Мини-картотека приемов по формированию навыков самооценки младших школьников
Краткое описание
Дети, впервые переступившие порог школы, как правило, имеют завышенную самооценку. В школе в процессе обучения самооценка должна стать не только положительной, но и адекватной. Поэтому задача учителя – помочь ребенку научиться адекватно оценивать свои возможности. Для этого необходимо помочь каждому ученику научиться видеть в себе положительные и отрицательные стороны.
Описание
Мини-картотека приемов по формированию навыков самооценки младших школьников В современном мире каждый человек должен адекватно оценивать свои возможности; уметь точно себе ответить, что я умею и что я могу. Поэтому у каждого человека должен сложиться образ собственного «Я». Это складывается из осознания своих личных физических, интеллектуальных, нравственных качеств, их самооценки. Самооценка – одно из центральных образований личности, часть ее ядра. От самооценки во многом зависит социальная адаптация личности, она влияет и на поведение. Однако самооценка не дана нам изначально. Она изменяется, формируется в процессе деятельности и межличностного взаимодействия.
Ребенок, приходя из детского сада, ожидает от школы чего-то нового, необычного. Конечно, каждый ребенок и его родители надеются, что в школе он будет успешным. Дети, впервые переступившие порог школы, как правило, имеют завышенную самооценку. В школе в процессе обучения самооценка должна стать не только положительной, но и адекватной. Поэтому задача учителя – помочь ребенку научиться адекватно оценивать свои возможности. Для этого необходимо помочь каждому ученику научиться видеть в себе положительные и отрицательные стороны.
Формировать самооценку младшего школьника помогают личные дневники самооценки. Они дают возможность развивать у ребенка умения самоконтроля и самооценки, а учителю и родителям позволяет принять участие в этом процессе.
Данный дневник предлагает ребенку оценивать собственные успехи, свое отношение к урокам, к школьному дню в целом. Делать это можно с помощью условных обозначений прямо в дневнике: в конце урока напротив каждого предмета нужно закрасить пустой круг определенным цветом (цвет зависит от выполненной работы на уроке). Дети называют эти кружочки «смайлики».«Смайлики» несут единую смысловую нагрузку радости, удовлетворения от выполненной работы или общения с учителем и одноклассниками.
На протяжении всего учебного года я провожу упражнения-тренинги, направленные на формирование адекватной самооценки и рефлексии.
1. Выполнение самоанализа своей работы (в рабочих тетрадях и прописи), когда ребенку предлагается оценить результат своего труда. В качестве одного из способов дифференцированного оценивания использую оценочную шкалу «Волшебные линеечки» (авторы Т. Дембо и С. Рубинштейн), на которой фиксируется результат выполненной работы. Школьник работает с оценочной шкалой непосредственно после выполнения работы. Оценочные шкалы представляют собой отрезки, которые дети чертят в тетради, рядом с работой. Самооценка представляет собой постановку ребёнком крестика на данной шкале: вверху крестик ставят в том случае, если работа соответствует данному критерию полностью, внизу – если работа не соответствует критерию вообще. Учитель в свою очередь рассматривает адекватность самооценки с каждым ребёнком индивидуально, при необходимости корректируя её.
2. Взаимооценивание. Научить детей объективно оценивать свои знания невозможно, не научив их объективно оценивать знания своих одноклассников. Для успешного оценивания нужно ставить детей в роль учителя, для этого можно просто поменяться тетрадями, прописями, чтобы оценить работу на уроке своего соседа по парте. Также, необходимо нацеливать детей на проведение анализа работы одноклассников, но при этом постараться помочь товарищу, а не обидеть его. Эффективным приемом является и использование на уроке сигнальных карточек (если вы считаете, что ученик справился с поставленной задачей – покажите улыбающегося человечка, если где-то в чём-то допустил ошибку, то покажите задумчивого человечка).
3. Самооценка на различных этапах урока.
· Прежде чем дети приступят к выполнению какого-либо задания, каждый ученик должен спрогнозировать, насколько успешно он справится с этим заданием, и свое предположение зафиксировать на «дорожке успеха».
После выполнения и проведения проверки такого вида работы дети снова обращаются к «дорожке успеха» и определяют этап на этой дорожке, который и будет адекватной самооценкой. Причем замечено, что дети не скрывают своего незнания, неумения.
· Рисование дерева или цветка настроения. В течение недели, каждый ребенок рисует «цветок настроения» или «древо настроения», в котором отражается его эмоциональный и психологический настрой и комфорт на этой учебной неделе.
4. Оценка коллективной и личностной деятельности на уроке.
— Что у вас получалось лучше всего?
— В чем испытали затруднения?
— Кому было сегодня легко?
— Кому пока было трудновато?
— Как вы оценили свою работу?
— Отметьте свое настроение в дневнике.
Предлагаемые способы оценивания позволяют:
Ученику:видеть свое продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях; определив свое незнание он имеет возможность улучшить свою работу, добиться успеха.
Учителю:не только выявить определенный результат в знаниях и умениях, но и наглядно увидеть процесс формирования этого навыка, обеспечивая целенаправленную и своевременную коррекцию.
Родителям:своевременно помочь своему ребенку исправить положение.
Ребенок, приходя из детского сада, ожидает от школы чего-то нового, необычного. Конечно, каждый ребенок и его родители надеются, что в школе он будет успешным. Дети, впервые переступившие порог школы, как правило, имеют завышенную самооценку. В школе в процессе обучения самооценка должна стать не только положительной, но и адекватной. Поэтому задача учителя – помочь ребенку научиться адекватно оценивать свои возможности. Для этого необходимо помочь каждому ученику научиться видеть в себе положительные и отрицательные стороны.
Формировать самооценку младшего школьника помогают личные дневники самооценки. Они дают возможность развивать у ребенка умения самоконтроля и самооценки, а учителю и родителям позволяет принять участие в этом процессе.
Данный дневник предлагает ребенку оценивать собственные успехи, свое отношение к урокам, к школьному дню в целом. Делать это можно с помощью условных обозначений прямо в дневнике: в конце урока напротив каждого предмета нужно закрасить пустой круг определенным цветом (цвет зависит от выполненной работы на уроке). Дети называют эти кружочки «смайлики».«Смайлики» несут единую смысловую нагрузку радости, удовлетворения от выполненной работы или общения с учителем и одноклассниками.
На протяжении всего учебного года я провожу упражнения-тренинги, направленные на формирование адекватной самооценки и рефлексии.
1. Выполнение самоанализа своей работы (в рабочих тетрадях и прописи), когда ребенку предлагается оценить результат своего труда. В качестве одного из способов дифференцированного оценивания использую оценочную шкалу «Волшебные линеечки» (авторы Т. Дембо и С. Рубинштейн), на которой фиксируется результат выполненной работы. Школьник работает с оценочной шкалой непосредственно после выполнения работы. Оценочные шкалы представляют собой отрезки, которые дети чертят в тетради, рядом с работой. Самооценка представляет собой постановку ребёнком крестика на данной шкале: вверху крестик ставят в том случае, если работа соответствует данному критерию полностью, внизу – если работа не соответствует критерию вообще. Учитель в свою очередь рассматривает адекватность самооценки с каждым ребёнком индивидуально, при необходимости корректируя её.
2. Взаимооценивание. Научить детей объективно оценивать свои знания невозможно, не научив их объективно оценивать знания своих одноклассников. Для успешного оценивания нужно ставить детей в роль учителя, для этого можно просто поменяться тетрадями, прописями, чтобы оценить работу на уроке своего соседа по парте. Также, необходимо нацеливать детей на проведение анализа работы одноклассников, но при этом постараться помочь товарищу, а не обидеть его. Эффективным приемом является и использование на уроке сигнальных карточек (если вы считаете, что ученик справился с поставленной задачей – покажите улыбающегося человечка, если где-то в чём-то допустил ошибку, то покажите задумчивого человечка).
3. Самооценка на различных этапах урока.
· Прежде чем дети приступят к выполнению какого-либо задания, каждый ученик должен спрогнозировать, насколько успешно он справится с этим заданием, и свое предположение зафиксировать на «дорожке успеха».
После выполнения и проведения проверки такого вида работы дети снова обращаются к «дорожке успеха» и определяют этап на этой дорожке, который и будет адекватной самооценкой. Причем замечено, что дети не скрывают своего незнания, неумения.
· Рисование дерева или цветка настроения. В течение недели, каждый ребенок рисует «цветок настроения» или «древо настроения», в котором отражается его эмоциональный и психологический настрой и комфорт на этой учебной неделе.
4. Оценка коллективной и личностной деятельности на уроке.
— Что у вас получалось лучше всего?
— В чем испытали затруднения?
— Кому было сегодня легко?
— Кому пока было трудновато?
— Как вы оценили свою работу?
— Отметьте свое настроение в дневнике.
Предлагаемые способы оценивания позволяют:
Ученику:видеть свое продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях; определив свое незнание он имеет возможность улучшить свою работу, добиться успеха.
Учителю:не только выявить определенный результат в знаниях и умениях, но и наглядно увидеть процесс формирования этого навыка, обеспечивая целенаправленную и своевременную коррекцию.
Родителям:своевременно помочь своему ребенку исправить положение.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Технологии, методики, формы работы
Математика
1 класс
17 марта 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО