Элективный курс "Музейное дело"
«Средняя общеобразовательная школа №1»
г. Воткинска Удмуртской Республики
Принято на заседании ШМО
МОУ СОШ №1. Протокол № ___
От __________ 2011 года
Председатель МО ________________
________________________________
Принято на заседании НМС
МОУ СОШ №1.
Протокол № ___ от ______ 2011 года
Председатель НМС _______________
_________________________________
ПРОГРАММА
элективного курса
МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО
для учащихся 9 класса
СОСТАВИТЕЛЬ: СИТНИКОВА
Ольга Владимировна.
2011-2012 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс «МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО» предназначен для реализации профильной подготовки учащихся 9-х классов. Содержание материала программы соответствует целям профильного обучения и обладает новизной для учащихся.
Курс относится к межпредметным (ориентационные) видам элективных курсов. Призван на практике познакомить девятиклассников с музейной деятельностью и спецификой работы музейного сотрудника. Способствует самоопределению, саморазвитию учащихся.
Деятельность школьной музейной комнаты МБОУ СОШ №1 является ведущей формой работы по гражданско – патриотическому и общекультурному воспитанию. В ней учащиеся школы занимаются собиранием, хранением и демонстрацией памятников – исторических источников, предметов представляющих познавательный научный интерес. Музейная деятельность способствует развитию творческой самостоятельности учеников и критического подхода в освоении исторического прошлого нашей Родины. Процесс сбора, исследования, обработки материалов для музейной комнаты служит целям формирования научного мировоззрения, основ исследовательской деятельности, развивает системность мышления. Оформление материалов в экспозиции отвечает целям эстетического воспитания, формирования художественного вкуса, оформительских умений. Пропаганда материалов музейной комнаты способствует развитию коммуникативных качеств личности, умения структурировать знания и его изложения.
Цель: создание условий для саморазвития личности, на основе актуализации, созидании и пропаганде традиций школы среди учащихся.
Задачи:
· развитие патриотического сознания, чувства любви к Родине, ощущения генетической связи с предшествующими поколениями защитников и созидателей Отечества;
· формирование гражданственности. Чувства гордости за свою страну, стремление внести свой вклад в её развитие и процветание;
· формирование общекультурного кругозора учащихся, углубление представлений об исторических событиях, быте, культуре и хозяйственной деятельности народа.
· воспитание на примерах жизни и деятельности выдающихся людей, имеющих отношение к нашей школе, городу, республике, стране;
· приобщать к творческой, исследовательской и проектной деятельности;
· развивать наблюдательность, мышление, научную любознательность, устную речь;
Предполагаемые результаты:
1. Удовлетворение познавательных интересов учащихся;
2. Повышение самооценки учащихся, через развитие коммуникативных качеств, расширения кругозора;
3. Повышение уровня гражданского самосознания и воспитанности;
4. Самостоятельная или групповая работа над проектом, представление результатов.
5. Изучение вещественных источников основного фонда музейной комнаты;
6. Подготовку и проведение учащимися тематических классных часов, экскурсий в школьной музейной комнате;
7. Составление передвижной временной экспозиции;
Категория учащихся:
Элективный курс «МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО» предназначен для обучающихся в основной школе учащихся 9 класса, интересующихся историей своей страны, Удмуртской Республики и родного города Воткинска и школы №1. Включенный в программу материал позволяет привлечь учащихся различных категорий, в том числе и слабоуспевающих по основным предметам школьной программы и детей с девиантным поведением.
Формы занятий, используемые на занятиях:
1. Лекционно – семинарские занятия
2. Лабораторные занятия
3. Практические занятия (защита проекта)
Методы, используемые на занятиях:
· исследовательские и проектные методы
· игровые
· моделирования исторических событий
Занятия большей частью будут практического характера помогающие учащимся, вести исследовательско-проектную деятельность по выбранной краеведческой теме.
Работа строится по плану:
1. Выбор темы для самостоятельной исследовательской работы;
2. Знакомство с литературой по истории родного края
3. Изучение правил работы в библиотеке, знакомство с картотечной системой;
4. Основные правила оформления реферата, исследовательской работы;
5. Составление плана по сбору материала;
6. Организация встреч с людьми, которые могут оказать помощь в реализации проекта, работа в архивах школы (города);
7. Оформление работы
8. Создание и оформление на основе исследовательской работы или реферата защитного проекта (книжка-раскладушка, стенгазета, презентация, фильм и т.д.)
9. Защита – выступление
Подготовка экскурсий включает следующие этапы:
1. Формулировка темы и определение цели.
2. Составление библиографии
3. Изучение литературных источников, экспозиций, экспонатов.
4. Отбор объектов экскурсионного показа и составление экскурсионного маршрута
5. Работа над содержанием маршрута:
· вступление
· основная часть
· логические переходы
· выводы
6. Работа над методикой ведения экскурсии
7. Сдача экскурсии совету группы
8. Проведение экскурсии для младших классов
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ |
РАЗДЕЛЫ |
Всего часов |
Лекции |
Семи-нары |
Практ. |
1 |
Основы музейного дела. |
4 |
4 |
||
2 |
Разработка собственного проекта |
2 |
2 |
||
3 |
Защита проекта |
2 |
2 |
||
ИТОГО: |
8 |
4 |
4 |
Учебно-тематический план
№ |
Название раздела и темы |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
||
лекции |
Семин-ары |
Практи-кум |
||||
1 |
Основы музейного дела |
4 |
4 |
|||
1.1 |
Вводный. Инструктаж безопасной работы в школьной музейной комнате. Знакомство с экспозицией. Постановка задач и определение целей работы. |
1 |
||||
1.2 |
Методика сбора исторических источников. Учет и хранение фондов. Особенности хранения экспонатов (фото, письменных, металлических, текстильных) |
1 |
||||
1.3 |
Экспозиционная работа. Основные принципы построения экспозиций. Отбор материала. Размещение. |
1 |
||||
1.4 |
Просветительская деятельность. Лектор. Лекция. Речь лектора, дикция, слова-паразиты, интонация. |
|||||
2 |
Разработка собственного проекта |
2 |
2 |
|||
2.1 |
Выбор темы и прогнозирование конечного результата индивидуальной или групповой работы. Определение задач. Составление плана – алгоритма работы. |
1 |
||||
2.2 |
Работа над проектом. Изучение источников (литературных, вещественных), подбор |
1 |
||||
3 |
Защита проекта. |
2 |
2 |
|||
На выбор учащегося: Проведение классного часа Проведение экскурсии Оформление стенгазеты Защита презентации или фильма |
2 |
|||||
ИТОГО: |
8 |
4 |
4 |
Литература.
1. Фоломеев Б.А. Учет и хранение фондов школьных музеев. – М.: 1976
2. Экспозиция школьного музея (Методические рекомендации). – М.:1986
3. Музей и школа (пособие для учителей). – М.: 1985
4. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. Методическое пособие. – М.: Глобус, 2007
5. В помощь школьному музею. Составитель Перевертайло Н.М. зав Мет Отделом Национального музея Удмуртской Республики. – Ижевск.: 2000
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
г. Воткинска Удмуртской Республики
Принято на заседании ШМО
МОУ СОШ №1. Протокол № ___
От __________ 2011 года
Председатель МО ________________
________________________________
Принято на заседании НМС
МОУ СОШ №1.
Протокол № ___ от ______ 2011 года
Председатель НМС _______________
_________________________________
Утверждено приказом № ___ от ______ 2011 года
Директор школы _________ __Глазырина И.Ю.
ПРОГРАММА
элективного курса
МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО
для учащихся 9 класса
СОСТАВИТЕЛЬ: СИТНИКОВА
Ольга Владимировна.
2011-2012 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс «МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО» предназначен для реализации профильной подготовки учащихся 9-х классов. Содержание материала программы соответствует целям профильного обучения и обладает новизной для учащихся.
Курс относится к межпредметным (ориентационные) видам элективных курсов. Призван на практике познакомить девятиклассников с музейной деятельностью и спецификой работы музейного сотрудника. Способствует самоопределению, саморазвитию учащихся.
Деятельность школьной музейной комнаты МБОУ СОШ №1 является ведущей формой работы по гражданско – патриотическому и общекультурному воспитанию. В ней учащиеся школы занимаются собиранием, хранением и демонстрацией памятников – исторических источников, предметов представляющих познавательный научный интерес. Музейная деятельность способствует развитию творческой самостоятельности учеников и критического подхода в освоении исторического прошлого нашей Родины. Процесс сбора, исследования, обработки материалов для музейной комнаты служит целям формирования научного мировоззрения, основ исследовательской деятельности, развивает системность мышления. Оформление материалов в экспозиции отвечает целям эстетического воспитания, формирования художественного вкуса, оформительских умений. Пропаганда материалов музейной комнаты способствует развитию коммуникативных качеств личности, умения структурировать знания и его изложения.
Цель: создание условий для саморазвития личности, на основе актуализации, созидании и пропаганде традиций школы среди учащихся.
Задачи:
-
развитие патриотического сознания, чувства любви к Родине, ощущения генетической связи с предшествующими поколениями защитников и созидателей Отечества;
-
формирование гражданственности. Чувства гордости за свою страну, стремление внести свой вклад в её развитие и процветание;
-
формирование общекультурного кругозора учащихся, углубление представлений об исторических событиях, быте, культуре и хозяйственной деятельности народа.
-
воспитание на примерах жизни и деятельности выдающихся людей, имеющих отношение к нашей школе, городу, республике, стране;
-
приобщать к творческой, исследовательской и проектной деятельности;
-
развивать наблюдательность, мышление, научную любознательность, устную речь;
Предполагаемые результаты:
-
Удовлетворение познавательных интересов учащихся;
-
Повышение самооценки учащихся, через развитие коммуникативных качеств, расширения кругозора;
-
Повышение уровня гражданского самосознания и воспитанности;
-
Самостоятельная или групповая работа над проектом, представление результатов.
-
Изучение вещественных источников основного фонда музейной комнаты;
-
Подготовку и проведение учащимися тематических классных часов, экскурсий в школьной музейной комнате;
-
Составление передвижной временной экспозиции;
Категория учащихся:
Элективный курс «МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО» предназначен для обучающихся в основной школе учащихся 9 класса, интересующихся историей своей страны, Удмуртской Республики и родного города Воткинска и школы №1. Включенный в программу материал позволяет привлечь учащихся различных категорий, в том числе и слабоуспевающих по основным предметам школьной программы и детей с девиантным поведением.
Формы занятий, используемые на занятиях:
-
Лекционно – семинарские занятия
-
Лабораторные занятия
-
Практические занятия (защита проекта)
Методы, используемые на занятиях:
-
исследовательские и проектные методы
-
игровые
-
моделирования исторических событий
Занятия большей частью будут практического характера помогающие учащимся, вести исследовательско-проектную деятельность по выбранной краеведческой теме.
Работа строится по плану:
-
Выбор темы для самостоятельной исследовательской работы;
-
Знакомство с литературой по истории родного края
-
Изучение правил работы в библиотеке, знакомство с картотечной системой;
-
Основные правила оформления реферата, исследовательской работы;
-
Составление плана по сбору материала;
-
Организация встреч с людьми, которые могут оказать помощь в реализации проекта, работа в архивах школы (города);
-
Оформление работы
-
Создание и оформление на основе исследовательской работы или реферата защитного проекта (книжка-раскладушка, стенгазета, презентация, фильм и т.д.)
-
Защита – выступление
Подготовка экскурсий включает следующие этапы:
-
Формулировка темы и определение цели.
-
Составление библиографии
-
Изучение литературных источников, экспозиций, экспонатов.
-
Отбор объектов экскурсионного показа и составление экскурсионного маршрута
-
Работа над содержанием маршрута:
-
вступление
-
основная часть
-
логические переходы
-
выводы
-
Работа над методикой ведения экскурсии
-
Сдача экскурсии совету группы
-
Проведение экскурсии для младших классов
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ |
РАЗДЕЛЫ |
Всего часов |
Лекции |
Семи-нары |
Практ. |
1 |
Основы музейного дела. |
4 |
4 |
|
|
2 |
Разработка собственного проекта |
2 |
|
|
2 |
3 |
Защита проекта |
2 |
|
|
2 |
|
ИТОГО: |
8 |
4 |
|
4 |
Учебно-тематический план
№ |
Название раздела и темы |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
||
лекции |
Семин-ары |
Практи-кум |
||||
1 |
Основы музейного дела |
4 |
4 |
|
|
|
1.1 |
Вводный. Инструктаж безопасной работы в школьной музейной комнате. Знакомство с экспозицией. Постановка задач и определение целей работы. |
|
1 |
|
|
|
1.2 |
Методика сбора исторических источников. Учет и хранение фондов. Особенности хранения экспонатов (фото, письменных, металлических, текстильных) |
|
1 |
|
|
|
1.3 |
Экспозиционная работа. Основные принципы построения экспозиций. Отбор материала. Размещение. |
|
1 |
|
|
|
1.4 |
Просветительская деятельность. Лектор. Лекция. Речь лектора, дикция, слова-паразиты, интонация. |
|
|
|
|
|
2 |
Разработка собственного проекта |
2 |
|
|
2 |
|
2.1 |
Выбор темы и прогнозирование конечного результата индивидуальной или групповой работы. Определение задач. Составление плана – алгоритма работы. |
|
|
|
1 |
|
2.2 |
Работа над проектом. Изучение источников (литературных, вещественных), подбор |
|
|
|
1 |
|
3 |
Защита проекта. |
2 |
|
|
2 |
|
|
На выбор учащегося: Проведение классного часа Проведение экскурсии Оформление стенгазеты Защита презентации или фильма |
|
|
|
2 |
|
|
ИТОГО: |
8 |
4 |
|
4 |
|
Литература.
-
Фоломеев Б.А. Учет и хранение фондов школьных музеев. – М.: 1976
-
Экспозиция школьного музея (Методические рекомендации). – М.:1986
-
Музей и школа (пособие для учителей). – М.: 1985
-
Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. Методическое пособие. – М.: Глобус, 2007
-
В помощь школьному музею. Составитель Перевертайло Н.М. зав Мет Отделом Национального музея Удмуртской Республики. – Ижевск.: 2000
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре