В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Педагогический совет Совершенствование профессионального мастерства классного руководителя

Педагогический совет Совершенствование профессионального мастерства классного руководителя

Ольга Галактионова
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 9424
Краткое описание
Основные задачи педсовета:
1.    Уточнить цели и задачи деятельности классного руководителя в современных условиях.
2.     Познакомить с основными положениями педагогической концепции Н.Е.Щурковой «Формирование образа жизни, достойной человека»
3.    Познакомить с основными различиями традиционной и гуманистической педагогики.
Описание


Педагогический совет
Совершенствование профессионального мастерства классного руководителя Зам. директора по воспитательной работе: О.С.Галактионова Март 2011 Основные задачи педсовета: 1. Уточнить цели и задачи деятельности классного руководителя в современных условиях. 2. Познакомить с основными положениями педагогической концепции Н.Е.Щурковой «Формирование образа жизни, достойной человека» 3. Познакомить с основными различиями традиционной и гуманистической педагогики. План проведения педсовета. 1. Основные положения педагогической концепции Н.Е.Щурковой «Формирование образа жизни, достойной Человека» (презентация): · Цели и принципы воспитания, основные направления · Педагогическое взаимодействие с детьми · Индивидуальный корректив в системе воспитания 2. Тренинг в педагогическом обращении к ребёнку. (работа в группах) 3. Ознакомление с алгоритмом индивидуальной беседы. Ролевая игра.
Профессиональное педагогическое мастерство должно постоянно совершенствоваться. Профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя, — педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника за период его школьного образования. Цели исполнения данной миссии – содействие максимальному индивидуальному развитию личности ребёнка и педагогическая поддержка в нелёгком вхождении в общественную жизнь. Профессиональная деятельность классного руководителя по воспитанию школьников должна быть организована в режиме школьной повседневной жизни. Классный руководитель может эффективно осуществлять свою работу с детьми при условии профессиональной компетентности в области теории, методики и технологии воспитания. Классный руководитель – педагог, помогающей классу проживать каждый школьный день, наполненный учёбой, играми, спортом, общением, трудом, музыкой, рисованием, а также питанием и гигиеной. Перед классным руководителем стоит 4 центральных задачи: 1. Создание благоприятного социально-психологического климата в классе. 2. Организация разносторонней групповой и индивидуальной деятельности. 3. Организация духовной деятельности детей в её особенной роли осмысления жизни. 4. Организация педагогической поддержки школьника и педагогического индивидуального корректива его жизнедеятельности. Концепция «Формирование у школьников образа жизни, достойной Человека» — это не инструкция к обя­зательному исполнению, не административное предписа­ние. Это мир мыслей, чувств и педагогической практики Н.Е. Щурковой. Она показала нам этот мир и даже пригла­сила войти в него. Каждый выбирает для себя и по себе.
Формирование образа жизни, достойной Человека
Эта концепция вошла в педагогическую теорию и прак­тику вместе с именем ее создателя — Надежды Егоровны Щурковой, изложившей основные концептуальные поло­жения в книге «Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника».
Понятие «воспитание». В любой концепции воспитания су­щественны два момента: во-первых, определение понятия воспитания и, во-вторых, цель воспитательного процесса.
Профессор Н.Е. Щуркова определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.
Цель и принципы воспитания. По мнению Н.Е. Щурковой, цель воспитания — это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.
Личность. Лик. Социальное лицо человека. Человек стано­вится личностью, когда вменяет себе обязанности и отвечает за них, когда рефлексирует, осознает, оценивает, понимает себя и других. Когда обретает способность реализовать свои природные силы и задатки, когда реализует себя в соответ­ствии со своим предназначением, когда исполняет миссию Человека на Земле. Это и есть та высота, на которой человек может называться существом разумным, обладающим интел­лектуальными способностями (homo sapiens).Гуманистическая педагогика определяет человека как высшую ценность жизни на земле и создавая новую систему ценностей, кардинально преобразует содержательную сторону воспитания. Обратимся к основополагающим педагогическим прави­лам воспитания — принципам, которые не декларируются, а, по мнению автора концепции, выводятся из анализа цели воспитания.
Действительно, каким правилам должен подчинить свои действия учитель, формируя у своих питомцев образ жиз­ни, достойной Человека?! Этих правил много. Одни рожда­ются в той или иной педагогической ситуации и «умира­ют», когда ситуация разрешается. Но существуют «заглав­ные», основополагающие принципы, лежащие в основании всех других. Н.Е. Щуркова называет следующие:
1) принцип ориентации на социально-ценностные отноше­ния, предписывающий педагогу вскрывать повседневную пред­метную ситуацию, обнаруживая за событиями, действиями, сло­вами, поступками, а также предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры;
2) принцип субъектности, предполагающий неуклонное содействие педагога развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге своей жизни;
3) принцип принятия ребенка как данности, означаю­щий признание права ученика на уважение его личности, истории жизни, признание особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а следователь­но, и признание права ребенка на данное поведение и про­изводимый им выбор.
Вся педагогика Н.Е.Щурковой носит гуманистический характер, это искусство тонкого, нежного прикосновения к личности во имя её активной деятельности и развития личности. Основные направления:
1. Уважение личности учащегося вне зависимости от его положения, успехов, внешнего портрета, статуса в коллек­тиве, семейной принадлежности, физических и психичес­ких особенностей.
2. Опора на наличные достоинства личности. Всегда исхо­дить из того, что в малом или большом эти достоинства есть у всех. Учитель же призван замечать, видеть эти досто­инства и оглашать их перед всеми. Это педагогический по­стулат всех гуманистически ориентированных педагогов: о достоинствах говорить постоянно и громко — о недостатках не говорить или только тихо, «на ушко», как это умеет делать Ш.А. Амонашвили.
3. Общее принятие индивидуальности, человеческой не­похожести, ведь не такой, как я, — не означает плохой. Гуманистическая педагогика предполагает тезис: «вижу человека, желаю ему блага». С этой точки зрения корнями воспитательного процесса являются: -безусловное и непреходящее уважение к человеку, признание важности его жизни; -неприкосновенность личности – физическая, предполагающая соблюдение определённой дистанции, запрет любого посягательства на личность, а также запрет на личную собственность другого человека; -принятие индивидуальности человека как данности с социальными нормами права и морали; -бережное и тактичное обращение с личностью ребёнка – существа тонкого, слабого, хрупкого. Дети привыкли к традиционному в школе окрику, резкому приказу, распорядительности тона педагога, и, когда появляется молодой педагог гуманистической позиции, ему советуют: — А вы крикните – тогда вас послушают! — Педагог отвечает: «Я не умею кричать, я не хочу кричать на человека». В ракурсе гуманистического взгляда педагогу советуют: · Публично обращаться на «вы» · Благодарить детей за совместную деятельность. (Наша работа завершена. Спасибо) · Не приказывать и не распоряжаться, а просить.(Пожалуйста, откройте книгу на странице…) · Проявлять интерес к инакомыслящим (Есть ли среди нас кто-то, кому не понравились стихи Есенина? Пожалуйста, выскажитесь…) · Учитывать состояние детей на данный момент работы (Если вы не возражаете, может быть, мы продолжим просмотр…) · Приносить извинения в случае оплошности или ошибки (Прошу простить меня, я опоздал на минуту…) Педагог обязан не только свободно владеть такими понятиями, как «гуманизм», «гуманность», «гуманистический», «ценность», «личность», «индивидуальность», «свобода личности», «счастье», «совесть», «справедливость», «добро», «истина», «красота», «достойная жизнь», «достойный человек», «цель жизни» и др., но и сам соответствовать им. Гуманистическая идея должна находить отражение в следующих профессиональных навыках классного руководителя: · Стратегическое умение видеть цель воспитания как ориентир при решении частных простых педагогических задач; · Умение направлять внимание на Человека как наивысшую цель в любой ситуации, устраняя случай использования человека как средства; · Умение так поставить акценты на преобладающем восприятии научных знаний и мира в целом в социальной роли ребёнка, что ребёнок легко понимает их непосредственную связь; · Соблюдение неприкосновенности личности ребёнка; · Признание индивидуальности ребёнка, с особенностями которой надо считаться, сохранять и развивать индивидуальные особенности; · Создание для каждого ученика ситуации успеха и триумфа личности; · Постоянная направленность на создание комфортного психологического климата как условия для свободного проявления личности ребёнка. Гуманистическая педагогика предполагает использование таких способов организации деятельности детей, которые не подавляют их индивидуальные особенности, а педагогическое руководство и деловые распоряжения взрослых не пресекают активность и творчество развивающейся личности. Поэтому педагогу необходимо овладеть: · Гуманитарными знаниями о культуре взаимодействия людей; · Этико-психологическими умениями взаимодействия с людьми; · Умениями нежного прикосновения к личности ребёнка при сохранении высоких культурных требований к организации процесса деятельности; · Умениями использовать детские методики; · Широким спектром занимательных и интересных методик, способствующих преодолению ребёнком моментов большого физического и духовного напряжения; · Умениями сочетать групповые и индивидуальные методики в процессе организации разнообразных видов деятельности; · Высокой культурой мышления и речевой культурой (лексикой, стилистикой, логикой, выразительностью и др.) Выделим особо умения опосредованного воздействия на личность ребёнка: · Воздействие через обращение к третьему лицу: «Он так хорошо умеет это…», «Мне так нравится, когда он выполняет …» · Версия возможной оценки – положительной или отрицательной: «Кажется, сейчас что-то ужасное может произойти…», «Наверно, будет замечательно…» · Ссылка на научные данные: «Наука предупреждает…», «Я бы не возражал, если бы не научные данные..» · Фиксация внимания на позитивном: «Как ты это хорошо сказал», «Смотрите, красивый поступок, правда?» · Представление художественного образа желаемого поведения: «Мне так нравится эта песня, в ней…», «хочу поделиться впечатлением, которое производит на меня этот портрет..» Гуманизация педагогического опыта – это привнесение в реальную профессиональную деятельность учителя ценности Другого как главного объекта его деятельности. 1. Педагогическое взаимодействие с детьми. Принцип уважения и требования к Человеку. Отношение к человеку – отправная точка становления профессионального мастерства педагога. Практическая работа педагога начинается с умения уважать ребёнка. Воспринимаю другого как представителя человечества, признаю важность человека для моей жизни, произвожу усилия во имя блага для Другого. Поэтому: Исключены случаи оскорбительного обращения к ребёнку; Тональность речи, мимики, жестов выражает заботу и внимание к состоянию ребёнка; Соблюдаются нормы этикеты, речевые константы этикета всегда присутствуют во взаимодействии педагога с детьми («спасибо», «прошу», «пожалуйста», «не могли бы вы», «если не возражаете», «если вам не трудно» и т.п.; В процессе взаимодействия ребёнок всегда выступает как цель и никогда – как средство для реализации интересов педагога. Классный руководитель, избравший этическим принципом уважение к ученику, — это человек, предъявляющий детям серьёзные педагогические требования. ( Дети часто говорят о таком педагоге: «Он строгий, но нас любит». Педагогические требования должны соответствовать определённым правилам: 1. Каждое требование необходимо обосновать, чётко сформулировать и аргументировать, чтобы оно было понятно любому члену группы. 2. Одновременно не предъявляется много требований: дети не смогут всё сразу выполнить. 3. Лучше всего вводить обобщённые требования. 4. Классный руководитель определяет сроки действия тех или иных правил в жизни класса (например, месяц). 5. Если ученик по объективным причинам не смог выполнить поручения, ему следует предложить помощь класса. Педагогические требования должны неразрывно сочетаться с великодушием. «Он не подумал», «он не хотел», «он не умеет пока», «он научится позже» и др. 6. Очень важно, чтобы правила жизни класса дети воспринимали как логическое продолжение общепринятых норм поведения. 7. Классному руководителю необходимо вносить определённые коррективы в педагогические требования с точки зрения возрастных особенностей учеников. Общение классного руководителя с детьми. Выстраивается по двум направлениям. Первое – личные взаимоотношения с классом и с каждым учеником в отдельности. Какими бы маленькими и дурно воспитанными ни были дети, общение сохраняет тот же высокий уровень, что и со взрослыми. Второе – особое внимание уделяется культуре общения учеников друг с другом, с педагогами, с родителями. От ребёнка можно требовать лишь то, чему ты его научил. Ни в коем случае не следует думать, что правила общения для педагога и для ученика различны. 1)Внимательное отношение друг к другу. Учитель вошёл в класс и сказал: «Здравствуйте», все откликнулись «Здравствуйте» Учитель несёт пособие для урока, дети спрашивают, не нужна ли помощь. На последнем ряду расположились коллеги учителя, чтобы присутствовать на классном часе, — дети приветствуют их. 2) Ориентация на достоинства всех учеников класса. Индивидуальные достоинства отмечаются, провозглашаются, служат основой для индивидуальных заданий. Я думаю, поручить дело надо Владику – он у нас много читает… Выскажем наши впечатления от доклада. Не забудем, что начинаем с достоинств докладчика. Олег не виноват. Он просто увлёкся музыкой и забыл обо всём на свете. 3) Взаимная благодарность. Спасибо Ивану за яркое сообщение. Спасибо его помощникам. Спасибо всем, кто принимал участие в обсуждении. Присутствие каждого из нас оказывало влияние на ход общей беседы. Поблагодарим же друг друга! 4) Взаимопомощь. Человеку, кажется, нужна помощь… Мы готовы помочь, не так ли? Солнце бьёт в глаза и многим мешает…Окно бы зашторить…Кто поможет? Для следующей работы нужна помощь одного человека Очень важно, чтобы призыв к помощи не превратился в приказ (Помоги девочке!), но был так произнесён, чтобы непременно нашёлся желающий помочь, и тогда педагогу легко похвалить достойное поведение: «Приятно, когда есть мужчины, умеющие понять, кому и когда нужна помощь» Самой тонкой и сложной по формированию является способность принимать как данность индивидуальные особенности товарищей по классу, а также индивидуальность педагогов, работающих с учениками. Неоценимую помощь в этом могут оказать великодушие, способность прощать другому «шероховатость» характера. Классный руководитель, отмечая особенности детей, приучает группу быть великодушной к людям, а в группе ценить каждого человека и защищать непохожесть его на других. Помимо предметных видов деятельности, классный руководитель организует и проводит деятельность, называемую свободным общением. При проведении мероприятий свободного общения поведение классного руководителя обретает особую силу влияния, оно задаёт тональность, создаёт зону положительных эмоций, даёт детям наглядный пример культурных форм взаимного общения. Например, педагог: Обращается к ученику на «вы»; Называет полное имя; Высказывая просьбу, не позволяет себе тыкать пальцем в лицо ученика; Ни в коем случае не забудет добавить «если вы не возражаете» или «если вам не трудно»; Сохраняет уважительные интонации даже после проступка ученика. Полоролевая дифференциация в воспитании школьников. Дети, подрастая, ориентируются в поведении и выстраивании жизненных планов на социально-половую роль, которую им предстоит играть в будущем. В мечтах они проживают свою воображаемую роль мужчины и женщины. Классному руководителю необходимо включать в свою воспитательную задачу специфику форм поведения, присущих мужчине и женщине. Выглядит это примерно так: Мальчики исполняют работу тяжёлую, девочки – тонкую; Мальчики могут свободно вставать со своих мест во время занятий, если потребуется их помощь; поднять упавший стул, выровнять ряды парт, принести стопку книг и т.д.; Девочки всегда могут обратиться за помощью к мальчикам и никогда не получают отказа; Мальчики – защитники чести класса; Мальчики вносят новые идеи в организацию жизни класса; Мальчики соблюдают особую галантность по отношению ко всем девочкам, девочки нежны, ласковы и чутки по отношению к мальчикам; Мальчики подтянуты и сдержанны в поведении, девочки изящны и милы по стилю своего поведения. Обращения к мальчикам и девочкам различны: — Господа, юноши, джентльмены! — Дамы, девушки, юные леди! Если классным руководителем является женщина: — Нужна мужская сила – мне не справиться… -Как хорошо, что у нас есть юноши, им легко это сделать… Если классным руководителем является мужчина: -Уверен, девушки исполнят более красиво, придадут мягкость линиям… -Я попрошу кого-нибудь из дам… У них получится тонко и эмоционально… Речевые константы – внешняя регламентированная форма признания человека как ценности, проявления к нему уважения. Обращение, приветствие, просьба, благодарность, извинение, комплимент. «Спасибо», «могу ли я просить вас», «пожалуйста», «будьте добры», «как вы хорошо сказали», «если вас не затруднит», «к сожалению, вынужден с вами не согласиться» А если: «Спасибо, мне было так приятно с вами работать. Буду ждать следующей встречи с нетерпением». Этические традицииспособствуют закреплению привычного поведения и формируют устойчивую систему ценностных отношений. Традиции коллектива складываются весьма индивидуально. Например, в учебной деятельности: Тишина работы в классе и правило одного голоса; Правило поднятой руки как сообщение о желании быть выслушанным; Приветствие входящего педагога вставанием; Благодарность педагогу по окончании урока; Приведение учебной аудитории и порядок по уходу с занятий; Оказание товарищеской помощи и товарищеская поддержка; При оценки сначала называются достоинства ученика, право каждого на «глупость» Этические традиции постоянством формы проявления укрепления содержание внутренних отношений. Создание ситуации успеха и триумфа личности. Общее в этих понятиях – признание достигнутых ребёнком высоких результатов какой-либо деятельности. Цель: поддержка ребёнка в процессе деятельности для укрепления уверенности и повышения самооценки. Ситуацию успеха создаёт педагог как руководитель группы, в организации триумфа личности принимают участие все члены группы. Примеры ситуации успеха и триумфа личности. · Поставить спектакль трудно, но возможно. Это станет праздником для нашей школы. Если мы хорошо выучим текст и будем едины в понимании пьесы… Все же понимают, что мы не актёры. Вы умные и красивые, вы будете хорошо смотреться на сцене. Именно ваш класс мог бы такой спектакль поставить: вы – единый коллектив… Соглашайтесь! Как это вы хорошо сказали, что боитесь загубить пьесу… Теперь я верю, что всё удастся… · Мы были уверены, что у тебя получится. Твоя работа нам всем понравилась, и она для всех оказалась полезной… Яснее стало решение проблемы. Особенно хорошо – четкость и логика. Мы получили удовольствие от твоего выступления… Все согласны? Замечательно, не так ли? (Все аплодируют) Для создания ситуации успеха и триумфа личности нужны благоприятные условия: -доброжелательность (Он не хотел… Она думала, как лучше… Мы просто не так поняли…Он, наверное, устал, поэтому…) -Вера в силы и успех каждого (У него получится… Она способная… Он уже лучше стал работать… Мы станем лучше…) -Поиск истины (Главное – понять, почему ты так сделал… Не страшно, что получилось, если мы разберёмся в причинах…) -Сосредоточенность – умение направлять на что-то все мысли, внимание, все силы (На время забудем обо всём, кроме нашей проблемы, она требует решения… Представим себе, что мы огорожены высоким забором ото всех и ото всего…) -Принятие любого возражения (Мы готовы тебя выслушать… В твоём возражении есть, конечно, основание…) 2. Индивидуальный корректив в системе воспитания Три педагогических положения предваряют решение вопроса об индивидуальном воздействии педагога на ребёнка. 1) Воздействие на индивидуальность организуется через воздействие на группу. 2) Индивидуальный корректив – это не корректив ребёнка, а корректив его деятельности. 3) Только через признание Человека как наивысшей ценности конкретный человек станет серьёзно и бережно относиться к себе как представителю человеческого рода. Нельзя предполагать, что педагогический корректив есть бесцеремонное вмешательство педагога в ход индивидуальной жизни ребёнка, что такой корректив есть «парное взаимодействие» и что педагог вырывает ребёнка из группы и ведёт с ним какие-то душевные беседы. Вносить пед. корректив – это создавать воздействие на личность, адекватные её индивидуальным особенностям. Наблюдая за развитием ребёнка, выделяя его особенности, учитывая историю его жизни и условия семейного воспитания, фиксируя успехи в деятельности, а также учитывая статус в группе, педагог организует тонкие влияния на развитие положительных тенденций, вытесняя и замещая негативный опыт, приобретённый в ходе жизненных обстоятельств. Самая плодотворная форма индивидуального корректива – взаимодействие с группой. Перечислим проверенные практикой профессиональные воздействия педагога на группу, возбуждающие активность каждой отдельной индивидуальности. · Прежде всего раскроем перед детьми положение «В человеке нет недостатков, но есть достоинства, неудобные для окружающих». Оно становится основанием для уважения каждого человека, для принятия другого человека, для принятия другого человека как данности, которая может оказаться для меня неудобной. Это сделать нетрудно, если воспользоваться приёмом «Зато»: Он неряшлив? – Зато он постоянно занят делом… Она болтлива? – Зато она открыта и доброжелательна к людям… Они шумливы? – Зато они активны и любознательны… Он слишком строг? – Зато он любит порядок… · Всё пронизывается идеей Человека: от одежды до формы речи, от еды до танцев, от творчества до сна. А начинается такое уважение с обращения на «Вы», произнесения имени, речевых констант, сопровождаемых соответствующей мимикой, пластикой, лексикой. · Возбуждаем самосознание детей, прослеживаем отношение ученика к собственному «Я» путём вопросов: «Чего ты хотел?», «Что ты получил?», «Каковы последствия того, чего ты хочешь?», «Как себя чувствуют другие люди, когда ты это делаешь?» и т.п., — а также путём оценки, направленной в его адрес: «На тебя можно положиться», «Ты всегда добр к нам», «У тебя это хорошо получается», «Не все ещё умеют это делать, а ты умеешь» и др. · Содействуем идентификации школьника с социальными ролями, такими как гражданин, школьник, юноша, девушка, сын, дочь, человек, товарищ, читатель, пассажир, покупатель, житель Земли и др. Войдя на урок, скажем: «Уважаемые мыслители…». Перед демонстрацией фильма обратимся: «Мои дорогие друзья» и др. · Табу на любое посягательство на достоинство человека провозглашается в школе – в законах коллектива, в Кредо школьника, в Кодексе школы. · Научаем детей принимать индивидуальную непохожесть каждого ученика и приучаем к проявлению безусловного уважения ко всем людям, вне зависимости от их успехов, здоровья, материального положения, социального статуса. · Формируем у детей умение защищать себя от посягательство на достоинство, вооружаем детей всеми способами этической защиты на классных часах, психологических занятиях либо в контексте повседневной практики. Детьми могут быть освоены такие формы этической защиты: «Это вы мне?», «Если я правильно вас понял, вы хотите…?», «Я плохо себя чувствую, когда так со мной говорят…», «Как жалко, что ты не понял, что именно сейчас произошло…» и т.д. · Развиваем у детей гордость как уважение своего человеческого «Я» и скромность как уважение другого человека. Персоналии великих людей предоставляют богатейший и разнообразный материал для понимания этих двух сторон достоинства человека. · Используем опосредованный корректив, вовлекая детей в индивидуальную деятельность, организуя конкурсы, выставки, олимпиады, фестивали, кружки, секции и т.п. Увлечённость делом – залог развития способностей. · Побеспокоимся о том, чтобы в семье каждого воспитанника любили, т.е. умели выражать родительскую любовь. Для этого расскажем родителям при встрече о психологии отношений человека к человеку, о некоторых формах выражения любви к ребёнку. Решение педсовета: классным руководителям изучить методику Н.Е.Щурковой и применять на практике. Алгоритм индивидуальной беседы с ребёнком. 1. Начни беседу с вопроса о самочувствии ребёнка (сейчас, вообще, состояние его дел, взаимопонимание с семьёй.) -Как ты себя чувствуешь?.. Каково твоё настроение?.. Что тебя радует, огорчает?.. 2. Далее нужно говорить об успешности этого ребёнка в любой области.У тебя очень хорошо получается…….; Я знаю, ты выиграл на соревнованиях……Замечают все, что у тебя есть способности… и т. д. Этим самым мы получим возможность расширить его поле, чтобы этим самым расположить к себе ребёнка. 3. Затем, необходимо поднять вопрос о проблемах. -А у тебя есть какие-то проблемы?Предложить возможные проблемы. (если сказал «нет») (Я знаю, что у тебя есть трудности…Тебе что-то мешаетТебя кто-то обижает, огорчает… Тебе кажется, что твои проблемы не решаются…). Далее, необходимо показать свою реакцию на его проблему. Утверждая при этом достоинства и выражая надежду, что и эта проблема будет решена. Я уверен, что ты с этим справишься. 4. Затем, необходимо предложить ребёнку спектр возможных путей решения. Чем их больше, тем лучше: — может тебе в этой проблеме сможет помочь мама; — может тебе сможет помочь наши ребята или конкретно кто-то — может тебе в этой проблеме сможет помочь директор школы — может тебе в этой проблеме помогу я; Необходимо, чтобы ребёнок сам выбрал, что ему надо. 5. Принятие общего решения. Составление плана действий. Нельзя предлагать: Давай я помогу! Не помогай без разрешения. 6. Определение срока следующей встречи. Тебе хотелось бы обсудить со мною то, что получится?.. Когда, ты думаешь, можно поговорить о результате твоих действий?.. Нужен ли тебе разговор со мной?

Условия беседы. 1. соблюдается обоюдная тайна. Давай не будем говорить о нашем разговоре. Не потому, что мы обсуждали что-то неприличное, а потому, что этот разговор – наше с тобой личное дело. 2. педагог ищет способ реальной помощи (Скрыто от ребёнка) 3. была проведена подготовка к беседе, получена дополнительная информация о ребёнке; проведены наблюдения за ребёнком и т д. 4. продумали материально- предметное обустройство (где, никто не должен помешать). В разговоре с ребёнком всегда помни: поддерживай с ребёнком постоянно серьёзные отношения; нельзя ребёнка ставить в унизительную позицию; нельзя давать ребёнку плохую установку; нужно быть терпимее, помнить, что перед тобой неопытный, но человек.
На индивидуальную беседу с педагогом должен быть приглашён по очереди каждый ученик. Беседа всегда предусматривает доброжелательность. Никаких «проработок», «нотаций», «выговоров». Тренинг в педагогическом обращении к ребёнку. Найти этически и психологически оправданную форму обращения. Вы объявляете о контрольной работе на уроке математики Вы сообщаете тему классного часа Вы приглашаете поработать у доски Вы завершаете групповое занятие Вы входите в класс и видите ученика: его рука забинтована Вы прослеживаете меру готовности каждого ребёнка к уроку Используемая литература: 1. Н.Е.Щуркова «Профессиональное мастерство классного руководителя» — М.: Айрис-пресс, 2007. 2. Н.Е.Щуркова «Система воспитания в школе и практическая работа педагога». – М.: АРКТИ,2007. 3. «Классный руководитель» №1,2, 2010 г.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
педсовет по Щурковой.docx Скачать







Педагогический совет

Совершенствование профессионального мастерства классного руководителя












Зам. директора

по воспитательной работе:

О.С.Галактионова



















Март 2011



Основные задачи педсовета:

  1. Уточнить цели и задачи деятельности классного руководителя в современных условиях.

  2. Познакомить с основными положениями педагогической концепции Н.Е.Щурковой «Формирование образа жизни, достойной человека»

  3. Познакомить с основными различиями традиционной и гуманистической педагогики.





План проведения педсовета.

  1. Основные положения педагогической концепции Н.Е.Щурковой «Формирование образа жизни, достойной Человека» (презентация):

  • Цели и принципы воспитания, основные направления

  • Педагогическое взаимодействие с детьми

  • Индивидуальный корректив в системе воспитания

  1. Тренинг в педагогическом обращении к ребёнку. (работа в группах)

  2. Ознакомление с алгоритмом индивидуальной беседы. Ролевая игра.



Профессиональное педагогическое мастерство должно постоянно совершенствоваться. Профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя, - педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника за период его школьного образования. Цели исполнения данной миссии – содействие максимальному индивидуальному развитию личности ребёнка и педагогическая поддержка в нелёгком вхождении в общественную жизнь. Профессиональная деятельность классного руководителя по воспитанию школьников должна быть организована в режиме школьной повседневной жизни. Классный руководитель может эффективно осуществлять свою работу с детьми при условии профессиональной компетентности в области теории, методики и технологии воспитания. Классный руководитель – педагог, помогающей классу проживать каждый школьный день, наполненный учёбой, играми, спортом, общением, трудом, музыкой, рисованием, а также питанием и гигиеной.

Перед классным руководителем стоит 4 центральных задачи:

1. Создание благоприятного социально-психологического климата в классе.

2. Организация разносторонней групповой и индивидуальной деятельности.

3. Организация духовной деятельности детей в её особенной роли осмысления жизни.

4. Организация педагогической поддержки школьника и педагогического индивидуального корректива его жизнедеятельности.

Концепция «Формирование у школьников образа жизни, достойной Человека» — это не инструкция к обязательному исполнению, не административное предписание. Это мир мыслей, чувств и педагогической практики Н.Е. Щурковой. Она показала нам этот мир и даже пригласила войти в него. Каждый выбирает для себя и по себе.

Формирование образа жизни, достойной Человека

Эта концепция вошла в педагогическую теорию и практику вместе с именем ее создателя — Надежды Егоровны Щурковой, изложившей основные концептуальные положения в книге «Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника».

Понятие «воспитание». В любой концепции воспитания существенны два момента: во-первых, определение понятия воспитания и, во-вторых, цель воспитательного процесса.

Профессор Н.Е. Щуркова определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

Цель и принципы воспитания. По мнению Н.Е. Щурковой, цель воспитания — это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.

Личность. Лик. Социальное лицо человека. Человек становится личностью, когда вменяет себе обязанности и отвечает за них, когда рефлексирует, осознает, оценивает, понимает себя и других. Когда обретает способность реализовать свои природные силы и задатки, когда реализует себя в соответствии со своим предназначением, когда исполняет миссию Человека на Земле. Это и есть та высота, на которой человек может называться существом разумным, обладающим интеллектуальными способностями (homo sapiens). Гуманистическая педагогика определяет человека как высшую ценность жизни на земле и создавая новую систему ценностей, кардинально преобразует содержательную сторону воспитания.

Обратимся к основополагающим педагогическим правилам воспитания — принципам, которые не декларируются, а, по мнению автора концепции, выводятся из анализа цели воспитания.

Действительно, каким правилам должен подчинить свои действия учитель, формируя у своих питомцев образ жизни, достойной Человека?! Этих правил много. Одни рождаются в той или иной педагогической ситуации и «умирают», когда ситуация разрешается. Но существуют «заглавные», основополагающие принципы, лежащие в основании всех других. Н.Е. Щуркова называет следующие:

1) принцип ориентации на социально-ценностные отношения, предписывающий педагогу вскрывать повседневную предметную ситуацию, обнаруживая за событиями, действиями, словами, поступками, а также предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры;

2) принцип субъектности, предполагающий неуклонное содействие педагога развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге своей жизни;

3) принцип принятия ребенка как данности, означающий признание права ученика на уважение его личности, истории жизни, признание особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а следовательно, и признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор.

Вся педагогика Н.Е.Щурковой носит гуманистический характер, это искусство тонкого, нежного прикосновения к личности во имя её активной деятельности и развития личности.

Основные направления:

1. Уважение личности учащегося вне зависимости от его положения, успехов, внешнего портрета, статуса в коллективе, семейной принадлежности, физических и психических особенностей.

2. Опора на наличные достоинства личности. Всегда исходить из того, что в малом или большом эти достоинства есть у всех. Учитель же призван замечать, видеть эти достоинства и оглашать их перед всеми. Это педагогический постулат всех гуманистически ориентированных педагогов: о достоинствах говорить постоянно и громко — о недостатках не говорить или только тихо, «на ушко», как это умеет делать Ш.А. Амонашвили.

3. Общее принятие индивидуальности, человеческой непохожести, ведь не такой, как я, — не означает плохой.

Гуманистическая педагогика предполагает тезис: «вижу человека, желаю ему блага». С этой точки зрения корнями воспитательного процесса являются:

-безусловное и непреходящее уважение к человеку, признание важности его жизни;

-неприкосновенность личности – физическая, предполагающая соблюдение определённой дистанции, запрет любого посягательства на личность, а также запрет на личную собственность другого человека;

-принятие индивидуальности человека как данности с социальными нормами права и морали;

-бережное и тактичное обращение с личностью ребёнка – существа тонкого, слабого, хрупкого.

Дети привыкли к традиционному в школе окрику, резкому приказу, распорядительности тона педагога, и, когда появляется молодой педагог гуманистической позиции, ему советуют:

- А вы крикните – тогда вас послушают!

- Педагог отвечает: «Я не умею кричать, я не хочу кричать на человека».

В ракурсе гуманистического взгляда педагогу советуют:

  • Публично обращаться на «вы»

  • Благодарить детей за совместную деятельность. (Наша работа завершена. Спасибо)

  • Не приказывать и не распоряжаться, а просить.(Пожалуйста, откройте книгу на странице…)

  • Проявлять интерес к инакомыслящим (Есть ли среди нас кто-то, кому не понравились стихи Есенина? Пожалуйста, выскажитесь…)

  • Учитывать состояние детей на данный момент работы (Если вы не возражаете, может быть, мы продолжим просмотр…)

  • Приносить извинения в случае оплошности или ошибки (Прошу простить меня, я опоздал на минуту…)

Педагог обязан не только свободно владеть такими понятиями, как «гуманизм», «гуманность», «гуманистический», «ценность», «личность», «индивидуальность», «свобода личности», «счастье», «совесть», «справедливость», «добро», «истина», «красота», «достойная жизнь», «достойный человек», «цель жизни» и др., но и сам соответствовать им.

Гуманистическая идея должна находить отражение в следующих профессиональных навыках классного руководителя:

  • Стратегическое умение видеть цель воспитания как ориентир при решении частных простых педагогических задач;

  • Умение направлять внимание на Человека как наивысшую цель в любой ситуации, устраняя случай использования человека как средства;

  • Умение так поставить акценты на преобладающем восприятии научных знаний и мира в целом в социальной роли ребёнка, что ребёнок легко понимает их непосредственную связь;

  • Соблюдение неприкосновенности личности ребёнка;

  • Признание индивидуальности ребёнка, с особенностями которой надо считаться, сохранять и развивать индивидуальные особенности;

  • Создание для каждого ученика ситуации успеха и триумфа личности;

  • Постоянная направленность на создание комфортного психологического климата как условия для свободного проявления личности ребёнка.



Гуманистическая педагогика предполагает использование таких способов организации деятельности детей, которые не подавляют их индивидуальные особенности, а педагогическое руководство и деловые распоряжения взрослых не пресекают активность и творчество развивающейся личности. Поэтому педагогу необходимо овладеть:

  • Гуманитарными знаниями о культуре взаимодействия людей;

  • Этико-психологическими умениями взаимодействия с людьми;

  • Умениями нежного прикосновения к личности ребёнка при сохранении высоких культурных требований к организации процесса деятельности;

  • Умениями использовать детские методики;

  • Широким спектром занимательных и интересных методик, способствующих преодолению ребёнком моментов большого физического и духовного напряжения;

  • Умениями сочетать групповые и индивидуальные методики в процессе организации разнообразных видов деятельности;

  • Высокой культурой мышления и речевой культурой (лексикой, стилистикой, логикой, выразительностью и др.)



Выделим особо умения опосредованного воздействия на личность ребёнка:

  • Воздействие через обращение к третьему лицу: «Он так хорошо умеет это…», «Мне так нравится, когда он выполняет …»

  • Версия возможной оценки – положительной или отрицательной: «Кажется, сейчас что-то ужасное может произойти…», «Наверно, будет замечательно…»

  • Ссылка на научные данные: «Наука предупреждает…», «Я бы не возражал, если бы не научные данные..»

  • Фиксация внимания на позитивном: «Как ты это хорошо сказал», «Смотрите, красивый поступок, правда?»

  • Представление художественного образа желаемого поведения: «Мне так нравится эта песня, в ней…», «хочу поделиться впечатлением, которое производит на меня этот портрет..»

Гуманизация педагогического опыта – это привнесение в реальную профессиональную деятельность учителя ценности Другого как главного объекта его деятельности.



1. Педагогическое взаимодействие с детьми.

Принцип уважения и требования к Человеку.

Отношение к человеку – отправная точка становления профессионального мастерства педагога. Практическая работа педагога начинается с умения уважать ребёнка. Воспринимаю другого как представителя человечества, признаю важность человека для моей жизни, произвожу усилия во имя блага для Другого. Поэтому:

Исключены случаи оскорбительного обращения к ребёнку;

Тональность речи, мимики, жестов выражает заботу и внимание к состоянию ребёнка;

Соблюдаются нормы этикеты, речевые константы этикета всегда присутствуют во взаимодействии педагога с детьми («спасибо», «прошу», «пожалуйста», «не могли бы вы», «если не возражаете», «если вам не трудно» и т.п.;

В процессе взаимодействия ребёнок всегда выступает как цель и никогда – как средство для реализации интересов педагога.

Классный руководитель, избравший этическим принципом уважение к ученику, - это человек, предъявляющий детям серьёзные педагогические требования. ( Дети часто говорят о таком педагоге: «Он строгий, но нас любит».

Педагогические требования должны соответствовать определённым правилам:

1. Каждое требование необходимо обосновать, чётко сформулировать и аргументировать, чтобы оно было понятно любому члену группы.

2. Одновременно не предъявляется много требований: дети не смогут всё сразу выполнить.

3. Лучше всего вводить обобщённые требования.

4. Классный руководитель определяет сроки действия тех или иных правил в жизни класса (например, месяц).

5. Если ученик по объективным причинам не смог выполнить поручения, ему следует предложить помощь класса.

Педагогические требования должны неразрывно сочетаться с великодушием. «Он не подумал», «он не хотел», «он не умеет пока», «он научится позже» и др.

6. Очень важно, чтобы правила жизни класса дети воспринимали как логическое продолжение общепринятых норм поведения.

7. Классному руководителю необходимо вносить определённые коррективы в педагогические требования с точки зрения возрастных особенностей учеников.

Общение классного руководителя с детьми.

Выстраивается по двум направлениям. Первое – личные взаимоотношения с классом и с каждым учеником в отдельности.

Какими бы маленькими и дурно воспитанными ни были дети, общение сохраняет тот же высокий уровень, что и со взрослыми.

Второе – особое внимание уделяется культуре общения учеников друг с другом, с педагогами, с родителями.

От ребёнка можно требовать лишь то, чему ты его научил.

Ни в коем случае не следует думать, что правила общения для педагога и для ученика различны.

1)Внимательное отношение друг к другу.

Учитель вошёл в класс и сказал: «Здравствуйте», все откликнулись «Здравствуйте»

Учитель несёт пособие для урока, дети спрашивают, не нужна ли помощь.

На последнем ряду расположились коллеги учителя, чтобы присутствовать на классном часе, - дети приветствуют их.

2) Ориентация на достоинства всех учеников класса. Индивидуальные достоинства отмечаются, провозглашаются, служат основой для индивидуальных заданий.

Я думаю, поручить дело надо Владику – он у нас много читает…

Выскажем наши впечатления от доклада. Не забудем, что начинаем с достоинств докладчика.

Олег не виноват. Он просто увлёкся музыкой и забыл обо всём на свете.

3) Взаимная благодарность.

Спасибо Ивану за яркое сообщение. Спасибо его помощникам. Спасибо всем, кто принимал участие в обсуждении.

Присутствие каждого из нас оказывало влияние на ход общей беседы. Поблагодарим же друг друга!

4) Взаимопомощь.

Человеку, кажется, нужна помощь… Мы готовы помочь, не так ли?

Солнце бьёт в глаза и многим мешает…Окно бы зашторить…Кто поможет?

Для следующей работы нужна помощь одного человека

Очень важно, чтобы призыв к помощи не превратился в приказ (Помоги девочке!), но был так произнесён, чтобы непременно нашёлся желающий помочь, и тогда педагогу легко похвалить достойное поведение: «Приятно, когда есть мужчины, умеющие понять, кому и когда нужна помощь»

Самой тонкой и сложной по формированию является способность принимать как данность индивидуальные особенности товарищей по классу, а также индивидуальность педагогов, работающих с учениками. Неоценимую помощь в этом могут оказать великодушие, способность прощать другому «шероховатость» характера. Классный руководитель, отмечая особенности детей, приучает группу быть великодушной к людям, а в группе ценить каждого человека и защищать непохожесть его на других. Помимо предметных видов деятельности, классный руководитель организует и проводит деятельность, называемую свободным общением.

При проведении мероприятий свободного общения поведение классного руководителя обретает особую силу влияния, оно задаёт тональность, создаёт зону положительных эмоций, даёт детям наглядный пример культурных форм взаимного общения.

Например, педагог:

Обращается к ученику на «вы»;

Называет полное имя;

Высказывая просьбу, не позволяет себе тыкать пальцем в лицо ученика;

Ни в коем случае не забудет добавить «если вы не возражаете» или «если вам не трудно»;

Сохраняет уважительные интонации даже после проступка ученика.

Полоролевая дифференциация в воспитании школьников.

Дети, подрастая, ориентируются в поведении и выстраивании жизненных планов на социально-половую роль, которую им предстоит играть в будущем. В мечтах они проживают свою воображаемую роль мужчины и женщины. Классному руководителю необходимо включать в свою воспитательную задачу специфику форм поведения, присущих мужчине и женщине.

Выглядит это примерно так:

Мальчики исполняют работу тяжёлую, девочки – тонкую;

Мальчики могут свободно вставать со своих мест во время занятий, если потребуется их помощь; поднять упавший стул, выровнять ряды парт, принести стопку книг и т.д.;

Девочки всегда могут обратиться за помощью к мальчикам и никогда не получают отказа;

Мальчики – защитники чести класса;

Мальчики вносят новые идеи в организацию жизни класса;

Мальчики соблюдают особую галантность по отношению ко всем девочкам, девочки нежны, ласковы и чутки по отношению к мальчикам;

Мальчики подтянуты и сдержанны в поведении, девочки изящны и милы по стилю своего поведения.

Обращения к мальчикам и девочкам различны:

- Господа, юноши, джентльмены!

- Дамы, девушки, юные леди!

Если классным руководителем является женщина:

- Нужна мужская сила – мне не справиться…

-Как хорошо, что у нас есть юноши, им легко это сделать…

Если классным руководителем является мужчина:

-Уверен, девушки исполнят более красиво, придадут мягкость линиям…

-Я попрошу кого-нибудь из дам… У них получится тонко и эмоционально…

Речевые константы – внешняя регламентированная форма признания человека как ценности, проявления к нему уважения.

Обращение, приветствие, просьба, благодарность, извинение, комплимент.

«Спасибо», «могу ли я просить вас», «пожалуйста», «будьте добры», «как вы хорошо сказали», «если вас не затруднит», «к сожалению, вынужден с вами не согласиться»

А если: «Спасибо, мне было так приятно с вами работать. Буду ждать следующей встречи с нетерпением».

Этические традиции способствуют закреплению привычного поведения и формируют устойчивую систему ценностных отношений. Традиции коллектива складываются весьма индивидуально. Например, в учебной деятельности:

Тишина работы в классе и правило одного голоса;

Правило поднятой руки как сообщение о желании быть выслушанным;

Приветствие входящего педагога вставанием;

Благодарность педагогу по окончании урока;

Приведение учебной аудитории и порядок по уходу с занятий;

Оказание товарищеской помощи и товарищеская поддержка;

При оценки сначала называются достоинства ученика, право каждого на «глупость»

Этические традиции постоянством формы проявления укрепления содержание внутренних отношений.



Создание ситуации успеха и триумфа личности.

Общее в этих понятиях – признание достигнутых ребёнком высоких результатов какой-либо деятельности. Цель: поддержка ребёнка в процессе деятельности для укрепления уверенности и повышения самооценки. Ситуацию успеха создаёт педагог как руководитель группы, в организации триумфа личности принимают участие все члены группы.

Примеры ситуации успеха и триумфа личности.

  • Поставить спектакль трудно, но возможно. Это станет праздником для нашей школы. Если мы хорошо выучим текст и будем едины в понимании пьесы… Все же понимают, что мы не актёры. Вы умные и красивые, вы будете хорошо смотреться на сцене. Именно ваш класс мог бы такой спектакль поставить: вы – единый коллектив… Соглашайтесь! Как это вы хорошо сказали, что боитесь загубить пьесу… Теперь я верю, что всё удастся…

  • Мы были уверены, что у тебя получится. Твоя работа нам всем понравилась, и она для всех оказалась полезной… Яснее стало решение проблемы. Особенно хорошо – четкость и логика. Мы получили удовольствие от твоего выступления… Все согласны? Замечательно, не так ли? (Все аплодируют)

Для создания ситуации успеха и триумфа личности нужны благоприятные условия:

-доброжелательность (Он не хотел… Она думала, как лучше… Мы просто не так поняли…Он, наверное, устал, поэтому…)

-Вера в силы и успех каждого (У него получится… Она способная… Он уже лучше стал работать… Мы станем лучше…)

-Поиск истины (Главное – понять, почему ты так сделал… Не страшно, что получилось, если мы разберёмся в причинах…)

-Сосредоточенность – умение направлять на что-то все мысли, внимание, все силы (На время забудем обо всём, кроме нашей проблемы, она требует решения… Представим себе, что мы огорожены высоким забором ото всех и ото всего…)

-Принятие любого возражения (Мы готовы тебя выслушать… В твоём возражении есть, конечно, основание…)



2. Индивидуальный корректив в системе воспитания

Три педагогических положения предваряют решение вопроса об индивидуальном воздействии педагога на ребёнка.

1) Воздействие на индивидуальность организуется через воздействие на группу.

2) Индивидуальный корректив – это не корректив ребёнка, а корректив его деятельности.

3) Только через признание Человека как наивысшей ценности конкретный человек станет серьёзно и бережно относиться к себе как представителю человеческого рода.

Нельзя предполагать, что педагогический корректив есть бесцеремонное вмешательство педагога в ход индивидуальной жизни ребёнка, что такой корректив есть «парное взаимодействие» и что педагог вырывает ребёнка из группы и ведёт с ним какие-то душевные беседы. Вносить пед. корректив – это создавать воздействие на личность, адекватные её индивидуальным особенностям.

Наблюдая за развитием ребёнка, выделяя его особенности, учитывая историю его жизни и условия семейного воспитания, фиксируя успехи в деятельности, а также учитывая статус в группе, педагог организует тонкие влияния на развитие положительных тенденций, вытесняя и замещая негативный опыт, приобретённый в ходе жизненных обстоятельств.

Самая плодотворная форма индивидуального корректива – взаимодействие с группой. Перечислим проверенные практикой профессиональные воздействия педагога на группу, возбуждающие активность каждой отдельной индивидуальности.

  • Прежде всего раскроем перед детьми положение «В человеке нет недостатков, но есть достоинства, неудобные для окружающих». Оно становится основанием для уважения каждого человека, для принятия другого человека, для принятия другого человека как данности, которая может оказаться для меня неудобной. Это сделать нетрудно, если воспользоваться приёмом «Зато»:

Он неряшлив? – Зато он постоянно занят делом…

Она болтлива? – Зато она открыта и доброжелательна к людям…

Они шумливы? – Зато они активны и любознательны…

Он слишком строг? – Зато он любит порядок…

  • Всё пронизывается идеей Человека: от одежды до формы речи, от еды до танцев, от творчества до сна. А начинается такое уважение с обращения на «Вы», произнесения имени, речевых констант, сопровождаемых соответствующей мимикой, пластикой, лексикой.

  • Возбуждаем самосознание детей, прослеживаем отношение ученика к собственному «Я» путём вопросов: «Чего ты хотел?», «Что ты получил?», «Каковы последствия того, чего ты хочешь?», «Как себя чувствуют другие люди, когда ты это делаешь?» и т.п., - а также путём оценки, направленной в его адрес: «На тебя можно положиться», «Ты всегда добр к нам», «У тебя это хорошо получается», «Не все ещё умеют это делать, а ты умеешь» и др.

  • Содействуем идентификации школьника с социальными ролями, такими как гражданин, школьник, юноша, девушка, сын, дочь, человек, товарищ, читатель, пассажир, покупатель, житель Земли и др. Войдя на урок, скажем: «Уважаемые мыслители…». Перед демонстрацией фильма обратимся: «Мои дорогие друзья» и др.

  • Табу на любое посягательство на достоинство человека провозглашается в школе – в законах коллектива, в Кредо школьника, в Кодексе школы.

  • Научаем детей принимать индивидуальную непохожесть каждого ученика и приучаем к проявлению безусловного уважения ко всем людям, вне зависимости от их успехов, здоровья, материального положения, социального статуса.

  • Формируем у детей умение защищать себя от посягательство на достоинство, вооружаем детей всеми способами этической защиты на классных часах, психологических занятиях либо в контексте повседневной практики. Детьми могут быть освоены такие формы этической защиты: «Это вы мне?», «Если я правильно вас понял, вы хотите…?», «Я плохо себя чувствую, когда так со мной говорят…», «Как жалко, что ты не понял, что именно сейчас произошло…» и т.д.

  • Развиваем у детей гордость как уважение своего человеческого «Я» и скромность как уважение другого человека. Персоналии великих людей предоставляют богатейший и разнообразный материал для понимания этих двух сторон достоинства человека.

  • Используем опосредованный корректив, вовлекая детей в индивидуальную деятельность, организуя конкурсы, выставки, олимпиады, фестивали, кружки, секции и т.п. Увлечённость делом – залог развития способностей.

  • Побеспокоимся о том, чтобы в семье каждого воспитанника любили, т.е. умели выражать родительскую любовь. Для этого расскажем родителям при встрече о психологии отношений человека к человеку, о некоторых формах выражения любви к ребёнку.

Решение педсовета: классным руководителям изучить методику Н.Е.Щурковой и применять на практике.











Алгоритм индивидуальной беседы с ребёнком.

  1. Начни беседу с вопроса о самочувствии ребёнка (сейчас, вообще, состояние его дел, взаимопонимание с семьёй.)

-Как ты себя чувствуешь?..Каково твоё настроение?..Что тебя радует, огорчает?..

  1. Далее нужно говорить об успешности этого ребёнка в любой области. У тебя очень хорошо получается…….; Я знаю, ты выиграл на соревнованиях……Замечают все, что у тебя есть способности… и т. д. Этим самым мы получим возможность расширить его поле, чтобы этим самым расположить к себе ребёнка.

  2. Затем, необходимо поднять вопрос о проблемах.

-А у тебя есть какие-то проблемы? Предложить возможные проблемы. (если сказал «нет») (Я знаю, что у тебя есть трудности…Тебе что-то мешаетТебя кто-то обижает, огорчает.. Тебе кажется, что твои проблемы не решаются…). Далее, необходимо показать свою реакцию на его проблему. Утверждая при этом достоинства и выражая надежду, что и эта проблема будет решена. Я уверен, что ты с этим справишься.

  1. Затем, необходимо предложить ребёнку спектр возможных путей решения. Чем их больше, тем лучше:

- может тебе в этой проблеме сможет помочь мама;

- может тебе сможет помочь наши ребята или конкретно кто-то

- может тебе в этой проблеме сможет помочь директор школы

- может тебе в этой проблеме помогу я;

Необходимо, чтобы ребёнок сам выбрал, что ему надо.

5 . Принятие общего решения. Составление плана действий.

Нельзя предлагать: Давай я помогу! Не помогай без разрешения.

6. Определение срока следующей встречи.

Тебе хотелось бы обсудить со мною то, что получится?..Когда, ты думаешь, можно поговорить о результате твоих действий?..Нужен ли тебе разговор со мной?









Условия беседы.

  1. соблюдается обоюдная тайна. Давай не будем говорить о нашем разговоре. Не потому, что мы обсуждали что-то неприличное, а потому, что этот разговор – наше с тобой личное дело.

  2. педагог ищет способ реальной помощи (Скрыто от ребёнка)

  3. была проведена подготовка к беседе, получена дополнительная информация о ребёнке; проведены наблюдения за ребёнком и т д.

  4. продумали материально- предметное обустройство (где, никто не должен помешать).

В разговоре с ребёнком всегда помни: поддерживай с ребёнком постоянно серьёзные отношения; нельзя ребёнка ставить в унизительную позицию; нельзя давать ребёнку плохую установку; нужно быть терпимее, помнить, что перед тобой неопытный, но человек.

На индивидуальную беседу с педагогом должен быть приглашён по очереди каждый ученик. Беседа всегда предусматривает доброжелательность. Никаких «проработок», «нотаций», «выговоров».



















Тренинг в педагогическом обращении к ребёнку.

Найти этически и психологически оправданную форму обращения.



Вы объявляете о контрольной работе на уроке математики





Вы сообщаете тему классного часа





Вы приглашаете поработать у доски





Вы завершаете групповое занятие





Вы входите в класс и видите ученика: его рука забинтована





Вы прослеживаете меру готовности каждого ребёнка к уроку



Используемая литература:

  1. Н.Е.Щуркова «Профессиональное мастерство классного руководителя» - М.:Айрис-пресс, 2007.

  2. Н.Е.Щуркова «Система воспитания в школе и практическая работа педагога». – М.:АРКТИ,2007.

  3. «Классный руководитель» №1,2, 2010 г.



педсовет по Щурковой.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос