много причин, одна из них социальная. Музыка отражает отношение к происходящему, она меняется вместе с самой жизнью. Это относиться и к рок-музыке. Рок музыка сыграла большую роль в сближении молодежи. Она могла осознать себя значительной силой общества.
К. Что же в этом хорошего? Объединились и пошли ларьки бомбить. Часто концерты заканчивались драками, дикой истерией, появилась «рокомания».
З. Молодежь высказывала свое мнение по серьезным проблемам. Это мнение не совпадало с мнением политиков.
К. Это мнение о свободной любви, о свободе распространении наркотиков?
З. Это мнение о мире, о войне, о расизме.
Послушаем группу «Кино». Песня «Война». Звучит песня.
Историческая справка. Слайд №13.
Как можно определить сценический образ Виктора Цоя. Слайд №14. С одной стороны маршевая основа музыки создает образ «полководца». А с другой стороны многие его песни воспринимаются как проповедь. Он любил одеваться в черное. Группа «Кино» была очень популярна в свое время, фанаты буквально обожествляли Виктора Цоя.

Слайд №15. Группа «QUEEN», Англия. Лидер – вокалист и композитор Фредди Меркьюри. Группа, которая работала преимущественно в арт-.роке (симфо-рок) стиль, основанный на творческом преломлении стилей и жанров классической музыки различных эпох, но базировалась на стереотипах хард-рока. Группа прославилась ансамблевым вокалом, равного которому в рок музыке не было.

Показ слайдов №16,17. Исполнение песни группы «QUEEN».
Часто приходится видеть по телевидению, как толпы поклонников собираются на концертах. Обожествление лидера группы, так ли это нужно? Мы видим проявление фанатизма.
К. В этом кроется опасность, так можно дойти и до фашизма.
З. В 60-е годы появляются Хиппи, они больше наивны, чем агрессивны. Историческая справка. Слайд№18.
Хиппи вместе с их музыкой стало молодежным движение против войны во Вьетнаме. Против насилия, против беззакония и коррупции, нежелание убивать.

Сейчас, оглядываясь назад, видишь, что движение Хиппи с его миролюбивыми идеалами было изначально обречено, так как власть держится на силе и жестокости.
К. Хиппи, не решая проблем, ищут способы уйти от действительности. Каким образом? Наркотики?!
Почему многие рок-музыканты употребляли наркотики?
К. Популярность, финансовый успех, не выдерживают испытание славы, искренность и независимость в творчестве уходит без труда, чаще всего «звезда» делает не то, что хочет, а то, что от нее требует законы рынка. А рок-музыканты в первую очередь требуют свободы.
З. Жизнь полна противоречий. Все они находят свое отражение в музыке и песнях. Рок-музыку можно назвать зеркалом молодежного бунта. Молодежь нашла в роке свой собственный язык, возможность самовыражения.
К. В рок-музыке есть агрессивность, насилие. Насилие над музыкой, над гармонией, мелодией, над музыкальными инструментами. Исполнители в конце выступления поджигают, разламывают гитары, вспарывают барабаны. Жизнь «на всю катушку», вот к чему призывает рок. Разве это правильно? В рок- музыке большую роль играет громкость. Электроника дала возможность оглушать слушателя. Это вредит здоровью. 90 д6 вредная для здоровья граница громкости; 180 д6 смертельная для здоровья. 127дб - концерт рок группы. Рок ритмы являются своего рода Наркотиками, подхлёстывающими нервную систему. Слайд №19
Группы, играющие в стиле хэви-металл, сформировались в 80 - е годы. Что характерно для этого стиля? Монотонный механический ритм, жесткий металлический звук. В вокале преобладают интонации крика в высоком регистре.
Песня в исполнении группы «Металлика» (хэви—металл) Слайд №20,21.
В настоящее время рок-музыка имеет большое количество направлений: от лёгких жанров, таких как танцевальный рок-н-ролл, поп-рок, бритпоп до брутальных и агрессивных жанров — дэт-метала и грайндкора. Содержание песен варьируется от лёгкого и непринуждённого до мрачного, глубокого и философского. Для многих рок музыкантов рок это не только музыка, но и стиль жизни. Рок проникает во многие сферы нашей жизни, он завоевал и театр. Появились рок-оперы: Иисус Христос - супер звезда», «Орфей и Эвридика», «Юнона и Авось».

«Где музыка - плохого быть не может», писал Сервантес.

В наше время трудно полностью согласиться с этими словами. Рок-музыка может не только зарождать благородные мысли, но и способствовать одичанию и озверению слушателей. Рок имеет свои спады и подъемы, определяемые внутренним социальным напряжением в стране. Каким будет рок через десятилетия предсказать невозможно.

Рок-музыка будет меняться, развиваться и удивлять как слушателей, так и самих музыкантов.

Звучит песня «Музыкант» в исполнении К. Никольского.

Слайд №23





Литература:

  1. Березовчук Л.Н. Массовая музыкальная культура: рок – музыка - СПб.: ТОО "Бланка", АОЗТ "Бояныч", 1996

  2. Козлов А Рок. Истоки и развитие - М.: Мега-Сервис,1998

  3. Журнал «Музыка в школе» - М.: Научно – методический № 3,5,6 2002.

  4. www .mp3ray.ru/music/cat/1020

  5. Top REF. ru

урок музыки 8 класс.rar Скачать
Обсуждение материала
Татьяна Остапцова
7.04.2013 01:02
Уважаемая Ольга Витальевна!Отличный урок, очень понравился! Однако есть небольшие недоработки в оформлении материала! Прошу Вас связаться со мной по электронной почте. С уважением, Татьяна Николаевна.
Ольга Бобова
15.01.2016 14:09
Здравствуйте,Ольга Витальевна, вы большая молодец! Спасибо за огромную помощь в разработке этой темы.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос