В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Программа дополнительного образования детей "Историко-краеведческий кружок "Патриот""

Программа дополнительного образования детей "Историко-краеведческий кружок "Патриот""

Ольга Ситникова
Тип материала: Программа
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 7486
Краткое описание
ЦЕЛИ:
•    Создание условий для воспитания, формирования  и развития личности с высокоразвитой гражданской позицией.
•    Изучение истории опыта прошлого, с тем чтобы во взрослой жизни воспитанники смогли опираться не только на знания, приобретенные в настоящем, но и на опыт прошлых поколений.
Описание
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА Г. ВОТКИНСК
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей Направление: Духовно – нравственное

Название: историко-краеведческий кружок «Патриот»
Автор – составитель: Ситникова Ольга Владимировна учитель истории первой категории МБОУ СОШ №1
г. Воткинск 2012-2013 г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Сегодня нельзя ставить и решать актуальные вопросы социального и духовного развития человека и общества, в том числе школы, без учета современного положения в мире, тенденций его развития, открывавшихся возможностей разностороннего и плодотворного сотрудничества. Сотрудничество, расширяющее контакты позволяет не только освоить достижения мирового сообщества и отдельных стран, но и лучше раскрыть собственные потенциальные возможности и стимулировать поиск оптимального решения аналогичных или сходных проблем. Патриотизм – важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства. Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту. В своем историческом прошлом Россия не раз переживала всплески патриотизма (борьба с монголо-татарским игом, польская интервенция в XVIIвеке, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война и многое другое). На рубеже XXXXIвеков, когда школьники не могут найти ответы на все патриотические вопросы, возникающие в ходе истории, когда средства массовой информации порочат и клевещут на прошлое и аннулируют достижения его, возникает необходимость воспитания патриотизма у россиян. Именно педагог должен стремиться к нравственности и формировать чувство патриотизма у детей, такое, какое гарантировало бы укрепление территориальной ценности России; любовь к ней, защиту Родины, как в мирное, так и в военное время. Интерес к нравственным качествам людей, нормам их поведения, к их взаимоотношениям друг с другом, их нравственным поступкам приводит и формирует у школьников нравственные идеалы, воплощенные в духовном облике человека. Чувство гордости и патриотизма у юного гражданина – это не только результат его знаний о своем Отечестве. Это – сложившийся эмоционально окрашенный образ, который становится регулятором его собственного поведения и критерием оценки поведения других людей. Именно педагог выполняет функцию человека, рассказывающего ему о красоте и устройстве мира, отвечающего на все его вопросы и открывающего его нравственно – эстетические качества, которые неразрывно связаны с любовью ко всему живому, к природе, предкам, истории Отечества. Он прежде всего наставник и советник ребенка. Гражданско-Патриотическое воспитание детей происходит в процессе обучения школьным предметам (история, краеведение, литература, обществознание, музыка и т.д.), во время занятий в кружках, секциях, которые ребенок посещает по своему личному выбору. Особую роль в воспитании гражданского патриотизма мы отводим историческому краеведению. Краеведение – это всестороннее изучение родного края, это и форма общественной деятельности. Подлинное краеведение – всегда краелюбие. Известный ученый и общественный деятель Д.С.Лихачев писал: «Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Школьное краеведение – одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью. Историческое краеведение воспитывает у школьников любовь к родному краю, гордость за его прошлое и настоящее – качества, на основе которых формируется гражданственность, активная жизненная позиция, гордость за свою Родину. Оно способствует общему образованию, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Значение исторического краеведения в процессе патриотического воспитания велико и многообразно. Наряду с образовательно-воспитательными задачами школьное краеведение решает и задачи общественно — полезного характера. Оно способствует развитию у учащихся навыков общественной работы, умения общаться. В школьном краеведении ведущая роль принадлежит учителю. На основе рабочей программы, учета состава учащихся и местных возможностей он намечает объекты для исследования, виды и методы работы, руководит. В МБОУ СОШ №1 успешно работает школьная музейная комната «Боевой и трудовой славы». Комната впервые была открыта в 1965 году при директоре Фролове М.Ф. еще в старом деревянном здании. Но настоящую жизнь она получила в 1989 году, когда возглавлять ее стал Щуклин А.И… Он организовал из учеников поисковый отряд «Память». Юные патриоты-поисковики вели поиск пропавших без вести, участвовали в экспедициях на места боев Великой Отечественной войны и захоронениях останков погибших воинов. Основная экспозиция собрана на основе этой деятельности, вещественные предметы – результаты поисковой деятельности хранятся в музейной комнате. Это гильзы снарядов, обрывки колючей проволоки, немецкие и советские каски, детали ручных гранат Вермахта и Красной армии, трофейные ложки, кисеты красноармейцев, котелки и многое другое. В комнате Боевой и Трудовой славы работа осуществляется по направлениям: «Экспедиция в войну»; «Ветераны Великой Отечественной войны»; «Ветераны трудового фронта»; «Наши земляки – гвардейцы-десантники»; «История МОУ СОШ №1»; «Участники локальных воин». Лекторская группа проводит много встреч с ветеранами войны и тыла. По материалам архивной работы и рассказов ветеранов оформляются творческие проекты и исследовательские работы, стенгазеты, книжки-раскладушки, альбомы, разрабатываются темы для классных часов. В комнату Боевой и Трудовой славы приходит много гостей. Это воспитанники детских садов, делегации учителей и учащихся нашей и других школ города и районов Удмуртского края, Ижевска, администрация города и республики. Местное Воткинское и республиканское Ижевское телевидение часто снимает сюжеты о проводимой работе в комнате Боевой и Трудовой славы МОУ СОШ №1, печатаются статьи в СМИ городского, республиканского и федерального (общероссийского) уровня. Учащиеся, занимающиеся в комнате Боевой и Трудовой славы, активно участвуют в различных конкурсах и научных конференциях: ü школьное научное общество «Эврика»; ü городских краеведческих чтениях; ü краеведческих республиканских олимпиадах («Моя малая Родина – Удмуртия»); ü российских конкурсах («Мемориал»); ü и др. Из опыта работы школьной музейной комнаты Трудовой и Боевой Славы: Анализ работы школьной музейной комнаты показывает: ü она сохранила и развивает образовательные функции; ü комната Боевой и Трудовой славы работает по широкой тематике: история Воздушно-десантной Звенигородской дивизии, в составе которой воевали воткинцы во время Вел. Отеч. войны; ветераны ВОВ проживающие в нашем микрорайоне; ветераны – труженики тыла нашего микрорайона; поисковый отряд «Память» и экспозиция» Экспедиция в войну»; ветераны локальных войн; история МОУ СОШ №1. ü все экспозиции практически связаны с историей родного края и города; ü материал, накопленный и представленный в комнате Боевой и Трудовой славы, помогает оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой Родины и Отечества в целом, обучить навыкам краеведческой работы. Нормативно-правовые документы: ü Конвенция о правах ребенка; ü Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; ü Закон РФ «Об образовании»; ü Концепция государственной национальной политики УР; ü Концепция национальной образовательной политики РФ; ü Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Приоритетный национальный проект «Образование» ü Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы; ü Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (п.3.3. Развитие образования); ü Концепция профильного обучения для старшей ступени общего образования. Цели и задачи программы: ЦЕЛИ: · Созданиеусловий для воспитания, формирования и развития личности с высокоразвитой гражданской позицией. · Изучение истории опыта прошлого, с тем чтобы во взрослой жизни воспитанники смогли опираться не только на знания, приобретенные в настоящем, но и на опыт прошлых поколений. ЗАДАЧИ: · формировать мировоззренческие, нравственные и трудовые качества, важные для гражданина современного общества; · овладевать знаниями по истории родного края, города, республики, страны; · воспитывать военно-патриотические качества личности; · расширять изучение основных предметов школьной программы – истории, литературы,- а также изучение мировой истории, логики, эстетики, являющихся дополнительными к базовой программе. · Проводить беседы об исторических преданиях, этнографической принадлежности народов, проживающих на территории нашего региона, истории города и его окрестностей; · проводить экскурсионно-походную деятельность, составлять карты, изучать древние и современные памятники архитектуры и археологии, составлять летописи города и школы; · общаться с экологами и краеведами, посещать музеи города и других городов; · проводить традиционные встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны; · учить детей осознавать значимость прошлого в свой жизни, в жизни близких людей в общей судьбе народов Росси и мира; · развивать интерес к родному краю; · развивать умение находить нужную информацию и оформлять информацию в исследовательской работе; · развивать активную жизненную позицию; · развивать умения ораторского искусства, выступления перед большими группами людей; · пропагандировать историческое прошлое его достижения и успехи в ученической среде и обществе; · формировать патриотические чувства. Особенности реализации программы: Адресатами программы станет большой круг людей: учащиеся школы, ветераны Великой Отечественной войны, ветераны трудового фронта, ветераны локальных войн, ветераны педагогического мастерства. Основное содержание разработано для «лекторской группы» — небольшой группы детей, обучающихся в основной школе (5-11 классы), интересующихся историей своей страны, Удмуртской Республики и родного города Воткинска. Они на занятиях теоретического характера будут углублять свои знания по истории города, в котором родились, Удмуртской Республики и России. Будут встречаться с ветеранами, вести беседы, собирать воспоминания. На основе собранного материала и полученных знаний члены лекторской группы будут готовить статьи в школьную газету «Простые истины», оформлять в холле школы тематические газеты, подготовят и проведут классные часы для учащихся начальной школы. Научатся заполнять книги учета Основного и вспомогательного фонда, приобретут навыки ораторского искусства. Станут увереннее себя чувствовать, разовьют в себе коммуникативные качества. Сформируется личное уважительное отношение к прошлому своей страны, гордость за ее настоящее. Занятия будут проходить в теоретической и практической форме. Теоретические занятия будут проходить в форме лекций и бесед, с показом фильмов и компьютерных презентаций, ЦОР из Единой коллекции ОР. Практические занятия – это встречи с ветеранами, оформление стенгазет, написание статей в школьную газету, заполнение книг учета фонда музейной комнаты, написание индивидуальных исследовательских работ по темам года, подготовка и проведение классных часов. Проведение игры. Данная программа была разработана в 2011-2012 учебном году и реализуется в 2012-2013. Характеристика группы. Программа «ПАТРИОТ» предназначена для обучающихся в основной школе учащихся 9 класса, интересующихся историей своей страны, Удмуртской Республики и родного города Воткинска. Режим занятий. Программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу на базе МБОУ СОШ №1 г. Воткинска ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Сохранение и увеличение экспонатов в музейной комнате
2. Сбор материалов по истории Второго рабочего микрорайона, г. Воткинска, воспоминаний ветеранов и разработка на их основе исследовательских работ; новых тем для классных часов.
3. Проведение тематических классных часов, уроков по истории.
4. Проведение встреч учащихся с ветеранами :
А) Великой Отечественной войны
Б) трудового фронта
В) педагогического мастерства
Г) локальных войн и конфликтов
5. Заполнение альбомов:
А) «Выпускники школы»
Б) «Учителя школы»
6. Проведение экскурсий для воспитанников детских садов, учащихся других школ города.
7. Организация и проведение встреч с интересными людьми.
8. Сохранение экспонатов; 9. Распространение опыта работы через средства массовой информации и сайт школы, школьной газеты «Простые истины».
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название раздела Количество часов
Всего Теория Практика
1 Проведение бесед о правилах поведения, инструктажей по технике безопасности. 1 1
2 Краеведческая работа 10 10
2.1 Тема 1. Наша школа в истории 1 1
2.2 Тема 2. История Удмуртии и г. Воткинска 2 2
2.3 Тема 3. История России.
7 7
3 Работа с ветеранами. 6 3 3
3.1 Тема 1. Военная слава земляков. 2 1 1
3.2 Тема 2. Ветераны локальных войн 2 1 1
3.3 Тема 3. Ветераны — педагоги школы. 2 1 1
4 Экскурсии 1 1
4.1 Тема 1. Музеи и музейные комнаты г. Воткинска 1 1
5 Музейная работа 4 2 2
5.1 Тема 1. Методика сбора источников 2 1 1
5.2 Тема 2. Учет и хранение фондов. 2 1 1
6 Индивидуальная работа с учащимися по написанию рефератов и исследовательских работ 1 1
7 Оформление стендов, альбомов, газет, плакатов и др. 3 3
7.1 Тема 1. Оформление тематических газет и плакатов. 1 1
7.2 Тема 2. Заполнение альбомов по истории школы. 1 1
7.3 Тема 3. Школьная газета «Простые истины». 1 1
8 Проведение тематических классных часов. 7 7
Тема 1. Особенности публичной речи экскурсовода. 1 1
Тема 2. Разработка классного часа 1 1
Тема 3. Проведение классных часов 6 6
ИТОГО: 34 16 18
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ: РАЗДЕЛ 1. «Краеведческая работа» Все занятия ведутся теоретически и практически. Они включают в себя углубление знаний основных предметов школьной программы: истории, краеведения, литературы, музыки и др. на занятиях проводятся беседы об исторических событиях Российской и удмуртской истории и этнографии удмуртов, памятных мест города Воткинска, важнейших событиях истории нашего края, страны. Тема 1. Водное занятие. Теория:. Правила техники безопасности. Особенности работы школьной музейной комнаты. Тема 2. Наша школа в истории. Теория: История школы №1. Школьные традиции, учителя, выпускники. Летопись школы. Тема 3. История Удмуртии и г. Воткинска Теория: v Основные вехи социально-экономического развития края. Уникальное и специфическое в истории края. Культурное наследие. v Историческое своеобразие города Воткинска Тема 4. История России. Теория: Военная история России. Великие победы и поражения. Юбилейные даты 2011-2012 учебного года v Что такое патриотизм? Блокада Ленинграда
v 7 ноября <metricconverter productid=«1941 г» w:st=«on»>1941 г– День проведения военного парада на Красной площади в Москве
v 5 декабря 1941 г— День начала наступления советских войск под Москвой
v Участие УР и г. Воткинска в Великой Отечественной войне. Создание воинских формирований
v Участие УР и г. Воткинска в Великой Отечественной войне. Госпиталя в г. Воткинске
v Воткинск в годы ВОВ Герои Великой Отечественной войны
РАЗДЕЛ 2. «Работа с ветеранами» В современной школьной программе историю ВОВ изучают вкратце, и у школьников нет возможности почувствовать, масштабность Победы в мае 1945 года. Поэтому в комнате Боевой славы периодически проводятся встречи с ветеранами, проживающими в нашем микрорайоне Второго поселка, так как важную роль в воспитании патриотизма и уважения к старшему поколению играет общение с оставшимися в живых ветеранами. В своей работе мы выделяем три группы ветеранов микрорайона: — ветераны Великой Отечественной войны; — женщины ветераны трудового фронта; — ветераны локальных воин микрорайона; — ветераны – педагоги школы №1. Благодаря этому разделу дети соприкасаются с трагедией прошедшей и нынешних воин. Им становится более ясна губительная сила вражды. Ребята учатся уважительному отношению к старшему поколению, трепетному и терпимому отношению к пожилым людям, любить Родину и гордиться ею. Актив учащихся «Комнаты Боевой славы» посещает ветеранов на дому, оказывает им посильную помощь по ведению хозяйства, но чаще ребята ходят слушать их интересные рассказы, записывают, а позже используют материл для написания исследовательских работ или оформления альбомов. Ведется работа по сбору информации, воспоминаний, фотографий о тружениках тыла, которая оформляется на стендах. Проводятся классные часы о героическом вкладе тружеников Воткинского завода в победе над фашистской Германией. Организовываются встречи с женщинами Привокзального района во главе с председателем Совета ветеранов Второго поселка. Тема 1. Военная слава земляков. Теория: Земляки, участвовавшие в войнах и защищавших нашу страну. Биографии. Практика: Встречи с председателями ветеранских организаций микрорайона школы. Уточнение списков ветеранов.Посещение на дому. Оказание посильной помощи. Поздравление с праздниками. Сбор информации, воспоминаний ветеранов. Поиск новых экспонатов для музейной комнаты. Тема 2. Ветераны локальных войн Теория: История локальных войн в России. Участие наших земляков в них. Практика: Встречи с ветеранами локальных войн. Проведение чаепития. Соревнования со старшеклассниками. Тема 3. Ветераны — педагоги школы. Теория: Учительские династии. История школы в воспоминаниях ее учителей. Практика:Встречи с учителями – ветеранами. Сбор информации, воспоминаний. РАЗДЕЛ 3. «Экскурсии» В этот раздел включаются: ü экскурсии в музеи нашего города и г. Ижевска столицы УР; ü экскурсионные походы по памятным местам города; ü участие в городских праздниках и мероприятиях. ü экскурсии на ОАО «Воткинский завод» Тема 1. Музеи и музейные комнаты г. Воткинска Практика: Посещение музейной комнаты в МБОУ СОШ №6 посвященной Герою Советского Союза, уроженке города Воткинска, летчице З. Ульяненко. Знакомство с экспозициями РАЗДЕЛ 4. «Музейная работа» Предназначен для развития музейной комнаты при МОУ СОШ№1. Цель работы – привить чувство уважения к родному краю, сформировать культуру поведения в музеях, научить детей бережно хранить историю. Тема 1. Методика сбора источников Теория: Периодическая печать и литература – оперативный помощник в сборе информации. Практика:Посещение детской городской библиотеки на ул. Зверева 6. Знакомство с литературой по истории России и родного края, г. Воткинска. Тема 2. Учет и хранение фондов. Теория: Понятие основного и вспомогательного фонда. Особенности хранения предметов изготовленных из разных материалов. Правила заполнения Книг учета основного и вспомогательного фондов Практика:Заполнение Книг учета основного и вспомогательного фондов. Осмотр, ремонт, чистка экспонатов. РАЗДЕЛ 5. «Индивидуальная работа с учащимися» Тема 1. «Индивидуальная работа с учащимися» Практика:Занятия практического характера помогают учащимся, занимающимся в Комнате Боевой и Трудовой славы вести исследовательскую работу по выбранной краеведческой теме. Работа строится по плану: 1. Выбор тем для самостоятельной исследовательской работы; 2. Знакомство с литературой по истории родного края; 3. Правила работы в библиотеке, знакомство с картотечной системой; 4. Основные правила оформления реферата, исследовательской работы; 5. Составление плана по сбору материала; 6. Организация, встреч с людьми, которые могут рассказать, пояснить по выбранной теме, работа в архивах города; 7. Оформление работы; 8. Создание и оформление на основе материала реферата ( исследовательской работы) защитного проекта; 9. Защита – выступление. Разработкой научно – исследовательских тем и рефератов занимаются школьники старшего звена 9,10, 11 классов, занимающихся в Комнате Боевой и Трудовой славы не первый год. Практически каждая работа сопровождается изготовлением проекта. Им может быть стенгазета, книжка-раскладушка, видео-фильм, CD– фильм, компьютерная презентация. Свои работы учащиеся представляют и защищают на различных научных конференциях: школьное научное общество «Эврика», городских краеведческих чтениях, республиканских и российских конкурсах, республиканских и городских краеведческих олимпиадах. Разработки используются для подготовки и проведения классных часов для учащихся и гостей школы. РАЗДЕЛ 6. «Оформление стендов, альбомов, газет, плакатов и др. Предназначен для создания, подготовки и оформления наглядного, информационного материала, который поможет в более доступной форме проводить занятия, тематические классные часы. На занятиях проходит оформление тематических альбомов, фотоальбомов, газет, плакатов, которые хранятся в Комнате Боевой и Трудовой славы. Написание статей информационно-просветительского характера в школьную газету «Простые истины». Тема 1. Оформление тематических газет и плакатов. Практика: Поиск информации по теме. Изготовление. Вывешивание в холл школы для просвещения учащихся школы. Тема 2. Заполнение альбомов по истории школы. Практика: Систематическое пополнение материала в альбомах по истории школы, выпускниках 11 классов, ветеранах – педагогах. Тема 3. Школьная газета «Простые истины». Практика: Написание статей в газету. РАЗДЕЛ 7. «Проведение тематических классных часов». Для кого создаетсямузейная комната Боевой и Трудовой славы? Аудитория школьной музейной комнаты: учащиеся образовательных учреждений города, детских садов, жители нашего микрорайона, гости. Формы массовой работы: обзорная экскурсия, экскурсия. Урок в музее, встреча. Конференция, праздник. На занятиях происходит разработка сценариев новых тематических классных часов. Репетиции старых и новых тем, инсценировок. Этим занимается лекторская группа Комнаты Боевой и Трудовой славы во главе с лектором. В Комнату Боевой и Трудовой славы приходит много гостей. Это воспитанники детских садов, учащиеся нашей и других школ города, других городов, районов Удмуртской Республики, администрация города, республики. Тема 1. Особенности публичной речи экскурсовода. Практика: Работа над дикцией. Проговаривание скороговорок. Воспитание уверенности во время выступления перед посетителями музейной комнаты. Тема 2. Разработка классного часа Практика: Сбор информации по теме. Составление рассказа для экскурсовода. Пробное выступление. Тема 3. Проведение классных часов Практика: Проведение классных часов, обзорных экскурсий для посетителей комнаты боевой и трудовой славы. v История школы №1 v Блокада Ленинграда v 7 ноября <metricconverter productid=«1941 г» w:st=«on»>1941 г – День проведения военного парада на Красной площади в Москве
v 5 декабря 1941 г — День начала наступления советских войск под Москвой v Участие УР и г. Воткинска в Великой Отечественной войне. Создание воинских формирований. Госпиталя в г. Воткинске. Воткинск в годы ВОВ
v Игра «Собери солдата на фронт»

ЛИТЕРАТУРА 1. Пашкович А.П., Шитов Е.В. Дни воинской славы России. Информационные материалы. Методические рекомендации патриотического воспитания на уроках. – М.: Глобус, 2007 г
2. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. Методическое пособие. — М.: ООО «Глобус». 2007г 3. Воспитание патриотизма и гражданского самосознания детей и молодежи.- Ижевск: ГОУВПО «Удмуртский государственный университет», 2010. 4. История Удмуртии в школе. — Ижевск: ИПК и ПРО УР, 2007 5. Методические разработки Станции Юных туристов и Эколого-биологического центра г. Воткинска 6. В помощь школьному музею. Методическое пособие. — Ижевск: Госкомиздот УАССР, 1988 7. Методическое пособие по описанию музейных предметов. Ижевск: Национальный музей УР имени К. Герда, 2009 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Вещественные источники, хранящиеся в школьной музейной комнате «Боевой и трудовой славы»
2. Компьютер, проектор для показа презентаций, для показа ресурсов с Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, на компьютере должен быть установлен Flach— проигрыватель.
3. Фильм «7 ноября <metricconverter productid=«1941 г» w:st=«on»>1941 г – проведение военного парада на Красной площади в Москве»
http://go.mail.ru/search_video?fr=ws_p&q=%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%20%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B4%207%20%D0%BD%D0%BE%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8F%201941#d=431678057&sig=53286c0e76&i=OZ-BFJBxpI0&s=youtube

4. Презентация «Блокада Ленинграда»
http://present.griban.ru/file/147-blokada-leningrada.html

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
педагогический калейдоскоп.docx Скачать

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Г. ВОТКИНСК












ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования детей





Направление: Духовно – нравственное


Название: историко-краеведческий кружок «Патриот»









Автор – составитель:

Ситникова Ольга Владимировна

учитель истории первой категории

МБОУ СОШ №1





г. Воткинск

2012-2013 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Сегодня нельзя ставить и решать актуальные вопросы социального и духовного развития человека и общества, в том числе школы, без учета современного положения в мире, тенденций его развития, открывавшихся возможностей разностороннего и плодотворного сотрудничества. Сотрудничество, расширяющее контакты позволяет не только освоить достижения мирового сообщества и отдельных стран, но и лучше раскрыть собственные потенциальные возможности и стимулировать поиск оптимального решения аналогичных или сходных проблем. Патриотизм – важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.

Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту.

В своем историческом прошлом Россия не раз переживала всплески патриотизма (борьба с монголо-татарским игом, польская интервенция в XVII веке, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война и многое другое). На рубеже XXXXI веков, когда школьники не могут найти ответы на все патриотические вопросы, возникающие в ходе истории, когда средства массовой информации порочат и клевещут на прошлое и аннулируют достижения его, возникает необходимость воспитания патриотизма у россиян. Именно педагог должен стремиться к нравственности и формировать чувство патриотизма у детей, такое, какое гарантировало бы укрепление территориальной ценности России; любовь к ней, защиту Родины, как в мирное, так и в военное время.

Интерес к нравственным качествам людей, нормам их поведения, к их взаимоотношениям друг с другом, их нравственным поступкам приводит и формирует у школьников нравственные идеалы, воплощенные в духовном облике человека. Чувство гордости и патриотизма у юного гражданина – это не только результат его знаний о своем Отечестве. Это – сложившийся эмоционально окрашенный образ, который становится регулятором его собственного поведения и критерием оценки поведения других людей.

Именно педагог выполняет функцию человека, рассказывающего ему о красоте и устройстве мира, отвечающего на все его вопросы и открывающего его нравственно – эстетические качества, которые неразрывно связаны с любовью ко всему живому, к природе, предкам, истории Отечества. Он прежде всего наставник и советник ребенка.

Гражданско-Патриотическое воспитание детей происходит в процессе обучения школьным предметам (история, краеведение, литература, обществознание, музыка и т.д.), во время занятий в кружках, секциях, которые ребенок посещает по своему личному выбору.

Особую роль в воспитании гражданского патриотизма мы отводим историческому краеведению. Краеведение – это всестороннее изучение родного края, это и форма общественной деятельности. Подлинное краеведение – всегда краелюбие. Известный ученый и общественный деятель Д.С.Лихачев писал: «Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

Школьное краеведение – одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью. Историческое краеведение воспитывает у школьников любовь к родному краю, гордость за его прошлое и настоящее – качества, на основе которых формируется гражданственность, активная жизненная позиция, гордость за свою Родину. Оно способствует общему образованию, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Значение исторического краеведения в процессе патриотического воспитания велико и многообразно.

Наряду с образовательно-воспитательными задачами школьное краеведение решает и задачи общественно - полезного характера. Оно способствует развитию у учащихся навыков общественной работы, умения общаться.

В школьном краеведении ведущая роль принадлежит учителю. На основе рабочей программы, учета состава учащихся и местных возможностей он намечает объекты для исследования, виды и методы работы, руководит.

В МБОУ СОШ №1 успешно работает школьная музейная комната «Боевой и трудовой славы». Комната впервые была открыта в 1965 году при директоре Фролове М.Ф. еще в старом деревянном здании. Но настоящую жизнь она получила в 1989 году, когда возглавлять ее стал Щуклин А.И.. Он организовал из учеников поисковый отряд «Память». Юные патриоты-поисковики вели поиск пропавших без вести, участвовали в экспедициях на места боев Великой Отечественной войны и захоронениях останков погибших воинов. Основная экспозиция собрана на основе этой деятельности, вещественные предметы – результаты поисковой деятельности хранятся в музейной комнате. Это гильзы снарядов, обрывки колючей проволоки, немецкие и советские каски, детали ручных гранат Вермахта и Красной армии, трофейные ложки, кисеты красноармейцев, котелки и многое другое.

В комнате Боевой и Трудовой славы работа осуществляется по направлениям: «Экспедиция в войну»; «Ветераны Великой Отечественной войны»; «Ветераны трудового фронта»; «Наши земляки – гвардейцы-десантники»; «История МОУ СОШ №1»; «Участники локальных воин».

Лекторская группа проводит много встреч с ветеранами войны и тыла. По материалам архивной работы и рассказов ветеранов оформляются творческие проекты и исследовательские работы, стенгазеты, книжки-раскладушки, альбомы, разрабатываются темы для классных часов.

В комнату Боевой и Трудовой славы приходит много гостей. Это воспитанники детских садов, делегации учителей и учащихся нашей и других школ города и районов Удмуртского края, Ижевска, администрация города и республики.

Местное Воткинское и республиканское Ижевское телевидение часто снимает сюжеты о проводимой работе в комнате Боевой и Трудовой славы МОУ СОШ №1, печатаются статьи в СМИ городского, республиканского и федерального (общероссийского) уровня.

Учащиеся, занимающиеся в комнате Боевой и Трудовой славы, активно участвуют в различных конкурсах и научных конференциях:

  • школьное научное общество «Эврика»;

  • городских краеведческих чтениях;

  • краеведческих республиканских олимпиадах («Моя малая Родина – Удмуртия»);

  • российских конкурсах («Мемориал»);

  • и др.

Из опыта работы школьной музейной комнаты Трудовой и Боевой Славы:

Анализ работы школьной музейной комнаты показывает:

  • она сохранила и развивает образовательные функции;

  • комната Боевой и Трудовой славы работает по широкой тематике:

      • история Воздушно-десантной Звенигородской дивизии, в составе которой воевали воткинцы во время Вел. Отеч. войны;

      • ветераны ВОВ проживающие в нашем микрорайоне;

      • ветераны – труженики тыла нашего микрорайона;

      • поисковый отряд «Память» и экспозиция» Экспедиция в войну»;

      • ветераны локальных войн;

      • история МОУ СОШ №1.

  • все экспозиции практически связаны с историей родного края и города;

  • материал, накопленный и представленный в комнате Боевой и Трудовой славы, помогает оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой Родины и Отечества в целом, обучить навыкам краеведческой работы.


Нормативно-правовые документы:


  • Конвенция о правах ребенка;

  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Концепция государственной национальной политики УР;

  • Концепция национальной образовательной политики РФ;

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Приоритетный национальный проект «Образование»

  • Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы;

  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (п.3.3. Развитие образования);

  • Концепция профильного обучения для старшей ступени общего образования.



Цели и задачи программы:


ЦЕЛИ:

  • Создание условий для воспитания, формирования и развития личности с высокоразвитой гражданской позицией.

  • Изучение истории опыта прошлого, с тем чтобы во взрослой жизни воспитанники смогли опираться не только на знания, приобретенные в настоящем, но и на опыт прошлых поколений.


ЗАДАЧИ:

  • формировать мировоззренческие, нравственные и трудовые качества, важные для гражданина современного общества;

  • овладевать знаниями по истории родного края, города, республики, страны;

  • воспитывать военно-патриотические качества личности;

  • расширять изучение основных предметов школьной программы – истории, литературы,- а также изучение мировой истории, логики, эстетики, являющихся дополнительными к базовой программе.

  • Проводить беседы об исторических преданиях, этнографической принадлежности народов, проживающих на территории нашего региона, истории города и его окрестностей;

  • проводить экскурсионно-походную деятельность, составлять карты, изучать древние и современные памятники архитектуры и археологии, составлять летописи города и школы;

  • общаться с экологами и краеведами, посещать музеи города и других городов;

  • проводить традиционные встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны;

  • учить детей осознавать значимость прошлого в свой жизни, в жизни близких людей в общей судьбе народов Росси и мира;

  • развивать интерес к родному краю;

  • развивать умение находить нужную информацию и оформлять информацию в исследовательской работе;

  • развивать активную жизненную позицию;

  • развивать умения ораторского искусства, выступления перед большими группами людей;

  • пропагандировать историческое прошлое его достижения и успехи в ученической среде и обществе;

  • формировать патриотические чувства.


Особенности реализации программы:

Адресатами программы станет большой круг людей: учащиеся школы, ветераны Великой Отечественной войны, ветераны трудового фронта, ветераны локальных войн, ветераны педагогического мастерства. Основное содержание разработано для «лекторской группы» - небольшой группы детей, обучающихся в основной школе (5-11 классы), интересующихся историей своей страны, Удмуртской Республики и родного города Воткинска. Они на занятиях теоретического характера будут углублять свои знания по истории города, в котором родились, Удмуртской Республики и России. Будут встречаться с ветеранами, вести беседы, собирать воспоминания. На основе собранного материала и полученных знаний члены лекторской группы будут готовить статьи в школьную газету «Простые истины», оформлять в холле школы тематические газеты, подготовят и проведут классные часы для учащихся начальной школы. Научатся заполнять книги учета Основного и вспомогательного фонда, приобретут навыки ораторского искусства. Станут увереннее себя чувствовать, разовьют в себе коммуникативные качества. Сформируется личное уважительное отношение к прошлому своей страны, гордость за ее настоящее.

Занятия будут проходить в теоретической и практической форме.

Теоретические занятия будут проходить в форме лекций и бесед, с показом фильмов и компьютерных презентаций, ЦОР из Единой коллекции ОР.

Практические занятия – это встречи с ветеранами, оформление стенгазет, написание статей в школьную газету, заполнение книг учета фонда музейной комнаты, написание индивидуальных исследовательских работ по темам года, подготовка и проведение классных часов. Проведение игры.

Данная программа была разработана в 2011-2012 учебном году и реализуется в 2012-2013.


Характеристика группы. Программа «ПАТРИОТ» предназначена для обучающихся в основной школе учащихся 9 класса, интересующихся историей своей страны, Удмуртской Республики и родного города Воткинска.

Режим занятий. Программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу на базе МБОУ СОШ №1 г. Воткинска




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


  1. Сохранение и увеличение экспонатов в музейной комнате

  2. Сбор материалов по истории Второго рабочего микрорайона, г. Воткинска, воспоминаний ветеранов и разработка на их основе исследовательских работ; новых тем для классных часов.

  3. Проведение тематических классных часов, уроков по истории.

  4. Проведение встреч учащихся с ветеранами :

    1. Великой Отечественной войны

    2. трудового фронта

    3. педагогического мастерства

    4. локальных войн и конфликтов

  5. Заполнение альбомов:

    1. «Выпускники школы»

    2. «Учителя школы»

  6. Проведение экскурсий для воспитанников детских садов, учащихся других школ города.

  7. Организация и проведение встреч с интересными людьми.

  8. Сохранение экспонатов;

  9. Распространение опыта работы через средства массовой информации и сайт школы, школьной газеты «Простые истины».























ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Название раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Проведение бесед о правилах поведения, инструктажей по технике безопасности.

1

1


2

Краеведческая работа

10

10


2.1

Тема 1. Наша школа в истории

1

1


2.2

Тема 2. История Удмуртии и г. Воткинска

2

2


2.3

Тема 3. История России.

7

7


3

Работа с ветеранами.

6

3

3

3.1

Тема 1. Военная слава земляков.

2

1

1

3.2

Тема 2. Ветераны локальных войн

2

1

1

3.3

Тема 3. Ветераны - педагоги школы.

2

1

1

4

Экскурсии

1


1

4.1

Тема 1. Музеи и музейные комнаты г. Воткинска

1


1

5

Музейная работа

4

2

2

5.1

Тема 1. Методика сбора источников

2

1

1

5.2

Тема 2. Учет и хранение фондов.

2

1

1

6

Индивидуальная работа с учащимися по написанию рефератов и исследовательских работ

1


1

7

Оформление стендов, альбомов, газет, плакатов и др.

3


3

7.1

Тема 1. Оформление тематических газет и плакатов.

1


1

7.2

Тема 2. Заполнение альбомов по истории школы.

1


1

7.3

Тема 3. Школьная газета «Простые истины».

1


1

8

Проведение тематических классных часов.

7


7


Тема 1. Особенности публичной речи экскурсовода.

1


1


Тема 2. Разработка классного часа

1


1


Тема 3. Проведение классных часов

6


6


ИТОГО:

34

16

18


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:


РАЗДЕЛ 1. «Краеведческая работа»


Все занятия ведутся теоретически и практически. Они включают в себя углубление знаний основных предметов школьной программы: истории, краеведения, литературы, музыки и др. на занятиях проводятся беседы об исторических событиях Российской и удмуртской истории и этнографии удмуртов, памятных мест города Воткинска, важнейших событиях истории нашего края, страны.

Тема 1. Водное занятие.

Теория:. Правила техники безопасности. Особенности работы школьной музейной комнаты.

Тема 2. Наша школа в истории.

Теория: История школы №1. Школьные традиции, учителя, выпускники. Летопись школы.

Тема 3. История Удмуртии и г. Воткинска

Теория:

  • Основные вехи социально-экономического развития края. Уникальное и специфическое в истории края. Культурное наследие.

  • Историческое своеобразие города Воткинска

Тема 4. История России.

Теория: Военная история России. Великие победы и поражения. Юбилейные даты 2011-2012 учебного года

  • Что такое патриотизм? Блокада Ленинграда

  • 7 ноября 1941 г – День проведения военного парада на Красной площади в Москве

  • 5 декабря 1941 г- День начала наступления советских войск под Москвой

  • Участие УР и г. Воткинска в Великой Отечественной войне. Создание воинских формирований

  • Участие УР и г. Воткинска в Великой Отечественной войне. Госпиталя в г. Воткинске

  • Воткинск в годы ВОВ Герои Великой Отечественной войны



РАЗДЕЛ 2. «Работа с ветеранами»


В современной школьной программе историю ВОВ изучают вкратце, и у школьников нет возможности почувствовать, масштабность Победы в мае 1945 года. Поэтому в комнате Боевой славы периодически проводятся встречи с ветеранами, проживающими в нашем микрорайоне Второго поселка, так как важную роль в воспитании патриотизма и уважения к старшему поколению играет общение с оставшимися в живых ветеранами. В своей работе мы выделяем три группы ветеранов микрорайона:

- ветераны Великой Отечественной войны;

- женщины ветераны трудового фронта;

- ветераны локальных воин микрорайона;

- ветераны – педагоги школы №1.

Благодаря этому разделу дети соприкасаются с трагедией прошедшей и нынешних воин. Им становится более ясна губительная сила вражды.

Ребята учатся уважительному отношению к старшему поколению, трепетному и терпимому отношению к пожилым людям, любить Родину и гордиться ею.

Актив учащихся «Комнаты Боевой славы» посещает ветеранов на дому, оказывает им посильную помощь по ведению хозяйства, но чаще ребята ходят слушать их интересные рассказы, записывают, а позже используют материл для написания исследовательских работ или оформления альбомов.

Ведется работа по сбору информации, воспоминаний, фотографий о тружениках тыла, которая оформляется на стендах. Проводятся классные часы о героическом вкладе тружеников Воткинского завода в победе над фашистской Германией. Организовываются встречи с женщинами Привокзального района во главе с председателем Совета ветеранов Второго поселка.

Тема 1. Военная слава земляков.

Теория: Земляки, участвовавшие в войнах и защищавших нашу страну. Биографии.

Практика: Встречи с председателями ветеранских организаций микрорайона школы. Уточнение списков ветеранов. Посещение на дому. Оказание посильной помощи. Поздравление с праздниками. Сбор информации, воспоминаний ветеранов. Поиск новых экспонатов для музейной комнаты.

Тема 2. Ветераны локальных войн

Теория: История локальных войн в России. Участие наших земляков в них.

Практика: Встречи с ветеранами локальных войн. Проведение чаепития. Соревнования со старшеклассниками.

Тема 3. Ветераны - педагоги школы.

Теория: Учительские династии. История школы в воспоминаниях ее учителей.

Практика: Встречи с учителями – ветеранами. Сбор информации, воспоминаний.



РАЗДЕЛ 3. «Экскурсии»


В этот раздел включаются:

      • экскурсии в музеи нашего города и г. Ижевска столицы УР;

      • экскурсионные походы по памятным местам города;

      • участие в городских праздниках и мероприятиях.

      • экскурсии на ОАО «Воткинский завод»


Тема 1. Музеи и музейные комнаты г. Воткинска

Практика: Посещение музейной комнаты в МБОУ СОШ №6 посвященной Герою Советского Союза, уроженке города Воткинска, летчице З. Ульяненко. Знакомство с экспозициями



РАЗДЕЛ 4. «Музейная работа»


Предназначен для развития музейной комнаты при МОУ СОШ№1. Цель работы – привить чувство уважения к родному краю, сформировать культуру поведения в музеях, научить детей бережно хранить историю.


Тема 1. Методика сбора источников

Теория: Периодическая печать и литература – оперативный помощник в сборе информации.

Практика: Посещение детской городской библиотеки на ул. Зверева 6. Знакомство с литературой по истории России и родного края, г. Воткинска.

Тема 2. Учет и хранение фондов.

Теория: Понятие основного и вспомогательного фонда. Особенности хранения предметов изготовленных из разных материалов. Правила заполнения Книг учета основного и вспомогательного фондов

Практика: Заполнение Книг учета основного и вспомогательного фондов. Осмотр, ремонт, чистка экспонатов.


РАЗДЕЛ 5. «Индивидуальная работа с учащимися»


Тема 1. «Индивидуальная работа с учащимися»

Практика: Занятия практического характера помогают учащимся, занимающимся в Комнате Боевой и Трудовой славы вести исследовательскую работу по выбранной краеведческой теме.

Работа строится по плану:

  1. Выбор тем для самостоятельной исследовательской работы;

  2. Знакомство с литературой по истории родного края;

  3. Правила работы в библиотеке, знакомство с картотечной системой;

  4. Основные правила оформления реферата, исследовательской работы;

  5. Составление плана по сбору материала;

  6. Организация, встреч с людьми, которые могут рассказать, пояснить по выбранной теме, работа в архивах города;

  7. Оформление работы;

  8. Создание и оформление на основе материала реферата ( исследовательской работы) защитного проекта;

  9. Защита – выступление.



Разработкой научно – исследовательских тем и рефератов занимаются школьники старшего звена 9,10, 11 классов, занимающихся в Комнате Боевой и Трудовой славы не первый год. Практически каждая работа сопровождается изготовлением проекта. Им может быть стенгазета, книжка-раскладушка, видео-фильм, CD – фильм, компьютерная презентация. Свои работы учащиеся представляют и защищают на различных научных конференциях: школьное научное общество «Эврика», городских краеведческих чтениях, республиканских и российских конкурсах, республиканских и городских краеведческих олимпиадах. Разработки используются для подготовки и проведения классных часов для учащихся и гостей школы.



РАЗДЕЛ 6. «Оформление стендов, альбомов, газет, плакатов и др.


Предназначен для создания, подготовки и оформления наглядного, информационного материала, который поможет в более доступной форме проводить занятия, тематические классные часы.

На занятиях проходит оформление тематических альбомов, фотоальбомов, газет, плакатов, которые хранятся в Комнате Боевой и Трудовой славы.

Написание статей информационно-просветительского характера в школьную газету «Простые истины».


Тема 1. Оформление тематических газет и плакатов.

Практика: Поиск информации по теме. Изготовление. Вывешивание в холл школы для просвещения учащихся школы.

Тема 2. Заполнение альбомов по истории школы.

Практика: Систематическое пополнение материала в альбомах по истории школы, выпускниках 11 классов, ветеранах – педагогах.

Тема 3. Школьная газета «Простые истины».

Практика: Написание статей в газету.




РАЗДЕЛ 7. «Проведение тематических классных часов».


Для кого создается музейная комната Боевой и Трудовой славы? Аудитория школьной музейной комнаты: учащиеся образовательных учреждений города, детских садов, жители нашего микрорайона, гости. Формы массовой работы: обзорная экскурсия, экскурсия. Урок в музее, встреча. Конференция, праздник.

На занятиях происходит разработка сценариев новых тематических классных часов. Репетиции старых и новых тем, инсценировок. Этим занимается лекторская группа Комнаты Боевой и Трудовой славы во главе с лектором.

В Комнату Боевой и Трудовой славы приходит много гостей. Это воспитанники детских садов, учащиеся нашей и других школ города, других городов, районов Удмуртской Республики, администрация города, республики.

Тема 1. Особенности публичной речи экскурсовода.

Практика: Работа над дикцией. Проговаривание скороговорок. Воспитание уверенности во время выступления перед посетителями музейной комнаты.

Тема 2. Разработка классного часа

Практика: Сбор информации по теме. Составление рассказа для экскурсовода. Пробное выступление.

Тема 3. Проведение классных часов

Практика: Проведение классных часов, обзорных экскурсий для посетителей комнаты боевой и трудовой славы.

  • История школы №1

  • Блокада Ленинграда

  • 7 ноября 1941 г – День проведения военного парада на Красной площади в Москве

  • 5 декабря 1941 г - День начала наступления советских войск под Москвой

  • Участие УР и г. Воткинска в Великой Отечественной войне. Создание воинских формирований. Госпиталя в г. Воткинске. Воткинск в годы ВОВ

  • Игра «Собери солдата на фронт»













ЛИТЕРАТУРА


  1. Пашкович А.П., Шитов Е.В. Дни воинской славы России. Информационные материалы. Методические рекомендации патриотического воспитания на уроках. – М.: Глобус, 2007 г

  2. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. Методическое пособие. - М.: ООО «Глобус». 2007г

  3. Воспитание патриотизма и гражданского самосознания детей и молодежи.- Ижевск: ГОУВПО «Удмуртский государственный университет», 2010.

  4. История Удмуртии в школе. - Ижевск: ИПК и ПРО УР, 2007

  5. Методические разработки Станции Юных туристов и Эколого-биологического центра г. Воткинска

  6. В помощь школьному музею. Методическое пособие. - Ижевск: Госкомиздот УАССР, 1988

  7. Методическое пособие по описанию музейных предметов. Ижевск: Национальный музей УР имени К. Герда, 2009



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


  1. Вещественные источники, хранящиеся в школьной музейной комнате «Боевой и трудовой славы»

  2. Компьютер, проектор для показа презентаций, для показа ресурсов с Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, на компьютере должен быть установлен Flach - проигрыватель.

  3. Фильм «7 ноября 1941 г – проведение военного парада на Красной площади в Москве»

http://go.mail.ru/search_video?fr=ws_p&q=%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%20%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B4%207%20%D0%BD%D0%BE%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8F%201941#d=431678057&sig=53286c0e76&i=OZ-BFJBxpI0&s=youtube


  1. Презентация «Блокада Ленинграда»

http://present.griban.ru/file/147-blokada-leningrada.html




15


Патриот (2).rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос