Изменение настроения в картине первого снегопада
Харисова Татьяна Евгеньевна; высшая квалификационная категория; г.Уфа Республики Башкортостан; МБОУ СОШ №98 Орджоникидзевского района ГО г.УфаРеспублики Башкортостан; литературное чтение; учебник: Харисова Т.Е., Аюпов С.М. Литературное чтение. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений РБ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения. – Уфа: Китап, 2012.; Тема: Изменение настроения в картине первого снегопада; 2 класс; продолжительность урока 45 минут; использование информационных технологий (-);
Тема: Изменение настроения в картине первого снегопада
Цель:познакомить с приемом контраста в изображении природы.
Задачи:
— познакомить учащихся с литературным термином «контраст»;
— формировать творческое воображение через умение представлять картины и смену настроения, изображаемые автором;
— приобщить детей к искусству, развивать художественный вкус, любовь и интерес к чтению;
— продолжить работу по формированию умения делить текст на части и подбирать заголовки, работать над установлением правильной последовательности при сопоставлении событий в произведениях;
— формировать умение анализировать произведение с точки зрения языковых средств, настроения;
— развивать воображение через умение обосновывать свою точку зрения;
— воспитывать внимательное отношение к авторскому слову;
— воспитывать любовь к литературе и природе.
Планируемые УУД
Личностные:
— умение принимать учебную задачу урока, сотрудничать с товарищами и учителем;
— формирование творческих способностей (деление текста на части и подбор заголовка, проба пера);
— способность выполнять творческую работу, перенос знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность(иллюстрирование).
Познавательные:
— формирование умений видеть смену настроения в произведении;
-способность ориентироваться в системе знаний — проверка уровня усвоения содержания произведения;
— умение раскрывать авторский замысел;
— формирование навыка работы с готовым планом (определение правильной последовательности);
Регулятивные:
— формирование умений, ориентированных на установление порядка описываемых событий;
— умение учитывать обозначенные ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем);
— способность принимать и сохранять учебную задачу;
— самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
Коммуникативные:
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, работать в паре в соответствии с задачами;
— вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе.
Ход урока | Планируемая деятельность обучающихся |
I. Систематизация изученного 1. Организационный момент. 2. Воспроизведение выводов предыдущего урока.3. Проверка домашнего задания.После проверки домашнего задания дети читают загадки о снеге. · С неба звезды падают, Лягут на поля.Пусть под ними скроется Черная земля.Много, много звездочек, Тонких, как стекло,Звездочки холодные, А земле – тепло. (Первый снег) · Лениво лежал, лежал,А весной в реку побежал. (Весенний снег)II. Знакомство с новым материалом 1. Первичное восприятие текста (Л. Воронкова «Снег идет»). Постановка учебной задачи. Учитель ставит перед детьми проблему: какая из услышанных загадок больше всего подойдет к рассказу Л. Воронковой. Дети, слушая рассказ, пытаются найти в нем момент, к которому подойдет одна из загадок. (После знакомства с рассказом дети приходят к выводу, что подойдет первая загадка, так как она о первом снеге. Вторая загадка о старом, залежавшемся снеге.)2. Работа над рассказом Л. Воронковой «Снег идет»· Речевая разминка (работа над скороговоркой)Сад в снегу и лес в снегу, а по снегу я бегу.· Словарная работа зубцы — зуб – ча – ты – е | |
Запомни синонимы:студёные – холодные чёрствая ― жёсткая |
2) Перечитай картину первого снегопада. Обрати внимание на то, как меняется здесь настроение. При перечитывании картины первого снегопада дети обращают внимание на смену настроений: настойчивое («летели, падали, кружились и снова падали…»), нежное («как пух…звездочки, и все они разные…»), разочарованное («снежинки растаяли…»).
3) Найди в рассказе Л. Воронковой «Снег идёт» слова, которые произошли от слова «снег».
4) Нарисуй то, что связывает эти слова в рассказе Л. Воронковой. (Приложение 1)
платок | ||
крыши________ |
| |
ступенькигрязь | ||
деревья |
Прочитай этот эпизод в тексте и впиши недостающее слово.Недостающее слово в группе предметов, на которые падали снежинки, это «ладонь». Пропущено данное слово, поскольку именно в этот момент настойчивое настроение меняется в сторону настроения любования.
5) Почему Таня утром не узнала свою деревню?
Зачем автор использовал приём контраста в изображении природы?
(Знакомство с термином: контраст – резкая противоположность)Цель применения приема контраста – подчеркнуть резкую смену картин природы.
6) Подели текст на части. Придумай к каждой из них заголовок.7) Прочитай отрывки из произведений о зиме и укажи, в каком порядке они должны быть, чтобы описать события рассказа «Снег идёт». (Приложение 2)
Задания №6 и №7 взаимосвязаны и ориентированы на установление порядка описываемых событий. Задание №7 более сложное, требует осмысления и сравнения отрывков разных произведений, поэтому его дети выполняют после деления текста на части и их озаглавливания. Тексты идут в следующем порядке: №1 — В. Орлов№2 — А. Фет№3 — С. Черный№4 — В. Лунин№5 — К. Бальмонт№6 — Г. Ладонщиков
Белый снег-снежокЖжётся, колется,Выходи, дружок,За околицу…Г. Ладонщиков (№ ___) |
Снежинки-снежинки, Седые пушинки Летят и летят!.. С. Чёрный(№ ___) |
На картине у зимы Всё бело от снега: Поле, дальние холмы, Изгородь, телега… В. Лунин(№ ___) |
Мама! глянь-ка из окошка - Знать, вчера недаром кошка Умывала нос: Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело - Видно, есть мороз… А. Фет(№ ___) |
Небо весело синеет, Снег блестит под ним искрясь… К. Бальмонт(№ ___) |
Вечер тихий и морозный. Только снега нет и нет… В. Орлов(№ ___) |
· Определение темы и идеи текста. (Тема: Первый снег и изменение настроения в его описании. Идея: Завораживающая красота первого снегопада.) Проба пера — завершение строк стихотворения (Приложение 3)Как чудесен ты, снежок!
И летишь ты как __ __.
На поля и на луга,
Ах, какая __ __ __!
Во 2 строку дети добавляют слово из двух слогов с ударением на 2 слог (пушок), в 4 строку – из трех слогов с ударением на последний слог (красота)
2. Рефлексия— Что нового принес вам сегодняшний урок?
— Какие моменты урока понравились больше (меньше) всего?
— Оцените, насколько хорошо вы помните понятия, с которыми сегодня работали.
3. Домашнее заданиеКраткий пересказ текста. Подбор произведений, имеющих схожую тему или идею с рассказом Л. Воронковой «Снег идет»
Использованная литература1. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2010. – 120с. – (Стандарты второго поколения).2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2011. – С.135-225.3. Харисова Т.Е., Аюпов С.М. Литературное чтение. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений РБ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения. Часть 1. – Уфа: Китап, 2012. – С.97-101.
Приложение 1Нарисуй то, что связывает эти слова в рассказе Л. Воронковой.
платок | ||
крыши______________ | ступенькигрязь | |
деревья |
Приложение 2Прочитай отрывки из произведений о зиме и укажи, в каком порядке они должны быть, чтобы описать события рассказа Л. Воронковой «Снег идёт».
№ |
№ | ||
Белый снег-снежокЖжётся, колется,Выходи, дружок,За околицу…Г. Ладонщиков |
Снежинки-снежинки, Седые пушинки Летят и летят!.. С. Чёрный | ||
№ |
№ | ||
На картине у зимы Всё бело от снега: Поле, дальние холмы, Изгородь, телега… В. Лунин |
Мама! глянь-ка из окошка - Знать, вчера недаром кошка Умывала нос: Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело - Видно, есть мороз… А. Фет | ||
№ |
№ | ||
Небо весело синеет, Снег блестит под ним искрясь… К. Бальмонт |
Вечер тихий и морозный. Только снега нет и нет… В. Орлов |
Как чудесен ты, снежок!
И летишь ты как __ __. ………………………….
На поля и на луга,
Ах, какая __ __ __! ………………………….
Выбери подходящие слова или подбери свои.
снежок |
ок(ёк) | ог(ёг) | |
дружок |
прилёг | |
червячок |
рог | |
пушок | носорог |
а | я | |
чудеса |
земля | |
прелесть |
беготня | |
красота |
тишь, друзья |
Харисова Татьяна Евгеньевна;
высшая квалификационная категория;
г.Уфа Республики Башкортостан;
МБОУ СОШ №98 Орджоникидзевского района ГО г.Уфа
Республики Башкортостан;
литературное чтение;
учебник: Харисова Т.Е., Аюпов С.М. Литературное чтение. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений РБ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения. – Уфа: Китап, 2012. ;
Тема: Изменение настроения в картине первого снегопада;
2 класс;
продолжительность урока 45 минут;
использование информационных технологий (-);
Тема: Изменение настроения в картине первого снегопада
Цель: познакомить с приемом контраста в изображении природы.
Задачи:
- познакомить учащихся с литературным термином «контраст»;
- формировать творческое воображение через умение представлять картины и смену настроения, изображаемые автором;
- приобщить детей к искусству, развивать художественный вкус, любовь и интерес к чтению;
- продолжить работу по формированию умения делить текст на части и подбирать заголовки, работать над установлением правильной последовательности при сопоставлении событий в произведениях;
- формировать умение анализировать произведение с точки зрения языковых средств, настроения;
- развивать воображение через умение обосновывать свою точку зрения;
- воспитывать внимательное отношение к авторскому слову;
- воспитывать любовь к литературе и природе.
Планируемые УУД
Личностные:
- умение принимать учебную задачу урока, сотрудничать с товарищами и учителем;
- формирование творческих способностей (деление текста на части и подбор заголовка, проба пера);
- способность выполнять творческую работу, перенос знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность (иллюстрирование).
Познавательные:
- формирование умений видеть смену настроения в произведении;
-способность ориентироваться в системе знаний - проверка уровня усвоения содержания произведения;
- умение раскрывать авторский замысел;
- формирование навыка работы с готовым планом (определение правильной последовательности);
Регулятивные:
- формирование умений, ориентированных на установление порядка описываемых событий;
- умение учитывать обозначенные ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем);
- способность принимать и сохранять учебную задачу;
- самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, работать в паре в соответствии с задачами;
- вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе.
Ход урока |
Планируемая деятельность обучающихся |
|||||||||||||||||||
После проверки домашнего задания дети читают загадки о снеге.
Лягут на поля. Пусть под ними скроется Черная земля. Много, много звездочек, Тонких, как стекло, Звездочки холодные, А земле – тепло.
А весной в реку побежал.
Учитель ставит перед детьми проблему: какая из услышанных загадок больше всего подойдет к рассказу Л. Воронковой. Дети, слушая рассказ, пытаются найти в нем момент, к которому подойдет одна из загадок.
Сад в снегу и лес в снегу, а по снегу я бегу.
1) Как выглядела деревня в начале рассказа? Какое настроение у тебя возникло при чтении этого абзаца? 2) Перечитай картину первого снегопада. Обрати внимание на то, как меняется здесь настроение. 3) Найди в рассказе Л. Воронковой «Снег идёт» слова, которые произошли от слова «снег». 4) Нарисуй то, что связывает эти слова в рассказе Л. Воронковой. (Приложение 1)
Прочитай этот эпизод в тексте и впиши недостающее слово. 5) Почему Таня утром не узнала свою деревню? Зачем автор использовал приём контраста в изображении природы? (Знакомство с термином: контраст – резкая противоположность) 6) Подели текст на части. Придумай к каждой из них заголовок. 7) Прочитай отрывки из произведений о зиме и укажи, в каком порядке они должны быть, чтобы описать события рассказа «Снег идёт». (Приложение 2)
Как чудесен ты, снежок! И летишь ты как __ __ . На поля и на луга, Ах, какая __ __ __ !
- Что нового принес вам сегодняшний урок? - Какие моменты урока понравились больше (меньше) всего? - Оцените, насколько хорошо вы помните понятия, с которыми сегодня работали.
Краткий пересказ текста. Подбор произведений, имеющих схожую тему или идею с рассказом Л. Воронковой «Снег идет» |
Первый снег Весенний снег После знакомства с рассказом дети приходят к выводу, что подойдет первая загадка, так как она о первом снеге. Вторая загадка о старом, залежавшемся снеге. При перечитывании картины первого снегопада дети обращают внимание на смену настроений: настойчивое («летели, падали, кружились и снова падали…»), нежное («как пух…звездочки, и все они разные…»), разочарованное («снежинки растаяли…»). Недостающее слово в группе предметов, на которые падали снежинки, это «ладонь». Пропущено данное слово, поскольку именно в этот момент настойчивое настроение меняется в сторону настроения любования. Цель применения приема контраста – подчеркнуть резкую смену картин природы.
Задания №6 и №7 взаимосвязаны и ориентированы на установление порядка описываемых событий. Задание №7 более сложное, требует осмысления и сравнения отрывков разных произведений, поэтому его дети выполняют после деления текста на части и их озаглавливания. Тексты идут в следующем порядке: №1 - В. Орлов №2 - А. Фет №3 - С. Черный №4 - В. Лунин №5 - К. Бальмонт №6 - Г. Ладонщиков
Тема: Первый снег и изменение настроения в его описании. Идея: Завораживающая красота первого снегопада. Во 2 строку дети добавляют слово из двух слогов с ударением на 2 слог (пушок), в 4 строку – из трех слогов с ударением на последний слог (красота) |
Использованная литература
-
Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2010. – 120с. – (Стандарты второго поколения).
-
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2011. – С.135-225.
-
Харисова Т.Е., Аюпов С.М. Литературное чтение. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений РБ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения. Часть 1. – Уфа: Китап, 2012. – С.97-101.
Приложение 1
Нарисуй то, что связывает эти слова в рассказе Л. Воронковой.
-
платок
крыши
______________
ступеньки
грязь
деревья
Прочитай этот эпизод в тексте и впиши недостающее слово.
Приложение 2
Прочитай отрывки из произведений о зиме и укажи, в каком порядке они должны быть, чтобы описать события рассказа Л. Воронковой «Снег идёт».
№ |
|
№ |
|
Белый снег-снежок Жжётся, колется, Выходи, дружок, За околицу… Г. Ладонщиков |
Снежинки-снежинки, Седые пушинки Летят и летят!.. С. Чёрный |
||
№ |
|
№ |
|
На картине у зимы Всё бело от снега: Поле, дальние холмы, Изгородь, телега… В. Лунин |
Мама! глянь-ка из окошка - Знать, вчера недаром кошка Умывала нос: Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело - Видно, есть мороз… А. Фет |
||
№ |
|
№ |
|
Небо весело синеет, Снег блестит под ним искрясь… К. Бальмонт |
Вечер тихий и морозный. Только снега нет и нет… В. Орлов |
Приложение 3
|
Как чудесен ты, снежок! И летишь ты как __ __ . …………………………. На поля и на луга, Ах, какая __ __ __ ! …………………………. |
Выбери подходящие слова или подбери свои.
снежок
|
луга
|
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО