В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

"Ревнитель русского просвещения» Н.И. Новиков

"Ревнитель русского просвещения» Н.И. Новиков

Ирина Шаталова
Тип материала: Мероприятие
просмотров: 3193
Краткое описание
Н.И. Новиков-человек, столь много сделавший для развития русского книгоиздания и просвещения.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
КАМЕННЫЙ ФЛИГЕЛЬ.doc Скачать


КАМЕННЫЙ ФЛИГЕЛЬ


Уже упоминалось о том, что Новикову претило крепостничество. И, под конец жизни практически оторванный от активной общественной жизни, журналистской деятельности, Николай Иванович решает облегчить быт хотя бы крестьянам в своем селе, в Авдотьино. На его средства были выстроены каменные дома, добротные, очень качественные и небывалые по тем временам для крестьянского сословия, на несколько семей (сохранились 8 таких домов); он раздавал хлеб крестьянам во время голода, даже появилась специальная организация крестьянской взаимопомощи; для дворовых был сооружен отдельный дом. Новиков помогал также и крестьянам окрестных деревень.

Книгоиздательская деятельность Н.doc Скачать



Книгоиздательская деятельность Н. И. Новикова

В 1769 году стали выходить сатирические журналы, где осмеивались общественные пороки. Новиков воспользовался умственным оживлением общества и выступил на литературное поприще как редактор сатирического журнала «Трутень». Дело это было новое, трудное: недаром первые журналисты были просвещеннейшими людьми своего времени. Владея значительными средствами, Новиков стал издавать множество книг, в которых чувствовался большой недостаток. Он в этом случае имел в виду не личную выгоду, а пользу общественную: ему хотелось возбудить в обществе жажду знания. В книгах он [C. 16] видел могущественное средство к распространению в обществе полезных знаний.

И вот Новиков неустанно издает книги и журналы: всюду ищет молодых людей, способных к книжному делу. Знающим иностранные языки он заказывает переводы, печатает и стихи, и прозу писателей, только что выступивших на литературное поприще, бедным дает средства к образованию. Вскоре Новикову стали приписывать издание всякой книги и одобрение всякого таланта; это красноречивее всего объясняет, как сильно было его влияние на русское общество.

Писатель-сатирик, целью которого было осмеяние общественных пороков, мог найти в тогдашнем русском обществе богатый материал. Если в то время часто встречались люди, соблюдавшие устарелые обычаи, как бы неразумны они ни были, то также часто встречались и такие, которые доходили до смешного в своем увлечении всем иностранным, и в особенности французским. Отношения помещиков к крестьянам нередко отличались жестокостью и произволом. Против этих-то темных сторон русской жизни и направлены были все усилия сатирических журналов, между которыми особенно выдавались журналы Новикова: «Трутень», «Живописец» и «Кошелек». Деятельность Новикова не ограничивалась только этим: он принялся за обширный труд «Опыт исторического словаря о Российских писателях», а потом составил и издал еще более замечательную книгу: «Древнюю Российскую Вивлиофику, или собрание разных древних сочинений, в 10 частях». Екате-[C. 17]рина благосклонно смотрела на его труды и предоставила ему возможность пользоваться многими редкими рукописями.

В 1777 году Новиков приступил к изданию ежемесячника под заглавием «Утренний Свет», который издавался в пользу основанных в Петербурге двух первоначальных училищ для бедных сирот-детей. Издатели и сотрудники «Утреннего Света» всю плату за свой труд отдавали на содержание этих училищ; многочисленные и щедрые пожертвования частных лиц также служили здесь не малым подспорьем. Новиков дорожил каждой копейкой и печатал денежные отчеты и имена благотворителей в своем журнале. Все шло хорошо, и Новиков надеялся, что такие училища возникнут и в других городах. [C. 18] Взяв в аренду московскую университетскую типографию, Николай Иванович в какие-нибудь два года привел ее в такое цветущее состояние, что она могла стать наряду с первыми типографиями Европы. В Москве нашел он при недавно учрежденном университете достойных товарищей. Вскоре Новиков встретил человека, который приобрел сильное влияние и на него и на друзей его, дал их жизни новую пищу, оставив глубокий след в истории русского общества и просвещения. Оригинально было их первое знакомство: раз пришел к Новикову немчик, с которым, поговоря, он сделался на всю жизнь неразлучным другом. Немчик этот был никто другой, как Иван Григорьевич Шварц. Он тогда только что получил через Хераскова место профессора немецкого языка в университете и скоро сумел увлечь и привязать к себе своих слушателей. Шварц всецело посвятил себя науке, а Россию любил так, как дай Бог любить ее каждому русскому... Шварц родился в Трансильвании. Смолоду посвятил он себя ученой части. Успехи России на поприще политики и гражданственности обращали на себя при Екатерине внимание всей Европы. В ученом мире чувствовалась потребность ближе ознакомиться с этой малоизвестной, но уже могущественной и славной империей. Молва об издании «Вивлиофики» проникла за границу, и имя издателя ее Новикова дошло до Шварца. Иван Григорьевич приехал в Россию по приглашению князя [C. 24] Гагарина, который, путешествуя по чужим краям, как-то узнал Шварца и предложил ему занять место воспитателя при детях своего друга Рахманова, в Могилеве. Шварц согласился, а по смерти Рахманова, в 1779 году, переселился в Москву. Здесь он посвятил себя образованию юношества, успев уже основательно изучить русский язык. Иван Григорьевич не ограничивался одним чтением лекций, а вступал со студентами в беседы, давал им книги. Родители приходили благодарить его за заботы о детях, звали к себе, так что он вскоре стал близким и дорогим человеком во многих домах. Тогда-то Шварц принялся за осуществление своей мысли, так долго занимавшей его и Новикова, — составить «Дружеское Общество» для распространения истинного просвещения. В обширном кругу своих знакомых он неустанно говорил об этом. Его слушали с сочувствием и вниманием, которые наполняли его душу, как он сам выражался, «райскими ощущениями», но вместе с тем почти все сомневались в успехе дела. Однако энергия и настойчивость Шварца преодолели все препятствия. Первоначально «Дружеское Общество», основанное Шварцем и Новиковым, возникло скромно в небольшом кружке, затем благодаря крупным пожертвованиям оно приняло более обширные размеры и вскоре получило прочное основание и материальные средства. Целью этого «Общества» было: печатание учебных книг, раздача их по семинариям и воспитание 30 молодых людей в педагогической семинарии. Бедные и больные пользова-[C. 25]лись пособиями, ученики и студенты получали содержание. В 1785 году «Общество» на свой счет отправило в заграничное путешествие Петра Ивановича Страхова, который по возвращении в Москву занял профессорскую кафедру. «Дружеское Общество» хлопочет о привлечении в среду свою талантливых молодых людей, находит им работу — по большей части переводы иностранных полезных сочинений, — образует их и часто посылает за границу для образования. К числу таких молодых людей принадлежал и Карамзин, ученик и друг Новикова. Успехам Новикова и Шварца много способствовали их масонские связи: между масонами находилось много замечательных людей по уму, сердцу и образованию.

В то время, когда «Дружеское Общество» вступило в самую блистательную эпоху своего существования и открыло публичные собрания, правительство, заботясь о распространении образования, 15 января 1783 года издало знаменитый указ «о вольных типографиях». На основании этого акта всякому дано право заводить типографии. Это было отрадное явление, и «Общество» воспользовалось им. В его же распоряжении находилась университетская типография, которою управлял Новиков. Но это было предприятие коммерческое: типография производила часто работы, вовсе чуждые целям «Общества», единственно в видах дохода для уплаты аренды или по официальным требованиям. Притом же она могла перейти со временем в другие руки. Поэтому общество учредило две вольные типографии на имя своих членов Новикова и Лопухина. [C. 26]

Таким-то образом «Общество» положило основание великому предприятию, известному под именем «Типографской Компании», которая, кроме Новикова, состояла из четырнадцати членов — масонов. Первым делом «Компании» было заведение обширной типографии, в которой было двадцать станков. Она была вольною, но составляла собственность не частного лица, а целого товарищества пайщиков — это был пример небывалый в России. Душою предприятия был Новиков. Можно сказать, что ни до него, ни после него, ни один человек в России не находился во главе такого обширного дела. К концу деятельности Новикова книжное дело разрастается до того, что вместо двух книжных лавок, в Москве является их двадцать. Во всех губернских городах «Типографская Компания» устраивает книжные склады, даже в Глухове, Богородске и дальней Вологде. [C. 27]


РОЛЬ Н.doc Скачать

РОЛЬ Н.И. НОВИКОВА В РАЗВИТИИ РУССКОЙ КНИГИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА

 

"Ревнитель русского просвещения" - так называли Николая Ивановича Новикова (1744-1808) за его заслуги в развитии русской культуры.

За время своей издательской деятельности Н.И. Новиков выпустил около десяти с половиной сотен названий книг - это в полтора раза больше, чем выпущено за всю первую четверть XVIII века. Он популяризовал произведения отечественной словесности, печатал учебно-воспитательную литературу. Под его руководством была основана бесплатная библиотека, а в благотворительных целях он открыл больницу и аптеку.

Начал свою издательскую деятельность Новиков с выпуска сатирических и познавательных журналов. "Многие книгу взяв в руки уже зевают, а листочку навстречу с улыбкой бегут", - рассуждала Екатерина II, учреждая свой журнал "Всякая всячина". Понимал это и Новиков, основывая в 1769 г. журнал "Трутень".

Вскоре журнал прекратил существование на непродолжительное время, а летом 1770 г. был зарегистрирован под новым названием "Пустомеля". На его страницах острая сатира сменилась умеренной критикой, однако это не спасло положение, и "Пустомелю" постигла та же печальная участь - он был закрыт.

В 1772 г. Н.И. Новиков приступил к изданию еженедельного сатирического журнала "Живописец". Первые страницы издания были посвящены безобидному критическому разбору литературы, затем следовала обличительная статья о бедственном состоянии крепостных. Крестьянская тема заняла прочное место в "Живописце". Несмотря на умеренный тон публикаций, в 1773 г. журнал закрыли.

В 1774-1775 гг. Новиков издает журнал "Кошелек", в котором прославлялись добродетели россиян и высмеивалась галломания. Однако это не спасло журнал от преследований правительства, и на девятом листе Новиков вынужден был остановить издание. Последняя его попытка на журнально-издательском поприще была связана с выпуском "Живописца" (1775) - сборника лучших статей из "Трутня" и раннего издания "Живописца".

Расчет Новикова на то, что ему удастся собрать много подписчиков, не оправдался- слишком высока была цена. Не каждая читательница могла выкроить из бюджета пять рублей на подписку. Поэтому удалось собрать только 57 "пренумератов", среди которых преобладали очень богатые люди.

Журнал "Модное ежемесячное издание" вышел в четырех книгах. Как и многие другие издания Новикова, он не только не избавил его от убытков, но и вверг в новые долги. Дела издателя пошатнулись, а его издательство претерпевало большие трудности. В результате журнал вынужден был закрыться.

В дальнейшей издательской деятельности Н.И. Новиков опирался на материальную поддержку своих друзей - А.П. Сумарокова, М.М. Хераскова, П.К. Хлебникова, И.П. Елагина. В числе финансовых покровителей инкогнито выступал Павел I.

Н.И. Новиков разработал программу публикации памятников истории культуры и быта Древней Руси. Первым опытом была "Древняя российская идрография" (1773) - описание водных путей Московского государства, составленная русскими топографами в начале XVII века.

На опыте этого исторического труда Новиков убедился в необходимости государственной финансовой поддержки. Для публикации основного исторического произведения "Древняя российская вивлиофика" (1773-1775) Новиков получил от Кабинета императрицы 1000 рублей и 200 голландских червонцев, но этих средств оказалось недостаточно. Тогда Новиков нашел выход в том, что объявил предварительную подписку. Цена ее была слишком высока - равнялась стоимости хорошо обученного дворового человека. Поэтому изначально издание предназначалось для избранных.

Среди подписчиков встречаются наиболее именитые фамилии. Пример подала сама Екатерина, подписавшаяся одной из первых. На издание подписались ученые Г.Ф. Миллер, М.М. Щербатов, друзья Новикова - М.М. Херасков, А.Н. Радищев и др. Несмотря на их энергичную поддержку, "Вивлиофика" успеха не имела. По подписке была продана пятая часть тиража - 246 экз.

С 1774 г. число подписчиков резко сократилось и тираж уменьшился на 100 экз. Медленно шла и розничная продажа. В результате Новиков вынужден был признать, что "Вивлиофика" обречена "лежать мертвым капиталом в хранилищах почти вечною темницею для них назначенных".

Причиной создавшегося положения, по мнению ученых того времени, был низкий уровень научной подготовки исторических документов. Ставилось под сомнение качество археографических публикаций. Это удержало издателя от выполнения дальнейших замыслов по изданию древних памятников.

Наиболее плодотворный период в деятельности Н.И. Новикова был связан с типографией университета, которая накануне ее аренды Новиковым не приносила прибыли и существовала преимущественно за счет поступлений из государственной казны. Многие годы продавалась лишь десятая часть изданных книг, а газета "Московские ведомости" расходилась даже в меньшем количестве экземпляров, нежели некоторые книги (по 500-600 экз.).

Ознакомившись с состоянием дел, Новиков подписал контракт о ее аренде сроком на десять лет (1779-1789). В его ведение перешла и университетская книжная лавка. Объединив в одних руках производство и сбыт книг, Новиков создал издательско-книготорговую фирму, способную осуществлять его давние просветительские замыслы.

Помимо хозяйственной самостоятельности, он получил право определять издательский репертуар. Основной статьей дохода было печатание платных частных объявлений в газете "Московские ведомости". Заменив устаревшее типографское оборудование и внедрив принцип материальной заинтересованности служащих, к концу срока аренды Новиков выполнил обязательство "привести типографию в наилучшее состояние".

В период 1781-1785 гг. было выпущено 125 названий книг разнообразной тематики. Помимо обязательных бесплатных речей профессоров и хвалебных од, Новиков издавал на собственные средства учебники и научные труды, литературные и переводческие опыты преподавателей и студентов.

В издательском репертуаре университетской типографии того периода первое место занимала беллетристика (50 процентов), далее следовали богословские и масонские сочинения (20 процентов), затем историческая и справочная литература.

12 сентября 1784 г. при деятельном участии "Дружеского ученого общества" была создана "Типографическая компания", получившая согласно указу о вольном книгопечатании экономическую и политическую самостоятельность. Предприятие было основано на паевых началах. Каждый из десяти его членов внес сумму от трех до десяти тысяч рублей. Управление "Компанией" было возложено на комиссию из семи человек.

На собранные средства была оборудована новая типография. Она была оснащена 19 печатными станками и несколькими видами русских и иностранных шрифтов. Помимо этого, "Компания" имела движимое и недвижимое имущество, в том числе библиотеку. В ней насчитывалось 8500 томов на русском, латинском, греческом, немецком, английском, французском и других иностранных языках. В предприятие входили книжные склады, где хранились новиковские издания на сумму 150 тысяч рублей.

Прибыль "Компании" неуклонно возрастала, а в отдельные годы достигала 80 тысяч рублей, что позволяло своевременно рассчитываться по кредитам, а часть доходов пускать на расширение дела. Мощность "Типографической компании" значительно возросла после слияния в 1796 г. нескольких типографий.

Предприятие Н.И. Новикова успешно конкурировало с крупнейшими российскими типографиями и активно влияло на формирование национального книжного репертуара. За 13 лет (1779-1792) в пяти типографиях Новикова были напечатаны сотни названий книг и журналов, что составляло треть печатной продукции страны. Им было выпущено более трехсот произведений русских авторов. Сорок книг для юношества на целое столетие составили золотой фонд детской литературы. Этот период по праву считается периодом новиковской монополии в русском книжном деле.

Несмотря на успехи, незадолго до появления указа о запрещении вольных типографий, его деятельность подверглась преследованиям со стороны властей.

По истечении срока контракта с университетской типографией новому ее арендатору А.А. Светушкину под страхом "пени" в 10000 рублей запрещалось принимать Новикова и его компаньонов в дело.

Императрица приказала произвести обыск и закрыть его книжную лавку. В итоге было конфисковано триста названий книг, а лавка была передана в руки купцов Н.Н. Кольчугина и И.И. Переплетчикова.

Человек, столь много сделавший для развития русского книгоиздания и просвещения, был объявлен государственным преступником только на том основании, что его идейные взгляды расходились со взглядами господствующей власти.

Новиков был заточен в Шлиссельбургскую крепость, где провел четыре года - с 1792 по 1796. Последние годы Николая Ивановича проходили в родовом имении, где его, старого и больного, навещали только родственники и друзья.

Подведя итог, отметим, что в целом характерной особенностью рассматриваемого периода становится мода на образованность в среде русского дворянства. Книгоиздание ориентируется на его потребности. Книги для вельмож, составляющих родовые библиотеки, издаются роскошно. Увеличивается выпуск научных изданий. Начинается публикация летописей и исторических документов. Имеют успех произведения русских писателей, драматургов, поэтов. Начинают издаваться романы, за последние сорок лет XVIII века их было выпущено 800 названий.

Для второй половины столетия характерен возросший интерес к произведениям писателей-моралистов, философов, к практическим и нравоучительным сочинениям М. Монтеня, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Фенелона. Книги имели назидательные заголовки- "молодому человеку, отправляющемуся в университет", "вступающему в свет". Полезные и нравоучительные наставления помещались в заглавиях книг "для воспитания", "для образования", "к укрощению наших страстей".

Основная масса книг переводилась с французского, греческого, польского языков. Переводчики дополняли текст собственными примечаниями и посвящениями. В книгах, изданных в это время, все чаще появляются и пропагандистские идеи, навеянные Французской революцией. В моду вошли произведения французских просветителей Дидро, Вольтера, Монтескье.

Руководствуясь просветительскими идеями, авторы и переводчики все чаще практикуют издание книг "собственным иждивением". Так, в пользу благородному юношеству и отечеству издавал свои труды переводчик Е.С. Харламов (1734-1785).

Многие книги выдерживали несколько изданий. Перевод книги Фенелона "Странствования Телемака" в течение XVIII века был издан восемь раз. Десять раз переиздавался перевод книги "Китайский мудрец" (впервые в 1777 г.).

В издательскую практику входит выпуск журналов и альманахов, пользовавшихся наряду с календарями популярностью среди читающей публики. В основном это были журналы сатирического направления: "И то и сио" (1769, ред. М.Д. Чулков), "Адская почта" (1769, изд. Ф.А. Эмин). Предпринял издание журнала "Почта духов" (1789-1790) баснописец И.А. Крылов. Практически в это же время появились "провинциальные журналы", например, "Уединенный пошехонец" (Ярославль, 1786).

Переводные и оригинальные труды издавались в виде хорошо оформленных, снабженных гравированными иллюстрациями и комментариями книг. Небольшие тиражи и достаточно высокая цена делали их малодоступными для основной массы населения. Эти книги "изготовлялись на вершинах дворянской культуры и рассчитывались на распространение в среде образованной дворянской молодежи".

Параллельно с этим развивалась массовая народная книга, бытовавшая в рукописной традиции и гравированных изданиях - календарях, синодиках, исторических повестях, географических описаниях, сказках. Она создавалась не только в государственных мастерских. Чаще всего это были полукустарные издания, доступные по характеру изложения текста. В оформлении этих книг большую роль играла картинка-изображение. Цена этих книжек была доступна многим слоям населения.

К концу XVIII века развивается целая индустрия производства книг, отвечавших народному вкусу. Они выпускались непрерывно тысячными тиражами, активно распространялись не только в городской, но и в крестьянской среде. Эти книжки читались, по ним учились, а чаще всего их просто рассматривали практически до полного физического исчезновения. Взамен на рынке появлялись новые перегравировки с повторяющимися сюжетами. Несмотря на однообразие, эти книги всегда оказывались востребованными.

Таким образом, книгоиздание шло по двум, как бы самостоятельно существовавшим направлениям. Каждое из них обслуживало интересы определенных слоев населения. При всем многообразии книгоиздательского процесса второй половины XVIII века русское общество получило книгу, которая по праву считается книгой эпохи Просвещения.

Новиков.zip Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос