Обобщающий урок «Кровь. Кровообращение»
Краткое описание
-Называть элементы крови, понимать сущность процессов движения крови по кругам кровообращения, работу сердца.
-Осознавать вред никотина, алкоголя для работы органов кровообращения;
-Осознавать вред никотина, алкоголя для работы органов кровообращения;
Описание
областное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа» Обобщающий урок по теме «Кровь. Кровообращение» по учебнику В.И. Сивоглазова «Человек», 9 класс Продолжительность урока – 45 минут Использование ИКТ – интерактивная доска Polywision, использование пульта. Презентация выполнена в Power Point 2007, количество слайдов – 31. Локтионова Елена Анатольевна, учитель биологии высшей квалификационной категории г. Курск Цели урока: Познавательные: -Знать терминологию по теме; -Называть элементы крови, описывать их особенности; -Понимать сущность процессов движения крови по кругам кровообращения, работу сердца. -Ознакомиться с заболеваниями сердечно — сосудистой системы и их профилактикой; -Осознавать вред никотина, алкоголя для работы органов кровообращения; -Уметь оказать первую помощь при всех видах кровотечения; Развивающие: -Продолжить формирование умений учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы об особенностях строения клеток крови; -Отрабатывать навыки работы с текстовыми заданиями и мультимедийным оборудованием. Воспитательные: -Воспитывать культуру речи; -Бережное отношение к своему здоровью. -Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам: табакокурению, употреблению алкоголя, понимать необходимость ЗОЖ. Тип урока: Обобщающий. Основные методы: иллюстративный, словесный, частично-поисковый, практический. Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Введение в тему урока. -Ребята, какую систему органов мы с вами закончили изучать? (Систему органов кровообращения) -Давайте вспомним, что мы изучали на прошлых занятиях, а поможет нам в этом конкурс «Термины». Я буду читать определения, а вы записываете термины. 1. Движение крови в организме. (Кровообращение) (Слайд 1) 2. Самый крупный сосуд. (Аорта) (Слайд 2) 3. Красные кровяные клетки. (Эритроциты) (Слайд3) 4. Путь от правого желудочка до левого предсердия.(Малый) (Слайд 4) 5. Белые кровяные клетки. (Лейкоциты) (Слайд 5) 6. Сосуды, несущие кровь от сердца. (Артерии) (Слайд6 ) 7. Сосуды, несущие кровь к сердцу. (Вены) (Слайд 7) 8. Жидкая часть крови.(Плазма) (Слайд 8) 9. Способность организма защищаться от инфекционного воздействия.(Иммунитет) (Слайд 9) 10. Вещество, входящее в состав эритроцитов. (Гемоглобин) (Слайд 10) А теперь проверьте друг друга, обменявшись листиками, сверьте написанное в листике соседа с правильными ответами. (Слайд 11) 3. Задание. «Лови ошибку» Условия: каждый ученик имеет свою карточку с текстом, в которой допущены ошибки. В течение 1-2 мин идет работа по выявлению ошибок, затем ученик зачитывает текст и комментирует ошибки. Тексты к конкурсу «Лови ошибку». 1. Эритроциты. (Слайд 14. 15) Эритроциты — красные кровяные клетки. Они очень малы. Эритроциты имеют ядро (не имеют ядер). Это клетки шаровидной (двояковогнутая лепешка) формы, Основная функция эритроцитов — транспорт питательных веществ (кислорода) (Слайд 15) 2. Лейкоциты. (Слайд 16. 17) Лейкоциты — белые кровяные клетки. Они мельче эритроцитов. Не имеют ядра. Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться. Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. 4. Повторение и закрепление пройденного материала -Сегодня наш урок посвящен удивительной жидкости, одной из главных компонентов внутренней среды. Как нельзя представить город без транспорта и телефонов, так нельзя понять существование человека без движения крови по сосудам. -Ребята, давайте с вами вспомним состав крови. (составление схемы) (Слайд 18, 19) 5. Строение сердца. (Слайд 20) Построение схемы. Сердце это удивительный орган. Размером с небольшой кулак, он способен перекачивать около 5 литров крови в минуту. Кровеносные сосуды организма (артерии, вены и капилляры) представляют более 60.000 километров, этого достаточно, чтобы дважды обогнуть весь мир. Сердце бьется около 100.000 раз в день. Так давайте вспомним, его строение. Учащиеся получают карточки с изображением сердца и заполняют схему. Потом вместе со всем классом проверяют правильность выполнения. 6. Круги кровообращение. (Слайд 21) Просмотр и обсуждение видео. (Слайд 21) 7. Конкурс «Прием в травмпункт» (Слайд 22. 23. 24. 25) Каждый учащийся получает задания на карточках. Коллективное обсуждение. Задания: У пострадавшего сильное кровотечение из раны на правом предплечье кровь идет толчками, цвет крови – алый. Ответ. Тип кровотечения – артериальный. Необходимо наложить жгут. Он накладывается на одежду (чтобы не повредить кожу) выше раны до остановки кровотечения. Жгут можно держать не более 1,5 -2 часов (чтобы не вызвать некроза). На рану – стерильная повязка. Пострадавшего необходимо доставить в медпункт. У пострадавшего ссадина на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена. Ответ. Рану промыть кипяченной водой или раствором марганцовки, кожу вокруг раны обработать йодом или зеленкой, можно закрыть рану бактерицидным пластырем, повязка не обязательна. 3. Определите вид кровотечения. 8. О вреде алкоголя и никотина. ( Слайд 26.27.28) Выходит ученик и читает стихотворение: Средь традиций самых разных Есть нелегкая одна Если встреча, если праздник, Значит, пей и пей до дна! Пей одну и пей другую, и седьмую, и восьмую Просят, давят, жмут «друзья»! Ну, а если не могу я, Ну а если мне нельзя? Ну, а если есть причина Завтра утром в форме быть, Подскажите, как мне быть? Пить спиртное иль не пить? — Как бы вы ответили на этот вопрос? Что делать юноше в подобной ситуации? Отказаться? Но как? — Как вы думаете, вреден ли алкоголь для сердца? Дело в том, что при поступлении в кровь алкоголь начинает взаимодействовать с эритроцитами (красными кровяными клетками), которые переносят кислород от лёгких к тканям, а углекислый газ — в обратном направлении, что приводит к тому что они склеиваются, в результате чего образуются тробмы, не дающие двигаться крови по сосудам. Именно поэтому употребление спиртных напитков нарушает работу сердца и сосудов. Работа по карточкам. Многие подростки даже не задумываются о влиянии и последствиях употребления алкоголя на их здоровье, личность, жизнь. Они просто выпивают. «Бутылка пива — что в этом плохого? Все вокруг так делают!» И не замечают, как увлекаются. Не будь легкомысленным. Надо помнить о последствиях. Учитель вешает на доску запрещающий знак. Рассказ сердца человека о себе Мне так плохо, так устало, И нет уж больше сил стучать, Наверное, осталось мало ... Могли бы только вы понять - Мне не хватает кислорода, Меня так душит никотин, А этот яд непобедим. Мои сосуды кровяные В дыму сгорают день за днем, И если вы нас не спасете, Мы только от куренья пропадем О вреде курения сказано немало. Однако беспокойство ученых и врачей, вызванное распространением этой пагубной привычки, растет, так как пока еще значительное число людей не считает курение вредным для здоровья. Курение — не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают всерьез. — Как вы думаете чем опасно курение для сердца? — Курение само по себе вредит здоровью сердца и кровеносных сосудов, поскольку табачный дым содержит целый спектр вредных — токсических для многих органов и тканей веществ, основные из них: никотин, окись углерода — СО, цианистый водород, канцерогенные вещества (бензол, хлористый винил, различные «смолы», формальдегид, никель, кадмий и др.). Никотин, например, нарушает тонус сосудистой стенки, способствуя её повреждениям, спазмам и образованию тромбов в кровеносных сосудах. Окись углерода, соединяясь с гемоглобином, образует карбоксигемоглобин, который блокирует перенос кислорода к органам и тканям. Работа по карточкам. Так почему же все-таки продают сигареты в киосках? Да потому, что к сожалению, категорическим запретам не всегда повлияешь на заядлого курильщика. Всякого рода самоделки, суррогаты куда вреднее, чем табак, приготовленный в фабричных условиях. Просто запретить людям курить, наверное, еще не возможно, а вот убедить бросить курить можно. -И какой вывод мы с вами можем сделать из вышесказанного? Стоит ли убивать свой организм алкоголем и курением? 9. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Размещено в
разделе:
Специальное ОУ VII-VIII видов
Учитель
Технологии, методики, формы работы
Биология
9 класс
13 марта 2013
Файлы
urok_biolojy.rar
Скачать
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»