Урок "Кремний и его соединения"
Задачи:
1. Организовать усвоение учащимися знаний о формах существования кремния как химического элемента, о значении кремния и его соединений в природе и жизни человека.
2. Продолжить развивать умения выделять признаки и свойства, делать выводы, самостоятельно овладевать знаниями с помощью текста учебника и дополнительных источников информации.
3. Продолжить формирование понимания познаваемости окружающего мира, мировоззрения учащихся.
Оборудование: учебник «Химия 9» под ред. Н.Е.Кузнецовой,
уч. пособие «Химия в таблицах» Ковалевская Н.Б.,
проектор, презентация.
Этап урока | Формы работы |
Содеятельность | Результат | Время | |
Что делает учитель | Что делают ученики | ||||
I. Проверка знаний. | Графический диктант «Оксиды углерода» | Диктует характеристики веществ: 1. бесцветный газ, без запаха. 2. тяжелее воздуха, 3. проявляет кислотные свойства, 4. проявляет окислительные свойства, 5. проявляет восстановительные свойства 6. ядовит, 7. соединяется с гемоглобином крови, 8. получается разложением карбонатов, 9. горюч, 10. используется для тушения пожаров. | Вариант первый – характеристика оксида углерода (II), Вариант второй – характеристика оксида углерода (IV). Если ученики согласны с утверждением, ставят знак «+», если нет «–». Взаимопроверка. (слайд №4,5) | В-1. В-2. СО СО2 1)+ 1) + 2) – 2) + 3) – 3) + 4) – 4) + 5)+ 5) - 6) + 6) - 7) + 7) - 8) – 8) + 9) + 9) - 10) — 10) + «5» — 10 правильных ответов, «4» — 8,9 правильных ответов, «3» — 7 правильных ответов. | 1-2 мин. 1-2 мин. |
II. Изучение нового материала. | 1. тема урока. 2. цель урока. | Тема сегодняшнего урока. Как бы вы сформулировали цели урока? (Слайд №1,2,3) Контроль и, если необходимо, помощь. | Объявляют тему: «Кремний и его соединения». Формулируют цель сами. | Запись в тетрадь. | 2-3 мин. |
1) Кремний – хим. элемент. | 3.Самостоятельная работа по характеристике элемента. |
(Слайд № 6,7) | Характеристика кремния по положению в ПСХЭ: положение, строение атома, С.О. высшая и низшая, характерные соединения – высший оксид и его характер, Летучее водородное сое-динение, Гидроксид, его характер. | 4 гр., гл. подгруппа, № 14, Аr= 28, Заряд ядра +14, р+=14, е-=14, nо= 14. По уровням е-: 2,8,4, 1s22s22p63s23p2. С.О+4, -4, окислитель и восстановитель, SiO2 – кислотный, SiH4 — силан, H2SiO3 – кремниевая кислота. Один из учеников комментирует. | 2-3 мин. |
2) Кремний -простое вещество. | 4. Работа с текстом учебника и пособия. Характеристика простого вещества, рассматривание образца кремния из коллекции. |
(Слайд №8,9) Проблемный вопрос: с водородом не реагирует, а как же летучее водородное соединение – силан? | А) аллотропные модификации, их свойства, Б) химические свойства. Отвечают, что он получается косвенным путем – при взаимодействии силицидов с кислотами или водой. | В тетради записывают аллотропные модификации кремния. Запись уравнений реакций, характеризующих хим. свойства кремния: 1) с нем. О2, F2, С. Si + O2 → SiO2; Si + 2F2 → SiF4 ; Si + C → SiC карбид кремния. (карборунд) 2) с мет Si + 2Mg → Mg2Si – силицид магния. 3) с растворами щелочей Si +2NaOH + H2O = Na2SiO3 +2H2↑ Mg2Si + 2H2SO4 → 2MgSO4 + SiH4↑ |
3-4 мин. 1 мин. |
3)Нахождение кремния в природе: | 5. Нахождение кремния в природе: содержание в земной коре, соединения кремния. 6. Оксид кремния | Направление учеников по плану работы. (Слайд №10) Кристаллическая решетка. | Находят, называют и отмечают в тетради цифры и вещества. Кристаллическая решетка – |
Si – 27,6% в земной коре, Кремнезем – SiO2 (песок, кварц, опалы), Каолинит – Al2O3 · 2SiO2 · 2H2O (основа глины) Ортоклаз – K2O · Al2O3 · 6SiO2 (полевой шпат). Более прочное, чем СО2. | 5-7 мин. |
4.) Оксид кремния | Составление таблицы по сравнительной характеристике СО2 и SiO2. Работа с опорой на знания свойств кислотных оксидов и оксида углерода (IV) + учебные пособия. | Каким оксидом по свойствам является оксид кремния? Значит, с какими веществами он должен реагировать? На экране таблица для заполнения (слайд №11) Сравнение с таблицей на экране (Слайд № 12) | атомная. Ответы детей: а) с основными оксидами, б) с основаниями – щелочами, в) с водой, | А) со щелочами, Б) с основными оксидами (СаО), В) с магнием SiO2 + 2Mg → Si + 2MgO Г) с углеродом SiO2 + <metricconverter productid=«2C» w:st=«on»>2C | |
5)Кремниевая кислота. |
(Слайд № 13)
Направление учеников по плану работы.
Работают с таблицей, отвечают какой кислотой является кремниевая, записывают в тетради.
Пометки в тетрадь о применении оксида кремния
Н2SiO3, нерастворимая, слабая, неэлектролит, непрочная.
1) при нагревании разлагается на оксид кремния и воду. При высыхании образуется силикагель.
Может быть получена из силикатов действием более сильных кислот:
Na2SiO3 + H2SO4 →H2SiO3 + Na2SO4
1 мин.
5-7 мин.
6) Значение кремния и его применение.
С/м работа с учебником по значению кремния.
(Слайд № 14)
Пометки в тетрадь о производстве стекла.
7) Примене-
ние: силикатная промышлен-
ность. сообщения уч-ся.
Сообщение учащегося о производстве стекла.
Стекло:
сырье, технологические процессы, продукция.
III. Закрепле-
ние, итог урока.
Тест, подведение итогов.
Направление по формулировке выводов.
Выполнение тренировочного теста.
(Слайд №15-18)
3-4 мин.
IV. Д/з:
(Слайд № 15)
§34 учить, упр.2,7 («А»), упр. 6 («С»).
Использованная литература:
1 Химия: 9 класс: Учебник для уч-ся общеобразовательных учреждений / под ред Н.Е.Кузнецовой. – 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 288 с 2 Ковалевская Н.Б «Химия в таблицах». Учебное пособие. 3 Денисова В.Г. Уроки химии в 9 классе. Поурочные планы. – Волгоград, издательство Гринина А.Е., 2002, 64с.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Федоровская средняя общеобразовательная школа №1».
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Сургутский район
Урок химии в 9 классе.
Тема: «Кремний и его соединения».
Выполнила учитель химии
Петрова Елена Владимировна.
г.п.Федоровский 2013 г.
Цель: Рассмотреть формы существования кремния как химического элемента: атомы, простые вещества и важнейшие соединения. Сравнить с соответствующими формами углерода. Показать значение кремния, оксида кремния и силикатов в природе и жизни человека.
Задачи:
1. Организовать усвоение учащимися знаний о формах существования кремния как химического элемента, о значении кремния и его соединений в природе и жизни человека.
2. Продолжить развивать умения выделять признаки и свойства, делать выводы, самостоятельно овладевать знаниями с помощью текста учебника и дополнительных источников информации.
3. Продолжить формирование понимания познаваемости окружающего мира, мировоззрения учащихся.
Оборудование: учебник «Химия 9» под ред. Н.Е.Кузнецовой,
уч. пособие «Химия в таблицах» Ковалевская Н.Б.,
проектор, презентация.
Этап урока |
Формы работы |
Содеятельность |
Результат |
Время |
|
Что делает учитель |
Что делают ученики |
||||
I. Проверка знаний. |
Графический диктант «Оксиды углерода» |
Диктует характеристики веществ:
|
Вариант первый – характеристика оксида углерода (II), Вариант второй – характеристика оксида углерода (IV). Если ученики согласны с утверждением, ставят знак «+», если нет «–». Взаимопроверка. (слайд №4,5) |
В-1. В-2. СО СО2 1)+ 1) + 2) – 2) + 3) – 3) + 4) – 4) + 5) + 5) - 6) + 6) - 7) + 7) - 8) – 8) + 9) + 9) - 10) - 10) + «5» - 10 правильных ответов, «4» - 8,9 правильных ответов, «3» - 7 правильных ответов. |
1-2 мин. 1-2 мин. |
II. Изучение нового материала. |
1. тема урока. 2. цель урока. |
Тема сегодняшнего урока. Как бы вы сформулировали цели урока? (Слайд №1,2,3) Контроль и, если необходимо, помощь. |
Объявляют тему: «Кремний и его соединения». Формулируют цель сами. |
Запись в тетрадь. |
2-3 мин. |
1) Кремний – хим. элемент. |
3.Самостоятельная работа по характеристике элемента. |
(Слайд № 6,7) |
Характеристика кремния по положению в ПСХЭ: положение, строение атома, С.О. высшая и низшая, характерные соединения – высший оксид и его характер, Летучее водородное сое-динение, Гидроксид, его характер. |
4 гр., гл. подгруппа, № 14, Аr= 28, Заряд ядра +14, р+=14, е-=14, nо= 14. По уровням е-: 2,8,4, 1s22s22p63s23p2. С.О+4, -4, окислитель и восстановитель, SiO2 – кислотный, SiH4 - силан, H2SiO3 – кремниевая кислота. Один из учеников комментирует. |
2-3 мин. |
2) Кремний -простое вещество. |
4. Работа с текстом учебника и пособия. Характеристика простого вещества, рассматривание образца кремния из коллекции. |
(Слайд №8,9) Проблемный вопрос: с водородом не реагирует, а как же летучее водородное соединение – силан? |
А) аллотропные модификации, их свойства, Б) химические свойства. Отвечают, что он получается косвенным путем – при взаимодействии силицидов с кислотами или водой. |
В тетради записывают аллотропные модификации кремния. Запись уравнений реакций, характеризующих хим. свойства кремния: 1) с нем. О2, F2, С. Si + O2 → SiO2 ; Si + 2F2 → SiF4 ; Si + C → SiC карбид кремния. (карборунд) 2) с мет Si + 2Mg → Mg2Si – силицид магния. 3) с растворами щелочей Si +2NaOH + H2O = Na2SiO3 +2H2↑ Mg2Si + 2H2SO4 → 2MgSO4 + SiH4↑ |
3-4 мин. 1 мин. |
3)Нахождение кремния в природе: 4) Оксид |
5. Нахождение кремния в природе: содержание в земной коре, соединения кремния. 6. Оксид кремния |
Направление учеников по плану работы. (Слайд №10) Кристаллическая решетка. |
Находят, называют и отмечают в тетради цифры и вещества. Кристаллическая решетка – |
Si – 27,6% в земной коре, Кремнезем – SiO2 (песок, кварц, опалы), Каолинит – Al2O3 · 2SiO2 · 2H2O (основа глины) Ортоклаз – K2O · Al2O3 · 6SiO2 (полевой шпат). Более прочное, чем СО2. |
5-7 мин. |
кремния. |
Составление таблицы по сравнительной характеристике СО2 и SiO2. Работа с опорой на знания свойств кислотных оксидов и оксида углерода (IV) + учебные пособия. |
Каким оксидом по свойствам является оксид кремния? Значит, с какими веществами он должен реагировать? На экране таблица для заполнения (слайд №11) Сравнение с таблицей на экране (Слайд № 12) |
атомная. Ответы детей: а) с основными оксидами, б) с основаниями – щелочами, в) с водой,
|
А) со щелочами, Б) с основными оксидами (СаО), В) с магнием SiO2 + 2Mg → Si + 2MgO Г) с углеродом SiO2 + 2C → Si + 2CO↑ Д) с карбонатами SiO2 + СаСО3 → СаSiO3 + СО2↑ Е) с плавиковой кислотой (особое) SiO2 + 4HF→ SiF4↑ + 2H2O. |
2-3 мин. |
5)Кремние-вая кислота. |
Характеристика с опорой на имеющиеся знания и умения пользоваться таблицей растворимости. |
(Слайд № 13) Направление учеников по плану работы. |
Работают с таблицей, отвечают какой кислотой является кремниевая, записывают в тетради. Пометки в тетрадь о применении оксида кремния |
Н2SiO3, нерастворимая, слабая, неэлектролит, непрочная. 1) при нагревании разлагается на оксид кремния и воду. При высыхании образуется силикагель. Может быть получена из силикатов действием более сильных кислот: Na2SiO3 + H2SO4 → H2SiO3 + Na2SO4
|
1 мин. 5-7 мин. |
6) Значение кремния и его применение. |
С/м работа с учебником по значению кремния. |
(Слайд № 14) |
Пометки в тетрадь о производстве стекла. |
|
|
7) Примене- ние: силикатная промышлен- ность. сообщения уч-ся. |
Сообщение учащегося о производстве стекла. |
|
|
Стекло: сырье, технологические процессы, продукция. |
|
III. Закрепле- ние, итог урока. |
Тест, подведение итогов. |
Направление по формулировке выводов. |
Выполнение тренировочного теста. (Слайд №15-18) |
|
3-4 мин. |
IV. Д/з: |
|
(Слайд № 15) |
§34 учить, упр.2,7 («А»), упр. 6 («С»). |
|
|
Использованная литература:
-
Химия: 9 класс: Учебник для уч-ся общеобразовательных учреждений / под ред Н.Е.Кузнецовой. – 4-е изд., перераб. – М. :Вентана-Граф, 2010. – 288 с
-
Ковалевская Н.Б «Химия в таблицах». Учебное пособие.
-
Денисова В.Г. Уроки химии в 9 классе. Поурочные планы. – Волгоград, издательство Гринина А.Е., 2002, 64с.
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»