Дополнительная образовательная программа «Культура общения»
Краткое описание
Снижение культуры поведения и общения, культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия во всех сферах общества, употребление вульгаризмов, нецензурных выражений, рост эмоционального общения – все это свидетельствует о том, что повышение культуры поведения и общения детей является важнейшей педагогической задачей.
Описание
Пояснительная записка
Снижение культуры поведения и общения, культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия во всех сферах общества, употребление вульгаризмов, нецензурных выражений, рост эмоционального общения – все это свидетельствует о том, что повышение культуры поведения и общения детей является важнейшей педагогической задачей. Одним из путей решения данной проблемы является организация обучения учащихся нормативному и эффективному общению. В связи с этим возникла необходимость введения в Школе программистов научно-технического отдела предмета «Культура общения». Программа предмета «Культура общения» представляет собой целостный курс, построенный с учётом возраста обучающихся и развивающий идею изучения культуры общения от более простых форм к более сложным. Концепция обучения культуре общения состоит в следующем: от освоения элементарных навыков культуры поведения (занятия построены на беседах и на анализе поступков героев сказок, рассказов, героев мультфильмов и т.д. — это помогает создавать определённые условия для развития у детей способности обнаруживать в окружающей жизни, во взаимоотношениях со взрослыми и детьми ситуации, аналогичные литературным, помогает обучать детей (в ситуации игры) предпочтению соответствующего персонажа, которому они смогут подражать в жизненных ситуациях, через освоение этикетных форм поведения и общения, к освоению эффективной коммуникации. Модифицированная дополнительная образовательная программа «Культура общения» направлена на формирование коммуникативных навыков культурного поведения и развития речи. С содержанием курса дети знакомятся, играя в ролевые игры, выполняя действия, направленные на социализацию ребенка. На занятиях, обеспечивая единство развития воспитания и обучения, должны быть созданы условия для осмысления принципов нравственной коммуникации, определения собственной моральной позиции каждым ребёнком, воспитания уважения и доброжелательности к окружающим.
Цель программы: Создание условий для развития коммуникативных, информационных, социокультурных компетенций личностного развития детей на занятиях по культуре общения. Формирование этической культуры у обучающихся в Школе программистов: простые нормы нравственности, предполагающие дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям, сострадание и помощь слабому.
Занятия проводятся для каждого года обучения по 1 часу в неделю, 36 часов в год.
Предлагаемая программа рассчитана на 3 года. Национально-региональный компонент используется практически на каждом занятии (культура поведения на улицах Усинска, в Усинском ДК и т.д.).
Все занятия имеют комбинированную форму, включают в себя и теоретические и практические задания. В занятиях используются следующие методы, методические приёмы: — беседа; — коммуникативные игры; — конкурсы, викторины, игры; — анализ коммуникативных ситуаций; — анализ поступков героев сказок, рассказов, мультфильмов, фильмов, видеосюжетов; — практические задания и упражнения; — самостоятельная работа; — проектная работа; — упражнения-тренинги; — решение коммуникативных задач; В конце учебного года в каждом классе проводятся уроки-праздники, где обучающиеся демонстрируют полученные навыки культурного общения.
Требования к образовательным результатам: Компетенция— совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность– владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Ожидаемый результат. К концу 1 года обучения обучающийся знает/понимает основные понятия которые заложены в программе (этикет, вежливость, воспитанность т.д). Использует в своей речи (с учётом ситуации общения) изученные формы словесной вежливости. Уместно использует звучание своего голоса (тембр, темп, громкость) и невербальные средства общения (поза, жесты, мимика) в речевой практике.
К концу 2 года обучения обучающийся активно использует звучание своего голоса (тембр, темп, громкость) и невербальные средства общения. Знает и соблюдает правила этикета. Умеет вступать в контакт с собеседником. Умеет употреблять различные формы словесной вежливости в зависимости от ситуации общения. Умеет оценивать себя в отношениях с окружающими с позиции этикета. К концу 3 года обучения обучающийся активно применяет правила культурного поведения, активно употребляет различные формы словесной вежливости в речевой практике, правильно использует звучание своего голоса и невербальные средства общения. Умеет оценивать себя и других, в отношениях с окружающими, с позиции этикета. Умеет быть внимательным собеседником и слушателем.
Методическое обеспечение программы. Основная задача курса – формирование у обучающихсяумение применять основные правила этикета и этических норм в отношении с окружающим миром, овладение детьми навыками эффективного общения. Как показывает практика, дети не владеют основными знаниями в области общения, они не знают, что надо говорить в той или иной ситуации. Именно это и составляет основное содержание курса. Необходимо иметь в виду, что в рамках только занятий «Культура общения» умения и особенно коммуникативные компетентности сформированы быть не могут. Формирование устойчивых умений и навыков – это задача всех педагогов, учителей, воспитателей и, конечно, родителей.
Курс носит практический характер, центральное место занимают коммуникативные умения. На занятиях необходимо дать обучающимся правила, нормы, эталоны общения, выработать навык анализа актов общения, как чужих, так и собственных. Дети должны понять, что надо делать и говорить и как.
Занятие обычно включает речевую разминку, анализ и разыгрывание коммуникативных ситуаций, решение коммуникативных задач, коммуникативные игры. Система работы также предусматривает использование работу в группах, по парам, использование ролевых игр, дискуссий, моделирования, проигрывания, коллективного сочинения сказок, рисования и т.д.
Данную программу следует расценивать как один из вариантов, который может практиковаться в дополнительном образовании. Преподаватель свободен в выборе различных вариантов форм и тем занятий, может вводить дополнительные вопросы и исключать те, содержание и методика раскрытия которых не ясны.
Учебно-тематический план. 1 год обучения:
Содержание 1 год обучения (2 класс) 1. Культура речи. 8 ч. Теория:Речь. Культура речи. Техника речи (дыхание, громкость, тембр, дикция, темп). Помощники устного слова (мимика, жесты, поза). Практика:Упражнения на отработку правильного дыхания, на силу голоса. Чтение и работа со сказками «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка» и др. Упражнения, скороговорки, чистоговорки на отработку дикции, темпа с использованием РК. Чтение и работа со стихотворениями с использованием НРК. Упражнения и задания на уместность использования жестов. Работа с «Азбукой настроения». 2. Волшебные слова. 8 ч. Теория:Слова приветствия. Слова прощания. Слова выражения просьбы, благодарности. Слова извинения. Знакомство. Практика:Этикетные задачи на применение нужной этикетной формулы с учетом ситуации общения с использованием НРК. 3. Как стать волшебником. 12 ч. Практика:Этикетные задачи на применение нужной этикетной формулы с учетом ситуации общения. Работа по книге Н. Пикулевой «Слово на ладошке». 4. Если вы вежливы… 8 ч. Теория:День рождения. Как нужно вести себя во время разговора. Если вы вежливы… Практика:Этикетные задачи. Работа с пословицами и поговорками с использованием НРК. Учебно-тематический план. 2 год обучения:
Содержание 2 год обучения (3 класс) 1. Культура речи. 10 ч. Теория:Ты и твоё имя. Ты и твоя фамилия. Значение речи в деятельности человека. Устная и письменная речь. Мимика и жесты в устной речи. Техника речи (громкость, тембр, темп, дикция). Практика:Работа со словарями. Упражнения на изменение силы голоса, темпа речи. Упражнения, скороговорки на отработку дикции с использованием НРК. 2. Культура общения. 18 ч. Теория:Что такое этикет? Культура общения: знакомство, обращение, формы приветствия, формы прощания, формы выражения извинения, вежливая просьба, слова благодарности. Поведение в общественном транспорте. Школьные правила этикета. Культура поведения в общественных местах: театр, кино, библиотека, музей, больница, магазин. Культура общения по телефону. Практика:Упражнения и задания на использование мимики и жестов в речи. Этикетные задачи и задания «знакомство», «обращение», «приветствие», «прощание», «выражения извинения», «выражения просьбы, благодарности» с использованием НРК. Этикетные задачи «правила поведения в транспорте», «правила поведения в школе», «правила поведения в общественных местах», «правила общения по телефону» с использованием НРК. 3. От чего зависит настроение. 8 ч. Теория:Письмо, правила написания письма. Приглашение и ответ на него. Мы идём в гости. Мы приглашаем гостей. Поведение за столом. Практика:Практическая работа «письмо», «письменное приглашение». Этикетные задачи «гостеприимство», «поведение в гостях», «поведение за столом». Работа с пословицами с использованием НРК. Учебно-тематический план. 3 год обучения
Содержание 3 год обучения 1. Познакомимся. 7 ч. Теория:Я и моё имя. Я и моя фамилия. Речь – средство передачи мыслей и чувств. Техника речи (дикция). Практика: «Моё генеалогическое древо». Работа со словарями. Упражнения на отработку дикции. Работа с пословицами (с использованием НРК). 2. Я в мире людей. 8 ч. Теория:Этика и этикет. Золотое правило этикета. Я в школе. Я — гость. Я – хозяин. Я за столом. Я в общественных местах: театр, кино, библиотека, музей, больница, магазин. Практика:Этикетные задачи «правила поведения в школе», «правила поведения в гостях», «правила поведения за столом», «правила поведения в общественных местах» с использованием НРК. 3. Человек без дружбы, что дерево без корня. 13 ч. Теория:Я и мои друзья. Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна. «Шестое чувство» (тактичность). Два мира (мальчики и девочки). Кто такая леди? Легко ли быть джентльменом? Злая и добрая шутка. Практика:Этикетные задачи «коллектив и я», «у постели больного», «гостеприимство», «тактичность», «мальчики и девочки». 4. В человеке все должно быть прекрасно… 8 ч. Теория:Как стать красивым: осанка, походка, жесты, мимика. Тайна одежды. Режим дня. Правила гигиены. Практика:Этикетные задачи «внешний вид», «деловая школьная одежда». Практическая работа «режим дня». Упражнения и задания «мимика», «жест». Использование НРК. Литература
Для педагога:
1. Бескоровайная Л.С., Перекатьева О.В. Этикет для малышей, или «что такое хорошо и что такое плохо». – Ростов – на — Дону: Феникс, 2003. 2. Васильева – Гангус Л.П. Азбука вежливости. – М.: Педагогика, 1989. 3. Голуб И.Б. Моя самая первая книжка о словах. Путешествия в Страну слов. – М.: Дрофа, 1995. 4. Дидактический материал к урокам речевой культуры в 1-ом классе (составитель Якимова Н.Б. – Сыктывкар, 1992). 5. Овчарова О.А. Уроки развития речи. – Сыктывкар, 1993. 6. Пахомова О.Н. Добрые сказки: Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2004. 7. Шорыгина Т.А. Общительные сказки: Социально-нравственное воспитание. – М.: Книголюб, 2004. 8. Шорыгина Т.А. Родные сказки: Нравственно-патриотическое воспитание. – М.: Прометей; Книголюб, 2004. 9. Бескоровайная Л.С., Перекатьева О.В. Этикет для малышей, или «что такое хорошо и что такое плохо». – Ростов – на — Дону: Феникс, 2003. 10. Васильева – Гангус Л.П. Азбука вежливости. – М.: Педагогика, 1989. 11. Газета «Начальная школа». 12. Голуб И.Б. Моя самая первая книжка о словах. Путешествия в Страну слов. – М.: Дрофа, 1995. 13. Журнал «Начальная школа». 14. Журнал «Педсовет» № 5, № 10 — <metricconverter productid=«1996 г» w:st=«on»>1996 г, №11 — <metricconverter productid=«1997 г» w:st=«on»>1997 г. 15. Лаврентьева Е.В. Занимательная риторика и этикет. – М.: ОМА – Пресс, 2001. 16. Лихачева Л.С. Рабочая тетрадь по этикету. – Екатеринбург: Сред. — Урал. кн. Изд-во, 1996. 17. Овчарова О.А. Уроки развития речи. – Сыктывкар, 1993. 18. Пикулева Н.В. Слово на ладошке: О вежливости – с вами вместе. – М.: Новая школа, 1997. 19. Программы дополнительного образования детей. Выпуск 1: Развивающие игры и упражнения. – М.: Советский спорт,2002. 20. Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: пособие для учителей и родителей учащихся нач. кл. – М.: Школьная пресса, 2002. 21. Соколова О.А. Мир общения. Этикет для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб.: КАРО, 2003. Для учащихся: 1. Академия Вежливых Наук профессора Бонуса (составитель Хаткина Н.В., Хаткина М.А. Д.: Сталкер, 1997. 2. Васильева – Гангус Л.П. Азбука вежливости. – М.: Педагогика, 1989. 3. Голуб И.Б. Моя самая первая книжка о словах. Путешествия в Страну слов. – М.: Дрофа, 1995. 4. Лаврентьева Е.В. Занимательная риторика и этикет. – М.: ОМА – Пресс, 2001. 5. Лихачева Л.С. Рабочая тетрадь по этикету. – Екатеринбург: Сред. — Урал. кн. Изд-во, 1996.
Снижение культуры поведения и общения, культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия во всех сферах общества, употребление вульгаризмов, нецензурных выражений, рост эмоционального общения – все это свидетельствует о том, что повышение культуры поведения и общения детей является важнейшей педагогической задачей. Одним из путей решения данной проблемы является организация обучения учащихся нормативному и эффективному общению. В связи с этим возникла необходимость введения в Школе программистов научно-технического отдела предмета «Культура общения». Программа предмета «Культура общения» представляет собой целостный курс, построенный с учётом возраста обучающихся и развивающий идею изучения культуры общения от более простых форм к более сложным. Концепция обучения культуре общения состоит в следующем: от освоения элементарных навыков культуры поведения (занятия построены на беседах и на анализе поступков героев сказок, рассказов, героев мультфильмов и т.д. — это помогает создавать определённые условия для развития у детей способности обнаруживать в окружающей жизни, во взаимоотношениях со взрослыми и детьми ситуации, аналогичные литературным, помогает обучать детей (в ситуации игры) предпочтению соответствующего персонажа, которому они смогут подражать в жизненных ситуациях, через освоение этикетных форм поведения и общения, к освоению эффективной коммуникации. Модифицированная дополнительная образовательная программа «Культура общения» направлена на формирование коммуникативных навыков культурного поведения и развития речи. С содержанием курса дети знакомятся, играя в ролевые игры, выполняя действия, направленные на социализацию ребенка. На занятиях, обеспечивая единство развития воспитания и обучения, должны быть созданы условия для осмысления принципов нравственной коммуникации, определения собственной моральной позиции каждым ребёнком, воспитания уважения и доброжелательности к окружающим.
Цель программы: Создание условий для развития коммуникативных, информационных, социокультурных компетенций личностного развития детей на занятиях по культуре общения. Формирование этической культуры у обучающихся в Школе программистов: простые нормы нравственности, предполагающие дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям, сострадание и помощь слабому.
Занятия проводятся для каждого года обучения по 1 часу в неделю, 36 часов в год.
Предлагаемая программа рассчитана на 3 года. Национально-региональный компонент используется практически на каждом занятии (культура поведения на улицах Усинска, в Усинском ДК и т.д.).
Все занятия имеют комбинированную форму, включают в себя и теоретические и практические задания. В занятиях используются следующие методы, методические приёмы: — беседа; — коммуникативные игры; — конкурсы, викторины, игры; — анализ коммуникативных ситуаций; — анализ поступков героев сказок, рассказов, мультфильмов, фильмов, видеосюжетов; — практические задания и упражнения; — самостоятельная работа; — проектная работа; — упражнения-тренинги; — решение коммуникативных задач; В конце учебного года в каждом классе проводятся уроки-праздники, где обучающиеся демонстрируют полученные навыки культурного общения.
Требования к образовательным результатам: Компетенция— совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность– владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Компетентности | Значимые действия и умения |
Предметная компетентность | — умение применять основные правила этикета и этических норм в отношении с окружающим миром; — умение выбирать наиболее эффективные способы решения этикетных задач в зависимости от ситуации; - умение использовать в своей речи (с учётом ситуации общения) изученные формы словесной вежливости, — умение уместно использовать звучание своего голоса (тембр, темп, громкость) и невербальные средства общения (поза, жесты, мимика). — умение самостоятельно решать конфликтные и другие внештатные ситуации; — умение оценивать себя в отношениях с окружающими с позиции этикета; |
Учебно-познавательная | — умение оценивать, что хорошо и что плохо в своих и чужих поступках; — умение применять конкретные правила поведения в нестандартных ситуациях; |
Информационная | — умение самостоятельно при помощи реальных объектов (телевизор, телефон, компьютер, принтер, копир) и информационных технологий (аудио — видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) искать, анализировать и отбирать необходимую информацию для эффективного общения, а так же преобразовывать, сохранять и передавать ее. |
Коммуникативная | — умение адекватно выражать свои чувства и понимать чувства других людей; — навыки эффективного общения; — навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях; — не делать другому того, чего бы ты не хотел, чтобы сделали тебе; |
Социально-трудовая |
— выполнять требования педагогов, других работников Центра; — бережно относиться к школьному имуществу, к своим вещам и вещам других; |
Социокультурная |
— быть дисциплинированным, регулярно посещать занятия и не опаздывать; — умение управлять своими эмоциями; — умение подбирать гардероб в соответствии от ситуации; |
Личностного самосовершенствования | — бороться с вредными качествами и привычками личности: ленью, жадностью, безразличием, завистью, злобой, сквернословием и др — желание бороться с проявлениями грубого, неуважительного отношения к людям; — стремление совершать красивые поступки, руководствуясь высоконравственными мотивами; |
К концу 2 года обучения обучающийся активно использует звучание своего голоса (тембр, темп, громкость) и невербальные средства общения. Знает и соблюдает правила этикета. Умеет вступать в контакт с собеседником. Умеет употреблять различные формы словесной вежливости в зависимости от ситуации общения. Умеет оценивать себя в отношениях с окружающими с позиции этикета. К концу 3 года обучения обучающийся активно применяет правила культурного поведения, активно употребляет различные формы словесной вежливости в речевой практике, правильно использует звучание своего голоса и невербальные средства общения. Умеет оценивать себя и других, в отношениях с окружающими, с позиции этикета. Умеет быть внимательным собеседником и слушателем.
Методическое обеспечение программы. Основная задача курса – формирование у обучающихсяумение применять основные правила этикета и этических норм в отношении с окружающим миром, овладение детьми навыками эффективного общения. Как показывает практика, дети не владеют основными знаниями в области общения, они не знают, что надо говорить в той или иной ситуации. Именно это и составляет основное содержание курса. Необходимо иметь в виду, что в рамках только занятий «Культура общения» умения и особенно коммуникативные компетентности сформированы быть не могут. Формирование устойчивых умений и навыков – это задача всех педагогов, учителей, воспитателей и, конечно, родителей.
Курс носит практический характер, центральное место занимают коммуникативные умения. На занятиях необходимо дать обучающимся правила, нормы, эталоны общения, выработать навык анализа актов общения, как чужих, так и собственных. Дети должны понять, что надо делать и говорить и как.
Занятие обычно включает речевую разминку, анализ и разыгрывание коммуникативных ситуаций, решение коммуникативных задач, коммуникативные игры. Система работы также предусматривает использование работу в группах, по парам, использование ролевых игр, дискуссий, моделирования, проигрывания, коллективного сочинения сказок, рисования и т.д.
Данную программу следует расценивать как один из вариантов, который может практиковаться в дополнительном образовании. Преподаватель свободен в выборе различных вариантов форм и тем занятий, может вводить дополнительные вопросы и исключать те, содержание и методика раскрытия которых не ясны.
Учебно-тематический план. 1 год обучения:
Наименование разделов, тем | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практи-ческие занятия | ||
1. Культура речи | 8 | 2 | 6 | Устный опрос |
2. Волшебные слова | 8 | 4 | 4 | Тест |
3. Как стать волшебником | 12 | 12 | Практическая работа | |
4. Если вы вежливы… | 8 | 2 | 6 | Игра |
Итого | 36 | 8 | 28 |
Наименование разделов, тем | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практи-ческие занятия | ||
1. Культура речи | 10 | 2 | 8 |
Практическая работа |
2. Культура общения | 18 | 4 | 14 | Тест |
3. От чего зависит настроение | 8 | 2 | 6 | Игра |
Итого | 36 | 8 | 28 |
Наименование разделов, тем | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практи-ческие занятия | ||
1. Познакомимся | 7 | 1 | 6 | Практическая работа |
2. Я в мире людей | 8 | 4 | 4 | Тест |
3. Человек без дружбы, что дерево без корня | 13 | 3 | 10 | Игра |
4. В человеке все должно быть прекрасно | 8 | 2 | 6 | Практическая работа Итоговая работа |
Итого | 36 | 10 | 26 |
Для педагога:
1. Бескоровайная Л.С., Перекатьева О.В. Этикет для малышей, или «что такое хорошо и что такое плохо». – Ростов – на — Дону: Феникс, 2003. 2. Васильева – Гангус Л.П. Азбука вежливости. – М.: Педагогика, 1989. 3. Голуб И.Б. Моя самая первая книжка о словах. Путешествия в Страну слов. – М.: Дрофа, 1995. 4. Дидактический материал к урокам речевой культуры в 1-ом классе (составитель Якимова Н.Б. – Сыктывкар, 1992). 5. Овчарова О.А. Уроки развития речи. – Сыктывкар, 1993. 6. Пахомова О.Н. Добрые сказки: Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2004. 7. Шорыгина Т.А. Общительные сказки: Социально-нравственное воспитание. – М.: Книголюб, 2004. 8. Шорыгина Т.А. Родные сказки: Нравственно-патриотическое воспитание. – М.: Прометей; Книголюб, 2004. 9. Бескоровайная Л.С., Перекатьева О.В. Этикет для малышей, или «что такое хорошо и что такое плохо». – Ростов – на — Дону: Феникс, 2003. 10. Васильева – Гангус Л.П. Азбука вежливости. – М.: Педагогика, 1989. 11. Газета «Начальная школа». 12. Голуб И.Б. Моя самая первая книжка о словах. Путешествия в Страну слов. – М.: Дрофа, 1995. 13. Журнал «Начальная школа». 14. Журнал «Педсовет» № 5, № 10 — <metricconverter productid=«1996 г» w:st=«on»>1996 г, №11 — <metricconverter productid=«1997 г» w:st=«on»>1997 г. 15. Лаврентьева Е.В. Занимательная риторика и этикет. – М.: ОМА – Пресс, 2001. 16. Лихачева Л.С. Рабочая тетрадь по этикету. – Екатеринбург: Сред. — Урал. кн. Изд-во, 1996. 17. Овчарова О.А. Уроки развития речи. – Сыктывкар, 1993. 18. Пикулева Н.В. Слово на ладошке: О вежливости – с вами вместе. – М.: Новая школа, 1997. 19. Программы дополнительного образования детей. Выпуск 1: Развивающие игры и упражнения. – М.: Советский спорт,2002. 20. Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: пособие для учителей и родителей учащихся нач. кл. – М.: Школьная пресса, 2002. 21. Соколова О.А. Мир общения. Этикет для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб.: КАРО, 2003. Для учащихся: 1. Академия Вежливых Наук профессора Бонуса (составитель Хаткина Н.В., Хаткина М.А. Д.: Сталкер, 1997. 2. Васильева – Гангус Л.П. Азбука вежливости. – М.: Педагогика, 1989. 3. Голуб И.Б. Моя самая первая книжка о словах. Путешествия в Страну слов. – М.: Дрофа, 1995. 4. Лаврентьева Е.В. Занимательная риторика и этикет. – М.: ОМА – Пресс, 2001. 5. Лихачева Л.С. Рабочая тетрадь по этикету. – Екатеринбург: Сред. — Урал. кн. Изд-во, 1996.
Размещено в
разделе:
ОУ дополнительного образования
Педагог дополнительного образования
Проблемно-ценностное общение
Планирование работы, программы
11 марта 2013
Файлы
Rafalskaya EV_dopolnitelnoe obrazovanie.7z
Скачать
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
С ув. Ивлева Ю.А.