В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Урок по обучению грамоте «Буква ь» (1 класс)

Урок по обучению грамоте «Буква ь» (1 класс)

Наталия Скворцова
Тип материала: Урок
просмотров: 4899
Краткое описание
Знакомство со вторым способом обозначения мягкости согласных, с помощью  ь,
Описание
урок по обучению грамоте в 1 классе по программе «Гармония»

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19600 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
урок по обучению грамоте.doc Скачать

Урок в 1 классе

«Обучение грамоте

Тип: Открытие нового знания

Тема: Буква ь

Цель: развитие личности учащихся на основе освоения приобретённых знаний и универсальных учебных действий

Задачи:

Предметная

Знакомство со вторым способом обозначения мягкости согласных, с помощью ь,

Личностное развитие первоклассников:

появление у детей интереса к первой учебной книге, желание с её помощью учиться, приобретать знания и умения;

зарождение элементов самооценки, стремления преодолевать учебные затруднения;

формирование любознательности, а для её удовлетворения – стремления научиться хорошо читать, узнать мир книг и войти в него;

возникновение интереса к фактам языка и, как следствие, – к самому языку и его дальнейшему изучению;

Метапредметные учебные действия:

регулятивные:

по значкам-заголовкам, по заданиям (в словесной и графической форме) понимать, принимать и удерживать учебную задачу;

осознавать границы собственных знаний; на основе созданных в букваре ситуаций «открытого незнания» понимать перспективы дальнейшей учебной работы;

выполнять различные учебные действия, пользоваться при этом разными способами помощи, оценивать правильность выполнения действий другими, вносить необходимые коррективы; контролировать и оценивать свои действия;

познавательные:

разграничивать факты реальной действительности и слова как их названия;

осознавать звуки, соотношение звуков и букв, слова, речь (устную и письменную), речевое поведение как объекты специального наблюдения, выполнять применительно к ним операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подводить факты языка под освоенные понятия;

воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации; осваивать техническую сторону чтения как условие понимания читаемого;

осознанно читать, критически оценивать полученную информацию, соотносить её с собственным опытом, с ранее полученными знаниями;

понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, модельной; сравнивать информацию, представленную разными способами; переводить информацию, принятую в изобразительной и модельной формах в словесную;

коммуникативные:

осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей, в том числе чтение как способ общения с автором книги;

участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы речевого поведения, культуры речи; задавать вопросы, слушать собеседников, стремиться сделать свою речь понятной, стараться понять мысль другого;

понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания с учётом речевых задач;

вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению.

п/п

Этап урока

Ход урока


Формирование УУД

1

Организационный момент

Подготовка учащихся к работе на занятии


Коммуникативные УУД:

- вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками,

2

Подготовка к основному этапу занятия








1. По «ленте букв» хором прочитываете буквы гласных, указывающие на твёрдость, а затем на мягкость согласных.

- Звуковой анализ слова лоси, составьте звуковую схему, на наборном полотне слово сложите букв и прочитайте.

- Как обозначена мягкость согласного звука?

2. - Измените слово, назвав одно животное – лось. Составляете его звуковую схему, сравниваете с предыдущей и найдите отличие. (Нет четвёртого звука [и].)

3 Буквами набрать это слово без и. (Ребята набирают, читают) Получилось ли нужное слово? (Нет, напечатано лос.)

- Что же случилось: при чтении по звуковой схеме слово получается, а при составлении из букв – нет. Что именно мешает появлению задуманного слова? (Вместо мягкого согласного [с’]

на конце оказывается твердый.) Почему так вышло? (Букву и , обозначавшую мягкость, убрали.)

- Попробуем вернуть букву, но тогда опять меняется слово...

4. Как же поступить? Как «приказать» букве с на конце слова читаться мягко?

- Кто сможет открыть «тайну» нашего языка? ( поставить букву ь.) Прочитайте, выполняя отданную ею «команду».

ФИЗМИНУТКА

Познавательные УУД:

П1- Осознавать познавательную задачу

П2 – читать и слушать, извлекая нужную информацию,

-критически оценивать её, соотносить с имеющимися знаниями

3

Усвоение новых знаний и способов действий

- О чём нам говорит буква ь, если стоит на конце слова после буквы согласного?

- Обозначает ли эта буква какой-нибудь «свой» звук? Прочитайте то, что я буду показывать:

ь, нь, ть, ь, пь...

6. Работа по букварю.

- Расшифруйте запись в розовой рамке – такие обозначения ещё не встречались, об их смысле надо догадаться. (Буква ь не обозначает звука – ни гласного, ни согласного.)

- Зачем же такая буква нужна в языке?! Может быть, без неё можно обойтись?!

- Завершите звуковой анализ слов под картинками и подставьте нужные буквы.

Личностные УУД:

Л1- учебный познавательный интерес,


4

Первичная проверка понимания

*Последовательное чтение материалов с. 20–21 и беседу по ним.

* Пояснения слов лось, олень и лань. Лося и оленя можно различить по размерам и тяжести, по массивности, а также по форме рогов: у оленя (второй рисунок) они более лёгкие и ветвистые. Лань (третья картинка) – это разновидность оленей, быстрое, изящное животное. У ланей-самцов рога немного похожи на лопасти.

* Чтение пары слов

- Чем отличаются слова первого столбика и второго?

*- Составьте предложения «по заданию художника», Словами рисуйте понравившуюся вам рыбку, выразите своё отношение к её внешнему виду.

*Доскажите предложения.

Отметьте буквы безударных гласных.

- Вы заметили, что иногда буквы в словах такие же, как звуки, а иногда другие?» В слове карась на месте гласных звуков пишем то же, что слышим, а в словах олень, тополь на месте звука [а] пишем о.

ФИЗМИНУТКА.

Регулятивные УУД: (способность организовать свою деятельность)


5

Включение в систему знаний и повторение


- Прочитав пары слов мел – мель и др.,

- Почему, так важно правильно читать, а при письме верно обозначать звуки буквами.

- Скажите одно из слов, написанных с ь, послушайте себя, определите количество звуков и сравнить, совпадает ли оно с количеством букв. Если не совпадает, дайте объяснение, почему так происходит. (Можно распределить слова между группами учеников, а вывод сделать общий.)

* Ещё одно сопоставление букв на месте ударных и безударных гласных возможно при чтении пар слов на с. 21, оно поможет младшим школьникам начать замечать единство в написании слов

с одним значением.

* Постановка вопросов к словам, соотнесению вопросов и слов.

- Повторное чтение столбиков слов - выборочное:

- Выберите и читайте слова, отвечающие на вопрос– что делает ? или что делать

* Работа над текстовыми умениями

- Озаглавить картинку и текст. (после ответа на вопрос, о чём рассказывается, и установки

озаглавить так, чтобы…).

- Найдите место для предложения, данного под звёздочкой.

- Составьте предложения про Ваську

(Примеры: … решил тоже полакомиться рыбкой; … почуял рыбу и крадётся к ней; … Вот хитрец! Вот проказник! Вот что придумал!..)


Личностные УУД:

-готовность преодолевать трудности.

6

Рефлексия

- В предложении под звёздочкой найти и показать ту букву, всего одну, из-за которой поставлена

звёздочка. (Это буква б .) У двух знакомых букв, е и ё, есть свой секрет, но о нём разговор

пойдёт в третьей четверти.

- Слова, имеющие ь в середине будем читаться и на следующем уроке.

- Оцените свою работу.

Урок полезен, всё понятно.

Лишь кое-что, чуть-чуть не ясно.

Ещё придётся потрудиться.

Да, трудно всё-таки учиться!


Регулятивные УУД: адекватно оценивать свои результаты











Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров