В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Элективный курс "Музейное дело"

Элективный курс "Музейное дело"

Ольга Ситникова
Тип материала: Программа
просмотров: 5034
Краткое описание
Цель: создание условий для саморазвития личности, на основе актуализации, созидании и пропаганде традиций школы среди учащихся.
Описание
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
г. Воткинска Удмуртской Республики

Принято на заседании ШМО

МОУ СОШ №1. Протокол № ___

От __________ 2011 года

Председатель МО ________________

________________________________

Принято на заседании НМС

МОУ СОШ №1.

Протокол № ___ от ______ 2011 года

Председатель НМС _______________

_________________________________

ПРОГРАММА
элективного курса
МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО
для учащихся 9 класса

СОСТАВИТЕЛЬ: СИТНИКОВА
Ольга Владимировна.

2011-2012 год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс «МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО» предназначен для реализации профильной подготовки учащихся 9-х классов. Содержание материала программы соответствует целям профильного обучения и обладает новизной для учащихся.
Курс относится к межпредметным (ориентационные) видам элективных курсов. Призван на практике познакомить девятиклассников с музейной деятельностью и спецификой работы музейного сотрудника. Способствует самоопределению, саморазвитию учащихся.
Деятельность школьной музейной комнаты МБОУ СОШ №1 является ведущей формой работы по гражданско – патриотическому и общекультурному воспитанию. В ней учащиеся школы занимаются собиранием, хранением и демонстрацией памятников – исторических источников, предметов представляющих познавательный научный интерес. Музейная деятельность способствует развитию творческой самостоятельности учеников и критического подхода в освоении исторического прошлого нашей Родины. Процесс сбора, исследования, обработки материалов для музейной комнаты служит целям формирования научного мировоззрения, основ исследовательской деятельности, развивает системность мышления. Оформление материалов в экспозиции отвечает целям эстетического воспитания, формирования художественного вкуса, оформительских умений. Пропаганда материалов музейной комнаты способствует развитию коммуникативных качеств личности, умения структурировать знания и его изложения.
Цель: создание условий для саморазвития личности, на основе актуализации, созидании и пропаганде традиций школы среди учащихся.
Задачи:
· развитие патриотического сознания, чувства любви к Родине, ощущения генетической связи с предшествующими поколениями защитников и созидателей Отечества;
· формирование гражданственности. Чувства гордости за свою страну, стремление внести свой вклад в её развитие и процветание;
· формирование общекультурного кругозора учащихся, углубление представлений об исторических событиях, быте, культуре и хозяйственной деятельности народа.
· воспитание на примерах жизни и деятельности выдающихся людей, имеющих отношение к нашей школе, городу, республике, стране;
· приобщать к творческой, исследовательской и проектной деятельности;
· развивать наблюдательность, мышление, научную любознательность, устную речь;

Предполагаемые результаты:
1. Удовлетворение познавательных интересов учащихся;
2. Повышение самооценки учащихся, через развитие коммуникативных качеств, расширения кругозора;
3. Повышение уровня гражданского самосознания и воспитанности;
4. Самостоятельная или групповая работа над проектом, представление результатов.
5. Изучение вещественных источников основного фонда музейной комнаты;
6. Подготовку и проведение учащимися тематических классных часов, экскурсий в школьной музейной комнате;
7. Составление передвижной временной экспозиции;

Категория учащихся:
Элективный курс «МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО» предназначен для обучающихся в основной школе учащихся 9 класса, интересующихся историей своей страны, Удмуртской Республики и родного города Воткинска и школы №1. Включенный в программу материал позволяет привлечь учащихся различных категорий, в том числе и слабоуспевающих по основным предметам школьной программы и детей с девиантным поведением.

Формы занятий, используемые на занятиях:
1. Лекционно – семинарские занятия
2. Лабораторные занятия
3. Практические занятия (защита проекта)

Методы, используемые на занятиях:
· исследовательские и проектные методы
· игровые
· моделирования исторических событий

Занятия большей частью будут практического характера помогающие учащимся, вести исследовательско-проектную деятельность по выбранной краеведческой теме.
Работа строится по плану:
1. Выбор темы для самостоятельной исследовательской работы;
2. Знакомство с литературой по истории родного края
3. Изучение правил работы в библиотеке, знакомство с картотечной системой;
4. Основные правила оформления реферата, исследовательской работы;
5. Составление плана по сбору материала;
6. Организация встреч с людьми, которые могут оказать помощь в реализации проекта, работа в архивах школы (города);
7. Оформление работы
8. Создание и оформление на основе исследовательской работы или реферата защитного проекта (книжка-раскладушка, стенгазета, презентация, фильм и т.д.)
9. Защита – выступление

Подготовка экскурсий включает следующие этапы:
1. Формулировка темы и определение цели.
2. Составление библиографии
3. Изучение литературных источников, экспозиций, экспонатов.
4. Отбор объектов экскурсионного показа и составление экскурсионного маршрута
5. Работа над содержанием маршрута:
· вступление
· основная часть
· логические переходы
· выводы
6. Работа над методикой ведения экскурсии
7. Сдача экскурсии совету группы
8. Проведение экскурсии для младших классов

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

РАЗДЕЛЫ
Всего
часов
Лекции

Семи-нары
Практ.
1
Основы музейного дела.
4
4


2
Разработка собственного проекта
2


2
3
Защита проекта
2


2

ИТОГО:
8
4

4


Учебно-тематический план


Название раздела и темы
Всего часов
В том числе
Форма контроля
лекции
Семин-ары
Практи-кум
1
Основы музейного дела
4
4



1.1
Вводный. Инструктаж безопасной работы в школьной музейной комнате. Знакомство с экспозицией. Постановка задач и определение целей работы.


1



1.2
Методика сбора исторических источников. Учет и хранение фондов. Особенности хранения экспонатов (фото, письменных, металлических, текстильных)


1



1.3
Экспозиционная работа. Основные принципы построения экспозиций. Отбор материала. Размещение.


1



1.4
Просветительская деятельность. Лектор. Лекция. Речь лектора, дикция, слова-паразиты, интонация.






2
Разработка собственного проекта

2


2

2.1
Выбор темы и прогнозирование конечного результата индивидуальной или групповой работы. Определение задач. Составление плана – алгоритма работы.




1

2.2
Работа над проектом.

Изучение источников (литературных, вещественных), подбор




1

3
Защита проекта.

2


2


На выбор учащегося:

Проведение классного часа

Проведение экскурсии

Оформление стенгазеты

Защита презентации или фильма




2


ИТОГО:
8
4

4



Литература.
1. Фоломеев Б.А. Учет и хранение фондов школьных музеев. – М.: 1976
2. Экспозиция школьного музея (Методические рекомендации). – М.:1986
3. Музей и школа (пособие для учителей). – М.: 1985
4. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. Методическое пособие. – М.: Глобус, 2007
5. В помощь школьному музею. Составитель Перевертайло Н.М. зав Мет Отделом Национального музея Удмуртской Республики. – Ижевск.: 2000

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
музейное дело.docx Скачать

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

г. Воткинска Удмуртской Республики



Принято на заседании ШМО

МОУ СОШ №1. Протокол № ___

От __________ 2011 года

Председатель МО ________________

________________________________



Принято на заседании НМС

МОУ СОШ №1.

Протокол № ___ от ______ 2011 года

Председатель НМС _______________

_________________________________


Утверждено приказом № ___ от ______ 2011 года

Директор школы _________ __Глазырина И.Ю.




ПРОГРАММА

элективного курса

МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО

для учащихся 9 класса




СОСТАВИТЕЛЬ: СИТНИКОВА

Ольга Владимировна.






2011-2012 год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Элективный курс «МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО» предназначен для реализации профильной подготовки учащихся 9-х классов. Содержание материала программы соответствует целям профильного обучения и обладает новизной для учащихся.

Курс относится к межпредметным (ориентационные) видам элективных курсов. Призван на практике познакомить девятиклассников с музейной деятельностью и спецификой работы музейного сотрудника. Способствует самоопределению, саморазвитию учащихся.

Деятельность школьной музейной комнаты МБОУ СОШ №1 является ведущей формой работы по гражданско – патриотическому и общекультурному воспитанию. В ней учащиеся школы занимаются собиранием, хранением и демонстрацией памятников – исторических источников, предметов представляющих познавательный научный интерес. Музейная деятельность способствует развитию творческой самостоятельности учеников и критического подхода в освоении исторического прошлого нашей Родины. Процесс сбора, исследования, обработки материалов для музейной комнаты служит целям формирования научного мировоззрения, основ исследовательской деятельности, развивает системность мышления. Оформление материалов в экспозиции отвечает целям эстетического воспитания, формирования художественного вкуса, оформительских умений. Пропаганда материалов музейной комнаты способствует развитию коммуникативных качеств личности, умения структурировать знания и его изложения.

Цель: создание условий для саморазвития личности, на основе актуализации, созидании и пропаганде традиций школы среди учащихся.

Задачи:

  • развитие патриотического сознания, чувства любви к Родине, ощущения генетической связи с предшествующими поколениями защитников и созидателей Отечества;

  • формирование гражданственности. Чувства гордости за свою страну, стремление внести свой вклад в её развитие и процветание;

  • формирование общекультурного кругозора учащихся, углубление представлений об исторических событиях, быте, культуре и хозяйственной деятельности народа.

  • воспитание на примерах жизни и деятельности выдающихся людей, имеющих отношение к нашей школе, городу, республике, стране;

  • приобщать к творческой, исследовательской и проектной деятельности;

  • развивать наблюдательность, мышление, научную любознательность, устную речь;


Предполагаемые результаты:

  1. Удовлетворение познавательных интересов учащихся;

  2. Повышение самооценки учащихся, через развитие коммуникативных качеств, расширения кругозора;

  3. Повышение уровня гражданского самосознания и воспитанности;

  4. Самостоятельная или групповая работа над проектом, представление результатов.

  5. Изучение вещественных источников основного фонда музейной комнаты;

  6. Подготовку и проведение учащимися тематических классных часов, экскурсий в школьной музейной комнате;

  7. Составление передвижной временной экспозиции;


Категория учащихся:

Элективный курс «МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО» предназначен для обучающихся в основной школе учащихся 9 класса, интересующихся историей своей страны, Удмуртской Республики и родного города Воткинска и школы №1. Включенный в программу материал позволяет привлечь учащихся различных категорий, в том числе и слабоуспевающих по основным предметам школьной программы и детей с девиантным поведением.


Формы занятий, используемые на занятиях:

  1. Лекционно – семинарские занятия

  2. Лабораторные занятия

  3. Практические занятия (защита проекта)


Методы, используемые на занятиях:

  • исследовательские и проектные методы

  • игровые

  • моделирования исторических событий


Занятия большей частью будут практического характера помогающие учащимся, вести исследовательско-проектную деятельность по выбранной краеведческой теме.

Работа строится по плану:

  1. Выбор темы для самостоятельной исследовательской работы;

  2. Знакомство с литературой по истории родного края

  3. Изучение правил работы в библиотеке, знакомство с картотечной системой;

  4. Основные правила оформления реферата, исследовательской работы;

  5. Составление плана по сбору материала;

  6. Организация встреч с людьми, которые могут оказать помощь в реализации проекта, работа в архивах школы (города);

  7. Оформление работы

  8. Создание и оформление на основе исследовательской работы или реферата защитного проекта (книжка-раскладушка, стенгазета, презентация, фильм и т.д.)

  9. Защита – выступление


Подготовка экскурсий включает следующие этапы:

  1. Формулировка темы и определение цели.

  2. Составление библиографии

  3. Изучение литературных источников, экспозиций, экспонатов.

  4. Отбор объектов экскурсионного показа и составление экскурсионного маршрута

  5. Работа над содержанием маршрута:

  • вступление

  • основная часть

  • логические переходы

  • выводы

  1. Работа над методикой ведения экскурсии

  2. Сдача экскурсии совету группы

  3. Проведение экскурсии для младших классов


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

РАЗДЕЛЫ

Всего

часов

Лекции


Семи-нары

Практ.

1

Основы музейного дела.

4

4



2

Разработка собственного проекта

2



2

3

Защита проекта

2



2


ИТОГО:

8

4


4



Учебно-тематический план


Название раздела и темы

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекции

Семин-ары

Практи-кум

1

Основы музейного дела

4

4




1.1

Вводный. Инструктаж безопасной работы в школьной музейной комнате. Знакомство с экспозицией. Постановка задач и определение целей работы.


1




1.2

Методика сбора исторических источников. Учет и хранение фондов. Особенности хранения экспонатов (фото, письменных, металлических, текстильных)


1




1.3

Экспозиционная работа. Основные принципы построения экспозиций. Отбор материала. Размещение.


1




1.4

Просветительская деятельность. Лектор. Лекция. Речь лектора, дикция, слова-паразиты, интонация.






2

Разработка собственного проекта

2



2


2.1

Выбор темы и прогнозирование конечного результата индивидуальной или групповой работы. Определение задач. Составление плана – алгоритма работы.




1


2.2

Работа над проектом.

Изучение источников (литературных, вещественных), подбор




1


3

Защита проекта.

2



2



На выбор учащегося:

Проведение классного часа

Проведение экскурсии

Оформление стенгазеты

Защита презентации или фильма




2



ИТОГО:

8

4


4




Литература.

  1. Фоломеев Б.А. Учет и хранение фондов школьных музеев. – М.: 1976

  2. Экспозиция школьного музея (Методические рекомендации). – М.:1986

  3. Музей и школа (пособие для учителей). – М.: 1985

  4. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. Методическое пособие. – М.: Глобус, 2007

  5. В помощь школьному музею. Составитель Перевертайло Н.М. зав Мет Отделом Национального музея Удмуртской Республики. – Ижевск.: 2000

музейное дело.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос