Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 3 класса Школа 2100
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, и примерной программы начального общего образования М. Просвещение, 2007год и образовательной программы начального общего образования «Школа 2100», М.:«Баласс», 2007, учебно-методического комплекта:
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 3 класс. – М.: Баласс, 2007г., 2008 г.
2. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал по русскому языку. 3 класс. — М.: Баласс, 2009
3. Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию. 3 класс. – М.: Баласс, 2009 г.
4. Бунеева Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс. 1.2 вариант. 3 класс. – М.: Баласс, 2009 г.
5. Бунеева Е.В. Слова с непроверяемыми написаниями. 3 класс. – М.: Баласс, 2009 г.
6. Бунеева Е.В., Л.Ю.Комиссарова. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык», М.:«Баласс», 2007 г.
Учебный предмет изучается в 3 классе, рассчитан на 170 часов (5 н/ч)
Изменения в авторскую программу не внесены.
Курс русского языка в начальной школе — часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе.
Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык».
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1)развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2)осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3)формирование у детей чувства языка;
4)воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
5)сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
Общеучебные умения учащихся 3 класса
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Извлекать информацию, представленную в разных формах(таблицах, схемах, иллюстрация и т.п.) Сравнивать и группировать факты и явления. Определять причины явлений, событий. Делать выводы на основе обобщения знаний. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схем.
Учиться отделять поступки от самого человека. В предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных ситуаций. Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Учебно – тематический план
№ п/п |
Тема раздела |
Кол-во часов |
1 |
ПОВТОРЕНИЕ |
11ч. |
2 |
СЛОВО. ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ. ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В КОРНЕ. |
3 ч. |
3 |
ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ. УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ. |
11 ч. |
4 |
НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА. |
9 ч. |
5 |
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА. |
8ч. |
6 |
СЛОЖНЫЕ СЛОВА И ИХ ПРАВОПИСАНИЕ |
7 ч. |
7 |
ЧАСТИ СЛОВА. ПРИСТАВКА. |
1 ч. |
8 |
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ. |
5 ч. |
9 |
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЁРДЫЙ И МЯГКИЙ ЗНАКИ. |
6 ч. |
10 |
ЧАСТИ СЛОВА. ОСНОВА И ОКОНЧАНИЕ СЛОВА. |
4 ч. |
11 |
ЧАСТИ СЛОВА. СУФФИКС. |
2ч. |
12 |
РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ. |
5ч. |
13 |
ЧАСТИ РЕЧИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ. |
1ч. |
14 |
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. |
3ч. |
15 |
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЁННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ. |
3ч. |
16 |
РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. |
4ч. |
17 |
ЧИСЛО ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. |
4ч. |
18 |
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. |
9ч. |
19 |
МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. |
8ч. |
20 |
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. |
4ч. |
21 |
ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В ОКОНЧАНИЯХ. |
4ч. |
22 |
РАЗБОР ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО СОСТАВУ. |
6ч. |
23 |
ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ |
4ч. |
24 |
ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ С ГЛАГОЛАМИ. |
3ч. |
25 |
НЕПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА. |
8ч. |
26 |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ.ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ. |
9ч. |
27 |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ. |
7ч. |
28 |
ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. |
8ч. |
29 |
ПОВТОРЕНИЕ |
13ч. |
|
итого |
170 ч. |
Содержание курса
Разделы, изучаемые во 3 классе:
1. Повторение.
Знания детей о слове, тексте, предложении. Вспомнить признаки нахождения орфограмм в словах. Орфограммы безударная гласная, парная согласная, правописание имён собственных. Повторение алфавита.Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование правильного типа читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.
2. Слово.
Закрепление умений звукобуквенного анализа слов, постанов ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь для обозначения мягкости согласных, ь и ъ разделительных.
Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корне слов (снег — снежок).
Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучат слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2-м классе; слов с ь и ъ разделительными, переносить слова с ь и ъ.Составление предложений, в которых четко проявлялось бы каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1-2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое
знакомство с антонимами.
3. Слово. Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне.Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове корень путем подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова.Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений.
4. Правописание проверяемых согласных в корне. Удвоенные согласные в корне.
Написание слов с двойными согласными в корне, например класс, жужжит, ссора, с двойными согласными на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих слов. Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова.
5. Непроизносимые согласные в корне слова.
Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.
6. Безударные гласные в корне слова. Правописание безударной гласной в корне (в двусложных словах, в трехсложных словах с двумя безударными гласными в корне).Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова.
7. Сложные слова и их правописание. Знакомство с понятием «сложные слова». Образование «сложных слов», которые обозначают внешние, портретные черты человека и черты его характера.
8. Части слова. Приставка.Повторить понятие о приставке как части слова; познакомить с правильным написанием приставок. Развивать умение писать приставки с безударными гласными в приставках. Наблюдать над смысловым значением приставок. Формировать умение писать слова с удвоенной согласной в корне на стыке приставки и корня.Развитие умения писать слова с безударными гласными в приставках.
9. Разделительный твёрдый и мягкий знаки. Правописание слов с разделительными ъ и ь.
10. Части слова. Основа и окончание. Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении.Основа слова (определение).
11. Части слова. Суффикс. Знакомство с суффиксами -к-, -оньк-, -оват-, -еват-, -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Актуализировать значение суффиксов в нашей речи.
12. Разбор слова по составу. Закрепить знания о частях слова, умение разбирать слова по составу.
13. Части речи в русском языке. Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.
14. Имя существительное как часть речи.
15. ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЁННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ.
16. РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Род, число имен существительных.
17. Число имён существительных.
Понятие об изменении имени существительного по числам.
18. Словообразование имён существительных. Образование имен существительных с помощью суффиксов -онк-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-, -чик-, -тель-, -ник-.
19. Местоимение как часть речи. Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.
20. Имя прилагательное как часть речи.Понятие об имени прилагательном. Изменение имен прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Суффиксы имен прилагательных -к-, -еньк-, -оват-, -еват-.
21. Правописание безударных гласных в окончаниях. Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.
22. Разбор имени прилагательного по составу.
Особенности словообразования имён прилагательныхот основ существительных и прилагательных.
23. Глагол как часть речи. Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам.
24. Правописание частицы не с глаголами.Правописание частицы не с глаголами.
25. Неопределённая форма глагола. Неопределенная форма глагола. Правописание ь после ч в глаголах неопределенной формы.
26. ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ.ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ.
Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.
27. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.
28. ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространенные и нераспространенные. Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания: запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.
29. ПОВТОРЕНИЕ. Повторение изученных орфограмм, состава слова, разбора предложений.
Развитие речи — одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.
Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочетов графического характера.
Требования к результатам обучения учащихся к концу 3 – го класса:
Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.
Учащиеся должны знать:
— правила правописания слов с изученными орфограммами;
— определения имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола;
— название и определение членов предложения: главных (подлежащее, сказуемое) и второстепенных (без их дифференциации); однородных членов предложения.
Учащиеся должны уметь:
— производить звукобуквенный анализ доступных слов;
— видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми и непроизносимыми согласными, с удвоенными согласными в корне, с ь для обозначения мягкости ь разделительным; владеть способами проверки гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной гласной о и е; частицу не с глаголами; безударные гласные в окончаниях имен прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
— правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объемом 55-60 слов), правильно переносить слова с удвоенными согласными в корне, на стыке приставки и корня, с ъ;
— находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах.
— распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объеме программы;
-определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
— разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
— видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и);
— составлять предложения с однородными членами, употреблять их
в речи;
— осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
— читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
— читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
— письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· для адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
· работы со словарем (алфавит);
· соблюдения орфоэпических норм;
· создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
· овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).
· выразительности, грамматической и орфографической грамотности речи, готовности использовать в самостоятельных высказываниях и письменных текстах предложений, различных по синтаксическому строю (сложных, простых, распространенных, предложений с однородными членами);
· выразительного произнесения предложений и текстов (логическое ударение, интонация) и правильной расстановки знаков препинания в предложениях, различных по составу;
· устного и письменного составления предложений и текстов на определенную тему и текстов, выражающих благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
· правильного написания слов с изученными орфограммами, безошибочного и аккуратного списывания текстов (70—80 слов) и письма текстов под диктовку (75—85 слов) с изученными орфограммами (безударные падежные окончания существительных и прилагательных, безударные личные окончания глаголов Iи IIспряжения и т. д.);
· готовности к осознанию учебных, познавательных задач по русскому языку, к самостоятельному использованию различных справочных материалов (словарей, таблиц, алгоритмов и т. д.), готовности к самооценке и самоконтролю.
Нормы оценок по русскому языку
Диктанты:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографическихошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок.Работа написана небрежно.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работанаписана неряшливо.
Ошибкой в диктанте следует считать:
• нарушение правил орфографии при написании слов;
• пропуск и искажение букв в словах;
• замену слов;
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
• неправильное написание словарных слов.
За одну ошибку в диктанте считаются:
• два исправления;
• две пунктуационные ошибки;
• повторение ошибок в одном и том же слове.
• повторение одной и той же буквы в слове;
• недописанное слово;
За ошибку в диктанте не считаются:
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово
следующего предложения записано с заглавной буквы;
• единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
• повторение одной и той же буквы в слове;
• недописанное слово;
• перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена.
Грамматические задания
Оценка «5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
Оценка «4» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий. Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий. Оценка «2» ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.
Изложения и сочинения
Оценка «5» ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
— правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности);
б) грамотность:
— нет орфографических и пунктуационных ошибок;
— допускается 1 -2 исправления.
Оценка «4» ставится:
а)по содержанию и речевому оформлению:
— правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;
— имеются отдельные фактические и речевые неточности;
— допускается не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста.
б)грамотность:
две орфографические и одна пунктуационная ошибки.
Оценка «3» ставится:
а)по содержанию и речевому оформлению:
— допущены отклонения от авторского текста;
— отклонение от темы;
— допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей;
— беден словарь;
— имеются речевые неточности;
— допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста;
б)грамотность:
3-5 орфографических и 1-2 пунктуационных ошибок.
Оценка «2» ставится:
а)по содержанию и речевому оформлению:
— работа не соответствует теме;
— имеются значительные отступления от авторской темы;
— много фактических неточностей;
— нарушена последовательность изложения мыслей;
— во всех частях работы отсутствует связь между ними;
— словарь беден;
— более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста;
б)грамотность:
более 3 орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок.
Контрольное списывание
Оценка«5» ставится:
— без ошибок;
— работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.
Оценка «4» ставится:
— имеется 1 ошибка и одно исправление.
Оценка «3» ставится:
— имеется 3 ошибки и одно исправление.
Оценка «2» ставится:
— имеется 3 ошибки и 1-2 исправления.
Оценки за словарный диктант:
Оценка«5» ставится:
— без ошибок. Оценка «4» ставится:
— имеются 1-2 ошибки. Оценка «3» ставится:
— имеются 3-4 ошибки. Оценка «2»ставится:
— имеются 5-6 ошибок. Оценка «1»ставится:
— 7 и более ошибок.
Тестовая работа:
Оценка" 5 " ставится, если ученик выполнил 90-100 %заданий.
Оценка «4»ставится при выполнении 70-89 % заданий.
Оценка «3» ставится при выполнении 50-69 % заданий.
Оценка «2»ставится при выполнении менее 50% заданий.
Устный ответ:
Оценка" 5 " — ученик полно излагает материал, дает правильное определение языковых понятий, обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно, излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка" 4"-ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка" 3 " — ученик обнаруживает знание и понимание основных положений темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил, не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения, излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении.
Оценка" 2"-ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Учебно – методическое обеспечение
Для учителя:
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 3 класс. – М.: Баласс, 2009 г.
2. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал по русскому языку. 3 класс. — М.: Баласс, 2009
3. Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию. 3 класс. – М.: Баласс, 2009 г.
4. Бунеева Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс. 1.2 вариант. 3 класс. – М.: Баласс, 2009 г.
5. Бунеева Е.В. Слова с непроверяемыми написаниями. 3 класс. – М.: Баласс, 2009 г.
6. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 3-й класс. Методические рекомендации для учителя.- М.: Баласс, 2010.
Для учащихся:
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 3 класс. – М.: Баласс, 2009 г.
2. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал по русскому языку. 3 класс. — М.: Баласс, 2009
3. Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию. 3 класс. – М.: Баласс, 2009 г.
4. Бунеева Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс. 1.2 вариант. 3 класс. – М.: Баласс, 2009 г.
Интернет – ресурсы:
— Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября»
— http:www.Nachalka.com.
— http:www.viku.rdf.ru.
— http:www.rusedu.ru.
-http://school-collection.edu.ru/
-www.center.fio.ru
— http://www.maro.newmail.ru
— http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html
-http://www.int-edu
График контрольных работ
1 полугодие
№ п/п |
Дата |
Тема контрольной работы |
1 |
08.09 |
Контрольное списывание. |
2 |
14.09 |
Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение изученного во 2 классе»(входной контроль) |
3 |
18.10 |
Контрольный диктант № 2 по теме «Правописание проверяемых согласных в корне» (промежуточный контроль) |
4 |
28.10 |
Контрольный диктант № 3 по теме «Безударных гласных в корне» (промежуточный контроль) |
5 |
07.12 |
Контрольный диктант № 4 по теме «Безударных гласных в приставках, разделительный ъ и ь» (промежуточный контроль) |
6 |
24.12 |
Контрольная работа № 5 по теме: Повторение изученного (промежуточный контроль) |
2 полугодие
№п/п |
Дата |
Тема контрольной работы |
7 |
18.01 |
Контрольная работа № 6 по теме: «Имена существительные» (промежуточный контроль) |
8 |
09.03 |
Контрольный диктант № 7 теме «Имя прилагательное» (промежуточный контроль) |
9 |
08.04 |
Контрольный диктант № 8 по теме «Глагол» (промежуточный контроль) |
10 |
20.05 |
Контрольная работа № 9 по теме «Повторение изученного за год» (итоговый контроль) |
11 |
26.05 |
Контрольный диктант № 10 по теме « Правописание изученных орфограмм в 3-ем классе» (итоговый контроль) |
График контрольных работ в 3.5 классе (уч. Новикова Н.А.)
2 полугодие
№п/п |
Дата |
Тема контрольной работы |
7 |
18.01 |
Контрольная работа № 6 по теме: «Имена существительные» (промежуточный контроль) |
8 |
09.03 |
Контрольный диктант № 7 теме «Имя прилагательное» (промежуточный контроль) |
9 |
08.04 |
Контрольный диктант № 8 по теме «Глагол» (промежуточный контроль) |
10 |
20.05 |
Контрольная работа № 9 по теме «Повторение изученного за год» (итоговый контроль) |
11 |
26.05 |
Контрольный диктант № 10 по теме « Правописание изученных орфограмм в 3-ем классе» (итоговый контроль) |
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, и примерной программы начального общего образования М. Просвещение, 2007год и образовательной программы начального общего образования «Школа 2100», М.:«Баласс», 2007, учебно-методического комплекта:
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 3 класс. – М.: Баласс, 2007г., 2008 г.
2. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал по русскому языку. 3 класс. - М.: Баласс, 2009
3. Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию. 3 класс. – М.: Баласс, 2009 г.
4. Бунеева Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс. 1.2 вариант. 3 класс. – М.: Баласс, 2009 г.
5. Бунеева Е.В. Слова с непроверяемыми написаниями. 3 класс. – М.: Баласс, 2009 г.
6. Бунеева Е.В., Л.Ю.Комиссарова. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык», М.:«Баласс», 2007 г.
Учебный предмет изучается в 3 классе, рассчитан на 170 часов (5 н/ч)
Изменения в авторскую программу не внесены.
Курс русского языка в начальной школе - часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе.
Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык».
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1)развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2)осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3)формирование у детей чувства языка;
4)воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
5)сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
Общеучебные умения учащихся 3 класса
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Извлекать информацию, представленную в разных формах(таблицах, схемах, иллюстрация и т.п.) Сравнивать и группировать факты и явления. Определять причины явлений, событий. Делать выводы на основе обобщения знаний. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схем.
Учиться отделять поступки от самого человека. В предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных ситуаций. Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Учебно – тематический план
№ п/п |
Тема раздела |
Кол-во часов |
1 |
ПОВТОРЕНИЕ |
11ч. |
2 |
СЛОВО. ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ. ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В КОРНЕ. |
3 ч. |
3 |
ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ. УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ. |
11 ч. |
4 |
НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА. |
9 ч. |
5 |
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА. |
8ч. |
6 |
СЛОЖНЫЕ СЛОВА И ИХ ПРАВОПИСАНИЕ |
7 ч. |
7 |
ЧАСТИ СЛОВА. ПРИСТАВКА. |
1 ч. |
8 |
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ. |
5 ч. |
9 |
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЁРДЫЙ И МЯГКИЙ ЗНАКИ. |
6 ч. |
10 |
ЧАСТИ СЛОВА. ОСНОВА И ОКОНЧАНИЕ СЛОВА. |
4 ч. |
11 |
ЧАСТИ СЛОВА. СУФФИКС. |
2ч. |
12 |
РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ. |
5ч. |
13 |
ЧАСТИ РЕЧИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ. |
1ч. |
14 |
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. |
3ч. |
15 |
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЁННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ. |
3ч. |
16 |
РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. |
4ч. |
17 |
ЧИСЛО ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. |
4ч. |
18 |
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. |
9ч. |
19 |
МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. |
8ч. |
20 |
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. |
4ч. |
21 |
ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В ОКОНЧАНИЯХ. |
4ч. |
22 |
РАЗБОР ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО СОСТАВУ. |
6ч. |
23 |
ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ |
4ч. |
24 |
ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ С ГЛАГОЛАМИ. |
3ч. |
25 |
НЕПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА. |
8ч. |
26 |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ.ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ. |
9ч. |
27 |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ. |
7ч. |
28 |
ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. |
8ч. |
29 |
ПОВТОРЕНИЕ |
13ч. |
|
итого |
170 ч. |
Содержание курса
Разделы, изучаемые во 3 классе:
1. Повторение.
Знания детей о слове, тексте, предложении. Вспомнить признаки нахождения орфограмм в словах. Орфограммы безударная гласная, парная согласная, правописание имён собственных. Повторение алфавита. Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование правильного типа читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.
2. Слово.
Закрепление умений звукобуквенного анализа слов, постанов ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь для обозначения мягкости согласных, ь и ъ разделительных.
Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корне слов (снег — снежок).
Развитие
умений видеть опасные места в написанном
и звучат слове,
писать слова с орфограммами, изученными
во 2-м классе; слов с
ь
и
ъ
разделительными,
переносить слова с ь
и
ъ.
Составление предложений, в которых
четко проявлялось бы каждое из значений
слова. Наблюдение над
явлением синонимии, осмысление роли
этого явления в речи. Самостоятельный
подбор 1-2 синонимов к данному слову.
Наблюдение над
особенностями употребления синонимов
в речи. Практическое
знакомство
с антонимами.
3. Слово. Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне. Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове корень путем подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений.
4. Правописание проверяемых согласных в корне. Удвоенные согласные в корне.
Написание слов с двойными согласными в корне, например класс, жужжит, ссора, с двойными согласными на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих слов. Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова.
5. Непроизносимые согласные в корне слова.
Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.
6. Безударные гласные в корне слова. Правописание безударной гласной в корне (в двусложных словах, в трехсложных словах с двумя безударными гласными в корне). Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова.
7. Сложные слова и их правописание. Знакомство с понятием «сложные слова». Образование «сложных слов», которые обозначают внешние, портретные черты человека и черты его характера.
8. Части слова. Приставка. Повторить понятие о приставке как части слова; познакомить с правильным написанием приставок. Развивать умение писать приставки с безударными гласными в приставках. Наблюдать над смысловым значением приставок. Формировать умение писать слова с удвоенной согласной в корне на стыке приставки и корня. Развитие умения писать слова с безударными гласными в приставках.
9. Разделительный твёрдый и мягкий знаки. Правописание слов с разделительными ъ и ь.
10. Части слова. Основа и окончание. Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение).
11. Части слова. Суффикс. Знакомство с суффиксами -к-, -оньк-, -оват-, -еват-, -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Актуализировать значение суффиксов в нашей речи.
12. Разбор слова по составу. Закрепить знания о частях слова, умение разбирать слова по составу.
13. Части речи в русском языке. Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.
14. Имя существительное как часть речи.
15. ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЁННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ.
16. РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Род, число имен существительных.
17. Число имён существительных.
Понятие об изменении имени существительного по числам.
18. Словообразование имён существительных. Образование имен существительных с помощью суффиксов -онк-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-, -чик-, -тель-, -ник-.
19. Местоимение как часть речи. Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.
20. Имя прилагательное как часть речи. Понятие об имени прилагательном. Изменение имен прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Суффиксы имен прилагательных -к-, -еньк-, -оват-, -еват-.
21. Правописание безударных гласных в окончаниях. Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.
22. Разбор имени прилагательного по составу.
Особенности словообразования имён прилагательных от основ существительных и прилагательных.
23. Глагол как часть речи. Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам.
24. Правописание частицы не с глаголами. Правописание частицы не с глаголами.
25. Неопределённая форма глагола. Неопределенная форма глагола. Правописание ь после ч в глаголах неопределенной формы.
26. ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ.ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ.
Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.
27. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ. Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.
28. ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространенные и нераспространенные. Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания: запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.
29. ПОВТОРЕНИЕ. Повторение изученных орфограмм, состава слова, разбора предложений.
Развитие речи - одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.
Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочетов графического характера.
Требования к результатам обучения учащихся к концу 3 – го класса:
Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.
Учащиеся должны знать:
- правила правописания слов с изученными орфограммами;
- определения имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола;
- название и определение членов предложения: главных (подлежащее, сказуемое) и второстепенных (без их дифференциации); однородных членов предложения.
Учащиеся должны уметь:
-
производить звукобуквенный анализ доступных слов;
-
видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми и непроизносимыми согласными, с удвоенными согласными в корне, с ь для обозначения мягкости ь разделительным; владеть способами проверки гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной гласной о и е; частицу не с глаголами; безударные гласные в окончаниях имен прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
-
правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объемом 55-60 слов), правильно переносить слова с удвоенными согласными в корне, на стыке приставки и корня, с ъ;
-
находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах.
- распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объеме программы;
- определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
-
разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
-
видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и);
-
составлять предложения с однородными членами, употреблять их
в речи; -
осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
-
читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
-
читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
- письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
для адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
-
работы со словарем (алфавит);
-
соблюдения орфоэпических норм;
-
создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
-
овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).
-
выразительности, грамматической и орфографической грамотности речи, готовности использовать в самостоятельных высказываниях и письменных текстах предложений, различных по синтаксическому строю (сложных, простых, распространенных, предложений с однородными членами);
-
выразительного произнесения предложений и текстов (логическое ударение, интонация) и правильной расстановки знаков препинания в предложениях, различных по составу;
-
устного и письменного составления предложений и текстов на определенную тему и текстов, выражающих благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
-
правильного написания слов с изученными орфограммами, безошибочного и аккуратного списывания текстов (70—80 слов) и письма текстов под диктовку (75—85 слов) с изученными орфограммами (безударные падежные окончания существительных и прилагательных, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения и т. д.);
-
готовности к осознанию учебных, познавательных задач по русскому языку, к самостоятельному использованию различных справочных материалов (словарей, таблиц, алгоритмов и т. д.), готовности к самооценке и самоконтролю.
Нормы оценок по русскому языку
Диктанты:
Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.
Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.
Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок. Работа написана небрежно.
Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
Ошибкой в диктанте следует считать:
-
нарушение правил орфографии при написании слов;
-
пропуск и искажение букв в словах;
-
замену слов;
-
отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
-
неправильное написание словарных слов.
За одну ошибку в диктанте считаются: -
два исправления;
-
две пунктуационные ошибки;
-
повторение ошибок в одном и том же слове.
-
повторение одной и той же буквы в слове;
-
недописанное слово;
За ошибку в диктанте не считаются:
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;
• единичный
пропуск точки в конце предложения, если
первое слово
следующего предложения
записано с заглавной буквы;
-
единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
Негрубыми ошибками считаются следующие: -
повторение одной и той же буквы в слове;
-
недописанное слово;
-
перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена.
Грамматические задания
Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
Оценка "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий. Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий. Оценка "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.
Изложения и сочинения
Оценка "5" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности);
б) грамотность:
-
нет орфографических и пунктуационных ошибок;
-
допускается 1 -2 исправления.
Оценка "4" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;
- имеются отдельные фактические и речевые неточности;
- допускается не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста.
б) грамотность:
две орфографические и одна пунктуационная ошибки.
Оценка «3» ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- допущены отклонения от авторского текста;
- отклонение от темы;
- допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей;
- беден словарь;
- имеются речевые неточности;
- допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста;
б) грамотность:
3-5 орфографических и 1-2 пунктуационных ошибок.
Оценка "2" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- работа не соответствует теме;
- имеются значительные отступления от авторской темы;
- много фактических неточностей;
- нарушена последовательность изложения мыслей;
- во всех частях работы отсутствует связь между ними;
- словарь беден;
- более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста;
б) грамотность:
более 3 орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок.
Контрольное списывание
Оценка"5" ставится:
- без ошибок;
- работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.
Оценка "4" ставится:
- имеется 1 ошибка и одно исправление.
Оценка "3" ставится:
- имеется 3 ошибки и одно исправление.
Оценка "2" ставится:
- имеется 3 ошибки и 1-2 исправления.
Оценки за словарный диктант:
Оценка"5" ставится:
- без ошибок. Оценка "4" ставится:
- имеются 1-2 ошибки. Оценка "3" ставится:
- имеются 3-4 ошибки. Оценка "2" ставится:
- имеются 5-6 ошибок. Оценка "1" ставится:
- 7 и более ошибок.
Тестовая работа:
Оценка" 5 " ставится, если ученик выполнил 90-100 %заданий.
Оценка "4" ставится при выполнении 70-89 % заданий.
Оценка "3" ставится при выполнении 50-69 % заданий.
Оценка "2" ставится при выполнении менее 50% заданий.
Устный ответ:
Оценка" 5 " - ученик полно излагает материал, дает правильное определение языковых понятий, обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно, излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка" 4"- ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка" 3 " - ученик обнаруживает знание и понимание основных положений темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил, не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения, излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении.
Оценка" 2"- ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Учебно – методическое обеспечение
Для учителя:
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 3 класс. – М.: Баласс, 2009 г.
2. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал по русскому языку. 3 класс. - М.: Баласс, 2009
3. Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию. 3 класс. – М.: Баласс, 2009 г.
4. Бунеева Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс. 1.2 вариант. 3 класс. – М.: Баласс, 2009 г.
5. Бунеева Е.В. Слова с непроверяемыми написаниями. 3 класс. – М.: Баласс, 2009 г.
6. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 3-й класс. Методические рекомендации для учителя.- М. : Баласс, 2010.
Для учащихся:
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 3 класс. – М.: Баласс, 2009 г.
2. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал по русскому языку. 3 класс. - М.: Баласс, 2009
3. Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию. 3 класс. – М.: Баласс, 2009 г.
4. Бунеева Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс. 1.2 вариант. 3 класс. – М.: Баласс, 2009 г.
Интернет – ресурсы:
- Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября»
- http:www.Nachalka.com.
- http:www.viku.rdf.ru.
- http:www.rusedu.ru.
-http://school-collection.edu.ru/
-www.center.fio.ru
- http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html
-http://www.int-edu
График контрольных работ
1 полугодие
№ п/п |
Дата |
Тема контрольной работы |
1 |
08.09 |
Контрольное списывание. |
2 |
14.09 |
Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение изученного во 2 классе» (входной контроль) |
3 |
18.10 |
Контрольный диктант № 2 по теме «Правописание проверяемых согласных в корне» (промежуточный контроль) |
4 |
28.10 |
Контрольный диктант № 3 по теме «Безударных гласных в корне» (промежуточный контроль) |
5 |
07.12 |
Контрольный диктант № 4 по теме «Безударных гласных в приставках, разделительный ъ и ь» (промежуточный контроль) |
6 |
24.12 |
Контрольная работа № 5 по теме: Повторение изученного (промежуточный контроль) |
2 полугодие
№п/п |
Дата |
Тема контрольной работы |
7 |
18.01 |
Контрольная работа № 6 по теме: «Имена существительные» (промежуточный контроль) |
8 |
09.03 |
Контрольный диктант № 7 теме «Имя прилагательное» (промежуточный контроль) |
9 |
08.04 |
Контрольный диктант № 8 по теме «Глагол» (промежуточный контроль) |
10 |
20.05 |
Контрольная работа № 9 по теме «Повторение изученного за год» (итоговый контроль) |
11 |
26.05 |
Контрольный диктант № 10 по теме « Правописание изученных орфограмм в 3-ем классе» (итоговый контроль) |
График контрольных работ в 3.5 классе (уч. Новикова Н.А.)
2 полугодие
№п/п |
Дата |
Тема контрольной работы |
7 |
18.01 |
Контрольная работа № 6 по теме: «Имена существительные» (промежуточный контроль) |
8 |
09.03 |
Контрольный диктант № 7 теме «Имя прилагательное» (промежуточный контроль) |
9 |
08.04 |
Контрольный диктант № 8 по теме «Глагол» (промежуточный контроль) |
10 |
20.05 |
Контрольная работа № 9 по теме «Повторение изученного за год» (итоговый контроль) |
11 |
26.05 |
Контрольный диктант № 10 по теме « Правописание изученных орфограмм в 3-ем классе» (итоговый контроль) |
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:
Директор МОУ зам.директора МОУ на заседании
«Лянторская МАСОШ №7» «Лянторская МАСОШ №7» МО
Е.С. Шерстюк __________ протокол № _____
Приказ №______ от«__» _________2012г. от «__» _______2012г.
от «___»________2012г. ______________
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков РУССКОГО ЯЗЫКА
Класс - 3.2
Учитель Усатая Мария Константиновна
Количество часов на год/ полугодие
-
в учебном году – 170 часов
-
в I полугодии – 79 часов
-
во II полугодии - 91 часов
Плановые контрольные уроки - _11_
Планирование составлено на основе
Рабочей программы по учебному предмету «Русский язык», 3 класс на 2012-2013учебный год
Календарно-тематическое планирование составил(а) _________ Усатая М.К.
(подпись)
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО