«Повторение падежных окончаний имён прилагательных».
- развивать орфографическую зоркость.
(Для учеников 3 класса) подготовила учитель начальных классов Ступаченко Марина Владимировна г. Донецк 2013г.
Тема: «Правописание падежных окончаний имён прилагательных»
Цель урока: — повторение падежных окончаний имён прилагательных;
— развивать орфографическую зоркость.
Ход урока.
1. Организационный момент
2. Словарная работа
ИНТЕРЕСНЫЙ пушистый
Лесное ЛИСИЦА
ПРЕКРАСНАЯ деревце
Снежок рассказ
— почему три слова выделены? (это словарные слова)
— какие орфограммы русского языка увидели? (правописание безударной гласной в корне слова ( лесное – лес, снежок- снег, деревце — деревья), сочетание ши в слове пушистый, удвоенная согласная в слове рассказ ).
-какие слова лишние в правом и левом столбиках? (в левом лишнее слово Снежок, т.к это имя существительное и отвечает на вопрос Что?, а в правом– Пушистый, т.к.это имя прилагательное и отвечает на вопросКакой? )
— что такое имя существительное? (Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? и что?)
— что такое имя прилагательное? (часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?)
— составим словосочетания, определяя род имён прилагательных, как определить имён прилагательных? (чтобы определить род имени прилагательного, необходимо найти имя существительное к которому оно относится. Какого рода будет имя существительное, такого рада будет и имя прилагательное )
— записать словосочетания по вариантам.
(1-вариант в творительном падеже, 2- вариант в предложном падеже)
1 вариант 2 вариант
Интересным рассказом Об интересном рассказе
Ленным деревцем О лесном деревце
Прекрасной лисицей О прекрасной лисице
Пушистым снегом О пушистой лисице
— как определить падеж имён прилагательных? (какого падежа будет имя существительное, такого падежа будет и имя прилагательное, которое с ним связано)
— как правильно написать окончание имени прилагательного? (необходимо задать вопрос к имени прилагательному, какое окончание в вопросе, такое же окончание и в имени прилагательном)
3 Синтаксический разбор предложения
Составить предложения со словосочетанием БЕЛОСНЕЖНЫЕ ПОЛЯНКИ
— какого числа имя прилагательное в словосочетании? (множественного)
— какого рода? (во множественном числе имена прилагательные рода не имеют)
Лучшие записать. Например.
Набелоснежных полянках сверкают лучи яркого солнца.
В этом предложении говорится о лучах (что: лучи) –подлежащее
Лучи (что делают?) сверкают – сказуемое
Задаём вопрос от подлежащего: лучи (чего?) солнца — дополнение
Задаём вопрос от сказуемого: сверкают (где?) на полянках – обстоятельство
Задаём вопрос от обстоятельства: на полянках (каких?) белоснежных — определение
Задаём вопрос от дополнения: солнца (какого?) яркого
Определение падежей у имён прилагательных
(На белоснежных полянках — предл. п
Яркогосолнца – родит. п )
4.Повторение безударных окончаний имён прилагательных
— давайте ещё раз повторим: как правильно написать безударное окончание у имён прилагательных? (мы задаём вопрос к данному прилагательному: какое окончание в вопросе, такое окончание и в имени прилагательном, а падеж определяем по имени существительному с которым оно связано)
(Какими? ) Синимиморями (чем?) – Т.п.
(Какой?) Тонкой осины (чего?) – Р.п
(Каким?) Зимним утром (чем?) – Р.п.
(По какой?)ПоСкучной дороге(по чему?) – Д.п
5. Музыкальная пауза
(прослушивается песня из к/ф «Ох, уж, эта, Настя»)
— на слух определите имена прилагательные и назовите их окончания и падежи.
Например:
В дождливый серый день (В.п),
Над гулкой мостовой (Т.п.)
Рыжим лесом (Т.п)
Лесной олень (И.п.)
6. Самостоятельная работа с последующей проверкой и объяснением орфограмм.
Сн.ж.нки р.дились (в)снежн… туч(ь)к.
Снежинки – (е) проверочное слово снег(правописание б/г)
Жи сочетание
Родились – (о) проверочное слово род(правописание б/г)
В — предлог и пишется раздельно со словом, т.к. между ними можно поставить вопрос (в какой?) или ещё одно слово (в маленькой) снежной .
Тучке — сочетание ЧК, без ь знака. Окончание е т.к. имя существительное 1-го склонения, П.п
7. Творческая работа
Вставить подходящие по смыслу имена прилагательные, определит их падеж.
В___________ лесу всё замело. Только ___________ плутовка лисица ищет ___________ след зайки. А __________ зайка спрятался под ___________ ёлочкой.
(Работы сдать учителю)
Примерный текст:
В зимнем(П.п.) лесу всё замело. Только рыжая (И.п.)плутовка лисица ищет робкий (В.п.)след зайки. А пушистый(И.п.) зайка спрятался под маленькой (Т.п.)ёлочкой.
8. Итог
— Как, вы, думаете, для чего нам необходимо имя прилагательное?
(Для того, чтобы наша речь была красивой и разнообразной)
Список используемой литературы:
О.Н. Пупышева «Олимпиадные задания».
Москва «ВАКО» 2008г.
Дидактический материал «карточки с заданиями»
Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1990г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
Урок русского языка
«Повторение падежных окончаний имён прилагательных».
(Для учеников 3 класса)
подготовила учитель начальных классов
Ступаченко Марина Владимировна
г. Донецк 2013г.
Тема: «Правописание падежных окончаний имён прилагательных»
Цель урока: - повторение падежных окончаний имён прилагательных;
- развивать орфографическую зоркость.
Ход урока.
-
Организационный момент
-
Словарная работа
ИНТЕРЕСНЫЙ пушистый
Лесное ЛИСИЦА
ПРЕКРАСНАЯ деревце
Снежок рассказ
- почему три слова выделены? (это словарные слова)
- какие орфограммы русского языка увидели? (правописание безударной гласной в корне слова ( лесное – лес, снежок- снег, деревце - деревья), сочетание ши в слове пушистый, удвоенная согласная в слове рассказ ).
-какие слова лишние в правом и левом столбиках? (в левом лишнее слово Снежок, т.к это имя существительное и отвечает на вопрос Что?, а в правом – Пушистый, т.к. это имя прилагательное и отвечает на вопрос Какой? )
- что такое имя существительное ? (Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? и что?)
- что такое имя прилагательное? (часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?)
- составим словосочетания, определяя род имён прилагательных, как определить имён прилагательных? (чтобы определить род имени прилагательного, необходимо найти имя существительное к которому оно относится. Какого рода будет имя существительное, такого рада будет и имя прилагательное )
- записать словосочетания по вариантам.
(1-вариант в творительном падеже, 2- вариант в предложном падеже)
1 вариант 2 вариант
Интересным рассказом Об интересном рассказе
Ленным деревцем О лесном деревце
Прекрасной лисицей О прекрасной лисице
Пушистым снегом О пушистой лисице
- как определить падеж имён прилагательных? (какого падежа будет имя существительное, такого падежа будет и имя прилагательное, которое с ним связано)
- как правильно написать окончание имени прилагательного? (необходимо задать вопрос к имени прилагательному, какое окончание в вопросе, такое же окончание и в имени прилагательном)
3 Синтаксический разбор предложения
Составить предложения со словосочетанием БЕЛОСНЕЖНЫЕ ПОЛЯНКИ
- какого числа имя прилагательное в словосочетании? (множественного)
- какого рода? (во множественном числе имена прилагательные рода не имеют)
Лучшие записать. Например.
На белоснежных полянках сверкают лучи яркого солнца.
В этом предложении говорится о лучах (что: лучи) –подлежащее
Лучи (что делают?) сверкают – сказуемое
Задаём вопрос от подлежащего: лучи (чего?) солнца- дополнение
Задаём вопрос от сказуемого: сверкают (где?) на полянках – обстоятельство
Задаём вопрос от обстоятельства: на полянках (каких?) белоснежных - определение
Задаём вопрос от дополнения: солнца (какого?) яркого
Определение падежей у имён прилагательных
(На белоснежных полянках - предл. п
Яркого солнца – родит . п )
4.Повторение безударных окончаний имён прилагательных
- давайте ещё раз повторим: как правильно написать безударное окончание у имён прилагательных? (мы задаём вопрос к данному прилагательному: какое окончание в вопросе, такое окончание и в имени прилагательном, а падеж определяем по имени существительному с которым оно связано)
(Какими? ) Синими морями (чем?) – Т.п.
(Какой?) Тонкой осины (чего?) – Р.п
(Каким?) Зимним утром (чем?) – Р.п.
(По какой?)По Скучной дороге (по чему?) – Д.п
5. Музыкальная пауза
(прослушивается песня из к/ф «Ох, уж, эта, Настя»)
- на слух определите имена прилагательные и назовите их окончания и падежи.
Например:
В дождливый серый день (В.п),
Над гулкой мостовой (Т.п.)
Рыжим лесом (Т.п)
Лесной олень (И.п.)
6. Самостоятельная работа с последующей проверкой и объяснением орфограмм.
Сн.ж.нки р.дились (в)снежн.. туч(ь)к.
Снежинки – (е) проверочное слово снег(правописание б/г)
Жи сочетание
Родились – (о) проверочное слово род(правописание б/г)
В - предлог и пишется раздельно со словом, т.к. между ними можно поставить вопрос (в какой?) или ещё одно слово (в маленькой) снежной .
Тучке - сочетание ЧК, без ь знака. Окончание е т.к. имя существительное 1-го склонения, П.п
7. Творческая работа
Вставить подходящие по смыслу имена прилагательные, определит их падеж.
В___________ лесу всё замело. Только ___________ плутовка лисица ищет ___________ след зайки. А __________ зайка спрятался под ___________ ёлочкой.
(Работы сдать учителю)
Примерный текст:
В зимнем(П.п.) лесу всё замело. Только рыжая (И.п.)плутовка лисица ищет робкий (В.п.)след зайки. А пушистый(И.п.) зайка спрятался под маленькой (Т.п.)ёлочкой.
8. Итог
- Как ,вы, думаете, для чего нам необходимо имя прилагательное?
(Для того, чтобы наша речь была красивой и разнообразной)
Список используемой литературы:
О.Н. Пупышева «Олимпиадные задания».
Москва «ВАКО» 2008г.
Дидактический материал «карточки с заданиями»
Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1990г.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»