Банк развивающих заданий по физике
Первым этапом её разработки является диагностика обучаемости, возможностей и способностей учащихся. Обучаемость – восприимчивость к обучению. Различают следующие уровни дифференциации учебной деятельности:
– общекультурный (понимание основных, ведущих идей курса, умение применять теоретические знания в практической ситуации);
– прикладной (глубокое знание системы понятий, умение решать проблемные ситуации в рамках темы, курса);
– творческий (умение решать проблемы в рамках темы, курса и смежных курсов посредством самостоятельной постановки цели и выбора программ действий).
Способности учащихся определяем с помощью специальных тестов. Процесс обучения нельзя отделить от овладения и развития способностей учащихся. В помощь развитию мыслительных операций я создаю«Банк развивающих заданий по физике», который включает в себя:
- Теоретическую часть;
- Диагностическую часть, необходимую для определения, в заданиях какого типа нуждается ученик (тесты, методики, упражнения);
- Практическая часть: упражнения на развитие восприятия, внимания, мнемических способностей (памяти), мышления;
- Приложение. Включает в себя раздаточный материал.
Разработала: Новикова Ольга Александровна,
учитель первой категории,
учитель физики и математики
МБОУ «Щеколдинская ООШ»
Зубцовского района Тверской области
Телефон: 8 952 06 17 558
E-mail: nowickowaolia@yandex.ru
Банк развивающих заданий по физике.
Введение – Краткое описание.
Моя методическая тема уже несколько лет «Проектирования учебного процесса по физике на основе педагогической технологии В.М. Монахова». Одна из главных задач проектирования является составление технологических карт. Технологическая карта - условное изображение технологии процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием применяемых средств – проект будущего учебного процесса.
Первым этапом её разработки является диагностика обучаемости, возможностей и способностей учащихся. Обучаемость – восприимчивость к обучению. Различают следующие уровни дифференциации учебной деятельности:
-
общекультурный (понимание основных, ведущих идей курса, умение применять теоретические знания в практической ситуации);
-
прикладной (глубокое знание системы понятий, умение решать проблемные ситуации в рамках темы, курса);
-
творческий (умение решать проблемы в рамках темы, курса и смежных курсов посредством самостоятельной постановки цели и выбора программ действий).
Способности учащихся определяем с помощью специальных тестов. Процесс обучения нельзя отделить от овладения и развития способностей учащихся. В помощь развитию мыслительных операций я создаю «Банк развивающих заданий по физике», который включает в себя:
-
Теоретическую часть;
-
Диагностическую часть, необходимую для определения, в заданиях какого типа нуждается ученик (тесты, методики, упражнения);
-
Практическая часть: упражнения на развитие восприятия, внимания, мнемических способностей (памяти), мышления;
-
Приложение. Включает в себя раздаточный материал.
Банк развивающих задач.
1. Теоретическая часть.
Формирование банка развивающих заданий позволяет реализовать четыре основные образовательные задачи:
- освоение необходимого объёма содержание курса физики;
- формирование умений использования полученной информации;
- развитие креативности, творческого потенциала при самостоятельном составлении задач;
- передача опыта построения системы межличностных отношений.
Сенсорно-перцептивная система человека представлена процессами ощущения и восприятия.
В качестве показателей продуктивности, то есть того, что необходимо развивать и тренировать, выделяют:
- скорость возникновения ощущений, их дифференцированность, тонкость ощущений, характеризующая способность к различию двух или нескольких раздражителей;
- скорость различения, точность ощущений как соответствие возникшего ощущения особенностям раздражителя;
- устойчивость уровня чувствительности как длительность сохранения требуемой интенсивности ощущения.
К характеристикам продуктивности восприятия относят следующие:
- объём восприятия;
- точность;
- полноту;
- быстроту.
Внимание и память.
Внимание – это направленность нашего сознания на определённый объект.
Память – это способность запоминать то, что мы видим, слышим, говорим и делаем, сохранять всё это и в нужный момент воспроизводить.
По характеру усваиваемой информации различают слуховую, зрительную, моторную, эмоциональную, логическую память.
Свойства их продуктивности характеризуют:
- длительность концентрации;
- широта распределения;
- скорость переключения;
- скорость запоминания;
- объём;
- скорость воспроизведения;
- точность
запоминания и воспроизведения;
-
длительность хранения.
Правила тренировки памяти. 1. Ставь цель запомнить надолго. 2. Пользуйся смысловыми опорами, смысловыми группировками. 3. Заучивай с желанием знать и помнить. 4. Тренируй внимание и наблюдательность. Вспоминая предмет, вспоминай его детали. 5. Начинай повторять до того, как материал начал забываться. 6. Заучивай и повторяй небольшими частями - лучше учить по одному часу 7 дней, чем 7 часов подряд в один день. 7. Память любит разнообразие. После математики лучше учить историю, после химии - литературу. 8. Короткие стихи учи целиком, длинные - разбивай на отрывки. 9. Повторяя, не заглядывай поминутно в книгу, а старайся больше припомнить. 10. Ничего не учи накануне, лучше понемногу, но каждый день. |
Рациональное познание представлено процессами мышления и воображения.
Наравне с органами чувств у нас есть особое средство познания – мышление. Выделяют основные черты, присущие мышлению: продуктивность, оригинальность, любознательность и мужество.
Как развивать мышление. - Информация для мышления – всё равно, что пища для тела. Источники информации – общение с людьми и книгами, экскурсии, путешествия, Интернет. Как пища, информация должна быть качественной. - Мышление активизируется, когда стандартные решения не дают результатов. Поэтому так важно развивать у себя умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать необычное в обычном. - Мышление и речь – неразрывны. Мышление развивается, когда вы рассказываете о прочитанном или увиденном, участвуете в дискуссиях, излагаете свои мысли в письменной форме. |
Характеристики продуктивного мышления и воображения:
- новизна;
- оригинальность и осмысленность переработки данных опыта;
- широта оперирования образами.
Показателями развития речи служат:
- ясность;
- доступность;
- логичность;
- структурированность;
- выразительность;
-
информативность;
- правильность;
-
чистота речи;
- планирование речи;
- её содержательный объём;
- доказательность;
-
аргументированность;
- богатство
словарного запаса.
Эти знания необходимы каждому учителю, который хочет добиться результатов в своей деятельности. Ибо, развития внимания + развитие памяти + развитие мышления + мотивация = интеллектуальная личность.
2. Диагностическая часть.
Данный раздел необходим для того, чтобы понять, в заданиях какого типа нуждается каждый ребёнок. С этой целью провожу соответствующую диагностическую работу.
Сейчас большой выбор психологических тестов, упражнений, которые может использовать учитель в своей работе. У меня в диагностической части находятся следующие методики:
- методика исследования мотивов учения;
- анкета «Что вам интересно?»;
- диагностика уровня творческой активности учащихся (методика М.И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б.С. Алишева, Л.А. Воловича);
- задания на определение характера памяти (проверка зрительной, слуховой памяти; установка ассоциативных связей; запоминание чисел и т.д.);
- методика «Определение типа мышления»;
- методика «Количественные отношения»;
- методика «Компасы»;
- методика «Выделение существенных признаков»;
- методика «Комбинаторные способности».
- методика «Значение слов».
Чаще всего для анализа исходных данных этих методик бывает достаточно, но можно провести дополнительные исследования. Хорошо провести вместе с этим анкетирование родителей.
3. Практическая часть.
Данный раздел разбит на блоки. В каждом блоке указана цель и приведены примерные упражнения на развитие определённой мыслительной операции.
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ.
Цель данного блока заданий: развитие способностей к продуктивному восприятию, которое предполагает развитие наблюдательности, способности сравнивать, вычленять основные и фоновые детали образа, развитие пространственного восприятия, воспринимать формы, цвета, взаимное расположения предметов, восприятие на основе перцептивных иллюзий.
Задания.
1. Подсчитать сколько раз встречаются физические величины: a, g, S, t, F, m, U, N, R, V в таблице.
g |
F |
S |
t |
S |
t |
S |
S |
t |
a |
g |
t |
m |
a |
S |
U |
g |
N |
a |
g |
U |
N |
t |
m |
S |
S |
F |
V |
t |
F |
V |
S |
U |
R |
m |
R |
S |
g |
N |
a |
При выполнении задания фиксируется время, за которое обучающийся подсчитает, сколько раз встречается каждый знак.
Возможна вариация данного задания с использованием фактора цветовой дифференциации физических величин.
-
Используется вариант индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ученику, то есть для каждого размер таблицы и количество символов варьируется.
-
Символы в таблице можно менять на обозначение единиц измерения физических величин, на название приборов и т.д.
-
Если задание данного типа использую как проверочное, то даю к ней перечень дополнительных вопросов. Например:
- назвать символы;
- с помощью каких приборов можно измерить данные величины;
- дать определение указанным величинам;
- назвать основные единицы измерения данных физических величин и т.д.
2. На рисунке не хватает какой-то детали у физического прибора. Определить какой. Или дать задание ребёнку, нарисуй физический прибор с недостатком (нет стрелки, одна половина прибора и т.д.)
3. Человек закрывает глаза, ему на ладонь кладут какой-нибудь предмет, и, не ощупывая предмет, испытуемый отвечает на вопрос» «Что вы можете сказать о предмете? Какой он?». Так формируются отдельные ощущения. Потом можно ощупать предмет – целостное впечатление.
4. Выставить на демонстрационный стол несколько приборов. Запомнить. Убрать или переставить их. Восстановить первоначальное положение приборов или назвать убранный.
5. Задумать предмет, физическую величину, прибор и по его описанию угадать задуманное. Можно угадывать по наводящим вопросам.
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ.
Цель данного блока: тренировка и развитие особенностей произвольного внимания: избирательности, концентрации, устойчивости, объёма, переключения и распределения.
Задания.
1. Найти слова, обозначающие физические термины, соответственно указанным ниже вопросам.
Правило: слова могут ломаться, но не по диагонали.
н |
а |
о |
к |
а |
к |
т |
а |
в |
е |
е |
п |
н |
о |
з |
е |
р |
д |
л |
и |
и |
р |
е |
м |
э |
л |
о |
н |
е |
н |
н |
е |
ж |
и |
з |
з |
а |
т |
и |
н |
ц |
и |
о |
к |
л |
у |
р |
я |
д |
г |
к |
я |
т |
а |
г |
ч |
е |
е |
и |
а |
е |
в |
ы |
ч |
и |
з |
н |
и |
н |
м |
о |
н |
р |
а |
к |
и |
ф |
е |
е |
р |
к |
а |
в |
н |
и |
т |
н |
и |
п |
а |
п |
л |
л |
е |
е |
р |
е |
е |
с |
и |
Вопросы:
- единица измерения сопротивления;
- переход вещества из твёрдого состояния в жидкое;
- сила, всегда направленная против направления скорости движения;
- перенос энергии струями жидкости или газа;
- переход вещества из жидкого состояния в газообразное;
- физическая величина, измеряемая в Паскалях;
- отрицательно заряженная частица.
Вопросы и сама таблица может быть изменена (под приборы, под физические величины, под единицы измерения, под определения, под учёных и т.д.)
2. Отыскать карточки, образующие пары.
Первый игрок «открывает» две любые карточки. Если они парные, то берёт их себе и имеет право следующего хода; если они не парные, то переворачивает в исходное положение, а ход передаёт другому игроку. Все стараются запомнить место карточки на столе и её содержание. Игра продолжается до тех пор, пока на столе не останется ни одной карточки.
Выигрывает тот, у кого окажется больше карточек-пар.
На карточках могут быть формулы, определения, физический термин и его обозначение и т.д.
3. Головоломки. Физические ребусы.
4. Среди буквенного текста есть слова. Задача заключается в том, чтобы как можно быстрее, просматривая текст, найти и подчеркнуть слова, связанные с физикой, с темой.
Например, РОНПМАССАОЛГЕНПВИСИЛАЛЛНГЕШКР НЬЮТОНОРНГЩК ВЕСГНЕ
5. В начале урока приготовить приборы к опытам, расставить их на демонстрационном столе. Обратить на это внимание ребят. Во время урока делать опыты и переставлять приборы. В конце урока попросить учащихся восстановить первоначальный порядок на столе. (Можно не предупреждать в начале урока).
6. Написать в таблицу формулы, которые повторяются или отличаются только перестановкой множителей. Найти одинаковые формулы. Засекаем время, учитываем правильность.
7. Соревнование среди учеников: кто больше найдёт формул, которые начинаются, например, с буквы F; больше величин, которые измеряются одним прибором и т.д.
8. Кроссворд «Наоборот».
|
|
1. с |
у |
т |
к |
и |
|
|
|
2. г |
а |
г |
а |
р |
и |
н |
|
3. у |
с |
к |
о |
р |
е |
н |
и |
е |
4. п |
у |
т |
ь |
* |
5. м |
е |
т |
р |
|
|
7. в |
р |
е |
м |
я |
|
|
Сами вопросы не нумеруем, располагаем произвольно. Нужно взять стоящий первый вопрос и соотнести с ним одно из слов-ответов, а затем около этого вопроса поставить цифру, которая обозначает нужное слово в сетке кроссворда.
-
Изменение скорости в единицу времени.
-
Произведение массы тела на его скорость.
-
24 часа.
-
Секунда – единица измерения ….
-
Первый в мире лётчик-космонавт.
-
Единица измерения пути.
-
Сумма длин всех участков траектории, пройденной телом за рассматриваемый промежуток времени.
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МНЕМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ (ПАМЯТИ).
Цель данного блока: тренировка и развитие словесно-логической, вербальной, зрительной, оперативной, долговременной памяти.
Задания.
1. Прослушать ряды слов и запомнить их. Записать по памяти.
Например,
Траектория – путь
Масса – инертность
Ньютон – сила
Деформация – упругость
Сжатие – растяжение
Динамометр – вес
2. Аналогично по таблице. Начертить таблицу, в которой можно написать обозначение физических величин. Воспроизвести.
3. АБВГД-ка
Даю перечень физических понятий, явлений, процессов, в которых пропущена буква. Необходимо заполнить пропуски.
Например, к.л.бания, ч.ст.та, р.з.нанс, м.х.нические волны и т.д.
4. Заполни пропуски в таблице. Или без таблицы соедини стрелками.
Например,
Физическая величина |
Условное обозначение |
Единица измерения |
Формула |
Длина волны |
|
|
|
|
Т |
|
|
|
|
Гц |
|
Скорость волны |
|
|
|
5. «Найди ошибку».
-
График колебаний – график зависимости координаты колеблющегося тела от частоты.
-
Продольные волны распространяются только в твёрдых телах.
-
Частота в диапазоне от 16 до 20 Гц называют звуковой.
-
Громкость звука определяются его частотой.
-
Человеческое ухо воспринимает ультразвук.
6. «Что? Где? Когда?»
«Что?» - суть открытия, изобретения
«Где?» - место, где было сделано или внедрено открытие.
«Когда?» - время действия.
Например,
Что? |
Где? |
Когда? |
Колесный пароход «Клермонт» |
|
|
Первый автомобиль |
|
|
Первый ДВС |
|
|
Паровоз |
|
|
7. «Узнай формулу».
Карточки с формулами с пропусками физических величин. Узнать формулу, вставить буквы, или слова в определение, или пропуски в предложения и т.д.
8. «Физическое лото»
Карточки с формулами, определениями режим пополам. Делим поровну: одну половину себе, другую – детям. Вытаскиваем одну часть, а дети ищут другую. Формулы выбираем те, с которыми у ребят наибольшие затруднения в запоминании. Играем очень быстро.
9. «Найди лишнее».
Например.
Физическая величина: объём, масса, внутренняя энергия, газ, длина, плотность.
Физические явления: молния, инерция, радуга, градус, нагревание.
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ.
Цель данного блока: тренировать и развивать умение анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать, вырабатывать нестандартные приёмы выхода из данных условий.
Задания.
1. Составь из частей слов название прибора:
ОСА ЦИЛИНДР ЛОГИКА РАФИНАД
2. Из разбросанных слов собрать определение.
3. Найти закономерность и разделить слова по группам.
Например, сила, вес, килограмм, объём, динамометр, масса, мензурка, весы, кубический метр (физическая величина и прибор её измеряющий).
4. «Причинно-следственные связи»
Установить взаимосвязь между терминами: сила – деформация, масса – инертность, масса – объём, плотность – вещество.
5. «Подбери пару».
Взяв из 1 колонки значение физической величины, подбери из 2 – число, а из 3 – единицу измерения, чтобы получилось равенство.
Например,
200 г 200 кг
0,2 т 0,2 кг
И т.д.
4 часть. Раздаточный материал.
Здесь хранятся карточки с задачами, картинки, тексты тестов, кроссвордов, шарад, качественные задачи. Всё разложено по конвертам по темам, по классам, по разделам.
Помните в школе не дети для нас, а мы для них. И всё у вас получиться.
Литература. Источники информации.
1. http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/trenirovka-pamyati
2. Большая энциклопедия психологических тестов.
3. http://moiuspex1.blogspot.com/
4. http://nsportal.ru/user/47593
5. http://www.afportal.ru/puzzle
6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок. – Ростов-на-Дону: издательство «Учитель», 2001.
7. Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике: 7 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2006.
8. Тихомирова С.А. Дидактические материалы по физике: 7 – 11 классы. – М.: Школьная пресса, 2003.
9. Солдатова Т.Б., Гусева Т.А., Сгибнева Е.П. Сценарии тематических вечеров и предметной недели физики. 7 – 11 класс. (Серия «Школа радости») Ростов н/Д: Феникс, 2002.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Системно-деятельностный подход в преподавании физики в условиях реализации ФГОС
- Методика подготовки учащихся к Единому государственному экзамену по физике: особенности коррекции навыков решения задач учащимися
- Внеурочная деятельность: робототехнический клуб
- Современные дидактические требования и методика проектирования урока физики (ФГОС)
Автор делает попытку создания системы упражнений на развитие восприятия, внимания, мнемических способностей (памяти) с использованием физических терминов, даёт теоретическое обоснование необходимости включения в урок заданий данного вида. Работа представляет интерес не только для учителей физики.
Афанасьева Елена Михайловна, модератор объединения