Занятие по экологии "Птицы широколиственных лесов"
Тема: Птицы широколиственных лесов.
Цель: Познакомить детей с птицами, заселяющими широколиственные леса.
Задачи:
1. Расширять знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении их к среде обитания;
2. Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;
3. Вызывать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.
Предварительная работа: дети готовили небольшое сообщение о птицах.
Ход занятия:
1. Оргмомент.
2. Повторение материала предыдущего занятия.
3. Сообщение темы занятия. Сл.1.
4. Речевая разминка.
Трава опять зазеленела,
И закудрявились леса.
«Весна! Весна! Пора за дело!» —
Звенят пичужек голоса.
Сухие прутики, солому,
Кусочки мха они несут.
Всё пригодится им для дома,
Чтоб для птенцов создать уют.
И заливаются на ветках
Синицы, зяблики, скворцы,
Ведь скоро в гнёздах будут детки –
Их желторотые птенцы.
Зейц Алёна Альбертовна
Воспитатель I категории
п.Сарс Октябрьский район Пермский край
МКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида п.Сарс».
Дисциплина: экология
Тема занятия: Птицы широколиственных лесов.
Класс: 6
Продолжительность занятия: 30 мин.
Использование ИТ: презентация Power Point.
Занятие по экологии в 6 классе.
Тема: Птицы широколиственных лесов.
Цель: Познакомить детей с птицами, заселяющими широколиственные леса.
Задачи:
1. Расширять знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении их к среде обитания;
2. Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;
3. Вызывать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.
Предварительная работа: дети готовили небольшое сообщение о птицах.
Ход занятия:
-
Оргмомент.
-
Повторение материала предыдущего занятия.
-
Сообщение темы занятия. Сл.1.
-
Речевая разминка.
Трава опять зазеленела,
И закудрявились леса.
«Весна! Весна! Пора за дело!» -
Звенят пичужек голоса.
Сухие прутики, солому,
Кусочки мха они несут.
Всё пригодится им для дома,
Чтоб для птенцов создать уют.
И заливаются на ветках
Синицы, зяблики, скворцы,
Ведь скоро в гнёздах будут детки –
Их желторотые птенцы.
-
Положение на карте широколиственных лесов. Сл 2.
Смешанные широколиственные леса расположены южнее тайги на Русской равнине юга России, и в южной части Дальнего Востока. Здесь произрастают такие породы деревьев, как орех, дуб, липа, клён, ясень, вяз, граб, каштан. Широколиственные леса светлые, с многочисленными полянами. Сл.3.
-
Птицы широколиственного леса.
Разнообразны птицы широколиственных лесов. Большинство из них относятся к отряду воробьиных — зяблики, скворцы, синицы, ласточки, мухоловки, пеночки, жаворонки и др. Обитают здесь и другие птицы: вороны, галки, сороки, грачи, дятлы, клесты, а также крупные птицы — рябчики и тетерева. Из хищных встречаются ястреба, луни, совы, сычи и филины. В болотах водятся кулики, журавли, цапли, разные виды уток, гусей и чаек.
Мы с вами рассмотрим лишь несколько. Итак, вы все готовились, учились правильно читать текст. Сейчас вы будете рассказывать нам о своих птицах.
-
Сообщения детей.
-
Кукушка (сл.4)
Своё название кукушка получила за песню – «ку-ку». Больше всего птица «прославилась» своим нежеланием высиживать птенцов: самки кукушки откладывают яйца в гнёзда других птиц. Появившись на свет, кукушонок избавляется от сводных братьев и сестёр, выбрасывая яйца или птенцов из гнезда. Однако кукушек нельзя считать «вредными» птицами. Они единственные, кто очищает лес от мохнатых гусениц.
-
Иволга (сл.5)
Иволга – летний гость наших лесов. В конце лета она возвращается в тёплые страны. Трудно найти птицу, которая пела бы так же чисто и мелодично. Гнездо иволги похоже на корзиночку. Устраивает его птица на деревьях на высоте до 20 метров от земли, в разветвлении тонких веточек. В такое гнездо не может забраться ни один хищник. Самка откладывает от четырёх до пяти белых, в мелких чёрных пятнышках яиц.
-
Зелёный дятел (сл.6)
Как и все остальные дятлы, зелёный дятел отлично лазает по деревьям, а вот в умении ходить по земле превосходит своих сородичей. Питается птица в основном муравьями, которых собирает как со стволов деревьев, так и с поверхности земли . Осенью и зимой дятел раскапывает муравейники и добывает насекомых. Гнездится зелёный дятел в дуплах.
-
Мухоловка – белошейка (сл.7)
Мухоловка – белошейка как нельзя лучше оправдывает своё название. Мимо неё не пролетит ни одна муха, комар или маленькая бабочка. Когда у мухоловок появляется потомство, птички с рассвета до заката заняты выкармливанием птенцов.
Только за один день заботливые родители около шестисот раз приносят в гнёзда пойманных ими насекомых. Нет более самоотверженного защитника лесов и парков, чем мухоловка – белошейка.
-
Соловей (сл.8)
Наверное, каждый хотя бы раз в жизни слышал пение соловья.
А вот увидеть знаменитого, но скромного певца непросто.
Весной соловьи возвращаются в те же места, где жили прежде.
Птицы поют почти целые сутки, отдыхая лишь по три – четыре часа. К середине лета соловьи замолкают. Обычно соловей селится в густых зарослях черёмухи, ивы или калины.
Пара устраивает гнездо прямо на земле.
-
Зяблик (сл.9)
Самая многочисленная птица средней полосы России. Названа так потому, что прилетает ранней весной, когда холодно и зябко. С латыни зяблик переводится как «холостой». А всё потому, что в конце марта – начале апреля, когда в лесу появляются птицы, трудно встретить самку зяблика, зато отовсюду слышны песни самцов.
-
Дубонос (сл.10)
Дубонос – птица с плотным телосложением, короткими сильными ногами, широкими крыльями и мощным толстым клювом. Излюбленный корм дубоноса – ядрышки косточек черёмухи и вишни. Стайка дубоносов, поселившаяся в вишнёвом саду, - настоящее бедствие для садоводов. Дубоносов трудно заметить в кронах деревьев. У самца дубоноса песня незвучная, состоящая из набора трескучих звуков. Когда птицы перекликаются, они издают негромкое «цик – цик».
-
Лазоревка (сл.11)
Своё название лазоревка получила из-за украшающей её
голову «шапочки» небесно-голубого цвета. Как и все синицы, лазоревка предпочитает селиться в широколиственных лесах или фруктовых садах. Осенью синицы объединяются в стайки и начинают кочевать. В это время года они часто залетают в города и посёлки. Птицы доверчивы к людям, поэтому холодной зимой их можно увидеть сидящими на подоконниках домов или на кормушках.
-
Физпауза.
-
Чтение стихотворения хором. (сл.12)
Дети запомнить должны и понять:
Гнезда у птичек нельзя разорять!
Если в траве увидали яйцо
Или услышали крики птенцов,
Не приближайтесь, не лезьте туда
И не тревожьте ни птиц, ни гнезда.
-
Вывод правил поведения в лесу.(сл.13,14)
-
Итог занятия.
-
Анализ деятельности детей. (сл.15)
Литература.
-
В.Бабенко. Мир вокруг нас. Птицы. Москва «Оникс 21 век», 2001.
Интернет ресурсы:
|
Дубонос
|
Лазоревка
|
Кукушка
|
Соловей
|
Зяблик
|
Дятел
Презентация «Птицы широколиственных лесов».
Слайдов – 16.
Редактор PowerPoint.
Цель использования данной презентации – помочь детям в усвоении материала по теме. С помощью слайдов дети имеют возможность читать текст коллективно и индивидуально. А также красочные иллюстрации помогут лучшему усвоению материала.
Слайды переключаются по щелчку в то время, как указано в конспекте занятия.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Автодидактические игры как средство развития детской самостоятельности и активности в соответствии с ФГОС ДО»