Воспитание культуры речи
Краткое описание
Задача воспитания навыков культуры речи у учащихся – одна из серьезных задач, стоящих перед школой. Воспитание культуры устной речи составляет одно из направлений в общей системе работы по развитию речи.
Описание
Задача воспитания навыков культуры речи у учащихся – одна из серьезных задач, стоящих перед школой. Воспитание культуры устной речи составляет одно из направлений в общей системе работы по развитию речи.
Необходимо практикой обучения внушать детям мысль, что уровень знания языка – первый показатель обшей культуры человека. Главный тезис учителя русского языка можно формулировать кратко: обучая детей языку, их нужно учить речи.
Сегодня мы имеем чёткую установку на то, что учащимся необходимо овладеть нормами русского литературного языка, что это не менее важно, чем усвоение норм правописания. В сознании ученика должны соотноситься такие понятия, как культура, культура речи, культурный человек. У выпускника школы должно быть сформировано стремление овладеть правильной русской речью, ее нормативной стороной как одной из слагаемых того, что входит в понятия культура речи, культурный человек.
В современной лингвистике различают два уровня речевой культуры человека — низший и высший. Для низшего уровня, для первой ступени овладения литературным языком, достаточно правильности речи, соблюдения норм русского литературного языка.
Если человек не допускает ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в их образовании, а построении предложении, речь его мы называем правильной. Однако этого мало. Речь может быть правильной, но плохой, то есть не соответствовать целям и условиям общения. В понятие хорошей речи включаются как минимум три признака богатство, точность и выразительность.
Высокий уровень речевой культуры — неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь — задача каждого из нас. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложении. Нужно постоянно обогащать свои словарь, учиться чувствовать своего собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции.
А речь учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических ошибок и, как правило, невыразительна.
Воспитание культуры устной речи составляет одно из направлений в общей системе работы по развитию речи. Осуществляется оно с помощью методов наблюдения и анализа языковых явлений и самостоятельной работы учащихся в форме разнообразных упражнений.
Усвоение учащимися правильного литературного произношения – процесс сложный и длительный. Большое значение при этом имеет умение слушать и слышать, желание совершенствовать свою речь.
Очень важно создать атмосферу благожелательного отношения к вопросам орфоэпии в классе. На этом фоне развертывается повседневная работа по исправлению орфоэпических ошибок. Ни одно нарушение правил литературного произношения не должно оставаться незамеченным. Систематическое исправление учащимися замеченных ими недочетов собственной речи и речи других содействует формированию привычки обращать внимание на правильность произношения любого слова.
Не менее эффективным средством является индивидуальная работа с учащимися на уроке и во внеклассное время.
Воспитание произносительной культуры связано с обучением выразительному чтению. Необходимо учить школьников правильному интонированию, использованию в речи пауз и логического ударения, обращая внимание на то, что изменение интонации приводит к изменению смысла предложения. Работая с текстами классиков русской литературы, анализируя отдельные фрагменты ученических сочинений или «подслушанных» разговоров, школьники учатся следить за собственной речью, критически относиться к ней, «слышать» ошибки в речи окружающих.
Чтобы заинтересовать детей, часто обращаюсь к игровым формам работы.
Есть немало новых игр, которые открывают богатства языка.
Использую методы и приёмы, активизирующие групповую и индивидуальную работу учащихся:
· наблюдение за использованием языковых средств в различных ситуациях общения,
· проведение орфоэпических и грамматических практикумов.
Формы контроля за коммуникативными умениями и навыками по культуре речи, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения — тестовые задания, контрольные работы, ответы на вопросы, беседы, письменные творческие работы.
Необходимо практикой обучения внушать детям мысль, что уровень знания языка – первый показатель обшей культуры человека. Главный тезис учителя русского языка можно формулировать кратко: обучая детей языку, их нужно учить речи.
Сегодня мы имеем чёткую установку на то, что учащимся необходимо овладеть нормами русского литературного языка, что это не менее важно, чем усвоение норм правописания. В сознании ученика должны соотноситься такие понятия, как культура, культура речи, культурный человек. У выпускника школы должно быть сформировано стремление овладеть правильной русской речью, ее нормативной стороной как одной из слагаемых того, что входит в понятия культура речи, культурный человек.
В современной лингвистике различают два уровня речевой культуры человека — низший и высший. Для низшего уровня, для первой ступени овладения литературным языком, достаточно правильности речи, соблюдения норм русского литературного языка.
Если человек не допускает ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в их образовании, а построении предложении, речь его мы называем правильной. Однако этого мало. Речь может быть правильной, но плохой, то есть не соответствовать целям и условиям общения. В понятие хорошей речи включаются как минимум три признака богатство, точность и выразительность.
Высокий уровень речевой культуры — неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь — задача каждого из нас. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложении. Нужно постоянно обогащать свои словарь, учиться чувствовать своего собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции.
А речь учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических ошибок и, как правило, невыразительна.
Воспитание культуры устной речи составляет одно из направлений в общей системе работы по развитию речи. Осуществляется оно с помощью методов наблюдения и анализа языковых явлений и самостоятельной работы учащихся в форме разнообразных упражнений.
Усвоение учащимися правильного литературного произношения – процесс сложный и длительный. Большое значение при этом имеет умение слушать и слышать, желание совершенствовать свою речь.
Очень важно создать атмосферу благожелательного отношения к вопросам орфоэпии в классе. На этом фоне развертывается повседневная работа по исправлению орфоэпических ошибок. Ни одно нарушение правил литературного произношения не должно оставаться незамеченным. Систематическое исправление учащимися замеченных ими недочетов собственной речи и речи других содействует формированию привычки обращать внимание на правильность произношения любого слова.
Не менее эффективным средством является индивидуальная работа с учащимися на уроке и во внеклассное время.
Воспитание произносительной культуры связано с обучением выразительному чтению. Необходимо учить школьников правильному интонированию, использованию в речи пауз и логического ударения, обращая внимание на то, что изменение интонации приводит к изменению смысла предложения. Работая с текстами классиков русской литературы, анализируя отдельные фрагменты ученических сочинений или «подслушанных» разговоров, школьники учатся следить за собственной речью, критически относиться к ней, «слышать» ошибки в речи окружающих.
Чтобы заинтересовать детей, часто обращаюсь к игровым формам работы.
Есть немало новых игр, которые открывают богатства языка.
Использую методы и приёмы, активизирующие групповую и индивидуальную работу учащихся:
· наблюдение за использованием языковых средств в различных ситуациях общения,
· проведение орфоэпических и грамматических практикумов.
Формы контроля за коммуникативными умениями и навыками по культуре речи, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения — тестовые задания, контрольные работы, ответы на вопросы, беседы, письменные творческие работы.
25 февраля 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре