Урок "Рок - музыка вчера и сегодня"
Тема урока: Рок - музыка вчера и сегодня
8 класс. Урок закрепления знаний, умений и навыков.
Бажина Ольга Витальевна
учитель музыки высшей категории
МБОУ СОШ №7
Г. Конаково Тверская область
Тема урока: Рок - музыка вчера и сегодня
8 класс. Урок закрепления знаний, умений и навыков.
Тема
урока: «Рок
-
музыка вчера
и сегодня»
(форма урока
-
дискуссия)
Цель урока:
Формирование
представлений
об основах
рок-музыки как
об остросовременном
явлении, отражающем
окружающий
мир с позицией
общечеловеческих
ценностей.
Задачи:
Обучающая
-
познакомить
учащихся с
различными
направлениями
рок-музыки.
Учить детей
рассуждать,
логически
мыслить. Сформировать
позитивное
отношение к
рок-музыке.
Развивающая
-
развивать
познавательный
интерес к рок-музыке,
через творческое
самовыражение,
проявляющиеся
в размышлениях
о музыке. Учить
детей сопоставлять,
анализировать,
обобщать произведения
различных
направлений
рок-музыки.
Развивать свои
музыкально-творческие
способности.
Развивать
навыки исследовательской
деятельности.
Воспитывающая
-
воспитывать
чувства эмоционального
удовлетворения,
воспитывать
музыкальную
культуру, музыкальный
вкус к разным
направлениям
рок-музыки.
Методы:
объяснительно-иллюстративный,
проблемного
обучения,
исследовательский,
метод самостоятельной
познавательной
деятельности,
частично-поисковый,
репродуктивный.
Приемы:
беседа, наглядно-практический,
научного обучения,
личностно-ориентировочного
подхода.
Методическое
обеспечение:
ИКТ, презентация.
Время проведения урока 45 минут
План
урока:
Музыкальный
эпиграф. Песня
«Город», группа
«Аквариум».
Раскрытие темы
и общей цели.
Завязка. Беседа
на материале
высказываний,
постановка
проблем.
Экспозиция.
Историческая
справка. Изучение
нового материала.
Разработка.
Содержание
песен рок-музыки.
Сценический
образ, культурная
роль.
Кульминация.
Дискуссия.
Проникновение
рок-музыки во
все сферы жизни,
отражение
социальных
конфликтов
и негативные
явления, сопутствующие
року.
Углубление
в тему урока.
Кода. Беседа,
сравнение с
настоящим
временем «Где
музыка -
плохого быть
не может»
(Сервантес).
Подведение
итогов.
-
План урока
Сценарий урока
Оргмомент.
Музыкальный эпиграф.
Актуализация знаний. Рок ли это?
Метод: объяснительно - иллюстративный.
Прием: беседа
Форма: Фронтальная
Тема урока: Рок-музыка вчера и сегодня.
Цель нашего урока: Формирование представлений об основах рок-музыки как об остросовременном явлении, отражающем окружающий мир с позицией общечеловеческих ценностей.
Сегодня мы собрались для того, чтобы поразмышлять о таком явлении, как рок-музыка.Слайд №3. Что мы знаем о рок-музыке? Только что прозвучала песня в исполнении Бориса Гребенщикова «Город золотой».
Вы можете спросить: рок ли это вообще? Группе свыше тридцати лет. Были триумфы и были провалы. Была хула и хвала. Полные запреты сменялись всеобщим признанием. Время все внешнее и лишнее отметает.
Остается дух, мелодия, слово и их воплощение. Песни и альбомы. О них сегодня наш разговор.Работа по теме урока
Завязка. Беседа на материале высказываний, постановка проблем.
Метод: частично - поисковый
Форма работы: фронтальнаяКак узнается рок? Чем рок-музыка отличается от других разновидностей музыки (поп музыки). Главный признак поп-музыки - танцевальность. Главный признак джаза -
импровизация.Рок узнается по характерной ритмике. В рок-музыке есть свои принципы и развития. Как вы думайте, откуда такое грозное название «рок»? (судьба, фатум) Есть ли взаимосвязь между рок-музыкой и судьбой? (нет) Мы часто встречаем слова, которые имеют несколько значений.
Например, какой смысл мы вкладываем в слово мир? (отсутствие войны, наша планета).
Глубокой взаимосвязи между роком и рок-музыкой нет. Но беспорен тот факт, что рок- музыка популярна, и это явление музыкального искусства требует особого осмысления.
Начнем с небольшой исторической справки.Экспозиция.
Изучение нового материала.
Историческая справка.
Методы: исследовательский, объяснительно - иллюстративный
Приёмы: наглядный, научного обучения, личностно - ориентированного подхода
Форма: групповаяИсторическая справка о появлении рок- музыки.
В 50-е годы появляется новый и необычный стиль музыки рок-н-ролл. Самая яркая фигура и проповедник этого стиля Элвис Пресли. Слайд №4. Он стал «королем рок-н-ролла».
Историческая справка.Звучит песня «Рок-н-ролл» в исполнении Элвиса Пресли. Слайда№5
Рок-н-ролл исполняется в быстром темпе, как бы отражает быстроту нашего времени, современные ритмы.
Слайда №6 группа «The Beatles». Вы узнали эту супер группу?
Историческая справка. ( Готовит учитель или ученики)
«The Beatles» обладали даром чувствовать настроение молодежи, их заслуга состоит в том, что они сделали рок более осмысленным. «The Beatles» создали специфический циклический жанр, который называется «Альбом».
Звучит песня «Вчера». Слайд №7Разработка.
Изучение нового материала
Содержание песен рок- музыки. Сценический образ, культурная речь.
Методы: исследовательский, объяснительно-иллюстративный
Приёмы: наглядный, научного обучения, личностно - ориентированного подхода
Форма: групповая
Рок- музыка, сложное явление и нельзя его сводить к творчеству нескольких выдающихся музыкантов или групп. Сегодня мы начали с группы «The Beatles» так как эта музыка нам знакома. Но мы не можем сегодня не вспомнить о таком стиле рок-музыки, как хард-рок
«классический рок» так как с него начинается эволюция, и развитие рока.Историческая справка.
В песнях хард-рока основная форма куплетная. Но в отличие от поп-музыки во втором куплете песен хард-рока существует джазовая импровизация. Это кульминация песни.
Слушатели всегда ждут эту живую импровизацию. Если же в песне она отсутствует, значит музыканты не умеют играть или же они играют не рок-музыку.
Звучит песня в исполнении группы «Дип Перпл». (Показ слайдов № 8,9,10).
Иногда бывает сложно воспринимать рок-музыку, так как тексты песен на английском языке. Можно конечно слушать музыку поверхностно, не понимая, о чем она.Но текст, содержание песен является важной стороной рок-музыки. Особую роль на текст песен обращала группа «Наутилус Помпилиус».
Сейчас это группа называется «Ю – Питер» с новым составом музыкантов.
Слайд №11. Лидер группы В. Бутусов по-новому, в современной трактовке напоминает нам о вечных истинах. Певец во время своих песен практически неподвижен. У каждого рок-певца индивидуальная манера держаться на сцене, определенная сценическая или культурная речь.Роль В. Бутусова — это «трагический герой»
Исполнение песни «Я хочу быть с тобой». Слайд №12.
Давайте и мы поговорим не только о популярности рок-музыки, но и постараемся выявить негативные стороны этого музыкального направления.Углубление в тему урока
Кульминация
Методы: эвристический, проблемного изложения, эмоциональной драматургии
Приемы: беседа, научного обучения
Формы: групповая, коллективная
Проникновение рок музыки во все сферы жизни отражения социальных конфликтов и негативные явления, сопутствующие рок музыке.
Кода.Беседа, сравнение с настоящим временем.
Подведение итогов.Дискуссия. Класс делится на две группы: защитники (З) и критики (К). Учитель ведет дискуссию.
Почему появилась рок-музыка?
З. Было много причин, одна из них социальная. Музыка отражает отношение к происходящему, она меняется вместе с самой жизнью. Это относиться и к рок-музыке. Рок музыка сыграла большую роль в сближении молодежи. Она могла осознать себя значительной силой общества.
К. Что же в этом хорошего? Объединились и пошли ларьки бомбить. Часто концерты заканчивались драками, дикой истерией, появилась «рокомания».
З. Молодежь высказывала свое мнение по серьезным проблемам. Это мнение не совпадало с мнением политиков.
К. Это мнение о свободной любви, о свободе распространении наркотиков?
З. Это мнение о мире, о войне, о расизме.
Послушаем группу «Кино». Песня «Война». Звучит песня.
Историческая справка. Слайд №13.
Как можно определить сценический образ Виктора Цоя. Слайд №14. С одной стороны маршевая основа музыки создает образ «полководца». А с другой стороны многие его песни воспринимаются как проповедь. Он любил одеваться в черное. Группа «Кино» была очень популярна в свое время, фанаты буквально обожествляли Виктора Цоя.Слайд №15. Группа «QUEEN», Англия. Лидер – вокалист и композитор Фредди Меркьюри. Группа, которая работала преимущественно в арт-.роке (симфо-рок) — стиль, основанный на творческом преломлении стилей и жанров классической музыки различных эпох, но базировалась на стереотипах хард-рока. Группа прославилась ансамблевым вокалом, равного которому в рок музыке не было.
Показ слайдов №16,17. Исполнение песни группы «QUEEN».
Часто приходится видеть по телевидению, как толпы поклонников собираются на концертах. Обожествление лидера группы, так ли это нужно? Мы видим проявление фанатизма.
К. В этом кроется опасность, так можно дойти и до фашизма.
З. В 60-е годы появляются Хиппи, они больше наивны, чем агрессивны. Историческая справка. Слайд№18.
Хиппи вместе с их музыкой стало молодежным движение против войны во Вьетнаме. Против насилия, против беззакония и коррупции, нежелание убивать.Сейчас, оглядываясь назад, видишь, что движение Хиппи с его миролюбивыми идеалами было изначально обречено, так как власть держится на силе и жестокости.
К. Хиппи, не решая проблем, ищут способы уйти от действительности. Каким образом? Наркотики?!
Почему многие рок-музыканты употребляли наркотики?
К. Популярность, финансовый успех, не выдерживают испытание славы, искренность и независимость в творчестве уходит без труда, чаще всего «звезда» делает не то, что хочет, а то, что от нее требует законы рынка. А рок-музыканты в первую очередь требуют свободы.
З. Жизнь полна противоречий. Все они находят свое отражение в музыке и песнях. Рок-музыку можно назвать зеркалом молодежного бунта. Молодежь нашла в роке свой собственный язык, возможность самовыражения.
К. В рок-музыке есть агрессивность, насилие. Насилие над музыкой, над гармонией, мелодией, над музыкальными инструментами. Исполнители в конце выступления поджигают, разламывают гитары, вспарывают барабаны. Жизнь «на всю катушку», вот к чему призывает рок. Разве это правильно? В рок- музыке большую роль играет громкость. Электроника дала возможность оглушать слушателя. Это вредит здоровью. 90 д6 вредная для здоровья граница громкости; 180 д6 смертельная для здоровья. 127дб - концерт рок группы. Рок ритмы являются своего рода Наркотиками, подхлёстывающими нервную систему. Слайд №19
Группы, играющие в стиле хэви-металл, сформировались в 80 - е годы. Что характерно для этого стиля? Монотонный механический ритм, жесткий металлический звук. В вокале преобладают интонации крика в высоком регистре.
Песня в исполнении группы «Металлика» (хэви—металл) Слайд №20,21.
В настоящее время рок-музыка имеет большое количество направлений: от лёгких жанров, таких как танцевальный рок-н-ролл, поп-рок, бритпоп до брутальных и агрессивных жанров — дэт-метала и грайндкора. Содержание песен варьируется от лёгкого и непринуждённого до мрачного, глубокого и философского. Для многих рок музыкантов рок это не только музыка, но и стиль жизни. Рок проникает во многие сферы нашей жизни, он завоевал и театр. Появились рок-оперы: Иисус Христос - супер звезда», «Орфей и Эвридика», «Юнона и Авось».«Где музыка - плохого быть не может», писал Сервантес.
В наше время трудно полностью согласиться с этими словами. Рок-музыка может не только зарождать благородные мысли, но и способствовать одичанию и озверению слушателей. Рок имеет свои спады и подъемы, определяемые внутренним социальным напряжением в стране. Каким будет рок через десятилетия предсказать невозможно.
Рок-музыка будет меняться, развиваться и удивлять как слушателей, так и самих музыкантов.
Звучит песня «Музыкант» в исполнении К. Никольского.
Слайд №23
Литература:
-
Березовчук Л.Н. Массовая музыкальная культура: рок – музыка - СПб.: ТОО "Бланка", АОЗТ "Бояныч", 1996
-
Козлов А Рок. Истоки и развитие - М.: Мега-Сервис,1998
-
Журнал «Музыка в школе» - М.: Научно – методический № 3,5,6 2002.
-
www .mp3ray.ru/music/cat/1020
-
Top REF. ru
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»