Детские неврозы- причины и следствия
Краткое описание
Ознакомить педагогов с причинами детского невроза и как распознать невроз на практике.
Описание
Детские неврозы –причины и следствия.
Из первоначального определения невроза с XVIIIвека сохранилось представление о нём, как о функциональном (обратимом)нарушении. Развитие промышленности и компьютеризация привели в результате повышению уровня психоэмоциональных отношений в обществе, создали предпосылку риска развития у людей невротических состояний
В настоящее время одной из главных проблем в воспитании детей является устранение причин детских неврозов и их профилактика.
В данной работе раскрывается понятие детских неврозов, дается определение невротических расстройств по физиологическим наблюдениям при работе с детьми.
Невроз-это функциональное психогенное нервно-психическое расстройство, которое возникает в результате нарушений особо значимых жизненных отношений человека, то есть расстройство психической деятельности и болезненные состояния, причины которых является психическая травма. Под психической травмой подразумевается интенсивное но сравнительно кратковременное отрицательное внешнее воздействие, которое может вызвать эмоциональное переживания- горе, печаль, чувство утраты и одиночество, отчаяние, обиду, страх, тревогу, ужас.
Психическая травма определяется содержанием информации, значимой для ребёнка. Значимость, а в связи с этим и патогенность той или иной информации определяет духовное миропонимание, воспитание, жизненный опыт, врождённые типологические свойства нервной системы. Чаще всего неврозы вызываются информацией:
— о семейных невзгодах;
— о потере близких людей;
— о крахе надежд;
— о школьных неприятностях;
— о наказании за совершённое деяние;
— об угрозе жизни, здоровью, благополучию.
Психической травмой может быть, как речевое, так и без речевое воздействие. Но действие слова как носителя патогенной информации является одной из самых частых причин неврозов.
Причины возникновения неврозов считается психическая травматизация личности. Возникновение невроза определяется не прямой и непосредственной реакцией личности на неблагоприятную ситуацию, а более или менее длительной переработкой данной личностью сложившейся ситуации и её последствий, а так же не способностью адаптироваться к новым условиям. Наличие лишь психа-травмы для возникновения невроза еще не достаточно, необходимо что бы психическая травма нашла в структуре личности, в её психическом складе соответствующий резонанс. Иными словами, кроме психической травмы, необходимо наличие определённых особенностей личности и ряд изменения в ней, для дальнейшего развития которых первый толчок дает психическая травма последствия которой личность стремится преодолеть.
Бывают ситуации, в которых человек испытывает тревогу и беспокойство, например, сдавая экзамен или на соревнованиях. После его сдачи душевное состояние выравнивается, и человек снова чувствует себя нормально. Но если тревожная обстановка давно изменилась, а человек всё так же чувствует себя плохо, то речь уже идёт о невротическом состоянии. На этом фоне могут возникнуть так называемые невротические симптомы- головные и сердечные боли, тики, головокружения, сердцебиения, бессонница. Они называются невротическими, так как с физической точки зрения ребёнок здоров.
Невроз характеризуется:
— обратимостью патологических нарушений в независимости от длительности невроза, что соответствует его пониманию как срыва высшей нервной деятельности, которая может продолжаться дни, недели, месяцы и даже годы;
Ведущею роль в развитии невроза играет внутри личностный конфликт, который определяет, как неразрешимое противоречие между несколькими равно значимыми потребностями ребёнка. Преодолеть такое противоречие очень трудно, поскольку любое возможное решение означает отказ от одной из чрезвычайно значимых потребностей. Примерами внутри личностного конфликта может быть борьба между желанием любви и стремлением сохранить свободу, жаждой карьеры и сознанием своей некомпетентности, желание быть лидером в группе и осознание своей физической слабости, стремление к свободе и страхом одиночества. Иногда личностный конфликт определяют, как неразрешимое соперничество того, «что я хочу, что я должен» и «что я есть на самом деле». Внутри личностному конфликту соответствуют такие чувства, как тревога, сомнение, колебания, раздражение, разочарование, отсутствие перспективы, ощущение внутреннего тупика.
Неврозы – это во многом следствие неправильного воспитания в раннем детстве (в частности, как следствие недостатка внимания со стороны родителей), негармоничных отношений в семье, закрепившихся в поведении неконструктивных стратегий поведения и психологических защитных механизмов личности.
В возникновении неврозов имеют значение задержки развития в различных возрастных этапах формирования отдельных личностных структур. Длительные психические травмы, соматические болезни, потеря близких, разлука с родителями нарушают те или иные качественные стороны формирования структур личности. В развитии невроза отводят значительное место раннему сиротству, а так же большое значение психическим травмам детского возраста.
Неврозы имеют чёткое начало. Они обратимы(преходящи) независимо от их длительности – то есть проходят в результате псих коррекции и лечения, либо когда ситуация, вызвавшая невроз, теряет актуальность.
Важной особенностью неврозов является то, что человек воспринимает своё состояние как болезненное, чуждое, тягостное для него явление. При неврозе человек сохраняет ясную критику, тяготится своим состоянием, но ничего не может с собой поделать.
Течение неврозов в целом благоприятное, длительность заболевания может быть различной. Если человек «сживается с неврозом», подстраивает своё поведение под требование болезни. В этом случае выздоровление не наступает.
Самое распространённая форма среди неврозов- неврастения, которая характеризуется повышенной раздражительностью, возбудимостью, быстрой утомляемостью и истощаемостью. Неврастения развивается чаще всего под влиянием более или менее продолжительной психической травматизации, особенно ведущей к длительному эмоциональному напряжению и недосыпанию, которые не редко возникают, при длительном пребывании в неблагоприятной семейной или служебной обстановке, а так же продолжительном состоянии тревоги и большом умственном или физическом напряжении, связанном с условиями жизни, с предъявлением к личности не посильных требований, например, во время подготовки к ответственным соревнованиям.
Особенностью личности, во многом способствующей развитию неврастении, является стремление к чрезмерным, превышающим реальные возможностям усилиям в основных видах деятельности. Это особенности чаще всего формируются в условиях, когда постоянно стимулируется не здоровое стремление к успеху без реального учёта сил и возможностей ребёнка. Конфликтная патогенная ситуация, наиболее типичная для неврастении, представляет собой противоречие между возможностями личности, с одной стороны, её стремлениями и завышенными требованиями к себе- с другой.
Эти особенности личности и патогенной конфликтной ситуации особенно легко вызывают заболевание у лиц астеничных, легко утомляемых, со слабым типом нервной системы, а так же лиц мнительных, педантичных, с высокоразвитым чувством долга. Может оно развиться и у людей с сильной нервной системой. Истощающие организм факторы, связанные с недоеданием, чрезмерной работой без достаточного отдыха, способствует так же возникновению неврастении.
Заболевание начинается исподволь, постепенно. Основным симптомом является раздражительная слабость, повышенная возбудимость и лёгкая истощаемость.
При повышенной возбудимости мало значащие или индифферентные для здорового человека раздражители начинают вызывать повышенную реакцию. Дети становятся вспыльчивыми, раздражаются даже по незначительному поводу, становятся невыносливыми к сильным внешним раздражителям- шуму, яркому свету, запахам, а так же к болевым раздражителям. Раздражительность и вспыльчивость особенно проявляются при повторном действии вызвавших заболевание психотравмирующих раздражителей. Однако они могут иногда проявляться и под влиянием индифферентных раздражителей. В тоже время при некоторых обстоятельствах дети в состоянии себя сдерживать и не проявлять повышенной раздражительности, например в школе или на секции. Однако часто наблюдается дрожание век и пальцев, потливость.
Не секрет, что при неврозах страдает в первую очередь центральная нервная система. В этом случае возникает раздражительность, повышенная возбудимость, потеря сна или появляется астения, тревожность, снижается работоспособность. Страдает так же сердечно-сосудистая система, что проявляется в преходящих болях в области сердца, учащается сердцебиение, появляется отдышка, чувство не хватки воздуха, тревога за своё состояние. Часто на фоне психоэмоционального перенапряжения повышается артериальное давление. При неврозах возможны нарушения и со стороны желудочно-кишечного тракта. Появляются боли в желудке, спазмы в кишечнике, нарушается пищеварение что приводит к потере массы тела.
Длительные и частые психоэмоциональные нарушения, неврозы, приводят к нарушениям и в других системах и органах. Со стороны кожных покровов часто наблюдается кожная сыпь, могут начать выпадать волос на голове. Со стороны позвоночника обостряется остеохондроз. Могут ухудшиться зрение и слух, снизиться обоняние и измениться вкус. Со стороны органов дыхания возможны приступы удушья, связанные именно с ярко выраженным неврозом и неврастенией.
Эти функциональные нарушения, многие органические поражения органов и систем можно облегчить и даже вылечить с помощью лекарственных растений.
Для более эффективного восстановления нарушения личности при неврозах необходимо воздействие на все основные компоненты отношений- познавательной, эмоциональной и поведенческой.
Список литературы:
v Человек: психология, Я.Л. Коломинский
v Воспитателю о психологии и психогигиене общения, А.Б.Добрович
v Неврозы профилактика и лечение, В.Н.Вишнев, В.Д.РыжковВ.А.Цыганков
Детские неврозы –причины и следствия.
Из первоначального определения невроза с XVIIIвека сохранилось представление о нём, как о функциональном (обратимом)нарушении. Развитие промышленности и компьютеризация привели в результате повышению уровня психоэмоциональных отношений в обществе, создали предпосылку риска развития у людей невротических состояний
В настоящее время одной из главных проблем в воспитании детей является устранение причин детских неврозов и их профилактика.
В данной работе раскрывается понятие детских неврозов, дается определение невротических расстройств по физиологическим наблюдениям при работе с детьми.
Невроз-это функциональное психогенное нервно-психическое расстройство, которое возникает в результате нарушений особо значимых жизненных отношений человека, то есть расстройство психической деятельности и болезненные состояния, причины которых является психическая травма. Под психической травмой подразумевается интенсивное но сравнительно кратковременное отрицательное внешнее воздействие, которое может вызвать эмоциональное переживания- горе, печаль, чувство утраты и одиночество, отчаяние, обиду, страх, тревогу, ужас.
Психическая травма определяется содержанием информации, значимой для ребёнка. Значимость, а в связи с этим и патогенность той или иной информации определяет духовное миропонимание, воспитание, жизненный опыт, врождённые типологические свойства нервной системы. Чаще всего неврозы вызываются информацией:
— о семейных невзгодах;
— о потере близких людей;
— о крахе надежд;
— о школьных неприятностях;
— о наказании за совершённое деяние;
— об угрозе жизни, здоровью, благополучию.
Психической травмой может быть, как речевое, так и без речевое воздействие. Но действие слова как носителя патогенной информации является одной из самых частых причин неврозов.
Причины возникновения неврозов считается психическая травматизация личности. Возникновение невроза определяется не прямой и непосредственной реакцией личности на неблагоприятную ситуацию, а более или менее длительной переработкой данной личностью сложившейся ситуации и её последствий, а так же не способностью адаптироваться к новым условиям. Наличие лишь психа-травмы для возникновения невроза еще не достаточно, необходимо что бы психическая травма нашла в структуре личности, в её психическом складе соответствующий резонанс. Иными словами, кроме психической травмы, необходимо наличие определённых особенностей личности и ряд изменения в ней, для дальнейшего развития которых первый толчок дает психическая травма последствия которой личность стремится преодолеть.
Бывают ситуации, в которых человек испытывает тревогу и беспокойство, например, сдавая экзамен или на соревнованиях. После его сдачи душевное состояние выравнивается, и человек снова чувствует себя нормально. Но если тревожная обстановка давно изменилась, а человек всё так же чувствует себя плохо, то речь уже идёт о невротическом состоянии. На этом фоне могут возникнуть так называемые невротические симптомы- головные и сердечные боли, тики, головокружения, сердцебиения, бессонница. Они называются невротическими, так как с физической точки зрения ребёнок здоров.
Невроз характеризуется:
— обратимостью патологических нарушений в независимости от длительности невроза, что соответствует его пониманию как срыва высшей нервной деятельности, которая может продолжаться дни, недели, месяцы и даже годы;
Ведущею роль в развитии невроза играет внутри личностный конфликт, который определяет, как неразрешимое противоречие между несколькими равно значимыми потребностями ребёнка. Преодолеть такое противоречие очень трудно, поскольку любое возможное решение означает отказ от одной из чрезвычайно значимых потребностей. Примерами внутри личностного конфликта может быть борьба между желанием любви и стремлением сохранить свободу, жаждой карьеры и сознанием своей некомпетентности, желание быть лидером в группе и осознание своей физической слабости, стремление к свободе и страхом одиночества. Иногда личностный конфликт определяют, как неразрешимое соперничество того, «что я хочу, что я должен» и «что я есть на самом деле». Внутри личностному конфликту соответствуют такие чувства, как тревога, сомнение, колебания, раздражение, разочарование, отсутствие перспективы, ощущение внутреннего тупика.
Неврозы – это во многом следствие неправильного воспитания в раннем детстве (в частности, как следствие недостатка внимания со стороны родителей), негармоничных отношений в семье, закрепившихся в поведении неконструктивных стратегий поведения и психологических защитных механизмов личности.
В возникновении неврозов имеют значение задержки развития в различных возрастных этапах формирования отдельных личностных структур. Длительные психические травмы, соматические болезни, потеря близких, разлука с родителями нарушают те или иные качественные стороны формирования структур личности. В развитии невроза отводят значительное место раннему сиротству, а так же большое значение психическим травмам детского возраста.
Неврозы имеют чёткое начало. Они обратимы(преходящи) независимо от их длительности – то есть проходят в результате псих коррекции и лечения, либо когда ситуация, вызвавшая невроз, теряет актуальность.
Важной особенностью неврозов является то, что человек воспринимает своё состояние как болезненное, чуждое, тягостное для него явление. При неврозе человек сохраняет ясную критику, тяготится своим состоянием, но ничего не может с собой поделать.
Течение неврозов в целом благоприятное, длительность заболевания может быть различной. Если человек «сживается с неврозом», подстраивает своё поведение под требование болезни. В этом случае выздоровление не наступает.
Самое распространённая форма среди неврозов- неврастения, которая характеризуется повышенной раздражительностью, возбудимостью, быстрой утомляемостью и истощаемостью. Неврастения развивается чаще всего под влиянием более или менее продолжительной психической травматизации, особенно ведущей к длительному эмоциональному напряжению и недосыпанию, которые не редко возникают, при длительном пребывании в неблагоприятной семейной или служебной обстановке, а так же продолжительном состоянии тревоги и большом умственном или физическом напряжении, связанном с условиями жизни, с предъявлением к личности не посильных требований, например, во время подготовки к ответственным соревнованиям.
Особенностью личности, во многом способствующей развитию неврастении, является стремление к чрезмерным, превышающим реальные возможностям усилиям в основных видах деятельности. Это особенности чаще всего формируются в условиях, когда постоянно стимулируется не здоровое стремление к успеху без реального учёта сил и возможностей ребёнка. Конфликтная патогенная ситуация, наиболее типичная для неврастении, представляет собой противоречие между возможностями личности, с одной стороны, её стремлениями и завышенными требованиями к себе- с другой.
Эти особенности личности и патогенной конфликтной ситуации особенно легко вызывают заболевание у лиц астеничных, легко утомляемых, со слабым типом нервной системы, а так же лиц мнительных, педантичных, с высокоразвитым чувством долга. Может оно развиться и у людей с сильной нервной системой. Истощающие организм факторы, связанные с недоеданием, чрезмерной работой без достаточного отдыха, способствует так же возникновению неврастении.
Заболевание начинается исподволь, постепенно. Основным симптомом является раздражительная слабость, повышенная возбудимость и лёгкая истощаемость.
При повышенной возбудимости мало значащие или индифферентные для здорового человека раздражители начинают вызывать повышенную реакцию. Дети становятся вспыльчивыми, раздражаются даже по незначительному поводу, становятся невыносливыми к сильным внешним раздражителям- шуму, яркому свету, запахам, а так же к болевым раздражителям. Раздражительность и вспыльчивость особенно проявляются при повторном действии вызвавших заболевание психотравмирующих раздражителей. Однако они могут иногда проявляться и под влиянием индифферентных раздражителей. В тоже время при некоторых обстоятельствах дети в состоянии себя сдерживать и не проявлять повышенной раздражительности, например в школе или на секции. Однако часто наблюдается дрожание век и пальцев, потливость.
Не секрет, что при неврозах страдает в первую очередь центральная нервная система. В этом случае возникает раздражительность, повышенная возбудимость, потеря сна или появляется астения, тревожность, снижается работоспособность. Страдает так же сердечно-сосудистая система, что проявляется в преходящих болях в области сердца, учащается сердцебиение, появляется отдышка, чувство не хватки воздуха, тревога за своё состояние. Часто на фоне психоэмоционального перенапряжения повышается артериальное давление. При неврозах возможны нарушения и со стороны желудочно-кишечного тракта. Появляются боли в желудке, спазмы в кишечнике, нарушается пищеварение что приводит к потере массы тела.
Длительные и частые психоэмоциональные нарушения, неврозы, приводят к нарушениям и в других системах и органах. Со стороны кожных покровов часто наблюдается кожная сыпь, могут начать выпадать волос на голове. Со стороны позвоночника обостряется остеохондроз. Могут ухудшиться зрение и слух, снизиться обоняние и измениться вкус. Со стороны органов дыхания возможны приступы удушья, связанные именно с ярко выраженным неврозом и неврастенией.
Эти функциональные нарушения, многие органические поражения органов и систем можно облегчить и даже вылечить с помощью лекарственных растений.
Для более эффективного восстановления нарушения личности при неврозах необходимо воздействие на все основные компоненты отношений- познавательной, эмоциональной и поведенческой.
Список литературы:
v Человек: психология, Я.Л. Коломинский
v Воспитателю о психологии и психогигиене общения, А.Б.Добрович
v Неврозы профилактика и лечение, В.Н.Вишнев, В.Д.РыжковВ.А.Цыганков
Размещено в
разделе:
ОУ дополнительного образования
Педагог дополнительного образования
Познавательная деятельность
Информационно-справочные материалы
Теги: оу доп. образования, педагог доп. образования, информационно-справочные материалы, познавательная деятельность
11 марта 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»