В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Педагогические условия индивидуализации младшего школьника

Педагогические условия индивидуализации младшего школьника

Елена Кин
Тип материала: другое
просмотров: 4505
Краткое описание
Обобщить опыт работы по теме самообразования.
Описание
Педагогические условия индивидуализации младшего школьника. Одно из самых ценных человеческих качеств — индивидуальность. Оно приобретается от рождения, «дается судьбой» и развивается искренностью. Д.С. Лихачев. Условия возникновения и становления опыта: Новые общественные отношения, связанные с изменениями в государственно-политической, экономической, духовной жизни, требуют от школы подготовки человека, наделенного ярким творческим потенциалом, ставящего перед собой новые вопросы, пересматривающего существующие в культуре представления, а иногда и ценности общества; создающего в своем внутреннем видении новую систему отношений, в соответствии с которой он и будет планировать собственную деятельность самостоятельно, активно и творчески. Современная концепция общеобразовательной школы утверждает, что школа уже не имеет права ограничивать свои функции обучением предметам. Главное ее предназначение — создание для каждого ребенка благоприятных условий для всестороннего развития его способностей и таланта, целенаправленного проявления его индивидуальности. Реформирование системы образования, переход от традиционного подхода в учебно-воспитательном процессе к деятельностному, от режима функционирования к режиму развития и саморазвития свидетельствуют о реальной потребности обращения к проблеме индивидуализации обучения. Актуальность и перспективность развития данного опыта. Актуальность и перспективность данной проблемы определяется еще и тем, что провозглашаемые современным обществом идеи гуманизации отношений, свободы, возрождения духовности позволяют иначе взглянуть на сущность понятия «индивидуализация» с целью определения истинных ценностей и расстановки новых акцентов в системе образования. Школа твердо остается на позициях формирования личности, развития социальной сущности человека. При этом реальная практика общественного развития и состояние учебно-воспитательного процесса (классно-урочная система обучения) показывают неспособность современной школы затормозить стандартизацию и приостановить «потерю личностью собственной индивидуальности». Особенно серьезно данную проблему следует отнести к начальной школе, где закладываются первые существенные основы отношения к обучению, к окружающему миру и к себе самому. Таким образом, возникает существенное противоречие между потребностью общества в проявлении и развитии индивидуальности учащихся и отсутствием соответствующих условий для этого развития в реальной практике начальной школы в рамках классно-урочной системы. Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия индивидуализации обучения и воспитания младших школьников? (В решении данной проблемы заключается цель исследования). Объект исследования — целостный педагогический процесс в начальной школе.  Предметом исследования являются педагогические условия индивидуализации обучения и воспитания в начальной школе. В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом были определены задачи исследования: 1. Выявить сущность индивидуализации в современном научно-педагогическом знании; 2. Определить и обосновать совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективность индивидуализации младших школьников 3. Подобрать диагностики для определения индивидуальных (специальных) особенностей; 4. Представить достижения результатов учащихся на разных уровнях в рамках содержания деятельности по индивидуализации. Гипотеза исследования: процесс индивидуализации обучения и воспитания младших школьников будет реализован и эффективен, если будут созданы следующие педагогические условия: ·  определены специальные способности младшего школьника; · создана образовательная среда как совокупность внешних факторов, способствующих активному и творческому проявлению индивидуальности; · реализована творческая направленность коммуникативной деятельности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности; · организовано стимулирование учеников к осуществлению творческой деятельности на уроке и вне урока (представление результатов на разных уровнях). Теоретическое обоснование опыта (теории, законы, закономерности, принципы обучения и воспитания) Теоретическую базу исследования составили труды известных деятелей науки, занимавшихся исследованием проблемы индивидуального подхода (Н.B. Виноградова, В.М. Галузинский, и др.); вопросов творчества и творческой деятельности (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев); развития творческой активности (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, А.А. Кирсанов, А.Э. Санько и др.); формирования способностей (И.В. Барыкина, В.А. Крутецкий, и др.).  Индивидуализация — это процесс реализации индивидуального подхода, обусловливающего необходимость организации учебной и воспитательной деятельности, направленной на развитие индивидуальности как нравственной ценности. В качестве требований воспитания, ориентированного на реализацию индивидуального подхода к младшему школьнику, избираются следующие принципы построения воспитательного взаимодействия: -целостности (человек в своем единстве и целостности должен выступать предметом воспитания, педагог должен направлять свои усилия на обеспечение развития ребенка как сложной и целостной системы). бинарности (бинарный -двойной, формирование индивидуальности происходит под воздействием двух главных взаимодейтсвующих факторов — наследственности и среды, также под бинарностью подразумевается и двуединство в процессе воспитания деятельности педагога и активности ребенка, об этом пишут такие ученые, как М.И. Рожков и Л.В. Байбородова.) доминанты (создатель учения о доминанте академик А.А. Ухтомский считал возможным применение данного термина не только в рамках физиологии, но и при изучении жизни человека, включая его интеллектуальную и духовно-нравственную стороны, этот принцип требует от педагога внимательного изучения учащихся, их поступков, что способствует выявлению доминантных состояний у детей. «Если плохо дается русский язык, а хорошо математика, то дополнительно надо заняться именно математикой, — пишет А.И.Кочетов. Доминантные стороны, как правило, являются одновременно и наиболее сильными, обеспечивающими успех в жизни и развитии того или иного человека). принцип вариативности ( известный российский педагог в начале прошлого века писал: „Каждый ребенок предполагает свою особую систему воспитания (сколько существует детей, столько существует и систем воспитания“. Поэтому учителю необходимо иметь более отчетливые представления об индивидуальной траектории жизнедеятельности и развития каждого ребенка. Индивидуализация предполагает выбор, а значит, становится возможным развитие индивидуальных способностей). принцип творческой активности (ученый Ю.А.Гагин, исследующий проблему творческой активности пишет так: „В наших исследованиях к сущностным элементам индивидуальности, посредством которых происходит реализация творческой активности, отнесены творчество и общение. Этот принцип обращает внимание педагога на необходимость проектирования и создания условий для проявления и развития креативных способностей учащихся, на стимулирование у них желания стать субъектами индивидуального и коллективного жизнетворчества). -принцип рефлексивности (“Индивидуальность рождается вместе с развитием рефлексии» — так кратко и точно охарактеризовали Н.Н.Михайлова и С.М. Юсфин одну из закономерностей процесса становления человеческой индивидуальности. Ведь без формирования внутреннего Я, цементирующего уникальность структуры индивида, трудно представить возможность обретения человеком своей индивидуальности). Также для учета перспектив индивидуализации младшего школьника следует хорошо представлять себе объективные законы развития и саморазвития ребенка, проходящего, по мнению ученых, в своем становлении три основные ступени: — освоение норм и правил актуальной культуры; — реализация индивидуальных способностей в разнообразных видах жизнедеятельности; -активное участие в сотрудничестве с другими людьми. Учитывая эти закономерности, были определены педагогические условия индивидуализации младшего школьника, при этом был применен комплекс методов: теоретический анализ педагогической, психологической литературы; изучение и анализ педагогического опыта в области индивидуализированного обучения; эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседа); методы статистической обработки данных. Сущность опыта, его технологии, преимущества. Педагогические условия реализации индивидуализации младшего школьника. 1. Определение специальных способностей. 2. Организация деятельности с учетом этих способностей. 3. Представление результатов на разных уровнях. Для реализации первого условия были подобраны методики педагогической диагностики по данной проблеме: методика диагностики общей одаренности педагогом, методика определения склонностей ребенка, карта интересов для младших школьников. Проанализировав диагностические данные на основе представленных методик, выявились следующие сферы: (методики прилагаются) математика и техника – 3 ч -12% гуманитарная сфера- 7 – 27% художественная деятельность -7 — 27%  физкультура и спорт — 4 – 15% коммуникативные интересы (общение и лидерство) — 5- 19% Содержание деятельности с учетом этих способностей строится на основе технологии саморазвития личности учащегося Алексея Алексеевича Ухтомского – Германа Константиновича Селевко, в основе которой лежат идеи развивающего обучения Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, при этом дополняются существенно новыми. Тип управления учебно-воспитательным процессом по данной технологии предполагает систему малых групп и самоуправление, что активно использую в своей работе. Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий строится на основе педагогики сотрудничества и личностно-ориентированного подхода. Структура технологии саморазвития личности: 1. Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития. 2. Участие личности в самостоятельной и творческой деятельности, дающей опыт успеха и тренинг достижений. 3. Адекватные уклад жизнедеятельности, стиль и методы внешних воздействий; условия обучения и воспитания. При выстраивании содержания образования по проблеме индивидуализации младшего школьника были использованы подходы в воспитании на основе технологии саморазвития личности деятельностный подход в воспитании(формирование практических умений и навыков самосовершенствования, использование продуктивных творческих приёмов деятельности, возможность организации самостоятельной творческой работы, создание продукта собственного труда, « Каждый ребёнок может творить и будет замечен», направленность на успешную социализацию личности
( формирование осознанного поведения в обществе, включенность в творческую деятельность в учреждениях дополнительного образования, сотрудничество с родителями).
При планированиивоспитательной работы учитывались склонности детей, принцип бинарности (когда планирование идет не от воспитательной работы школы, городских мероприятий, хотя и это учитывается, но и от потребностей самих учащихся). На основе бесед и анкетирований появилась возможность определить общие тенденции и специфические маршруты развития у учеников класса. Я делаю для себя пометки о возможных индивидуальных поручениях, соответствующих особенностям характера, интересам, о школьных и городских мероприятиях, в которых могут принять участие ученики класса, поскольку их занятия в кружках и секциях связаны с достижениями в той или иной сфере. В нашем коллективе поощрались самые разнообразные творческие идеи, так как иногда спонтанность, незаорганизованность способствуют неожиданному раскрытию талантов и способностей ребенка. Развитие индивидуальности является нравственной ценностью, как было уже сказано ранее, поэтому для развития этого процесса была важна работа по самопознанию, рефлексии. Для решения этой задачи в своей деятельности использовала программу Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я». Данная программа также помогает в поиске ресурсов ребенка, в преодолении школьных трудностей, формирует веру в себя и свои возможности, то есть формирует у ребенка здоровый образ жизни (эмоционально и психически), помогает в социальной адаптации ученика. Одним из важнейших элементов системы воспитания, ориентированной на развитие индивидуальности, является деятельность педагога по оказанию помощи ребенку в решении значимой для него проблемы. В своей работе опиралась на памятку «Осуществление педагогической поддержки ребенка в решении личностно значимой для него проблемы» (приложение) — пояснить на примере работы с Коноваловым — (от поведения к выявлению интересов, самопрезентация увлечений, проведение опытов, все это привело к занятиям в ЦДЮНТТ — моделирование и конструирование) — направление «техника». Были созданы условия для проявления способностей в сфере физкультура и спорт (походы, президентские состязания, индивидуальные достижения на спортивных занятиях во внеурочное время (грамоты, фото), организация и проведение классных часов этими детьми на разные темы о здоровом образе жизни). Школьный уровень – 100% Городской уровень – 50% общения и лидерства (разработка и систематическое издание собственной классной газеты «Светлячок», мастерская чердачных игрушек — выход на научно-практическую конференцию «Шаг в будущее, Юниор!» — 1 место, участие в творческих мероприятиях города — Субботина (результативность на слайд), конкурс фокусников, кукольный театр, самостоятельная организация и проведение классных праздников — самодеятельное и самоуправленческое начало в коллективе, проведение состязательных конкурсов (фото с «Ученик класса»), создание портфолио, всероссийский конкурс занковцев. Школьный уровень участия – 100% Городской уровень – 40% Российский уровень – 70% художественных способностей: привлечение детей для участия в конкурсах художественной направленности, проектную деятельность (Солнечная система, выпуски газет «Светлячок») социальное партнерство с библиотеками города, картинной галереей), целенаправленная работа по посещению художественных школ при учебном заведении и городских художественных школ, школу искусств, создание поздравительных плакатов и открыток и т.д. Результаты: Школьный уровень участия — 100% Городской уровень участия в конкурсах – 100% Всероссийский уровень – 40% Гуманитарная, математика и техника — интеллектуальная сфера (участие в олимпиадах, конкурсах, разработка ИОП, представление на разных уровнях, разработка и проведение интеллектуальных конкурсов, выпуск сборников творческих работ, как индивидуальных, так и совместных, занятия при новосибирском центре продуктивного обучения, занятия в ЦДЮНТТ, создание сборника сказок. Школьный уровень участия – 100% Городской уровень участия – 40% Всероссийский уровень – 85 % В конце первого и последнего учебных лет была проведена диагностика по изучению удовлетворенности учащихся таковой деятельностью (использована адаптированная методика, разработанная А.А. Андреевым)
Уровень удовлетворенности 2008 год 2011 год
Высокий уровень 27 % 45 %
Средний уровень 53 % 55 %
Низкий уровень 20 % 0 %
Преподаватели среднего звена отмечают хорошую развитость навыков самостоятельной работы, креативность учащихся, склонность учащихся к литературному и художественному творчеству, умение организовать свою деятельность с целью достижения результата, умение детей предъявить результат деятельности, что ещё раз подтверждает гипотезу о том, что выбранные педагогические условия были определены верно и являются эффективными. Преимущества данного опыта — активное участие детей и уровень их удовлетворённости, успешность. Выводы о результатах и критерии оценки. 1.Критерием проявления индивидуальности в ходе реализации педагогических условий обучения и воспитания является творческая активность как совокупность и гармоничное проявление духовной, эмоциональной и интеллектуальной активности ученика, направленной на осознание и выражение своей индивидуальности. 2. Умение организовать свою деятельность для получения результата и его предъявление. Трудности, возникшие при изучении данной проблемы: 1. Неравномерность процесса развития детей может стать причиной построения ложных умозаключений об индивидуальных особенностях школьника, его способностях и возможностях. 2. Индивидуальность, как система, в период детства находится в стадии зарождения и становления. А это означает, что наиболее характерные ее черты еще не проявляются столь ярко и заметно, как в период зрелости (расцвета). 3. Препятствием в процессе объективной и достоверной информации об индивидуальности ребенка нередко выступают субъективные представления учителя об ученике, которые сложились еще до проведения диагностического исследования. 4. В определении объективных методик для мониторинга. Преодолеть эти трудности нелегко, но возможно: 1. По всей вероятности, выбор критериев в качестве мерила сформированности индивидуальности ребенка и эффективного влияния педагогических условий на воспитание и развитие учащихся должен быть связан с основными компонентами индивидуальности, при этом критерии должны отражать исследование эффективности педагогических условий (высокие достижения в одном или нескольких видах деятельности — креативность; нравственная направленность, способность к рефлексии). Мы использовали рефлексивные методики и фиксировали успешность детей по предъявленным итоговым работам. Существуют и другие методики, но наши исследования не имели целью изучить все имеющиеся в науке методики на сегодня по данному аспекту. Набор нашего инструментария скромен. Но и он позволяет предоставить результаты и предъявить их. Заключение Требования современного общества в воспитании человека, наделенного неповторимыми индивидуальными качествами, способного к самостоятельному определению своей жизненной позиции, привели к необходимости обращения к проблеме индивидуализации и раскрытия ее сущности. Процесс индивидуализации предусматривает совершенствование содержания образования, модернизацию методики преподавания и изменение организационных форм обучения, где, прежде всего, будут учитываться индивидуально-психологические особенности учеников. Перспективы дальнейшего развития и совершенствования данного опыта. Данная работа не претендует на всестороннее рассмотрение всех аспектов проблемы индивидуализации обучения, однако доказывает актуальность и результативность обращения к проблеме, что говорит о необходимости дальнейшего изучения вопросов индивидуализации по следующим направлениям: осуществление процесса индивидуализации средствами учебных предметов; совершенствование диагностики развития индивидуальности для внедренияв практику работы общеобразовательных учреждений

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
1 Творческий отчет педагогичесие условия индивидуализации.rtf Скачать

12





Педагогические условия индивидуализации младшего школьника.

Одно из самых ценных человеческих качеств - индивидуальность . Оно приобретается от рождения, "дается судьбой" и развивается искренностью.

Д.С. Лихачев.

Условия возникновения и становления опыта:

Новые общественные отношения, связанные с изменениями в государственно-политической, экономической, духовной жизни, требуют от школы подготовки человека, наделенного ярким творческим потенциалом, ставящего перед собой новые вопросы, пересматривающего существующие в культуре представления, а иногда и ценности общества; создающего в своем внутреннем видении новую систему отношений, в соответствии с которой он и будет планировать собственную деятельность самостоятельно, активно и творчески.

Современная концепция общеобразовательной школы утверждает, что школа уже не имеет права ограничивать свои функции обучением предметам. Главное ее предназначение — создание для каждого ребенка благоприятных условий для всестороннего развития его способностей и таланта, целенаправленного проявления его индивидуальности.

Реформирование системы образования, переход от традиционного подхода в учебно-воспитательном процессе к деятельностному, от режима функционирования к режиму развития и саморазвития свидетельствуют о реальной потребности обращения к проблеме индивидуализации обучения.

Актуальность и перспективность развития данного опыта.

Актуальность и перспективность данной проблемы определяется еще и тем, что провозглашаемые современным обществом идеи гуманизации отношений, свободы, возрождения духовности позволяют иначе взглянуть на сущность понятия «индивидуализация» с целью определения истинных ценностей и расстановки новых акцентов в системе образования.

Школа твердо остается на позициях формирования личности, развития социальной сущности человека. При этом реальная практика общественного развития и состояние учебно-воспитательного процесса (классно-урочная система обучения) показывают неспособность современной школы затормозить стандартизацию и приостановить «потерю личностью собственной индивидуальности». Особенно серьезно данную проблему следует отнести к начальной школе, где закладываются первые существенные основы отношения к обучению, к окружающему миру и к себе самому. Таким образом, возникает существенное противоречие между потребностью общества в проявлении и развитии индивидуальности учащихся и отсутствием соответствующих условий для этого развития в реальной практике начальной школы в рамках классно-урочной системы.

Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия индивидуализации обучения и воспитания младших школьников? (В решении данной проблемы заключается цель исследования).

Объект исследования — целостный педагогический процесс в начальной школе.

Предметом исследования являются педагогические условия индивидуализации обучения и воспитания в начальной школе.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом были определены задачи исследования:

1. Выявить сущность индивидуализации в современном научно-педагогическом знании;

2. Определить и обосновать совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективность индивидуализации младших школьников

3. Подобрать диагностики для определения индивидуальных (специальных) особенностей;

4. Представить достижения результатов учащихся на разных уровнях в рамках содержания деятельности по индивидуализации.



Гипотеза исследования: процесс индивидуализации обучения и воспитания младших школьников будет реализован и эффективен, если будут созданы следующие педагогические условия:

  • определены специальные способности младшего школьника;

  • создана образовательная среда как совокупность внешних факторов, способствующих активному и творческому проявлению индивидуальности;

  • реализована творческая направленность коммуникативной деятельности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности;

  • организовано стимулирование учеников к осуществлению творческой деятельности на уроке и вне урока (представление результатов на разных уровнях).

Теоретическое обоснование опыта (теории, законы, закономерности, принципы обучения и воспитания)

Теоретическую базу исследования составили труды известных деятелей науки, занимавшихся исследованием проблемы индивидуального подхода (Н.B. Виноградова, В.М. Галузинский, и др.); вопросов творчества и творческой деятельности (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев); развития творческой активности (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, А.А. Кирсанов, А.Э. Санько и др.); формирования способностей (И.В. Барыкина, В.А. Крутецкий, и др.).

Индивидуализация - это процесс реализации индивидуального подхода, обусловливающего необходимость организации учебной и воспитательной деятельности, направленной на развитие индивидуальности как нравственной ценности.

В качестве требований воспитания, ориентированного на реализацию индивидуального подхода к младшему школьнику, избираются следующие принципы построения воспитательного взаимодействия:

-целостности (человек в своем единстве и целостности должен выступать предметом воспитания, педагог должен направлять свои усилия на обеспечение развития ребенка как сложной и целостной системы).

- бинарности (бинарный -двойной, формирование индивидуальности происходит под воздействием двух главных взаимодейтсвующих факторов - наследственности и среды, также под бинарностью подразумевается и двуединство в процессе воспитания деятельности педагога и активности ребенка, об этом пишут такие ученые, как М.И. Рожков и Л.В. Байбородова.)

- доминанты (создатель учения о доминанте академик А.А. Ухтомский считал возможным применение данного термина не только в рамках физиологии, но и при изучении жизни человека, включая его интеллектуальную и духовно-нравственную стороны, этот принцип требует от педагога внимательного изучения учащихся, их поступков, что способствует выявлению доминантных состояний у детей. "Если плохо дается русский язык, а хорошо математика, то дополнительно надо заняться именно математикой, - пишет А.И.Кочетов. Доминантные стороны , как правило, являются одновременно и наиболее сильными, обеспечивающими успех в жизни и развитии того или иного человека).

- принцип вариативности ( известный российский педагог в начале прошлого века писал: "Каждый ребенок предполагает свою особую систему воспитания (сколько существует детей, столько существует и систем воспитания". Поэтому учителю необходимо иметь более отчетливые представления об индивидуальной траектории жизнедеятельности и развития каждого ребенка. Индивидуализация предполагает выбор, а значит, становится возможным развитие индивидуальных способностей).

- принцип творческой активности (ученый Ю.А.Гагин, исследующий проблему творческой активности пишет так: "В наших исследованиях к сущностным элементам индивидуальности, посредством которых происходит реализация творческой активности , отнесены творчество и общение. Этот принцип обращает внимание педагога на необходимость проектирования и создания условий для проявления и развития креативных способностей учащихся, на стимулирование у них желания стать субъектами индивидуального и коллективного жизнетворчества).

-принцип рефлексивности ("Индивидуальность рождается вместе с развитием рефлексии" - так кратко и точно охарактеризовали Н.Н.Михайлова и С.М. Юсфин одну из закономерностей процесса становления человеческой индивидуальности. Ведь без формирования внутреннего Я, цементирующего уникальность структуры индивида, трудно представить возможность обретения человеком своей индивидуальности).

Также для учета перспектив индивидуализации младшего школьника следует хорошо представлять себе объективные законы развития и саморазвития ребенка, проходящего, по мнению ученых, в своем становлении три основные ступени:

- освоение норм и правил актуальной культуры;

- реализация индивидуальных способностей в разнообразных видах жизнедеятельности;

-активное участие в сотрудничестве с другими людьми.

Учитывая эти закономерности, были определены педагогические условия индивидуализации младшего школьника, при этом был применен комплекс методов: теоретический анализ педагогической, психологической литературы; изучение и анализ педагогического опыта в области индивидуализированного обучения; эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседа); методы статистической обработки данных.

Сущность опыта, его технологии, преимущества.

Педагогические условия реализации индивидуализации младшего школьника.

1. Определение специальных способностей.

2. Организация деятельности с учетом этих способностей.

3. Представление результатов на разных уровнях.

Для реализации первого условия были подобраны методики педагогической диагностики по данной проблеме: методика диагностики общей одаренности педагогом, методика определения склонностей ребенка, карта интересов для младших школьников. Проанализировав диагностические данные на основе представленных методик, выявились следующие сферы: (методики прилагаются)

математика и техника – 3 ч -12%

гуманитарная сфера- 7 – 27%

художественная деятельность -7 - 27%

физкультура и спорт - 4 – 15%

коммуникативные интересы (общение и лидерство) - 5- 19%



Содержание деятельности с учетом этих способностей строится на основе технологии саморазвития личности учащегося Алексея Алексеевича Ухтомского – Германа Константиновича Селевко, в основе которой лежат идеи развивающего обучения Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, при этом дополняются существенно новыми. Тип управления учебно-воспитательным процессом по данной технологии предполагает систему малых групп и самоуправление, что активно использую в своей работе. Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий строится на основе педагогики сотрудничества и личностно-ориентированного подхода. Структура технологии саморазвития личности:

1. Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития.

2. Участие личности в самостоятельной и творческой деятельности, дающей опыт успеха и тренинг достижений.

3. Адекватные уклад жизнедеятельности, стиль и методы внешних воздействий; условия обучения и воспитания.

При выстраивании содержания образования по проблеме индивидуализации младшего школьника были использованы подходы в воспитании на основе технологии саморазвития личности

деятельностный подход в воспитании (формирование практических умений и навыков самосовершенствования, использование продуктивных творческих приёмов деятельности, возможность организации самостоятельной творческой работы, создание продукта собственного труда, « Каждый ребёнок может творить и будет замечен», направленность на успешную социализацию личности

( формирование осознанного поведения в обществе, включенность в творческую деятельность в учреждениях дополнительного образования, сотрудничество с родителями).

При планировании воспитательной работы учитывались склонности детей, принцип бинарности (когда планирование идет не от воспитательной работы школы, городских мероприятий, хотя и это учитывается, но и от потребностей самих учащихся). На основе бесед и анкетирований появилась возможность определить общие тенденции и специфические маршруты развития у учеников класса. Я делаю для себя пометки о возможных индивидуальных поручениях, соответствующих особенностям характера, интересам, о школьных и городских мероприятиях, в которых могут принять участие ученики класса, поскольку их занятия в кружках и секциях связаны с достижениями в той или иной сфере. В нашем коллективе поощрались самые разнообразные творческие идеи, так как иногда спонтанность, незаорганизованность способствуют неожиданному раскрытию талантов и способностей ребенка.

Развитие индивидуальности является нравственной ценностью, как было уже сказано ранее, поэтому для развития этого процесса была важна работа по самопознанию, рефлексии. Для решения этой задачи в своей деятельности использовала программу Хухлаевой О.В. "Тропинка к своему Я". Данная программа также помогает в поиске ресурсов ребенка, в преодолении школьных трудностей, формирует веру в себя и свои возможности, то есть формирует у ребенка здоровый образ жизни (эмоционально и психически), помогает в социальной адаптации ученика.

Одним из важнейших элементов системы воспитания, ориентированной на развитие индивидуальности, является деятельность педагога по оказанию помощи ребенку в решении значимой для него проблемы. В своей работе опиралась на памятку "Осуществление педагогической поддержки ребенка в решении личностно значимой для него проблемы" (приложение) - пояснить на примере работы с Коноваловым - (от поведения к выявлению интересов, самопрезентация увлечений, проведение опытов, все это привело к занятиям в ЦДЮНТТ - моделирование и конструирование) - направление "техника".

Были созданы условия для проявления способностей в сфере физкультура и спорт (походы, президентские состязания, индивидуальные достижения на спортивных занятиях во внеурочное время (грамоты, фото), организация и проведение классных часов этими детьми на разные темы о здоровом образе жизни).

Школьный уровень – 100%

Городской уровень – 50%

общения и лидерства (разработка и систематическое издание собственной классной газеты "Светлячок", мастерская чердачных игрушек - выход на научно-практическую конференцию "Шаг в будущее, Юниор!" - 1 место, участие в творческих мероприятиях города - Субботина (результативность на слайд), конкурс фокусников, кукольный театр, самостоятельная организация и проведение классных праздников - самодеятельное и самоуправленческое начало в коллективе, проведение состязательных конкурсов (фото с "Ученик класса"), создание портфолио, всероссийский конкурс занковцев.

Школьный уровень участия – 100%

Городской уровень – 40%

Российский уровень – 70%

художественных способностей: привлечение детей для участия в конкурсах художественной направленности, проектную деятельность (Солнечная система, выпуски газет «Светлячок») социальное партнерство с библиотеками города, картинной галереей), целенаправленная работа по посещению художественных школ при учебном заведении и городских художественных школ, школу искусств, создание поздравительных плакатов и открыток и т.д.

Результаты:

Школьный уровень участия - 100%

Городской уровень участия в конкурсах – 100%

Всероссийский уровень – 40%

Гуманитарная, математика и техника - интеллектуальная сфера (участие в олимпиадах, конкурсах, разработка ИОП, представление на разных уровнях, разработка и проведение интеллектуальных конкурсов, выпуск сборников творческих работ, как индивидуальных, так и совместных, занятия при новосибирском центре продуктивного обучения, занятия в ЦДЮНТТ, создание сборника сказок.

Школьный уровень участия – 100%

Городской уровень участия – 40%

Всероссийский уровень – 85 %



В конце первого и последнего учебных лет была проведена диагностика по изучению удовлетворенности учащихся таковой деятельностью (использована адаптированная методика, разработанная А.А. Андреевым)

Уровень удовлетворенности

2008 год

2011 год

Высокий уровень

27 %

45 %

Средний уровень

53 %

55 %

Низкий уровень

20 %

0 %

Преподаватели среднего звена отмечают хорошую развитость навыков самостоятельной работы, креативность учащихся, склонность учащихся к литературному и художественному творчеству, умение организовать свою деятельность с целью достижения результата, умение детей предъявить результат деятельности, что ещё раз подтверждает гипотезу о том, что выбранные педагогические условия были определены верно и являются эффективными.

Преимущества данного опыта - активное участие детей и уровень их удовлетворённости, успешность.

Выводы о результатах и критерии оценки.

1.Критерием проявления индивидуальности в ходе реализации педагогических условий обучения и воспитания является творческая активность как совокупность и гармоничное проявление духовной, эмоциональной и интеллектуальной активности ученика, направленной на осознание и выражение своей индивидуальности.

2. Умение организовать свою деятельность для получения результата и его предъявление.



Трудности, возникшие при изучении данной проблемы:

1. Неравномерность процесса развития детей может стать причиной построения ложных умозаключений об индивидуальных особенностях школьника, его способностях и возможностях.

2. Индивидуальность, как система, в период детства находится в стадии зарождения и становления. А это означает, что наиболее характерные ее черты еще не проявляются столь ярко и заметно, как в период зрелости (расцвета).

3. Препятствием в процессе объективной и достоверной информации об индивидуальности ребенка нередко выступают субъективные представления учителя об ученике, которые сложились еще до проведения диагностического исследования.

4. В определении объективных методик для мониторинга.

Преодолеть эти трудности нелегко, но возможно:

1. По всей вероятности, выбор критериев в качестве мерила сформированности индивидуальности ребенка и эффективного влияния педагогических условий на воспитание и развитие учащихся должен быть связан с основными компонентами индивидуальности, при этом критерии должны отражать исследование эффективности педагогических условий (высокие достижения в одном или нескольких видах деятельности - креативность; нравственная направленность, способность к рефлексии).

Мы использовали рефлексивные методики и фиксировали успешность детей по предъявленным итоговым работам. Существуют и другие методики, но наши исследования не имели целью изучить все имеющиеся в науке методики на сегодня по данному аспекту. Набор нашего инструментария скромен. Но и он позволяет предоставить результаты и предъявить их.

Заключение

Требования современного общества в воспитании человека, наделенного неповторимыми индивидуальными качествами, способного к самостоятельному определению своей жизненной позиции, привели к необходимости обращения к проблеме индивидуализации и раскрытия ее сущности. Процесс индивидуализации предусматривает совершенствование содержания образования, модернизацию методики преподавания и изменение организационных форм обучения, где, прежде всего, будут учитываться индивидуально-психологические особенности учеников.

Перспективы дальнейшего развития и совершенствования данного опыта.

Данная работа не претендует на всестороннее рассмотрение всех аспектов проблемы индивидуализации обучения, однако доказывает актуальность и результативность обращения к проблеме, что говорит о необходимости дальнейшего изучения вопросов индивидуализации по следующим направлениям: осуществление процесса индивидуализации средствами учебных предметов; совершенствование диагностики развития индивидуальности для внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений.

1 Творческий отчет педагогичесие условия индивидуализации.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос