Организация исследовательской работы по русскому языку
Организация исследовательской работы по русскому языку» (Из опыта работы) Цель: рассмотреть основные этапы работы над исследовательским проектом по русскому языку, требования, предъявляемые к работам.
Доклад может быть использован при подготовке научно-исследовательского проекта по русскому языку.
В нашем докладе речь пойдет об учебно-исследовательской работе школьников как о новом виде школьной работы (инновационной педагогической технологии). Изменение общественных требований к образованию: информационный взрыв
В последнее десятилетие XXвека общественные требования к образованию существенно изменились. Это изменение принято связывать с так называемым «информационным взрывом, основной признак которого — легкость получения, общедоступность информации. В новых условиях для эффективной работы недостаточно уметь воспроизводить полученные знания, — нужно уметь творчески их применять в практических целях, уметь работать с разнородной информацией, использовать ее. Следовательно, важной образовательной задачей становится воспитание выпускников школ, готовых жить и работать в условиях информационного общества.
От характерного для советской школы гностического («знаниевого») подхода, при котором основной образовательной задачей являлось формирование прочной системы знаний, произошел поворот к деятельностному, направленному на самостоятельное, активное добывание знаний учащимися. Этот подход сейчас закреплен законодательно в Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года.
В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования по русскому языку эти задачи конкретизируются: на старшей ступени школы сформировать навыки ведения исследовательской работы во всей ее полноте: «выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза, самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Исследовательская работа и личностно-деятельностный подход
Чем, кроме уже рассмотренных социальных условий, вызван интерес к этому виду работы? Психологи и педагоги видят в нем огромный потенциал для личностного развития обучающихся: исследовательская деятельность способствует формированию творческого потенциала, развитию познавательной активности, самопознанию.
Процесс учебно-исследовательской работы должен быть особым образом организован, чтобы в центре внимания была личность ученика: его мотивы, цели, потребности, неповторимый внутренний мир, индивидуальный опыт и психологический склад. Такой подход принято называть личностным. Однако нужно принимать во внимание, что современная психологическая наука связывает развитие личности прежде всего с деятельностью. Это предполагает, что из объекта ученик становится полноправным участником образования (проще говоря, не «его учат», а «он учится»). Очевидно, что изменяется и роль учителя в обучении: он в большей степени становится не передатчиком знаний, а партнером в обучении. Деятельностный подход также предусматривает свободу выбора учащимися пути, учебника, методов и преподавателя.
Как в организации исследовательской работы преломляется личностно-деятельностный подход?
Во-первых, ученик сам решает заняться такой работой, поскольку это ему нужно и интересно; сам выбирает тему исследования в соответствии со своими склонностями и предпочтениями. Во-вторых, процесс работы над исследованием строится на основе знаний и умений, которыми владеет ученик. В-третьих, тесное сотрудничество между учеником и учителем (научным руководителем) подразумевает доверительные отношения, плодотворные для обучения и личностного развития. В-четвертых, решая исследовательскую задачу, ученик активно добывает знания и заинтересован в результате работы.
Ясно, что исследовательская работа может быть предложена и в средней, и в старшей школе. Но когда это будет рациональнее? Старшеклассники обладают большим запасом знаний, у них более развито абстрактное мышление: навыки обобщения, синтеза и анализа, классификации, дивергентное мышление. Они сориентированы профессионально и могут включать цели исследовательской работы в планы, связанные с выбором профессии. Современные программы предусматривают обучение исследовательской работе на старшей ступени, в связи с профильным обучением. Старшеклассники имеют больше возможностей приобщиться к исследовательской работе в рамках учебного плана.
Однако у них меньше свободного времени. Педагоги, имеющие большой опыт организации исследовательской работы в школе, полагают, что знакомство с исследовательской деятельностью может начинаться рано — с 6—7-го класса. Эффективность ее будет выражаться не в качестве сделанных исследований, а в приобретении исследовательских навыков. Этапыпроведения учебно-исследовательской работы по русскому языку
Основными компонентами (или этапами) научного исследования являются: постановка задачи, предварительный анализ информации, условий и методов решения задач; формулировка исходных гипотез; планирование и организация эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов; проверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов; получение объяснений или научных предсказаний; внедрение полученных результатов в производство. Подобным образом организуется и учебно-исследовательская работа.
Переходя от этапа к этапу, школьник учится: 1) работать с первоисточниками; 2) наблюдать явления, факты; 3) объяснять их, сопоставлять, видеть противоречие; 4) составлять и решать задачу; 5) формулировать гипотезу; 6) разрабатывать и проводить эксперимент; 7) обобщать материал и представлять его в виде текста. Выбор темы учебно –исследовательской работы по русскому языку Наша работа начинается с собеседования с учащимися, школьным психологом и классным руководителем, которое помогает сориентироваться в выборе темы. На таком «консилиуме» рождаются оригинальные идеи исследований, всегда связанные с увлечениями; личными склонностями и интересами исследователей. Так, например, тема «Опыт сравнительного анализа эргонимов Сургута и Лянтора» привлекла школьницу, увлекающуюся ономастикой; «Фразеологические зоонимы» — школьницу, которая хотела лучше узнать родной башкирский язык. Поклонница Улицкой выбрала близкую ей тему: «Опыт сравнительного анализа повести А.С.Пушкина «Пиковая дама» и одноименного рассказа Л.Е.Улицкой». Этап выбора темы для исследования очень сложен. Какой же должна быть хорошая тема? Хорошая тема: — интересна исследователю и отвечает задаче развития его личности; — интересна научному руководителю; — опирается на знания, полученные на основе базового образования, углубляет и расширяет их; — соответствует принципу научности; — доступна: соответствует возрасту, знаниям, способностям исследователя; — посильна по объему и времени, необходимому для его выполнения; — содержит проблему, требующую решения. На начальном этапе обычно выделяется основное направление исследования, уточнение темы и ее окончательное формулирование происходит позднее, когда пишется текст работы и ведется подготовка к представлению исследования. Работа с научной литературой Изучение литературы по теме исследования — следующий после выбора темы этап работы; его основная цель — получение информации. В научном исследовании на этом этапе выясняется, какое понимание объекта изучения сложилось в науке и какая его сторона остается недостаточно исследованной. Это важно и для учебно-исследовательской работы. Однако не менее важны и другие, обучающие задачи: • научить поиску научной литературы по теме исследования;
• сформировать навыки работы с такой литературой, то есть научить читать ее, конспектировать, делать ссылки и грамотно цитировать.
Одну из главных трудностей, возникающих при чтении научной литературы у школьников, — непонимание специфической лингвистической терминологии. Решить эту проблему помогает правильный отбор текстов. Перед чтением статьи нужно пояснить термины: руководитель может предложить поработать со справочной литературой или даст необходимые объяснения сам.
Обратите внимание на оформление ссылок в тексте: это один из трех принятых способов. Возможно:
• указание источника в скобках непосредственно после цитаты;
• присвоение каждой цитате порядкового номера и помещение ссылки внизу страницы;
• присвоение каждой цитате порядкового номера и помещение ссылки в конце текста.
Какой из этих вариантов выбрать — вопрос личного предпочтения, однако ссылки на литературу необходимы. Одна из важнейших научных традиций — признание достижений предшественников.
Теперь обратимся к составлению и оформлению списка литературы, который обязательно должен быть включен в учебно-исследовательскую работу.
Напомним, что он не должен быть большим. Его «ядром» должны стать:
1) научные работы по проблеме исследования, по возможности написанные авторитетными в этой области лингвистами;
2) справочные издания: энциклопедии и словари;
3) источники языкового материала: сборники текстов (например, живой разговорной речи), ссылки на интернет-ресурсы, художественная или публицистическая литература, если тексты из нее использовались в работе для анализа того или иного языкового явления.
Использование лингвистических методов исследования в учебно-исследовательской работе
Основной этап учебно-исследовательской работы — этап сбора и анализа языкового материала.
Существуют разные методы сбора языкового материала. Можно выписывать какие-либо грамматические формы или группу лексики определенного значения из художественных, рекламных или публицистических текстов;
записывать фрагменты живой разговорной речи (вручную или с помощью технических средств), в том числе и собственной (самозапись); опрашивать респондентов.
Перед этой работой сообщим школьникам несколько важных правил.
1. Необходимо до начала сбора материала установить, какого рода информацию нужно получить: просто частоту использования того или иного языкового средства или, например, оттенки значения определенного слова. В последнем случае не обойтись без записи достаточно обширного контекста.
2. Записи не должны искажаться, хотя и могут быть сделаны в сокращенном виде — с помощью специальных стенографических и им подобных значков. Бессмысленно записывать устный диалог товарищей на перемене, придя вечером домой: большинство специфических черт спонтанной разговорной речи будет утрачено. Для таких целей удобно пользоваться диктофоном, тем более что это устройство практически всегда под рукой: в каждом современном мобильном телефоне или МРЗ-проигрывателе.
3. Обязательно нужно фиксировать, когда, где и как сделана запись: из какого журнала (название, год, номер, страница) или книги (название, автор, год издания, страница) выписана; от кого, когда и при каких обстоятельствах услышана; наконец, когда сделана самозапись.
Хотя на уроках русского языка школьников знакомят с элементами некоторых лингвистических методов исследования (словообразовательным анализом, структурно-семантическим анализом при разборе предложения, описательным методом при характеристике явлений языка), эффективно использовать их они, как правило, не умеют.
Среди основных (общих) лингвистических методов необходимо назвать сравнительно-исторический — первый научный метод, с которым связано становление языкознания как науки. Он позволяет выявить неповторимое своеобразие языка в сравнении с другими, обнаружить родственные языки, установить место языка в языковых группах и семьях.
При наличности в головах учеников двух языков можно рискнуть предложить им сравнительное обозрение сходств и различий и вообще особенностей этих языков...». Сравнительно-исторический метод можно использовать в исследовательской работе школьников в условиях двуязычия: например, русско-белорусского, русско-казахского и других. Элементы этого метода могут быть использованы в сравнительном анализе текста, как, например, в работе Алии Г. «Фразеологические зоонимы», где сравниваются фразеологизмы, характеризующие человека, на материале русского, башкирского, татарского и языка ханты.
Однако, хотя «очень благодарное средство для развития наблюдательности и научного мышления учеников представляет сравнение языков по их строению… это довольно сложная задача, и не следует ею злоупотреблять» (Бодуэн де Куртенэ).
Экспериментальные методы позволяют «изучать факты языка в условиях, управляемых и контролируемых исследователем» (Лингвистический энциклопедический словарь). Этими методами, в отличие от сравнительно-исторического, изучаются только живые языки; они зарекомендовали себя в изучении фонетики, диалектологии, вопросов языковой нормы. К лингвистическим экспериментам можно отнести наблюдение (в том числе и самонаблюдение) и различные виды анкетирования.
Социолингвистическое исследование также является экспериментальным методом. По нашему опыту оно привлекает школьников, склонных к активной публичной деятельности, общению. Будучи пограничной областью лингвистики и социологии, социолингвистика использует методы, заимствованные у социологии: устный опрос, интервью, анкетирование, тесты, статистические методы обработки полученных результатов. При этом ставятся лингвистические цели: собрать языковой материал или свёдёния об отношении к тому или иному языковому явлению. Очевидно, что на эффективность проведения социолингвистического исследования — его достоверность — влияют: 1) продуманность составления вопросника, анкеты; 2) тщательность в проведении опросов (независимые ответы и аккуратная их фиксация); 3) выборка респондентов. Социолингвистические исследования дают возможность изучить языковое явление в социальном аспекте.
Итак, самые важные вопросы, связанные с методологией лингвистических исследований в рамках УИР:
1) по этапам проведения исследования методы делятся на методы сбора и обработки материала;
2) многие методы используются в школьном преподавании русского языка (описательный, словообразовательный, структурно-семантический и другие);
3) некоторые методы сбора и обработки материала не используются в школе, но в адаптированном виде они доступны, посильны и очень интересны для школьников;
4) выбор метода исследования зависит от исследуемого материала и от теоретических установок, в рамках которых проводится исследование.
Еще раз подчеркнем, что работу школьников без исследовательской части нельзя рассматривать как исследование. Смысл исследовательской работы школьников прежде всего в овладении методом исследования, что равнозначно овладению универсальным способом познания. Создание текста учебно-исследовательской работы и ее представление В гуманитарных исследованиях конечным продуктом является текст. Это может быть текст разных жанров: устный доклад, курсовая работа, письменный текст доклада, учебно-исследовательская работа, статья, текст компьютерной презентации.
Как и любой научный текст, текст учебно-исследовательской работы должен отвечать требованиям логичности, точности, объективности.
Логичность обеспечивается, во-первых, непротиворечивостью, аргументированностью суждений, во-вторых, композиционной стройностью текста, который должен включать: 1) постановку цели и задач исследования; 2) основную исследовательскую часть; 3) выводы.
Пример
С постановки цели и задач начинается исследовательская работа 9-классницы Алии Г. «Аббревиатуры»: «Цель исследования – Определить роль и значение аббревиатур в современном русском языке. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: 1. Рассмотреть историю возникновения аббревиатур у древних народов. 2. Проследить динамику развития аббревиатур в различных областях русского языка. 3. Рассмотреть способы образования аббревиатур и систематизировать наиболее употребительные. 4. Исследовать область употребления аббревиатур в современном русском языке. Обратите внимание, что задачи раскрываются как этапы достижения цели. Каждый этап — это,
по сути дела, спланированный шаг к достижению поставленной в работе цели. Продуманные задачи служат и планом действий, и планом («содержанием») создаваемого текста. Поэтому мы рекомендуем начинать и работу над исследованием, и сам текст исследовательской работы с формулирования целей и задач исследования.
Непременное требование к основной части исследовательской работы — наличие аргументов, их объективность и доказательность. Выдвигаемые в работе тезисы (утверждения) должны быть подтверждены языковым материалом, обработанным адекватными научными лингвистическими методами. Рассмотрим, как доказывает свою точку зрения Гарифуллина А.в работе «Фразеологические зоонимы». Пример Мы попытались сопоставить фразеологизмы русского, хантыйского, башкирского, татарского и лезгинского языков с целью выявления человеческих качеств, которые символизируют различные животные.
Значение «трусливый человек»: русск. – трусливый как заяц; хант. – сердце его лопнет; татар. – заячья душа; лезг. – заячье сердце. Значение «лицемер»: русск. – волк в овечьей шкуре; татар. – двуликий лис. Значение «смирение, покорность, скромность»: русск. – мухи не обидит; божья коровка; агнец божий; татар. – божья овечка; лезг. – божья коровка. Значение «делить то, чего еще нет»: русск. – делить шкуру неубитого медведя; татар. – делить шкуру неубитого медведя; башк. – ломать спину нерожденного жеребенка; чуваш. – ломать спину нерожденного жеребенка; Значение «быть в ярости», «злиться»: русск. – муха укусила; спустить собак; лаять как собака; башк. – какая пчела укусила; хант. – в перевернутой шкуре; собаку сорокой сделать. Значение «врать»: русск. – врет как сивый мерин; хитрый как лиса; скользкий как уж; башк. – хитрая лиса. Значение «глупый»: русск. – как баран на новые ворота; овца бестолковая; мозги как у курицы; башк. – как баран на новые ворота. Значение «нечистоплотный»: русск. – свинья грязь найдет; башк. – свинья грязь найдет; лезг. – собака грязь найдет. Значение «обидеться»: русск. – бычиться; хант. – смотреть бычьими глазами; лезг. – как нападающий кабан. Значение «быть неуживчивым, постоянно ссориться»: русск. – как кошка с собакой; как два медведя в одной берлоге; башк. – как кошка с собакой; лезг. – как кошка с собакой. Вывод. На основании сопоставления (Приложение 1) мы убедились, что во фразеологизмах с наименованием животных, характеризующих человека, в языках русского, хантыйского, татарского, башкирского и лезгинского народов преобладает негативная оценка (примеров с негативной оценкой 9, с нейтральной – 1). Возможно, это объясняется тем, что положительную оценку личности легче дать, не прибегая к метафоризации. Причиной преобладания негативных зоохарактеристик можно считать также и то, что за норму языковой оценки принимается нейтральный момент социальной оценки. Задача обобщить полученные факты и закономерности и сформулировать выводы представляет известную трудность. На этом этапе работы над текстом исследователь более всего нуждается в помощи научного руководителя. Нужно иметь в виду, что выводы должны кратко излагать факты и закономерности, полученные в ходе исследования; в них не должно быть привнесено ни соображений, оснований для которых нет в исследовании, ни излишней риторики, призванной украсить финал. Если работа проводилась четко по задачам, поставленным для достижения цели, то выводы будут обязательно соотнесены с этими задачами, целью исследования и, разумеется, с формулировкой темы исследования.
Примеры
Выводы в работе Алии Г. (9-й класс) «Аббревиатуры»:Мы провели опрос среди учащихся 9 классов на понимание значения аббревиатур. Было предложено 20 часто встречающихся аббревиатур. В результате опроса выяснилось, что даже сокращение РФ понимает только 90% опрошенных, а исторические аббревиатуры – 1% (Приложение 3). В своей работе мы рассмотрели историю, способы образования и область употребления аббревиатур и пришли к следующим выводам: 1. Аббревиатуры возникли в Древнем Риме и Древней Греции для сбережения места и времени. В России аббревиатуры возникают и начинают активно использоваться в начале XX века в связи с коренными изменениями в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны. Многие аббревиатуры уже прочно вошли в наш язык и живут в нём на правах обычных слов. 2. Основная задача аббревиатур – это экономия речи и письменного текста. 1. В русском языке преобладают инициальные аббревиатуры и сложносокращенные слова. 2. Аббревиатуры используются чаще всего в научной литературе, в названиях учреждений. 3. В связи с употребительностью аббревиатур создано множество соответствующих словарей. Итак, написание собственно текста исследовательской работы в целом завершено. Научному руководителю и исследователю еще предстоят редакторская правка и окончательное оформление исследовательской работы для представления на конференции и конкурсе. Вот основные части правильно оформленной работы.
1. Титульный лист, на котором указывается вверху название конференции, посередине — название работы, чуть ниже — фамилия, имя, отчество исследователя и научного руководителя, название учебного заведения, на базе которого было выполнено исследование, и на самой нижней строке — место и год написания работы.
2. Введение, в котором обязательно ставятся цели и задачи исследования. Иногда выдвигаются дополнительные требования: сформулировать гипотезу, предмет и объект исследования, актуальность работы.
3. Исследовательская часть, которая включает в себя описание метода исследования и собственно анализ языкового материала, обработанные и представленные в виде текста, таблиц, графиков, диаграмм и пр. результаты исследования.
4. Выводы.
5. Список литературы .
6. Приложение, которое может содержать собранный в ходе исследования языковой материал, организованный как список или словарик; редкие иллюстрации, например, из учебников русского языка XVIIIвека, фотографии говорящих при исследовании невербального поведения в различных ситуациях и другие материалы, непосредственно относящиеся к проведению исследования. Обратите внимание: широко доступные художественные тексты нет необходимости включать в приложение, в то время как никогда не публиковавшиеся архивные тексты, специально для работы расшифрованные записи живой разговорной речи могут быть приложены к тексту исследовательской работы.
Советуем уточнить, какие требования к оформлению письменной работы выдвигают организаторы той или иной конференции (конкурса). Обычно это можно узнать на официальных сайтах или в информационных листках.
Скорее всего, окончив (или почти окончив) работу над текстом, нужно будет подготовить «свернутый» вариант: тезисы или еще более краткий текст — аннотацию. Ее главная цель — дать краткую характеристику работы. Аннотация нужна организаторам конференции, чтобы распределить выступающих по тематическим секциям.
Формы представления исследовательских работ весьма многообразны: устный доклад, собеседование, стендовый доклад, видеопрезентация, компьютерная презентация. Мы остановим внимание на двух из них: докладе — традиционной и наиболее часто встречающейся форме и наиболее современной, актуальной и универсальной — компьютерной презентации. И та и другая форма требуют специальной подготовки, на которую научный руководитель должен обратить серьезное внимание. Для школьников, особенно учащихся средней школы, развернутое устное монологическое выступление на лингвистическую тему сопряжено со значительными затруднениями, поэтому целесообразно поговорить на занятиях об особенностях восприятия устной речи, специальных риторических приемах удержания внимания и, конечно, провести репетицию выступления. На устный доклад обычно отводится не более 10 минут. Поэтому следует остановиться на самом главном: обосновании выбора темы, кратком обзоре литературы, собственно исследовательской части и выводах. Имеет смысл подготовить специальный вариант текста «для произнесения»: он должен легко восприниматься на слух, поэтому следует удалить тяжеловесные синтаксические конструкции, заменив их более короткими, использовать риторические вопросы, четко выстроить композицию выступления. Значительно сокращенная, работа не должна при этом потерять аргументированность. Рационально использовать иллюстративный материал: схемы, таблицы, примеры слов или фрагменты текста, которые демонстрируют исследовательскую методику и результаты.
Компьютерные презентации наглядны и информативны. Их удобно создавать с помощью программы MicrosoftРоwerРоint. Она позволяет демонстрировать текст, графики, рисунки, видеофрагменты в заданной или произвольной последовательности, со звуком или без него.
Презентации делаются по определенным правилам. Обычно для 10-минутной презентации достаточно 8—12 слайдов, которые располагаются следующим образом:
• «титульный лист», на котором указываются название работы, авторы, руководители, название учебного заведения;
• цель и задачи работы;
• описание метода исследования;
• основные результаты и их объяснение;
• выводы;
• перспективы дальнейшей работы по этой теме;
• список литературы (шире — источников);
Можно также указать в презентации актуальность работы, исходную гипотезу, возможное практическое применение результатов, добавить благодарности.
Как и умение делать устное сообщение по теме исследования, умение создать и представить компьютерную презентацию — универсальный навык, необходимый во всех образовательных областях.
Оценка учебно-исследовательской работы Критерии, которые выдвигаются на заочном конкурсе детских и юношеских исследовательских работ «Юность. Наука. Культура» (Обнинская конференция)1:
• Исследовательский характер работы.
• Новизна исследования.
• Актуальность работы.
• Практическая и (или) теоретическая значимость.
• Грамотность и логичность изложения.
• Анализ литературы по теме.
Экспертами могут быть введены дополнительные критерии оценки. Решение экспертов доводится до сведения заявителей (указан срок).
Программа экспертизы продуктов исследовательской деятельности учащихся2
Параметры |
Уровень развития низкий |
Самостоятельных средний |
Исследовательских действий высокий |
Анализ литературы по теме исследования. |
Описательный обзор 1 —2 литературных источников. |
Описательный обзор значительного (4 и более) количества литературных источников с элементами анализа |
Аналитический обзор значительного количества (4 и более) литературных источников |
Освоение и применение приемов исследовательской деятельности. |
Применение существующих методов и приемов исследовательской деятельности по имеющемуся образцу. |
Адекватное, но недостаточно полное самостоятельное использование методов и приемов исследовательской деятельности. |
Адекватный, исчерпывающий задачи исследования арсенал методов и приемов исследовательской деятельности. |
Разработка специальных средств для исследовательской деятельности (компьютерные программы, модели и пр.). |
Разработанные средства являются аналогами уже существующих. |
Разработанные средства пригодны лишь для целей данного исследования. |
Разработанные средства пригодны для использования другими авторами в аналогичных исследованиях и приближаются к уровню профессионально разрабатываемых. |
Степень разработки исследовательской проблемы. |
Описание выполненных исследовательских действий без анализа полученной информации. |
Частичный анализ и интерпретация полученной информации в ходе исследовательских действий. |
Наличие анализа всей полученной информации с адекватными логическими выводами. |
Качество оформления работы. |
Отсутствие логических переходов между частями работы, несоблюдение стандартов оформления. |
Наличие отрывочных, недостаточно оправданных сведений, неполное соблюдение стандартов оформления |
Связное изложение содержания проведенного исследования с соблюдением принятых стандартов. |
Таким образом, учебно-исследовательская работа по русскому языку имеет серьезный образовательный потенциал.
В нашем докладе речь пойдет об учебно-исследовательской работе школьников как о новом виде школьной работы (инновационной педагогической технологии).
Изменение общественных требований к образованию: информационный взрыв
В последнее десятилетие XX века общественные требования к образованию существенно изменились. Это изменение принято связывать с так называемым «информационным взрывом, основной признак которого — легкость получения, общедоступность информации. В новых условиях для эффективной работы недостаточно уметь воспроизводить полученные знания, — нужно уметь творчески их применять в практических целях, уметь работать с разнородной информацией, использовать ее. Следовательно, важной образовательной задачей становится воспитание выпускников школ, готовых жить и работать в условиях информационного общества.
От характерного для советской школы гностического («знаниевого») подхода, при котором основной образовательной задачей являлось формирование прочной системы знаний, произошел поворот к деятельностному, направленному на самостоятельное, активное добывание знаний учащимися. Этот подход сейчас закреплен законодательно в Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года.
В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования по русскому языку эти задачи конкретизируются: на старшей ступени школы сформировать навыки ведения исследовательской работы во всей ее полноте: «выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза, самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
Исследовательская работа и личностно-деятельностный подход
Чем, кроме уже рассмотренных социальных условий, вызван интерес к этому виду работы? Психологи и педагоги видят в нем огромный потенциал для личностного развития обучающихся: исследовательская деятельность способствует формированию творческого потенциала, развитию познавательной активности, самопознанию.
Процесс учебно-исследовательской работы должен быть особым образом организован, чтобы в центре внимания была личность ученика: его мотивы, цели, потребности, неповторимый внутренний мир, индивидуальный опыт и психологический склад. Такой подход принято называть личностным. Однако нужно принимать во внимание, что современная психологическая наука связывает развитие личности прежде всего с деятельностью. Это предполагает, что из объекта ученик становится полноправным участником образования (проще говоря, не «его учат», а «он учится»). Очевидно, что изменяется и роль учителя в обучении: он в большей степени становится не передатчиком знаний, а партнером в обучении. Деятельностный подход также предусматривает свободу выбора учащимися пути, учебника, методов и преподавателя.
Как в организации исследовательской работы преломляется личностно-деятельностный подход?
Во-первых, ученик сам решает заняться такой работой, поскольку это ему нужно и интересно; сам выбирает тему исследования в соответствии со своими склонностями и предпочтениями. Во-вторых, процесс работы над исследованием строится на основе знаний и умений, которыми владеет ученик. В-третьих, тесное сотрудничество между учеником и учителем (научным руководителем) подразумевает доверительные отношения, плодотворные для обучения и личностного развития. В-четвертых, решая исследовательскую задачу, ученик активно добывает знания и заинтересован в результате работы.
Ясно, что исследовательская работа может быть предложена и в средней, и в старшей школе. Но когда это будет рациональнее? Старшеклассники обладают большим запасом знаний, у них более развито абстрактное мышление: навыки обобщения, синтеза и анализа, классификации, дивергентное мышление. Они сориентированы профессионально и могут включать цели исследовательской работы в планы, связанные с выбором профессии. Современные программы предусматривают обучение исследовательской работе на старшей ступени, в связи с профильным обучением. Старшеклассники имеют больше возможностей приобщиться к исследовательской работе в рамках учебного плана.
Однако у них меньше свободного времени. Педагоги, имеющие большой опыт организации исследовательской работы в школе, полагают, что знакомство с исследовательской деятельностью может начинаться рано — с 6—7-го класса. Эффективность ее будет выражаться не в качестве сделанных исследований, а в приобретении исследовательских навыков.
Этапы проведения учебно-исследовательской работы по русскому языку
Основными компонентами (или этапами) научного исследования являются: постановка задачи, предварительный анализ информации, условий и методов решения задач; формулировка исходных гипотез; планирование и организация эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов; проверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов; получение объяснений или научных предсказаний; внедрение полученных результатов в производство. Подобным образом организуется и учебно-исследовательская работа.
Переходя от этапа к этапу, школьник учится: 1) работать с первоисточниками; 2) наблюдать явления, факты; 3) объяснять их, сопоставлять, видеть противоречие; 4) составлять и решать задачу; 5) формулировать гипотезу; 6) разрабатывать и проводить эксперимент; 7) обобщать материал и представлять его в виде текста.
Выбор темы учебно –исследовательской работы по русскому языку
Наша работа начинается с собеседования с учащимися, школьным психологом и классным руководителем, которое помогает сориентироваться в выборе темы. На таком «консилиуме» рождаются оригинальные идеи исследований, всегда связанные с увлечениями; личными склонностями и интересами исследователей. Так, например, тема «Опыт сравнительного анализа эргонимов Сургута и Лянтора» привлекла школьницу, увлекающуюся ономастикой; "Фразеологические зоонимы" — школьницу, которая хотела лучше узнать родной башкирский язык. Поклонница Улицкой выбрала близкую ей тему: «Опыт сравнительного анализа повести А.С.Пушкина «Пиковая дама» и одноименного рассказа Л.Е.Улицкой».
Этап выбора темы для исследования очень сложен. Какой же должна быть хорошая тема?
Хорошая тема:
- интересна исследователю и отвечает задаче развития его личности;
- интересна научному руководителю;
- опирается на знания, полученные на основе базового образования, углубляет и расширяет их;
- соответствует принципу научности;
- доступна : соответствует возрасту, знаниям, способностям исследователя;
- посильна по объему и времени , необходимому для его выполнения; - содержит проблему, требующую решения.
На начальном этапе обычно выделяется основное направление исследования, уточнение темы и ее окончательное формулирование происходит позднее, когда пишется текст работы и ведется подготовка к представлению исследования.
Работа с научной литературой
Изучение литературы по теме исследования — следующий после выбора темы этап работы; его основная цель — получение информации. В научном исследовании на этом этапе выясняется, какое понимание объекта изучения сложилось в науке и какая его сторона остается недостаточно исследованной. Это важно и для учебно-исследовательской работы. Однако не менее важны и другие, обучающие задачи:
• научить поиску научной литературы по теме исследования;
• сформировать навыки работы с такой литературой, то есть научить читать ее, конспектировать, делать ссылки и грамотно цитировать.
Одну из главных трудностей, возникающих при чтении научной литературы у школьников, — непонимание специфической лингвистической терминологии. Решить эту проблему помогает правильный отбор текстов. Перед чтением статьи нужно пояснить термины: руководитель может предложить поработать со справочной литературой или даст необходимые объяснения сам.
Обратите внимание на оформление ссылок в тексте: это один из трех принятых способов. Возможно:
• указание источника в скобках непосредственно после цитаты;
• присвоение каждой цитате порядкового номера и помещение ссылки внизу страницы;
• присвоение каждой цитате порядкового номера и помещение ссылки в конце текста.
Какой из этих вариантов выбрать — вопрос личного предпочтения, однако ссылки на литературу необходимы. Одна из важнейших научных традиций — признание достижений предшественников.
Теперь обратимся к составлению и оформлению списка литературы, который обязательно должен быть включен в учебно-исследовательскую работу.
Напомним, что он не должен быть большим. Его «ядром» должны стать:
1) научные работы по проблеме исследования, по возможности написанные авторитетными в этой области лингвистами;
2) справочные издания: энциклопедии и словари;
3) источники языкового материала: сборники текстов (например, живой разговорной речи), ссылки на интернет-ресурсы, художественная или публицистическая литература, если тексты из нее использовались в работе для анализа того или иного языкового явления.
Использование лингвистических методов исследования в учебно-исследовательской работе
Основной этап учебно-исследовательской работы — этап сбора и анализа языкового материала.
Существуют разные методы сбора языкового материала. Можно выписывать какие-либо грамматические формы или группу лексики определенного значения из художественных, рекламных или публицистических текстов;
записывать фрагменты живой разговорной речи (вручную или с помощью технических средств), в том числе и собственной (самозапись); опрашивать респондентов.
Перед этой работой сообщим школьникам несколько важных правил.
1. Необходимо до начала сбора материала установить, какого рода информацию нужно получить: просто частоту использования того или иного языкового средства или, например, оттенки значения определенного слова. В последнем случае не обойтись без записи достаточно обширного контекста.
2. Записи не должны искажаться, хотя и могут быть сделаны в сокращенном виде — с помощью специальных стенографических и им подобных значков. Бессмысленно записывать устный диалог товарищей на перемене, придя вечером домой: большинство специфических черт спонтанной разговорной речи будет утрачено. Для таких целей удобно пользоваться диктофоном, тем более что это устройство практически всегда под рукой: в каждом современном мобильном телефоне или МРЗ-проигрывателе.
3. Обязательно нужно фиксировать, когда, где и как сделана запись: из какого журнала (название, год, номер, страница) или книги (название, автор, год издания, страница) выписана; от кого, когда и при каких обстоятельствах услышана; наконец, когда сделана самозапись.
Хотя на уроках русского языка школьников знакомят с элементами некоторых лингвистических методов исследования (словообразовательным анализом, структурно-семантическим анализом при разборе предложения, описательным методом при характеристике явлений языка), эффективно использовать их они, как правило, не умеют.
Среди основных (общих) лингвистических методов необходимо назвать сравнительно-исторический — первый научный метод, с которым связано становление языкознания как науки. Он позволяет выявить неповторимое своеобразие языка в сравнении с другими, обнаружить родственные языки, установить место языка в языковых группах и семьях.
При наличности в головах учеников двух языков можно рискнуть предложить им сравнительное обозрение сходств и различий и вообще особенностей этих языков...». Сравнительно-исторический метод можно использовать в исследовательской работе школьников в условиях двуязычия: например, русско-белорусского, русско-казахского и других. Элементы этого метода могут быть использованы в сравнительном анализе текста, как, например, в работе Алии Г. «Фразеологические зоонимы», где сравниваются фразеологизмы, характеризующие человека, на материале русского, башкирского, татарского и языка ханты.
Однако, хотя «очень благодарное средство для развития наблюдательности и научного мышления учеников представляет сравнение языков по их строению... это довольно сложная задача, и не следует ею злоупотреблять» (Бодуэн де Куртенэ).
Экспериментальные методы позволяют «изучать факты языка в условиях, управляемых и контролируемых исследователем» (Лингвистический энциклопедический словарь). Этими методами, в отличие от сравнительно-исторического, изучаются только живые языки; они зарекомендовали себя в изучении фонетики, диалектологии, вопросов языковой нормы. К лингвистическим экспериментам можно отнести наблюдение (в том числе и самонаблюдение) и различные виды анкетирования.
Социолингвистическое исследование также является экспериментальным методом. По нашему опыту оно привлекает школьников, склонных к активной публичной деятельности, общению. Будучи пограничной областью лингвистики и социологии, социолингвистика использует методы, заимствованные у социологии: устный опрос, интервью, анкетирование, тесты, статистические методы обработки полученных результатов. При этом ставятся лингвистические цели: собрать языковой материал или свёдёния об отношении к тому или иному языковому явлению. Очевидно, что на эффективность проведения социолингвистического исследования — его достоверность — влияют: 1) продуманность составления вопросника, анкеты; 2) тщательность в проведении опросов (независимые ответы и аккуратная их фиксация); 3) выборка респондентов. Социолингвистические исследования дают возможность изучить языковое явление в социальном аспекте.
Представим и прокомментируем фрагмент работы Алии Г.. (9-й класс). Ученица использовала экспериментальный социолингвистический метод анкетирования для определения зависимости репертуара прецедентных феноменов (ПФ) от социальных параметров возраста, пола, образования.
Пример
Итак, самые важные вопросы, связанные с методологией лингвистических исследований в рамках УИР:
1) по этапам проведения исследования методы делятся на методы сбора и обработки материала;
2) многие методы используются в школьном преподавании русского языка (описательный, словообразовательный, структурно-семантический и другие);
3) некоторые методы сбора и обработки материала не используются в школе, но в адаптированном виде они доступны, посильны и очень интересны для школьников;
4) выбор метода исследования зависит от исследуемого материала и от теоретических установок, в рамках которых проводится исследование.
Еще раз подчеркнем, что работу школьников без исследовательской части нельзя рассматривать как исследование. Смысл исследовательской работы школьников прежде всего в овладении методом исследования, что равнозначно овладению универсальным способом познания.
Создание текста учебно-исследовательской работы и ее представление
В гуманитарных исследованиях конечным продуктом является текст. Это может быть текст разных жанров: устный доклад, курсовая работа, письменный текст доклада, учебно-исследовательская работа, статья, текст компьютерной презентации.
Как и любой научный текст, текст учебно-исследовательской работы должен отвечать требованиям логичности, точности, объективности.
Логичность обеспечивается, во-первых, непротиворечивостью, аргументированностью суждений, во-вторых, композиционной стройностью текста, который должен включать: 1) постановку цели и задач исследования; 2) основную исследовательскую часть; 3) выводы.
Пример
С постановки цели и задач начинается исследовательская работа 9-классницы Алии Г. «Аббревиатуры»:
«Цель исследования – Определить роль и значение аббревиатур в современном русском языке. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
-
Рассмотреть историю возникновения аббревиатур у древних народов.
-
Проследить динамику развития аббревиатур в различных областях русского языка.
-
Рассмотреть способы образования аббревиатур и систематизировать наиболее употребительные.
-
Исследовать область употребления аббревиатур в современном русском языке.
Обратите внимание, что задачи раскрываются как этапы достижения цели. Каждый этап — это,
по сути дела, спланированный шаг к достижению поставленной в работе цели. Продуманные задачи служат и планом действий, и планом («содержанием») создаваемого текста. Поэтому мы рекомендуем начинать и работу над исследованием, и сам текст исследовательской работы с формулирования целей и задач исследования.
Непременное требование к основной части исследовательской работы — наличие аргументов, их объективность и доказательность. Выдвигаемые в работе тезисы (утверждения) должны быть подтверждены языковым материалом, обработанным адекватными научными лингвистическими методами. Рассмотрим, как доказывает свою точку зрения Гарифуллина А.в работе «Фразеологические зоонимы».
Пример
Мы попытались сопоставить фразеологизмы русского, хантыйского, башкирского, татарского и лезгинского языков с целью выявления человеческих качеств, которые символизируют различные животные.
Значение «трусливый человек»:
русск. – трусливый как заяц;
хант. – сердце его лопнет;
татар. – заячья душа;
лезг. – заячье сердце.
Значение «лицемер»:
русск. – волк в овечьей шкуре;
татар. – двуликий лис.
Значение «смирение, покорность, скромность»:
русск. – мухи не обидит; божья коровка; агнец божий;
татар. – божья овечка;
лезг. – божья коровка.
Значение «делить то, чего еще нет»:
русск. – делить шкуру неубитого медведя;
татар. – делить шкуру неубитого медведя;
башк. – ломать спину нерожденного жеребенка;
чуваш. – ломать спину нерожденного жеребенка;
Значение «быть в ярости», «злиться»:
русск. – муха укусила; спустить собак; лаять как собака;
башк. – какая пчела укусила;
хант. – в перевернутой шкуре; собаку сорокой сделать.
Значение «врать»:
русск. – врет как сивый мерин; хитрый как лиса; скользкий как уж;
башк. – хитрая лиса.
Значение «глупый»:
русск. – как баран на новые ворота; овца бестолковая; мозги как у курицы;
башк. – как баран на новые ворота.
Значение «нечистоплотный»:
русск. – свинья грязь найдет;
башк. – свинья грязь найдет;
лезг. – собака грязь найдет.
Значение «обидеться»:
русск. – бычиться;
хант. – смотреть бычьими глазами;
лезг. – как нападающий кабан.
Значение «быть неуживчивым, постоянно ссориться»:
русск. – как кошка с собакой; как два медведя в одной берлоге;
башк. – как кошка с собакой;
лезг. – как кошка с собакой.
Вывод. На основании сопоставления (Приложение 1) мы убедились, что во фразеологизмах с наименованием животных, характеризующих человека, в языках русского, хантыйского, татарского, башкирского и лезгинского народов преобладает негативная оценка (примеров с негативной оценкой 9, с нейтральной – 1). Возможно, это объясняется тем, что положительную оценку личности легче дать, не прибегая к метафоризации. Причиной преобладания негативных зоохарактеристик можно считать также и то, что за норму языковой оценки принимается нейтральный момент социальной оценки.
Задача обобщить полученные факты и закономерности и сформулировать выводы представляет известную трудность. На этом этапе работы над текстом исследователь более всего нуждается в помощи научного руководителя. Нужно иметь в виду, что выводы должны кратко излагать факты и закономерности, полученные в ходе исследования; в них не должно быть привнесено ни соображений, оснований для которых нет в исследовании, ни излишней риторики, призванной украсить финал. Если работа проводилась четко по задачам, поставленным для достижения цели, то выводы будут обязательно соотнесены с этими задачами, целью исследования и, разумеется, с формулировкой темы исследования.
Примеры
Выводы в работе Алии Г. (9-й класс) «Аббревиатуры»: Мы провели опрос среди учащихся 9 классов на понимание значения аббревиатур. Было предложено 20 часто встречающихся аббревиатур. В результате опроса выяснилось, что даже сокращение РФ понимает только 90% опрошенных, а исторические аббревиатуры – 1% (Приложение 3).
В своей работе мы рассмотрели историю, способы образования и область употребления аббревиатур и пришли к следующим выводам:
-
Аббревиатуры возникли в Древнем Риме и Древней Греции для сбережения места и времени. В России аббревиатуры возникают и начинают активно использоваться в начале XX века в связи с коренными изменениями в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны. Многие аббревиатуры уже прочно вошли в наш язык и живут в нём на правах обычных слов.
-
Основная задача аббревиатур – это экономия речи и письменного текста.
-
В русском языке преобладают инициальные аббревиатуры и сложносокращенные слова.
-
Аббревиатуры используются чаще всего в научной литературе, в названиях учреждений.
-
В связи с употребительностью аббревиатур создано множество соответствующих словарей.
Итак, написание собственно текста исследовательской работы в целом завершено. Научному руководителю и исследователю еще предстоят редакторская правка и окончательное оформление исследовательской работы для представления на конференции и конкурсе. Вот основные части правильно оформленной работы.
1. Титульный лист, на котором указывается вверху название конференции, посередине — название работы, чуть ниже — фамилия, имя, отчество исследователя и научного руководителя, название учебного заведения, на базе которого было выполнено исследование, и на самой нижней строке — место и год написания работы.
2. Введение, в котором обязательно ставятся цели и задачи исследования. Иногда выдвигаются дополнительные требования: сформулировать гипотезу, предмет и объект исследования, актуальность работы.
3. Исследовательская часть, которая включает в себя описание метода исследования и собственно анализ языкового материала, обработанные и представленные в виде текста, таблиц, графиков, диаграмм и пр. результаты исследования.
4. Выводы.
5. Список литературы .
6. Приложение, которое может содержать собранный в ходе исследования языковой материал, организованный как список или словарик; редкие иллюстрации, например, из учебников русского языка XVIII века, фотографии говорящих при исследовании невербального поведения в различных ситуациях и другие материалы, непосредственно относящиеся к проведению исследования. Обратите внимание: широко доступные художественные тексты нет необходимости включать в приложение, в то время как никогда не публиковавшиеся архивные тексты, специально для работы расшифрованные записи живой разговорной речи могут быть приложены к тексту исследовательской работы.
Советуем уточнить, какие требования к оформлению письменной работы выдвигают организаторы той или иной конференции (конкурса). Обычно это можно узнать на официальных сайтах или в информационных листках.
Скорее всего, окончив (или почти окончив) работу над текстом, нужно будет подготовить «свернутый» вариант: тезисы или еще более краткий текст — аннотацию. Ее главная цель — дать краткую характеристику работы. Аннотация нужна организаторам конференции, чтобы распределить выступающих по тематическим секциям.
Формы представления исследовательских работ весьма многообразны: устный доклад, собеседование, стендовый доклад, видеопрезентация, компьютерная презентация. Мы остановим внимание на двух из них: докладе — традиционной и наиболее часто встречающейся форме и наиболее современной, актуальной и универсальной — компьютерной презентации. И та и другая форма требуют специальной подготовки, на которую научный руководитель должен обратить серьезное внимание. Для школьников, особенно учащихся средней школы, развернутое устное монологическое выступление на лингвистическую тему сопряжено со значительными затруднениями, поэтому целесообразно поговорить на занятиях об особенностях восприятия устной речи, специальных риторических приемах удержания внимания и, конечно, провести репетицию выступления.
На устный доклад обычно отводится не более 10 минут. Поэтому следует остановиться на самом главном: обосновании выбора темы, кратком обзоре литературы, собственно исследовательской части и выводах. Имеет смысл подготовить специальный вариант текста «для произнесения»: он должен легко восприниматься на слух, поэтому следует удалить тяжеловесные синтаксические конструкции, заменив их более короткими, использовать риторические вопросы, четко выстроить композицию выступления. Значительно сокращенная, работа не должна при этом потерять аргументированность. Рационально использовать иллюстративный материал: схемы, таблицы, примеры слов или фрагменты текста, которые демонстрируют исследовательскую методику и результаты.
Компьютерные презентации наглядны и информативны. Их удобно создавать с помощью программы Microsoft Роwer Роint. Она позволяет демонстрировать текст, графики, рисунки, видеофрагменты в заданной или произвольной последовательности, со звуком или без него.
Презентации делаются по определенным правилам. Обычно для 10-минутной презентации достаточно 8—12 слайдов, которые располагаются следующим образом:
• «титульный лист», на котором указываются название работы, авторы, руководители, название учебного заведения;
• цель и задачи работы;
• описание метода исследования;
• основные результаты и их объяснение;
• выводы;
• перспективы дальнейшей работы по этой теме;
• список литературы (шире — источников);
Можно также указать в презентации актуальность работы, исходную гипотезу, возможное практическое применение результатов, добавить благодарности.
Как и умение делать устное сообщение по теме исследования, умение создать и представить компьютерную презентацию — универсальный навык, необходимый во всех образовательных областях.
Оценка учебно-исследовательской работы
Критерии, которые выдвигаются на заочном конкурсе детских и юношеских исследовательских работ «Юность. Наука. Культура» (Обнинская конференция)1:
• Исследовательский характер работы.
• Новизна исследования.
• Актуальность работы.
• Практическая и (или) теоретическая значимость.
• Грамотность и логичность изложения.
• Анализ литературы по теме.
Экспертами могут быть введены дополнительные критерии оценки. Решение экспертов доводится до сведения заявителей (указан срок).
Программа экспертизы продуктов исследовательской деятельности учащихся2
Параметры |
Уровень развития низкий |
Самостоятельных средний |
Исследовательских действий высокий |
Анализ литературы по теме исследования. |
Описательный обзор 1 —2 литературных источников. |
Описательный обзор значительного (4 и более) количества литературных источников с элементами анализа |
Аналитический обзор значительного количества (4 и более) литературных источников |
Освоение и применение приемов исследовательской деятельности. |
Применение существующих методов и приемов исследовательской деятельности по имеющемуся образцу. |
Адекватное, но недостаточно полное самостоятельное использование методов и приемов исследовательской деятельности. |
Адекватный, исчерпывающий задачи исследования арсенал методов и приемов исследовательской деятельности. |
Разработка специальных средств для исследовательской деятельности (компьютерные программы, модели и пр.). |
Разработанные средства являются аналогами уже существующих. |
Разработанные средства пригодны лишь для целей данного исследования. |
Разработанные средства пригодны для использования другими авторами в аналогичных исследованиях и приближаются к уровню профессионально разрабатываемых. |
Степень разработки исследовательской проблемы. |
Описание выполненных исследовательских действий без анализа полученной информации. |
Частичный анализ и интерпретация полученной информации в ходе исследовательских действий. |
Наличие анализа всей полученной информации с адекватными логическими выводами. |
Качество оформления работы. |
Отсутствие логических переходов между частями работы, несоблюдение стандартов оформления. |
Наличие отрывочных, недостаточно оправданных сведений, неполное соблюдение стандартов оформления |
Связное изложение содержания проведенного исследования с соблюдением принятых стандартов. |
1Опубликованы на официальном сайте.
Все исследователи признают, что так или иначе исследование языка поможет им в дальнейшем: в процессе получения образования (в том числе для продолжения образования в школе и в вузе по филологическому и нефилологическому профилю); «в жизни» (в основном для успешной коммуникации и более глубокого понимания художественной литературы).
Таким образом, учебно-исследовательская работа по русскому языку имеет серьезный образовательный потенциал.
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Подготовка к всероссийским итоговым проверочным работам обучающихся 4 классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО