Рабочая программа по математике "Математические ступеньки"для дошкольников (не посещающих ДОУ)
государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с.Пестравка муниципального района Пестравский Самарской области
Рабочая программа
по математике
«Математические ступеньки»
для дошкольников
(не посещающих ДОУ)
Работу выполнила:
Черникова Надежда Александровна
Пестравка,2012
Пояснительная записка
В Постановлении Правительства РФ «Концепции модернизации российского образования на период до 2015 года» особое внимание уделено решению проблемы доступности дошкольного воспитания, выравниванию стартовых возможностей стоящих на пороге школы детей, призвано решать проблему подготовки к школе тех детей, которые не посещают ДОУ.
Одной из актуальных проблем обучения является проблема подготовки детей к школе. Сокращается количество детей, посещающих дошкольное учреждение. Не все родители обеспокоены проблемами подготовки детей к обучению: в школу приходят дети, не подготовленные даже на уровне элементарной информированности об окружающем мире. У них не развиты психические функции, такие как интеллектуальная, моторная, эмоционально-волевая, что делает процесс дальнейшего обучения таких детей сложным, а иногда и не возможным.
Учебная деятельность предъявляет высокие требования к психике ребенка - мышлению, восприятию, вниманию, памяти. Для того, чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый (учебный ) вид деятельности необходимы условия успешного вступления в школьную жизнь. В сложившейся ситуации появилась необходимость создания Программы, которая дает возможность подготовить детей к школе. Занятия с будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение.
Данная программа предоставляет возможность комплексно решать проблемы социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста к новым условиям, направлена на создание комфортных условий для развития ребёнка, его мотивации к познанию, интеллектуальное развитие, укрепление его психического и физического здоровья через использование здоровьесберегающих технологий.
Специфика организации подготовки детей к школе заключается в том, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра – с включением игровых проблемно-практических ситуаций, совместного выполнения предлагаемых заданий, с опорой на обогащённую предметную среду;
Наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточным объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и стремление думать, стремление узнать что-то новое.
Поэтому основными задачами математического развития дошкольников являются:
-
Формирование мотивации учения, ориентация на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
-
Увеличение объема внимания и памяти.
-
Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
-
Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
-
Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
-
Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
-
Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
Программа включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир.
Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Для решения этой задачи включается материал различной степени сложности – от необходимого минимума до возможного максимума.
Работа по данной программе позволяет проводить занятия интегрированного типа, развивать мелкую моторику рук, использовать игровые формы деятельности. Дидактические игры не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей.
Образовательная программа обучения математике имеет социально-педагогическую направленность и разработана соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.
Рабочая программа рассчитана на 30 часов в год.
Программа курса развития математических представлений учитывает возрастные
и психологические особенности детей 6,5 –7 лет, предусматривает 1 занятие в неделю
(с октября по май).
В
основу отбора содержания программы
«Математические ступеньки» положен
принцип ориентации на первостепенное
значение общего развития ребенка,
включающего в себя сенсорное и
интеллектуальное развитие с использованием
возможностей и особенностей математики.
Научить детей в
период подготовки к школе счету и
измерениям, чтобы подвести их к понятию
числа, остается одной из важнейших
задач.
Но столь же
важной и значимой является и задача
целенаправленного и систематического
развития познавательных способностей,
которая осуществляется через развитие
у детей познавательных процессов:
восприятия, воображения, памяти, мышления
и, конечно, внимания.
Логика изложения
и содержание авторской программы
полностью соответствует требованиям
Федерального компонента государственного
стандарта начального образования,
поэтому в программу не внесено изменений,
при этом учтено, что учебные темы, которые
не входят в обязательный минимум
содержания основных образовательных
программ, отнесены к элементам
дополнительного (необязательного)
содержания.
Программа "Математические ступеньки" направлена на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики; понимать относительность свойств; делать выводы, проверять их истинность, уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы.
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии:
-
арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.),
-
геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.)
-
содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей
В курсе «Математические ступеньки» реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Методы используемых в период подготовки детей к школе по математике:
-
практические методы,
-
метод дидактических игр,
-
метод моделирования.
Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
Содержание программы
Сравнение предметов (фигур),
групп предметов по форме (круглый, не
круглый, треугольный, прямоугольный,
квадратный и др.); по размеру (длинный,
короткий; узкий, широкий; высокий,
низкий; длиннее, короче, такой же и др.);
по расположению на плоскости и в
пространстве (справа, слева, в центре,
внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже,
внутри фигуры, вне фигуры и др.); по
цвету, по материалу, из которого
изготовлены предметы, по назначению и
др.
Числа от 0 до 10. Счет
предметов. Устная нумерация чисел:
названия, последовательность и обозначение
чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение
чисел. Сравнение чисел первого десятка.
Основные характеристики последовательности
чисел натурального ряда: наличие первого
элемента, связь предыдущего и последующего
элементов, возможность продолжить
последовательность дальше, на каком бы
месте мы ни остановились.
Простые
геометрические фигуры: треугольник,
прямоугольник (квадрат),
круг.
Планируемые
результаты:
Формирование познавательных
УУД:
|
|
|
|
||
|
|
-
знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел;
-
уметь считать до 10 и в обратном порядке,
-
определять, где предметов больше (меньше),
-
определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;
различать их, находить их прообразы в окружающей действительности; -
проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие);
-
проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).
К концу обучения по программе «Математические ступеньки»
обучающиеся должны иметь
представление:
-
об использовании числового ряда для присчитывания и отсчитывания одной или несколько единиц;
-
об измерении длины предметов с помощью мерки:
-
о геометрических фигурах: квадрате, треугольнике, прямоугольнике, круге;
-
о простейших случаях разбиения фигуры на несколько частей, составление целых фигур из частей;
знать:
-
состав чисел первого десятка;
-
как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);
-
цифры 0-9,
-
знаки +, - =;
-
название текущего месяца, последовательность дней недели;
-
монеты достоинством 1, 5, 10, 50 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей;
уметь:
-
выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;
-
сравнивать совокупности предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать совокупности предметов двумя способами;
-
объединять совокупности предметов в одно целое, выделять часть совокупности, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;
-
считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;
-
сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10;
-
называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.
-
определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий;
-
соотносить цифру с количеством предметов;
-
составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
-
измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты;
-
узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, многоугольник.
-
разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей.
-
выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе бумаги в клетку;
-
называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году;
Данный раздел программы направлен на развитие умений:
-
называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;
-
соотносить цифру с числом предметов;
-
пользоваться арифметическими знаками действий;
-
составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
-
измерять длину предметов с помощью условной меры;
-
составлять из нескольких треугольников (четырехугольников) фигуры большего размера;
-
делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
-
ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
-
проводить наблюдения;
-
сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики;
-
понимать относительность свойств объекта;
-
делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность;
-
уметь использовать полученные выводы для дальнейшей работы.
.№ ЗАНЯТИЯ |
КОЛ-ВО ЧАСОВ |
НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА |
ТЕМА ЗАНЯТИЯ |
1 |
1ч |
Доцифровой период (5 ч) |
Понятия «Больше, меньше, столько же» Понятия «Длинее-короче», «выше-ниже» |
2 |
1ч |
Зрительно-пространственная ориентация на листе, в клетке Знакомство с геометрическими фигурами (треугольник) |
|
3 |
1ч |
Знакомство с геометрическими фигурами (круг) Знакомство с геометрическими фигурами (четырехугольник) |
|
4 |
1ч |
Знакомство с геометрическими фигурами (прямоугольник) Знакомство с геометрическими фигурами (квадрат) |
|
1 |
1ч |
Цифровой период (15 ч) |
Число и цифра 1 |
2 |
1ч |
Число и цифра 2 |
|
3 |
1ч |
Число и цифра 3 |
|
4 |
1ч |
Число и цифра 4 |
|
5 |
1ч |
Число и цифра 5 |
|
6 |
1ч |
Закрепление состава чисел 1-5 |
|
7 |
1ч |
Число и цифра 6 |
|
8 |
1ч |
Число и цифра 7 |
|
9 |
1ч |
Число и цифра 8 |
|
10 |
1ч |
Число и цифра 9 |
|
11 |
1ч |
Закрепление состава чисел 6-9 |
|
12 |
1ч |
Число и цифра 0. Обратный счет. |
|
13 |
1ч |
Закрепление состава чисел 1-9 |
|
14 |
1ч |
Год, месяц. |
|
15 |
1ч |
Дни недели, сутки |
|
1 |
1ч |
Сложение и вычитание чисел в пределах 10 (7 ч) |
Смысл сложения. Сложение вида +1 |
2 |
1ч |
Сложение вида +2 Сложение вида +3 |
|
3 |
1ч |
Сложение вида +4 Сложение в пределах 10 |
|
4 |
1ч |
Смысл вычитания. Вычитание вида -1 |
|
5 |
1ч |
Вычитание вида -2 Вычитание вида -3 |
|
6 |
1ч |
Вычитание вида -4 Вычитание в пределах 10 |
|
7 |
1ч |
Сложение и вычитание в пределах 10 |
|
1 |
1ч 1ч |
Простые задачи (3 ч) |
Решение простых задач с опорой на наглядность Игра «В гостях у царицы Математики» |
2 |
1ч |
Монеты в 1, 5, 10, 50 копеек и 1, 2, 5, 10 рублей. Набор и размен. Составление и решение простых задач |
|
3 |
1ч |
Игра «Путешествие в страну чисел» |
Используемая литература
Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова «Ступеньки к школе», Москва, «Сфера» 2010г.
Н.А. Завьялова, Е.В. Лукина «Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе» Волгоград, «Учитель» 2009 г
Е.Д. Шваб «В школу с радостью» Волгоград, «Учитель» 2007г.
А.А. Реан, С.Н. Костромина «Как подготовить ребенка к школе» СПб, «Питер» 2009г.
С.В. Коноваленко. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет” Москва 2008 г.
Е.В. Колесникова Готов ли ваш ребенок к школе” Москва 2010 г.
М.М. Безруких ”Готов ли ребенок к школе” Москва 2009 г.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Проектирование современного урока математики: реализация требований ФГОС