Урок "Зимушка-зима - белокрылая птица"
№ | Ход урока | Формирование УУД |
1 |
Самоопределение к деятельности — Окружающий нас мир Интересно познавать. Его тайны и загадки Мы готовы разгадать. — Но чтобы приступить к познанию окружающего мира, мы должны проверить готовность к уроку. На столах у вас лежат: тетрадь, учебник, цветные карандаши. Всё готово? На нашем уроке сегодня будут присутствовать гости. Давайте поприветствуем их (здороваются), улыбнемся друг другу и начнём работать. | Личностные УУД: Выработка учебной мотивации, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом |
2 | Актуализация опорных знаний Вижу, что все готовы к уроку, настроение у всех отличное. Значит, вперёд, за маленькими открытиями! У каждого из вас перед собой лежит листочек с точками, над которыми написаны числа и слова. Я буду зачитывать вопросы, а вам нужно найти правильный ответ и соединить его с последующим ответом. 1. Как называется справочное издание, содержащее последовательный перечень чисел, дней недели и месяцев года с указанием других сведений и иллюстрациями? (Календарь) 2. Как называется промежуток времени равный периоду обращения Земли вокруг Солнца? (Год) 3. Как раньше по народному календарю называли февраль? (Лютень) 4. Назовите дату Покрова. (14 октября) 5.Верно ли, что народный календарь позволял предсказывать погоду на будущее – на день, на месяц или на год; определять, какого урожая ждать в ближайший сезон? (Да) 6. Сколько выделяют времён года? (4) 7. Какой осенний месяц называют предзимьем? (Ноябрь) Кто выполнил задание правильно, у того получилась цифра 5. Значит, вы хорошо усвоили материал прошлых уроков и можете оценить себя на 5 баллов. Молодцы! | Регулятивные УУД: Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения |
3 |
Постановка цели урока — Ребята, в последнем вопросе был дан ответ – ноябрь. Скажите, пожалуйста, какой следующий месяц после него? (декабрь) — Что мы модем сказать о данном месяце? — Какой самый радостный, интересный праздник в декабре? — Какой сейчас месяц? (Январь) Какие праздники вам запомнились в январе? (Рождество, Старый Новый год, Крещение) — В какое время года эти праздники у нас? (Зимой) — Как мы можем охарактеризовать зиму? (Белая, холодная) — Попробуйте сформулировать тему нашего урока. С чем познакомимся на уроке? Что узнаем? Чему научимся? — Верно, назовём основные признаки наступления зимы, узнаем, как зимуют животные и растения. — Ребята, я вам предлагаю такой вот план. Всё ли вас устраивает в данном плане или кто-то желает внести коррективы? (Учитель даёт план, а дети вносят коррективы, добавляя пункт 1.) 1. Зима и признаки её наступления. 2. Изменения в неживой природе. 3. Осадки зимой. 4. Изменения в живой природе. Растения. 5. Изменения в живой природе. Животные. | Познавательные УУД: Использование имеющихся знаний, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний, выдвижение гипотез и их обоснование |
4 |
Открытие новых знаний — У нас 5 пунктов плана. Как мы с вами можем наиболее быстрее собрать нужную информацию по данным вопросам? ( Мы можем поработать в группах) — Где мы можем найти, интересующую нас информацию? (В учебнике, в словарях, энциклопедиях, спросить у учителя) (Ребята, объединяются в группы.) В процессе поиска информации ваше участие в работе группы будет оцениваться. За активное участие в работе группы, вы получите – 3 звёздочки, значит, вы поработали на 5 баллов, 2 звёздочки – на «4» балла, 1 – на «3» балла и вам в следующий раз просто нужно будет быть поактивнее в работе группы. 1 группа работает со справочным материалом (книгами, словарями, энциклопедиями) и готовит ответ на 1 вопрос, 2 группа – на 2, и т.д. Что такое зима? Давайте поразмышляем. — Какую информацией по этому вопросу собрали ребята первой группы? Давайте их послушаем. (Дети первой группы делятся с ребятами своей информацией) Д. Зима — одно из четырёх времён года, между осенью и весной, продолжающееся в Северном полушарии Земли с момента зимнего солнцестояния(21-22 декабря) до момента весеннего равноденствия(20-21 марта), в Южном полушарии Земли в это время лето. В день зимнего солнцестояния, 21-22 декабря, наблюдается самый короткий день и самая длинная ночь. Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль. Слайд «Положение солнца в дни солнцестояния и равноденствия» — Давайте посмотрим на рисунок «Положение солнца в дни солнцестояния и равноденствия». — Обратите внимание, что именно, 22 декабря, высота солнца над горизонтом минимальна, а 22 июня – максимальна. Сделаем вывод: — Какую важную информацию нам рассказали ребята 1 группы? (Зима – одно из четырёх времён года, между осенью и весной, 21-22 декабря – дата зимнего солнцестояния;Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.) — А теперь учащихся второй группы поделятся с нами своей информацией по второму вопросу нашего исследования: «Изменения в неживой природе» (Дети второй группы делятся своей информацией) Зимой солнце поднимается не высоко — греет и светит слабее, чем осенью, небо покрыто облаками. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Главный признак зимы — похолодание. Замерзают водоемы и почвы. Температура держится ниже нуля. Сделаем вывод по данному вопросу: Слайд — Можно ли сказать, что на моей картинке видны изменения в неживой природе? (да) — Какие же признаки зимней погоды вы можете назвать? 1. С каждым днём становится всё холоднее. 2. Небо чаще покрыто облаками. 3. Дни становятся короче, а ночи длиннее. 4. Осадки выпадают в виде снега. — Мы с Вами остановились на вопросе об осадках. Давайте послушаем, какую информацию по данному вопросу: «Осадки зимой»нашли ребята третьей группы. (Учащиеся третьей группы делятся своей информацией) Д. — Прочитав рассказ «Летят снежные пушинки» В.Архангельского, мы узнали много интересного об образовании снежинок. Слайд «Снежинки» Летят снежные пушинки. Пришла зима. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю — одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями! Маленькие льдинки в высоком небе — это замерзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом, осенью пар превращается в капли дождя, а зимой — в снежинки. Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуются хлопья. Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха. — Снежинки бывают очень красивы, но двух одинаковых не бывает. Каждый из вас не раз ловил снежинки и рассматривал. — Ребята, прослушав информацию, скажите, пожалуйста, сколько лучей у правильной снежинки? (6) — Молодцы, очень интересную информацию собрали. — Ребята, давайте, немного отдохнём. Физминутка В наших тепленьких сапожках Мы потопаем немножко. Руки тоже мы согреем и Похлопаем скорее. Рукавицы мы надели, Не боимся мы метели. Мы с Морозом подружились, Как снежинки закружились. — С приходом зимы изменяется и жизнь растений. Что же происходит с ними? — Своими наблюдениями по этому вопросу с нами поделятся ребята четвертой группы. Слайд — Изменения в живой природе. Растения.Слайд Большинство деревьев сбрасывают листву на зиму. Деревья дремлют зимой, так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы. Сосны и ели не сбрасывают листву. Их иголки покрыты восковым налётом, поэтому им не страшен мороз. — Сделайте вывод о жизни растений зимой. Наше исследование подходит к концу, но нам осталось еще ответить на последний вопрос: «Изменения в живой природе. Животные. У. — Вспомните, дети, какие виды животных встречаются вообще в природе? — Можно ли зимой обнаружить насекомых? Вот об этом нам расскажут ребята 5 группы. — Почему их не видно? (Холод и голод загнали насекомых в убежище и заставили впасть в спячку) Многие птицы осенью улетели в теплые края: иволги, стрижи, ласточки. Зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится трудно добывать корм. Снегири и свиристели наоборот прилетают к нам зимовать. Они питаются ягодами рябины. Воробьи, овсянки, сороки, синицы остаются зимовать. Эти птицы хорошо переносят холод, так как перья и пух очень теплая одежда, а птичья кровь горяча, что мороз птицам не страшен. Некоторые животные впадают в спячку (ежи, сурки, суслики, летучие мыши, медведи). Защищает от холода и снег – под толстым снежным одеялом температура редко опускается ниже 0 градусов. Густая зимняя шерсть спасает от холода. Всю зиму активны зайцы, лисы, волки, лоси. (Руководитель группы оценивает работу в группе (3 звёздочки – ученик поработал на 5 баллов, 2 — на «4», 1 – на «3», 0 – надо постараться в следующий раз) — Подведём итог и ещё раз обобщим, какую информацию, мы с вами собрали по нашей теме. Физминутка для глаз | УУД: Умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация Определять под руководством учителя общие правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера |
5 |
Повторение, включение новых знаний в систему знаний Работа в парах — Ребята, теперь поработаем в парах. Вам дан текст о зиме. Там нужно будет найти ошибки. Зима – это период между весной и летом. Небо покрыто облаками. Дни становятся длиннее. Водоёмы оттаивают. Температура держится выше нуля. Осадки выпадают в виде снега. Зима — период покоя в жизни растений. Зимой можно увидеть живые листья, цветы, распускающиеся почки. Медведи, ежи, суслики начинают выходить из спячки. А как много насекомых зимой! Некоторые животные меняют окраску. — Проверьте себя, сверив свой текст с правильным. (Учитель зачитывает. Проверка — эталон на экране) Слайд с таблицей ответов. Оценивание. Табличка с количеством ошибок: 0 ошибок – вы выполнили работу на 5 баллов; 1-2 ошибки – вы выполнили работу на 4 балла; 3- 5 ошибок – вы выполнили работу на 3 балла; Более 5 ошибок – не справились с работой. — Вы, ребята, работали в группе, а теперь я предлагаю Вам проверить знания каждого. И предлагаю поиграть в игру «Крестики-нолики». Слайд с таблицей ответов. Самостоятельная работа Игра «Крестики-нолики». Если ответ верный, отмечаете в карточке х, если нет –. 1. Верно ли, что животным трудно приходится зимой? (х) 2. Ласточка, стриж, иволга — зимующие птицы? (0) 3. Нужно ли птиц подкармливать зимой? (х) 4. Верно ли, что у снежинки 6 лучиков? (х) 5. Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (0) Оценивание. Таблица на экран. 0 ошибок – вы выполнили работу на 5 баллов; 1 ошибка – вы выполнили работу на 4 балла; 2 ошибки – вы выполнили работу на 3 балла; 3 и более ошибок – Вам предстоит ещё поработать и пополнить свои знания. - Ребята, вы сегодня многое узнали, давайте мы с вами прочитаем информацию, которую нам предлагают авторы нашего учебника. Откроем учебники на стр. 8-9. Я вам даю 3 минуты на чтение текста. Слайд «Условные обозначения» Поднимите красный кружок, если Вам информация была уже известна. «зелёный » — если узнал что-то новое — Что нового Вы узнали из текста? «Жёлтый » — думал иначе «Синий» — хочу уточнить (спросить) — Что хотите уточнить? Подсчитаем количество заработанных баллов вами на уроке. Критерии оценивания выводятся на экран.Обучающиеся считают баллы и выставляют оценку за урок. Оценку «5» за урок получают те, кто, верно, соединив все точки в первом задании, получили цифру «5», получили от командира группы 3 звёздочки, при работе в паре и в игре «Крестики-нолики» – не допустили ни одной ошибки. Оценку «4» за урок получают те, кто, верно, соединив все точки в первом задании, получил цифру «5», получил от командира группы 2 звёздочки и при работе в паре и в игре «Крестики-нолики» — допустил по 1 ошибке. Оценку «3» за урок получают те, кто, неверно, соединили точки в первом задании, не получив цифру «5», получил от командира группы 1 звёздочку и при работе в паре и в игре «Крестики-нолики» — допустил более 2 ошибок. (Выставление оценок в электронный журнал и комментирование учителем.) — Ребята, я бы сегодня не хотела Вам ставить оценку «3». Я предлагаю Вам подготовить к следующему уроку реферат по теме «Зима». А если Вы не подготовите его, то тогда я Вам уже поставлю эту оценку в журнал. — Я вам предлагаю домашнее задание по выбору. Домашнее задание по выбору. Слайд • приготовить пересказ данного параграфа стр. 8-12 • подготовить реферат, интересные вопросы, загадки по теме нашего урока · придумать рассказ: «Как зимуют растения и животные зимой | Оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор; Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка |
6 |
Рефлексия – А за что вы можете похвалить себя? (Наша группа очень дружно работала. Было очень интересно слушать рассказы ребят.) — О чем захотелось узнать поподробнее? Ни одно время года так не волшебно. Летом ли, весной, земля бодра, шумит жизнью листва деревьев, река катит свои неспокойные воды, луга кричат пестротой цветов, стрекотаньем и писком насекомых, птиц — все движется, все оживленно и тянется к солнечному теплу. Зимой иначе. Все живое упряталось в глубину земли, нор, щелей, дупл и спит, ожидая весны и солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, — не поют и летают зябко и неторопливо. И чародейка-зима дарит всей этой мертвой пустыне новую жизнь, «неподвижную, немую, чудную жизнь». Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы. — Когда мы с Вами смотрим на снег, снежинки, как бы переливаются на свету. САМООЦЕНКА РАБОТЫ — Вот я Вам предлагаю собрать такой яркий сугроб снежинок. У Вас у каждого есть маленькие снежинки. Если Вам на уроке было интересно, легко, то приклейте голубую снежинкук сугробу; Розовую снежинку– если на уроке испытывал затруднения; Серую снежинку— на уроке было скучно, трудно, я ничего не понял, не запомнил. — Как вы думаете, чем мы будем заниматься на следующем уроке? (Изучать жизнедеятельность человека зимой, т.к. сегодня мы говорили только об изменениях в природе зимой) — Спасибо за работу. На этом наш урок окончен. | Оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика; Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №5
города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области»
Учитель: Подлесная Татьяна Сергеевна
Стаж: 2 года
УМК «Начальная инновационная школа»
Дата: 24.01.2013 г.
Класс: 2 «Б»
Предмет: Окружающий мир
Тема урока: «Зимушка-зима – белокрылая птица»
Тип урока: Комбинированный
Цель: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний и универсальных учебных действий
Задачи:
Предметные:
1. Показать обусловленность явлений в живой природе сезонными изменениями в неживой природе (изменение температуры и освещенности, продолжительности дня, характер осадков);
2.Проводить наблюдения и описывать изменения в природе родного края, связанные с наступлением зимы;
3. Выявлять взаимосвязи между изменениями в живой и неживой природе, происходящими зимой;
4. Объяснять, что такое зимнее солнцестояние, знать дату его наступления.
Метапредметные:
Личностные:
1.Формирование целостного, социально ориентированного взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению;
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося;
3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
4. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Познавательные:
1. Сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи;
2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
Регулятивные:
1. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
2. Планировать действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации;
Коммуникативные:
1. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
2. Строить высказывания, владеть диалогическими формами работы.
Предполагаемый результат: формирование понятий «зимние месяцы», «зимнее солнцестояние», «зимовка животных», научиться выделять признаки наступления зимы.
№ |
Ход урока |
Формирование УУД |
1 |
Самоопределение к деятельности - Окружающий нас мир Интересно познавать. Его тайны и загадки Мы готовы разгадать. - Но чтобы приступить к познанию окружающего мира, мы должны проверить готовность к уроку. На столах у вас лежат: тетрадь, учебник, цветные карандаши. Всё готово? На нашем уроке сегодня будут присутствовать гости. Давайте поприветствуем их (здороваются), улыбнемся друг другу и начнём работать. |
Личностные УУД: Выработка учебной мотивации, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом |
2 |
Актуализация опорных знаний Вижу, что все готовы к уроку, настроение у всех отличное. Значит, вперёд, за маленькими открытиями! У каждого из вас перед собой лежит листочек с точками, над которыми написаны числа и слова. Я буду зачитывать вопросы, а вам нужно найти правильный ответ и соединить его с последующим ответом. 1. Как называется справочное издание, содержащее последовательный перечень чисел, дней недели и месяцев года с указанием других сведений и иллюстрациями? (Календарь) 2. Как называется промежуток времени равный периоду обращения Земли вокруг Солнца? (Год) 3. Как раньше по народному календарю называли февраль? (Лютень) 4. Назовите дату Покрова. (14 октября) 5.Верно ли, что народный календарь позволял предсказывать погоду на будущее – на день, на месяц или на год; определять, какого урожая ждать в ближайший сезон? (Да) 6. Сколько выделяют времён года? (4) 7. Какой осенний месяц называют предзимьем? (Ноябрь) Кто выполнил задание правильно, у того получилась цифра 5. Значит, вы хорошо усвоили материал прошлых уроков и можете оценить себя на 5 баллов. Молодцы! |
Регулятивные УУД: Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения |
3 |
Постановка цели урока - Ребята, в последнем вопросе был дан ответ – ноябрь. Скажите, пожалуйста, какой следующий месяц после него? (декабрь) - Что мы модем сказать о данном месяце? - Какой самый радостный, интересный праздник в декабре? - Какой сейчас месяц? (Январь) Какие праздники вам запомнились в январе? (Рождество, Старый Новый год, Крещение) - В какое время года эти праздники у нас? (Зимой) - Как мы можем охарактеризовать зиму? (Белая, холодная) - Попробуйте сформулировать тему нашего урока. С чем познакомимся на уроке? Что узнаем? Чему научимся? - Верно, назовём основные признаки наступления зимы, узнаем, как зимуют животные и растения. - Ребята, я вам предлагаю такой вот план. Всё ли вас устраивает в данном плане или кто-то желает внести коррективы? (Учитель даёт план, а дети вносят коррективы, добавляя пункт 1.) 1.
Зима и признаки её наступления. 4. Изменения в живой природе. Растения. 5. Изменения в живой природе. Животные. |
Познавательные УУД: Использование имеющихся знаний, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний, выдвижение гипотез и их обоснование |
4 |
Открытие новых знаний - У нас 5 пунктов плана. Как мы с вами можем наиболее быстрее собрать нужную информацию по данным вопросам? ( Мы можем поработать в группах) - Где мы можем найти, интересующую нас информацию? (В учебнике, в словарях, энциклопедиях, спросить у учителя) (Ребята, объединяются в группы.) В процессе поиска информации ваше участие в работе группы будет оцениваться. За активное участие в работе группы, вы получите – 3 звёздочки, значит, вы поработали на 5 баллов, 2 звёздочки – на «4» балла, 1 – на «3» балла и вам в следующий раз просто нужно будет быть поактивнее в работе группы. 1 группа работает со справочным материалом (книгами, словарями, энциклопедиями) и готовит ответ на 1 вопрос, 2 группа – на 2, и т.д. Что такое зима? Давайте поразмышляем. - Какую информацией по этому вопросу собрали ребята первой группы? Давайте их послушаем. (Дети первой группы делятся с ребятами своей информацией) Д. Зима - одно из четырёх времён года, между осенью и весной, продолжающееся в Северном полушарии Земли с момента зимнего солнцестояния (21-22 декабря) до момента весеннего равноденствия (20-21 марта), в Южном полушарии Земли в это время лето. В день зимнего солнцестояния, 21-22 декабря, наблюдается самый короткий день и самая длинная ночь. Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль. Слайд «Положение солнца в дни солнцестояния и равноденствия» - Давайте посмотрим на рисунок «Положение солнца в дни солнцестояния и равноденствия». - Обратите внимание, что именно, 22 декабря, высота солнца над горизонтом минимальна, а 22 июня – максимальна. Сделаем вывод: - Какую важную информацию нам рассказали ребята 1 группы? (Зима – одно из четырёх времён года, между осенью и весной, 21-22 декабря – дата зимнего солнцестояния; Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.) - А теперь учащихся второй группы поделятся с нами своей информацией по второму вопросу нашего исследования: «Изменения в неживой природе» (Дети второй группы делятся своей информацией) Зимой солнце поднимается не высоко - греет и светит слабее, чем осенью, небо покрыто облаками. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Главный признак зимы - похолодание. Замерзают водоемы и почвы. Температура держится ниже нуля. Сделаем вывод по данному вопросу: Слайд - Можно ли сказать, что на моей картинке видны изменения в неживой природе? (да) - Какие же признаки зимней погоды вы можете назвать? 1. С каждым днём становится всё холоднее. 2. Небо чаще покрыто облаками. 3. Дни становятся короче, а ночи длиннее. 4. Осадки выпадают в виде снега. - Мы с Вами остановились на вопросе об осадках. Давайте послушаем, какую информацию по данному вопросу: «Осадки зимой» нашли ребята третьей группы. (Учащиеся третьей группы делятся своей информацией) Д. - Прочитав рассказ "Летят снежные пушинки" В.Архангельского, мы узнали много интересного об образовании снежинок. Слайд «Снежинки» Летят снежные пушинки. Пришла зима. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю - одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями! Маленькие льдинки в высоком небе - это замерзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом, осенью пар превращается в капли дождя, а зимой - в снежинки. Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуются хлопья. Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха. - Снежинки бывают очень красивы, но двух одинаковых не бывает. Каждый из вас не раз ловил снежинки и рассматривал. - Ребята, прослушав информацию, скажите, пожалуйста, сколько лучей у правильной снежинки? (6) - Молодцы, очень интересную информацию собрали. - Ребята, давайте, немного отдохнём. Физминутка В наших тепленьких сапожках Мы потопаем немножко. Руки тоже мы согреем и Похлопаем скорее. Рукавицы мы надели, Не боимся мы метели. Мы с Морозом подружились, Как снежинки закружились. - С приходом зимы изменяется и жизнь растений. Что же происходит с ними? - Своими наблюдениями по этому вопросу с нами поделятся ребята четвертой группы. Слайд - Изменения в живой природе. Растения. Слайд Большинство деревьев сбрасывают листву на зиму. Деревья дремлют зимой, так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы. Сосны и ели не сбрасывают листву. Их иголки покрыты восковым налётом, поэтому им не страшен мороз. - Сделайте вывод о жизни растений зимой. Наше исследование подходит к концу, но нам осталось еще ответить на последний вопрос: «Изменения в живой природе. Животные. У. - Вспомните, дети, какие виды животных встречаются вообще в природе? - Можно ли зимой обнаружить насекомых? Вот об этом нам расскажут ребята 5 группы. - Почему их не видно? (Холод и голод загнали насекомых в убежище и заставили впасть в спячку) Многие птицы осенью улетели в теплые края: иволги, стрижи, ласточки. Зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится трудно добывать корм. Снегири и свиристели наоборот прилетают к нам зимовать. Они питаются ягодами рябины. Воробьи, овсянки, сороки, синицы остаются зимовать. Эти птицы хорошо переносят холод, так как перья и пух очень теплая одежда, а птичья кровь горяча, что мороз птицам не страшен. Некоторые животные впадают в спячку (ежи, сурки, суслики, летучие мыши, медведи). Защищает от холода и снег – под толстым снежным одеялом температура редко опускается ниже 0 градусов. Густая зимняя шерсть спасает от холода. Всю зиму активны зайцы, лисы, волки, лоси. (Руководитель группы оценивает работу в группе (3 звёздочки – ученик поработал на 5 баллов, 2 - на «4», 1 – на «3», 0 – надо постараться в следующий раз) - Подведём итог и ещё раз обобщим, какую информацию, мы с вами собрали по нашей теме. Физминутка для глаз |
УУД: Умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация Определять под руководством учителя общие правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера |
5 |
Повторение, включение новых знаний в систему знаний Работа в парах - Ребята, теперь поработаем в парах. Вам дан текст о зиме. Там нужно будет найти ошибки. Зима – это период между весной и летом. Небо покрыто облаками. Дни становятся длиннее. Водоёмы оттаивают. Температура держится выше нуля. Осадки выпадают в виде снега. Зима - период покоя в жизни растений. Зимой можно увидеть живые листья, цветы, распускающиеся почки. Медведи, ежи, суслики начинают выходить из спячки. А как много насекомых зимой! Некоторые животные меняют окраску. - Проверьте себя, сверив свой текст с правильным. (Учитель зачитывает. Проверка - эталон на экране) Слайд с таблицей ответов. Оценивание. Табличка с количеством ошибок: 0 ошибок – вы выполнили работу на 5 баллов; 1-2 ошибки – вы выполнили работу на 4 балла; 3- 5 ошибок – вы выполнили работу на 3 балла; Более 5 ошибок – не справились с работой. - Вы, ребята, работали в группе, а теперь я предлагаю Вам проверить знания каждого. И предлагаю поиграть в игру «Крестики-нолики». Слайд с таблицей ответов. Самостоятельная работа Игра "Крестики-нолики". Если ответ верный, отмечаете в карточке х, если нет – 0. 1. Верно ли, что животным трудно приходится зимой? (х) 2. Ласточка, стриж, иволга - зимующие птицы? (0) 3. Нужно ли птиц подкармливать зимой? (х) 4. Верно ли, что у снежинки 6 лучиков? (х) 5. Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (0) Оценивание. Таблица на экран. 0 ошибок – вы выполнили работу на 5 баллов; 1 ошибка – вы выполнили работу на 4 балла; 2 ошибки – вы выполнили работу на 3 балла; 3 и более ошибок – Вам предстоит ещё поработать и пополнить свои знания. - Ребята, вы сегодня многое узнали, давайте мы с вами прочитаем информацию, которую нам предлагают авторы нашего учебника. Откроем учебники на стр. 8-9. Я вам даю 3 минуты на чтение текста. Слайд «Условные обозначения» Поднимите красный кружок, если Вам информация была уже известна. «зелёный » - если узнал что-то новое - Что нового Вы узнали из текста? «Жёлтый » - думал иначе «Синий» - хочу уточнить (спросить) - Что хотите уточнить? Подсчитаем количество заработанных баллов вами на уроке. Критерии оценивания выводятся на экран. Обучающиеся считают баллы и выставляют оценку за урок. Оценку «5» за урок получают те, кто, верно, соединив все точки в первом задании, получили цифру «5», получили от командира группы 3 звёздочки, при работе в паре и в игре «Крестики-нолики» – не допустили ни одной ошибки. Оценку «4» за урок получают те, кто, верно, соединив все точки в первом задании, получил цифру «5», получил от командира группы 2 звёздочки и при работе в паре и в игре «Крестики-нолики» - допустил по 1 ошибке. Оценку «3» за урок получают те, кто, неверно, соединили точки в первом задании, не получив цифру «5», получил от командира группы 1 звёздочку и при работе в паре и в игре «Крестики-нолики» - допустил более 2 ошибок. (Выставление оценок в электронный журнал и комментирование учителем.) - Ребята, я бы сегодня не хотела Вам ставить оценку «3». Я предлагаю Вам подготовить к следующему уроку реферат по теме «Зима». А если Вы не подготовите его, то тогда я Вам уже поставлю эту оценку в журнал. - Я вам предлагаю домашнее задание по выбору. Домашнее задание по выбору. Слайд • приготовить пересказ данного параграфа стр. 8-12 • подготовить реферат, интересные вопросы, загадки по теме нашего урока
|
Оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор; Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка |
6 |
Рефлексия – А за что вы можете похвалить себя? (Наша группа очень дружно работала. Было очень интересно слушать рассказы ребят.) - О чем захотелось узнать поподробнее? Ни одно время года так не волшебно. Летом ли, весной, земля бодра, шумит жизнью листва деревьев, река катит свои неспокойные воды, луга кричат пестротой цветов, стрекотаньем и писком насекомых, птиц - все движется, все оживленно и тянется к солнечному теплу. Зимой иначе. Все живое упряталось в глубину земли, нор, щелей, дупл и спит, ожидая весны и солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, - не поют и летают зябко и неторопливо. И чародейка-зима дарит всей этой мертвой пустыне новую жизнь, "неподвижную, немую, чудную жизнь". Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы. - Когда мы с Вами смотрим на снег, снежинки, как бы переливаются на свету. САМООЦЕНКА РАБОТЫ - Вот я Вам предлагаю собрать такой яркий сугроб снежинок. У Вас у каждого есть маленькие снежинки. Если Вам на уроке было интересно, легко, то приклейте голубую снежинку к сугробу; Розовую снежинку – если на уроке испытывал затруднения; Серую снежинку - на уроке было скучно, трудно, я ничего не понял, не запомнил. - Как вы думаете, чем мы будем заниматься на следующем уроке? (Изучать жизнедеятельность человека зимой, т.к. сегодня мы говорили только об изменениях в природе зимой) - Спасибо за работу. На этом наш урок окончен. |
Оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика; Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Сохранение и укрепление здоровья младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО