Особенности временных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья
Краткое описание
Выявление временных представлений на уроках математики у обучающихся 1 класса с ОВЗ в общеобразовательной школе VIII вида. В пропидевтический период обучения.
Описание
Особенности временных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья Баландина Людмила Вячеславовна,
учитель младших классов
областного казённого специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»
Развитие восприятия временных явлений, формирование представления и понятия о времени — одна из важных и сложных проблем учебно-воспитательной работы в коррекционной школе VIIIвида. Временные представления у детей с ограниченными возможностями здоровья диффузны, весьма приблизительны и неточны, а их формирование проходит медленно и с большими трудностями. Ещё в пропедевтический период обучения предусматривается уточнение и развитие временных представлений, а также формирование таких временных понятий, как:сегодня, завтра, на следующий день, рано, поздно, давно, недавно, быстро, медленно. С этой целью организовывала наблюдения за явлениями и событиями, характеризующими время (режимные моменты, природные изменения), использовала картинки, иллюстрации, фотографии, отражающие деятельность детей, взрослых в разное время года. В результате такой работы к концу первого года обучения у детей с ограниченными возможностями здоровья накапливается некоторый опыт, помогающий им ориентироваться в таких временных отрезках, как сутки, времена года, знать их названия и последовательную сменяемость. В 1 классе проводила эксперимент, целью которого было изучение временных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья. В нём принимало участие 5 учащихся. Эксперимент проводила с каждым ребёнком индивидуально, а состоял он из двух серий. Первая серия представляла собой систему вопросов, связанных с понятием сутки. Вопросы второй серии были связаны с понятием времена года. Iсерия. Сутки.
1. В какое время ты встаёшь?
2. Когда начинаются уроки? ( В какое время начинаются уроки?)
3. В какое время ты смотришь телевизор?
4. В какое время родители возвращаются с работы?
5. Когда открывается магазин?
6. Когда закрывается магазин?
7. В какое время дня это бывает?
(Предлагается серия картин с изображением: а) разных видов деятельности, характерной для каждой части суток; б) пейзажа в разные части суток.)
8.Разложи картинки по порядку.
IIсерия. Времена года.
1.Какие времена года ты знаешь?
2. Сколько их?
3.Назови их по порядку?
4. Какая погода бывает летом (осенью, зимой, весной)?
5. Определи, какое время года изображено на картинке
6. Разложи картинки по порядку?
Эксперимент был проведен в конце Iчетверти, после изучения соответствующих тем. Анализ результатов исследования показал, что большинство первоклассников знают название той части суток, когда они просыпаются, встают. Учащиеся имеют конкретные представления о таком временном отрезке, как утро. 20% учащихся указали час пробуждения: «7 часов». У этих школьников есть представления о более мелкой мере времени — часе. Определяя ту часть суток, в которую начинаются уроки, большинство детей назвали утро. 40% школьников на вопрос «Когда начинаются уроки?» ответили: «Уроки начинаются в понедельник». После уточняющего вопроса «В какое время дня начинаются уроки?» лишь 20%учеников изменили свой ответ, сказав «Утром». Остальные говорили о том, что уроки начинаются в понедельник. Причины этого ошибочного утверждения, очевидно, в следующем. Дети с ограниченными возможностями здоровья не дифференцируют названия частей суток и дней недели, а так как суббота и воскресенье у них выходные, то эмоциональное состояние, с которым они возвращаются в школу, делает понедельник особо значимым, и они указывают на него как на время начала уроков. На вопрос «Когда твои родители возвращаются с работы?» дети отвечали: «Ночью», «Вечером», иногда указывая на изменения в природе, связанные с этим временем: «Темно на улице». С определением частей суток, в которые открывается и закрывается магазин, справился лишь один ученик. Большинство учащихся давали неправильные ответы. Это объясняется тем, что быт испытуемых не связан с необходимостью посещать магазины. Искусственная изоляция, в которой находятся дети с ограниченными возможностями здоровья, накладывает свой отпечаток на формирование представлений о времени. При определении части суток по серии картинок по теме «Сутки», сюжет которых максимально приближен к жизненному опыту детей и отражает режимные моменты, ученики почти безошибочно определили утро и ночь. Вечер и день правильно назвали лишь 20% учащихся, причём как на признак вечера указывали: «На столе лампа горит», «Свет горит», как на признак дня: «Девочка читает». Разложить картинки в нужной последовательности сумела треть учащихся, но при этом никто из них не смог правильно назвать все части суток. Далее дети должны были узнать части суток по изменениям, происходящим в природе. Рассмотрев картинки с изображением пейзажа, правильно определили утро 40% первоклассников («Светло, солнышко выходит»), день 40% (Светло, солнышко высоко»), вечер 20% («Солнце уходит спать», «Темно»), ночь 60% («Луна на небе», «Солнца нет»). Отмечу, что, определяя части суток, дети ориентируются в основном на представления «темно» — «светло». Лишь небольшая группа учащихся обращала внимание на положение солнца на небе, на наличие или отсутствие луны. Результаты второй серии эксперимента показали, что дети с ограниченными возможностями здоровья в первом классе знакомы с названиями времён года, однако многие путают их с названиями месяцев: «Осень, весна, лето, март». Отвечая на вопрос «Сколько времён года?», ученики называли разные числа(3,4 ,5). Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья не могли по памяти, без опоры на картинки в правильной последовательности назвать времена года. На вопрос «Какая погода бывает летом (осенью, зимой, весной)?» дети отвечали: «Осень – дождь», «Зима – снег», «Лето – тепло, птицы», «Весна – дождь». Характеризуя погоду в разные времена года, большинство детей использовали только одно слово (существительное, наречие). Содержание сюжетных картинок на тему «Времена года» дети осмысливали с трудом. Представления о двух контрастных временах года – зиме и лете – у учащихся были сравнительно более чёткими и устойчивыми. Это находило своё выражение в том, что первоклассники могли назвать некоторые виды деятельности, характерные для этих времён года. Разложить картинки в нужной последовательности дети затруднялись, у них отсутствовало представление о цикличности времён года. Таким образом, мои наблюдения показали, что в попытках ориентироваться во времени учащиеся с ограниченными возможностями здоровья опираются на эмоциональные события своей жизни, на собственную деятельность (режимные моменты, учебные занятия). Очень трудно даётся им понимание закономерности, с которой сменяются времена года и части суток. Детьми не выделяются и не осознаются существенные признаки, характерные для того или иного периода. Представления о времени остаются фрагментарными несистематизированными. Для преодоления недостатков имеющихся в формировании элементарных временных представлений и понятий у школьников с ограниченными возможностями здоровья, необходимо систематически побуждать детей к наблюдениям за окружающими явлениями, временными изменениями природы, деятельностью людей, связанной со сменой сезонов в течение года и сменой времени в течение суток.
учитель младших классов
областного казённого специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»
Развитие восприятия временных явлений, формирование представления и понятия о времени — одна из важных и сложных проблем учебно-воспитательной работы в коррекционной школе VIIIвида. Временные представления у детей с ограниченными возможностями здоровья диффузны, весьма приблизительны и неточны, а их формирование проходит медленно и с большими трудностями. Ещё в пропедевтический период обучения предусматривается уточнение и развитие временных представлений, а также формирование таких временных понятий, как:сегодня, завтра, на следующий день, рано, поздно, давно, недавно, быстро, медленно. С этой целью организовывала наблюдения за явлениями и событиями, характеризующими время (режимные моменты, природные изменения), использовала картинки, иллюстрации, фотографии, отражающие деятельность детей, взрослых в разное время года. В результате такой работы к концу первого года обучения у детей с ограниченными возможностями здоровья накапливается некоторый опыт, помогающий им ориентироваться в таких временных отрезках, как сутки, времена года, знать их названия и последовательную сменяемость. В 1 классе проводила эксперимент, целью которого было изучение временных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья. В нём принимало участие 5 учащихся. Эксперимент проводила с каждым ребёнком индивидуально, а состоял он из двух серий. Первая серия представляла собой систему вопросов, связанных с понятием сутки. Вопросы второй серии были связаны с понятием времена года. Iсерия. Сутки.
1. В какое время ты встаёшь?
2. Когда начинаются уроки? ( В какое время начинаются уроки?)
3. В какое время ты смотришь телевизор?
4. В какое время родители возвращаются с работы?
5. Когда открывается магазин?
6. Когда закрывается магазин?
7. В какое время дня это бывает?
(Предлагается серия картин с изображением: а) разных видов деятельности, характерной для каждой части суток; б) пейзажа в разные части суток.)
8.Разложи картинки по порядку.
IIсерия. Времена года.
1.Какие времена года ты знаешь?
2. Сколько их?
3.Назови их по порядку?
4. Какая погода бывает летом (осенью, зимой, весной)?
5. Определи, какое время года изображено на картинке
6. Разложи картинки по порядку?
Эксперимент был проведен в конце Iчетверти, после изучения соответствующих тем. Анализ результатов исследования показал, что большинство первоклассников знают название той части суток, когда они просыпаются, встают. Учащиеся имеют конкретные представления о таком временном отрезке, как утро. 20% учащихся указали час пробуждения: «7 часов». У этих школьников есть представления о более мелкой мере времени — часе. Определяя ту часть суток, в которую начинаются уроки, большинство детей назвали утро. 40% школьников на вопрос «Когда начинаются уроки?» ответили: «Уроки начинаются в понедельник». После уточняющего вопроса «В какое время дня начинаются уроки?» лишь 20%учеников изменили свой ответ, сказав «Утром». Остальные говорили о том, что уроки начинаются в понедельник. Причины этого ошибочного утверждения, очевидно, в следующем. Дети с ограниченными возможностями здоровья не дифференцируют названия частей суток и дней недели, а так как суббота и воскресенье у них выходные, то эмоциональное состояние, с которым они возвращаются в школу, делает понедельник особо значимым, и они указывают на него как на время начала уроков. На вопрос «Когда твои родители возвращаются с работы?» дети отвечали: «Ночью», «Вечером», иногда указывая на изменения в природе, связанные с этим временем: «Темно на улице». С определением частей суток, в которые открывается и закрывается магазин, справился лишь один ученик. Большинство учащихся давали неправильные ответы. Это объясняется тем, что быт испытуемых не связан с необходимостью посещать магазины. Искусственная изоляция, в которой находятся дети с ограниченными возможностями здоровья, накладывает свой отпечаток на формирование представлений о времени. При определении части суток по серии картинок по теме «Сутки», сюжет которых максимально приближен к жизненному опыту детей и отражает режимные моменты, ученики почти безошибочно определили утро и ночь. Вечер и день правильно назвали лишь 20% учащихся, причём как на признак вечера указывали: «На столе лампа горит», «Свет горит», как на признак дня: «Девочка читает». Разложить картинки в нужной последовательности сумела треть учащихся, но при этом никто из них не смог правильно назвать все части суток. Далее дети должны были узнать части суток по изменениям, происходящим в природе. Рассмотрев картинки с изображением пейзажа, правильно определили утро 40% первоклассников («Светло, солнышко выходит»), день 40% (Светло, солнышко высоко»), вечер 20% («Солнце уходит спать», «Темно»), ночь 60% («Луна на небе», «Солнца нет»). Отмечу, что, определяя части суток, дети ориентируются в основном на представления «темно» — «светло». Лишь небольшая группа учащихся обращала внимание на положение солнца на небе, на наличие или отсутствие луны. Результаты второй серии эксперимента показали, что дети с ограниченными возможностями здоровья в первом классе знакомы с названиями времён года, однако многие путают их с названиями месяцев: «Осень, весна, лето, март». Отвечая на вопрос «Сколько времён года?», ученики называли разные числа(3,4 ,5). Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья не могли по памяти, без опоры на картинки в правильной последовательности назвать времена года. На вопрос «Какая погода бывает летом (осенью, зимой, весной)?» дети отвечали: «Осень – дождь», «Зима – снег», «Лето – тепло, птицы», «Весна – дождь». Характеризуя погоду в разные времена года, большинство детей использовали только одно слово (существительное, наречие). Содержание сюжетных картинок на тему «Времена года» дети осмысливали с трудом. Представления о двух контрастных временах года – зиме и лете – у учащихся были сравнительно более чёткими и устойчивыми. Это находило своё выражение в том, что первоклассники могли назвать некоторые виды деятельности, характерные для этих времён года. Разложить картинки в нужной последовательности дети затруднялись, у них отсутствовало представление о цикличности времён года. Таким образом, мои наблюдения показали, что в попытках ориентироваться во времени учащиеся с ограниченными возможностями здоровья опираются на эмоциональные события своей жизни, на собственную деятельность (режимные моменты, учебные занятия). Очень трудно даётся им понимание закономерности, с которой сменяются времена года и части суток. Детьми не выделяются и не осознаются существенные признаки, характерные для того или иного периода. Представления о времени остаются фрагментарными несистематизированными. Для преодоления недостатков имеющихся в формировании элементарных временных представлений и понятий у школьников с ограниченными возможностями здоровья, необходимо систематически побуждать детей к наблюдениям за окружающими явлениями, временными изменениями природы, деятельностью людей, связанной со сменой сезонов в течение года и сменой времени в течение суток.
Размещено в
разделе:
Специальное ОУ VII-VIII видов
Учитель
Технологии, методики, формы работы
Математика
1 класс
21 марта 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Применение технологии сотрудничества на уроках в начальной школе как способ реализации ФГОС НОО