Урок "Иллюстрация"
Урок: станковая композиция
Тема: Иллюстрация
Цель:
- Знакомство с работой художника-иллюстратора.
- развитие ассоциативного мышления, воображения, эстетического восприятия, творческих способностей;
- Формирование культуры творческой личности.
- формирование целенаправленного и устойчивого интереса к рисунку.
- Разработка эскизов к произведениям Корнея Чуковского.
- воспитание аккуратности, усидчивости, трудолюбия.
Зрительный ряд:
· Выставка книг и иллюстраций к произведениям К. И.Чуковского.
Литературный ряд:
- произведения К. Чуковского «Путаница», «Тараканище», «Котауси и Мауси».
- аудио записи произведений К. Чуковского «Путаница», «Тараканище», «Котауси и Мауси» в исполнении автора и К. Румяновой
Материалы: бумага, карандаш, ластик.
План урока: 1. Организационный момент(1-2 мин). 2. Активизация познавательной деятельности(1-2 мин). 3. Изложение нового материала(7-9 мин). 4. Практическая работа(20-25 мин). 5. Подведение итогов(1-2 мин). Ход урока. 1. Организационный момент.
Подготовка рабочих мест.
2. Активизация познавательной деятельности.
— Вы знаете такого детского писателя Чуковского?
— А как его зовут? (Корней Иванович)
— Автором каких известных произведений он является? («Федорино горе», «Доктор Айболит», «Путаница», «Тараканище» …)
— А знаете ли вы когда он родился?
— 31 марта 2012 г. исполнилось 130 лет со дня его рождения.
3. Изложение нового материала. По профессии Чуковский был критиком, его острого пера боялись многие писатели. Его вклад в детскую литературу очень велик А все стихи для детей он писал, по его словам, нечаянно. Так, например, была им написана одна из первых сказка о крокодиле. «мой маленький сын заболел… я вез его домой в ночном поезде, он капризничал, плакал… Чтобы как-нибудь утихомирить его, я стал рассказывать ему под ритмический грохот бегущего поезда: «Жил да был крокодил. Он по улицам ходил…»Сын угомонился и тихо заснул… сказка оказалась для него лучшим лекарством…» Сегодня на уроке мы послушаем некоторые произведения Корнея Чуковского и выполним эскиз иллюстрации к его произведению. Иллюстрация от латинского — освещение, наглядное изображение. Изображение сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст. Это могут быть рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции и пр. Развитие искусства иллюстрации тесно связано с развитием книги. Первоначально рукописи иллюстрировались миниатюрами. После изобретения книгопечатания и ксилографии (гравюра на дереве) иллюстрации становятся главным образом составной частью графики. Наиболее ранние ксилографические иллюстрации появляются в Китае 67 вв., получая особое распространение с 12 в. В конце 16 в. в Китае возникает цветная гравюра на дереве. В Японии книжная графика появляется в начале 17 века, а ее расцвет приходится на 18 – начало 19 века. Европейская ксилографическая иллюстрация, зародившаяся в 15 веке и первоначально тесно связанная с миниатюрой становится важным средством распространения религиозно- дидактических, а затем отдельно от нее и помещались вместе с набором; они отличались лаконизмом обобщенных контуров, гармонирующих с рисунком шрифта. В 16 в. в искусстве иллюстрации растет стремление к передаче глубинны пространства, бурных живописных эффектов. В 16-17 в возникают первые русские, украинские, белорусские ксилографические иллюстрации С конца 16 в преобладает техника гравирования на меди; иллюстрации превращаются в самостоятельную композицию, которую исполняли на отдельном листе и вклеивали в текст.. Для 19 в характерны как законченные иллюстрации композиции на отдельных листах, так и беглые наброски в книге. Необычайно разнообразна советская иллюстрация второй половины 50-х — начала 80-х гг., следующая лучшим традициям предшествующих лет. Многочисленные иллюстрации к произведениям русской, советской, иностранной, а также детской литературы создали Д. С. Бити, Ю. А. Васнецов, О. Г. Верейский, А. Д. Гончаров, В. Н. Горяев, Н. В. Кузьмин, А. М. Каневский, Т. А. Маврина, М. И. Пиков (РСФСР) 4. Постановка учебных задач. — Сегодня вы попробуете свои силы в качестве иллюстраторов стихов Корнея Ивановича Чуковского. — Прослушайте стихотворение, представьте кадры-картины, описываемые в стихотворении. Представьте свои образы героев стихотворения. Выполните эскиз иллюстрации. КОТАУСИ И МАУСИ Английская песенка
Жила-была мышка Мауси
И вдруг увидала Котауси.
У Котауси злые глазауси
И злые-презлые зубауси.
Подбежала Котауси к Мауси
И замахала хвостауси:
«Ах, Мауси, Мауси, Мауси,
Подойди ко мне, милая Мауси!
Я спою тебе песенку, Мауси,
Чудесную песенку, Мауси!»
Но ответила умная Мауси:
«Ты меня не обманешь, Котауси!
Вижу злые твои глазауси
И злые-презлые зубауси!»
Так ответила умная Мауси —
И скорее бегом от Котауси.
5. Практическая работа
Выполнение первоначальных эскизов.
— А пока вы работаете, ребята, послушайте ещё два произведения К.И. Чуковского «Тараканище» и «Путаница»
6. Подведение итогов.
Просмотр и обсуждение эскизов.
7. Домашнее задание.
Сегодня вы прослушали 3 произведения К.И. Чуковского, к одному выполнили первоначальные эскизы. Дома выполните первоначальный эскиз к одному из произведений «Тараканище» или «Путаница»
Приложение к конспекту урока
Аудио записи сказок:
«Котауси и Мауси»
Автор: К.И. Чуковский
Исполнитель: Корней Чуковский
Тип: mp3
Размер: 1,87 МБ
Продолжительность: 00:00:49
«Тараканище»
Автор: К.И. Чуковский
Исполнитель: Корней Чуковский
Тип: mp3
Размер: 5,54 МБ
Продолжительность: 00:06:00
«Путаница»
Автор: К.И. Чуковский
Исполнитель: К. Румянова
Тип: mp3
Размер: 3,31 MB
Продолжительность: 00:03:37
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Уренгойская Детская художественная школа» Конспект урока по станковой композиции: Иллюстрация. 4 класс (7ОП ДХШ) преподаватель: Дрегун Виктория Николаевна высшая квалификационная категория пгт. Уренгой, Пуровский р-н, ЯНАО 2012 г. |
Класс: 4 (7ОП)
Урок: станковая композиция
Тема: Иллюстрация
Цель:
-
Знакомство с работой художника-иллюстратора.
-
развитие ассоциативного мышления, воображения, эстетического восприятия, творческих способностей;
-
Формирование культуры творческой личности.
Задачи:
-
формирование целенаправленного и устойчивого интереса к рисунку.
-
Разработка эскизов к произведениям Корнея Чуковского.
-
воспитание аккуратности, усидчивости, трудолюбия.
Оборудование:
Зрительный ряд:
-
Выставка книг и иллюстраций к произведениям К. И.Чуковского.
Литературный ряд:
-
произведения К. Чуковского «Путаница», «Тараканище», «Котауси и Мауси».
Аудио ряд:
-
аудио записи произведений К. Чуковского «Путаница», «Тараканище», «Котауси и Мауси» в исполнении автора и К. Румяновой
Материалы: бумага, карандаш, ластик.
План урока:
-
Организационный момент(1-2 мин).
-
Активизация познавательной деятельности(1-2 мин).
-
Изложение нового материала(7-9 мин).
-
Практическая работа(20-25 мин).
-
Подведение итогов(1-2 мин).
Ход урока.
-
Организационный момент.
Подготовка рабочих мест.
2. Активизация познавательной деятельности.
- Вы знаете такого детского писателя Чуковского?
- А как его зовут? (Корней Иванович)
- Автором каких известных произведений он является? («Федорино горе», «Доктор Айболит», «Путаница», «Тараканище» …)
- А знаете ли вы когда он родился?
- 31 марта 2012 г. исполнилось 130 лет со дня его рождения.
-
Изложение нового материала.
По профессии Чуковский был критиком, его острого пера боялись многие писатели. Его вклад в детскую литературу очень велик А все стихи для детей он писал, по его словам, нечаянно. Так, например, была им написана одна из первых сказка о крокодиле. «мой маленький сын заболел.. я вез его домой в ночном поезде, он капризничал, плакал… Чтобы как-нибудь утихомирить его, я стал рассказывать ему под ритмический грохот бегущего поезда: «Жил да был крокодил. Он по улицам ходил…»Сын угомонился и тихо заснул… сказка оказалась для него лучшим лекарством…»
Сегодня на уроке мы послушаем некоторые произведения Корнея Чуковского и выполним эскиз иллюстрации к его произведению.
Иллюстрация от латинского - освещение, наглядное изображение. Изображение сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст. Это могут быть рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции и пр. Развитие искусства иллюстрации тесно связано с развитием книги.
Первоначально рукописи иллюстрировались миниатюрами. После изобретения книгопечатания и ксилографии (гравюра на дереве) иллюстрации становятся главным образом составной частью графики. Наиболее ранние ксилографические иллюстрации появляются в Китае 67 вв., получая особое распространение с 12 в. В конце 16 в. в Китае возникает цветная гравюра на дереве. В Японии книжная графика появляется в начале 17 века, а ее расцвет приходится на 18 – начало 19 века.
Европейская ксилографическая иллюстрация, зародившаяся в 15 веке и первоначально тесно связанная с миниатюрой становится важным средством распространения религиозно- дидактических, а затем отдельно от нее и помещались вместе с набором; они отличались лаконизмом обобщенных контуров, гармонирующих с рисунком шрифта. В 16 в. в искусстве иллюстрации растет стремление к передаче глубинны пространства, бурных живописных эффектов.
В 16-17 в возникают первые русские, украинские, белорусские ксилографические иллюстрации С конца 16 в преобладает техника гравирования на меди; иллюстрации превращаются в самостоятельную композицию, которую исполняли на отдельном листе и вклеивали в текст..
Для 19 в характерны как законченные иллюстрации композиции на отдельных листах, так и беглые наброски в книге.
Необычайно разнообразна советская иллюстрация второй половины 50-х - начала 80-х гг., следующая лучшим традициям предшествующих лет. Многочисленные иллюстрации к произведениям русской, советской, иностранной, а также детской литературы создали Д. С. Бити, Ю. А. Васнецов, О. Г. Верейский, А. Д. Гончаров, В. Н. Горяев, Н. В. Кузьмин, А. М. Каневский, Т. А. Маврина, М. И. Пиков (РСФСР)
-
Постановка учебных задач.
- Сегодня вы попробуете свои силы в качестве иллюстраторов стихов Корнея Ивановича Чуковского.
- Прослушайте стихотворение, представьте кадры-картины, описываемые в стихотворении. Представьте свои образы героев стихотворения. Выполните эскиз иллюстрации.
КОТАУСИ И МАУСИ
Английская песенка
Жила-была мышка Мауси
И вдруг увидала Котауси.
У Котауси злые глазауси
И злые-презлые зубауси.
Подбежала Котауси к Мауси
И замахала хвостауси:
"Ах, Мауси, Мауси, Мауси,
Подойди ко мне, милая Мауси!
Я спою тебе песенку, Мауси,
Чудесную песенку, Мауси!"
Но ответила умная Мауси:
"Ты меня не обманешь, Котауси!
Вижу злые твои глазауси
И злые-презлые зубауси!"
Так ответила умная Мауси —
И скорее бегом от Котауси.
-
Практическая работа
Выполнение первоначальных эскизов.
-
Подведение итогов.
Просмотр и обсуждение эскизов.
- А пока вы работаете, ребята, послушайте ещё два произведения К.И. Чуковского «Тараканище» и «Путаница»
-
Домашнее задание.
Сегодня вы прослушали 3 произведения К.И. Чуковского, к одному выполнили первоначальные эскизы. Дома выполните первоначальный эскиз к одному из произведений «Тараканище» или «Путаница»
Справочная информация для преподавателя.
-
Чуковский Корней Иванович (настоящая имя и фамилия Николай Васильевич Корнейчуков) [19(31).03.1882, Петербург, — 28.10.1969, Москва], русский советский писатель, критик, литературовед, переводчик. Доктор филологических наук (1957). Был исключен из 5-го класса одесской гимназии по причине "низкого" происхождения (мать Ч. была из крестьян). Вёл трудовую жизнь, занимался самообразованием. С 1901 выступал как журналист, печатая главным образом очерки о современных писателях, позднее собранные в книгах "От Чехова до наших дней" (1908), "Лица и маски" (1914) и др. Литературные портреты Ч. — острые и проницательные — порой грешили излишней субъективностью и парадоксальностью суждений. В книге "Нат Пинкертон и современная литература" (1908) талантливо осмеивалась буржуазно-мещанская литература.
В 1916 М. Горький пригласил Ч. работать в издательстве "Парус" и посоветовал писать для детей. Созданные Ч. сказки в стихах "Мойдодыр", "Тараканище" (обе — 1923), "Муха- цокотуха" (1924; под названием "Мухина свадьба"), "Бармалей" (1925), "Айболит" (1929; под названием "Приключения Айболита"), изящные и остроумные, лишённые назидательности, быстро нашли дорогу к сердцам маленьких читателей. В результате кропотливого изучения речи, словотворчества и психологии детей возникла книга "Маленькие дети" (1928), позднее переизданная под названием "От двух до пяти" (21-е изд., 1970). Работа над наследием Н. А. Некрасова ("Некрасов как художник", 1922; сб. ст. "Некрасов", 1926; издание "Полного собрания стихотворений" Некрасова, 1927) привела к созданию капитального труда — книга "Мастерство Некрасова" (1952; Ленинская премия, 1962).
Впервые познакомив русского читателя с книгой У. Уитмена "Листья травы" (1907), Ч. в течение многих лет занимался переводческой деятельностью. Опыт работы современных переводчиков проанализирован в книгах "Принципы художественного перевода" (1919), "Высокое искусство" (1968). В мемуарных, историко-литературных работах ("Современники", 1962; "О Чехове", 1967) даны живые портреты деятелей русской культуры. Вёл большую редакторскую работу. Почётный доктор литературы Оксфордского университета (1962). Многие книги Ч. переведены на языки народов СССР и на иностранные языки. Награжден орденом Ленина, 3 орденами Трудового Красного Знамени, а также медалями.
СЛОВАРЬ
ИЛЛЮСТРАЦИЯ
1) наглядное пояснение, яркий пример, наилучшим образом подтверждающий или объясняющий какое-либо положение; 2) рисунок в тексте к.-н. издания, поясняющий рассказ или описание; 3) периодическое издание с рисунками, в котором текст объясняет эти рисунки и не имеет важного значения.
Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М., 1907.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ
1) рисунок, помещенный в тексте книги для его пояснения; 2) периодическое издание с картинами в тексте, который играет при этом второстепенную роль.
Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф., 1907.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ
(лат. illustratio illustrare прояснять)
1) изображение (рисунок, фотография в др.), поясняющее или дополняющее какой-л. текст;
2) пример, поясняющий что-л.; приведение примеров для наглядного и убедительного объяснения.
Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ
и, ж.
(нем. Illustration < лат.
illūstrātio пояснение).
1. Рисунок,
фотография, поясняющие или дополняющие
какой-н. текст. Книга с иллюстрациями.
2. Пример, поясняющий что-н.
Сопровождать лекцию иллюстрациями
из повседневной жизни.
Иллюстрационный,
иллюстративный — относящийся к
иллюстрации 1, 2, иллюстрациям.
Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык, 1998.
Источники информации:
-
http://www.celebrities.uz/UserFiles/Image/legenda/img826_18231.jpg
-
Чуковский К.И. «Путаница». Иллюстрации Франчески Ярбусовой. Издательство «Детская литература», 1967 г.
-
Чуковский К.И. «Тараканище». Издательство: Фламинго, 2011г. 48 с.
-
Чуковский К.И. «Тараканище». Издательство: Яблоко, 2009 г., 16 с.
-
Чуковский К.И. «Тараканище». (худ. Михайлов С.В.) Издательство: М:Ч.А.О.иК, 2005 г., 10 с.
- Урок "Зарисовки с натуры растительных форм. Рогоз"
- Конспект занятия по основам изобразительной грамоты в 3 классе на тему "Зарисовки с натуры растительных форм. Ветка лиственницы"
- Конспект занятия по предмету: Основы изобразительной грамоты для учащихся 3 класса 7ОП ДХШ по теме: «Лессировка. Этюд болгарского перца"
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей