Урок "Зарисовки с натуры растительных форм. Рогоз"
Класс:1 (7 ОП)
Возраст учащихся:8 лет
Количество учебных часов: 2
Тема:Зарисовки с натуры растительных форм. Рогоз.
Цель: Ø художественное освоение реального мира; Ø развитие чувства формы, формирование умения видеть, подмечать и передавать характерные особенности строения формы предметов; Ø развитие зрительного восприятия, композиционной культуры, пространственного мышления. Задачи: Ø обогащение знаний учащихся о природе родного края; Ø закрепление знаний о средствах выразительности графики (линия, свет, тень); Ø развитие эстетического отношение к предметам и явлениям действительности, богатству родной природы, её разнообразию и неповторимости,
Ø создание ситуации успеха для каждого учащегося.
Оборудование: Ø 2 постановки из срезанных растений рогоза. (Расположение растений должно быть максимально приближено к условиям естественного произрастания. Освещение естественное. Желательно проведение занятия в зимнем саду) Ø Планшеты с зажимами формата А4 по количеству детей. Материалы и инструменты: бумага для черчения А4, графитный карандаш ТМ (НВ), ластик Koh-i-noor(белый со слоном, разрезанный по диагонали), точилка. Ход занятия. 1. Организационный момент.
2. Анализ натуры.
— Всякий растительный объект является единым, целым. От этого целого нельзя ничего отнять, убавить, не нарушив целостность. Нельзя ничего и прибавить, ибо оно будет лишним и тоже нарушит целостность и гармонию. Вряд ли встретится где-нибудь человек, безразличный к такому чуду природы, как рогоз. Растение нас привлекает, притягивает. — Давайте посмотрим, из каких же частей состоит наша натура (ствол, листья, «каталки») — Верно. У рогоза мощный ствол. В высоту он может достигать 180 см. — Что вы можете сказать о его форме? (широкий внизу, сужается кверху, похож на соломку) — Правильно, ствол цилиндрической формы. — «Каталки» — это женские соцветия – пушистые цилиндрические початки. — Листья длинные, заострённые кверху. Ширина листа 1-2 см. Посмотрите, как они крепятся к стволу (как бы обнимают ствол).
— Вы рисовали раньше рогоз? (нет) — Вам нравится натура? (да) 1. Активизация опорных знаний. — Давайте вспомним, с чего мы начнем зарисовку. (С расположения рисунка на листе) — А как мы будем располагать рисунок? (Крупно, но не сильно. Растение должно поместиться на листе. Мы должны оставить воздух по краям листа так, шщ чтобы не хотелось передвигать рисунок) — Очень хорошо. А каким карандашом мы будем рисовать?(Твердо-мягким) — А как вы определите твёрдость карандаша?(По маркировке ТМ или НВ в противоположной от заточки части карандаша) — Молодцы, ребята. Вы уже столько всего знаете. 2. Постановка учебных задач. — Определите количество растений, которые вы хотите зарисовать. Подумайте и определите место, которое будет занимать каждое растение. Сначала выполняем линейный рисунок. Затем выполняем тональный рисунок — делим листья, стволы и соцветия условно на две части и штрихуем, показывая освещенную часть и теневую. 3. Практическая работа. — Растение мы выращиваем, рисуем снизу вверх. Передаем размер «каталок»-соцветий. Одно соцветие крупнее, другое мельче. Посмотрите, какое крупнее и длиннее. Где оно будет располагаться на листе? Посмотрите, как двигаются листья в пространстве, как закручены их края. Рогоз высох. От этого закрутились листочки. Рисунок будет более интересным, если вы постараетесь передать красоту движения высохших листочков. 4. Просмотр-анализ работ.
— После окончания работы над любым карандашным изображением обязательно необходимо провести самостоятельный анализ рисунка.
Давайте посмотрим на результаты вашей работы. Что вы можете сказать о своём рисунке?
— Ребята, посмотрите внимательно на рисунок. Есть ли у вас вопросы к автору или пожелания?
— Спасибо за обсуждение. Если в работах допущены неточности в передаче формы, тона исправьте рисунок. Не спешите его убирать в папку. Переверните рисунок верхней частью вниз и посмотрите на форму. Так легче определить ошибки. — Используйте ластик с заостренным концом для исправления формы. 1. Самооценка и оценка работы.
— Откройте дневники и поставьте себе отметку за выполненную работу.
2. Уборка рабочих мест.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Уренгойская Детская художественная школа»
Конспект занятия
по основам изобразительной грамоты:
Зарисовки с натуры
растительных форм. Рогоз.
1 класс (7ОП ДХШ)
преподаватель:
Дрегун Виктория Николаевна
высшая квалификационная категория
пгт. Уренгой, Пуровский р-н, ЯНАО
2013 г.
Предмет: Основы изобразительной грамоты.
Класс: 1 (7 ОП)
Возраст учащихся: 8 лет
Количество учебных часов: 2
Тема: Зарисовки с натуры растительных форм. Рогоз.
Цель:
-
художественное освоение реального мира;
-
развитие чувства формы, формирование умения видеть, подмечать и передавать характерные особенности строения формы предметов;
-
развитие зрительного восприятия, композиционной культуры, пространственного мышления.
Задачи:
-
обогащение знаний учащихся о природе родного края;
-
закрепление знаний о средствах выразительности графики (линия, свет, тень);
-
развитие эстетического отношение к предметам и явлениям действительности, богатству родной природы, её разнообразию и неповторимости,
-
создание ситуации успеха для каждого учащегося.
Оборудование:
-
2 постановки из срезанных растений рогоза. (Расположение растений должно быть максимально приближено к условиям естественного произрастания. Освещение естественное. Желательно проведение занятия в зимнем саду)
-
Планшеты с зажимами формата А4 по количеству детей.
Материалы и инструменты:
бумага для черчения А4, графитный карандаш ТМ (НВ), ластик Koh-i-noor (белый со слоном, разрезанный по диагонали), точилка.
Ход занятия.
-
Организационный момент.
-
Анализ натуры.
Вряд ли встретится где-нибудь человек, безразличный к такому чуду природы, как рогоз. Растение нас привлекает, притягивает.
|
- Вы рисовали раньше рогоз? (нет)
- Вам нравится натура? (да)
-
Активизация опорных знаний.
- Давайте вспомним, с чего мы начнем зарисовку. (С расположения рисунка на листе)
- А как мы будем располагать рисунок? (Крупно, но не сильно. Растение должно поместиться на листе. Мы должны оставить воздух по краям листа так,шщ чтобы не хотелось передвигать рисунок)
- Очень хорошо. А каким карандашом мы будем рисовать? (Твердо-мягким)
- А как вы определите твёрдость карандаша? (По маркировке ТМ или НВ в противоположной от заточки части карандаша)
- Молодцы, ребята. Вы уже столько всего знаете.
-
Постановка учебных задач.
- Определите количество растений, которые вы хотите зарисовать. Подумайте и определите место, которое будет занимать каждое растение. Сначала выполняем линейный рисунок. Затем выполняем тональный рисунок - делим листья, стволы и соцветия условно на две части и штрихуем, показывая освещенную часть и теневую.
-
Практическая работа.
- Растение мы выращиваем, рисуем снизу вверх. Передаем размер «каталок»-соцветий. Одно соцветие крупнее, другое мельче. Посмотрите, какое крупнее и длиннее. Где оно будет располагаться на листе? Посмотрите, как двигаются листья в пространстве, как закручены их края. Рогоз высох. От этого закрутились листочки. Рисунок будет более интересным, если вы постараетесь передать красоту движения высохших листочков.
-
Просмотр-анализ работ.
- После окончания работы над любым карандашным изображением обязательно необходимо провести самостоятельный анализ рисунка.
Давайте посмотрим на результаты вашей работы. Что вы можете сказать о своём рисунке?
- Ребята, посмотрите внимательно на рисунок. Есть ли у вас вопросы к автору или пожелания?
Середа З. |
Филиппова А. |
Кабардиева А. |
Гаук Д. |
Влас Е. |
Антонюк М. |
Токарев Я. |
Старовойт С. |
Сативалдиев Г. |
- Спасибо за обсуждение. Если в работах допущены неточности в передаче формы, тона исправьте рисунок. Не спешите его убирать в папку. Переверните рисунок верхней частью вниз и посмотрите на форму. Так легче определить ошибки.
- Используйте ластик с заостренным концом для исправления формы.
-
Самооценка и оценка работы.
- Откройте дневники и поставьте себе отметку за выполненную работу.
-
Уборка рабочих мест.
Справочная информация для преподавателя
Рогоз
Латинское название: Typha.
Категории: многолетние травянистые растения, растения для водоемов и прибрежных зон.
Семейство: рогозовые (Typhoideae).
Родина: Европа.
Форма: травянистое растение.
Описание
Рогоз – название рода многолетних водных растений с разветвленными ползучими корневищами. Очень мелкие цветки собраны в густые бурые колосовидные соцветия. Стебли высокие, прямостоячие.
Рогоз узколистный (T. angustifolia) – мощное растение высотой до 180 см. На одном цветоносе образуются мужские и женские соцветия. Женские соцветия – пушистые цилиндрические початки. Листья осенью приобретают бронзовый оттенок. Соцветия сохраняют декоративность до весны.
Рогоз широколистный (T. latifolia) – растение высотой до 200 см с жесткими ремневидными листьями и толстыми, цилиндрическими прямостоячими стеблями. Соцветие – очень декоративный бархатистый початок. Это наиболее крупный вид в роду. В народе он также известен под неправильным названием «камыш».
Рогоз Лаксманна (T. laxmannii, T. stenophylla) – растение высотой до 1 м. Листья серо-зеленые шириной до 4 мм. Соцветия – небольшие коричневые початки. Цветет рогоз Лаксманна в июне-октябре.
Рогоз малый (T. minima) – растение высотой 30-50 см. Листья тонкие (1-2 мм). Соцветия – короткие толстые початки. Цветет рогоз малый в июле-августе.
Условия выращивания
Рогоз предпочитает сырые берега водоемов, заболоченные участки или мелководье. Предпочитает плодородные почвы и солнечное местоположение.
Применение
Такие водные растения, как камыш, рогоз, всегда интересно смотрятся в прибрежной зоне водоемов, оформленных в пейзажном стиле. Трава рогоза придает естественность береговой линии. Большинство видов рогоза предпочтительнее использовать для больших водоемов. Рогоз Лаксманна подойдет для водоемов средних размеров. А для маленьких водоемов пригоден только рогоз малый.
Уход
Рогоз практически не требует специального ухода, однако рогоз – растение довольно агрессивное, необходимо контролировать его разрастание, чтобы он не захватил не предназначенные для него участки. С этой целью можно высаживать рогоз в контейнерах.
Размножение
Рогоз размножается делением корневищ весной, а также семенами в апреле-мае.
Болезни и вредители
Рогоз не подвержен болезням и вредителям.
Рогоз узколистный
(Typha angustifolia L.)
Художник: С.Т. Казановский |
Статус: Редкий вид. Краткое описание: Многолетнее корневищное растение. Стебли 100-200 см выс. Листья плоские, 4-10 см шир., длиннее соцветия. Пестичная и тычиночная части соцветия отстоят друг от друга на 3-8 см. Рыльца плодущих цветков линейные или линейно-продолговатые, равны волоскам и прицветникам. Распространение: Вид имеет почти космополитное распространение. Встречается в Северной Америке, обычен в Европе, встречается в Африке, на Кавказе, в Средней Азии, Западной Сибири. Места обитания: Растет по берегам водоемов, канавам, на болотах. Размножается семенами и корневищами. |
В Иркутской области:
находится у восточного предела распространения. Обнаружен близ г. Иркутска, Ангарска, ст. Суховской, в окрестностях сел Усть-Орда, Шелаево, Туту
Лимитирующие факторы:
Основным лимитирующим фактором является осушение болот.
Меры охраны:
Включен в сводку "Редкие и исчезающие растения Сибири". Необходим контроль за состоянием популяций.
Источники информации:
-
Шембель А. Ф.Основы рисунка. Высшая школа 1994, 159 с:
-
Красная книга растений Иркутской области http://abratsk.ru/geogr/red_book/show_plant_info-hPlant=11.htm
-
Фотографии из архива автора.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»