Беседа-диалог "Может ли слово убить?"
Беседа-диалог «Может ли слово убить?» Автор:
Цивелёва Валентина Кирилловна, воспитатель
МКОУ Детский дом № 6
города Прокопьевска Кемеровской области,
Iквалификационная категория
Прокопьевск 2013 Пояснительная записка При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубинные чувства. Нет такого понятия, которого нельзя было бы назвать русским словом. Читая прекрасные произведения великих поэтов, мы погружаемся в мир, созданный их фантазией, следим за мыслями и поведением их героев и подчас забываем, что литература – искусство слова. А ведь все, о чем мы узнаем из книг, воплощено в слове, вне слова не существует. Не случайно язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Надо только уметь им пользоваться, научиться понимать законы «сцепления» слов. Язык — бесценный дар, которым наделен человек. Язык-оружие человека. Он необходим, чтобы люди могли общаться полноценно. Отличная форма общения – нежность. Как часто мы огорчаем своим невниманием, грубостью, самых дорогих нам людей. Словом можно повести за собой, словом можно подарить людям радость, но словом можно и разрушить многое. «Слово не воробей» — успокаиваем мы себя. Но так ли это. Летучее устное слово бывает тяжелым камнем ложится на сердце, а доброе слово, сказанное вовремя, продлевает жизнь. Данная разработка предназначена для детей среднего возраста и рекомендуется воспитателям детских домов. Тема:«Может ли слово убить?» Цель: закрепление представления детей об уважении и порядочности. Задачи: Ø Развивать умения ценить и дорожить великим даром общение; Ø Воспитывать культуру общения и тактичность. Форма: беседа – диалог Средний школьный возраст Ход занятия: 1. Организационный момент
Игра «Антонимы»
Предложить детям для подбора антонимов следующие названия качеств человека: враждебный, уверенный, нелюдимый, честный, несамостоятельный, раздражительный (дружелюбный, неуверенный, общительный, лживый, самостоятельный, невозмутимый). 2. Введение в тему Представьте себе, что слово «общение» требует расшифровки, но необычной. Необходимо каждую букву, входящую в это слово использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение»К примеру, о – объединение, б – близость, щ – щедрость, е – единение, н – необходимость, и –искренность. 3. Основная часть Слово воспитателя:
У всех людей есть возможность и способность общаться с другими людьми. Кто – то может это делать лучше, кто – то хуже. Кто – то очень переживает оттого, что его общение с людьми не складывается и не дает желаемого результата. Кто – то из-за неумения общаться вынужден расстаться, рассориться и страдать. Вопросы: 1) Случалось ли такое с вами? 2) Как можно преодолеть разлад в ситуации общения? Слово воспитателя: Общению можно и нужно учиться По своей природе общение – это ежедневный труд В.А.Сухомлинскийй Чтение стихотворения (дети читают) М. Матусовского «Есть слова пострашнее, чем порох»
Есть слова пострашнее, чем порох
Чем снаряд, над окопными рвами
Я советую людям при сорах
Осторожнее быть со словами
Мир устроен на этой основе
И достаточно, в общем, серьезно
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано или поздно
Вы к словам проявляйте терпенье
Не берите в расчет кривотолков ведь от них остается раненье
Как от легких, но острых осколков
Словом можно убить
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести!
Словом можно продать и купить,
Словом можно в разящий свинец перелить
Чтение стихотворения: Э. Асадова «Нежные слова»
То ли мы сердцами остываем,
То ль забита прозой голова,
Только мы все реже вспоминаем
Светлые и нежные слова
Словно в эру плазмы и нейтронов,
В гордый век космических высот
Нежные слова, как граммофоны,
Отжили и списаны в расход
Только мы здесь, видимо слукавили
Или что – то около того
Вот слова же бранные оставили,
Сберегли ведь все до одного!
Впрочем, сколько человек не бегает
Средь житейских бурь и суеты,
Только сердце все равно потребует
Рано или поздно красоты
Пусть слова сверкают золотинками,
И не год, не два, а целый век!
Человек не может жить инстинктами,
Человек – на то и человек!
И уж коль действительно хотите,
Чтоб звенела счастьем голова,
Ничего – то в сердце не таите,
Говорите, люди, говорите
Самые хорошие слова
Вопросы:
1) Какое вам стихотворение понравилось?
2) Чем понравилось?
3) А, как вы понимаете слова… «Есть слова пострашнее, чем порох»
4) Как вы думаете словом можно убить?
5) Как вы думаете словом можно спасти?
Слово воспитателя:
Нежные, ласковые слова радуют, помогают людям жить в мире, а грубые – ранят. Плохие слова не красят человека
4. Заключительная часть
ТЕСТ «ЯЗЫК МОЙ — ВРАГ МОЙ» Все знают, что невоздержанный язык — худшее из зол. А невоздержан он обычно от того, что слова его хозяина намного опережают мысли. В умении сказать не больше, чем надо, порой заключен секрет человеческого счастья. Насколько ваш язык предрасположен к тому, чтобы причинять неприятности своему хозяину? Попробуйте прояснить этот вопрос для себя с помощью нашего теста. По десять очков начисляйте себе всякий раз, когда предложенная нами мысль покажется вам мудрой и логичной. Не старайтесь набрать побольше очков, не вникая в суть высказывания. Все, что кажется вам туманным или лишенным смысла, пропускайте без внимания. Итак! /. Нужно остерегаться вступать в пререкания с болтунами, поскольку речью владеют почти все, а ум достался очень немногим, 2. Если требуется большое искусство, чтобы вовремя высказаться, то немалое искусство состоит и в том, чтобы вовремя промолчать. 3. Пустая болтовня никогда не облегчит душевных страданий. 4. Самое плохое, что никогда не лезут за словом в карман именно те, кому нечего сказать. 5. И молчание может быть самым тяжелым обвинением. 6. За полунамеками, как правило, скрывается полуправда. 7. Плохо, что спорить умеют многие, но маю, кто умеет беседовать. 8. Кто слишком много говорит, тот не успевает как следует подумать. 9. Нет ничего отвратительнее, чем говорить много о себе. 10.Тому, кто опасается сказать лишнее, самое лучшее — научиться хорошо слушать. 11. Говорить не думая — все равно, что стрелять не целясь. 12. Разве вы не замечали, что наши слова имеют крылья, но летят почему-то не туда, куда бы нам хотелось. 13. Заблуждаться свойственно очень многим, поупорствовать в своих заблуждениях — только глупцам. 14. Любой слух может наделать бед. 15.Булавочные уколы труднее отражать, чем удары меча. 16. Пятно освежает скатерть, а сплетня—разговор. 17. Разболтать чужую тайну — предательство, свою — глупость. 18.Самая большая ошибка — полагать, что можешь всех перехитрить. Подсчитайте набранные вами очки! ОТ 180 ДО 130. На ваш взгляд, вы способны строго регламентировать свою разговорчивость. Вы относитесь к той категории людей, которые раз десять подумают, прежде чем что-то рассказать. Что касается ваших собственных тайн, то тут вы придерживаетесь той точки зрения, что лучше всего двое людей могут сохранить тайну, если один из них о ней не знает. ОТ 130 ДО 50. Часто ваша открытость всему миру играет с вами злую шутку. Мы думаем, что вы слишком доверчивы, чтобы подозревать других в том, что они могут использовать ваши секреты против вас. Следует быть более осторожным и осмотрительным. МЕНЕЕ 50. Судя по всему, вы очень закрытый человек. Думаем, что вас нельзя назвать разговорчивым. Вероятно, когда-то очень давно вы пострадали от своей откровенности и теперь стали подозревать всех в нехорошем. На наш взгляд, осмотрительность не должна переходить разумные пределы. 5. Обратная связь 1) Есть ли у вас стремление «согреть словом» близкого человека? 2) Всегда ли вы доброжелательны и равны с окружающими? 3) Способны ли вы не отвечать грубостью на грубость? 4) Когда и кого вы в последний раз утешили, вдохновили, вылечили словом? 5) Думали ли вы когда – нибудь, почему слово «серебро», а молчание – золото? Верно ли это? 6. Итог Отличная форма общения – нежность. Как часто мы огорчаем своим невниманием, грубостью самых дорогих нам людей, как близко лежат у нас резкие обидные слова. Словом можно повести за собой, словом можно подарить людям радость, но словом можно и разрушить многое «Слово – не воробей» — успокаиваем мы себя. Но так ли это? Летучее устное слово бывает, тяжелым камнем ложится на сердце, а доброе слово, сказанное вовремя, продлевает жизнь Когда сказать захочешь слово Мой друг, подумай, не спеши! Оно бывает то свинцово, То рождено свинцом души Оно ограбит и одарит Пусть ненароком, пусть любя Подумай, прежде чем ударить Того, кто слушает тебя Жуков ЛИТЕРАТУРА 1. Алоева, А.М. Классные часы в 5-7 классах / под редакцией Г.Н.Сибирицкой [Текст] / А.М. Алоева – Ростов н/Д: Феникс, 2006. 2. Музычук С.В. Лучшие сочинения по русской и зарубежной литературе [Текст] – Москва: ЗФО «БАО-ПРЕСС», 2004.
Управление образования администрации города Прокопьевска
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(законных представителей) «Специальный (коррекционный) детский дом № 6 для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей (законных представителей), с ограниченными возможностями здоровья»
(МКОУ «Детский дом № 6»)
Беседа-диалог
«Может ли слово убить?»
Автор:
Цивелёва Валентина Кирилловна, воспитатель
МКОУ Детский дом № 6
города Прокопьевска Кемеровской области,
I квалификационная категория
Прокопьевск 2013
Пояснительная записка
При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубинные чувства. Нет такого понятия, которого нельзя было бы назвать русским словом. Читая прекрасные произведения великих поэтов, мы погружаемся в мир, созданный их фантазией, следим за мыслями и поведением их героев и подчас забываем, что литература – искусство слова. А ведь все, о чем мы узнаем из книг, воплощено в слове, вне слова не существует. Не случайно язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Надо только уметь им пользоваться, научиться понимать законы «сцепления» слов.
Язык - бесценный дар, которым наделен человек. Язык-оружие человека. Он необходим, чтобы люди могли общаться полноценно. Отличная форма общения – нежность. Как часто мы огорчаем своим невниманием, грубостью, самых дорогих нам людей. Словом можно повести за собой, словом можно подарить людям радость, но словом можно и разрушить многое.
«Слово не воробей» - успокаиваем мы себя. Но так ли это. Летучее устное слово бывает тяжелым камнем ложится на сердце, а доброе слово, сказанное вовремя, продлевает жизнь.
Данная разработка предназначена для детей среднего возраста и рекомендуется воспитателям детских домов.
Тема: «Может ли слово убить?»
Цель: закрепление представления детей об уважении и порядочности.
Задачи:
-
Развивать умения ценить и дорожить великим даром общение;
-
Воспитывать культуру общения и тактичность.
-
Форма: беседа – диалог
Средний школьный возраст
Ход занятия:
-
Организационный момент
Игра «Антонимы»
Предложить детям для подбора антонимов следующие названия качеств человека: враждебный, уверенный, нелюдимый, честный, несамостоятельный, раздражительный (дружелюбный, неуверенный, общительный, лживый, самостоятельный, невозмутимый).
-
Введение в тему
Представьте себе, что слово «общение» требует расшифровки, но необычной. Необходимо каждую букву, входящую в это слово использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение»
К примеру, о – объединение, б – близость, щ – щедрость, е – единение, н – необходимость, и –искренность.
-
Основная часть
Слово воспитателя:
У всех людей есть возможность и способность общаться с другими людьми. Кто – то может это делать лучше, кто – то хуже. Кто – то очень переживает оттого, что его общение с людьми не складывается и не дает желаемого результата. Кто – то из-за неумения общаться вынужден расстаться, рассориться и страдать.
Вопросы:
-
Случалось ли такое с вами?
-
Как можно преодолеть разлад в ситуации общения?
Слово воспитателя:
Общению можно и нужно учиться
По своей природе общение – это ежедневный труд
В.А.Сухомлинскийй
Чтение стихотворения (дети читают) М. Матусовского «Есть слова пострашнее, чем порох»
Есть слова пострашнее, чем порох
Чем снаряд, над окопными рвами
Я советую людям при сорах
Осторожнее быть со словами
Мир устроен на этой основе
И достаточно, в общем, серьезно
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано или поздно
Вы к словам проявляйте терпенье
Не берите в расчет кривотолков ведь от них остается раненье
Как от легких, но острых осколков
Словом можно убить
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести!
Словом можно продать и купить,
Словом можно в разящий свинец перелить
Чтение стихотворения: Э. Асадова «Нежные слова»
То ли мы сердцами остываем,
То ль забита прозой голова,
Только мы все реже вспоминаем
Светлые и нежные слова
Словно в эру плазмы и нейтронов,
В гордый век космических высот
Нежные слова, как граммофоны,
Отжили и списаны в расход
Только мы здесь, видимо слукавили
Или что – то около того
Вот слова же бранные оставили,
Сберегли ведь все до одного!
Впрочем, сколько человек не бегает
Средь житейских бурь и суеты,
Только сердце все равно потребует
Рано или поздно красоты
Пусть слова сверкают золотинками,
И не год, не два, а целый век!
Человек не может жить инстинктами,
Человек – на то и человек!
И уж коль действительно хотите,
Чтоб звенела счастьем голова,
Ничего – то в сердце не таите,
Говорите, люди, говорите
Самые хорошие слова
Вопросы:
-
Какое вам стихотворение понравилось?
-
Чем понравилось?
-
А, как вы понимаете слова… «Есть слова пострашнее, чем порох»
-
Как вы думаете словом можно убить?
-
Как вы думаете словом можно спасти?
Слово воспитателя:
Нежные, ласковые слова радуют, помогают людям жить в мире, а грубые – ранят. Плохие слова не красят человека
-
Заключительная часть
ТЕСТ «ЯЗЫК МОЙ - ВРАГ МОЙ»
Все знают, что невоздержанный язык - худшее из зол. А невоздержан он обычно от того, что слова его хозяина намного опережают мысли. В умении сказать не больше, чем надо, порой заключен секрет человеческого счастья.
Насколько ваш язык предрасположен к тому, чтобы причинять неприятности своему хозяину?
Попробуйте прояснить этот вопрос для себя с помощью нашего теста.
По десять очков начисляйте себе всякий раз, когда предложенная нами мысль покажется вам мудрой и логичной. Не старайтесь набрать побольше очков, не вникая в суть высказывания. Все, что кажется вам туманным или лишенным смысла, пропускайте без внимания.
Итак!
/. Нужно остерегаться вступать в пререкания с болтунами, поскольку речью владеют почти все, а ум достался очень немногим,
2. Если требуется большое искусство, чтобы вовремя высказаться, то немалое искусство состоит и в том, чтобы вовремя промолчать.
3. Пустая болтовня никогда не облегчит душевных страданий.
4. Самое плохое, что никогда не лезут за словом в карман именно те, кому нечего сказать.
5. И молчание может быть самым тяжелым обвинением.
6. За полунамеками, как правило, скрывается полуправда.
-
Плохо, что спорить умеют многие, но маю, кто умеет беседовать.
-
Кто слишком много говорит, тот не успевает как следует подумать.
9. Нет ничего отвратительнее, чем говорить много о себе.
10. Тому, кто опасается сказать лишнее, самое лучшее — научиться хорошо слушать.
-
Говорить не думая — все равно, что стрелять не целясь.
-
Разве вы не замечали, что наши слова имеют крылья, но летят почему-то не туда, куда бы нам хотелось.
-
Заблуждаться свойственно очень многим, поупорствовать в своих заблуждениях — только глупцам.
-
Любой слух может наделать бед.
15. Булавочные уколы труднее отражать, чем удары меча.
-
Пятно освежает скатерть, а сплетня—разговор.
-
Разболтать чужую тайну — предательство, свою — глупость.
18. Самая большая ошибка — полагать, что можешь всех перехитрить.
Подсчитайте набранные вами очки!
ОТ 180 ДО 130. На ваш взгляд, вы способны строго регламентировать свою разговорчивость. Вы относитесь к той категории людей, которые раз десять подумают, прежде чем что-то рассказать. Что касается ваших собственных тайн, то тут вы придерживаетесь той точки зрения, что лучше всего двое людей могут сохранить тайну, если один из них о ней не знает.
ОТ 130 ДО 50. Часто ваша открытость всему миру играет с вами злую шутку. Мы думаем, что вы слишком доверчивы, чтобы подозревать других в том, что они могут использовать ваши секреты против вас. Следует быть более осторожным и осмотрительным.
МЕНЕЕ 50. Судя по всему, вы очень закрытый человек. Думаем, что вас нельзя назвать разговорчивым. Вероятно, когда-то очень давно вы пострадали от своей откровенности и теперь стали подозревать всех в нехорошем. На наш взгляд, осмотрительность не должна переходить разумные пределы.
-
Обратная связь
-
Есть ли у вас стремление «согреть словом» близкого человека?
-
Всегда ли вы доброжелательны и равны с окружающими?
-
Способны ли вы не отвечать грубостью на грубость?
-
Когда и кого вы в последний раз утешили, вдохновили, вылечили словом?
-
Думали ли вы когда – нибудь, почему слово «серебро», а молчание – золото? Верно ли это?
-
Итог
Отличная форма общения – нежность. Как часто мы огорчаем своим невниманием, грубостью самых дорогих нам людей, как близко лежат у нас резкие обидные слова. Словом можно повести за собой, словом можно подарить людям радость, но словом можно и разрушить многое
«Слово – не воробей» - успокаиваем мы себя. Но так ли это? Летучее устное слово бывает, тяжелым камнем ложится на сердце, а доброе слово, сказанное вовремя, продлевает жизнь
Когда сказать захочешь слово
Мой друг, подумай, не спеши!
Оно бывает то свинцово,
То рождено свинцом души
Оно ограбит и одарит
Пусть ненароком, пусть любя
Подумай, прежде чем ударить
Того, кто слушает тебя
Жуков
ЛИТЕРАТУРА
-
Алоева, А.М. Классные часы в 5-7 классах / под редакцией Г.Н.Сибирицкой [Текст] / А.М. Алоева – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
-
Музычук С.В. Лучшие сочинения по русской и зарубежной литературе [Текст] – Москва: ЗФО «БАО-ПРЕСС», 2004.
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Автодидактические игры как средство развития детской самостоятельности и активности в соответствии с ФГОС ДО»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»