Рабочая программа по учебному предмету окружающий мир 3 класс Школа 2100
Рабочая программа по учебному предмету окружающий мир 3 класс составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, М. «Просвещение», 2007 год и образовательной программы начального общего образования «Школа 2100», М.:«Баласс», 2007, учебно-методического комплекта:
1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. «Окружающий мир», 3 класс. («Обитатели Земли», «Моё Отечество»), учебник в 2 частях. М.: Баласс, 2008.
2. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. «Окружающий мир», 3 класс. («Обитатели Земли», «Моё Отечество»).Рабочая тетрадь. 2 части. М.: Баласс, 2008.
3. ВахрушевА.А., Родыгина О.А. «Окружающий мир». Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2009.
4. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. «Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» часть 1. «Обитатели Земли», часть 2. «Моё Отечество»
Учебный предмет изучается в 3 классе, рассчитан на 68 часов (2 ч/н)
Изменения в авторскую программу не внесены.
Цели и задачи ступени начального общего образования по учебному предмету «Окружающий мир»
Цель курса – знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру.
Задачи курса – познакомить с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. Научить понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. Познакомить с картиной мира и научить учащихся пользоваться ею для постижения мира и упорядочивания своего опыта.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Окружающий мир», 3 класс
Главная цель учебника для 3-го класса – познакомить младших школьников с ролью и значением жизни на Земле. Помочь ученику объяснить явления окружающего мира с позиции истории. Помочь сформировать личное эмоционально-оценочное отношение к миру, без которого невозможно построить взаимоотношения с природой и людьми.
Задачи:
-рассмотрение Земли как нашего общего дома и распространению принципов человеческой морали на всю поверхность нашей планеты;
— познакомить с одной из важнейших причин порядка в природе – круговороте веществ;
— познакомить с представлением об историческом счёте времени, с историей – наукой о прошлом человечества.
Общеучебные умения учащихся 3 класса
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Извлекать информацию, представленную в разных формах(таблицах, схемах, иллюстрация и т.п.) Сравнивать и группировать факты и явления. Определять причины явлений, событий. Делать выводы на основе обобщения знаний. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схем.
Учиться отделять поступки от самого человека. В предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных ситуаций. Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Учебно – тематический план
№ п/п |
Тема раздела |
Кол-во часов |
1 |
Вещество и энергия |
5 ч. |
2 |
Оболочка планеты, охваченная жизнью |
6 ч. |
3 |
Экологическая система |
11 ч. |
4 |
Живые участники круговорота веществ |
13 ч. |
5 |
Твои родные и твоя Родина в потоке времени |
4 ч. |
6 |
Времена Древней Руси. 1Х-ХШ века |
5 ч. |
7 |
Времена Московского государства. ХIV-ХVIIвека |
4 ч. |
8 |
Времена Российской империи. XVIII — начало XXвека |
7 ч. |
9 |
Времена Советской России и СССР. 1917-1991 годы |
5 ч. |
10 |
Современная Россия |
8 ч. |
Итого |
68 ч. |
Содержание программы.
Раздел 1: «Обитатели Земли» (34 ч)
Вещество и энергия (5 ч)
Тела естественные и искусственные. Вещество — то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы -мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твердые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц.
Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло — твердое. Из чего состоят молекулы. Почему лед легче воды.
Энергия — источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода — явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла.
Оболочка планеты, охваченная жизнью (6 ч)
Воздушная, водная и каменная оболочка Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли — биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.
Важнейшее условие жизни людей — порядок окружающего мира. Стабильность условий — следствие круговорота веществ в природе. Жизнь — участник круговорота веществ.
Участники круговорота веществ. Растения — производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные — потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии — разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.
Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощенных веществ для жизни,рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание.
Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.
Экологическая система (11 ч)
Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема — единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва — единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?
Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы — излюбленный корм аквариумных рыб. Озерные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера.
Болото — заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное самоосушение болота.
Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и ее роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.
Экосистема леса. Деревья — главные растения леса. Древесина. Деревья — мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его. Распространение семян растений (береза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.
Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить ее раны?
Поле — искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите — массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.
Аквариум — маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста.
Живые участники круговорота веществ (13 ч)
Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень — основные органы цветкового растения. Цветок — орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль.
Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц.
Появление твердых покровов — защита от хищников. Наружный скелет членистоногих — «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.
Возникновение позвоночника — внутреннего скелета. Рыбы — позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие — органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся — сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы — животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелетные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.
Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными.
Грибы — разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники.
Бактерии — универсальные разрушители веществ. Бактерии — самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии — главные участники всех круговоротов.
Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой — единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки.
Экскурсия в зоопарк или ботанический сад, краеведческий музей, тема «Многообразие растений и животных».
Раздел 2: «Мое Отечество» (34 ч)
Твои родные и твоя Родина в потоке времени (4 ч)
Родословная человека. Поколения предков, фамилия, имя и отчество — связь времен.
Представление об историческом счете времени: правила определения номера века по году, эра — точка отсчета времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления христианстве — одной из самых распространенных в мире религий.
Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Обществ в котором мы живем. Образ понятия «государство». Законы — обязательные для всех правила поведения, установленные государство Моя Родина, мое Отечество — Россия!
История моей Родины. История — наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России.
Времена Древней Руси. 1Х-ХШ века (5 ч)
Древние жители российских просторов. Создание Древнерусского государства. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче.
«Древняя Русь — страна городов». Города — центры культур Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книг Славянская азбука — кириллица.
Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.
Разорение и погибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичные представления об исламской религии, ее роль в развитии культуры народов России. Русские земли под властью Золотой Орды.
Времена Московского государства. ХIV-ХVIIвека (4 ч)
Время создания Московского государства — время жестокости и милосердия. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублева. Куликовская битва и Дмитрий Донской. Освобождение от ордынской зависимости. Объединение русских княжеств в Российское государство. Великий государь Иван III. Государственный герб России — двуглавый орел. Московское государство — наследник Древней Руси.
Земля и люди Московского государства. Занятия и быт, крестьян, бояр и дворян, горожан. Иван Федоров — первопечатник.
Московский Кремль — памятник времен Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного и его безграничная власть.
Смутное время — угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.
Времена Российской империи. XVIII — начало XXвека (7 ч)
Преобразование России Петром Великим — первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг.
Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины П. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве.
Отечественная война 1812 года — угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов.
Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов — «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин — создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи.
Правление Александра II — время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновленной империи.
Времена Советской России и СССР. 1917-1991 годы (5 ч)
Жизнь рабочих и крестьян в начале XXвека. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.
Цель советского государства — строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина.
Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны.
Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране.
Современная Россия (8 ч)
Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ -Россия. Современная Россия — наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция -основной закон государства. Права и обязанности граждан.
Что такое демократия? Представления об избирательной системе.
Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент — глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума — собрание избранных народом представителей, которое создает законы.
Россия — общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России.
Российская Федерация — государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне — все граждане Российской Федерации.
Достояние российской культуры — библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача — сохранение и преумножение культурных богатств России. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования).
Общеучебные умения учащихся к концу 3-го класса
Должнызнать:
— что такое тело;
— что такое вещество; свойства твердых, жидких и газообразных веществ;
— что такое энергия;
— элементарные сведения о круговороте веществ;
— значение кислорода для дыхания живых организмов и человека;
— роль Солнца как главного источника тепла и света на Земле для существования живых организмов и человека на Земле;
— основные компоненты экосистемы (растения, животные, грибы, бактерии, воздух, вода, почва);
— об основных экосистемах (озеро, болото, луг, лес, поле) и их специфике;
— что такое почва и какова ее роль в плодородии:
— основные группы растений (хвойные, цветковые), животных (насекомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери),
грибы и бактерии.
Учащиеся должны уметь:
— применять законы и правила к природным процессам и предсказывать конечный результат в совокупности взаимосвязанных явлений;
— различать твердые тела, жидкости и газы;
— приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
— выделять звенья круговорота веществ;
— классифицировать живые организмы по их ролям («профессиям»)
в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;
— определять принадлежность растений и животных к основным изученным систематическим группам;
— уметь проводить наблюдения за растениями и животными;
— объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
К концу 3-го класса учащиеся должны знать:
(иметь первичные представления о понятиях и явлениях):
— Родина, общество, государство, закон;
— культура;
— история, времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, Современная Россия;
— демократия (конституция, гражданин, выборы, президент, Государственная дума);
— государственные символы России.
Учащиеся должны уметь:
— узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
— отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
— объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
— по году определять век, место события в прошлом;
— отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу;
— объяснять свое отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
· ориентирования на местности с помощью компаса;
· определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
· установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
· ухода за растениями (животными);
· выполнения и изучения правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
· оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участие в её охране;
· удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Нормы оценок по окружающему миру
Пересказ
— Оценка «5» — пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
— Оценка «4»-допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
— Оценка «3 — пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает ошибки.
— Оценка „2“ — не может передать содержание прочитанного.
— Тестовая работа:
— «5» — ставится, если ученик выполнил 90-100 % заданий,
— «4» — при выполнении 70-89 % заданий,
— «3» – при выполнении 50-69 % заданий,
— «2» — при выполнении менее 50% заданий.
Устный ответ:
— «5» — ученик полно излагает материал, дает правильное определение понятий, обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, привести необходимые примеры, излагает материал последовательно и правильно.
— «4» — ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности изложения.
— «3» — ученик обнаруживает знание и понимание основных положений темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил, не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения, излагает материал непоследовательно.
— «2» — ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке основных понятий, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
— ТЕСТ
— Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
— Оценки:
— «5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
— «4» – верно выполнено 3/4 заданий.
— «3» – верно выполнено 1/2 заданий.
— «2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.
—
— Устный ответ
— Оценка „5“ — пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
— Оценка „4“-допускает 1-2ошибки, неточности, сам исправляет их
— Оценка „3“ –пересказывает, отвечает на вопросы при помощи учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
— Оценка „2“ — не может передать содержание прочитанного.
—
— Оценки за контрольную работу:
— «5» – за работу, в которой нет ошибок.
— «4» – за работу, в которой допущено 1–2 ошибки.
— «3» – за работу, в которой допущено 3–5 ошибок.
— «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Учебно – методический комплект
Для учителя:
1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. «Окружающий мир», 3 класс. («Обитатели Земли», «Моё Отечество»), учебник в 2 частях. М.: Баласс, 2008.
2. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. «Окружающий мир», 3 класс. («Обитатели Земли», «Моё Отечество»).Рабочая тетрадь. 2 части. М.: Баласс, 2010.
3. ВахрушевА.А., Родыгина О.А. «Окружающий мир». Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2009.
4. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. «Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» часть 1. «Обитатели Земли», часть 2. «Моё Отечество» М.: Баласс, 2010.
Для учащихся:
1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. «Окружающий мир», 3 класс. («Обитатели Земли», «Моё Отечество»), учебник в 2 частях. М.: Баласс, 2008.
2. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. «Окружающий мир», 3 класс. («Обитатели Земли», «Моё Отечество»).Рабочая тетрадь. 2 части. М.: Баласс, 2010.
3. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. «Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» часть 1. «Обитатели Земли», часть 2. «Моё Отечество» М.: Баласс, 2010.
Интернет – ресурсы:
— Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября»
— http:www.Nachalka.com.
— http:www.viku.rdf.ru.
— http:www.rusedu.ru.
-http://school-collection.edu.ru/
-www.center.fio.ru
— http://www.maro.newmail.ru
— http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html
-http://www.int-edu
Учебно -методическое планирование по окружающему миру | ||||||||
№ | Наименование раздела. | Тип | Основное содержание. | Планируемые предметные результаты | Дата проведен. | Примечание | ||
п/п | Тема урока. | урока | план | факт | ||||
Раздел 1. Вещество и энергия. | ||||||||
1 | Введение. | ОНЗ | Неживая и живая природа (различение крат. характеристика объектов неживой и живой природы) | Знать: что такое тело, природное явление; вещество, свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ; энергия. Роль Солнца ка главного источника тепла и света на Земле. Уметь: применять законы и правила к природным процессам, различать твёрдые тела, жидкости и газы. | ||||
2 | Тела и вещества. | ОНЗ | Знакомство с понятием "тело", состав веществ, состояние веществ. | |||||
3 | Из чего состоит вещество? С.р. | ОНЗ | Знакомство с понятием "чистое вещество" "смесь". | |||||
4 | Что такое энергия? | ОНЗ | Знакомство с понятием "энергия", источник энергии. | |||||
5 | Превращение энергии. С.р. | РУН | Познакомить с превращением энергии, законами сохранения энергии в превращениях, превращение энергии в тепло и его рассеивание. | |||||
Раздел 2.Живая оболочка планеты. | ||||||||
6 | Где обитают живые организмы? | ОНЗ | Основные оболочки Земли, понятие "биосфера", распространение на ней живых организмов. | Знать: что такое биосфера, начальные сведения о круговороте веществ, значение кислорода. Уметь: приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой. | ||||
7 | Большой круговорот веществ. | ОНЗ | Понятие круговорота веществ, его роль в природе. | |||||
8 | Живые участники круговорота | ОНЗ | Основные "профессии" живых организмов и их взаимодействие. | |||||
веществ. | ||||||||
9 | Обмен веществ в организме. | ОНЗ | Познакомить с понятием "обмен веществ" | |||||
10 | Как живые организмы запасают | ОНЗ | Запасание энергии - важнейшее свойство жизни, позволяющее управлять круговоротом веществ. | |||||
эергию солнца. | ||||||||
11 | Обобщающий урок по теме"Живая оболочка планеты"Пр. раб. | ОСЗ | ||||||
Раздел3.Экологическая система. | ||||||||
12 | Жизнь экосистемы. | ОНЗ | Познакомить с понятием экосистема, её свойства в биосфере, круговорот в экосистеме. | Знать: основные компоненты эксистемы(растен., животн., грибы,ьактерии,воздух,вода,почва.) Об основных экосистемах (озеро, болото,луг, лес,поле) иих специфике. Что такое почва. Уметь: определять принадлежность растений и животным к основным изученным систематическим группам, выделять цепи питания. | ||||
13 | Почва - важнейшая часть экоситемы. | ОНЗ | Свойства почвы, роль почвы в жизни экосистемы, плодородие почвы. | |||||
14 | Экосистема озера. | ОНЗ | Животные и растения озёр, их "профессии" в экосистеме. | |||||
15 | Экосистема болота. | ОНЗ | Животные и растения болот, их "профессии" в экосистеме, значение болот в жизни человека. | |||||
16 | Экосистема луга. С.р. | ОНЗ | Животные и растения луга, их "профессии" в экосистеме, значение луга в жизни человека. | |||||
17 | Лесные производители. Юные химики. | ОНЗ | Деревья и их особенности. | |||||
18 | Лесные производители. Юные химики. | РУН | Деревья и их особенности. | |||||
19 | Потребители и разрушители экосистемы леса. | ОНЗ | Животные и растения леса, их "профессии" в экосистеме, взаимная приспособленность друг к другу. | |||||
20 | Экосистема поля. | ОНЗ | Обитатели полей, неустойчивость экосистемы поля. | |||||
21 | Авариум - маленькая искусственная экосистема | ОНЗ | Обитатели аквариума, компоненты искусственной экосистемы. | |||||
Раздел 4. Живые участники круговорота веществ. | ||||||||
22 | Растения - производители. | ОНЗ | Познакомить с особенностью строения растений, и их многообразием на Земле. | Знать: основные группы растений (хвойные, цветковые), животных (насекомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери), грибы и Знать: основные группы растений (хвойные, цветковые), животных (насекомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери), грибы и бактерии.Уметь: проводить наблюдения за растениями и животными; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. | ||||
23 | Клетки - маленькие лаборатории. | ОСЗ | Особенности водорослей, их многообразие и приспособленность к жизни. | |||||
24 | Животные маленькие и большие. | ОНЗ | Отличие растений и животных, строение простейших животных. | |||||
25 | Маленькие рыцари. | ОНЗ | Особенности строения различных групп животных, их приспособленность к активному образу жизни. | |||||
26 | Первый шаг из моря на сушу. | ОНЗ | Особенности строения и образ жизни земноводных и рыб. | |||||
27 | На суше - как дома. С.р. | ОНЗ | Особенности строения и образ жизни пресмыкающихся их приспособленность к жизни. | |||||
28 | Пернатые изобретатели. | ОНЗ | Птицы их приспособленность к полётам. | |||||
29 | Наши братья. | ОНЗ | Млекопитающие их приспособленность к жизни на суше, многообразие млекопитающих. | |||||
30 | Осторожно - животные! | ОНЗ | Многообразие диких животных. | |||||
31 | Прирождённые разрушители. | ОНЗ | Грибы и их роль в природе. | |||||
32 | Как нам жить в дружбе с природой. | ОНЗ | Экологические проблемы, стоящие перед человечеством. | |||||
33 | "Живые участники круговорота веществ" Пр. раб. | КПЗ | ||||||
34 | Экскурсия в природу. | УЭ | ||||||
Раздел 5.Твои родные и твоя Родина в потоке времени. | ||||||||
35 | Живая связь времён. | ОНЗ | Познакомить с первичными представлениями о поколении, родословной, происхождении имени и фамилии. | Знать: понятия родословное дерево, Родина, государство, закон, христианство, эра.Уметь: строить своё родословное дерево, вести счёт времени по эрам и векам. Определять последовательность исторических событий. | ||||
36 | Как люди считают время. | ОНЗ | Исторический счёт времени, понятие ЭРА, ВЕК, ХРИСТИАНСТВО. | |||||
37 | С чего начинается Родина? | ОНЗ | Первичные представления понятий власть, правительство, армия, милиция. | |||||
38 | Память о прошлом. | ОНЗ | Поняти "история" " исторический источник" | |||||
Раздел 6. Времена Древней Руси.IX-XIII века. | ||||||||
39 | Когда на Руси появилось государство? | ОНЗ | Времена образования Древнерусского государства. | Знать понятия: ислам, христианство,храм, икона, монах, монастырь, летопись, хан, Золотая орда. Уметь: ориентироваться в образной исторической карте. Определять последовательность некоторых исторических событий. | ||||
40 | РУН | |||||||
41 | "Золотые ворота"в Древнюю Русь | ОНЗ | Роль древнерусских городов как экономических, политических, религиозных, культурных центров. | |||||
42 | За землю русскую! | ОНЗ | Военная история Древнерусского государства.Понятие кочевники, рыцари. | |||||
43 | "Слово о погибели русской Земли" | ОНЗ | Нашествие монголов на Древнюю Русь, образование ими государства Золотая Орда. | |||||
Раздел 7. Времена Московского государства. 14-17 века. | ||||||||
44 | От древней Руси к единой | ОНЗ | Эпоха усиления Московского княжества, формирование Московского государства. | |||||
России. | ||||||||
45 | Земля и люди Московсого | ОНЗ | Жизнь и быт людей Московской Руси. | |||||
государства. | ||||||||
46 | Москва златоглавая. | ОНЗ | Московский Кремль, Красная площадь как комплекс архитектурных и исторических памятников. Иван Грозный и его деятельность. | |||||
47 | "Хуже Грозного царя только | ОНЗ | Московское государство 17. век. Обстановка Смуты. | |||||
междуцарствие" С.р. | ||||||||
48 | Моковское государство и Древняя Русь на "реке времени" Пр.раб. | ОСЗ | ||||||
Раздел 8. Времена Российской империи. Конец 18 начало 19 века. | ||||||||
49 | Пётр Великий. | ОНЗ | Становление России как империи. | Знать: понятие император, чиновники, крепостное право.Уметь: ориентироваться в образной исторической карте; определять последовательность событий, по некоторым отдельным признакам. | ||||
50 | РУН | |||||||
51 | Власть и народ Российской | ОНЗ | Противоречия и конфликты в Российской империи в конце 18 начале 19 веков. | |||||
империи. | ||||||||
52 | Как Россия у Европы "училась". | ОНЗ | Культура России в конце 18 начале 19 века. | |||||
53 | "Гроза двенадцатого года" С.р. | ОНЗ | Отечественная война 1812 года | |||||
54 | Император - освободитель. | ОНЗ | Отмена крепостного права, развитие России. | |||||
55 | Времена Российской империи. Пр.раб. | ОСЗ | ||||||
Раздел 9. России и СССР. 1917 - 1991 годы. | ||||||||
56 | Россия в огне. | ОНЗ | Коренные изменения В политической жизни России в 1917 году. | Знать понятия революция, Гражданская война, советы, коммунистическая партия, СССР. Уметь: определять последовательность исторических событий времён Советской России и СССР. | ||||
57 | "К светлому будущему" | ОНЗ | Трудности и победы на пути к "справедливому обществу" | |||||
58 | "Вставай, страна огромная" | ОНЗ | ВОВ 1941-1945годы. Разрушительные последствия войны. | |||||
59 | РУН | |||||||
60 | "Через тернии к звёздам" С.р. | ОНЗ | Послевоенная история страны. Достижения, противоречия в развитии государства. | |||||
Раздел 10. Современная Россия. | ||||||||
61 | Я - гражданин России. | ОНЗ | Связь современной России с предшествующими эпохами. | Знать: понятие СНГ, демократия, конституция, гражданин, Президент, Государственная дума, символы государства, федерация, государственные праздники. Уметь: ориентироваться в образной исторической карте, определять последовательность исторических событий по признакам эпохи российской историии: современная Россия. | ||||
62 | Власть народа. | ОНЗ | Понятия "референдум" "демократия", "выборы власти" | |||||
63 | Кто в государстве самый | ОНЗ | Понятия "правительство" "Государственная дума" | |||||
главный? | ||||||||
64 | Народы России. | ОНЗ | Понятие "федерация", формирование единого государства Россия. | |||||
65 | Наш общий дом. | ОНЗ | Понятие "федерация", формирование единого государства Россия. | |||||
66 | РУН | |||||||
67 | Как нам жить? | ОНЗ | Общегосударственные проблемы современной России, пути их решения. | |||||
68 | Как нам жить? | ОСЗ | ||||||
ОНЗ -урок открытие новых знаний | ||||||||
РУН-урок развития умений и навыков | ||||||||
ОСЗ- урок обобщения и систематизации знаний | ||||||||
УЭ - урок экскурсия |
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету окружающий мир 3 класс составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, М. «Просвещение», 2007 год и образовательной программы начального общего образования «Школа 2100», М.:«Баласс», 2007, учебно-методического комплекта:
1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. «Окружающий мир», 3 класс. («Обитатели Земли», «Моё Отечество»), учебник в 2 частях. М.: Баласс, 2008.
2. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. «Окружающий мир», 3 класс. («Обитатели Земли», «Моё Отечество»).Рабочая тетрадь. 2 части. М.: Баласс, 2008.
3. ВахрушевА.А., Родыгина О.А. «Окружающий мир». Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2009.
4. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. «Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» часть 1. «Обитатели Земли», часть 2. «Моё Отечество»
Учебный предмет изучается в 3 классе, рассчитан на 68 часов (2 ч/н)
Изменения в авторскую программу не внесены.
Цели и задачи ступени начального общего образования по учебному предмету «Окружающий мир»
Цель курса – знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру.
Задачи курса – познакомить с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. Научить понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. Познакомить с картиной мира и научить учащихся пользоваться ею для постижения мира и упорядочивания своего опыта.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Окружающий мир», 3 класс
Главная цель учебника для 3-го класса – познакомить младших школьников с ролью и значением жизни на Земле. Помочь ученику объяснить явления окружающего мира с позиции истории. Помочь сформировать личное эмоционально-оценочное отношение к миру, без которого невозможно построить взаимоотношения с природой и людьми.
Задачи:
-рассмотрение Земли как нашего общего дома и распространению принципов человеческой морали на всю поверхность нашей планеты;
- познакомить с одной из важнейших причин порядка в природе – круговороте веществ;
- познакомить с представлением об историческом счёте времени, с историей – наукой о прошлом человечества.
Общеучебные умения учащихся 3 класса
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Извлекать информацию, представленную в разных формах(таблицах, схемах, иллюстрация и т.п.) Сравнивать и группировать факты и явления. Определять причины явлений, событий. Делать выводы на основе обобщения знаний. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схем.
Учиться отделять поступки от самого человека. В предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных ситуаций. Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Учебно – тематический план
№ п/п |
Тема раздела |
Кол-во часов |
1 |
Вещество и энергия |
5 ч. |
2 |
Оболочка планеты, охваченная жизнью |
6 ч. |
3 |
Экологическая система |
11 ч. |
4 |
Живые участники круговорота веществ |
13 ч. |
5 |
Твои родные и твоя Родина в потоке времени |
4 ч. |
6 |
Времена Древней Руси. 1Х-ХШ века |
5 ч. |
7 |
Времена Московского государства. ХIV-ХVII века |
4 ч. |
8 |
Времена Российской империи. XVIII - начало XX века |
7 ч. |
9 |
Времена Советской России и СССР. 1917-1991 годы |
5 ч. |
10 |
Современная Россия |
8 ч. |
Итого |
|
68 ч. |
Содержание программы.
Раздел 1: «Обитатели Земли» (34 ч)
Вещество и энергия (5 ч)
Тела естественные и искусственные. Вещество - то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы -мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твердые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц.
Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло - твердое. Из чего состоят молекулы. Почему лед легче воды.
Энергия - источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода - явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла.
Оболочка планеты, охваченная жизнью (6 ч)
Воздушная, водная и каменная оболочка Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли - биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.
Важнейшее условие жизни людей - порядок окружающего мира. Стабильность условий - следствие круговорота веществ в природе. Жизнь - участник круговорота веществ.
Участники круговорота веществ. Растения - производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные - потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии - разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.
Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощенных веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание.
Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.
Экологическая система (11 ч)
Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема - единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва - единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?
Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы - излюбленный корм аквариумных рыб. Озерные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера.
Болото - заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное самоосушение болота.
Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и ее роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.
Экосистема леса. Деревья - главные растения леса. Древесина. Деревья - мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его. Распространение семян растений (береза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.
Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить ее раны?
Поле - искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите - массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.
Аквариум - маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста.
Живые участники круговорота веществ (13 ч)
Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень - основные органы цветкового растения. Цветок - орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль.
Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц.
Появление твердых покровов - защита от хищников. Наружный скелет членистоногих - «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.
Возникновение позвоночника - внутреннего скелета. Рыбы - позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие - органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся - сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы - животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелетные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.
Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными.
Грибы - разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники.
Бактерии - универсальные разрушители веществ. Бактерии - самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии - главные участники всех круговоротов.
Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой - единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки.
Экскурсия в зоопарк или ботанический сад, краеведческий музей, тема «Многообразие растений и животных».
Раздел 2: «Мое Отечество» (34 ч)
Твои родные и твоя Родина в потоке времени (4 ч)
Родословная человека. Поколения предков, фамилия, имя и отчество - связь времен.
Представление об историческом счете времени: правила определения номера века по году, эра - точка отсчета времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления христианстве - одной из самых распространенных в мире религий.
Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Обществ в котором мы живем. Образ понятия «государство». Законы - обязательные для всех правила поведения, установленные государство Моя Родина, мое Отечество - Россия!
История моей Родины. История - наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России.
Времена Древней Руси. 1Х-ХШ века (5 ч)
Древние жители российских просторов. Создание Древнерусского государства. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче.
«Древняя Русь - страна городов». Города - центры культур Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книг Славянская азбука - кириллица.
Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.
Разорение и погибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичные представления об исламской религии, ее роль в развитии культуры народов России. Русские земли под властью Золотой Орды.
Времена Московского государства. ХIV-ХVII века (4 ч)
Время создания Московского государства - время жестокости и милосердия. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублева. Куликовская битва и Дмитрий Донской. Освобождение от ордынской зависимости. Объединение русских княжеств в Российское государство. Великий государь Иван III. Государственный герб России - двуглавый орел. Московское государство - наследник Древней Руси.
Земля и люди Московского государства. Занятия и быт, крестьян, бояр и дворян, горожан. Иван Федоров - первопечатник.
Московский Кремль - памятник времен Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного и его безграничная власть.
Смутное время - угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.
Времена Российской империи. XVIII - начало XX века (7 ч)
Преобразование России Петром Великим - первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг.
Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины П. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве.
Отечественная война 1812 года - угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов.
Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов - «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин - создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи.
Правление Александра II - время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновленной империи.
Времена Советской России и СССР. 1917-1991 годы (5 ч)
Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.
Цель советского государства - строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина.
Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны.
Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране.
Современная Россия (8 ч)
Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ -Россия. Современная Россия - наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция -основной закон государства. Права и обязанности граждан.
Что такое демократия? Представления об избирательной системе.
Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент - глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума - собрание избранных народом представителей, которое создает законы.
Россия - общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России.
Российская Федерация - государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне - все граждане Российской Федерации.
Достояние российской культуры - библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача - сохранение и преумножение культурных богатств России. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования).
Общеучебные умения учащихся к концу 3-го класса
Должны знать:
- что такое тело;
- что такое вещество; свойства твердых, жидких и газообразных веществ;
-
что такое энергия;
-
элементарные сведения о круговороте веществ;
-
значение кислорода для дыхания живых организмов и человека;
-
роль Солнца как главного источника тепла и света на Земле для существования живых организмов и человека на Земле;
-
основные компоненты экосистемы (растения, животные, грибы, бактерии, воздух, вода, почва);
-
об основных экосистемах (озеро, болото, луг, лес, поле) и их специфике;
-
что такое почва и какова ее роль в плодородии:
-
основные группы растений (хвойные, цветковые), животных (насекомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери),
грибы и бактерии.
Учащиеся должны уметь:
-
применять законы и правила к природным процессам и предсказывать конечный результат в совокупности взаимосвязанных явлений;
-
различать твердые тела, жидкости и газы;
-
приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
-
выделять звенья круговорота веществ;
-
классифицировать живые организмы по их ролям («профессиям»)
в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;
- определять принадлежность растений и животных к основным изученным систематическим группам;
- уметь проводить наблюдения за растениями и животными;
-
объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
К концу 3-го класса учащиеся должны знать:
(иметь первичные представления о понятиях и явлениях):
-
Родина, общество, государство, закон;
-
культура;
-
история, времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, Современная Россия;
-
демократия (конституция, гражданин, выборы, президент, Государственная дума);
-
государственные символы России.
Учащиеся должны уметь:
-
узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
-
отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
-
объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
-
по году определять век, место события в прошлом;
-
отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу;
-
объяснять свое отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
-
ориентирования на местности с помощью компаса;
-
определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
-
установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
-
ухода за растениями (животными);
-
выполнения и изучения правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
-
оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участие в её охране;
-
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Нормы оценок по окружающему миру
Пересказ
-
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
-
Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
-
Оценка "3 - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает ошибки.
-
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
-
Тестовая работа:
-
«5» - ставится, если ученик выполнил 90-100 % заданий,
-
«4» - при выполнении 70-89 % заданий,
-
«3» – при выполнении 50-69 % заданий,
-
«2» - при выполнении менее 50% заданий.
Устный ответ:
-
«5» - ученик полно излагает материал, дает правильное определение понятий, обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, привести необходимые примеры, излагает материал последовательно и правильно.
-
«4» - ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности изложения.
-
«3» - ученик обнаруживает знание и понимание основных положений темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил, не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения, излагает материал непоследовательно.
-
«2» - ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке основных понятий, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
-
ТЕСТ
-
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
-
Оценки:
-
«5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
-
«4» – верно выполнено 3/4 заданий.
-
«3» – верно выполнено 1/2 заданий.
-
«2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.
-
-
Устный ответ
-
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
-
Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
-
Оценка "3" – пересказывает, отвечает на вопросы при помощи учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
-
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
-
-
Оценки за контрольную работу:
-
«5» – за работу, в которой нет ошибок.
-
«4» – за работу, в которой допущено 1–2 ошибки.
-
«3» – за работу, в которой допущено 3–5 ошибок.
-
«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Учебно – методический комплект
Для учителя:
1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. «Окружающий мир», 3 класс. («Обитатели Земли», «Моё Отечество»), учебник в 2 частях. М.: Баласс, 2008.
2. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. «Окружающий мир», 3 класс. («Обитатели Земли», «Моё Отечество»).Рабочая тетрадь. 2 части. М.: Баласс, 2010.
3. ВахрушевА.А., Родыгина О.А. «Окружающий мир». Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2009.
4. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. «Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» часть 1. «Обитатели Земли», часть 2. «Моё Отечество» М.: Баласс, 2010.
Для учащихся:
1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. «Окружающий мир», 3 класс. («Обитатели Земли», «Моё Отечество»), учебник в 2 частях. М.: Баласс, 2008.
2. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. «Окружающий мир», 3 класс. («Обитатели Земли», «Моё Отечество»).Рабочая тетрадь. 2 части. М.: Баласс, 2010.
3. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. «Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» часть 1. «Обитатели Земли», часть 2. «Моё Отечество» М.: Баласс, 2010.
Интернет – ресурсы:
- Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября»
- http:www.Nachalka.com.
- http:www.viku.rdf.ru.
- http:www.rusedu.ru.
-http://school-collection.edu.ru/
-www.center.fio.ru
- http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html
-http://www.int-edu
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:
Директор МОУ зам.директора МОУ на заседании
«Лянторская МАСОШ №7» «Лянторская МАСОШ №7» МО
Шерстюк Е.С протокол № _____
Приказ №______ от«__» _________2012г. от «__» _______2012г.
от «___»________2012г. ______________
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Класс - 3.2
Учитель Усатая Мария Константиновна
Количество часов на год/ полугодие
-
в учебном году – 68 часов
-
в I полугодии – 33 часов
-
во II полугодии - 35 часов
Плановые контрольные уроки - _
Планирование составлено на основе
Рабочей программы по учебному предмету «Окружающий мир», 3 класс на 2012-2013учебный год
Календарно-тематическое планирование составил(а) _________ Усатая М.К.
(подпись)
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Сохранение и укрепление здоровья младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО