Урок русского языка "Родственные слова"
школа-интернат № 15 IIвида»
Дик Вера Николаевна,
учитель начальных классов
Пояснительная записка.
Урок грамматики в 3 классе может быть проведен в общеобразовательных, коррекционных, малокомплектных школах. Конспект сопровождается Приложениями, которые позволят сократить время подготовки педагога к уроку. Урок грамматики. Тема: Родственные слова Тип урока: урок закрепления изученного. Класс:3а Особенности класса:учащиеся имеют нарушение слуховой функции. Обучение ведется по учебникам: — Русский язык, 3 класс четырехлетней начальной школы, Т.Г. Рамзаева, Москва, «Дрофа», 2001г; — Русский язык. Книга для учителя, 3 класс; — Т.Г. Рамзаева, Т.С. Щеголева Русский язык, 2 класс, Издательский дом «Дрофа», 2001г; — 1000 загадок. Ярославль «Академия развития», 1997г; — Повторение и учет знаний по русскому языку. Ф.Д. Костенко, 3 класс, Москва, «Просвещение», 1976г. Программаспециальных (коррекционных) образовательных учреждений IIвида», Москва, «Просвещение», 2006г. Продолжительность урока– 40 минут. Использование информационных технологий: компьютер. Цель: развивать умения распознавать однокоренные слова по двум признакам, формировать умения подбирать однокоренные слова. Задачи урока: отрабатывать умение подбирать однокоренные слова, выделять корень; совершенствовать умение находить главные и второстепенные члены предложения и распознавать части речи; развивать орфографическую зоркость; учить употреблять в речи синонимы; активизировать мыслительную деятельность; развивать творческие способности; воспитывать бережное отношение к природе на примере материала урока; следить за произношением учащихся. Методы и приемы: аналитическая беседа, рассказ учителя, репродуктивный и частично-поисковый метод, использование межпредметных связей. Оборудование:компьютер, мультимедийная презентация к уроку, памятка № 1, памятка № 2, памятка № 3, таблички со словами. Ход урока I. Организационный момент
Учитель (У.): (за экраном) Сядьте девочки. Сядьте мальчики. Слушайте внимательно. Хорошо говорите звуки. Отвечайте полным ответом.
Какой будет урок?
Дети (Д.): Будет урок грамматики.
У: Запишите красиво число и классная работа.
II. Упражнение в чистописании.
У:(за экраном) Посмотрите, какие слова будем писать?
Д: Будем писать слово «ели».
У: Какие значения имеет это слово?
Д: Ели – это деревья.
У: Какая это часть речи?
Д: Это имена существительные.
Д: Ели, кушали.
У: Какая это часть речи?
Д: Это глаголы.
У: Одно слово может быть разной частью речи.
У: Какое еще слово будем писать?
Д: Будем писать слово Елена.
У: Как сказать по-другому?
Д: Елена, Лена, Леночка.
У: Запишите слова.
У: Как будете писать эти слова?
Д: Слова будем писать с большой буквы.
У: Пишите аккуратно, быстро.
III. Словарная работа.
У: На доске написаны словарные слова. Вставьте пропущенные буквы. Работать будете так: ребята первого ряда пишут слова, обозначающие растения, а ребята второго ряда – обозначающие профессии.
Словарные слова: б.реза,.гроном, ш.фер, с.рень, хлеб.роб, к.смонавт, пш.ница, директ.р, з.мляника,.вес, п.ссажир.
Проверка с использованием компьютера.
У: Проверьте написание слов – растений.
У: Проверьте написание слов – профессий.
У: Кто написал правильно? Молодцы! У кого ошибки? Запомните правильное написание слов.
У: Составьте предложение со словом береза.
Д: На березе сидят птицы.
Д: Около дачи растут березы.
Д: Скоро на березе появятся молодые зеленые листочки.
У: Запишем в тетрадь под диктовку последнее предложение.
У: Скоро на березе появятся молодые зеленые листочки.
Дети записывают предложение.
У: Назовите главные и второстепенные члены предложения.
Памятка № 1
Д: Что? Листочки – это подлежащее. Листочки что сделают? Появятся – это сказуемое. Листочки какие? Молодые зеленые – это дополнение. Появятся когда? Скоро – это обстоятельство.
IV. Работа над новым материалом.
У: Сегодня мы будем продолжать учиться находить, подбирать родственные слова. В родственных словах выделять корень. Составлять словосочетания и предложения с родственными словами.
У: От слова береза образуйте родственные слова.
Д: Береза, березка, березовый, березонька, березняк.
У: (пишет на доске слова). Какие это слова?
Д: Это родственные слова.
У: Выделите корень.
У: Почему это родственные слова?
Д: Родственные слова, потому что одинаковый корень. Слова схожие по значению.
Памятка № 2
У:Назовите корень.
Д: Корень берез.
У: Что такое корень?
Д: Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение.
Памятка № 3
У:Чтобы работать дальше, отгадайте загадку.
Маленька, мохнатенька,
К цветку ходит за сладеньким.
Д: Это пчела.
У: Вспомните, какой рассказ мы читали на уроке чтения о пчелах.
Д: Мы читали рассказ «Что сказала бы мама?»
У: Подумайте и назовите из рассказа однокоренные слова к слову пчела.
Д: Пчелка, пчельник, пчелиный.
У: Запишите слова под диктовку в тетрадь. Выделите корень. Назовите его.
Д: Корень пчел.
У: Почему выделили этот корень?
Д: Мы назвали родственные слова. Слова сходны (похожи) по значению.
У: С этими словами составьте словосочетания.
Д: Мохнатая пчела.
Д: Пчела ужалила.
Д: Маленькая пчелка. Пчелка сидит.
Д: Пришли на пчельник. Забрели на пчельник.
Д: Пчелиный мед. Вкусный мед.
Д: Пчелиные соты.
У: Молодцы. Много составили словосочетаний.
ФИЗМИНУТКА
У: А сейчас мы с вами отправимся в лес. В лесу много интересного. Там живут звери и птицы. Растут деревья и травы. Послушайте сказку и назовите родственные слова.
У: В густом зеленом ельнике жила маленькая елочка. Как все маленькие, она была очень любопытна и часто задавала взрослые вопросы.
— Почему, — спрашивала Елочка у мамы Елки, — на твоих ветках растут шишки, а на моих нет?
— Не волнуйся, — отвечала мама. – Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые и твердые шишки.
— Почему? – спрашивала Елочка у бабушки старой Ели, — к тебе часто в гости прибегают рыжие белки и прилетают дятлы и клесты.
— И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, успокаивала Елочку бабушка Ель. В шишках прячутся еловые семена. Для белочек, дятлов и клестов это самая лучшая (лакомая) еда.
У:Назовите родственные слова.
Д: Ель, елки, елочка, ельник, еловые.
У: Запишите слова в тетрадь.
Учитель на доске прикрепляет таблички со словами.
У: К Новому году елку украшают игрушками. Как они называются?
Д: Это елочные игрушки.
У: Запишите это слово в тетрадь. Какие это слова? Почему?
Д: Это родственные, однокоренные слова.
Д: Слова сходны по значению.
Д: У этих слов одинаковый корень.
У: Назовите у этих слов имена существительные.
Д: Ель, елки, елочка, ельник.
У: Назовите имена прилагательные.
Д: Еловые, елочные.
У: Посмотрите на компьютер, назовите и объясните, почему так говорили?
Д: Это елочка, потому что маленькая.
Д: Это елка, потому что большое дерево.
Д: Это елки. Много елок.
Д: Это ельник. Лес, где растут ели.
У: С лесом мы не прощаемся, а продолжаем ходить и наблюдать.
У: (картина «ежи») Кто это?
Д: Это ежи.
У: Большая семья. Назовите, кто есть в семье?
Д: Еж, ежиха, ежата, ежонок, ежи.
У: Как вы думаете, что мы назвали?
Д: Это родственные слова.
У: Почему вы так думаете?
Д: Слова сходны по значению. У слов одинаковый корень еж.
У: (картинки) Ребята, что это?
Д: Ежовые лапы, ежовые иголки.
У: Еще есть выражение «ежовые рукавицы».
Таблица № 4
Чтение хором.
У: Составьте предложение со словом ежи.
Д: Ежи пьют молоко.
Д: Зимой ежи спят.
Д: Я в деревне видел ежа.
Д: В лесу живут колючие ежи.
У: Запишите последнее предложение в тетрадь. Назовите части речи.
Д: В – предлог. Лесу (что?) лес – имя существительное. Что делают? живут – глагол. Какие? колючие – имя прилагательное. Кто? ежи – имя существительное.
У: Мы работали вместе с вами. А сейчас вы самостоятельно найдите в тексте и выпишите в тетрадь родственные слова.
Дятел бьет в барабан весной. Дятлов барабан – это сучок. Сучок сухой и звонкий, а барабанщик лихой. Хоть сучок, а дробь на нем получается настоящая, барабанная. Палочек тоже нет: барабанит собственным носом.
Н. Сладков
У: Назовите родственные слова.
Д: Барабан, барабанит, барабанная, барабанщик.
У: Выделите корень.
Д: Корень барабан.
У: Почему это однокоренные слова?
Д: Одинаковый корень, сходны по смыслу.
У: Поиграем в игру «Какое слово лишнее?». Посмотрим, кто внимательный!
На доске таблички со словами: рисует, рис, рисование, рисунок.
Д: Лишнее слово рис. Это крупа. Другое по смыслу.
Лень, ленивый, лентяй, бездельник.
Д: Лишнее слово бездельник, потому что другой корень.
У: Молодцы! Были внимательны, смогли объяснить почему слова лишние.
V. Итог урока.
У: Чему учились на уроке?
Д: Учились находить, называть, записывать родственные слова.
Д: Выделять корень.
У: Как можно узнать, что слова родственные?
Памятка № 3
У: Как вы думаете, кто на уроке работал хорошо?
Д: Хорошо отвечал ….
У: Кто писал красиво?
Д: Писал красиво …
У: Кто был внимательным?
Д: Внимательный ….
У: Оценки «5» получил(а) … Оценки «4» получи(а)....
VI. Домашнее задание.
У: Повторить правило на с. 48. В упражнении 126 на с. 50 подобрать однокоренные слова так, чтобы это были разные части речи.
Урок окончен. Спасибо за работу.
КОУ Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат № 15 II вида»
Дик Вера
Николаевна,
учитель начальных
классов
Пояснительная записка.
Урок грамматики в 3 классе может быть проведен в общеобразовательных, коррекционных, малокомплектных школах. Конспект сопровождается Приложениями, которые позволят сократить время подготовки педагога к уроку.
Урок грамматики.
Тема: Родственные слова
Тип урока: урок закрепления изученного.
Класс: 3а
Особенности класса: учащиеся имеют нарушение слуховой функции.
Обучение ведется по учебникам:
- Русский язык, 3 класс четырехлетней начальной школы, Т.Г. Рамзаева, Москва, «Дрофа», 2001г;
- Русский язык. Книга для учителя, 3 класс;
- Т.Г. Рамзаева, Т.С. Щеголева Русский язык, 2 класс, Издательский дом «Дрофа», 2001г;
- 1000 загадок. Ярославль «Академия развития», 1997г;
- Повторение и учет знаний по русскому языку. Ф.Д. Костенко, 3 класс, Москва, «Просвещение», 1976г.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида», Москва, «Просвещение», 2006г.
Продолжительность урока – 40 минут.
Использование информационных технологий: компьютер.
Цель: развивать умения распознавать однокоренные слова по двум признакам, формировать умения подбирать однокоренные слова.
Задачи урока: отрабатывать умение подбирать однокоренные слова, выделять корень;
совершенствовать умение находить главные и второстепенные члены предложения и распознавать части речи;
развивать орфографическую зоркость;
учить употреблять в речи синонимы;
активизировать мыслительную деятельность;
развивать творческие способности;
воспитывать бережное отношение к природе на примере материала урока;
следить за произношением учащихся.
Методы и приемы: аналитическая беседа, рассказ учителя, репродуктивный и частично-поисковый метод, использование межпредметных связей.
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация к уроку, памятка № 1, памятка № 2, памятка № 3, таблички со словами.
Ход урока
I.
Организационный момент
Учитель (У.):
(за экраном) Сядьте девочки. Сядьте
мальчики. Слушайте внимательно. Хорошо
говорите звуки. Отвечайте полным ответом.
Какой будет урок?
Дети (Д.): Будет
урок грамматики.
У: Запишите красиво
число и классная работа.
II.
Упражнение в чистописании.
У:
(за экраном) Посмотрите, какие слова
будем писать?
Д:
Будем писать слово «ели».
У:
Какие значения имеет это слово?
Д:
Ели – это деревья.
У:
Какая это часть речи?
Д:
Это имена существительные.
Д:
Ели, кушали.
У:
Какая это часть речи?
Д:
Это глаголы.
У:
Одно слово может быть разной частью
речи.
У:
Какое еще слово будем писать?
Д:
Будем писать слово Елена.
У:
Как сказать по-другому?
Д:
Елена, Лена, Леночка.
У:
Запишите слова.
У:
Как будете писать эти слова?
Д:
Слова будем писать с большой буквы.
У:
Пишите аккуратно, быстро.
III.
Словарная работа.
У: На доске написаны
словарные слова. Вставьте пропущенные
буквы. Работать будете так: ребята
первого ряда пишут слова, обозначающие
растения, а ребята второго ряда –
обозначающие профессии.
Словарные
слова: б.реза, .гроном, ш.фер, с.рень,
хлеб.роб, к.смонавт, пш.ница, директ.р,
з.мляника, .вес, п.ссажир.
Проверка с
использованием компьютера.
У:
Проверьте написание слов – растений.
У:
Проверьте написание слов – профессий.
У:
Кто написал правильно? Молодцы! У кого
ошибки? Запомните правильное написание
слов.
У: Составьте предложение со
словом береза.
Д: На березе сидят
птицы.
Д: Около дачи растут березы.
Д:
Скоро на березе появятся молодые зеленые
листочки.
У: Запишем в тетрадь под
диктовку последнее предложение.
У:
Скоро на березе появятся молодые зеленые
листочки.
Дети записывают предложение.
У:
Назовите главные и второстепенные члены
предложения.
Памятка № 1
Д: Что? Листочки –
это подлежащее. Листочки что сделают?
Появятся – это сказуемое. Листочки
какие? Молодые зеленые – это дополнение.
Появятся когда? Скоро – это обстоятельство.
IV.
Работа над новым материалом.
У: Сегодня
мы будем продолжать учиться находить,
подбирать родственные слова. В родственных
словах выделять корень. Составлять
словосочетания и предложения с
родственными словами.
У: От слова
береза образуйте родственные слова.
Д:
Береза, березка, березовый, березонька,
березняк.
У: (пишет на доске слова).
Какие это слова?
Д: Это родственные
слова.
У: Выделите корень.
У:
Почему это родственные слова?
Д:
Родственные слова, потому что одинаковый
корень. Слова схожие по значению.
Памятка № 2
У: Назовите
корень.
Д: Корень берез.
У:
Что такое корень?
Д: Корень – это
общая часть однокоренных слов, в которой
передается их основное значение.
Памятка № 3
У: Чтобы
работать дальше, отгадайте загадку.
Маленька, мохнатенька,
К цветку
ходит за сладеньким.
Д: Это пчела.
У: Вспомните, какой рассказ мы
читали на уроке чтения о пчелах.
Д:
Мы читали рассказ «Что сказала бы
мама?»
У: Подумайте и назовите из
рассказа однокоренные слова к слову
пчела.
Д: Пчелка, пчельник,
пчелиный.
У: Запишите слова под
диктовку в тетрадь. Выделите корень.
Назовите его.
Д: Корень пчел.
У:
Почему выделили этот корень?
Д: Мы
назвали родственные слова. Слова сходны
(похожи) по значению.
У: С этими
словами составьте словосочетания.
Д:
Мохнатая пчела.
Д: Пчела ужалила.
Д: Маленькая пчелка. Пчелка сидит.
Д: Пришли на пчельник. Забрели на
пчельник.
Д: Пчелиный мед. Вкусный
мед.
Д: Пчелиные соты.
У:
Молодцы. Много составили словосочетаний.
ФИЗМИНУТКА
У:
А сейчас мы с вами отправимся в лес. В
лесу много интересного. Там живут звери
и птицы. Растут деревья и травы. Послушайте
сказку и назовите родственные слова.
У:
В густом зеленом ельнике жила маленькая
елочка. Как все маленькие, она была очень
любопытна и часто задавала взрослые
вопросы.
- Почему, - спрашивала Елочка
у мамы Елки, - на твоих ветках растут
шишки, а на моих нет?
- Не волнуйся, -
отвечала мама. – Подрастешь, и на твоих
ветках появятся красивые и твердые
шишки.
- Почему? – спрашивала Елочка
у бабушки старой Ели, - к тебе часто в
гости прибегают рыжие белки и прилетают
дятлы и клесты.
- И к тебе будут прилетать
в гости птицы, прибегать белки, успокаивала
Елочку бабушка Ель. В шишках прячутся
еловые семена. Для белочек, дятлов и
клестов это самая лучшая (лакомая) еда.
У: Назовите
родственные слова.
Д: Ель, елки,
елочка, ельник, еловые.
У: Запишите
слова в тетрадь.
Учитель на доске
прикрепляет таблички со словами.
У:
К Новому году елку украшают игрушками.
Как они называются?
Д: Это елочные
игрушки.
У: Запишите это слово в
тетрадь. Какие это слова? Почему?
Д:
Это родственные, однокоренные слова.
Д:
Слова сходны по значению.
Д: У этих
слов одинаковый корень.
У: Назовите
у этих слов имена существительные.
Д:
Ель, елки, елочка, ельник.
У: Назовите
имена прилагательные.
Д: Еловые,
елочные.
У: Посмотрите на компьютер,
назовите и объясните, почему так говорили?
Д: Это елочка, потому что маленькая.
Д: Это елка, потому что большое
дерево.
Д: Это елки. Много елок.
Д: Это ельник. Лес, где растут ели.
У: С лесом мы не прощаемся, а
продолжаем ходить и наблюдать.
У:
(картина «ежи») Кто это?
Д: Это
ежи.
У: Большая семья. Назовите,
кто есть в семье?
Д: Еж, ежиха, ежата,
ежонок, ежи.
У: Как вы думаете, что
мы назвали?
Д: Это родственные
слова.
У: Почему вы так думаете?
Д:
Слова сходны по значению. У слов одинаковый
корень еж.
У: (картинки) Ребята, что
это?
Д: Ежовые лапы, ежовые иголки.
У:
Еще есть выражение «ежовые рукавицы».
Таблица №
4
Чтение хором.
У: Составьте
предложение со словом ежи.
Д: Ежи
пьют молоко.
Д: Зимой ежи спят.
Д:
Я в деревне видел ежа.
Д: В лесу
живут колючие ежи.
У: Запишите
последнее предложение в тетрадь. Назовите
части речи.
Д: В – предлог. Лесу
(что?) лес – имя существительное. Что
делают? живут – глагол. Какие? колючие
– имя прилагательное. Кто? ежи – имя
существительное.
У: Мы работали
вместе с вами. А сейчас вы самостоятельно
найдите в тексте и выпишите в тетрадь
родственные слова.
Дятел бьет в
барабан весной. Дятлов барабан – это
сучок. Сучок сухой и звонкий, а барабанщик
лихой. Хоть сучок, а дробь на нем получается
настоящая, барабанная. Палочек тоже
нет: барабанит собственным носом.
Н. Сладков
У: Назовите
родственные слова.
Д: Барабан,
барабанит, барабанная, барабанщик.
У:
Выделите корень.
Д: Корень барабан.
У:
Почему это однокоренные слова?
Д:
Одинаковый корень, сходны по смыслу.
У:
Поиграем в игру «Какое слово лишнее?».
Посмотрим, кто внимательный!
На доске
таблички со словами: рисует, рис,
рисование, рисунок.
Д: Лишнее слово
рис. Это крупа. Другое по смыслу.
Лень, ленивый,
лентяй, бездельник.
Д: Лишнее слово
бездельник, потому что другой корень.
У: Молодцы! Были внимательны,
смогли объяснить почему слова лишние.
V.
Итог урока.
У: Чему учились на
уроке?
Д: Учились находить, называть,
записывать родственные слова.
Д:
Выделять корень.
У: Как можно
узнать, что слова родственные?
Памятка № 3
У: Как
вы думаете, кто на уроке работал хорошо?
Д:
Хорошо отвечал ….
У: Кто писал
красиво?
Д: Писал красиво …
У:
Кто был внимательным?
Д: Внимательный
….
У: Оценки
«5» получил(а) … Оценки «4» получи(а)
....
VI.
Домашнее задание.
У: Повторить
правило на с. 48. В упражнении 126 на с. 50
подобрать однокоренные слова так, чтобы
это были разные части речи.
Урок
окончен. Спасибо за работу.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Применение технологии сотрудничества на уроках в начальной школе как способ реализации ФГОС НОО