По велосипеде по городу
Управление образования Исполнительного комитета НМР
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр дополнительного образования для детей» НМР РТ
Занятие по теме
«По городу на велосипеде»
с компьютерной презентацией
для детей младшего школьного возраста
Педагог дополнительного образования
1 квалификационной категории
Такачева Марина Николаевна
г. Нижнекамск
2013г.
Цель урока: профилактика ДДТТ и пропаганда здорового образа жизни.
Задачи: Обучающие:
- актуализация знаний, умений и навыков по изучаемой теме, новых понятий;
- формирование здорового образа жизни;
- формирование знаний, представлений о безопасном движении велосипедистов на дороге;
- расширение кругозора воспитанников о транспортных средствах;
Развивающие:
- развитие умения анализировать, сравнивать, обосновывать;
- развитие ловкости, внимания, выносливости;
- развитие здоровой личности;
- развитие аккуратности, логического мышления.
Воспитывающие:
- воспитание чувства причастности к дорожному движению и ответственности за свое поведение в условиях дороги;
- дисциплинированности;
- культуры поведения на улице;
- привитие интереса к изучаемому предмету и здоровому образу жизни;
- воспитание самостоятельности, трудолюбия.
Тип занятия: комбинированный.
Вид занятия: беседа, рассказ, практические работы на применение знаний
по изучаемой теме.
Методы обучения: сочетание монологического и диалогического изложения материала с постановкой творческих заданий, частично-поисковый, репродуктивный.
Методы преподавания: информационный, объяснительный.
Методы учения: слушание, участие в обсуждении, наблюдение.
Методы воспитания: беседа, включение учащихся в активизированную деятельность на занятие.
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, технология, черчение, математика.
Материально-техническая и дидактическая основа:
наглядные средства (слайды с изображением велосипедов, словворд), макет велосипеда.
Материальная база: специально оборудованная площадка Автогородка, велосипеды, средства защиты, кабинет по ПДД, оснащённый: световой короб «Дорожные знаки», универсальное учебно-практическое пособие для конструирования и анализа дорожной ситуации.
Анализ содержания занятия
1. Компонентный анализ
2. Понятийный.
Приемы работы.
Новые – работа со слайдами.
Опорные – ответы на вопросы.
3. Технико – технологический анализ
4. Организационно – экономический анализ
- организация рабочего места учащихся;
- физкультминутка;
- техника безопасности при работе с ножницами и клеем;
- экономичное использование бумаги, картона.
5. Логический анализ
- создание проблемной ситуации на этапах урока:
- оформление работ;
- анализ выполненных работ.
6. Психологический анализ
- активизация деятельности учащихся;
- создание комфортной рабочей атмосферы.
7. Воспитательный анализ
- воспитание чувства причастности и ответственности за свое
поведение в условиях дороги;
- воспитание дисциплинированности;
- воспитание культуры поведения на улице;
- привитие интереса к изучаемому предмету и здоровому образу жизни.
Ход занятия
I. Организационный момент. (Слайд 1-2)
Приветствие учащихся. (Слайд 3)
Учащийся рассказывает стихотворение.
Коль солнце ярко светит,
Простор раскрыл объятья -
Люблю крутить педали,
Несясь во весь опор.
Поверьте, что на свете
Нет лучшего занятья,
Чем мчать в любые дали-
Иду с любым на спор!
Взбираться на вершину,
С холма нестись в долину,
Чтоб ветер дул мне в спину,
Чтоб ощутить полет!
Мой двухколесный велик
Мне не заменят телик,
Ни поезд, ни автобус,
Ни даже самолет!
(В. Каганов)
II. Формирование новых знаний. (Слайд 4)
Рассказ педагога.
В современных условиях движения на улицах и дорогах с насыщенными транспортными потоками, движущимися с высокими скоростями, важнейшее значение приобретает взаимодействие движущихся транспортных средств. Велосипедисты не в состоянии перемещаться в общем потоке транспорта, так как не обладают для этого достаточной скоростью и ускорением.
Обязательным условием езды по улицам и дорогам является чёткое знание велосипедистом Правил дорожного движения и строгое выполнение их требований. На правах водителя транспортного средства можно ездить только велосипедистам, достигшим 14 лет и имеющим навыки уверенного управления велосипедом.
Существует мнение, что ездить на велосипеде по городским улицам нельзя ввиду повышенной опасности. Но всё же если соблюдать определённые правила, то езда на велосипеде по городу может быть достаточно безопасной и комфортной.
Приобретя велосипед, и успешно катаясь на нём по дворам и ближайшему парку, рано или поздно появляются другие потребности в передвижении.
Ездить по городу на велосипеде можно двумя способами. Велосипедист, в отличие от остальных участников движения, имеет свойство мгновенно переходить из состояния пешехода в водителя транспортного средства. Этой уникальной возможностью нужно пользоваться.
Велосипедист-пешеход
Проходит на специально оборудованной площадке. Ролевая игра «Пешеходы». Дети делятся на пешеходов, велосипедистов. Дети проговаривают правило и демонстрируют его практическое применение.
1-й учащийся говорит: «На правах пешехода можно передвигаться только по тротуарам или по дорожкам парка». И идёт по разметке, обозначающей тротуар.
2-й учащийся говорит: «Проезжие части дорог можно пересекать по надземным или подземным пешеходным переходам». И идёт по разметке, обозначающей пешеходный переход.
3-й учащийся демонстрирует с велосипедом. Двигаясь пешком рядом с велосипедом.
При езде по тротуарам велосипедист находится в относительной безопасности, и в этом случае требуется лишь минимальное знание Правил дорожного движения. Если возраст велосипедиста не достиг 14 лет, то в этом случае пешеходный способ езды является единственно возможным. Демонстрирует учащийся. Ему навстречу идут пешеходы, они аккуратно расходятся.
Учитель сообщает новый материал, при этом один из учащихся демонстрирует это на практике.
Проблемы при пешеходном способе катания (ученик демонстрирует) заключаются главным образом в необходимости прыгать с бордюров и обратно перед каждым перекрёстком и въездом во двор. Если эти прыжки приходится совершать через каждую сотню метров, такой стиль передвижения быстро утомляет.
Опасность при езде по тротуарам обычно исходит от пешеходов с непредсказуемым поведением. Например, дети, престарелые. В этом случае пешеход может в мгновение оказаться на траектории движения велосипедиста. Кроме этого, под колёсами может также оказаться детская кукольная коляска или небрежно выкинутая бутылка. Другая опасность при езде по тротуарам — автомобиль, заезжающий во двор или выезжающий из него. Если следовать Правилам дорожного движения, то автомобиль при выезде на прилегающую территорию должен пропустить всех пешеходов и велосипедистов, двигающихся по тротуару. Но это правило соблюдается далеко не всегда. Кроме того, водитель может не заметить велосипедиста из-за припаркованной машины, дерева или в принципе может не рассчитывать на скорость движения объекта по тротуару со скоростью 15−20 км/ч.
Таким образом, подъезжая к пешеходной дорожке к въезду во двор, следует снизить скорость и убедиться в отсутствии машин.
Ещё одна опасность — внезапно открывшаяся дверь припаркованного автомобиля. (Два ученика изображают ситуацию). У водителей со временем вырабатывается инстинкт — перед тем, как открыть дверь, посмотреть назад и убедиться в отсутствии движущихся транспортных средств. Но у пассажиров такого инстинкта может не быть. Приближаясь к припаркованному автомобилю, следует объехать его на расстоянии открытой двери.
Кроме того, нельзя забывать, что на тротуаре велосипед находится в нарушение Правил дорожного движения, явно запрещающих здесь перемещение транспортных средств (п. 9.9 ПДД). С точки зрения Правил, велосипед на тротуаре ничем не отличается от автомобиля. В этом есть определённое противоречие — где же тогда ездить велосипедистам, не достигшим 14 лет? Поэтому следует всегда помнить, что при движении по тротуару преимущество всегда остаётся за пешеходом. Сотрудники ГИБДД, как правило, не обращают внимания на велосипедистов, едущих по тротуару. Потому что в ряде случаев тротуар — единственное безопасное место для велосипедиста.
Сообщение – монологическое изложение педагога.
Велосипедист-водитель
Велосипед — самое настоящее транспортное средство (но без двигателя). В этом случае велосипедист обязан соблюдать Правила дорожного движения, то есть ехать только по проезжей части, следовать дорожной разметке, сигналам светофора, и т.д.
Существует такое понятие, как максимальная безопасная скорость водителя. Оно относится не только к водителям автомобилей, но и к велосипедистам. Пока водитель едет со скоростью, не превышающей его «безопасную» скорость, он способен замечать все детали дорожной обстановки, которые его окружают, и успеть принять правильное решение. При превышении этого порога скорости способность контролировать окружающую обстановку заметно уменьшается. В этом случае водитель может не заметить пешехода, пересекающего проезжую часть, дорожного знака, требующего уступить дорогу или дорожное препятствие.
Человек, который только что научился кататься на велосипеде, имеет безопасную скорость порядка 8−12 км/ч. Конечно, он может ехать быстрее, но всё его внимание будет сосредоточено на том, чтобы удержать равновесие. Таким образом, выезжать на проезжую часть можно, только в том случае, если велосипедист способен передвигаться со скоростью 25−30 км/ч и при этом полностью контролировать дорожную обстановку. В противном случае лучше не спешить и начать тренировку на парковых дорожках, во дворах и на тротуарах — то есть на правах пешехода.
Растущая популярность велотуризма и проблема городских пробок приводят к тому, что велосипед, ранее считавшийся транспортом для подростков, становится всё более, популярен, среди взрослых. То есть среди велосипедистов всё чаще встречаются те, кто научился кататься ещё в детстве, а теперь заново осваивает этот вид транспорта после многолетнего перерыва. Получается, что многие начинающие велосипедисты имеют водительские права и многолетний опыт вождения автомобиля. Советы взрослым, кто умеет хорошо водить автомобиль, а за рулем велосипеда не сидел много лет: улица или перекресток выглядят совершенно по-разному из кабины автомобиля и за рулём велосипеда. Этот факт обязательно нужно учитывать.
Вывод делают ученики:
Безопасность
Если ехать, соблюдая все правила, вести себя на дороге предсказуемо и адекватно и никому не создавать необоснованных помех, то подавляющее большинство водителей будут относиться к велосипедисту с уважением, а езда станет достаточно комфортной и безопасной.
Физминутка (Слайд 5)
Я спортсменом стать хочу,
На скакалке я скачу,
Подойду к велосипеду.
И быстрее всех поеду.
Я нагнусь-нагнусь-нагнусь,
Я до пола дотянусь,
Пола я легко коснусь
Осторожно распрямлюсь.
Ручки вверх я подниму.
Где там небо – не пойму!
Я зажмурюсь и руками
Поиграю с облаками.
Я присяду, спинка прямо.
Пусть меня похвалит мама!
Ведь зарядку каждый день.
Делать мне совсем не лень.
Учащиеся проходят с территории в учебный кабинет.
III. Применение знаний, умений, навыков.
А) Игра «Составь слова». (Слайд 6-7) Составить из слова «безопасность» как можно больше слов, используя все эти буквы, чтобы слова были существительными единственного числа, именительного падежа, нельзя имена собственные (н-р поза, сено, пасть, и т.д.).
Самостоятельная работа «Изготовь велосипед из проволоки» и текущий фронтальный инструктаж педагога.
Повторение правил безопасной работы с ножницами и клеем.
Правила безопасной работы с ножницами
- Соблюдай порядок на своем рабочем месте.
- Перед работой проверь исправность инструментов.
- Не работай ножницами с ослабленным креплением.
- Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
- Работай ножницами только на своем рабочем месте.
- Следи за движением лезвий во время работы.
- Ножницы клади кольцами к себе.
- Подавай ножницы кольцами вперед.
- Не оставляй ножницы открытыми.
- Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
- Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
- Используй ножницы по назначению.
Правила безопасной работы с клеем
- При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
- Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
- Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.
- Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
Ход практической работы (Слайд 8-14)
Возьмем толстый картон для колес. Обведем приготовленный заранее круг диаметром 6 см.
С помощью клея приклеим две зубочистки - это будет нижняя основа руля.
Из проволоки сделаем сам руль.
Теперь берем шпагат или тонкую проволоку и обматываем то, что получилось.
В колесах прокалываем дырочки и вставляем туда проволоку.
Кончики загибаем.
Возьмем проволоку 12 см и сделаем раму. Обмотаем ее.
Соединяем раму с колесами.
Далее приклеим корзинку и наполним ее цветами.
Цветы изготавливаются из гофрированной бумаги.
В данном задании нужно ответить на вопросы, а ответы (слова) найти среди букв, расположенных в квадрате.
ф |
ы |
в |
а |
п |
р |
о |
л |
д |
ж |
э |
н |
е |
з |
о |
б |
о |
ч |
и |
н |
а |
о |
ж |
в |
и |
т |
ь |
ю |
с |
и |
п |
т |
д |
у |
ц |
ф |
ч |
о |
п |
р |
н |
щ |
а |
в |
е |
л |
о |
с |
и |
п |
е |
д |
и |
с |
т |
ю |
ж |
а |
ш |
и |
р |
а |
в |
о |
г |
и |
с |
ч |
р |
в |
г |
п |
е |
с |
о |
к |
е |
н |
г |
т |
н |
ф |
о |
п |
щ |
р |
х |
м |
г |
ш |
з |
х |
о |
е |
к |
я |
т |
р |
ь |
ш |
о |
т |
а |
п |
л |
д |
и |
л |
а |
ч |
у |
д |
ч |
л |
д |
и |
ц |
у |
ч |
я |
м |
ь |
м |
с |
а |
л |
ф |
н |
г |
я |
с |
м |
и |
т |
ь |
б |
ю |
ж |
р |
э |
а |
в |
т |
о |
м |
о |
б |
и |
л |
ь |
е |
к |
у |
ц |
я |
й |
ц |
у |
к |
е |
н |
г |
ш |
щ |
з |
х |
э |
ю |
т |
ь |
и |
м |
с |
в |
е |
л |
о |
с |
и |
п |
е |
д |
я |
ч |
с |
и |
т |
ь |
б |
ю |
ж |
д |
о |
р |
п |
а |
1. Элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов. (Тротуар)
2. Лицо, управляющее транспортным средством. (Водитель)
3. Человек, идущий пешком. (Пешеход)
4. Боковая часть, край дороги. (Обочина)
5. Машина для езды, приводимая в движение ногами с помощью педалей. (Велосипед)
6. Водитель велосипеда. (Велосипедист)
7. Земля, используемая для движения транспортных средств и людей. (Дорога)
8. Самодвижущееся четырехколесное транспортное средство. (Автомобиль)
IV. Подведение итогов. (Слайд 17)
Литература
1.Обучение младших школьников правилам безопасного поведения на дороге/Сост.: Ахмадиева Р.Ш., Бикчентаева С.А., Валиев М.Х., Воронина Е.Е. и др. / Под общей ред. Минниханов Р.Н., Мустафина Д.М. – Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2009.
2. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: 5-9 кл. 6 пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Рыбин А. Л., Маслов М. В.; под ред. Смирнова А.Т. – М.: Просвещение, 2008. – 160 с.
Использованные сайты
http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/ctihi-pro-velosiped.html
http://velorama.ru/articles/beginners/bicycle_city.phtml
http://alkobz.blogspot.com/2011/10/2.html
http://www.klassniy-chas.ru/fizminutki
http://festival.1september.ru/articles/559264/
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»