Наш первый элегический поэт
Краткое описание
: вспомнить основные этапы жизненного и творческого пути поэта;
выяснить особенности элегий Баратынского как философских произведений о борьбе духовного и материального,
воспитывать любовь учащихся к родной стране, ее культурному наследию
выяснить особенности элегий Баратынского как философских произведений о борьбе духовного и материального,
воспитывать любовь учащихся к родной стране, ее культурному наследию
Описание
«Наш первый элегический поэт»
урок по лирике Е.А Баратынского в 11 классе.
Учитель русского языка Васина Антонина Ивановна.
Филиал Караваинский МБОУ Инжавинская СОШ» 2013г.
Тема: « Наш первый элегический поэт». Евгений Баратынский и его поэзия.
Цели: вспомнить основные этапы жизненного и творческого пути поэта;
выяснить особенности элегий Баратынского как философских произведений о борьбе духовного и материального,
воспитывать любовь учащихся к родной стране, ее культурному наследию.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. (На фоне музыки) Учитель читает наизусть «Мой дар убог…»
3. Слово учителя.
Кто же этот поэт, который так несмело заявляет об «убожестве» своего «дара», чья муза названа Киреевским (литературным деятелем 19 века) «скромной красавицей»?
На последующих уроках нам нужно изучить творчество величайшего поэта 20 века – А.А Блока. Но мне хотелось, чтобы первой ступенькой к его поэзии, стал разговор тоже о поэте, только 19 века, о нашем с вами земляке, которому уже более 200 лет со дня рождения. Именно его строки прозвучали в начале урока. Имя его Евгений Абрамович Баратынский.
Давайте вспомним его жизненный путь, почитаем стихи и попытаемся проникнуть в мир поэзии Баратынского. Известно, что самое главное в человеке закладывается в детстве. А какое оно было у Е.А Баратынского? Какое образование получил поэт?
4.Индивидуальное сообщение: «Детство. Учеба в Пажеском корпусе».(слайды 1,2,3) Е.Баратынский
5. Слово учителя.
Да, так сложно начиналась жизнь будущего поэта. А главным в его творчестве была тема любви к родным местам. Н.М.Коншин вспоминает: «Я не знавал человека, более привязанного к месту своего рождения, — он… просто одержим был этой, почти неизвестной у нас болезнью, которую французы называют тоской по Родине.»
Какой была эта любовь, мы попробуем почувствовать в стихотворениях «Родина».
6.Чтение наизусть стихотворения «Родина» (группа учащихся)
7.Беседа с классом:
1)Как вы думаете, о каком селе идет речь? 2) Что здесь особенно дорого поэту?
3)От чего свободным становится Баратынский на родине?
4)А чем же будет заниматься поэт?
5) Как вы поняли слова Баратынского о его правнуке?
(Разговор идет о сельце Подвойское, Смоленской губернии – имение А.В Баратынского, — где жил поэт после исключения Пажеского корпуса, или об усадьбе Мара.
Баратынский говорит о возможном возвращении к «дубравам мирным», к «полям его отцов», к»домашним иконам».
Он теперь свободен от «суетных надежд», «беспокойных снов», «ветреных желаний».И ему уже нужен не признак счастья, само счастье. В его обращении к «дому отеческому», к «любимому краю», «родным места» звучит искренняя любовь прежде всего человека к малой родине. Он всегда помнил и пел о ней в своих «задумчивых стихах».
Но поэт будет не просто наслаждаться красотой родимой стороны, он « хочет возделывать отеческое поле», «сажать коренья и цветы», посадит «лесок уединенный». И Баратынский даже заглядывает в будущее, где в тени этого леса отдохнет его правнук молодой. И память о нем будет: о его мирном заступе, и мирной цевнице.)
8. Слово учителя.
Итак, здесь на родине поэт способен обрести подлинное счастье, которое он найдет в мирных трудах и заботах. А как же складывалась дальнейшая судьба поэта и человека Е.А.Баратынского?
9.Индивидуальное сообщение: «Военная служба». (слайд 4)) Е.Баратынский
10. Слово учителя.
Ачто же было написано Баратынским за эти сложные годы жизни? О его таланте и успехах за такой короткий промежуток жизни говорит список прижизненных изданий.
(Чтение учителем записей на доске).
1. 1826г. «Эда, Финляндская повесть и пиры, описательная поэма Баратынского».
2.1827г. Сборник «Стихотворения Евгения Баратынского».
3.1828г. «Две повести в стихах»(«Бал» Баратынского и «Граф Нулин» Пушкина») 4.1831г.Поэма «Наложница» ( «Цыганка»)
5. 1835г. «Стихотворения Евгения Баратынского» в 2 частях( 131 стих и 6 поэм)
6.1842 г.Сумерки. Сочинения Евгения Баратынского»(26 стих.)
(Сообщение учащегося «Секрет фамилии» с использованием слайдов «Предки и потомки Евгения Баратынского» 5, 6, 7, 8) ) Е.Баратынский
11. слово учителя.
Баратынский был поэтом философского склада. Главными в его творчестве были раздумья о мире и человеке в нем. Жизнь представлена борьбой двух составляющих: материального и духовного. Это противоречие — внутренний источник трагедии человека. Возвеличивая духовное, Баратынский показывает борьбу:
чувства и рассудка,
мечты и реальности,
надежды и опыта,
веры и истины.
Кредо Баратынского — «Прекрасное положительнее полезного»
1) Как это понять?
А в основу поэтической философии было положено:
1)отрицание действительности;
2)утверждение творческой самостоятельности и личной независимости;
3)прославление свободолюбивых порывов духа;
4)вера в высокое назначение художника.
12. Слово учителя.
Лучшим подтверждением вышесказанному может стать стихотворение «Дельвигу» (1821)
(чтение учителем стихотворения).
13 Анализ этого стихотворения.
1)Кому оно посвящено? Кто он такой?
2)Что такое для Баратынского и Дельвига духовная жизнь?
3) Почему мечты о ней напрасны?
4)А каков же жребии человека?
5) С каким античным героем сравнивается положение людей, живущих бездуховно?
6 )Итак, что же важнее для Баратынского: материальное или духовное?
( Написано примерно в 1821 году. Для Баратынского и Дельвига духовная жизнь – это «блаженство прямое», то есть подлинное, настоящее. Но, по мнению Баратынского, мечты об этом напрасные, так как «земные дети» наказаны «небесными богами» за проступок Прометея.
И теперь жребий человека: быть «слепым рабом» «болезненной жизни», любить недуг бытия, «смерти отрадной страшиться».
Хотя в людях еще живет стремление к счастью (а оно заключается только в духовной жизни, возможной там, на небе, они здесь, на «бренной земле»), но поэт не верит в реальность этой мечты:
«Вотще! Мы надолго отвержены им!»
«Но нам не доступно!».
В конце стихотворения поэт сравнивает положение людей с судьбой «алчного Тантала». Человек сердцем постигает желаемое, но жажда духовного счастья – только томление, недостижимое).
14. Слово учителя.
Всю жизнь Баратынский стремился к духовному. В этом он видел суть настоящего. Многие из его стихов посвящены теме поэта и поэзии. Но тональность его стихотворений менялась на протяжении всей жизни.
Уныние, грусть, разочарование сопровождают Баратынского всюду: и в его личной жизни, и в творчестве. Но вот последние два года были иными.
15 Индивидуальное сообщение «Последние годы жизни».(слайд 9)) Е.Баратынский
16 Слово учителя.
Как жаль, что радужным мечтам Баратынского не удалось осуществиться. Смерть перемешала радостные краски, но то, что написано Баратынским, всегда с нами, оно дорого и близко читателю. Особенно его элегии о любви, неважно о какой: счастливой или неразделенной. И здесь нельзя обойти вниманием «Признание».
17.Чтение наизусть «Признания»
(группа учащихся)
18. Беседа:
1)Какова тема элегии?
2)Найдите эпитеты, подтверждающие любовное охлаждение героя.
3) Каковы причины гибели любви?
4 )Как понять строки о соединении жребиев?
5 )Какой вывод делает поэт? Ваше впечатление об элегии?
(Здесь Баратынский обращается к традиционной теме любовного охлаждения. Сердце объято «хладом печальным», огонь прекрасной любви угас, «воспоминания безжизненны», все исчезло.
Поэт делает признание, он объясняет причины гибели любви: «пламень, слабя постепенно» собою сам погас. Угасание любовного чувства происходит силой времени и расстояния.
Правда, «душа любви желает», но любить вновь не будет. От этого герою грустно. Возможно, он соединит свою судьбу с судьбой какой-то женщины, но это будет не связь сердец, а соединение «жребиев».
Прощаясь с возлюбленной, он просит ее усмирить печаль, не вступать в «напрасный суд», а положиться на всевидящую судьбу.
Таким образом, духовная жизнь героя подчиняется действию фатального и всеобщего жизненного закона.Судьба властвует над человеком.)
19. Работа с иллюстрациями учащихся к стихотворениям Баратынского.
20 Заключительное слово учителя.
Вот так на несколько мгновений приоткрыли мы страницы жизни и поэзии Евгения Абрамовича Баратынского. Он интересен нам те только потому, что наш земляк, интересна его философия о духовной жизни.
Вам строить будущую жизнь. И что будет главенствовать в ней: духовное или материальное, зависит только от вас. А если начнете сомневаться, обратитесь к поэзии Баратынского.
21 Чтение учащимися любимых стихов поэта.
Домашнее задание.
Выразительное чтение. 1.вариант стихотворение «Пироскаф», 2. вариант «Дядьке – итальянцу». Ответ на вопрос: Изменилась ли инт
«Наш первый элегический поэт»
урок по лирике Е.А Баратынского в 11 классе.
Учитель русского языка Васина Антонина Ивановна.
Филиал Караваинский МБОУ Инжавинская СОШ» 2013г.
Тема: « Наш первый элегический поэт». Евгений Баратынский и его поэзия.
Цели: вспомнить основные этапы жизненного и творческого пути поэта;
выяснить особенности элегий Баратынского как философских произведений о борьбе духовного и материального,
воспитывать любовь учащихся к родной стране, ее культурному наследию.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. (На фоне музыки) Учитель читает наизусть «Мой дар убог…»
3. Слово учителя.
Кто же этот поэт, который так несмело заявляет об «убожестве» своего «дара», чья муза названа Киреевским (литературным деятелем 19 века) «скромной красавицей»?
На последующих уроках нам нужно изучить творчество величайшего поэта 20 века – А.А Блока. Но мне хотелось, чтобы первой ступенькой к его поэзии, стал разговор тоже о поэте, только 19 века, о нашем с вами земляке, которому уже более 200 лет со дня рождения. Именно его строки прозвучали в начале урока. Имя его Евгений Абрамович Баратынский.
Давайте вспомним его жизненный путь, почитаем стихи и попытаемся проникнуть в мир поэзии Баратынского. Известно, что самое главное в человеке закладывается в детстве. А какое оно было у Е.А Баратынского? Какое образование получил поэт?
4.Индивидуальное сообщение: «Детство. Учеба в Пажеском корпусе».(слайды 1,2,3) Е.Баратынский
5. Слово учителя.
Да, так сложно начиналась жизнь будущего поэта. А главным в его творчестве была тема любви к родным местам. Н.М.Коншин вспоминает: «Я не знавал человека, более привязанного к месту своего рождения, — он… просто одержим был этой, почти неизвестной у нас болезнью, которую французы называют тоской по Родине.»
Какой была эта любовь, мы попробуем почувствовать в стихотворениях «Родина».
6.Чтение наизусть стихотворения «Родина» (группа учащихся)
7.Беседа с классом:
1)Как вы думаете, о каком селе идет речь? 2) Что здесь особенно дорого поэту?
3)От чего свободным становится Баратынский на родине?
4)А чем же будет заниматься поэт?
5) Как вы поняли слова Баратынского о его правнуке?
(Разговор идет о сельце Подвойское, Смоленской губернии – имение А.В Баратынского, — где жил поэт после исключения Пажеского корпуса, или об усадьбе Мара.
Баратынский говорит о возможном возвращении к «дубравам мирным», к «полям его отцов», к»домашним иконам».
Он теперь свободен от «суетных надежд», «беспокойных снов», «ветреных желаний».И ему уже нужен не признак счастья, само счастье. В его обращении к «дому отеческому», к «любимому краю», «родным места» звучит искренняя любовь прежде всего человека к малой родине. Он всегда помнил и пел о ней в своих «задумчивых стихах».
Но поэт будет не просто наслаждаться красотой родимой стороны, он « хочет возделывать отеческое поле», «сажать коренья и цветы», посадит «лесок уединенный». И Баратынский даже заглядывает в будущее, где в тени этого леса отдохнет его правнук молодой. И память о нем будет: о его мирном заступе, и мирной цевнице.)
8. Слово учителя.
Итак, здесь на родине поэт способен обрести подлинное счастье, которое он найдет в мирных трудах и заботах. А как же складывалась дальнейшая судьба поэта и человека Е.А.Баратынского?
9.Индивидуальное сообщение: «Военная служба». (слайд 4)) Е.Баратынский
10. Слово учителя.
Ачто же было написано Баратынским за эти сложные годы жизни? О его таланте и успехах за такой короткий промежуток жизни говорит список прижизненных изданий.
(Чтение учителем записей на доске).
1. 1826г. «Эда, Финляндская повесть и пиры, описательная поэма Баратынского».
2.1827г. Сборник «Стихотворения Евгения Баратынского».
3.1828г. «Две повести в стихах»(«Бал» Баратынского и «Граф Нулин» Пушкина») 4.1831г.Поэма «Наложница» ( «Цыганка»)
5. 1835г. «Стихотворения Евгения Баратынского» в 2 частях( 131 стих и 6 поэм)
6.1842 г.Сумерки. Сочинения Евгения Баратынского»(26 стих.)
(Сообщение учащегося «Секрет фамилии» с использованием слайдов «Предки и потомки Евгения Баратынского» 5, 6, 7, 8) ) Е.Баратынский
11. слово учителя.
Баратынский был поэтом философского склада. Главными в его творчестве были раздумья о мире и человеке в нем. Жизнь представлена борьбой двух составляющих: материального и духовного. Это противоречие — внутренний источник трагедии человека. Возвеличивая духовное, Баратынский показывает борьбу:
чувства и рассудка,
мечты и реальности,
надежды и опыта,
веры и истины.
Кредо Баратынского — «Прекрасное положительнее полезного»
1) Как это понять?
А в основу поэтической философии было положено:
1)отрицание действительности;
2)утверждение творческой самостоятельности и личной независимости;
3)прославление свободолюбивых порывов духа;
4)вера в высокое назначение художника.
12. Слово учителя.
Лучшим подтверждением вышесказанному может стать стихотворение «Дельвигу» (1821)
(чтение учителем стихотворения).
13 Анализ этого стихотворения.
1)Кому оно посвящено? Кто он такой?
2)Что такое для Баратынского и Дельвига духовная жизнь?
3) Почему мечты о ней напрасны?
4)А каков же жребии человека?
5) С каким античным героем сравнивается положение людей, живущих бездуховно?
6 )Итак, что же важнее для Баратынского: материальное или духовное?
( Написано примерно в 1821 году. Для Баратынского и Дельвига духовная жизнь – это «блаженство прямое», то есть подлинное, настоящее. Но, по мнению Баратынского, мечты об этом напрасные, так как «земные дети» наказаны «небесными богами» за проступок Прометея.
И теперь жребий человека: быть «слепым рабом» «болезненной жизни», любить недуг бытия, «смерти отрадной страшиться».
Хотя в людях еще живет стремление к счастью (а оно заключается только в духовной жизни, возможной там, на небе, они здесь, на «бренной земле»), но поэт не верит в реальность этой мечты:
«Вотще! Мы надолго отвержены им!»
«Но нам не доступно!».
В конце стихотворения поэт сравнивает положение людей с судьбой «алчного Тантала». Человек сердцем постигает желаемое, но жажда духовного счастья – только томление, недостижимое).
14. Слово учителя.
Всю жизнь Баратынский стремился к духовному. В этом он видел суть настоящего. Многие из его стихов посвящены теме поэта и поэзии. Но тональность его стихотворений менялась на протяжении всей жизни.
Уныние, грусть, разочарование сопровождают Баратынского всюду: и в его личной жизни, и в творчестве. Но вот последние два года были иными.
15 Индивидуальное сообщение «Последние годы жизни».(слайд 9)) Е.Баратынский
16 Слово учителя.
Как жаль, что радужным мечтам Баратынского не удалось осуществиться. Смерть перемешала радостные краски, но то, что написано Баратынским, всегда с нами, оно дорого и близко читателю. Особенно его элегии о любви, неважно о какой: счастливой или неразделенной. И здесь нельзя обойти вниманием «Признание».
17.Чтение наизусть «Признания»
(группа учащихся)
18. Беседа:
1)Какова тема элегии?
2)Найдите эпитеты, подтверждающие любовное охлаждение героя.
3) Каковы причины гибели любви?
4 )Как понять строки о соединении жребиев?
5 )Какой вывод делает поэт? Ваше впечатление об элегии?
(Здесь Баратынский обращается к традиционной теме любовного охлаждения. Сердце объято «хладом печальным», огонь прекрасной любви угас, «воспоминания безжизненны», все исчезло.
Поэт делает признание, он объясняет причины гибели любви: «пламень, слабя постепенно» собою сам погас. Угасание любовного чувства происходит силой времени и расстояния.
Правда, «душа любви желает», но любить вновь не будет. От этого герою грустно. Возможно, он соединит свою судьбу с судьбой какой-то женщины, но это будет не связь сердец, а соединение «жребиев».
Прощаясь с возлюбленной, он просит ее усмирить печаль, не вступать в «напрасный суд», а положиться на всевидящую судьбу.
Таким образом, духовная жизнь героя подчиняется действию фатального и всеобщего жизненного закона.Судьба властвует над человеком.)
19. Работа с иллюстрациями учащихся к стихотворениям Баратынского.
20 Заключительное слово учителя.
Вот так на несколько мгновений приоткрыли мы страницы жизни и поэзии Евгения Абрамовича Баратынского. Он интересен нам те только потому, что наш земляк, интересна его философия о духовной жизни.
Вам строить будущую жизнь. И что будет главенствовать в ней: духовное или материальное, зависит только от вас. А если начнете сомневаться, обратитесь к поэзии Баратынского.
21 Чтение учащимися любимых стихов поэта.
Домашнее задание.
Выразительное чтение. 1.вариант стихотворение «Пироскаф», 2. вариант «Дядьке – итальянцу». Ответ на вопрос: Изменилась ли инт
11 марта 2013
Файлы
ПРЕДКИ И ПОТОМКИ Е.ppt
Скачать
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»