Урок "Индукция магнитного поля. Магнитный поток"
- создать условия для развития памяти, логического мышления;
- создать условия для воспитания в учениках средствами урока уверенности в своих силах;
- создать условия для развитие умений использовать научные методы познаний.
- ввести понятие индукции магнитного поля;
- ввести определение магнитного потока.
Кошикова Виктория Александровна
Белгородская область г. Белгород
МБОУ СОШ №47
Физика
Перышкин А.В. Физика. 8 класс. - М.: Дрофа, 2009.
Тема: Индукция магнитного поля. Магнитный поток
9 класс
Продолжительность урока – 45 мин;
Использование информационных технологий – проектор.
Индукция магнитного поля. Магнитный поток
Цели урока:
- организовать деятельность по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности;
- создать условия для развития памяти, логического мышления;
- создать условия для воспитания в учениках средствами урока уверенности в своих силах;
- создать условия для развитие умений использовать научные методы познаний.
Задачи урока:
- ввести понятие индукции магнитного поля;
- ввести определение магнитного потока.
Ход урока
1. Организационный этап
2. Проверка домашнего задания
-
Проверка выполнения упражнения № 36
-
Ответы на вопросы (Слайд 2-5)
-
На каком рисунке направление электрического тока в проводнике показано правильно?
-
На каком рисунке представлено однородное магнитное поле?
-
На каком рисунке правильно показано направление силы?
-
На каком рисунке правильно указаны полюсы магнита?
3. Актуализация субъектного опыта учащихся
Фронтальный опрос (Слайд 6)
-
Как графически изображается магнитное поле?
-
Что называется линиями магнитной индукции?
-
В чем отличие однородного магнитного поля и неоднородного?
-
Как обнаруживается существование магнитного поля?
-
Как определить направление силы, с которой магнитное поле действует на проводник с током?
-
Сформулируйте правило левой руки.
4. Этап изучения новых знаний и способов деятельности
Некоторые магниты создают в пространстве более сильные поля, чем другие (Слайд 7).
-
Магнитное поле характеризуется векторной физической величиной, которая обозначается В.
В- индукция магнитного поля (магнитная индукция).
Рассмотрим опыт, представленный на рисунке (Слайд 8)
Модуль этой силы, действующей на проводник с током зависит от: (Слайд 9):
- самого магнитного поля
- длины проводника
- силы тока
В = F/Il [В] = [Тл]
Эта величина принимается за модуль вектора магнитной индукции. В зависит только от поля и может служить его количественной характеристикой.
Введя такую физическую величину, как магнитная индукция можно дать более точное определение линий магнитного поля.
Линии магнитной индукции – это линии, касательные к которым в каждой точке поля совпадают с направлением вектора магнитной индукции (Слайд 10).
Магнитное поле называется однородным, если во всех его точках магнитная индукция В одинакова. В противном случае поле называется неоднородным (Слайд 11).
2. Величина, характеризующая магнитное поле – магнитный поток или поток вектора магнитной индукции Ф.
-
При увеличении вектора магнитной индукции в n раз, магнитный поток тоже увеличивается в n раз.
-
При увеличении контура в n раз, магнитный поток тоже увеличивается в n раз.
-
При ориентации контура перпендикулярно линиям магнитной индукции, магнитный поток – максимальный, при ориентации контура параллельно линиям магнитной индукции, то магнитный поток равен нулю
(Слайд 12-14).
Магнитный поток - Ф = BScosα, [Ф] = [Вб] (Слайд 15)
Т.о. магнитный поток, пронизывающий площадь контура, меняется при изменении модуля вектора магнитной индукции, площади контура и при вращении контура, т.е. при изменении его ориентации по отношению к линиям индукции магнитного поля.
5. Этап первичной проверки понимания изученного
Вопросы:
1. По какой формуле рассчитывается магнитный поток?
2. Когда магнитный поток, пронизывающий замкнутый контур, максимален? минимален? (Слайд 16).
6. Этап закрепления изученного
Задачи:
1. Вода в ручейке и в реке течет с одинаковой скоростью. В каком случае больше поток воды через решето, поставленное перпендикулярно течению?
2. Какова индукция магнитного поля, в котором на проводник 2 м действует сила 0,4 Н? Сила тока в проводнике 10 А.
3. Плоский контур площадью 20 см2 находится в однородном магнитном поле с индукцией 0,5Тл. Определите магнитный поток, пронизывающий контур, если нормаль к контуру составляет угол 60°С вектором индукции магнитного поля (Слайд 17).
7. Итоги, домашнее задание п.46, 47,
упр. 37, 38 (Слайд 18)
8. Рефлексия
Используемая литература
1. Перышкин А.В. Физика. 8 класс. - М.: Дрофа, 2009.
2. Громов С.В., Родина Н.А. Физика. 9 класс – М.: Просвещение, 2002.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»