Буква ь
Урок в 1 классе
«Обучение грамоте
Тип: Открытие нового знания
Тема: Буква ь
Цель: развитие личности учащихся на основе освоения приобретённых знаний и универсальных учебных действий
Задачи:
Предметная
Знакомство со вторым способом обозначения мягкости согласных, с помощью ь,
Личностное развитие первоклассников:
появление у детей интереса к первой учебной книге, желание с её помощью учиться, приобретать знания и умения;
зарождение элементов самооценки, стремления преодолевать учебные затруднения;
формирование любознательности, а для её удовлетворения – стремления научиться хорошо читать, узнать мир книг и войти в него;
возникновение интереса к фактам языка и, как следствие, – к самому языку и его дальнейшему изучению;
Метапредметные учебные действия:
регулятивные:
по значкам-заголовкам, по заданиям (в словесной и графической форме) понимать, принимать и удерживать учебную задачу;
осознавать границы собственных знаний; на основе созданных в букваре ситуаций «открытого незнания» понимать перспективы дальнейшей учебной работы;
выполнять различные учебные действия, пользоваться при этом разными способами помощи, оценивать правильность выполнения действий другими, вносить необходимые коррективы; контролировать и оценивать свои действия;
познавательные:
разграничивать факты реальной действительности и слова как их названия;
осознавать звуки, соотношение звуков и букв, слова, речь (устную и письменную), речевое поведение как объекты специального наблюдения, выполнять применительно к ним операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подводить факты языка под освоенные понятия;
воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации; осваивать техническую сторону чтения как условие понимания читаемого;
осознанно читать, критически оценивать полученную информацию, соотносить её с собственным опытом, с ранее полученными знаниями;
понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, модельной; сравнивать информацию, представленную разными способами; переводить информацию, принятую в изобразительной и модельной формах в словесную;
коммуникативные:
осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей, в том числе чтение – как способ общения с автором книги;
участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы речевого поведения, культуры речи; задавать вопросы, слушать собеседников, стремиться сделать свою речь понятной, стараться понять мысль другого;
понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания с учётом речевых задач;
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению.
№ п/п |
Этап урока |
Ход урока |
Формирование УУД |
1 |
Организационный момент |
Подготовка учащихся к работе на занятии |
Коммуникативные УУД: - вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками, |
2 |
Подготовка к основному этапу занятия |
1. По «ленте букв» хором прочитываете буквы гласных, указывающие на твёрдость, а затем на мягкость согласных. - Звуковой анализ слова лоси, составьте звуковую схему, на наборном полотне слово сложите букв и прочитайте. - Как обозначена мягкость согласного звука? 2. - Измените слово, назвав одно животное – лось. Составляете его звуковую схему, сравниваете с предыдущей и найдите отличие. (Нет четвёртого звука [и].) 3 Буквами набрать это слово без и. (Ребята набирают, читают) Получилось ли нужное слово? (Нет, напечатано лос.) - Что же случилось: при чтении по звуковой схеме слово получается, а при составлении из букв – нет. Что именно мешает появлению задуманного слова? (Вместо мягкого согласного [с’] на конце оказывается твердый.) Почему так вышло? (Букву и , обозначавшую мягкость, убрали.) - Попробуем вернуть букву, но тогда опять меняется слово... 4. Как же поступить? Как «приказать» букве с на конце слова читаться мягко? - Кто сможет открыть «тайну» нашего языка? ( поставить букву ь.) Прочитайте, выполняя отданную ею «команду». ФИЗМИНУТКА |
Познавательные УУД: П1- Осознавать познавательную задачу П2 – читать и слушать, извлекая нужную информацию, -критически оценивать её, соотносить с имеющимися знаниями |
3 |
Усвоение новых знаний и способов действий |
- О чём нам говорит буква ь, если стоит на конце слова после буквы согласного? - Обозначает ли эта буква какой-нибудь «свой» звук? Прочитайте то, что я буду показывать: ь, нь, ть, ь, пь... 6. Работа по букварю. - Расшифруйте запись в розовой рамке – такие обозначения ещё не встречались, об их смысле надо догадаться. (Буква ь не обозначает звука – ни гласного, ни согласного.) - Зачем же такая буква нужна в языке?! Может быть, без неё можно обойтись?! - Завершите звуковой анализ слов под картинками и подставьте нужные буквы. |
Личностные УУД: Л1- учебный познавательный интерес, |
4 |
Первичная проверка понимания |
*Последовательное чтение материалов с. 20–21 и беседу по ним. * Пояснения слов лось, олень и лань. Лося и оленя можно различить по размерам и тяжести, по массивности, а также по форме рогов: у оленя (второй рисунок) они более лёгкие и ветвистые. Лань (третья картинка) – это разновидность оленей, быстрое, изящное животное. У ланей-самцов рога немного похожи на лопасти. * Чтение пары слов - Чем отличаются слова первого столбика и второго? *- Составьте предложения «по заданию художника», Словами рисуйте понравившуюся вам рыбку, выразите своё отношение к её внешнему виду. *Доскажите предложения. Отметьте буквы безударных гласных. - Вы заметили, что иногда буквы в словах такие же, как звуки, а иногда другие?» В слове карась на месте гласных звуков пишем то же, что слышим, а в словах олень, тополь на месте звука [а] пишем о. ФИЗМИНУТКА. |
Регулятивные УУД: (способность организовать свою деятельность) |
5 |
Включение в систему знаний и повторение |
- Прочитав пары слов мел – мель и др., - Почему, так важно правильно читать, а при письме верно обозначать звуки буквами. - Скажите одно из слов, написанных с ь, послушайте себя, определите количество звуков и сравнить, совпадает ли оно с количеством букв. Если не совпадает, дайте объяснение, почему так происходит. (Можно распределить слова между группами учеников, а вывод сделать общий.) * Ещё одно сопоставление букв на месте ударных и безударных гласных возможно при чтении пар слов на с. 21, оно поможет младшим школьникам начать замечать единство в написании слов с одним значением. * Постановка вопросов к словам, соотнесению вопросов и слов. - Повторное чтение столбиков слов - выборочное: - Выберите и читайте слова, отвечающие на вопрос– что делает ? или что делать * Работа над текстовыми умениями - Озаглавить картинку и текст. (после ответа на вопрос, о чём рассказывается, и установки озаглавить так, чтобы…). - Найдите место для предложения, данного под звёздочкой. - Составьте предложения про Ваську (Примеры: … решил тоже полакомиться рыбкой; … почуял рыбу и крадётся к ней; … Вот хитрец! Вот проказник! Вот что придумал!..) |
Личностные УУД: -готовность преодолевать трудности. |
6 |
Рефлексия |
- В предложении под звёздочкой найти и показать ту букву, всего одну, из-за которой поставлена звёздочка. (Это буква б .) У двух знакомых букв, е и ё, есть свой секрет, но о нём разговор пойдёт в третьей четверти. - Слова, имеющие ь в середине будем читаться и на следующем уроке. - Оцените свою работу. Урок полезен, всё понятно. Лишь кое-что, чуть-чуть не ясно. Ещё придётся потрудиться. Да, трудно всё-таки учиться! |
Регулятивные УУД: адекватно оценивать свои результаты |
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»