Программа дополнительного образования детей "Историко-краеведческий кружок "Патриот""
• Создание условий для воспитания, формирования и развития личности с высокоразвитой гражданской позицией.
• Изучение истории опыта прошлого, с тем чтобы во взрослой жизни воспитанники смогли опираться не только на знания, приобретенные в настоящем, но и на опыт прошлых поколений.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей Направление: Духовно – нравственное
Название: историко-краеведческий кружок «Патриот»
Автор – составитель: Ситникова Ольга Владимировна учитель истории первой категории МБОУ СОШ №1
г. Воткинск 2012-2013 г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Сегодня нельзя ставить и решать актуальные вопросы социального и духовного развития человека и общества, в том числе школы, без учета современного положения в мире, тенденций его развития, открывавшихся возможностей разностороннего и плодотворного сотрудничества. Сотрудничество, расширяющее контакты позволяет не только освоить достижения мирового сообщества и отдельных стран, но и лучше раскрыть собственные потенциальные возможности и стимулировать поиск оптимального решения аналогичных или сходных проблем. Патриотизм – важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства. Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту. В своем историческом прошлом Россия не раз переживала всплески патриотизма (борьба с монголо-татарским игом, польская интервенция в XVIIвеке, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война и многое другое). На рубеже XX– XXIвеков, когда школьники не могут найти ответы на все патриотические вопросы, возникающие в ходе истории, когда средства массовой информации порочат и клевещут на прошлое и аннулируют достижения его, возникает необходимость воспитания патриотизма у россиян. Именно педагог должен стремиться к нравственности и формировать чувство патриотизма у детей, такое, какое гарантировало бы укрепление территориальной ценности России; любовь к ней, защиту Родины, как в мирное, так и в военное время. Интерес к нравственным качествам людей, нормам их поведения, к их взаимоотношениям друг с другом, их нравственным поступкам приводит и формирует у школьников нравственные идеалы, воплощенные в духовном облике человека. Чувство гордости и патриотизма у юного гражданина – это не только результат его знаний о своем Отечестве. Это – сложившийся эмоционально окрашенный образ, который становится регулятором его собственного поведения и критерием оценки поведения других людей. Именно педагог выполняет функцию человека, рассказывающего ему о красоте и устройстве мира, отвечающего на все его вопросы и открывающего его нравственно – эстетические качества, которые неразрывно связаны с любовью ко всему живому, к природе, предкам, истории Отечества. Он прежде всего наставник и советник ребенка. Гражданско-Патриотическое воспитание детей происходит в процессе обучения школьным предметам (история, краеведение, литература, обществознание, музыка и т.д.), во время занятий в кружках, секциях, которые ребенок посещает по своему личному выбору. Особую роль в воспитании гражданского патриотизма мы отводим историческому краеведению. Краеведение – это всестороннее изучение родного края, это и форма общественной деятельности. Подлинное краеведение – всегда краелюбие. Известный ученый и общественный деятель Д.С.Лихачев писал: «Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Школьное краеведение – одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью. Историческое краеведение воспитывает у школьников любовь к родному краю, гордость за его прошлое и настоящее – качества, на основе которых формируется гражданственность, активная жизненная позиция, гордость за свою Родину. Оно способствует общему образованию, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Значение исторического краеведения в процессе патриотического воспитания велико и многообразно. Наряду с образовательно-воспитательными задачами школьное краеведение решает и задачи общественно — полезного характера. Оно способствует развитию у учащихся навыков общественной работы, умения общаться. В школьном краеведении ведущая роль принадлежит учителю. На основе рабочей программы, учета состава учащихся и местных возможностей он намечает объекты для исследования, виды и методы работы, руководит. В МБОУ СОШ №1 успешно работает школьная музейная комната «Боевой и трудовой славы». Комната впервые была открыта в 1965 году при директоре Фролове М.Ф. еще в старом деревянном здании. Но настоящую жизнь она получила в 1989 году, когда возглавлять ее стал Щуклин А.И… Он организовал из учеников поисковый отряд «Память». Юные патриоты-поисковики вели поиск пропавших без вести, участвовали в экспедициях на места боев Великой Отечественной войны и захоронениях останков погибших воинов. Основная экспозиция собрана на основе этой деятельности, вещественные предметы – результаты поисковой деятельности хранятся в музейной комнате. Это гильзы снарядов, обрывки колючей проволоки, немецкие и советские каски, детали ручных гранат Вермахта и Красной армии, трофейные ложки, кисеты красноармейцев, котелки и многое другое. В комнате Боевой и Трудовой славы работа осуществляется по направлениям: «Экспедиция в войну»; «Ветераны Великой Отечественной войны»; «Ветераны трудового фронта»; «Наши земляки – гвардейцы-десантники»; «История МОУ СОШ №1»; «Участники локальных воин». Лекторская группа проводит много встреч с ветеранами войны и тыла. По материалам архивной работы и рассказов ветеранов оформляются творческие проекты и исследовательские работы, стенгазеты, книжки-раскладушки, альбомы, разрабатываются темы для классных часов. В комнату Боевой и Трудовой славы приходит много гостей. Это воспитанники детских садов, делегации учителей и учащихся нашей и других школ города и районов Удмуртского края, Ижевска, администрация города и республики. Местное Воткинское и республиканское Ижевское телевидение часто снимает сюжеты о проводимой работе в комнате Боевой и Трудовой славы МОУ СОШ №1, печатаются статьи в СМИ городского, республиканского и федерального (общероссийского) уровня. Учащиеся, занимающиеся в комнате Боевой и Трудовой славы, активно участвуют в различных конкурсах и научных конференциях: ü школьное научное общество «Эврика»; ü городских краеведческих чтениях; ü краеведческих республиканских олимпиадах («Моя малая Родина – Удмуртия»); ü российских конкурсах («Мемориал»); ü и др. Из опыта работы школьной музейной комнаты Трудовой и Боевой Славы: Анализ работы школьной музейной комнаты показывает: ü она сохранила и развивает образовательные функции; ü комната Боевой и Трудовой славы работает по широкой тематике: — история Воздушно-десантной Звенигородской дивизии, в составе которой воевали воткинцы во время Вел. Отеч. войны; — ветераны ВОВ проживающие в нашем микрорайоне; — ветераны – труженики тыла нашего микрорайона; — поисковый отряд «Память» и экспозиция» Экспедиция в войну»; — ветераны локальных войн; — история МОУ СОШ №1. ü все экспозиции практически связаны с историей родного края и города; ü материал, накопленный и представленный в комнате Боевой и Трудовой славы, помогает оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой Родины и Отечества в целом, обучить навыкам краеведческой работы. Нормативно-правовые документы: ü Конвенция о правах ребенка; ü Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; ü Закон РФ «Об образовании»; ü Концепция государственной национальной политики УР; ü Концепция национальной образовательной политики РФ; ü Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Приоритетный национальный проект «Образование» ü Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы; ü Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (п.3.3. Развитие образования); ü Концепция профильного обучения для старшей ступени общего образования. Цели и задачи программы: ЦЕЛИ: · Созданиеусловий для воспитания, формирования и развития личности с высокоразвитой гражданской позицией. · Изучение истории опыта прошлого, с тем чтобы во взрослой жизни воспитанники смогли опираться не только на знания, приобретенные в настоящем, но и на опыт прошлых поколений. ЗАДАЧИ: · формировать мировоззренческие, нравственные и трудовые качества, важные для гражданина современного общества; · овладевать знаниями по истории родного края, города, республики, страны; · воспитывать военно-патриотические качества личности; · расширять изучение основных предметов школьной программы – истории, литературы,- а также изучение мировой истории, логики, эстетики, являющихся дополнительными к базовой программе. · Проводить беседы об исторических преданиях, этнографической принадлежности народов, проживающих на территории нашего региона, истории города и его окрестностей; · проводить экскурсионно-походную деятельность, составлять карты, изучать древние и современные памятники архитектуры и археологии, составлять летописи города и школы; · общаться с экологами и краеведами, посещать музеи города и других городов; · проводить традиционные встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны; · учить детей осознавать значимость прошлого в свой жизни, в жизни близких людей в общей судьбе народов Росси и мира; · развивать интерес к родному краю; · развивать умение находить нужную информацию и оформлять информацию в исследовательской работе; · развивать активную жизненную позицию; · развивать умения ораторского искусства, выступления перед большими группами людей; · пропагандировать историческое прошлое его достижения и успехи в ученической среде и обществе; · формировать патриотические чувства. Особенности реализации программы: Адресатами программы станет большой круг людей: учащиеся школы, ветераны Великой Отечественной войны, ветераны трудового фронта, ветераны локальных войн, ветераны педагогического мастерства. Основное содержание разработано для «лекторской группы» — небольшой группы детей, обучающихся в основной школе (5-11 классы), интересующихся историей своей страны, Удмуртской Республики и родного города Воткинска. Они на занятиях теоретического характера будут углублять свои знания по истории города, в котором родились, Удмуртской Республики и России. Будут встречаться с ветеранами, вести беседы, собирать воспоминания. На основе собранного материала и полученных знаний члены лекторской группы будут готовить статьи в школьную газету «Простые истины», оформлять в холле школы тематические газеты, подготовят и проведут классные часы для учащихся начальной школы. Научатся заполнять книги учета Основного и вспомогательного фонда, приобретут навыки ораторского искусства. Станут увереннее себя чувствовать, разовьют в себе коммуникативные качества. Сформируется личное уважительное отношение к прошлому своей страны, гордость за ее настоящее. Занятия будут проходить в теоретической и практической форме. Теоретические занятия будут проходить в форме лекций и бесед, с показом фильмов и компьютерных презентаций, ЦОР из Единой коллекции ОР. Практические занятия – это встречи с ветеранами, оформление стенгазет, написание статей в школьную газету, заполнение книг учета фонда музейной комнаты, написание индивидуальных исследовательских работ по темам года, подготовка и проведение классных часов. Проведение игры. Данная программа была разработана в 2011-2012 учебном году и реализуется в 2012-2013. Характеристика группы. Программа «ПАТРИОТ» предназначена для обучающихся в основной школе учащихся 9 класса, интересующихся историей своей страны, Удмуртской Республики и родного города Воткинска. Режим занятий. Программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу на базе МБОУ СОШ №1 г. Воткинска ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Сохранение и увеличение экспонатов в музейной комнате
2. Сбор материалов по истории Второго рабочего микрорайона, г. Воткинска, воспоминаний ветеранов и разработка на их основе исследовательских работ; новых тем для классных часов.
3. Проведение тематических классных часов, уроков по истории.
4. Проведение встреч учащихся с ветеранами :
А) Великой Отечественной войны
Б) трудового фронта
В) педагогического мастерства
Г) локальных войн и конфликтов
5. Заполнение альбомов:
А) «Выпускники школы»
Б) «Учителя школы»
6. Проведение экскурсий для воспитанников детских садов, учащихся других школ города.
7. Организация и проведение встреч с интересными людьми.
8. Сохранение экспонатов; 9. Распространение опыта работы через средства массовой информации и сайт школы, школьной газеты «Простые истины».
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название раздела | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Проведение бесед о правилах поведения, инструктажей по технике безопасности. | 1 | 1 | |
2 | Краеведческая работа | 10 | 10 | |
2.1 | Тема 1. Наша школа в истории | 1 | 1 | |
2.2 | Тема 2. История Удмуртии и г. Воткинска | 2 | 2 | |
2.3 |
Тема 3. История России. | 7 | 7 | |
3 | Работа с ветеранами. | 6 | 3 | 3 |
3.1 | Тема 1. Военная слава земляков. | 2 | 1 | 1 |
3.2 | Тема 2. Ветераны локальных войн | 2 | 1 | 1 |
3.3 | Тема 3. Ветераны — педагоги школы. | 2 | 1 | 1 |
4 | Экскурсии | 1 | 1 | |
4.1 | Тема 1. Музеи и музейные комнаты г. Воткинска | 1 | 1 | |
5 | Музейная работа | 4 | 2 | 2 |
5.1 | Тема 1. Методика сбора источников | 2 | 1 | 1 |
5.2 | Тема 2. Учет и хранение фондов. | 2 | 1 | 1 |
6 | Индивидуальная работа с учащимися по написанию рефератов и исследовательских работ | 1 | 1 | |
7 | Оформление стендов, альбомов, газет, плакатов и др. | 3 | 3 | |
7.1 | Тема 1. Оформление тематических газет и плакатов. | 1 | 1 | |
7.2 | Тема 2. Заполнение альбомов по истории школы. | 1 | 1 | |
7.3 | Тема 3. Школьная газета «Простые истины». | 1 | 1 | |
8 | Проведение тематических классных часов. | 7 | 7 | |
Тема 1. Особенности публичной речи экскурсовода. | 1 | 1 | ||
Тема 2. Разработка классного часа | 1 | 1 | ||
Тема 3. Проведение классных часов | 6 | 6 | ||
ИТОГО: | 34 | 16 | 18 |
v 7 ноября <metricconverter productid=«1941 г» w:st=«on»>1941 г– День проведения военного парада на Красной площади в Москве
v 5 декабря 1941 г— День начала наступления советских войск под Москвой
v Участие УР и г. Воткинска в Великой Отечественной войне. Создание воинских формирований
v Участие УР и г. Воткинска в Великой Отечественной войне. Госпиталя в г. Воткинске
v Воткинск в годы ВОВ Герои Великой Отечественной войны
РАЗДЕЛ 2. «Работа с ветеранами» В современной школьной программе историю ВОВ изучают вкратце, и у школьников нет возможности почувствовать, масштабность Победы в мае 1945 года. Поэтому в комнате Боевой славы периодически проводятся встречи с ветеранами, проживающими в нашем микрорайоне Второго поселка, так как важную роль в воспитании патриотизма и уважения к старшему поколению играет общение с оставшимися в живых ветеранами. В своей работе мы выделяем три группы ветеранов микрорайона: — ветераны Великой Отечественной войны; — женщины ветераны трудового фронта; — ветераны локальных воин микрорайона; — ветераны – педагоги школы №1. Благодаря этому разделу дети соприкасаются с трагедией прошедшей и нынешних воин. Им становится более ясна губительная сила вражды. Ребята учатся уважительному отношению к старшему поколению, трепетному и терпимому отношению к пожилым людям, любить Родину и гордиться ею. Актив учащихся «Комнаты Боевой славы» посещает ветеранов на дому, оказывает им посильную помощь по ведению хозяйства, но чаще ребята ходят слушать их интересные рассказы, записывают, а позже используют материл для написания исследовательских работ или оформления альбомов. Ведется работа по сбору информации, воспоминаний, фотографий о тружениках тыла, которая оформляется на стендах. Проводятся классные часы о героическом вкладе тружеников Воткинского завода в победе над фашистской Германией. Организовываются встречи с женщинами Привокзального района во главе с председателем Совета ветеранов Второго поселка. Тема 1. Военная слава земляков. Теория: Земляки, участвовавшие в войнах и защищавших нашу страну. Биографии. Практика: Встречи с председателями ветеранских организаций микрорайона школы. Уточнение списков ветеранов.Посещение на дому. Оказание посильной помощи. Поздравление с праздниками. Сбор информации, воспоминаний ветеранов. Поиск новых экспонатов для музейной комнаты. Тема 2. Ветераны локальных войн Теория: История локальных войн в России. Участие наших земляков в них. Практика: Встречи с ветеранами локальных войн. Проведение чаепития. Соревнования со старшеклассниками. Тема 3. Ветераны — педагоги школы. Теория: Учительские династии. История школы в воспоминаниях ее учителей. Практика:Встречи с учителями – ветеранами. Сбор информации, воспоминаний. РАЗДЕЛ 3. «Экскурсии» В этот раздел включаются: ü экскурсии в музеи нашего города и г. Ижевска столицы УР; ü экскурсионные походы по памятным местам города; ü участие в городских праздниках и мероприятиях. ü экскурсии на ОАО «Воткинский завод» Тема 1. Музеи и музейные комнаты г. Воткинска Практика: Посещение музейной комнаты в МБОУ СОШ №6 посвященной Герою Советского Союза, уроженке города Воткинска, летчице З. Ульяненко. Знакомство с экспозициями РАЗДЕЛ 4. «Музейная работа» Предназначен для развития музейной комнаты при МОУ СОШ№1. Цель работы – привить чувство уважения к родному краю, сформировать культуру поведения в музеях, научить детей бережно хранить историю. Тема 1. Методика сбора источников Теория: Периодическая печать и литература – оперативный помощник в сборе информации. Практика:Посещение детской городской библиотеки на ул. Зверева 6. Знакомство с литературой по истории России и родного края, г. Воткинска. Тема 2. Учет и хранение фондов. Теория: Понятие основного и вспомогательного фонда. Особенности хранения предметов изготовленных из разных материалов. Правила заполнения Книг учета основного и вспомогательного фондов Практика:Заполнение Книг учета основного и вспомогательного фондов. Осмотр, ремонт, чистка экспонатов. РАЗДЕЛ 5. «Индивидуальная работа с учащимися» Тема 1. «Индивидуальная работа с учащимися» Практика:Занятия практического характера помогают учащимся, занимающимся в Комнате Боевой и Трудовой славы вести исследовательскую работу по выбранной краеведческой теме. Работа строится по плану: 1. Выбор тем для самостоятельной исследовательской работы; 2. Знакомство с литературой по истории родного края; 3. Правила работы в библиотеке, знакомство с картотечной системой; 4. Основные правила оформления реферата, исследовательской работы; 5. Составление плана по сбору материала; 6. Организация, встреч с людьми, которые могут рассказать, пояснить по выбранной теме, работа в архивах города; 7. Оформление работы; 8. Создание и оформление на основе материала реферата ( исследовательской работы) защитного проекта; 9. Защита – выступление. Разработкой научно – исследовательских тем и рефератов занимаются школьники старшего звена 9,10, 11 классов, занимающихся в Комнате Боевой и Трудовой славы не первый год. Практически каждая работа сопровождается изготовлением проекта. Им может быть стенгазета, книжка-раскладушка, видео-фильм, CD– фильм, компьютерная презентация. Свои работы учащиеся представляют и защищают на различных научных конференциях: школьное научное общество «Эврика», городских краеведческих чтениях, республиканских и российских конкурсах, республиканских и городских краеведческих олимпиадах. Разработки используются для подготовки и проведения классных часов для учащихся и гостей школы. РАЗДЕЛ 6. «Оформление стендов, альбомов, газет, плакатов и др. Предназначен для создания, подготовки и оформления наглядного, информационного материала, который поможет в более доступной форме проводить занятия, тематические классные часы. На занятиях проходит оформление тематических альбомов, фотоальбомов, газет, плакатов, которые хранятся в Комнате Боевой и Трудовой славы. Написание статей информационно-просветительского характера в школьную газету «Простые истины». Тема 1. Оформление тематических газет и плакатов. Практика: Поиск информации по теме. Изготовление. Вывешивание в холл школы для просвещения учащихся школы. Тема 2. Заполнение альбомов по истории школы. Практика: Систематическое пополнение материала в альбомах по истории школы, выпускниках 11 классов, ветеранах – педагогах. Тема 3. Школьная газета «Простые истины». Практика: Написание статей в газету. РАЗДЕЛ 7. «Проведение тематических классных часов». Для кого создаетсямузейная комната Боевой и Трудовой славы? Аудитория школьной музейной комнаты: учащиеся образовательных учреждений города, детских садов, жители нашего микрорайона, гости. Формы массовой работы: обзорная экскурсия, экскурсия. Урок в музее, встреча. Конференция, праздник. На занятиях происходит разработка сценариев новых тематических классных часов. Репетиции старых и новых тем, инсценировок. Этим занимается лекторская группа Комнаты Боевой и Трудовой славы во главе с лектором. В Комнату Боевой и Трудовой славы приходит много гостей. Это воспитанники детских садов, учащиеся нашей и других школ города, других городов, районов Удмуртской Республики, администрация города, республики. Тема 1. Особенности публичной речи экскурсовода. Практика: Работа над дикцией. Проговаривание скороговорок. Воспитание уверенности во время выступления перед посетителями музейной комнаты. Тема 2. Разработка классного часа Практика: Сбор информации по теме. Составление рассказа для экскурсовода. Пробное выступление. Тема 3. Проведение классных часов Практика: Проведение классных часов, обзорных экскурсий для посетителей комнаты боевой и трудовой славы. v История школы №1 v Блокада Ленинграда v 7 ноября <metricconverter productid=«1941 г» w:st=«on»>1941 г – День проведения военного парада на Красной площади в Москве
v 5 декабря 1941 г — День начала наступления советских войск под Москвой v Участие УР и г. Воткинска в Великой Отечественной войне. Создание воинских формирований. Госпиталя в г. Воткинске. Воткинск в годы ВОВ
v Игра «Собери солдата на фронт»
ЛИТЕРАТУРА 1. Пашкович А.П., Шитов Е.В. Дни воинской славы России. Информационные материалы. Методические рекомендации патриотического воспитания на уроках. – М.: Глобус, 2007 г
2. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. Методическое пособие. — М.: ООО «Глобус». 2007г 3. Воспитание патриотизма и гражданского самосознания детей и молодежи.- Ижевск: ГОУВПО «Удмуртский государственный университет», 2010. 4. История Удмуртии в школе. — Ижевск: ИПК и ПРО УР, 2007 5. Методические разработки Станции Юных туристов и Эколого-биологического центра г. Воткинска 6. В помощь школьному музею. Методическое пособие. — Ижевск: Госкомиздот УАССР, 1988 7. Методическое пособие по описанию музейных предметов. Ижевск: Национальный музей УР имени К. Герда, 2009 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Вещественные источники, хранящиеся в школьной музейной комнате «Боевой и трудовой славы»
2. Компьютер, проектор для показа презентаций, для показа ресурсов с Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, на компьютере должен быть установлен Flach— проигрыватель.
3. Фильм «7 ноября <metricconverter productid=«1941 г» w:st=«on»>1941 г – проведение военного парада на Красной площади в Москве»
http://go.mail.ru/search_video?fr=ws_p&q=%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%20%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B4%207%20%D0%BD%D0%BE%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8F%201941#d=431678057&sig=53286c0e76&i=OZ-BFJBxpI0&s=youtube
4. Презентация «Блокада Ленинграда»
http://present.griban.ru/file/147-blokada-leningrada.html
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА
Г. ВОТКИНСК
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
Направление: Духовно – нравственное
Название: историко-краеведческий кружок «Патриот»
Автор – составитель:
Ситникова Ольга Владимировна
учитель истории первой категории
МБОУ СОШ №1
г. Воткинск
2012-2013 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сегодня нельзя ставить и решать актуальные вопросы социального и духовного развития человека и общества, в том числе школы, без учета современного положения в мире, тенденций его развития, открывавшихся возможностей разностороннего и плодотворного сотрудничества. Сотрудничество, расширяющее контакты позволяет не только освоить достижения мирового сообщества и отдельных стран, но и лучше раскрыть собственные потенциальные возможности и стимулировать поиск оптимального решения аналогичных или сходных проблем. Патриотизм – важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.
Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту.
В своем историческом прошлом Россия не раз переживала всплески патриотизма (борьба с монголо-татарским игом, польская интервенция в XVII веке, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война и многое другое). На рубеже XX – XXI веков, когда школьники не могут найти ответы на все патриотические вопросы, возникающие в ходе истории, когда средства массовой информации порочат и клевещут на прошлое и аннулируют достижения его, возникает необходимость воспитания патриотизма у россиян. Именно педагог должен стремиться к нравственности и формировать чувство патриотизма у детей, такое, какое гарантировало бы укрепление территориальной ценности России; любовь к ней, защиту Родины, как в мирное, так и в военное время.
Интерес к нравственным качествам людей, нормам их поведения, к их взаимоотношениям друг с другом, их нравственным поступкам приводит и формирует у школьников нравственные идеалы, воплощенные в духовном облике человека. Чувство гордости и патриотизма у юного гражданина – это не только результат его знаний о своем Отечестве. Это – сложившийся эмоционально окрашенный образ, который становится регулятором его собственного поведения и критерием оценки поведения других людей.
Именно педагог выполняет функцию человека, рассказывающего ему о красоте и устройстве мира, отвечающего на все его вопросы и открывающего его нравственно – эстетические качества, которые неразрывно связаны с любовью ко всему живому, к природе, предкам, истории Отечества. Он прежде всего наставник и советник ребенка.
Гражданско-Патриотическое воспитание детей происходит в процессе обучения школьным предметам (история, краеведение, литература, обществознание, музыка и т.д.), во время занятий в кружках, секциях, которые ребенок посещает по своему личному выбору.
Особую роль в воспитании гражданского патриотизма мы отводим историческому краеведению. Краеведение – это всестороннее изучение родного края, это и форма общественной деятельности. Подлинное краеведение – всегда краелюбие. Известный ученый и общественный деятель Д.С.Лихачев писал: «Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
Школьное краеведение – одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью. Историческое краеведение воспитывает у школьников любовь к родному краю, гордость за его прошлое и настоящее – качества, на основе которых формируется гражданственность, активная жизненная позиция, гордость за свою Родину. Оно способствует общему образованию, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Значение исторического краеведения в процессе патриотического воспитания велико и многообразно.
Наряду с образовательно-воспитательными задачами школьное краеведение решает и задачи общественно - полезного характера. Оно способствует развитию у учащихся навыков общественной работы, умения общаться.
В школьном краеведении ведущая роль принадлежит учителю. На основе рабочей программы, учета состава учащихся и местных возможностей он намечает объекты для исследования, виды и методы работы, руководит.
В МБОУ СОШ №1 успешно работает школьная музейная комната «Боевой и трудовой славы». Комната впервые была открыта в 1965 году при директоре Фролове М.Ф. еще в старом деревянном здании. Но настоящую жизнь она получила в 1989 году, когда возглавлять ее стал Щуклин А.И.. Он организовал из учеников поисковый отряд «Память». Юные патриоты-поисковики вели поиск пропавших без вести, участвовали в экспедициях на места боев Великой Отечественной войны и захоронениях останков погибших воинов. Основная экспозиция собрана на основе этой деятельности, вещественные предметы – результаты поисковой деятельности хранятся в музейной комнате. Это гильзы снарядов, обрывки колючей проволоки, немецкие и советские каски, детали ручных гранат Вермахта и Красной армии, трофейные ложки, кисеты красноармейцев, котелки и многое другое.
В комнате Боевой и Трудовой славы работа осуществляется по направлениям: «Экспедиция в войну»; «Ветераны Великой Отечественной войны»; «Ветераны трудового фронта»; «Наши земляки – гвардейцы-десантники»; «История МОУ СОШ №1»; «Участники локальных воин».
Лекторская группа проводит много встреч с ветеранами войны и тыла. По материалам архивной работы и рассказов ветеранов оформляются творческие проекты и исследовательские работы, стенгазеты, книжки-раскладушки, альбомы, разрабатываются темы для классных часов.
В комнату Боевой и Трудовой славы приходит много гостей. Это воспитанники детских садов, делегации учителей и учащихся нашей и других школ города и районов Удмуртского края, Ижевска, администрация города и республики.
Местное Воткинское и республиканское Ижевское телевидение часто снимает сюжеты о проводимой работе в комнате Боевой и Трудовой славы МОУ СОШ №1, печатаются статьи в СМИ городского, республиканского и федерального (общероссийского) уровня.
Учащиеся, занимающиеся в комнате Боевой и Трудовой славы, активно участвуют в различных конкурсах и научных конференциях:
-
школьное научное общество «Эврика»;
-
городских краеведческих чтениях;
-
краеведческих республиканских олимпиадах («Моя малая Родина – Удмуртия»);
-
российских конкурсах («Мемориал»);
-
и др.
Из опыта работы школьной музейной комнаты Трудовой и Боевой Славы:
Анализ работы школьной музейной комнаты показывает:
-
она сохранила и развивает образовательные функции;
-
комната Боевой и Трудовой славы работает по широкой тематике:
-
история Воздушно-десантной Звенигородской дивизии, в составе которой воевали воткинцы во время Вел. Отеч. войны;
-
ветераны ВОВ проживающие в нашем микрорайоне;
-
ветераны – труженики тыла нашего микрорайона;
-
поисковый отряд «Память» и экспозиция» Экспедиция в войну»;
-
ветераны локальных войн;
-
история МОУ СОШ №1.
-
все экспозиции практически связаны с историей родного края и города;
-
материал, накопленный и представленный в комнате Боевой и Трудовой славы, помогает оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой Родины и Отечества в целом, обучить навыкам краеведческой работы.
Нормативно-правовые документы:
-
Конвенция о правах ребенка;
-
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
-
Закон РФ «Об образовании»;
-
Концепция государственной национальной политики УР;
-
Концепция национальной образовательной политики РФ;
-
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Приоритетный национальный проект «Образование»
-
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы;
-
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (п.3.3. Развитие образования);
-
Концепция профильного обучения для старшей ступени общего образования.
Цели и задачи программы:
ЦЕЛИ:
-
Создание условий для воспитания, формирования и развития личности с высокоразвитой гражданской позицией.
-
Изучение истории опыта прошлого, с тем чтобы во взрослой жизни воспитанники смогли опираться не только на знания, приобретенные в настоящем, но и на опыт прошлых поколений.
ЗАДАЧИ:
-
формировать мировоззренческие, нравственные и трудовые качества, важные для гражданина современного общества;
-
овладевать знаниями по истории родного края, города, республики, страны;
-
воспитывать военно-патриотические качества личности;
-
расширять изучение основных предметов школьной программы – истории, литературы,- а также изучение мировой истории, логики, эстетики, являющихся дополнительными к базовой программе.
-
Проводить беседы об исторических преданиях, этнографической принадлежности народов, проживающих на территории нашего региона, истории города и его окрестностей;
-
проводить экскурсионно-походную деятельность, составлять карты, изучать древние и современные памятники архитектуры и археологии, составлять летописи города и школы;
-
общаться с экологами и краеведами, посещать музеи города и других городов;
-
проводить традиционные встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны;
-
учить детей осознавать значимость прошлого в свой жизни, в жизни близких людей в общей судьбе народов Росси и мира;
-
развивать интерес к родному краю;
-
развивать умение находить нужную информацию и оформлять информацию в исследовательской работе;
-
развивать активную жизненную позицию;
-
развивать умения ораторского искусства, выступления перед большими группами людей;
-
пропагандировать историческое прошлое его достижения и успехи в ученической среде и обществе;
-
формировать патриотические чувства.
Особенности реализации программы:
Адресатами программы станет большой круг людей: учащиеся школы, ветераны Великой Отечественной войны, ветераны трудового фронта, ветераны локальных войн, ветераны педагогического мастерства. Основное содержание разработано для «лекторской группы» - небольшой группы детей, обучающихся в основной школе (5-11 классы), интересующихся историей своей страны, Удмуртской Республики и родного города Воткинска. Они на занятиях теоретического характера будут углублять свои знания по истории города, в котором родились, Удмуртской Республики и России. Будут встречаться с ветеранами, вести беседы, собирать воспоминания. На основе собранного материала и полученных знаний члены лекторской группы будут готовить статьи в школьную газету «Простые истины», оформлять в холле школы тематические газеты, подготовят и проведут классные часы для учащихся начальной школы. Научатся заполнять книги учета Основного и вспомогательного фонда, приобретут навыки ораторского искусства. Станут увереннее себя чувствовать, разовьют в себе коммуникативные качества. Сформируется личное уважительное отношение к прошлому своей страны, гордость за ее настоящее.
Занятия будут проходить в теоретической и практической форме.
Теоретические занятия будут проходить в форме лекций и бесед, с показом фильмов и компьютерных презентаций, ЦОР из Единой коллекции ОР.
Практические занятия – это встречи с ветеранами, оформление стенгазет, написание статей в школьную газету, заполнение книг учета фонда музейной комнаты, написание индивидуальных исследовательских работ по темам года, подготовка и проведение классных часов. Проведение игры.
Данная программа была разработана в 2011-2012 учебном году и реализуется в 2012-2013.
Характеристика группы. Программа «ПАТРИОТ» предназначена для обучающихся в основной школе учащихся 9 класса, интересующихся историей своей страны, Удмуртской Республики и родного города Воткинска.
Режим занятий. Программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу на базе МБОУ СОШ №1 г. Воткинска
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
-
Сохранение и увеличение экспонатов в музейной комнате
-
Сбор материалов по истории Второго рабочего микрорайона, г. Воткинска, воспоминаний ветеранов и разработка на их основе исследовательских работ; новых тем для классных часов.
-
Проведение тематических классных часов, уроков по истории.
-
Проведение встреч учащихся с ветеранами :
-
Великой Отечественной войны
-
трудового фронта
-
педагогического мастерства
-
локальных войн и конфликтов
-
-
Заполнение альбомов:
-
«Выпускники школы»
-
«Учителя школы»
-
-
Проведение экскурсий для воспитанников детских садов, учащихся других школ города.
-
Организация и проведение встреч с интересными людьми.
-
Сохранение экспонатов;
-
Распространение опыта работы через средства массовой информации и сайт школы, школьной газеты «Простые истины».
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Название раздела |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1 |
Проведение бесед о правилах поведения, инструктажей по технике безопасности. |
1 |
1 |
|
2 |
Краеведческая работа |
10 |
10 |
|
2.1 |
Тема 1. Наша школа в истории |
1 |
1 |
|
2.2 |
Тема 2. История Удмуртии и г. Воткинска |
2 |
2 |
|
2.3 |
Тема 3. История России. |
7 |
7 |
|
3 |
Работа с ветеранами. |
6 |
3 |
3 |
3.1 |
Тема 1. Военная слава земляков. |
2 |
1 |
1 |
3.2 |
Тема 2. Ветераны локальных войн |
2 |
1 |
1 |
3.3 |
Тема 3. Ветераны - педагоги школы. |
2 |
1 |
1 |
4 |
Экскурсии |
1 |
|
1 |
4.1 |
Тема 1. Музеи и музейные комнаты г. Воткинска |
1 |
|
1 |
5 |
Музейная работа |
4 |
2 |
2 |
5.1 |
Тема 1. Методика сбора источников |
2 |
1 |
1 |
5.2 |
Тема 2. Учет и хранение фондов. |
2 |
1 |
1 |
6 |
Индивидуальная работа с учащимися по написанию рефератов и исследовательских работ |
1 |
|
1 |
7 |
Оформление стендов, альбомов, газет, плакатов и др. |
3 |
|
3 |
7.1 |
Тема 1. Оформление тематических газет и плакатов. |
1 |
|
1 |
7.2 |
Тема 2. Заполнение альбомов по истории школы. |
1 |
|
1 |
7.3 |
Тема 3. Школьная газета «Простые истины». |
1 |
|
1 |
8 |
Проведение тематических классных часов. |
7 |
|
7 |
|
Тема 1. Особенности публичной речи экскурсовода. |
1 |
|
1 |
|
Тема 2. Разработка классного часа |
1 |
|
1 |
|
Тема 3. Проведение классных часов |
6 |
|
6 |
|
ИТОГО: |
34 |
16 |
18 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
РАЗДЕЛ 1. «Краеведческая работа»
Все занятия ведутся теоретически и практически. Они включают в себя углубление знаний основных предметов школьной программы: истории, краеведения, литературы, музыки и др. на занятиях проводятся беседы об исторических событиях Российской и удмуртской истории и этнографии удмуртов, памятных мест города Воткинска, важнейших событиях истории нашего края, страны.
Тема 1. Водное занятие.
Теория:. Правила техники безопасности. Особенности работы школьной музейной комнаты.
Тема 2. Наша школа в истории.
Теория: История школы №1. Школьные традиции, учителя, выпускники. Летопись школы.
Тема 3. История Удмуртии и г. Воткинска
Теория:
-
Основные вехи социально-экономического развития края. Уникальное и специфическое в истории края. Культурное наследие.
-
Историческое своеобразие города Воткинска
Тема 4. История России.
Теория: Военная история России. Великие победы и поражения. Юбилейные даты 2011-2012 учебного года
-
Что такое патриотизм? Блокада Ленинграда
-
7 ноября 1941 г – День проведения военного парада на Красной площади в Москве
-
5 декабря 1941 г- День начала наступления советских войск под Москвой
-
Участие УР и г. Воткинска в Великой Отечественной войне. Создание воинских формирований
-
Участие УР и г. Воткинска в Великой Отечественной войне. Госпиталя в г. Воткинске
-
Воткинск в годы ВОВ Герои Великой Отечественной войны
РАЗДЕЛ 2. «Работа с ветеранами»
В современной школьной программе историю ВОВ изучают вкратце, и у школьников нет возможности почувствовать, масштабность Победы в мае 1945 года. Поэтому в комнате Боевой славы периодически проводятся встречи с ветеранами, проживающими в нашем микрорайоне Второго поселка, так как важную роль в воспитании патриотизма и уважения к старшему поколению играет общение с оставшимися в живых ветеранами. В своей работе мы выделяем три группы ветеранов микрорайона:
- ветераны Великой Отечественной войны;
- женщины ветераны трудового фронта;
- ветераны локальных воин микрорайона;
- ветераны – педагоги школы №1.
Благодаря этому разделу дети соприкасаются с трагедией прошедшей и нынешних воин. Им становится более ясна губительная сила вражды.
Ребята учатся уважительному отношению к старшему поколению, трепетному и терпимому отношению к пожилым людям, любить Родину и гордиться ею.
Актив учащихся «Комнаты Боевой славы» посещает ветеранов на дому, оказывает им посильную помощь по ведению хозяйства, но чаще ребята ходят слушать их интересные рассказы, записывают, а позже используют материл для написания исследовательских работ или оформления альбомов.
Ведется работа по сбору информации, воспоминаний, фотографий о тружениках тыла, которая оформляется на стендах. Проводятся классные часы о героическом вкладе тружеников Воткинского завода в победе над фашистской Германией. Организовываются встречи с женщинами Привокзального района во главе с председателем Совета ветеранов Второго поселка.
Тема 1. Военная слава земляков.
Теория: Земляки, участвовавшие в войнах и защищавших нашу страну. Биографии.
Практика: Встречи с председателями ветеранских организаций микрорайона школы. Уточнение списков ветеранов. Посещение на дому. Оказание посильной помощи. Поздравление с праздниками. Сбор информации, воспоминаний ветеранов. Поиск новых экспонатов для музейной комнаты.
Тема 2. Ветераны локальных войн
Теория: История локальных войн в России. Участие наших земляков в них.
Практика: Встречи с ветеранами локальных войн. Проведение чаепития. Соревнования со старшеклассниками.
Тема 3. Ветераны - педагоги школы.
Теория: Учительские династии. История школы в воспоминаниях ее учителей.
Практика: Встречи с учителями – ветеранами. Сбор информации, воспоминаний.
РАЗДЕЛ 3. «Экскурсии»
В этот раздел включаются:
-
экскурсии в музеи нашего города и г. Ижевска столицы УР;
-
экскурсионные походы по памятным местам города;
-
участие в городских праздниках и мероприятиях.
-
экскурсии на ОАО «Воткинский завод»
Тема 1. Музеи и музейные комнаты г. Воткинска
Практика: Посещение музейной комнаты в МБОУ СОШ №6 посвященной Герою Советского Союза, уроженке города Воткинска, летчице З. Ульяненко. Знакомство с экспозициями
РАЗДЕЛ 4. «Музейная работа»
Предназначен для развития музейной комнаты при МОУ СОШ№1. Цель работы – привить чувство уважения к родному краю, сформировать культуру поведения в музеях, научить детей бережно хранить историю.
Тема 1. Методика сбора источников
Теория: Периодическая печать и литература – оперативный помощник в сборе информации.
Практика: Посещение детской городской библиотеки на ул. Зверева 6. Знакомство с литературой по истории России и родного края, г. Воткинска.
Тема 2. Учет и хранение фондов.
Теория: Понятие основного и вспомогательного фонда. Особенности хранения предметов изготовленных из разных материалов. Правила заполнения Книг учета основного и вспомогательного фондов
Практика: Заполнение Книг учета основного и вспомогательного фондов. Осмотр, ремонт, чистка экспонатов.
РАЗДЕЛ 5. «Индивидуальная работа с учащимися»
Тема 1. «Индивидуальная работа с учащимися»
Практика: Занятия практического характера помогают учащимся, занимающимся в Комнате Боевой и Трудовой славы вести исследовательскую работу по выбранной краеведческой теме.
Работа строится по плану:
-
Выбор тем для самостоятельной исследовательской работы;
-
Знакомство с литературой по истории родного края;
-
Правила работы в библиотеке, знакомство с картотечной системой;
-
Основные правила оформления реферата, исследовательской работы;
-
Составление плана по сбору материала;
-
Организация, встреч с людьми, которые могут рассказать, пояснить по выбранной теме, работа в архивах города;
-
Оформление работы;
-
Создание и оформление на основе материала реферата ( исследовательской работы) защитного проекта;
-
Защита – выступление.
Разработкой научно – исследовательских тем и рефератов занимаются школьники старшего звена 9,10, 11 классов, занимающихся в Комнате Боевой и Трудовой славы не первый год. Практически каждая работа сопровождается изготовлением проекта. Им может быть стенгазета, книжка-раскладушка, видео-фильм, CD – фильм, компьютерная презентация. Свои работы учащиеся представляют и защищают на различных научных конференциях: школьное научное общество «Эврика», городских краеведческих чтениях, республиканских и российских конкурсах, республиканских и городских краеведческих олимпиадах. Разработки используются для подготовки и проведения классных часов для учащихся и гостей школы.
РАЗДЕЛ 6. «Оформление стендов, альбомов, газет, плакатов и др.
Предназначен для создания, подготовки и оформления наглядного, информационного материала, который поможет в более доступной форме проводить занятия, тематические классные часы.
На занятиях проходит оформление тематических альбомов, фотоальбомов, газет, плакатов, которые хранятся в Комнате Боевой и Трудовой славы.
Написание статей информационно-просветительского характера в школьную газету «Простые истины».
Тема 1. Оформление тематических газет и плакатов.
Практика: Поиск информации по теме. Изготовление. Вывешивание в холл школы для просвещения учащихся школы.
Тема 2. Заполнение альбомов по истории школы.
Практика: Систематическое пополнение материала в альбомах по истории школы, выпускниках 11 классов, ветеранах – педагогах.
Тема 3. Школьная газета «Простые истины».
Практика: Написание статей в газету.
РАЗДЕЛ 7. «Проведение тематических классных часов».
Для кого создается музейная комната Боевой и Трудовой славы? Аудитория школьной музейной комнаты: учащиеся образовательных учреждений города, детских садов, жители нашего микрорайона, гости. Формы массовой работы: обзорная экскурсия, экскурсия. Урок в музее, встреча. Конференция, праздник.
На занятиях происходит разработка сценариев новых тематических классных часов. Репетиции старых и новых тем, инсценировок. Этим занимается лекторская группа Комнаты Боевой и Трудовой славы во главе с лектором.
В Комнату Боевой и Трудовой славы приходит много гостей. Это воспитанники детских садов, учащиеся нашей и других школ города, других городов, районов Удмуртской Республики, администрация города, республики.
Тема 1. Особенности публичной речи экскурсовода.
Практика: Работа над дикцией. Проговаривание скороговорок. Воспитание уверенности во время выступления перед посетителями музейной комнаты.
Тема 2. Разработка классного часа
Практика: Сбор информации по теме. Составление рассказа для экскурсовода. Пробное выступление.
Тема 3. Проведение классных часов
Практика: Проведение классных часов, обзорных экскурсий для посетителей комнаты боевой и трудовой славы.
-
История школы №1
-
Блокада Ленинграда
-
7 ноября 1941 г – День проведения военного парада на Красной площади в Москве
-
5 декабря 1941 г - День начала наступления советских войск под Москвой
-
Участие УР и г. Воткинска в Великой Отечественной войне. Создание воинских формирований. Госпиталя в г. Воткинске. Воткинск в годы ВОВ
-
Игра «Собери солдата на фронт»
ЛИТЕРАТУРА
-
Пашкович А.П., Шитов Е.В. Дни воинской славы России. Информационные материалы. Методические рекомендации патриотического воспитания на уроках. – М.: Глобус, 2007 г
-
Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. Методическое пособие. - М.: ООО «Глобус». 2007г
-
Воспитание патриотизма и гражданского самосознания детей и молодежи.- Ижевск: ГОУВПО «Удмуртский государственный университет», 2010.
-
История Удмуртии в школе. - Ижевск: ИПК и ПРО УР, 2007
-
Методические разработки Станции Юных туристов и Эколого-биологического центра г. Воткинска
-
В помощь школьному музею. Методическое пособие. - Ижевск: Госкомиздот УАССР, 1988
-
Методическое пособие по описанию музейных предметов. Ижевск: Национальный музей УР имени К. Герда, 2009
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
-
Вещественные источники, хранящиеся в школьной музейной комнате «Боевой и трудовой славы»
-
Компьютер, проектор для показа презентаций, для показа ресурсов с Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, на компьютере должен быть установлен Flach - проигрыватель.
-
Фильм «7 ноября 1941 г – проведение военного парада на Красной площади в Москве»
http://go.mail.ru/search_video?fr=ws_p&q=%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%20%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B4%207%20%D0%BD%D0%BE%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8F%201941#d=431678057&sig=53286c0e76&i=OZ-BFJBxpI0&s=youtube
-
Презентация «Блокада Ленинграда»
http://present.griban.ru/file/147-blokada-leningrada.html
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»