В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Урок "Зарисовки с натуры растительных форм. Рогоз"

Урок "Зарисовки с натуры растительных форм. Рогоз"

Виктория Дрегун
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:2просмотров: 5230
Краткое описание
Занятие рассчитано на учащихся 8летнего возраста (1 класс ДХШ 7ОП), направлено на развитие чувства формы, формирование умения видеть, подмечать и передавать характерные особенности строения формы
Описание
Предмет:Основы изобразительной грамоты.
Класс:1 (7 ОП)
Возраст учащихся:8 лет
Количество учебных часов: 2
Тема:Зарисовки с натуры растительных форм. Рогоз.
Цель: Ø художественное освоение реального мира; Ø развитие чувства формы, формирование умения видеть, подмечать и передавать характерные особенности строения формы предметов; Ø развитие зрительного восприятия, композиционной культуры, пространственного мышления. Задачи: Ø обогащение знаний учащихся о природе родного края; Ø закрепление знаний о средствах выразительности графики (линия, свет, тень); Ø развитие эстетического отношение к предметам и явлениям действительности, богатству родной природы, её разнообразию и неповторимости,
Ø создание ситуации успеха для каждого учащегося.
Оборудование: Ø 2 постановки из срезанных растений рогоза. (Расположение растений должно быть максимально приближено к условиям естественного произрастания. Освещение естественное. Желательно проведение занятия в зимнем саду) Ø Планшеты с зажимами формата А4 по количеству детей. Материалы и инструменты: бумага для черчения А4, графитный карандаш ТМ (НВ), ластик Koh-i-noor(белый со слоном, разрезанный по диагонали), точилка. Ход занятия. 1. Организационный момент.

2. Анализ натуры.
Всякий растительный объект является единым, целым. От этого целого нельзя ничего отнять, убавить, не нарушив целостность. Нельзя ничего и прибавить, ибо оно будет лишним и тоже нарушит целостность и гармонию. Вряд ли встретится где-нибудь человек, безразличный к такому чуду природы, как рогоз. Растение нас привлекает, притягивает. Давайте посмотрим, из каких же частей состоит наша натура (ствол, листья, «каталки») Верно. У рогоза мощный ствол. В высоту он может достигать 180 см. Что вы можете сказать о его форме? (широкий внизу, сужается кверху, похож на соломку) Правильно, ствол цилиндрической формы. «Каталки» — это женские соцветия – пушистые цилиндрические початки. Листья длинные, заострённые кверху. Ширина листа 1-2 см. Посмотрите, как они крепятся к стволу (как бы обнимают ствол).
— Вы рисовали раньше рогоз? (нет) — Вам нравится натура? (да) 1. Активизация опорных знаний. — Давайте вспомним, с чего мы начнем зарисовку. (С расположения рисунка на листе) — А как мы будем располагать рисунок? (Крупно, но не сильно. Растение должно поместиться на листе. Мы должны оставить воздух по краям листа так, шщ чтобы не хотелось передвигать рисунок) — Очень хорошо. А каким карандашом мы будем рисовать?(Твердо-мягким) А как вы определите твёрдость карандаша?(По маркировке ТМ или НВ в противоположной от заточки части карандаша) — Молодцы, ребята. Вы уже столько всего знаете. 2. Постановка учебных задач. Определите количество растений, которые вы хотите зарисовать. Подумайте и определите место, которое будет занимать каждое растение. Сначала выполняем линейный рисунок. Затем выполняем тональный рисунок — делим листья, стволы и соцветия условно на две части и штрихуем, показывая освещенную часть и теневую. 3. Практическая работа. — Растение мы выращиваем, рисуем снизу вверх. Передаем размер «каталок»-соцветий. Одно соцветие крупнее, другое мельче. Посмотрите, какое крупнее и длиннее. Где оно будет располагаться на листе? Посмотрите, как двигаются листья в пространстве, как закручены их края. Рогоз высох. От этого закрутились листочки. Рисунок будет более интересным, если вы постараетесь передать красоту движения высохших листочков. 4. Просмотр-анализ работ.
— После окончания работы над любым карандашным изображением обязательно необходимо провести самостоятельный анализ рисунка.
Давайте посмотрим на результаты вашей работы. Что вы можете сказать о своём рисунке?
— Ребята, посмотрите внимательно на рисунок. Есть ли у вас вопросы к автору или пожелания?

— Спасибо за обсуждение. Если в работах допущены неточности в передаче формы, тона исправьте рисунок. Не спешите его убирать в папку. Переверните рисунок верхней частью вниз и посмотрите на форму. Так легче определить ошибки. — Используйте ластик с заостренным концом для исправления формы. 1. Самооценка и оценка работы.
— Откройте дневники и поставьте себе отметку за выполненную работу.

2. Уборка рабочих мест.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Зарисовки с натуры растительных форм. Рогоз.doc Скачать

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Уренгойская Детская художественная школа»













Конспект занятия

по основам изобразительной грамоты:

Зарисовки с натуры

растительных форм. Рогоз.

1 класс (7ОП ДХШ)







преподаватель:

Дрегун Виктория Николаевна

высшая квалификационная категория













пгт. Уренгой, Пуровский р-н, ЯНАО

2013 г.

Предмет: Основы изобразительной грамоты.

Класс: 1 (7 ОП)

Возраст учащихся: 8 лет

Количество учебных часов: 2

Тема: Зарисовки с натуры растительных форм. Рогоз.

Цель:

  • художественное освоение реального мира;

  • развитие чувства формы, формирование умения видеть, подмечать и передавать характерные особенности строения формы предметов;

  • развитие зрительного восприятия, композиционной культуры, пространственного мышления.

Задачи:

  • обогащение знаний учащихся о природе родного края;

  • закрепление знаний о средствах выразительности графики (линия, свет, тень);

  • развитие эстетического отношение к предметам и явлениям действительности, богатству родной природы, её разнообразию и неповторимости,

  • создание ситуации успеха для каждого учащегося.

Оборудование:

  • 2 постановки из срезанных растений рогоза. (Расположение растений должно быть максимально приближено к условиям естественного произрастания. Освещение естественное. Желательно проведение занятия в зимнем саду)

  • Планшеты с зажимами формата А4 по количеству детей.

Материалы и инструменты:

бумага для черчения А4, графитный карандаш ТМ (НВ), ластик Koh-i-noor (белый со слоном, разрезанный по диагонали), точилка.


Ход занятия.

  1. Организационный момент.

  2. Анализ натуры.

  • Всякий растительный объект является единым, целым. От этого целого нельзя ничего отнять, убавить, не нарушив целостность. Нельзя ничего и прибавить, ибо оно будет лишним и тоже нарушит целостность и гармонию.

Вряд ли встретится где-нибудь человек, безразличный к такому чуду природы, как рогоз. Растение нас привлекает, притягивает.


  • Давайте посмотрим, из каких же частей состоит наша натура (ствол, листья, «каталки»)

  • Верно. У рогоза мощный ствол. В высоту он может достигать 180 см.

  • Что вы можете сказать о его форме? (широкий внизу, сужается кверху, похож на соломку)

  • Правильно, ствол цилиндрической формы.

  • «Каталки» - это женские соцветия – пушистые цилиндрические початки.

  • Листья длинные, заострённые кверху. Ширина листа 1-2 см.

  • Посмотрите, как они крепятся к стволу (как бы обнимают ствол).

- Вы рисовали раньше рогоз? (нет)

- Вам нравится натура? (да)


  1. Активизация опорных знаний.


- Давайте вспомним, с чего мы начнем зарисовку. (С расположения рисунка на листе)

- А как мы будем располагать рисунок? (Крупно, но не сильно. Растение должно поместиться на листе. Мы должны оставить воздух по краям листа так,шщ чтобы не хотелось передвигать рисунок)

- Очень хорошо. А каким карандашом мы будем рисовать? (Твердо-мягким)

- А как вы определите твёрдость карандаша? (По маркировке ТМ или НВ в противоположной от заточки части карандаша)

- Молодцы, ребята. Вы уже столько всего знаете.


  1. Постановка учебных задач.


- Определите количество растений, которые вы хотите зарисовать. Подумайте и определите место, которое будет занимать каждое растение. Сначала выполняем линейный рисунок. Затем выполняем тональный рисунок - делим листья, стволы и соцветия условно на две части и штрихуем, показывая освещенную часть и теневую.


  1. Практическая работа.


- Растение мы выращиваем, рисуем снизу вверх. Передаем размер «каталок»-соцветий. Одно соцветие крупнее, другое мельче. Посмотрите, какое крупнее и длиннее. Где оно будет располагаться на листе? Посмотрите, как двигаются листья в пространстве, как закручены их края. Рогоз высох. От этого закрутились листочки. Рисунок будет более интересным, если вы постараетесь передать красоту движения высохших листочков.

  1. Просмотр-анализ работ.

- После окончания работы над любым карандашным изображением обязательно необходимо провести самостоятельный анализ рисунка.

Давайте посмотрим на результаты вашей работы. Что вы можете сказать о своём рисунке?

- Ребята, посмотрите внимательно на рисунок. Есть ли у вас вопросы к автору или пожелания?

Середа З.

Филиппова А.

Кабардиева А.


Гаук Д.


Влас Е.

Антонюк М.

Токарев Я.

Старовойт С.

Сативалдиев Г.


- Спасибо за обсуждение. Если в работах допущены неточности в передаче формы, тона исправьте рисунок. Не спешите его убирать в папку. Переверните рисунок верхней частью вниз и посмотрите на форму. Так легче определить ошибки.

- Используйте ластик с заостренным концом для исправления формы.

  1. Самооценка и оценка работы.

- Откройте дневники и поставьте себе отметку за выполненную работу.



  1. Уборка рабочих мест.













Справочная информация для преподавателя

Рогоз


Латинское название: Typha.

Категории: многолетние травянистые растения, растения для водоемов и прибрежных зон.

Семейство: рогозовые (Typhoideae).

Родина: Европа.

Форма: травянистое растение.


Описание

Рогоз – название рода многолетних водных растений с разветвленными ползучими корневищами. Очень мелкие цветки собраны в густые бурые колосовидные соцветия. Стебли высокие, прямостоячие.

Рогоз узколистный (T. angustifolia) – мощное растение высотой до 180 см. На одном цветоносе образуются мужские и женские соцветия. Женские соцветия – пушистые цилиндрические початки. Листья осенью приобретают бронзовый оттенок. Соцветия сохраняют декоративность до весны.

Рогоз широколистный (T. latifolia) – растение высотой до 200 см с жесткими ремневидными листьями и толстыми, цилиндрическими прямостоячими стеблями. Соцветие – очень декоративный бархатистый початок. Это наиболее крупный вид в роду. В народе он также известен под неправильным названием «камыш».


Рогоз Лаксманна (T. laxmannii, T. stenophylla) – растение высотой до 1 м. Листья серо-зеленые шириной до 4 мм. Соцветия – небольшие коричневые початки. Цветет рогоз Лаксманна в июне-октябре.

Рогоз малый (T. minima) – растение высотой 30-50 см. Листья тонкие (1-2 мм). Соцветия – короткие толстые початки. Цветет рогоз малый в июле-августе.

Условия выращивания

Рогоз предпочитает сырые берега водоемов, заболоченные участки или мелководье. Предпочитает плодородные почвы и солнечное местоположение.

Применение

Такие водные растения, как камыш, рогоз, всегда интересно смотрятся в прибрежной зоне водоемов, оформленных в пейзажном стиле. Трава рогоза придает естественность береговой линии. Большинство видов рогоза предпочтительнее использовать для больших водоемов. Рогоз Лаксманна подойдет для водоемов средних размеров. А для маленьких водоемов пригоден только рогоз малый.

Уход

Рогоз практически не требует специального ухода, однако рогоз – растение довольно агрессивное, необходимо контролировать его разрастание, чтобы он не захватил не предназначенные для него участки. С этой целью можно высаживать рогоз в контейнерах.

Размножение

Рогоз размножается делением корневищ весной, а также семенами в апреле-мае.

Болезни и вредители

Рогоз не подвержен болезням и вредителям.


Рогоз узколистный

(Typha angustifolia L.)


Художник: С.Т. Казановский

Статус:

Редкий вид.

Краткое описание:

Многолетнее корневищное растение. Стебли 100-200 см выс. Листья плоские, 4-10 см шир., длиннее соцветия. Пестичная и тычиночная части соцветия отстоят друг от друга на 3-8 см. Рыльца плодущих цветков линейные или линейно-продолговатые, равны волоскам и прицветникам.

Распространение:

Вид имеет почти космополитное распространение. Встречается в Северной Америке, обычен в Европе, встречается в Африке, на Кавказе, в Средней Азии, Западной Сибири. Места обитания:

Растет по берегам водоемов, канавам, на болотах. Размножается семенами и корневищами.

В Иркутской области:

находится у восточного предела распространения. Обнаружен близ г. Иркутска, Ангарска, ст. Суховской, в окрестностях сел Усть-Орда, Шелаево, Туту

Лимитирующие факторы:

Основным лимитирующим фактором является осушение болот.

Меры охраны:

Включен в сводку "Редкие и исчезающие растения Сибири". Необходим контроль за состоянием популяций.




Источники информации:

  1. Шембель А. Ф.Основы рисунка. Высшая школа 1994, 159 с:

  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%EE%E3%EE%E7

  3. http://www.pro-landshaft.ru/plants/detail/966/

  4. http://runeberg.org/nordflor/pics/494.jpg

  5. http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4b/Illustration_Typha_latifolia0.jpg/260px-Illustration_Typha_latifolia0.jpg

  6. http://ecologyserver.icc.ru/redbook/images/J/ER11.jpg

  7. Красная книга растений Иркутской области http://abratsk.ru/geogr/red_book/show_plant_info-hPlant=11.htm

  8. Фотографии из архива автора.



Зарисовки с натуры растительных форм. Рогоз.zip Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос