В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Рабочая программа по биологии для 6-9 класса на основе авторской программы Н.И. Сонина

Рабочая программа по биологии для 6-9 класса на основе авторской программы Н.И. Сонина

Галина Носенко
Тип материала: Программа
просмотров: 7683 комментариев: 1
Краткое описание
Систематизация  работы учителя биологии, рациональное распределение резервного времени
Описание

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
рабочая программа по биологии.docx Скачать



1.Пояснительная записка.

Рабочая программа I вида. Биология. Программа составлена на основе авторской программы основного общего образования по биологии 6 – 9 классы Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, Е.Т. Захаровой.

Таблица тематического распределения количества часов



пп

Разделы, темы

Количество часов

Пример

ная или автор-

ская

Рабочая программа по классам

6 класс

7

класс

8

класс

9

класс

1

6 класс Живой организм



авторская






Раздел I Строение и свойства живых организмов

22 часа

23 часа (1 час из резерва)





Тема 1.1 Основные свойства живых организмов

2

2





Тема 1.2 Химический состав клеток

2

2





Тема 1.3 Строение растительных и животных клеток

2

2





Тема 1.4 Деление клеток

2

2





Тема 1.5 Ткани растений и животных

2

2





Тема 1.6 Органы и системы органов

10

10





Тема 1.7 Растения и животные как целостные организмы

2

2





Раздел II Жизнедеятельность организмов

36 часов

41 часа (5 часов из резерва)





Тема2.1 Питание и пищеварение

8

10 (2часа резерва)





Тема 2.2 Дыхание

3

4 (1 час резерв)





Тема 2.3 Передвижение веществ в организме

4

4





Тема 2.4 Выделение

4

5 (1 час резерва)





Тема 2.5 Опорные системы

2

2





Тема 2.6 Движение

2

2





Тема 2.7 Регуляция процессов жизнедеятельности

5

5





Тема 2.8 Размножение

4

4





Тема 2.9 Рост и развитие

4

4





Раздел III Организм и среда

4 часа

3





Тема 3.1 Среда обитания. Факторы среды

2

2





Тема 3.2 Природные сообщества

2

2




ИТОГО:

62 + 8 часов резерва

70 часов, если образовательное учреждение работает по 35 часовой учебной неделе, если по 34-часовой, то темы 2.4 и 2.7 проводятся с уменьшением на 1 час каждая.( 68 часов)

2

7 класс Многообразие живых организмов


Введение

3


3




Раздел I Прокариоты

3


3




Раздел II Царство Грибы

4


4




Раздел III Царство Растений

16


22




Тема 3.1 Общая характеристика растений

2


2




Тема 3.2 Низшие растения

2


4 (2часа резерв)




Тема 3.3 Высшие растения

4


6 (2 часа резерв)




Тема 3.4 Отдел Голосеменные

2


2




Тема 3.5 Отдел Покрытосеменные

6


8




Раздел IV Царство Животных

37


37




Тема 4.1 Общая характеристика животных

1


1




Тема 4.2 ПодцарствоОдноклеточные

2


2




Тема 4.3 ПодцарствоМногоклеточные

1


1




Тема 4.4 Тип Кишечнополостные

3


3




Тема 4.5 Тип Плоские черви

2


2




Тема 4.6 Тип Круглые черви

1


1




Тема 4.7 Тип Кольчатые черви

3


3




Тема 4.8 Моллюски

2


2




Тема 4.9 Тип Членистоногие

7


7




Тема 4.10 Тип Иглокожие

-


-




Тема 4.11 Тип Хордовые Подтип Бесчерепные

1


1




Тема 4.12 Подтип Позвоночные Надкласс Рыбы

2


2




Тема 4.13Класс Земноводные

2


2




Тема 4.14 Класс Пресмыкающиеся

2


2




Тема 4.15 Класс Птицы

4


4




Тема 4.16 Класс Млекопитающие

4


3




Раздел V Царство Вирусы

2


1




Заключение







ИТОГО:

66 +4 часа резерва

70 часов, если образовательное учреждение работает по 35 часовой учебной неделе, если по 34-часовой, то выдается 68 часов тема 3.3 и 4.4 сокращается на 1 час каждая.

3

8 класс Человек


Тема 1 Место человека в системе органического мира

2



2



Тема 2 Происхождение человека

2



2



Тема 3 Краткая история развития знаний о человеке

1



2 (1час резерв)



Тема 4 Общий обзор строения и функций организма человека

4



4



Тема 5 Координация и регуляция

10



10



Тема 6 Опора и движение

8



8



Тема 7 Внутренняя среда организма

3



4 (1час резерв)



Тема 8 Транспорт веществ

4



4



Тема 9 Дыхание

5



6 (1 час резерв)



Тема 10 Пищеварение

5



6 (1 час резерв)



Тема 11 Обмен веществ и энергии

2



3 (1 час резерв)



Тема 12 Выделение

2



2



Тема 13 Покровы

3



3



Тема 14 Размножение и развитие

3



3



Тема 15 Высшая нервная деятельность

5



5



Тема 16 Человек и его здоровье

4



4







68 часов


4

9 класс Общая биология.









Введение

1




1


Раздел I Эволюция живого мира на Земле

21




25 ( 4 часа резерв)


Тема1.1 Многообразие органического мира. Основные свойства живых организмов

2




2


Тема 1.2 Развитие биологии в додарвиновский период

2




2


Тема 1.3 Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

5




6 (1 час резерва)


Тема 1.4 Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

2




2


Тема 1.5Микроэволюция

2




2


Тема 1.6 Биологические последствия адаптации. Макроэволюция

3




5 (2 час резерва)


Тема 1.7 Возникновение жизни на Земле

2




2


Тема 1.8 Развитие жизни на Земле

3




4 (1 час резерва)


Раздел II Структурная организация живых организмов

10




12 (2 часа резерва)


Тема 2.1 Химическая организация клетки

2




3 (1 час резерва)


Тема 2.2 Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

3




4 (1 час резерва)


Тема 2.3 Строение и функции клеток

5




5


Раздел III размножение и индивидуальное развитие организмов

5




5


Тема 3.1 Размножение организмов

2




2


Тема 3.2 Онтогенез

3




3


Раздел IV Наследственность и изменчивость организмов

20




20


Тема 4.1 Закономерности наследования признаков

10




10


Тема 4.2 Закономерности изменчивости признаков

6




6


Тема 4.3 Селекция растений, животных, микроорганизмов

4




4


Раздел V Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

5




5







68 часов


ИТОГО:

63 +7ре

зерв

70 часов, если образовательное учреждение работает по 35 часовой учебной неделе, если по 34-часовой, то темы 2.2 и 2.3 проводятся с уменьшением на 1 час каждая.













2. Содержание обучения.

Перечень практических работ, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой основного общего образования по биологии 6 – 9 классы Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, Е.Т. Захаровой.

Список литературы

Учебно-методический комплект:



Класс

Учебники для учащихся

Пособия для учителя

6

Сонин Н.И. Биология. Живой организм: учебник для 6 класса средней школы. М.; Дрофа, 2011 г.


А.А. Калинина Универсальные поурочные разработки по биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. М.: Вако, 2007.

7

Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология Многообразие живых организмов: учебник для 7 класса средней школы. М.: Дрофа, 2011 г.


М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2008.Биология. 7 класс: поурочные планы.

8

Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. Учебник для 8 класса средней школы. М.: Дрофа, 2011 г.


Н.Б. Ренева, Н.И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс Методическое пособие. М.: Дрофа, 2000.

9

Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности: учебник для 9 класса средней

школы. М.: Дрофа, 2011 г.


Гуменюк М.М. Поурочные планы. Биология. 9 класс. Волгоград: Учитель, 2008.







Дополнительная литература для учащихся:

  1. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. М.: Дрофа, 2005.

  2. Залесский М.З. Занимательная анатомия. М.: Издательский дом «Росмэн», 1998.

  3. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001. \

  4. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель по природоведению и экологии для учащихся нач. кл. М.: Просвещение, 1998.

  5. Алексеев В.Н. Простейшие. Губки. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. М.: Дрофа, 2005.

  6. Брокнина Е.Т. Птицы. М.: Дрофа, 2004.

  7. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: книга для самообразования. М.: Просвещение, 1994.

  8. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1992.

  9. Одум Ю. Экология. Т. 1-2. М.: Мир, 1986.

  10. Флинт Р. Биология в цифрах. М.: Мир, 1992.

  11. Шпинар З.В. История жизни на Земле. Прага: Атрия, 1977.

  12. Эттенборо Д. Живая планета. М.: Мир, 1988.

  13. Эттенборо Д. Жизнь на Земле. М.: Мир, 1984

  14. Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего. М.: Детская литература, 1983.











« С О Г Л А С О В А Н О» « С О Г Л А С О В А Н О»

Протокол №___ заседания методического Заместитель директора

объединения учителей биологии г-к Анапа по УВР МБОУ СОШ №2

Руководитель МО учителей биологии ___________Н.П. Сосновская

_____________О.В. Алексинская 30.08.2012г.

27.08.2012г











.



КТП 6 класс Живой организм 2 часа в неделю)


Кол час.

Дата пред.

6 «А»

Факт.дата

6«А»

Дата пред.

6 «Б»

Факт.

Дата

6 «Б»

Оборудова

ние

Раздел I Строение и свойства живых организмов

Тема 1.1 Основные свойства живых организмов 2

Многообразие живых организмов.

1

6.09




Интернет - ресурсы

Свойства живых организмов

1

8.09




Интернет - ресурсы

Тема 1.2 Химический состав клеток 2

Химический состав клеток. Неогранические вещества. Л.р. №1

1

13.09




Оборудование для лабор.

Химический состав клеток. Органические вещества. Л.р. №2

1

15.09




Оборудование для лабор.

Тема 1.3 Строение растительных и животных клеток 2

Строение растительных клеток. Л.р. №3

1

20.09




Микроскоп,препараты

Строение животных клеток

1

22.09




Интернет - ресурсы

Тема 1.4 Деление клеток 2

Деление клеток. Основные типы деления клеток.

1

27.09




таблица

Деление клеток. Митоз. Мейоз.

1

29.09




таблица

Тема 1.5 Ткани растений и животных 2

Понятие «ткань». Ткани растений. Л.р. №4

1

4.10




Микроскоп, препараты

Ткани животных.

1

6.10




таблица

Тема 1.6 Органы и системы органов 12

Органы цветкового растения. Л.р. №5(1)

1

11.10




таблица

Корень. Внешнее строение и значение корней.

1

13.10




таблица

Побег. Почка.

1

18.10




таблица

Стебель. Передвижение веществ по стеблю

1

20.10




таблица

Лист. Строение и функции листа.

1

25.10




таблица

Цветок, его строение и значение.

1

27.10




Интернет - ртесурсы

Соцветия.

1

1.11




Интернет - ресурсы

Плоды и семена.

1

3.11




Интернет - ресурсы

Корень

1

15.11




Интернет - ресурсы

Что мы узнали о растениях

1

17.17





Системы органов животных л.р. №5 (2)

1

22.11




таблица

Покровные, мышечные, опорные системы.

1

24.11




таблица

Тема 1.7 Растения и животные как целостные организмы 2

Организм как единое целое.

1

29.11




Интернет - ресурсы

Что мы узнали о строении живых организмов.

1:

1.12




Интернет - ресурсы

Раздел II Жизнедеятельность организмов

Тема 2.1 Питание и пищеварение 10

Пищеварение. Сущность понятия питания.

1

6.12




Интернет - ресурсы

Почвенное питание, дыхание почвенных организмов

1

8.12




Интернет - ресурсы

Фотосинтез. Автотрофы. Транспорт газов и веществ

1

13.12




Интернет - ресурсы

Значение фотосинтеза. Выделение кислорода

1

15.12




Интернет - ресурсы

Питание животных организмов, обмен веществ

1

20.12




Интернет - ресурсы

Травоядные гетеротрофы, обмен веществ

1

22.12




Интернет - ресурсы

Симбионты, паразиты. Обмен веществ

1

27.12




Интернет - ресурсы

Пищеварение и его значение, НС, ее роль в пищеварении

1

29.12




Интернет - ресурсы

Значение в пищеварении органов чувств

1

17.01




Интернет - ресурсы

Пищеварительные ферменты

1

19.01




Интернет - ресурсы

Тема 2.2 Дыхание 4

Дыхание, значение.

1

24.01




Интернет - ресурсы

Клеточное дыхание.

1

26.01




Интернет - ресурсы

Дыхание растений.

1

31.01




Интернет - ресурсы

Органы дыхания животных.

1

2.02




Интернет - ресурсы

Тема 2.3 Передвижение веществ в организме 5

Передвижение веществ в организме растений.

1

7.02




Интернет - ресурсы

Передвижение веществ в организме растений. Л.р. №6

1

9.02




таблица

Передвижение веществ в организме животных.

1

14.02




Интернет - ресурсы

Гемолимфа, кровь. Л.р. №7

1

16.02





Тема 2.4 Выделение 5

Продукты выделения.

1

21.02




Интернет - ресурсы

Выделение у растений.

1

23.02




Интернет - ресурсы

Выделение у животных.

1

28.02




Интернет - ресурсы

Обмен веществ и энергии у растений.

1

2.03




Интернет - ресурсы

Обмен веществ и энергии у животных.

1

7.03




Интернет - ресурсы

Тема 2.5 Опорные системы 2

Опорные системы у растений.

1

9.03




Таблица

Опорные системы у животных. Л.р. №8

1

14.03




таблица

Тема 2.6 Движение 2

Движение одноклеточных Л.р. №9

1

16.03




Интернет - ресурсы

Движение растений и животных. Л.р. № 10

1





Интернет - ресурсы

Тема 2.7 Регуляция процессов жизнедеятельности 6

Регуляция процессов жизнедеятельности.

1

21.03





Раздражимость.

1

23.03




Интернет - ресурсы

Нервная система, типы нервной системы.

1

4.04




Интернет - ресурсы

Рефлекс, инстинкты.

1

6.04




Интернет - ресурсы

Железы. Гормоны, ростовые вещества.

1

11.04




Интернет - ресурсы

Тема 2.8 Размножение 4

Размножение, значение, виды.

1

13.04




Интернет - ресурсы

Бесполое размножение у животных.

1

18.04




Интернет - ресурсы

Бесполое размножение у растений. Л.р. №11

1

20.04




Интернет - ресурсы

Половое размножение.

1

25.04




Интернет - ресурсы

Тема 2.9 Рост и развитие 4

Рост и развитие у растений

1

27.04




Интернет - ресурсы

Рост и развитие у растений

1

2.05




Интернет - ресурсы

Эмбриональное развитие животных

1

4.05




Интернет - ресурсы

Постэмбриональное развитие животных л.р. №12

1

9.05




Интернет - ресурсы

Раздел III Организм и среда 3


Тема 3.1 Среда обитания. Факторы среды 2

Среда обитания

Факторы среды

1


11.05




Интернет - ресурсы

Антропогенное влияние на природу

1

16.05




Интернет - ресурсы

Тема 3.2 Природные сообщества 2


67

Природные сообщества


1


18.05




Интернет - ресурсы

68

Природные сообщества

1

23.05




Интернет - ресурсы


Итого

68

Ча-

сов

Лаб.

12


Лаб.

12









Лабораторный практикум:

  1. Определение состава семян пшеницы

  2. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.

  3. Строение клеток живых организмов.

  4. Строение тканей живых организмов.

  5. Распознавание органов у растений (1), у животных (2).

  6. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

  7. Строение крови лягушки и человека.

  8. Разнообразие опорных систем животных.

  9. Движение инфузории – туфельки.

  10. Перемещение дождевого червя.

  11. Вегетативное размножение комнатных растений.

  12. Прямое и непрямое развитие насекомых.






КТП 7 класс Многообразие живых организмов

(2 часа в неделю)

пп

Разделы, темы


Кол

час.

Дата пред.

7 «А»

Дата факт.

7«А»

Дата

Пред.

7 «Б»

Дата факт.

7 «Б»

Оборудование

Введение 3

1.

Введение.

1

4.09





2.

Уровни жизни.

1

6.09




Интернет - ресурсы

3.

Свойства живых организмов.

1

11.09




Интернет - ресурсы

Раздел I Прокариоты 3

4.

Прокариоты. Настоящие бактерии

1

13.09




Интернет - ресурсы

5.

Архебактерии

1

18.09




Интернет - ресурсы

6.

Оксифотобактерии

1

20.09




Интернет - ресурсы


Раздел II Царство Грибы 4

7.

Отдел Настоящие грибыЛаб.р. №1

1

25.09




таблица

8.

Отдел Настоящие грибыЛаб.р. №2

1

27.09




таблица

9.

Оомицеты

1

2.10





10.

Отдел Лишайники

1

4.10




Интернет - ресурсы


Раздел III Царство Растений 22


Тема 3.1 Общая характеристика растений 2

11.

Общие признаки Царства Растений

1

10.10




Интернет - ресурсы

12.

Особенности Царства Растений

1

11.10




Интернет - ресурсы


Тема 3.2 Низшие растения 4

13.

Особенности водорослей. Л.р. №3

1

17.10




таблица

14.

Зеленые водоросли.

1

18.10




Интернет - ресурсы

15.

Красные водоросли.

1

23.10




Интернет - ресурсы

16.

Бурые водоросли.

1

25.10




Интернет - ресурсы

Тема 3.3 Высшие растения 6

17.

Споровые растения.

1

30.10




таблица

18.

Мхи. Л.р. №4

1

3.11




Таблица

19.

Хвощи и Плауны. Л.р. №5

1

12.11




Таблица

20.

Папоротники. Л.р. №6

1

15.11




таблица

21.

Папоротники. Особенности наземных споровых растений

1

19.11




Интернет - ресурсы

22

Папоротники

1

22.11





Тема 3.4 Отдел Голосеменные 2

23.

Общая характеристика голосеменных. Л.р. №7

1

26.11




Интернет - ресурсы

24.

Размножение Голосеменных. Л.р. №7

1

29.11




Интернет - ресурсы

Тема 3.5 Отдел Покрытосеменные 8

25.

Покрытосеменные

1

4.12




Интернет - ресурсы

26.

Классификация Покрытосеменные

1

6.12




Интернет - ресурсы

27.

Покрытосеменные Двудольные.

1

11.12




Интернет - ресурсы

28.

Покрытосеменные

Л.р. №8

1

13.12




Таблица, гербарии

29.

Покрытосеменные

Л.р. №9

1

18.12




гербарии

30.

Класс Двудольные.

1

25.12





31

Класс Однодольные


27.12





32

Что мы узнали о грибах, прокариотах, цветковых


15.01





Раздел IV Царство Животных 35

Тема 4.1 Общая характеристика животных 1

33.

Общая характеристика животных.

1

17.01




Интернет - ресурсы

Тема 4.2 ПодцарствоОдноклеточные 2

34.

Саркодожгутиконосцы.

1

22.01




Таблица

35.

Споровики. Инфузории. Л.р. №10

1

24.01




Таблица,

микроскоп, препараты

Тема 4.3 ПодцарствоМногоклеточные 1

36.

Общая характеристика многоклеточных.

1

29.01




Интернет - ресурсы

Тема 4.4 Тип Кишечнополостные (Двухслойные) 3

37.

Гидроидные полипы

1

5.02




Интернет - ресурсы

38.

Коралловые полипы

1

7.02




Интернет - ресурсы

39.

Сцифоидные полипы

1

12.02




Интернет - ресурсы

Тема 4.5 Тип Плоские черви( Трехслойные) 2

40

Общая характеристика, Ресничные черви.

1

14.02




Интернет - ресурсы

41

Сосальщики, Ленточные черви.

1

19.02





Тема 4.6 Тип Круглые черви 1

42

Нематоды, аскарида

1

21.02





Тема 4.7 Тип Кольчатые черви 3

43.

Малощетинковые черви.

1

26.02




объект

44.

Многощетинковые.

1

28.02




Таблица

45.

Пиявки. Л.р. №11

1

5.03




таблица

Тема 4.8 Моллюски 2







46.

Общая характеристика типа Моллюски.

1

7.03




Интернет - ресурсы

47.

Внешнее строение моллюсков. Л.р. №12

1

12.03




Препараты, объекты

Тема 4.9 – 4.10 Тип Членистоногие. 7 Тип Иглокожие.

48.

Общая характеристика типа Членистоногие.

1

14.03




Интернет - ресурсы

49.

Внешнее строение ракообразных.

1

19.03




Интернет - ресурсы

50.

Внутреннее строение ракообразных.

1

21.03




Интернет - ресурсы

51.

Класс Паукообразные.

1

26.03




Интернет - ресурсы

52.

Класс Насекомые. Внешнее строение и внутреннее строение.

1

2.04




Интернет - ресурсы

53.

Класс Насекомые. Многообразие.

1

4.04




Интернет - ресурсы

Тема 4.11 Тип Хордовые 1

54.

Подтип Бесчерепные

1

9.04




таблица

Тема 4.12 Подтип Позвоночные Надкласс Рыбы 2


55.

Хрящевые рыбы.

1

11.04




Интернет - ресурсы

56.

Костные рыбы. Л.р. №13

1

16.04




Таблица, препарат

Тема 4.13 Полтип Позвоночные Класс Земноводные

57.

Общая характеристика Класса Земноводные. Л.р. №14

1

18.04




Препарат, интернет - ресурсы

58.

Многообразие земноводных.

1

23.04





Тема 4.14 Класс Пресмыкающиеся 2

59.

Общая характеристика пресмыкающихся.

1

25.04




Интернет - ресурсы

60.

Многообразие пресмыкающихся.

1

30.04




Интернет - ресурсы

Тема 4.15 Класс Птицы 4

61.

Общая характеристика птиц.

1

2.05




Интернет - ресурсы

62.

Приспособленность к полету. Л.р. №15

1

7.05




Интернет - ресурсы

63.

Внутреннее строение птиц.

1

9.05




Интернет - ресурсы

64.

Многообразие птиц.

1

11.05




Интернет - ресурсы

Тема 4.16 Класс Млекопитающие 3

65.

Общая характеристика млекопитающих. Внешнее строение. Л.р. №16

1

14.05




Интернет – ресурсы, таблица

66.

Внутреннее строение млекопитающих.

1

16.05




Интернет - ресурсы

67.

Многообразие млекопитающих. Отряды млекопитающих.

1

21.05




Интернет - ресурсы

Раздел V Царство Вирусы 1

68.

Вирусы. Заключение

1

23.05






Итого

68


Лаб.

16






Лабораторный практикум:

1. Строение плесневых грибов.

2.Строение шляпочных грибов.

3.Строение водорослей.

4.Внешнее строение мхов.

5.Внешнее строение плаунов.

6.Внешнее строение папоротников.

7.Строение голосеменных

8.Строение покрытосеменных. Класс двудольные

9.Определение однодольных растений

10.Строение инфузории – туфельки.

11. Внешнее строение дождевого червя.

12. Внешнее строение моллюсков.

13. Особенности внешнего строения рыб.

14. Особенности внешнего строения лягушки.

15. Особенности внешнего строения птиц.

16. Особенности внешнего строения млекопитающих




8 класс

Кол. Час.

Дата пред.

Дата факт.

Оборудо-

вание

Тема 1 Место человека в системе органического мира


Место человека в системе органического мира.

1





Сходство и различия человека и человекообразных обезьян.

1



Таблица, интернет - ресурсы

Тема 2 Происхождение человека 2


Эволюция предшественников человека.

1



Интернет - ресурсы


Этапы антропогенеза.

1



Интернет - ресурсы

Тема 3 Краткая история развития знаний о человеке 2


Развитие знаний о человеке.

1





Достижения современных ученых.

1




Тема 4 Общий обзор строения и функций организма человека4


Строение животной клетки.

1





Животные ткани. Л.р. № 1

1



Микроскоп, препараты


Системы органов. Пр.р. № 1

1



таблицы


Организм человека – целостная система

1




Тема 5 Координация и регуляция 10


Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гипофиз.

1



Интернет - ресурсы


ЖВС. Щитовидная железа.

1



Интернет - ресурсы


Поджелудочная железа.

1



Интернет - ресурсы


Надпочечники.

1



Интернет - ресурсы


Нервная регуляция, виды НС, рефлекс.

1



Интернет - ресурсы


Спинной мозг.

1



Интернет – ресурсы, таблица


Головной мозг, роль коры Л.р. № 3

1



Муляж, таблица


Органы чувств. Зрительный анализатор. Пр.р. № 2

1





Слуховой анализатор.

1



Интернет - ресурсы


Другие органы чувств.

1



Интернет - ресурсы

Тема 6 Опора и движение 8


ОПДС, роль, строение костной ткани. Пр.р. № 3

1



Линейка медицинская, весы


Типы соединения костей, типы костей, рост.

1



Интернет - ресурсы


Отделы скелета.

1



Интернет - ресурсы


Гигиена и первая помощь при травмах.

1



Интернет - ресурсы


Мышечная система.

1



Интернет - ресурсы


Работа мышц.

1



Интернет - ресурсы


Основные группы мышц.

1



Интернет - ресурсы


Утомление, роль физических упражнений. Пр.р. № 4

1




Тема 7 Внутренняя среда организма 4


ВСО, тканевая жидкость, лимфа.

1



Интернет - ресурсы


ВСО, кровь. Л.р. № 4

1



Микроскопы, препараты


Форменные элементы крови.

1



Интернет - ресурсы


Плазма, состав, свойства.

1



Интернет - ресурсы

Тема 8 Транспорт веществ 4


Органы кровообращения.

1



Интернет - ресурсы


Круги кровообращения.

1



Интернет - ресурсы


Движение крови по сосудам. Лимфообращение. Л.р. № 5, Пр. р. № 5

1



Аппарат для измерения давления


Гигиена транспортных систем

1




Тема 9 Дыхание 6


Роль дыхания, значение кислорода для человека.

1



Интернет - ресурсы


Органы дыхания, строение, функции.

1



Интернет - ресурсы


Дыхательные движения. Пр. р. № 6

1



часы


Газообмен в легких и тканях.

1



Интернет - ресурсы


Искусственное дыхание

1



Интернет - ресурсы


Обобщающий урок.

1



Интернет - ресурсы

Тема 10 Пищеварение 6


Питание и пищеварение.

1



Интернет - ресурсы


Пищеварение в ротовой полости.

1



Интернет - ресурсы


Пищеварение в желудке.

1



Интернет - ресурсы


Пищеварение в кишечнике.

1



Интернет - ресурсы


Исследования И.П. Павлова.

1



Интернет - ресурсы


Гигиена пищеварительной системы.

1



Интернет - ресурсы

Тема 11 Обмен веществ и энергии 3


Метаболизм. Пластический и энергетический обмен.

1



Интернет - ресурсы


Нормы питания. Пр. р. № 7

1



Составление рациона, таблица


Витамины

1




Тема 12 Выделение 2


Строение и значение мочевыделительной системы.

11



Интернет – ресурсы, таблица


Гигиена мочевыделительной системы.

1



Интернет – ресурсы, таблица

Тема 13 Покровы 3


Кожа, строение и функции.

1



Таблица


Роль кожи в теплорегуляции.

1



Таблица


Гигиена кожи.

1




Тема 14 Размножение и развитие 3


Органы размножения.

1



Интернет - ресурсы


Оплодотворение.

1



Интернет - ресурсы


Развитие организма.

1



Интернет - ресурсы

Тема 15 Высшая нервная деятельность 5


Особенности ВНД. Физиология НС

1



Интернет - ресурсы


Работы ведущих ученых в области ВНД.

1



Интернет - ресурсы


Торможение. Типы ВНД.

1





Речь, мышление, сознание, биоритмы.

1



Интернет - ресурсы


Сон, память, эмоции, особенности психики.

1




Тема 16 Человек и его здоровье 3


Доврачебная помощь.

1





Закаливание. Факторы риска.

1





Человек и окружающая среда.

1





Заключительный урок

1






Итого

68

Лаб.

5

Практ

7









Лабораторный практикум:

  1. Изучение микроскопического строения тканей.

  2. Изучение головного мозга.

  3. Изучение внешнего строения костей.

  4. Изучение микроскопического строения крови.

  5. Измерение кровяного давления.



Практические работы:

  1. Распознавание на таблицах органов и систем органов.

  2. Изучение изменения зрачка.

  3. Измерения массы и роста своего организма.

  4. Влияние статистической и динамической работы на утомление мышц.

  5. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

  6. Определение частоты дыхания.

  7. Определение норм рационального питания.



















КПТ 9 класс Общая биология





ТЕМЫ

Кол

час

Дата

пред

9 «А»

Дата

факт.

9 «А»

Дата

Преп

9 «в»

Дата

факт.

9 «В»

Оборудова-

ние



Введение.

1








Раздел I. Эволюция живого мира на Земле 25

Тема 1.1 Многообразие органического мира.

Основные свойства живых организмов 2

Многообразие органического мира.

1






Основные свойства живых организмов.

1






Тема 1.2 Развитие биологии в додарвиновский период 2

Учение К.Линнея.

1






Учение Ж-Б. Ламарка.

1






Тема 1.3 Теория Ч. Дарвина о происхождении

видов путем естественного отбора 6

Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина.

1






Учение об искусственном отборе.

1






Вид, критерии.

1






Изменчивость организмов л.р. № 1

1






Борьба за существование.

1






Учение о естественном отборе.

1






Тема 1.4 Приспособленность организмов к

условиям внешней среды как результат действия

естественного отбора 3

Приспособительные особенности строения, окраски, формы л.р. №2

1






Забота о потомстве.

1






Физиологические адаптации.

1






Тема 1.5 Микроэволюция 2

Репродуктивная изоляция внутри вида, популяции.

1






Видообразование.

1






Тема 1.6 Биологические последствия

адаптации. Макроэволюция 4

Главные направления эволюции.

1






Биологический прогресс и регресс.

1






Закономерности эволюции.

1






Результаты эволюции

1






Тема 1.7 Возникновение жизни на Земле 2



Гипотезы происхождения жизни.

1






Теория Опарина – Миллера.

1






Тема 1.8 Развитие жизни на Земле4



Развитие жизни в докембрии

1






Развитие жизни в раннем палеозое

1






Развитие жизни в позднем палеозое.

1






Развитие жизни в мезозое и кайнозое.

1






Раздел II. Структурная организация живых

организмов 13


Тема 2.1 Химическая организация клетки 3

Химическая организация клетки, атомарный состав.

1






Неорганические в-ва.

1






Органические в-ва.

1






Тема 2.2 Обмен веществ и преобразование энергии в клетке 4

Обмен веществ и энергии в клетке.

1






Мембранный транспорт.

1






Распад глюкозы.

1






Процессы биосинтеза в клетке.

1






Тема 2.3 Строение и функции клеток 5

Строение прокариот

1






Эукариоты, одномембранные компоненты клетки л.р. №3

1






36

Двехмембранные и немембранные компоненты клетки.

1






37.

Деление клетки.

1






38

Клеточная теория.

1






Раздел III. Размножение и индивидуальное

развитие организмов 5

Тема 3.1 Размножение организмов 2

39

Бесполое размножение.

1






40

Половое размножение.

1






Тема 3.2 Онтогенез 3

41

Этапы эмбриогенеза.

1






42

Постэмбриональное развитие.

1






43

Закономерности онтогенеза.

1






Раздел IV. Наследственность и

изменчивость организмов 19

Тема 4.1 Закономерности наследования признаков 10

44

Труды Менделя.

1






45

1,2 законы Г.Менделя.

1






46

3 закон Менделя

1






47

Генетика пола.

1






48

Взаимодействие генов.

1






49

Взаимодействие генов.

1






50

Решение задач л.р. №4

1






51

Решение задач.

1






52

Закон Моргана, хромосомная теория наследственности.

1






53

Повторение.

1






Тема 4.2 Закономерности изменчивости признаков 6

54

Формы изменчивости.

1






55

Генотипическая изменчивость.

1






56

Значение мутаций.

1






57

Комбинативная изменчивость.

1






58

Фенотипическая изменчивость л.р. №5

1






59

Роль условий в формировании признаков.

1







60

Работы Н.И. Вавилова.

1






61

Селекция растений.

1





62

Селекция животных, других организмов.

1






63

Значение селекции.

1






Раздел V. Взаимоотношения организма и

среды. Основы экологии 5

Тема 5.1 Биосфера, структура и функции 3

64

Биосфера, структура.

1






65

Биогеоценозы планеты л.р. №6

1






66

Взаимоотношения организмов л.р. №7

1






Тема 5.2 Биосфера и человек 2


67

Природные ресурсы л.р. №8

1






68

Антропогенное влияние.

1







Итого

68

Лаб.

8











Лабораторный практикум:

  1. Изучение приспособленности к среде обитания.

  2. Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора.

  3. Изучение клеток бактерий, растений, животных.

  4. Решение генетических задач, составление родословных.

  5. Построение вариационных кривых.

  6. Составление цепей питания.

  7. Изучение и описание экосистем.

  8. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.











Пояснительная записка

  1. Рабочая программа I вида составлена на основе программы среднего (полного) общего образования по биологии. 10 -11 классы. Базовый уровень. (70 часов – 2 часа в неделю) И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазова.



Таблица тематического распределения количества часов

Тема

Разделы, темы

Количество часов

авторская

Рабочая

10 класс

11 класс

10 класс

11 класс

РазделI. Биология как наука

3


3


1.1

Краткая история развития биологии, система биологических наук

1


1


1.2

Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы

2


2


Раздел II. Клетка

10


16 (за счет резервного времени.)


2.1

История изучения клетки. Клеточная теория

1


1


2.2

Химический состав клетки

4


5 (за счет резервного времени )


2.3

Строение клеток

3


7


2.4

Реализация наследственной информации в клетке

1


1


2.5

Вирусы

1


1


Раздел III. Организм

18


15


3.1

Организм – единое целое

1


1


3.2

Обмен веществ и превращение энергии

2


2


3.3

Размножение

4


3


3.4

Онтогенез

2


2


3.5

Наследственность и изменчивость

7


7



Заключение



1


11 класс

3.6

Основы селекции. Биотехнологии

2


2

Раздел IV. Вид

19



22 (за счет резервного времени.)

4.1

История эволюционных идей

4



4

4.2

Современное эволюционное учение

8



10

4.3

Происхождение жизни на Земле

3



4

4.4

Происхождение человека

4



4

Раздел V. Экосистемы

11



9

5.1

Экологические факторы

3



2

5.2

Структура экосистем

4



2

5.3

Биосфера – глобальная экосистема

2



2

5.4

Биосфера и человек

2



2

Заключение

1



1


ИТОГО:

62 +8 часов резерва

70 часов, если школа работает по 35-недельному плану, если по 34, то уплотнение происходит за счет темы 5.3, 5.4






    1. Содержание обучения

Перечень практических работ, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой среднего (полного) общего образования по биологии. 10 -11 классы. Базовый уровень. (70 часов – 2 часа в неделю) И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазова.





3. Список литературы.

класс

учебники для учащихся

пособия для учителя

10

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г.,И.Б.Агафонов, В.И. Сивоглазов. Общая биология. 10 класс. М.: Дрофа, 2011 г.

Зарудняя Т.В. Поурочные планы. Биология. 10 класс. Волгоград: Учитель, 2008.

11

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., И.Б. Агафонов, В.И. Сивоглазов.. Общая биология. 11 класс. М.: Дрофа, 2011 г.



Чайка Т.И. Поурочные планы. Биология. 11 класс. Волгоград: Учитель, 2008.

И.Р. Мухамеджанов, Тесты, зачеты, блицопросы. М.,2007.































Дополнительная литература:

  1. Пособие для учащихся: Биология для поступающих в ВУЗы. Авт. Г.Л. Билич, В.А. Крыжановская, М. 2006 г.

  2. Сборник задач по генетике и цитологии. Кубанский Гос. Мед. Университет. Авт. Л. Н. Шипкова. Краснодар, 2008.

  3. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: книга для самообразования. М.: Просвещение, 1994.

  4. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1992.

  5. Одум Ю. Экология. Т. 1-2. М.: Мир, 1986.

  6. Флинт Р. Биология в цифрах. М.: Мир, 1992.

  7. Шпинар З.В. История жизни на Земле. Прага: Атрия, 1977.

  8. Эттенборо Д. Живая планета. М.: Мир, 1988.

  9. Эттенборо Д. Жизнь на Земле. М.: Мир, 1984















« С О Г Л А С О В А Н О» « С О Г Л А С О ВАН О»

Протокол №___ заседания методического Заместитель директора

объединения учителей биологии г-к Анапа по УВР МБОУ СОШ №2

Руководитель МО учителей биологии ___________Н.П. Сосновская

_____________О.В. Алексинская 30.08.2012г.

27.08.2012г



Календарно – тематическое планирование:

10 класс

Биология. Общие закономерности

Раздел I Биология как наука.

3

Кол.час

Дата фак

тич

Дата предполагаем

Оборудова-

ние

Тема 1.1 Краткая историяразвитиябиологии, система

биологических наук. 1

Краткая история развития биологии, система биологических наук.

1

3.09

3.09


Тема 1.2 Сущность и свойства живого. Уровни организации

и методы познания живой природы 2

Свойства живых организмов.

1

10.09

10.09


Уровни организации живых организмов.

1

17.09

17.09

Интернет - ресурсы

Раздел II. Клетка. 16


Тема 2.1 История изучения клетки.

Клеточная теория.1

История изучения клетки. Клеточная теория. Л.р. № 1.

1

24.09

24.09

Микроскопы, препараты

Тема 2.2 Химический состав клетки 6

Эволюция идей о клеточном строении. Неорганические в-ва.

1

1.10

1.10

Интернет - ресурсы

Углеводы.

1

8.10

8.10

Интернет - ресурсы

Жиры.

1

15.10

15.10

Интернет - ресурсы

Белки.

1

22.10

22.10

Интернет - ресурсы

ДНК, РНК, АТФ.

1

5.11

5.11

Интернет - ресурсы

Зачетный урок


12.11

12.11


Тема 2.3 Строение клеток 7

Эукариоты. Растительная клетка. Особенности строения растительной и животных клеток

.1

23.11

19.11

Интернет - ресурсы

Эукариоты. Животная клетка

1

30.11

26.11

Интернет - ресурсы

Эукариоты. Растительная клетка

1

7.12

3.12


Прокариоты.

1

14.12

10.12


Сравнение растительных и животных клеток. Лаб. №2

1

21.12

17.12

Микроскопы, препараты

Приготовление микропрепаратов клеток. Лаб. №3

1

28.12

24.12


Лаб. №1 Наблюдения за растительными и животными клетками

1

17.01

31.12


Тема 2.4 Реализация наследственной информации в клетке 1

Реализация наследственной информации в клетке

1

24.01

14.01

Интернет - ресурсы

Тема 2.5 Вирусы1

Вирусы.

1

31.01

21.01


Раздел III. Организм.

Тема 3.1 Организм – единое целое

Организм – единое целое.

1

7.02

28.01

Интернет - ресурсы

Тема 3.2 Обмен веществ и превращение энергии 2

Обмен веществ и превращение энергии.

1

14.02

4.02

Интернет - ресурсы

Обмен веществ и превращение энергии.

1

21.02

11.02

Интернет - ресурсы

Тема 3.3 Размножение 3

Митоз.

1

28.02

18.02

таблица

. Мейоз.

1


25.02

таблица

Гаметогенез Оплодотворение.





Тема 3.4 Онтогенез 2

Эмбриональный период.

1


11.03

Интернет - ресурсы

Постэмбриональный период.

1




Тема 3.5 Наследственность и изменчивость 7

Закономерности наследования. Законы Г.Менделя.

1


18.03

Интернет - ресурсы

Л.Р.3 Составление схемы скрещивания

1


1.04


Сцепление генов. Л.Р. 4 Решение генетических задач.

1


8.04


Взаимодействие генов.

1


15.04

Интернет - ресурсы

Генетика пола.

1


22.04

Интернет - ресурсы

Изменчивость. Л.Р. 5 Изучение изменчивости.

1


29.04

Таблицы, гербарии, живые объекты

Л.Р. 6 Выявление источников мутационной изменчивости.

1


6.05

Интернет - ресурсы

Заключение





И

Итого


35

Лаб. 7

Экскур

сий 1







Лабораторный практикум:

1.Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах.

2. Сравнение строения клеток растений и животных. ( в форме таблицы)

3.Составление простейших схем скрещивания.

4. Решение элементарных генетических задач.

5.Изучение изменчивости.

6. Выявление источников мутагенов в окружающей среде и оценка возможных последствий их влияния на организм.

7.Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии

Экскурсия:Многообразие сортов растений и пород животных.

















« С О Г Л А С О В А Н О» « С О Г Л А С О ВАН О»

Протокол №___ заседания методического Заместитель директора

объединения учителей биологии г-к Анапа по УВР МБОУ СОШ №2

Руководитель МО учителей биологии ___________Н.П. Сосновская

_____________О.В. Алексинская 30.08.2012г.

27.08.2012г









Календарно - тематическое планирование

11 класс



пп

Разделы, темы

Кол.

Час.

Дата

пред.

Дата

факт

Оборудование

Тема 3.6 Основы Селекции. Биотехнологии 2




1

Основы селекции. Экскурсия на АЗОС.

1



Интернет - ресурсы

2

Биотехнология. Л.Р. 7 Анализ и оценка этических аспектов биотехнологии. Заключение

1



Интернет - ресурсы

Раздел IV. Вид. 22

Тема 4.1 История эволюционныхидей4

1

История эволюционных идей.

1



слайды, карточки

2

Представления древних ученых.

1




3

Учение К.Линнея.

1




4

Эволюционная теория Ж-Б. Ламарка.

1



карточки

Тема 4.2 Современное эволюционное учение 10

1

Учение Ч.Дарвина.

1



Слайды интернет - ресурсы

2

Доказательства эволюции.

1




3

Доказательства эволюции.

1



интернет - ресурсы

4

Эволюционная роль мутаций. Л.Р. №1. Выявление изменчивости

1





Таблица изменчивости

5

Закон Харди-Вайнберга

1



интернет - ресурсы

6

Формы отбора

1




7

Приспособленность организмов. Л.Р. 2. Выявление приспособленности

1



интернет – ресурсы, гербарии

48

8

Краевая контрольная диагностическая работа





49

9

Видообразование. Описание вида по морфологическому критерию. Л.р. № 3

1





Табл.

50.

10

Главные направления эволюции. Результаты эволюции.

1



интернет - ресурсы

Тема 4.3 Происхождение жизни на Земле4

1

Происхождение жизни на Земле. Л.Р. 4. Анализ и оценка различных гипотез

1



интернет - ресурсы

2

Происхождение жизни в докембрии

1




3

Происхождение жизни в палеозое

1



интернет - ресурсы

4

Происхождение жизни в мезозое и кайнозое.

1




5

Экскурсия в краеведческий музей. Эволюция жизни

1




Тема 4.4 Происхождение человека5

1

Происхождение человека. Австралопитековые. Л.Р.5.Выявление признаков сходства зародышей человека и животных

1





Таблица строения зародышей

2

Происхождение человека. Архантропы

1



интернет - ресурсы

3

Происхождение человека. Палеоантропы Л.р. №6

1



интернет - ресурсы

5

Происхождение человека. Экскурсия в музей

1




Раздел V. Экосистемы. 11

Тема 5.1 Экологические факторы3

23

Экологические факторы. Л.Р.7Цепи питания

1




24

Экологические факторы. Выявление антропогенного влияния на экосистемы окрестностей Анапы

1



интернет – ресурсы

( Утриш)

Тема 5.2 Структура экосистем 2

26

Структура экосистем Л.р. №8. Искусственные экосистемы.

1




29

Структура экосистем. Л.Р. 9 Сравнение естественных и искусственных экосистем

1



интернет – ресурсы, слайды

Тема 5.3 Биосфера –глобальная экосистема 2

30

Биосфера – глобальная экосистема. Л.Р. 10. Анализ и оценка глобальных экологических проблем

1



интернет - ресурсы

31

Л.Р. 11 Анализ и оценка человеческой деятельности

1




Тема 5.4 Биосфера и человек2

32

Антропогенные изменения экосистем

1



интернет - ресурсы

33

Биосфера и человек.

1



интернет - ресурсы

Заключение. 1

34

Заключение

1






Итого

34 + 1 контраб.

Лаб.

11

Экскурсий 3





Лабораторный практикум:

1. Выявление изменчивости у особей одного вида.

2. Выявление приспособленности организмов среде обитания.

3.Описание особей по морфологическому критерию

4. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

5. Выявление признаков сходства зародышей человека и

других млекопитающих как доказательство их родства.

  1. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

  2. Составление схем передачи веществ и энергии в экосистемах.

  3. Решение экологических задач.

  4. Выявление антропогенных изменений в экосистемах и агросистемах своей местности.

  5. . Анализ и оценка глобальных экологических проблем и пути их решения.

  6. Анализ и оценка собственной деятельности человека в окружающей среде.

Эскурсии:

1История развития жизни на Земле. ( Краеведческий музе )

2. Происхождение и эволюция человека. ( историко – краеведческий музей)

3.Многообразие видов. Посещение парка.



























































































1.Пояснительная записка.

Рабочая программа Iвида. Биология. Программа составлена на основе авторской программы основного общего образования по биологии 6 – 9 классы Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, Е.Т. Захаровой.

Таблица тематического распределения количества часов





4

9 класс Общая биология. 9 «Б»


Разделы, темы

Количество часов



Примерная или авторская программа

Рабочая программа


Введение

1



Раздел I Эволюция живого мира на Земле

21

25 ( 4 часа резерв.)


Тема1.1 многообразие органического мира. Основные свойства живых организмов

2

2


Тема 1.2 Развитие биологии в додарвиновский период

2

2


Тема 1.3 Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

5

6 ( 1 час резерв.)


Тема 1.4 Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

2

2


Тема 1.5Микроэволюция

2

2


Тема 1.6 Биологические последствия адаптации. Макроэволюция

3

5 (2 часа резерв)


Тема 1.7 Возникновение жизни на Земле

2

2


Тема 1.8 Развитие жизни на Земле

3

4 (1 час резерв)


Раздел II Структурная организация живых организмов

10

1 (2 часа резерв)


Тема 2.1 Химическая организация клетки

2

3 (1 час резерв)


Тема 2.2 Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

3

4 (1 час резерв)


Тема 2.3 Строение и функции клеток

5

5


Раздел III размножение и индивидуальное развитие организмов

5

5


Тема 3.1 Размножение организмов

2

5


Тема 3.2 Онтогенез

3

5


Раздел IV Наследственность и изменчивость организмов

20

20


Тема 4.1 Закономерности наследования признаков

10

10


Тема 4.2 Закономерности изменчивости признаков

6

6


Тема 4.3 Селекция растений, животных, микроорганизмов

4

4


Раздел V Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

5

5


ИТОГО:

63 +7резерв

70 часов, если образовательное учреждение работает по 35 часовой учебной неделе, 68 часов если по 34-часовой, то темы 2.2 и 2.3 проводятся с уменьшением на 1 час каждая.





2. Содержание обучения.

Перечень практических работ, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой основного общего образования по биологии 6 – 9 классы Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, Е.Т. Захаровой.













Список литературы

Учебно-методический комплект:



Класс

Учебники для учащихся

Пособия для учителя

6

Сонин Н.И. Биология. Живой организм: учебник для 6 класса средней школы. М.; Дрофа, 2011 г.


А.А. Калинина Универсальные поурочные разработки по биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. М.: Вако, 2007.

7

Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология Многообразие живых организмов: учебник для 7 класса средней школы. М.: Дрофа, 2011 г.


М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2008.Биология. 7 класс: поурочные планы.

8

Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. Учебник для 8 класса средней школы. М.: Дрофа, 2011 г.


Н.Б. Ренева, Н.И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс Методическое пособие. М.: Дрофа, 2000.

9

Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности: учебник для 9 класса средней

школы. М.: Дрофа, 2011 г.


Гуменюк М.М. Поурочные планы. Биология. 9 класс. Волгоград: Учитель, 2008.







Дополнительная литература для учащихся:

  1. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. М.: Дрофа, 2005.

  2. Залесский М.З. Занимательная анатомия. М.: Издательский дом «Росмэн», 1998.

  3. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001. \

  4. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель по природоведению и экологии для учащихся нач. кл. М.: Просвещение, 1998.

  5. Алексеев В.Н. Простейшие. Губки. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. М.: Дрофа, 2005.

  6. Брокнина Е.Т. Птицы. М.: Дрофа, 2004.

  7. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: книга для самообразования. М.: Просвещение, 1994.

  8. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1992.

  9. Одум Ю. Экология. Т. 1-2. М.: Мир, 1986.

  10. Флинт Р. Биология в цифрах. М.: Мир, 1992.

  11. Шпинар З.В. История жизни на Земле. Прага: Атрия, 1977.

  12. Эттенборо Д. Живая планета. М.: Мир, 1988.

  13. Эттенборо Д. Жизнь на Земле. М.: Мир, 1984

  14. Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего. М.: Детская литература, 1983.



































КТП 9 «Б» класс Общая биология





ТЕМЫ

Кол

час

Дата

Пред

9 «Б»

Дата

факт.

9 «Б»


Оборудова-

ние



1.

Введение.

1

02.09





Раздел I. Эволюция живого мира на Земле 25

Тема 1.1 Многообразие органического мира.

Основные свойства живых организмов 2

2.

Многообразие органического мира.

1

05.09


Интернет - ресурсы

3.

Основные свойства живых организмов.

1

09.09


Интернет - ресурсы

Тема 1.2 Развитие биологии в додарвиновский период 2

4.

Учение К.Линнея.

1

12.09



5.

Учение Ж-Б. Ламарка.

1

16.09



Тема 1.3 Теория Ч. Дарвина о происхождении

видов путем естественного отбора 6

6.

Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина.

1

19.09



7.

Учение об искусственном отборе.

1

23.09


Интернет - ресурсы

8.

Вид, критерии.

1

25.09


Интернет - ресурсы

9.

Изменчивость организмовЛаб.р. № 1

1

30.09


Гербарии, живые объекты

10.

Борьба за существование.

1

03.10


Интернет - ресурсы

11.

Учение о естественном отборе.

1

07.10


Интернет - ресурсы

Тема 1.4 Приспособленность организмов к

условиям внешней среды как результат действия

естественного отбора 3

12.

Приспособительные особенности строения, окраски, формыЛаб.р. №2

1

10.10


таблица

13.

Забота о потомстве.

1

14.10


Интернет - ресурсы

14.

Физиологические адаптации.

1

17.10



Тема 1.5 Микроэволюция 2

15.

Репродуктивная изоляция внутри вида, популяции.

1

21.10


Интернет - ресурсы

16.

Видообразование.

1

24.10



Тема 1.6 Биологические последствия

адаптации. Макроэволюция 4

17.

Главные направления эволюции.

1

28.10


Интернет - ресурсы

18.

Биологический прогресс и регресс.

1

31.10


Интернет - ресурсы

19.

Закономерности эволюции.

1

11.11


Интернет - ресурсы

20

Результаты эволюции

1

14.11



Тема 1.7 Возникновение жизни на Земле 2



21.

Гипотезы происхождения жизни.

1

18.11


Интернет - ресурсы

22.

Теория Опарина – Миллера.

1

21.11


Интернет - ресурсы

Тема 1.8 Развитие жизни на Земле 4



23.

Развитие жизни в докембрии

1

25.11


Интернет - ресурсы

24.

Развитие жизни в раннем палеозое

1

28.11


Интернет - ресурсы

25.

Развитие жизни в позднем палеозое.

1

02.12


Интернет - ресурсы



26.

Развитие жизни в мезозое и кайнозое.

1

05.12


Интернет - ресурсы

Раздел II. Структурная организация живых

организмов 13


Тема 2.1 Химическая организация клетки 3

27.

Химическая организация клетки, атомарный состав.

1

09.12



28.

Неорганические в-ва.

1

12.12


Интернет - ресурсы

29.

Органические в-ва.

1

16.12


Интернет - ресурсы

Тема 2.2 Обмен веществ и преобразование энергии в клетке 4

30.

Обмен веществ и энергии в клетке.

1

19.12



31.

Мембранный транспорт.

1

23.12


Интернет - ресурсы

32

Распад глюкозы.

1

26.12



33.

Процессы биосинтеза в клетке.

1

13.01


Интернет - ресурсы

Тема 2.3 Строение и функции клеток 5

34.

Строение прокариот

1

16.01



35.

Эукариоты одномем-бранные компоненты клеткиЛаб.р. №3

1

20.01


Интернет - ресурсы

36

Двехмембранные и немембранные компоненты клетки.

1

23.01


Интернет - ресурсы

37.

Деление клетки.

1

27.01


Интернет - ресурсы

38

Клеточная теория.

1

30.01



Раздел III. Размножение и индивидуальное

развитие организмов 5

Тема 3.1 Размножение организмов 2

39

Бесполое размножение.

1

03.02


Интернет - ресурсы

40

Половое размножение.

1

06.02


Интернет - ресурсы

Тема 3.2 Онтогенез 3

41

Этапы эмбриогенеза.

1

10.02


Интернет - ресурсы

42

Постэмбриональное развитие.

1

13.02


Интернет - ресурсы

43

Закономерности онтогенеза.

1

17.02


Интернет - ресурсы

Раздел IV. Наследственность и

изменчивость организмов 19

Тема 4.1 Закономерности наследования признаков 10

44

Труды Менделя.

1

20.02



45

1,2 законы Г.Менделя.

1

24.02


таблица

46

3 закон Менделя

1

27.02


таблица

47

Генетика пола.

1

02.03


Интернет - ресурсы

48

Взаимодействие генов.

1

05.03


Интернет - ресурсы

49

Взаимодействие генов.

1

09.03


Интернет - ресурсы

50

Решение задач л.р. №4

1

12.03



51

Решение задач.

1

16.03



52

Закон Моргана, хромосомная теория наследственности.

1

19.03


таблица

53

Повторение.

1

23.03



Тема 4.2 Закономерности изменчивости признаков 6

54

Формы изменчивости.

1

02.04


Интернет - ресурсы

55

Генотипическая изменчивость.

1

06.04


Интернет - ресурсы

56

Значение мутаций.

1

09.04



57

Комбинативная изменчивость.

1

13.04


Интернет - ресурсы

58

Фенотипическая изменчивостьЛаб.р. №5

1

16.04


Гербарии, живые объекты

59

Роль условий в формировании признаков.

1

20.04


Интернет - ресурсы

Тема 4.3 Селекция растений,

животных, микроорганизмов4

60

Работы Н.И. Вавилова.

1

23.04



61

Селекция растений.

1

27.04


Интернет - ресурсы

62

Селекция животных, других организмов.

1

30.04


Интернет - ресурсы

63

Значение селекции.

1

04.05



Раздел V. Взаимоотношения организма и

среды. Основы экологии 5

Тема 5.1 Биосфера, структура и функции 3

64

Биосфера, структура.

1

07.05


Интернет - ресурсы

65

Биогеоценозы планетыЛаб.р. №6

1

11.05


Интернет - ресурсы

66

Взаимоотношения организмовЛаб.р. №7

1

14.05


Интернет - ресурсы

Тема 5.2 Биосфера и человек 2


67

Природные ресурсыЛаб.р. №8

1

18.05


Интернет - ресурсы

68

Антропогенное влияние.

1

21.05


Интернет - ресурсы


Итого

68

Лаб.

8










Лабораторный практикум:

  1. Изучение приспособленности к среде обитания.

  2. Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора.

  3. Изучение клеток бактерий, растений, животных.

  4. Решение генетических задач, составление родословных.

  5. Построение вариационных кривых.

  6. Составление цепей питания.

  7. Изучение и описание экосистем.

  8. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.





























КТП 9 «А» класс Общая биология





ТЕМЫ

Кол

час

Дата

пред

9 «А»

Дата

факт.

9 «А»

Оборудова-

ние



1.

Введение.

1




Раздел I. Эволюция живого мира на Земле 25

Тема 1.1 Многообразие органического мира.

Основные свойства живых организмов 2

2.

Многообразие органического мира.

1



Интернет - ресурсы

3.

Основные свойства живых организмов.

1



Интернет - ресурсы

Тема 1.2 Развитие биологии в додарвиновский период 2

4.

Учение К.Линнея.

1




5.

Учение Ж-Б. Ламарка.

1




Тема 1.3 Теория Ч. Дарвина о происхождении

видов путем естественного отбора 6

6.

Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина.

1




7.

Учение об искусственном отборе.

1



Интернет - ресурсы

8.

Вид, критерии.

1



Интернет - ресурсы

9.

Изменчивость организмов л.р. № 1

1



Гербарии, живые объекты

10.

Борьба за существование.

1



Интернет - ресурсы

11.

Учение о естественном отборе.

1



Интернет - ресурсы

Тема 1.4 Приспособленность организмов к

условиям внешней среды как результат действия

естественного отбора 2

12.

Приспособительные особенности строения, окраски, формы л.р. №2

1



таблица

13.

Забота о потомстве.

1



Интернет - ресурсы

Тема 1.5 Микроэволюция 2

14.

Репродуктивная изоляция внутри вида, популяции.

1



Интернет - ресурсы

15.

Видообразование.

1




Тема 1.6 Биологические последствия

адаптации. Макроэволюция 5

16.

Главные направления эволюции.

1



Интернет - ресурсы

17.

Биологический прогресс и регресс.

1



Интернет - ресурсы

18.

Физиологические адаптации

1



Интернет - ресурсы

19.

Закономерности эволюции.

1



Интернет - ресурсы

20.

Результаты эволюции

1



Интернет - ресурсы

Тема 1.7 Возникновение жизни на Земле 2

21.

Гипотезы происхождения жизни.

1



Интернет - ресурсы

22.

Теория Опарина – Миллера.

1



Интернет - ресурсы

Тема 1.8 Развитие жизни на Земле 4

23.

Развитие жизни в докембрии

1



Интернет - ресурсы

24.

Развитие жизни в раннем палеозое

1



Интернет - ресурсы

25.

Развитие жизни в позднем палеозое.

1



Интернет - ресурсы



26.

Развитие жизни в мезозое и кайнозое.

1



Интернет - ресурсы

Раздел II. Структурная организация живых

организмов 13


Тема 2.1 Химическая организация клетки 3

27.

Химическая организация клетки, атомарный состав.

1




28.

Неорганические в-ва.

1



Интернет - ресурсы

29.

Органические в-ва.

1



Интернет - ресурсы

Тема 2.2 Обмен веществ и преобразование энергии в клетке 4

30.

Обмен веществ и энергии в клетке.

1



Интернет - ресурсы

31.

Мембранный транспорт.

1



Интернет - ресурсы

32

Распад глюкозы.

1



Интернет - ресурсы

33.

Процессы биосинтеза в клетке.

1



Интернет - ресурсы

Тема 2.3 Строение и функции клеток 5

34.

Строение прокариот

1




35.

Эукариоты, одномембранные компоненты клетки л.р. №3

1



Интернет - ресурсы

36

Двехмембранные и немембранные компоненты клетки.

1



Интернет - ресурсы

37.

Деление клетки.

1



Интернет - ресурсы

38

Клеточная теория.

1




Раздел III. Размножение и индивидуальное

развитие организмов 5

Тема 3.1 Размножение организмов 2

39

Бесполое размножение.

1



Интернет - ресурсы

40

Этапы эмбриогенеза.

1



Интернет - ресурсы

Тема 3.2 Онтогенез 2

41

Постэмбриональное развитие.

1



Интернет - ресурсы

42

Закономерности онтогенеза.

1



Интернет - ресурсы

Раздел IV. Наследственность и

изменчивость организмов 19

Тема 4.1 Закономерности наследования признаков 10

43

Труды Менделя.

1




44

1,2 законы Г.Менделя.

1



Таблица

45

Половое размножение

1




46

3 закон Менделя

1



таблица

47

Генетика пола.

1



Интернет - ресурсы

48

Взаимодействие генов.

1



Интернет - ресурсы

49

Взаимодействие генов.

1



Интернет - ресурсы

50

Решение задач л.р. №4

1




51

Решение задач.

1




52

Закон Моргана, хромосомная теория наследственности.

1



таблица

53

Повторение.

1




Тема 4.2 Закономерности изменчивости признаков 6

54

Формы изменчивости.

1



Интернет - ресурсы

55

Генотипическая изменчивость.

1



Интернет - ресурсы

56

Значение мутаций.

1



Интернет - ресурсы

57

Комбинативная изменчивость.

1



Интернет - ресурсы

58

Фенотипическая изменчивость л.р. №5

1



Гербарии, живые объекты

59

Роль условий в формировании признаков.

1



Интернет - ресурсы

Тема 4.3 Селекция растений,

животных, микроорганизмов4

60

Работы Н.И. Вавилова.

1




61

Селекция растений.

1



Интернет - ресурсы

62

Селекция животных, других организмов.

1



Интернет - ресурсы

63

Значение селекции.

1




Раздел V. Взаимоотношения организма и

среды. Основы экологии 5

Тема 5.1 Биосфера, структура и функции 3

64

Биосфера, структура.

1



Интернет - ресурсы

65

Биогеоценозы планеты л.р. №6

1



Интернет - ресурсы

66

Взаимоотношения организмов л.р. №7

1



Интернет - ресурсы

Тема 5.2 Биосфера и человек 2

67

Природные ресурсы л.р. №8

1



Интернет - ресурсы

68

Антропогенное влияние.

1



Интернет - ресурсы


Итого

68

Лаб.

8





Лабораторный практикум:

  1. Изучение приспособленности к среде обитания.

  2. Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора.

  3. Изучение клеток бактерий, растений, животных.

  4. Решение генетических задач, составление родословных.

  5. Построение вариационных кривых.

  6. Составление цепей питания.

  7. Изучение и описание экосистем.

  8. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.





Пояснительная записка



    1. Рабочая программа I вида составлена на основе программы среднего (полного) общего образования по биологии. 10 -11 классы. Базовый уровень. (35 часов – 1 час в неделю) И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазова.



Таблица тематического распределения количества часов






Разделы, темы

Количество часов



Авторская программа

Рабочая программа



10 класс

10 класс

РазделI. Биология как наука

3

3

1.1

Краткая история развития биологии, система биологических наук

1

1

1.2

Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы

2

2

Раздел II. Клетка

10

13 (за счет резервного времени.)

2.1

История изучения клетки. Клеточная теория

1

1

2.2

Химический состав клетки

4

5 (за счет резервного времени )

2.3

Строение клеток

3

5

2.4

Реализация наследственной информации в клетке

1

1

2.5

Вирусы

1

1

Раздел 111. Организм

18

19 (1 час резерв.времени)

3.1

Организм – единое целое

1

1

3.2

Обмен веществ и превращение энергии

2

2

3.3

Размножение

4

4

3.4

Онтогенез

2

2

3.5

Наследственность и изменчивость

7

7

3.6

Основы селекции. Биотехнологии

2

2 + 1 час заключение


итого

35 часов

  1. асов









Содержание обучения

Перечень практических работ, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой среднего (полного) общего образования по биологии. 10 -11 классы. Базовый уровень. (70 часов – 2 часа в неделю) И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазова.









3. Список литературы.

класс

учебники для учащихся

пособия для учителя

10

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г.,И.Б.Агафонов, В.И. Сивоглазов. Общая биология. 10 класс. М.: Дрофа, 2011 г.

Зарудняя Т.В. Поурочные планы. Биология. 10 класс. Волгоград: Учитель, 2008.

11

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., И.Б. Агафонов, В.И. Сивоглазов.. Общая биология. 11 класс. М.: Дрофа, 2011 г.



Чайка Т.И. Поурочные планы. Биология. 11 класс. Волгоград: Учитель, 2008.

И.Р. Мухамеджанов, Тесты, зачеты, блицопросы. М.,2007.









Дополнительная литература:

  1. Пособие для учащихся: Биология для поступающих в ВУЗы. Авт. Г.Л. Билич, В.А. Крыжановская, М. 2006 г.

  2. Сборник задач по генетике и цитологии. Кубанский Гос. Мед. Университет. Авт. Л. Н. Шипкова. Краснодар, 2008.

  3. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: книга для самообразования. М.: Просвещение, 1994.

  4. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1992.

  5. Одум Ю. Экология. Т. 1-2. М.: Мир, 1986.

  6. Флинт Р. Биология в цифрах. М.: Мир, 1992.

  7. Шпинар З.В. История жизни на Земле. Прага: Атрия, 1977.

  8. Эттенборо Д. Живая планета. М.: Мир, 1988.

  9. Эттенборо Д. Жизнь на Земле. М.: Мир, 1984























Пояснительная записка



    1. Рабочая программа I вида составлена на основе программы среднего (полного) общего образования по биологии. 10 -11 классы. Базовый уровень. (34 часов – 1 час в неделю) И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазова.



Таблица тематического распределения количества часов

Тема

Разделы, темы

Рабочая


11 класс

10 класс

11 класс

РазделI. Биология как наука

3

3


1.1

Краткая история развития биологии, система биологических наук

1

1


1.2

Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы

2

2


Раздел II. Клетка

10

13 (за счет резервного времени.)


2.1

История изучения клетки. Клеточная теория

1

1


2.2

Химический состав клетки

4

5 (за счет резервного времени )


2.3

Строение клеток

3

5


2.4

Реализация наследственной информации в клетке

1

1


2.5

Вирусы

1

1


Раздел III. Организм

18


3.1

Организм – единое целое

1

1


3.2

Обмен веществ и превращение энергии

2

2


3.3

Размножение

4

4


3.4

Онтогенез

2

2


3.5

Наследственность и изменчивость

7

7


3.6

Основы селекции. Биотехнологии

2

2 + Заключение
































Раздел IV. Вид

19


22 (за счет резервного времени.)

4.1

История эволюционных идей

4


4

4.2

Современное эволюционное учение

8


9( за счет резервного времени).

4.3

Происхождение жизни на Земле

3


4

4.4

Происхождение человека

4


5

Раздел V. Экосистемы

11


11

5.1

Экологические факторы

3


3

5.2

Структура экосистем

4


4

5.3

Биосфера – глобальная экосистема

2


2

5.4

Биосфера и человек

2


2

Заключение

1


1


ИТОГО:

62 +8 часов резерва





  1. Содержание обучения

Перечень практических работ, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой среднего (полного) общего образования по биологии. 10 -11 классы. Базовый уровень. (70 часов – 2 часа в неделю) И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазова.





3. Список литературы.

класс

учебники для учащихся

пособия для учителя

10

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г.,И.Б.Агафонов, В.И. Сивоглазов. Общая биология. 10 класс. М.: Дрофа, 2011 г.

Зарудняя Т.В. Поурочные планы. Биология. 10 класс. Волгоград: Учитель, 2008.

11

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., И.Б. Агафонов, В.И. Сивоглазов.. Общая биология. 11 класс. М.: Дрофа, 2011 г.



Чайка Т.И. Поурочные планы. Биология. 11 класс. Волгоград: Учитель, 2008.

И.Р. Мухамеджанов, Тесты, зачеты, блицопросы. М.,2007.



















Дополнительная литература:

  1. Пособие для учащихся: Биология для поступающих в ВУЗы. Авт. Г.Л. Билич, В.А. Крыжановская, М. 2006 г.

  2. Сборник задач по генетике и цитологии. Кубанский Гос. Мед. Университет. Авт. Л. Н. Шипкова. Краснодар, 2008.

  3. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: книга для самообразования. М.: Просвещение, 1994.

  4. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1992.

  5. Одум Ю. Экология. Т. 1-2. М.: Мир, 1986.

  6. Флинт Р. Биология в цифрах. М.: Мир, 1992.

  7. Шпинар З.В. История жизни на Земле. Прага: Атрия, 1977.

  8. Эттенборо Д. Живая планета. М.: Мир, 1988.

  9. Эттенборо Д. Жизнь на Земле. М.: Мир, 1984









Пояснительная записка



  1. Рабочая программа I вида составлена на основе программы среднего (полного) общего образования по биологии. 10 -11 классы. Базовый уровень. (34 часов – 1 час в неделю) И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазова.



Таблица тематического распределения количества часов

Разделы, темы

Количество часов


Авторская программа

Рабочая программа

Раздел IV. Вид

19

22 (за счет резервного времени.)

4.1

История эволюционных идей

4

4

4.2

Современное эволюционное учение

8

9( за счет резервного времени).

4.3

Происхождение жизни на Земле

3

4

4.4

Происхождение человека

4

5

Раздел V. Экосистемы

11

11

5.1

Экологические факторы

3

3

5.2

Структура экосистем

4

4

5.3

Биосфера – глобальная экосистема

2

2

5.4

Биосфера и человек

2

2

Заключение

1

1

Итого

31+ 3 резервное время

34 часа



  1. Содержание обучения

Перечень практических работ, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой среднего (полного) общего образования по биологии. 10 -11 классы. Базовый уровень. (70 часов – 2 часа в неделю) И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазова.









3. Список литературы.

класс

учебники для учащихся

пособия для учителя

10

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г.,И.Б.Агафонов, В.И. Сивоглазов. Общая биология. 10 класс. М.: Дрофа, 2011 г.

Зарудняя Т.В. Поурочные планы. Биология. 10 класс. Волгоград: Учитель, 2008.

11

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., И.Б. Агафонов, В.И. Сивоглазов.. Общая биология. 11 класс. М.: Дрофа, 2011 г.



Чайка Т.И. Поурочные планы. Биология. 11 класс. Волгоград: Учитель, 2008.

И.Р. Мухамеджанов, Тесты, зачеты, блицопросы. М.,2007.





Дополнительная литература:

  1. Пособие для учащихся: Биология для поступающих в ВУЗы. Авт. Г.Л. Билич, В.А. Крыжановская, М. 2006 г.

  2. Сборник задач по генетике и цитологии. Кубанский Гос. Мед. Университет. Авт. Л. Н. Шипкова. Краснодар, 2008.

  3. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: книга для самообразования. М.: Просвещение, 1994.

  4. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1992.

  5. Одум Ю. Экология. Т. 1-2. М.: Мир, 1986.

  6. Флинт Р. Биология в цифрах. М.: Мир, 1992.

  7. Шпинар З.В. История жизни на Земле. Прага: Атрия, 1977.

  8. Эттенборо Д. Живая планета. М.: Мир, 1988.

  9. Эттенборо Д. Жизнь на Земле. М.: Мир, 1984









Обсуждение материала
Людмила Чурсина
23.12.2013 18:26
Не совсем то , что ожидалось! Это календарно-тематическое планирование!:(
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос