Семейная литературная гостиная Лесные загадки Ю.Дмитриева
М А Т Е Р И А Л Д Л Я У Ч И Т Е Л Я.
Знаете ли Вы, что зайца иногда называют « косым»?
Люди редко видят спокойно сидящих зайцев. Чаще видят,
как заяц убегает. Поэтому и появилось представление, что
заяц косой. На самом деле у него малоподвижная шея, и он
не может оглянуться. Но когда он бежит, нужно смотреть от
кого убегаешь и куда бежишь. Поэтому заяц скашивает гла-
за. А люди думают, что он всегда косит. И назвали его «ко-
сым».
Знаете почему « волка ноги кормят»?
Волки- бродячие животные. Они приспосабливаются к любым
условиям: голоду, холоду. У них хороший слух, зрение, обо-
няние. Летом они бродят в одиночку или парами. Зимой соби-
раются в стаи. Стая охотится в определенном месте. Обычно
впереди стаи идет вожак, остальные идут за ним цепочкой,
след в след. Если волки долго не находят пищи, они стано-
вятся опасными и для человека. Зима- самое трудное время
для волка. И хотя он может не есть больше десяти дней, к
весне он часто бывает истощен. Летом волкам легче. Но и
в это время они бегают по лесу и ищут еду. Вот за эти по -
стоянные поиски пищи и говорят: « Волка ноги кормят». Они
кормят его и зимой, и летом, особенно когда появляются
волчата. Часто их бывает 6-8, а иногда 10 и 13. Пока волча-
та маленькие, мать не оставляет их. Отец кормит всю семью.
Через два месяца родители начинают учить детей охотить-
ся. Поэтому они часто уходят от своего дома и иногда уже
не возвращаются. Осенью волки начинают собираться в
стаи. И стая начинает свое путешествие по лесу, уничтожая
все на своем пути, принося большой вред. Поэтому уничто-
жают волков везде и в любое время. Но ученые считают,
что полностью уничтожать волков не надо. Ведь уничтожая
слабых и больных животных, очищая лес от мертвых жи-
вотных, волки становятся лесными санитарами.
Почему мы так говорим: « таращить глаза»?
Давным давно была глазная болезнь, которую врачи назы-
вали « тараксис», и лечили ее одуванчиками. От этой бо-
лезни и получил одуванчик свое научное название- « тарак-
сакум официнале». И возможно, потому, что едкий сок этого
растения заставлял человека широко раскрывать глаза,
« таращить» их, и существует в русском языке это выраже-
ние – « таращить глаза». Одуванчик можно встретить всю-
ду – его маленькие парашютики легко разносятся ветром.
Там, где опустится парашютик, там и вырастет одуванчик.
«ПТИЧЬЕ МОЛОКО».
Когда хотят сказать о чем-то нереальном, несуществующем, го-
ворят о птичьем молоке. Но в жизни птичьего молока не сущест-
вует и существовать не может, потому что птенцы выводятся из
яиц и родители кормят их не молоком, а насекомыми или семенами растений. И все-таки «птичье молоко» существует.
Однажды люди заметили, как голуби кормят своих птенцов: в
открытые клювики кричащих птенцов они всовывают свои клю-
вы. И птенцы на какое-то время перестают кричать. Значит, им
дали еду.
Какие они и почему так называются?
Божья коровка.
При опасности на ножках этого жука появляются капли ко-
ричневой жидкости – «молочко». Поэтому его называют ко-
ровкой. Это «молочко» делает божью коровку несъедобной
для птиц и животных. Яркая окраска жука как бы предупреж-
дает: «Меня нельзя есть!»
Кузнечик
Услышать его не трудно: летом он «поет» свои песни, сидя
в траве. Увидить труднее: он прячется. Это удивительное насекомое: оно «поет» крыльями, слушает ногами, а схвачен -
ное за ногу может оставить ногу врагу и убежать. И еще мно -
гое может кузнечик. А его пение- будто маленький кузнец час-
то - часто стучит молотком. Поэтому люди и назвали насекомое-
кузнечик.
Муравей рыжий лесной.
О пользе муравьев люди знали очень давно. Правда, полезны
не все муравьи. Есть и такие муравьи, которые вредят. А ры-
жие лесные муравьи очень полезные. Они уничтожают вред-
ных насекомых. Поэтому их гнезда ( « муравьиные кучи»)
нельзя разрушать. В лесу муравьи могут помочь тебе определить стороны горизонта. Надо только помнить, что
муравейник находится около дерева всегда с южной стороны.
Там теплее, а муравьи любят тепло.
С Т Р Е К О З Ы.
Говорят, что это название насекомые получили от старинного
русского слова «стрекать»- быстро двигаться. Стрекоза- дейст-
вительно прекрасный летун и бодьшую часть времени прово-
дит в воздухе.У стрекозы все приспособлено для полета, для
того, чтобы ловить насекомых в воздухе. У нее сильные крылья,
глаза, которые видят все вокруг и даже ноги, образующие в по-
лете что-то вроде сети. Без этих приспособлений стрекоза не
могла бы жить, потому что ей надо большое количество еды.
А Д М И Р А Л.
Название бабочки – морское. Почему? Ее передние крылья пере-
секает красная полоса, будто лента через плечо. На задних
крыльях яркая полоса идет вдоль края, как лампасы. Ленты че-
рез плечо и лампасы носили в старину адмиралы. Поэтому бабочка получила такое название. Гусеницы этой бабочки не
приносят вреда человеку.
Ю Р И Й Д М И Т Р И Е В.
Природа всегда была для человека не только местом , где он жил, но и главным источником существования. И сейчас мы,
наконец, поняли, что являемся частью природы и без нее не
можем существовать. Поняли и другое: природа – это вечный
источник красоты. И в том, что люди лучше стали это пони-
мать, огромная заслуга писателей, пишущих о природе. Од-
ним из таких писателей является Юрий Дмитриев.
В детстве Юрий не мечтал о писательской деятельности. Он
играл в футбол и не пропускал, как и все мальчишки, ни одно-
го нового кинофильма, занимался боксом, любил запускать
воздушные змеи и проявлял интерес к физике и математике.
И все таки самым любимым его занятием было хождение в
лес, в рощу, которая находилась недалеко от дома. А в доме
были аквариумы с рыбками, собаки, птицы и мелкие зверуш-
ки. Причем птицы и зверьки жили не в клетках, а свободно ле-
тали или бегали по квартире, чувствуя себя полноправными
членами большой и дружной семьи. Попадали животные к
Юре, как правило, больными и раненными, полузамерзшими
или погибающими от голода, здесь выздоравливали, крепли
и снова возвращались в родную стихию. А Юра возился уже
с новыми квартирантами, которые нуждались в помощи. Их
всегда было много в этом доме. И еще было много книг, осо-
бенно о природе.
Обращаясь к своим читателям, Юрий Дмитриев писал: « Глав-
ное, хотелось, чтобы вы, читатели поняли, как важно изучать,
любить и беречь животных. Человек должен быть добр, бла-
городен и разумен в своих отношениях с животными.» Чело-
век самое сильное существо на Земле. Ему не могут проти-
востоять ни бизон, ни тигр, ни слон, ни лев. Все животные на
нашей планете слабее человека. И человек должен не поль-
зоваться этим, чтобы убивать и уничтожать, он обязан думать
и беспокоиться о животных, беречь и охранять их.
Книги Юрия Дмитриева призывают читателя:
« Люди! Вы сильные! Будьте благородными! Будьте добрыми
к тем, кто слабее вас!»
Пояснительная записка
Проблема приобщения детей к чтению в последнее время очень остра. Бурное развитие радио, телевидения, компьютеров и т.п. привело к существенному снижению интереса детей к чтению. Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Человечество не знает иного пути эффективного приобретения знаний, кроме чтения, поэтому все 11 лет школьной жизни ребёнка – программное обучение и самостоятельное приобретение знаний – это чтение книг. Чтение активизирует развитие человека сильнее, чем иные средства. Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем путь к одному из важных источников информации, мы делаем более важное дело:
- защищаем его душу;
- питаем ум и сердце;
- побуждаем к самосознанию;
- содействуем творческой самореализации личности и её жизнестойкости, в каких бы сложных ситуациях она не оказалась.
Одной из эффективных форм работы с детьми является проведение семейных литературных гостиных. Семейная гостиная – это настоящий праздник, когда в школу идут все – и старшие и младшие, идут не как зрители, а как участники.
Младший школьник «живет» в школе почти целый год. И очень важно, чтобы в жизни школы появились события, которые приносили бы их участникам большую радость, настоящий праздник. Ведь не секрет, что среди основных трудностей в школе на первом месте стоит самоустранение семьи от воспитания детей. На сегодняшний день не все семьи готовы взять на себя нагрузку по воспитанию детей школьного возраста, надеясь на воспитательную роль школы. А ведь важно, чтобы учитель и родители рассматривали друг друга как партнеры в воспитании ребенка, а это означает взаимное уважение, равенство сторон, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества. Основа моей воспитательной работы – взаимодействие, сотрудничество учителя, родителей и ребенка. Именно в начальной школе важен этот контакт.
Дети любят эти встречи за то, что они дарят радость, вызывают яркие, эмоциональные переживания. Подготовка праздника – это большое и важное дело, коллективное и непременно творческое, требующее труда и фантазии, выдумки и изобретательности взрослых и детей, - тогда он интересен всем.
Что же дают нам эти литературные гостиные? Для детей – это развитие интереса к познанию, формирование социально – активной здоровой личности, реализация потребностей, талантов, интересов, скрытых возможностей, развитие творчества учащихся, самоутверждение. Участие детей в праздничных мероприятиях дает возможность проявить свои способности, а также учит общению. Мне, как классному руководителю, такие мероприятия позволяют лучше узнать детей, влиять на них в нужном направлении, расширяет сферу неформального общения с детьми и их родителями. Родителям участие в праздниках помогает укреплять плодотворное сотрудничество с учителем, родителями других детей, расширяет сферу общения с собственным ребенком, с его одноклассниками, способствует формированию развитой личности своих детей. А самое главное, когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогают малышу лучше усваивать содержание прочитанного.
В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению.
Кустикова Ольга Николаевна,
учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 47»
г.Магнитогорска
Внеклассное мероприятие: Семейная литературная гостиная «Лесные загадки Ю.Дмитриева»
Время проведения: 80 минут
Класс: 4
Цель: приобщить родителей к семейному чтению и обсуждению произведений Ю.Дмитриева
Задачи:
-
Воспитывать интерес к чтению;
-
На примере произведений воспитывать у детей интерес к природным явлениям;
-
Показать красоту родной природы и желание её беречь.
Ход мероприятия
В игре участвовало 3 команды. Каждая команда готовила:
название команды, девиз, приветствие соперникам, жюри,
вопросы для соперников по произведениям Ю. Дмитриева
« Знаете ли вы?». Например:
Название команды: Храбрые зайцы.
Наш девиз: Быть может мы и не красавцы,
Но не дрожим, как зайцы!
Приветствие соперникам:
Желаем всем, чтоб дружба победила!
Чтоб веселее было и раздавался смех!
Команды поздравляем, победы всем желаем,
Но ЗАЙЦАМ удачи больше всех!
Приветствие жюри:
Что-то шепчет нам жюри!
Видим все в тумане!
От волнения плывет все перед глазами!
Будем мы отвечать на вопросы Ваши,
Твердо верим мы в то, что ПОБЕДА НАША!
В класс входит художник (роль исполняет родитель).
Жил - был художник. Однажды решил он нарисовать лес.
« А что такое лес?- подумал он. Лес это ведь деревья».
Взял он кисти, краски и стал рисовать. Очень хорошо полу-
чились у него деревья. А в углу художник нарисовал малень-
кого человечка с большой бородой - старичка- лесовичка,
ведь в каждом лесу должен быть лесовичок. Повесил худож-
ник картину, полюбовался и уехал, а когда вернулся, увидел
на картине сухие стволы.
- Что случилось? Почему засох мой лес?
Лесовичок –Какой же это лес? Тут одни деревья. Деревья- то ты
нарисовал хорошо, да вот за деревьями леса не увидел.
Разве может быть лес из одних деревьев?
Вопрос лесовичка детям. – Что должно было нарисовано на картине,
чтобы получился настоящий лес? ( Дети называют грибы, кустарники,
цветы, бабочки, жуки и украшают ими картину художника).
Художник – Ну вот и получился настоящий лес (Звуки леса).
Деревья, кусты, на земле пышный ковер из травы, украшен-
ный ярким рисунком из цветов. В траве хитро запрятаны гри-
бы, на листьях и цветах сидят бабочки, жуки, стрекозы, а на
ветках поют свои песни веселые птицы.
Лесовичок – Мне нравится этот лес. И я не хочу, чтобы он погиб.
Художник – Но почему же теперь он может погибнуть? Ведь
здесь есть все?
Лесовичок - Нет, не все. Ребята, а вы знаете, что забыл нарисо-
вать художник? ( Жабу, ящерицу, лягушку ). Вот теперь это настоящий лес. Теперь он будет жить.
Учитель – Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно « почему?» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое - пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
« Что?» мышкой шныряет под листьями в норах,
« Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох.
Сидит «отчего?» на зеленом листке,
« Куда?» полетело верхом на жуке,
« Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень.
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдем – ка дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
А помогут ответить на наши вопросы книги замечательного
писателя. ( выставка книг Ю. Дмитриева и портрет писателя)
Рассказ учителя. Живут на свете три писателя. Один из них –
историк. Он любит читать толстые, пожелтевшие от вре-
мени книги, разыскивая в них, строка за строкой «дела ми-
нувших дней», он роется в архивах Москвы и других городов,
разговаривает с участниками войны, а потом выходят в свет
книги, на страницах которых оживают события и люди. И зо-
вут этого писателя – Юрий Дмитриев.
А другой писатель любит природу, он - биолог. Едва войдет
он в лес - к нему слетаются птицы, сбегаются звери, потому
что понимает писатель их язык и знает про них столько ин-
тересного и удивительного: как по цвету определить, какая
завтра будет погода, или почему ворон живет века, а бабоч-
ка - поденка- один день. Как ни странно, но и второго писате-
ля тоже зовут Юрий Дмитриев.
Ну а третий писатель – сказочник. В его книгах живут от-
важные люди и добро побеждает злых и противных волшеб-
ников. Вы уже догадались, что и третьего писателя зовут
Юрий Дмитриев.
И трудно себе представить: как это человек может знать
столь много? А когда прочтешь книги Ю. Дмитриева, понима-
ешь, что человек, создавший их, влюблен в мир, который его
окружает, в родную страну, в людей, и эту любовь он передает нам – его читателям.
С самых ранних лет он любил животных, часто притаскивал
домой кошек, собак, раненых птиц. Птиц лечил и выпускал.
А кошки и собаки становились членами семьи. Едва Юрий
окончил школу, началась Великая Отечественная война. Он
воевал, а потом учился в Московском университете, и защи-
тив диплом, стал преподавателем в школе. И после уроков
часто вместе с учениками отправлялся в лес и рассказывал
им то, что сам знал о животных и растениях. Юрий Дмитриев
чувствовал, что что-то важное он не договорил своим учении-
кам, и решил писать книги, которые должны рассказать обо
всем всем детям.
Появляются художник и лесовичок.
Как-то пришел художник в лес, огляделся; очень уж этот лес
показался знакомым.
Лесовичок: Ну, наконец- то мы встретились. Добро пожаловать!
Ты не удивляйся, мы, старички-лесовички, существуем только для тех, кто любит сказки. Ты сказки любишь?
Художник: Люблю.
Лес.- Я потому и вышел к тебе.
Худож.- Ну а что же ты делаешь в лесу?
Лес.- Вот те на ! Хлопот у меня полон рот! И за зверьми надо присмотреть, и за растениями. И помочь кому-то надо.Да
мало ли дел! Свободного времени почти нет.
Худож.- Для чего же тебе время свободное?
Лес.- А как же мне без свободного времени? Одни в свобод-
ное время книги читают, а у меня тоже есть что почитать:
по следам всякие истории интересные узнаю. Другие в сво-
бодное время любят собирать ягоды и грибы, а я сказки и
интересные истории собираю.( показывает корзинку)
Вот где собраны у меня всякие интересные истории.
А корзинка у меня волшебная, необыкновенная.
Задание командам:1. Из какого дерева сделана корзина?
2. Расскажите историю появления этого дерева в наших
лесах.
3. В корзинке находятся предметы: кот, птенец, тетерка.
Что за истории произошли в лесу, героями которых были
эти предметы.
За ширмой слышится голосок: « Угадай, кто я?»
« Родился я рано утром и сразу стал летать над поляной.
Маму я свою не знал,да и никогда не видел. Я летал над по-
ляной и всему радовался, и тому, что летать умею, и тому,
что ярко светит солнышко, и тому, что на полянке много цве-
тов, а в каждом цветке- сладкий сок, ешь сколько хочешь!»
Это я, Мушонок.
Задание командам: 1.Набежали тучи, стало холодно и очень
страшно. Кто оказал мне помощь? Где мы спрятались от дождя?
2.Спор однажды у нас вышел: кто без крыльев летает?
(паучок на паутинке)
3.» Первым его увидел кузнечик, сидит в траве серый пушистый ко-
Мочек - ушки прижал,глазками из стороны в сторону поводит и не
шевелится». Кто же прятался в траве и почему?
4. Однажды водомерка, кузнечик,стрекоза, пчела, жук-плавунец, жук-
жужелица о чем-то спорили. Чем закончился этот спор?
(« Как Мушонок ноги выбирал» Каждый понял, что его ноги самые лучшие).
Лесовичок: В лес ко мне разные люди приходят - одни хорошие,
я их люблю, помогаю, если надо. Кому грибное место неза-
метно покажу, кого на ягодную поляну выведу. Но бывают
люди и плохие - рвут цветы, ломают деревья, обижают лес-
ных жителей. С такими - я строг. Кого пугну диким голосом,
на кого комаров напущу. Так вот однажды приключилась в
лесу такая история: ночью обхожу свои владения и вдруг
вижу- народу полно. И эти люди птиц ловят, да не просто
ловят - забирают вместе с гнездами и птенцами или яйцами.
Ох, и разозлился я! От злости не знал, что и делать!
А вот ребята, я думаю, знают, что же произошло в лесу?1.
(« Как обманули птиц».)
2.Однажды в лес пришли: аптекарь, пчеловод, специалист по
кожам. Разошлись они по лесу, долго бродили, а встрети-
лись они у одного дерева. Что это за дерево? (Ива остролистая).
3.В моем лесу растет чудо-дерево. Что это за дерево?
Почему его так называют? (Береза. Единственное дерево в мире с белой
корой.В жаркий день дотронешься до ствола, а ствол остается прохладным,т.к.
белый цвет отражает солнечные лучи. Березовым соком лечат больных, из березы
делают деревянные игрушки, ложки, мебель, используют в строительстве).
4. Однажды в лесу я увидел 3 березки, которые росли около
дороги на одинаковом расстоянии друг от друга. Я стал при-
глядываться и заметил, что деревьев, которые так растут у
дороги, в лесу много. Иногда это 3-4 дерева, а иногда восемь
и даже десять. Может кто-то специально сажал здесь бере-
зы? Я не мог найти ответ на вопрос, а вы? Какова тайна
березок? (По лесу идет человек. В снегу остаются следы. Ветер наносит семена,
а снег их засыпает. И там, где когда-то прошел человек, появляются маленькие
березки.)
5. Какое дерево в лесу все время переодевается?
( Осина. Черешки ее листьев - длинные, поэтому листья на черешках неустойчивые и
дрожат. Когда дует ветер посильнее, черешок поворачивается вместе с листом. А
т.к. с другой стороны лист не зеленый, а зеленовато-бурый, то и кажется, что
дерево «переодевается»).
6. Какое дерево в моем лесу самое сладкое?
(Липа. Липа цветет 10-12 дней, поэтому пчелы « работают не покладая рук» - соби-
рая нектар и пыльцу. Липовый мед самый вкусный. Во время цветения лип , в прох-
ладных липовых аллеях, пахнет медом и легко дышится.)
7.Это дерево имеет удивительное свойство древесины:
она никогда не гниет- ни в земле, ни в воде. Это свойство знал Петр1 и во время строительства Санкт- Петербурга
приказывал вбивать бревна этого дерева. На них и стоит
этот красивый город. Что это за дерево?(Лиственница.)
8. « Ободрать как липку.» Почему так говорят?
(Отобрать у человека все. Раньше самой распространенной обувью были лапти,
которые делали из липового лыка. Носили их зимой, весной, летом и осенью. А на
одну пару шло лыко с 2-3 молодых липок. Поэтому стояли они в лесу ободранные,
совершенно «голые».)
9.Это дерево отличается прочностью, не боится морозов,
жары, боится только темноты. Ей надо много света и солн-
ца. Воздух в таком лесу самый чистый. Мебель, лекарства,
клей и все это из этого дерева. Назовите это дерево.
(Сосна.)
Звучат записи голосов птиц: галка, кукушка, пищуха.
Задание командам: Кто сам себя называет?
Появляется художник:1. Однажды пришел я в сосновый лес. Шел, не торо -
пясь, поглядывая по сторонам, любуясь знакомой картиной. И вдруг
увидел под ногами яркую, изумрудно-зеленую полоску. Она как будто
перечеркнула наискось лес. Что это за чудо? (« Тропинка.» Люди раски-
дывают ногами хвоинки и земля в этом месте очищается от них. Траве здесь не
вырасти - земля плотная, утоптанная. А мох вырос. Всю тропинку покрыл сплош-
ным ковром.)
2.Хищных зверей вы знаете, знаете хищных птиц: но в лесу
можно встретить необыкновенного хищника. Кто он?
(Росянка. Маленькие листики покрыты крошечными волосками, которые блестят,
будто мокрые. Если сядет мелкое насекомое, оно прилипнет. Так росянка приспосо-
билась- ловит насекомых и ест.) Молодцы, ребята, внимательно чи-
тали произведения Юрия Дмитриева!
Л Е С Н Ы Е З А Г А Д К И.
1. Кто в «куче» живет? (Сорока. Гнездо сороки неопрятное лишь снаружи,
а внутри стенки аккуратно вымазаны глиной, а на дне лежит мягкая подстилка
из пуха, перьев и мха.)
2. Почему на кусте выросли грибы? ( Их сушит белка.)
3. « Ночной разбойник». Кто это? Почему названа так птица?
(Люди не знали, что эта птица там, где стадо и много насекомых, а ,предполагали,
что прилетает птица за молоком, коров и коз доить.)
4. Как обманули птиц? ( Перевезли гнезда в другой лес.)
5. «….Из дупла высунулась змеиная голова и, даже, слыша -
лось шипение. И вдруг вылетела птичка. Села на ветку и ну вертеть во все стороны головой. Потом стала кувыркаться,
переворачиваться». Что за чудо? Змея в птичку превратилась? ( Это вертишейка. Каждый защищается от врагов по-своему.
Эта птица умеет вытягивать шею, так ее поворачивать, и так шипеть, что становится похожей на змею. А змей-то боятся все.)
6. « До чего же красивый! На высокой белой ножке, в наряд-
ной красной шляпке с белыми пятнами, он хорошо виден даже издали». Что это за чудо? Почему его так называют?
( Мухомор. «Мушиная смерть».)
7. С К А К У Н
Б О М Б А Р Д И Р
Кто они? ( Это жуки. «Неуловимый жук.» и « Стреляющий жук.»)
Почему их так называют?
Учитель: Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
Дети: - Лес это наше богатство.
- Лес - это зеленый наряд нашей земли.
Там, где лес, всегда чистый воздух.
- Лес - это дом для зверей и птиц.
- Лес - это наш друг: задерживая влагу, он помогает
человеку выращивать хороший урожай.
- Лес - это кладовая, щедро отдающая свои дары:
ягоды, орехи, грибы - людям.
- В лесах, на полянах с ранней весны до поздней
осени цветет много цветов.
Лесовичок: А могут люди жить без леса?
Художник: Нет, не могут, без леса не может быть вообще жиз-
ни на Земле. Да, есть такие страны, где не растут леса, но
человечество не могло бы жить без леса. Без леса прекрати-
лась бы жизнь на Земле. Наша Земля окружена воздушной
оболочкой. Человек дышит - вдыхает кислород и выдыхает
углекислый газ. Заводы, фабрики, машины ежедневно выде-
ляют в воздух огромное количество углекислого газа. Наша
планета существует очень давно и давно происходит потреб-
ление кислорода. Но его запасы не истощились и не исто-
щатся никогда, потому что на Земле существует лес. Это он
перерабатывает углерод и выделяет необходимый для жиз-
ни кислород и делает лес это очень активно. Вот почему так важен для человека лес.
Дети: Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле - каждый колосок,
Звери, птицы и жуки,
Муравьи и мотыльки…..
Все, что рядышком со мною,-
Это все мое родное!
Как же мне в краю родном
Не заботиться о нем!
Давайте дружить. И. Мазнин.
Давайте будем
Дружить друг с другом,
Как птица- с небом,
Как поле- с плугом,
Как ветер- с морем,
Трава – с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами!
Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь и птица.
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям!
Давайте будем беречь планету,
Во всей Вселенной
Похожей нету.
Во всей Вселенной
Совсем одна,
Что будет делать без нас она?
Жюри подводит итоги, награждение команд.
Список литературы
Дмитриев Ю.Д. Звери и зверята: Рассказы и сказки / Художник Е.Подколзин. – М. : Стрекоза – Пресс, 2007. – 62 с. : ил.
Дмитриев Ю.Д. Здравствуй, белка! Как живёшь, крокодил? / Худож. А.А. Келейников, Д.А.Лукомский. – Мн. : РИФ «Сказ», 1994. – 144 с. : ил.
Дмитриев Ю.Д. Избранное: Сказки, рассказы, повести / Предисл. В.Александрова; Худож. В.Бастрыкин. – М. : Астрель: АСТ, 2006. – 607 с. : ил. – (Всемирная дет. б – ка ).
Дмитриев Ю.Д. Лесные загадки : Рассказы /Худож. Е.Подколзин. – М.: Стрекоза – Пресс, 2004. – 63 с. : ил.
Дмитриев Ю., Пожарицкая Н. Моя первая книга о животных. – М. : Дрофа, 1995. – 224 с.
Дмитриев Ю.Д. Соседи по планете. Домашние животные. –М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997, - 304 с. : ил.
Дмитриев Ю.Д. Соседи по планете. Земноводные и пресмыкающиеся. – М. : Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997. – 304 с. : ил.
Дмитриев Ю.Д. Соседи по планете. Млекопитающие. – М. : Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997. – 400 с. : ил.
Дмитриев Ю.Д. Соседи по планете. Насекомые. - М. : Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997. – 288 с. : ил.
Дмитриев Ю.Д. Соседи по планете. Птицы. – М. : Олимп; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. – 416 с. : ил.
Дмитриев Ю.Д. Хитрецы, невидимки и разные родители : Рассказы о том, как животные защищаются / Вступ. ст. Л.Разгона; Рис. В.Бастрыкина. – М. :Дет.лит., 2002. – 233 с. : ил. – (Школьная библиотека).
Литература о жизни и творчестве Юрия Дмитриева
Александров В. …И об её авторе // Дмитриев Ю. Здравствуй, белка! Как живёшь, крокодил? - М. : Дет. лит., 1986. – С. 7 – 12.
Бегак Б. Энтузиаст живой природы / Заметки о творчестве Юрия Дмитриева. // Дошкольное воспитание. – 1981. - № 6. – С. 55 – 58.
Белов А. Предисловие // Дмитриев Ю. Тринадцать чёрных кошек. – М. : Дет. лит,, 1988. – С.5 – 9.
Водопьянов М. Так состоялось моё первое знакомство с писателем Ю.Дмитриевым // Дмитриев Ю. Зелёный патруль : Рассказы. – М.: Детский мир, 1962. – С. 2.
Даррелл Д. Об этой книге // Дмитриев Ю. Здравствуй, белка! Как живёшь, крокодил? – М. : Дет. лит., 1986. – С. 5 – 6.
Иванов А. Когда сбывается мечта // Юный натуралист. – 1986. - № 1. – С. 38 – 39.
Мальков В. Юрий Дмитриев. Земля у нас только одна // Детская литература. – 1980. - № 11. – С. 47 – 48.
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Возможности использования спичек в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Вебинар «Творчество М. А. Шолохова: аккумуляция и ретрансляция культурного кода»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей