Урок развития речи "Чей домик"
Горшкова Оксана Геннадьевна
Владимирская обл.,г.Ковров
ГКСОУ СКОШИ VIII вида
Развитие речи
Урок в 3 классе(40 мин.)
Урок развития речи в 3 «А» классе по теме
«Чей домик?»
Цель: уточнение, активизация и актуализация словаря по лексической теме « Животные»
Задачи: уточнение и систематизация знаний о домашних и диких животных ( где живут, название детенышей животных, звукоподражание голосам животных);
совершенствование грамматического строя речи ( образование и употребление предлогов, притяжательных прилагательных);
совершенствование синтаксической стороны речи ( сложноподчиненные предложения);
автоматизация правильного произношения и дифференциация звуков в игровой деятельности;
развитие зрительного, слухового внимания и восприятия; артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Воспитание навыков сотрудничества в игре, взаимодействие, доброжелательности.
I Ход: Вводная часть.
1 Оргмомент: психогимнастика
С неба падают снежинки ( махи руками сверху вниз)
Как на сказочной картинке (руки описывают картину)
Будем их ловить руками (хватательные движения)
И покажем дома маме (руки вперед)
А вокруг лежат сугробы (руки описывают дуги)
Снегом замело дороги (движение руками слева направо и обратно)
Не завязнуть в поле чтобы (ходьба на месте)
Поднимаем выше ноги.
Вон лисица в поле скачет (прыжки)
Словно мягкий рыжий мячик.
Ну, а мы, идем (ходьба на месте)
И к себе приходим в дом (сели за парту)
2. Введение в тему урока.
У: Какое сейчас время года?
Д: Сейчас зима.
У: Назовите зимние месяцы?
Д: Декабрь, январь, февраль.
У: Закончите предложения: «Скоро закончится ……»
Д: Декабрь.
У: Расскажите о погоде.
Д: Сегодня морозная, ясная, снежная погода.
3. Сообщение темы урока. Целеполагание.
У: Сегодня на уроке игротерапии мы вспомним и расскажем все, что мы знаем о животных. Будем отвечать на вопросы полным ответом, четко и правильно проговаривать звуки и слова. Сделаем речевую разминку (музыкальное сопровождение):
Ра-ра-ра-ра-начинается игра
Са-са-са-са-в лесу бегает лиса
Су-су-су-су-белка прыгает в лесу
Жи-жи-жи-жи-вот под елочкой ежи
Цы-цы-цы-цы-мы ребята молодцы.
Ру-ру-ру-ру-продолжаем мы игру.
Дети возвращаются за парты.
II Основная часть урока
Показываю картинки с животными ( корова, кошка, собака, медведь, белка, заяц)
У:Каких животных вы видите?
Д: (перечисляют и показывают у доски) Я вижу вижу медведя. (и т.д.)
Игра «Лесная поляна»
Детям даются картинки с изображением частей тела (уши, лапы, хвост)
Вопросы к детям:
-Что ты видишь на картинке?
Д: Я вижу лапы медведя.
-Значит кто спрятался за деревом?
Д:Значит там медведь.
Аналогично с ушами и лапами.
У: Вспомним название детенышей животных. Играем в игру «Договори слово»
Игра «Договори слово»: (по мере чтения текста показываю соответствующие картинки)
Шла по лесу девочка
Вот с бельчонком ………(белочка)
Вот зайчиха и ………….(зайчонок)
Вот корова и …………..(теленок)
Вот ежиха и ………..(ежонок)
И без мамы………….(медвежонок)
У: А теперь посчитаем детенышей. Игра «Сколько детенышей»
Игра «Сколько детенышей» (показываю картинки с животными, помогаю сформулировать правильный ответ)
У: У кошки……. Д: Два котенка
У: У зайца….. Д: три зайчонка
У: У медведя…… Д: один медвежонок
У: У коровы….. Д: один теленок
У: У ежа…… Д: пять ежат
У: У зайца….. Д: пять зайчат
Физминутка: «Заинька». Хороводная игра с музыкальным сопровождением.
Заинька попляши, серенький попляши – дети идут по кругу
Вот так, вот так – попляши, вот так, вот так – попляши – дети делают «пружинки»
Заинька повернись, серенький повернись – дети идут по кругу
Вот так, вот так – повернись, вот так, вот так – повернись - дети поворачиваются вокруг себя
Заинька топни ножкой, серенький топни ножкой – дети идут по кругу
Вот так, вот так – топни ножкой, вот так вот так топни ножкой – дети топают ногой
Заинька поклонись, серенький поклонись – дети идут по кругу
Вот так, вот так поклонись, вот так, вот так поклонись – дети кланяются.
Игра «Угадай чей голос»
У: Сегодня к нам в гости пришли животные. Давайте послушаем и угадаем, кто из них пришел.
Звучит фонограмма голосов домашних животных. Дети угадывают и называют.
Диких животных угадывают по загадкам – описаниям.
У: Вы угадали правильно. Подойдите и возьмите игрушки, изображающие этих животных.
Игра – викторина «Вопросы и ответы»
У: Какие бывают животные?
Д: Дикие и домашние.
У: Где живут дикие животные?
Д: Дикие животные живут в лесу.
У: Где живут домашние животные?
Д: Домашние животные живут рядом с человеком (дома)
Выставляю две картинки «Дом» и «Лес». Прошу детей «поселить» игрушки животных в нужные домики. Даю инструкцию: посади медведя на стул, поставь белку справа от стула, посади собаку под стул, куда я поставила корову (дети отвечают в зависимости от выбранного места учителем).
Игра «Есть у каждого свой дом». Чтение текста сопровождаю показом картинок – домиков: нора, дупло, берлога.
У: У зайчат в лесу глухом
Есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.\
Спит в берлоге косолапый
До весны сосет там лапу.
Есть у каждого свой дом
Там тепло, уютно в нем.
У: У вас на столах лежат картинки с изображением животных. Поселите животных в нужные домики.
Дети выполняют задание.
У: Где живет заяц?
Д: Заяц живет в норе.
У: Нора зайца чья нора?
Аналогично задаю вопросы про другие домики.
III Итог урока.
У: У меня для вас есть сюрприз. Послушайте ( звучит песня с музыкальным сопровождением)
Довольна корова своими телятами
Кошка довольна своими котятами
Белка довольна своими бельчатами
А я довольна своими ребятами.
Литература:
Васильева С. А.,Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников.-М.: Школьная Пресса, 1999г.
Жукова Н. С.,Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников.-М.:Просвещения, 1973г.
Лалаева Р. И.Логопедическая работа в коррекционных классах.-М.:Владос, 1998г.
Морозова И. А.,Пушкарёва М. А. Ознокомление с окружающим миром.-Мозаика-Синтез-Москва 2007г.
Шевченко С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития.-Книга1,2.-М.: Школьная Пресса, 2004г.
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Формирование и отслеживание метапредметных результатов обучающихся в начальных классах
- Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС НОО