интегрированный урок математика +живой мир "Решение примеров и задач в пределах 100. Редкие птицы Якутии."
вычислительные навыки, умение работать с
именованными числами.
Познакомить с птицами Якутии (стерхом, розовой чайкой,
клестом).
В.В. Эк. учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида
ЦЕЛИ: 1. Закреплять умение решать примеры и
задачи, совершенствовать
вычислительные навыки, умение работать с
именованными числами.
Познакомить с птицами Якутии
(стерхом, розовой чайкой,
клестом).
2.Развивать внимание, мышление, речь учащихся, умение делать
выводы.
3.Воспитывать нравственные качества, бережное отношение к
природе, интерес к родному краю.
Вид урока:
закрепление знаний.
Тип урока:интегрированный.
Форма обучения:фронтальная, работа в парах.
Ход урока.
1.
Организационный момент.
Прозвенел уже звонок
И позвал нас на урок.
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать.
2. Актуализация знаний.
— Сегодня на уроке нам предстоит закрепить всё, что мы изучали на протяжении последних уроков. Что же мы будем закреплять?
(Решение задач, величины «длина», «масса», решение примеров)
— Сегодня на уроке я предлагаю вам отправиться в экспедицию.
Кто знает, что такое экспедиция?
— Экспедиция будет заочная, но я думаю, что и в такой экспедиции можно для себя сделать какие-то открытия.
— А где же будет проходить наша экспедиция?
Мы это узнаем, расшифровав слово
( на доске прикреплены карточки с числами
9-и, 10-у, 14-т, 30-к, 12-я, 18-я,
а на обратной стороне – буквы, выстроив их в результате выполнениия задания, ребята прочитают слово)·
7 увеличитьна5, я·
Первое слагаемое20, второе 10к·
Уменьшаемое 13, вычитаемое 3, найдите разностьу·
2 умножить на 7 т·
13 уменьшить на 4и
— Осталась карточка с цифрой 18, составьте свои примеры, чтобы открылась последняя буква.
(получается слово ЯКУТИЯ)
— Мы с вами живём в Якутии и стараемся узнать как можно больше о своей республике. А Якутия наша богатый и во многом ещё не изученный край.
— Чем богата Якутия?
(Полезными ископаемыми, снегом, природой)
— Все, кто бывает в Якутии, говорят об удивительной красоте, уникальности природы.
Посмотрите на пейзаж, это нарисовала нашу природу…., красиво? Но мне кажется, что здесь кого-то не хватает.
(Не хватает животных, птиц, насекомых)
— Я вам предлагаю постепенно «заселить» и озеро, и лес,
животными, но мы должны о них обязательно что-то узнать, разведать.
3.Закрепление.
А) — Сегодня
нас ждёт встреча с тремя удивительными птицами. Какая из них будет первой, вы узнаете, выполнив первую цепочку.
На доске рисунки птиц,
закрытые, а под ними ответы.
.
(под рисунками – задания)
18(чайка)
75(стерх)
20(клёст)
·
40+(5+30)=
— С какой же птицей мы встречаемся?
(Настя о стерхе)
Стерх.
У якутов эта величественная птица самая почитаемая
с давних времён. О ней сложены легенды, стихи, она
олицетворяет красоту. Птиц этих очень мало
осталось на Земле, поэтому они занесены в Красную
книгу. На зимовку они улетают в Китай, а весной возвращаются к нам в Якутию и выводят своих птенцов.
— Сейчас мы попробуем выяснить, почему этих птиц остаётся всё меньше и меньше.
·Решив примеры первого столбика, вы узнаете, сколько яиц откладывает журавль в гнезде, а ответы примеров второго столбика расскажет о том, сколько журавлят выживает
Внимательно посмотрите на примеры и скажите, нет ли здесь чего–то интересного?
( В каждом столбике есть закономерность)
— Кто быстро справится с заданием, допишет в каждый столбик ещё по одному примеру, но так, чтобы закономерность не нарушилась.
30 — 28 = 4: 4 = 4: 2=
28 — 27 = 56 — 54 = 99 – 98
=
….
….
— Так сколько же яиц откладывает журавль? А сколько выживает?
— Можете ли вы назвать причину маленького количества стерхов?
— Но это только 1 причина, другая причина в том, что стерхи очень осторожные птицы, не любят, когда их беспокоят. Если человек близко подходит к гнезду (даже если случайно), стерхи могут улететь и больше не вернуться к гнезду. Стерхи живут парами и гнёзда делают друг от друга на расстоянии >5 км. Селятся они на болотах и около озёр.
·
10кг |
что может обозначать это число?
(Это вес чего-то)
— Масса взрослого стерха и подросшего птенца составляет <metricconverter productid=«10 кг» w:st=«on»>10 кг. Масса птенца 3 кг. Какой вопрос можно поставить, чтобы получилась задача.
(Какова масса взрослого стерха)
— Запишите решение и ответьте на вопрос задачи.
( Проверка с объяснением)
— Что же мы узнали о стерхе?
— Куда мы «заселим» эту замечательную красивую птицу?
(Прикрепляю рисунок птицы на панно около озера).
Физминутка.
Журавли летят
Крыльями машут.
Склонились над водой
Качают головой.
Гордо и прямо умеют держаться
И тихо на воду садятся.
Б) Ответ следующей цепочки приведёт нас ещё к одной редкой птице.
·
3+ 3+3+3+3+3 =18
Ваня (о чайке)
— Если стерх довольно крупная птица, высотой
больше 1 м, их видно издалека, то розовая чайка,
которая живёт на севере Якутии в тундре, там она
гнездится, а на зиму кочует не на юг, как все птицы,
а на север, в Арктику, на Северный Ледовитый
океан, птица небольшая, чуть больше голубя. Встречается очень редко, занесена в Красную книгу.
У. Чтобы увидеть эту птицу, учёные, журналисты действительно отправлялись на Север в экспедиции. А увидев, назвали эту птицу жар –птицей Севера.Что-то сказочное веет от этих слов.
А ведь действительно похоже на сказку, когда среди ледяного безмолвия пролетает стайка птиц с розовым оперением.
Птицы стараются поселиться подальше от людей. Они гнездятся на кочках, около озёр по несколько семей.
·
Составьте задачу о чайках по этой схеме.
1 оз. – 9 семей
2 оз. -
? семей, на 2 семьи меньше
1оз. + 2 оз?
Ребята работают в парах и составляют задачу:
На первом озере поселилось 9 семей чаек, а на втором – на 2 семьи меньше. Сколько семей поселилось на первом и втором озере?
— О чём вам рассказала эта задача?
(Чайки могут жить по 9 и 7 семей)
·
— Но у каждой пары чаек есть своё гнездо. Сколько же яиц откладывают эти редкие птицы?
Подскажут вам эти выражения:
5 х_ = 15 _ + 50 = 53
18: _ = 6
— Какое число вставили в выражение?
— Сколько яиц в гнезде у
жар-птицы Севера?
— Куда «заселим» розовую чайку?
— Вы знаете, ребята, существует легенда, что когда розовых чаек убивают, то их оперение белеет. С каждой капелькой пролитой крови уходит необычная красота оперения этой птицы.
В) – Составьте
как можно больше примеров с ответом 20, и вы узнаете что-то интересное о следующей птице.
(взаимопроверка)
Эдуард ( клёст)
Это птица – клёст. Её можно встретить в наших хвойных лесах. Она не больше воробья, но очень отважная, так как выводит своих птенцов в самое холодное время – в январе. Самка высиживает яйца, а самец кормит её, а затем и вылупившихся птенцов.
У.
Питаются они семенами шишек елей и сосен, а чтобы достать семена, есть специальный инструмент – их крестообразный клюв.
— Куда поселим клеста?
(прикрепляю рисунок к ели)
4.Самостоятельная работа.
1 м., 65 см., 1 р., 35 к. 40к.
Что видите?
(числа, полученные при измерении)
— Какую работу мы можем выполнить?
(Разделить на группы, сравнить, составить примеры на сложение и вычитание)
— Каждый выберет задание для себя сам.
Взаимопроверка.
5.Итог.
— Что узнали на уроке?
— Что повторяли?
— Что для вас было интересным, мы сейчас проверим.
На листке бумаги обведите левую руку.
Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать своё мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала – не красьте.
Большой – для меня тема была важной и интересной – красным.
Указательный – узнал много нового – жёлтым.
Средний – мне было трудно – зелёным.
Безымянный – для меня было – комфортно – синим.
Мизинец – для меня было недостаточно информации – фиолетовым.
— Закончить урок мне хотелось бы просмотром видеосюжета «Танец стерхов».
«Стерхи очень хорошо поют и танцуют. Танцуют вокруг своего гнезда, взявшись за кончики крыльев. А поют они своим детям о том, чтобы те росли дружными, чтобы не обижали друг друга, не ругались, не дрались. Если дети стерхов будут драться-ругаться, то они вырастут, как вороны, маленькими и чёрными, и, как вороны будут плохо петь»- так рассказывают бабушки своим внукам. А те слушают и делают выводы.
Используемая литература:
В.В. Эк. учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида
В.В. Воронкова Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида
Е.Ю. Сухаревская Занимательное естествознание.
Е.А. Сорокоумова Уроки экологии в начальной школе.
Н.В. Лободина. Экологическое воспитание в начальной школе.
И. Г. Норенко Экологическое воспитание.
Решение примеров и задач. Мигунова Н.П. 3 класс
ЦЕЛИ: 1. Закреплять умение решать примеры и задачи, совершенствовать
вычислительные навыки, умение работать с
именованными числами.
Познакомить с птицами Якутии (стерхом, розовой чайкой,
клестом).
2.Развивать внимание, мышление, речь учащихся, умение делать
выводы.
3.Воспитывать нравственные качества, бережное отношение к
природе, интерес к родному краю.
Вид урока: закрепление знаний.
Тип урока: интегрированный.
Форма обучения: фронтальная, работа в парах.
Ход урока.
-
Организационный момент.
Прозвенел уже звонок
И позвал нас на урок.
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать.
2. Актуализация знаний.
- Сегодня на уроке нам предстоит закрепить всё, что мы изучали на протяжении последних уроков. Что же мы будем закреплять?
(Решение задач, величины «длина», «масса», решение примеров)
- Сегодня на уроке я предлагаю вам отправиться в экспедицию.
Кто знает, что такое экспедиция?
- Экспедиция будет заочная, но я думаю, что и в такой экспедиции можно для себя сделать какие-то открытия.
- А где же будет проходить наша экспедиция?
Мы это узнаем, расшифровав слово
( на доске прикреплены карточки с числами 9-и, 10-у, 14-т, 30-к, 12-я, 18-я, а на обратной стороне – буквы, выстроив их в результате выполнениия задания, ребята прочитают слово)
-
7 увеличитьна5, я
-
Первое слагаемое20, второе 10 к
-
Уменьшаемое 13,вычитаемое 3, найдите разность у
-
2 умножить на 7 т
-
13 уменьшить на 4 и
- Осталась карточка с цифрой 18, составьте свои примеры, чтобы открылась последняя буква.
(получается слово ЯКУТИЯ)
- Мы с вами живём в Якутии и стараемся узнать как можно больше о своей республике. А Якутия наша богатый и во многом ещё не изученный край.
- Чем богата Якутия?
(Полезными ископаемыми, снегом, природой)
- Все, кто бывает в Якутии, говорят об удивительной красоте, уникальности природы. Посмотрите на пейзаж, это нарисовала нашу природу…., красиво? Но мне кажется, что здесь кого-то не хватает.
(Не хватает животных, птиц, насекомых)
- Я вам предлагаю постепенно «заселить» и озеро, и лес, животными, но мы должны о них обязательно что-то узнать, разведать.
3.Закрепление.
А) - Сегодня нас ждёт встреча с тремя удивительными птицами. Какая из них будет первой, вы узнаете, выполнив первую цепочку.
На доске рисунки птиц, закрытые, а под ними ответы.
.
(под рисунками – задания)
18(чайка) 75(стерх) 20(клёст)
-
40+(5+30)=
- С какой же птицей мы встречаемся? (Настя о стерхе)
Стерх.
У якутов эта величественная птица самая почитаемая
с давних времён. О ней сложены легенды, стихи, она
олицетворяет красоту. Птиц этих очень мало
осталось на Земле, поэтому они занесены в Красную
книгу. На зимовку они улетают в Китай, а весной возвращаются к нам в Якутию и выводят своих птенцов.
- Сейчас мы попробуем выяснить, почему этих птиц остаётся всё меньше и меньше.
-
Решив примеры первого столбика, вы узнаете, сколько яиц откладывает журавль в гнезде, а ответы примеров второго столбика расскажет о том, сколько журавлят выживает.
Внимательно посмотрите на примеры и скажите, нет ли здесь чего–то интересного?
( В каждом столбике есть закономерность)
- Кто быстро справится с заданием, допишет в каждый столбик ещё по одному примеру, но так, чтобы закономерность не нарушилась.
30 - 28 = 4 : 4 =
4 : 2 = 28 - 27 =
56 - 54 = 99 – 98 =
…. ….
- Так сколько же яиц откладывает журавль? А сколько выживает?
- Можете ли вы назвать причину маленького количества стерхов?
- Но это только 1 причина, другая причина в том, что стерхи очень осторожные птицы, не любят, когда их беспокоят. Если человек близко подходит к гнезду (даже если случайно), стерхи могут улететь и больше не вернуться к гнезду. Стерхи живут парами и гнёзда делают друг от друга на расстоянии 5 км. Селятся они на болотах и около озёр.
10 кг
что может обозначать это число?
(Это вес чего-то)
- Масса взрослого стерха и подросшего птенца составляет 10 кг. Масса птенца 3 кг. Какой вопрос можно поставить, чтобы получилась задача.
(Какова масса взрослого стерха)
- Запишите решение и ответьте на вопрос задачи.
( Проверка с объяснением)
- Что же мы узнали о стерхе?
- Куда мы «заселим» эту замечательную красивую птицу?
(Прикрепляю рисунок птицы на панно около озера).
Физминутка.
Журавли летят
Крыльями машут.
Склонились над водой
Качают головой.
Гордо и прямо умеют держаться
И тихо на воду садятся.
Б) Ответ следующей цепочки приведёт нас ещё к одной редкой птице.
-
3+ 3+3+3+3+3 =18 Ваня (о чайке)
- Если стерх довольно крупная птица, высотой
больше 1 м, их видно издалека, то розовая чайка,
которая живёт на севере Якутии в тундре, там она
гнездится, а на зиму кочует не на юг, как все птицы,
а на север, в Арктику, на Северный Ледовитый
океан, птица небольшая, чуть больше голубя. Встречается очень редко, занесена в Красную книгу.
У. Чтобы увидеть эту птицу, учёные, журналисты действительно отправлялись на Север в экспедиции. А увидев, назвали эту птицу жар –птицей Севера. Что-то сказочное веет от этих слов.
А ведь действительно похоже на сказку, когда среди ледяного безмолвия пролетает стайка птиц с розовым оперением.
Птицы стараются поселиться подальше от людей. Они гнездятся на кочках, около озёр по несколько семей.
-
Составьте задачу о чайках по этой схеме.
1 оз. – 9 семей
2 оз. - ? семей, на 2 семьи меньше
1оз. + 2 оз?
Ребята работают в парах и составляют задачу:
На первом озере поселилось 9 семей чаек, а на втором – на 2 семьи меньше. Сколько семей поселилось на первом и втором озере?
- О чём вам рассказала эта задача?
(Чайки могут жить по 9 и 7 семей)
-
- Но у каждой пары чаек есть своё гнездо. Сколько же яиц откладывают эти редкие птицы?
Подскажут вам эти выражения:
5 х _ = 15 _ + 50 = 53 18: _ = 6
- Какое число вставили в выражение?
- Сколько яиц в гнезде у жар-птицы Севера?
- Куда «заселим» розовую чайку?
- Вы знаете, ребята, существует легенда, что когда розовых чаек убивают, то их оперение белеет. С каждой капелькой пролитой крови уходит необычная красота оперения этой птицы.
В) – Составьте как можно больше примеров с ответом 20, и вы узнаете что-то интересное о следующей птице.
(взаимопроверка) Эдуард ( клёст)
Это птица – клёст. Её можно встретить в наших хвойных лесах. Она не больше воробья, но очень отважная, так как выводит своих птенцов в самое холодное время – в январе. Самка высиживает яйца, а самец кормит её, а затем и вылупившихся птенцов.
У. Питаются они семенами шишек елей и сосен, а чтобы достать семена, есть специальный инструмент – их крестообразный клюв.
- Куда поселим клеста?
(прикрепляю рисунок к ели)
4.Самостоятельная работа.
1 м., 65 см., 1 р., 35 к. 40к. Что видите? (числа, полученные при измерении) - Какую работу мы можем выполнить?
(Разделить на группы, сравнить, составить примеры на сложение и вычитание)
- Каждый выберет задание для себя сам.
Взаимопроверка.
5.Итог.
- Что узнали на уроке?
- Что повторяли?
- Что для вас было интересным, мы сейчас проверим. На листке бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать своё мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала – не красьте. Большой – для меня тема была важной и интересной – красным. Указательный – узнал много нового – жёлтым.
Средний – мне было трудно – зелёным.
Безымянный – для меня было – комфортно – синим.
Мизинец – для меня было недостаточно информации – фиолетовым.
- Закончить урок мне хотелось бы просмотром видеосюжета «Танец стерхов».
«Стерхи очень хорошо поют и танцуют. Танцуют вокруг своего гнезда, взявшись за кончики крыльев. А поют они своим детям о том, чтобы те росли дружными, чтобы не обижали друг друга, не ругались, не дрались. Если дети стерхов будут драться-ругаться, то они вырастут, как вороны, маленькими и чёрными, и, как вороны будут плохо петь»- так рассказывают бабушки своим внукам. А те слушают и делают выводы.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Применение технологии сотрудничества на уроках в начальной школе как способ реализации ФГОС НОО