Правописание безударных окончаний имен существительных 3 склонения
МКОУ Барановская средняя общеобразовательная школа
Сафоновского района Смоленской области
Правописание безударных окончаний имён существительных 3 склонения.
Урок русского языка во 2 классе.
УМК «Начальная школа ХХI века».
Составила:
учитель начальных классов
Вилькилёнок Виктория Александровна
Урок русского языка в начальной школе
с применением компьютерных технологий.
Тема урока: Правописание безударных окончаний имен существительных 3 склонения.
Цель урока: познакомить учащихся со способами проверки безударных окончаний имен существительных 3 склонения.
Задачи урока:
-
повторить знания о правописании безударных окончаний имен существительных 1 и 2 склонений;
-
практическим путем совершенствовать знания, применяя их к правописанию окончаний имен существительных 3 склонения;
-
развивать логическое мышление, память, активность;
-
воспитывать чувство взаимопомощи, ответственности.
Тип урока: изучение новых знаний
Вид урока: урок – исследование
Оборудование:
- компьютер;
- проектор;
- мультимедийная презентация.
Ход урока:
I. Орг. момент
Настрой учащихся на работу.
II. Чистописание.
- Мы начинаем наш урок с минутки чистописания. Сейчас, ребята, я прочитаю вам стихотворение, а вы догадайтесь о какой букве идет речь.
Что за буква светится
Старым ясным месяцем?
Полумесяц в небе темном
Буквою повис над домом?
(Написание строчной и прописной букв «С, с» в тетради).
III. Словарная работа.
- Давайте с вами вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? Чему мы учились? (Правописанию безударных окончаний имен существительных 1 и 2 склонений).
- Посмотрите внимательно на слова.
Слайд №1.
- Назовите орфограмму. (Безударные окончания имен существительных 1 и 2 склонений).
- Можем мы сразу вставить окончание? (Нет).
- Почему? (Нужно проверять).
- Почему мы не можем вставить окончание, не проверяя? (Окончание безударное, поэтому его надо сначала проверить).
- Как проверить? (Сначала определить склонение).
- Определите склонение этих существительных. (1и 2скл.)
- Вспомните, какими способами можно проверить безударные окончания имен существительных 1 и 2 склонений? (Подставить слова-помощники или вспомнить падежные окончания имен существительных 1 и 2 склонений.)
- Вставьте пропущенные окончания, применяя любой способ проверки.
(Самостоятельная работа учащихся, затем проверка).
- Ребята, а что мы с вами сейчас делали? (Повторяли правописание существительных 1 и 2 склонения).
- Значит, какова наша задача сегодня на уроке? (Повторить правописание имен существительных 1 и 2 склонений).
Слайд №2.
- Слов, какого склонения нет в словарной работе? (3скл.)
- А почему? (Мы ещё не умеем их проверять).
- Чему же мы должны научиться сегодня на уроке? (Учиться правильно писать имена существительные 3скл.)
Слайд №2.
- Назовите тему нашего урока. (Правописание безударных окончаний имен существительных 3 склонения).
Слайд №3.
IV. Изучение нового материала.
- Как же мы будем проверять безударные окончания? Может, существует какой-нибудь способ проверки?
- Кто догадался, как можно проверить окончания существительных 3 склонения. Назовите эти способы. (Выучить падежные окончания или подставить слова-помощники).
Появляется таблица.
Слайд №4.
- Прочитайте внимательно слова в таблице и скажите, какое из них может быть помощником при написании безударных окончаний? (Рожь).
- Почему? (Ударные падежные окончания).
- Какой способ ещё можно использовать для проверки безударных окончаний? (Выучить таблицу окончаний).
- Давайте составим таблицу окончаний имен существительных 3скл., используя слово «рожь».
(Составление таблицы).
Слайд №5.
V. Первичное закрепление материала.
а). Устная работа.
- А теперь давайте попробуем применить наши способы на практике.
Задание №1.
- Вставьте пропущенные окончания, докажите правильность своего выбора.
Покрылись зелень… сады.
Витя стремится к своей цел...
Новый год принес много радост...
Маме пришло письмо из Орловской област…
Бабушка часто рассказывает внуку о своей жизн….
Проверка.
Слайд №6.
б). Практическая работа.
Задание №2.
- Спишите предложения, дописывая окончания. В скобках укажите любой способ проверки.
Наступили пасмурные дни, но тихие, без ветра, настоящие дни поздней осен_( ). В такую пору нет большей радост_
( ), чем надеть теплую куртку и отправиться в лес.
Проверка.
Слайд №7.
в). Самостоятельная работа.
Задание №3.
- Вставьте пропущенные окончания существительных. Выпишите только те словосочетания, в которых пропущено окончание - и.
Слайд №8.
Заметка о молодеж_, добавить сол_, плыть на корабл_, построиться на площадк_, посмотреть в календар_, лежать в кроват_, найти в портфел_, подойти к двер_.
Проверка.
- Назовите словосочетания, которые вы выписали.
- Почему вы выписали не все словосочетания? (Корабль, календарь и портфель – 2 склонения и у них пишется окончание – е.)
- Как нужно проверить безударные окончания имен существительных 3 склонения?
(Повторение двух способов проверки).
VI. Итог урока.
- О чем мы говорили сегодня на уроке?
- Что повторяли?
- Какие способы проверки безударных окончаний имен существительных вы запомнили?
VII. Домашнее задание.
1). Повторить падежные окончания имен существительных 1,2 и 3 склонений.
2). Страница 65, упражнение 4.
- Международный вебинар «Избыточное употребление пищи (переедание): физиологические, психологические и социальные причины»
- Вебинар «Чистоговорки со зрительной опорой для детей дошкольного возраста, или Учимся выговаривать все звуки»
- Вебинар «Нарушение обработки сенсорной интеграции (НОСИ) у детей: игровая терапия, направленная на улучшение адаптивного ответа на сенсорные раздражители и сокращение поведенческих трудностей»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Йога как инновационная оздоровительная технология для детей: польза и противопоказания»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре